Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года:
1) в статье 3:
пункт 16) после слова "Парламента" дополнить словами "Республики Казахстан";
пункты 27) и 29) изложить в следующей редакции:
"27) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, – лицо, находящееся на государственной службе, депутат маслихата, лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу, а также лицо, временно назначенное на воинскую должность военнослужащего по контракту офицерского состава или временно исполняющее его обязанности;";
"29) коррупционные преступления – деяния, предусмотренные статьями 189 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей), 234 (пунктом 1) части третьей), 249 (пунктом 2) части третьей), 361, 362 (пунктом 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пунктом 2) части второй) и 452 настоящего Кодекса;";
2) в статье 189:
абзац второй части третьей изложить в следующей редакции:
"наказываются ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), – штрафом от десятикратного до двадцатикратного размера похищенного имущества либо лишением свободы на срок от двух до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
абзац второй части четвертой изложить в следующей редакции:
"наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2) части третьей настоящей статьи, – с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
3) в статье 190:
абзац второй части третьей изложить в следующей редакции:
"наказывается ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), – штрафом от десятикратного до двадцатикратного размера похищенного имущества либо лишением свободы на срок от трех до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
абзац второй части четвертой изложить в следующей редакции:
"наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2) части третьей настоящей статьи, – с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
4) в абзаце первом части третьей статьи 297 слова "частью первой" заменить словами "частями первой или второй";
5) в абзаце втором части третьей статьи 345-1 слова "ограничением свободы на срок до семи лет либо лишением свободы на тот же срок," заменить словами "лишением свободы на срок до семи лет";
6) абзац первый статьи 347 после цифр "345," дополнить словами "345-1 и";
7) в абзаце втором статьи 372:
слова "двух тысяч" заменить словами "трех тысяч";
слово "шестисот" заменить словом "девятисот";
8) абзац первый статьи 423 изложить в следующей редакции:
"Разглашение данных досудебного производства или закрытого судебного разбирательства лицом, предупрежденным в установленном законом Республики Казахстан порядке о недопустимости их разглашения, либо лицом, которому они были доверены или стали известны по службе, работе либо по иным предусмотренным законом Республики Казахстан основаниям, если разглашение данных досудебного производства совершено без согласия прокурора, а также данных закрытого судебного разбирательства без согласия судьи –";
9) в статье 424:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 424. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, подлежащих государственной защите, и информации об оказании содействия в противодействии коррупции";
в части первой:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, подлежащих государственной защите, если это деяние совершено лицом, которому указанные сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, а равно разглашение информации об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, работником которой оно является (являлось), и (или) в уполномоченные государственные органы в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или предоставления информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или оказания иного содействия, имеющего (имевшего впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, если это деяние совершено лицом, с которым заключено соглашение о неразглашении указанной информации, –";
в абзаце втором слово "наказывается" заменить словом "наказываются".
2. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года:
1) в части девятой статьи 35 слово "(коррупционного)" исключить;
2) в части четвертой статьи 96 слово "направлением" заменить словом "вручением";
3) в статье 97:
пункт 3) части первой изложить в следующей редакции:
"3) выносит постановление об обеспечении его личной безопасности;";
части четвертую, 4-1 и шестую изложить в следующей редакции:
"4. Порядок обеспечения мер личной безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников определяется Законом Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе".
4-1. При принятии органом уголовного преследования мер безопасности, предусмотренных подпунктом 3) части первой пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе", в течение двадцати четырех часов с сохранением конфиденциальности уведомляется надзирающий прокурор.";
"6. Меры безопасности отменяются мотивированным постановлением лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда, приговором суда, когда отпадает необходимость в их применении, а в случае выявления нарушений прав и законных интересов защищаемых лиц – постановлением прокурора либо суда. Защищаемое лицо должно быть незамедлительно уведомлено об отмене мер его безопасности или раскрытии данных о нем лицам, участвующим в уголовном процессе. Подача жалобы в суд или прокурору защищаемым лицом на решение о применении меры личной безопасности, предусмотренной подпунктом 3) части первой пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе", либо об отмене мер безопасности приостанавливает исполнение обжалуемого решения.";
4) часть третью статьи 187 изложить в следующей редакции:
"3. По делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 189 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 216 (пунктом 4) части второй), 217 (пунктом 3) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей), 234 (пунктом 1) части третьей), 249 (пунктом 2) части третьей), 307 (пунктом 3) части третьей), 361, 362 (пунктами 3) и 4) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369 и 370 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится следователями антикоррупционной службы.";
5) в статье 190:
абзац третий части 4-3 исключить;
в абзаце первом части седьмой слова ", а в случае задержания подозреваемого незамедлительно" исключить;
6) в статье 192-2:
абзац второй части пятой исключить;
в абзаце первом части шестой слова ", а в случае задержания подозреваемого незамедлительно" исключить;
7) в статье 193:
в абзаце третьем части второй слова "руководителями прокуратур" заменить словами "руководителями структурных подразделений прокуратур";
в части третьей:
в абзаце первом слова "Руководитель прокуратуры" заменить словами "Руководитель органа прокуратуры";
в абзаце третьем слова "руководителя прокуратуры" заменить словами "руководителя органа прокуратуры";
8) в части четвертой статьи 288 слова "дальнейшем осуществлении мер безопасности в отношении лица" заменить словами "продолжении осуществления мер личной безопасности в отношении защищаемого лица, если они были применены";
9) в статье 327:
предложение второе дополнить словами ", об отмене или продолжении осуществления мер безопасности защищаемого лица, если они были применены";
дополнить предложением четвертым следующего содержания:
"При принятии решения об отмене или продолжении осуществления мер безопасности копия постановления направляется в органы, обеспечивающие меры безопасности.";
10) пункт 5) абзаца первого статьи 401 изложить в следующей редакции:
"5) решение вопроса об отмене, применении, изменении или продолжении осуществления мер безопасности в отношении защищаемых лиц;";
11) статью 476 дополнить пунктом 24) следующего содержания:
"24) об отмене, применении, изменении или продолжении осуществления мер безопасности в отношении защищаемых лиц.".
3. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года:
1) пункт 1 статьи 22 дополнить подпунктом 26) следующего содержания:
"26) заключение соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.";
2) пункт 2 статьи 23 дополнить подпунктом 29) следующего содержания:
"29) при обращении работника в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или оказания иного содействия в противодействии коррупции в организации, работником которой он является, заключить с данным работником при наличии его намерения соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.";
3) пункт 2 статьи 26 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) на должность в субъекте квазигосударственного сектора, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, лица, которое в течение трех лет до трудоустройства уволено или освобождено от занимаемой должности, а равно прекратило полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";";
4) пункт 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"3. При поступлении лица на должность гражданской службы, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, или на работу в субъект квазигосударственного сектора работодатель истребует в отношении данного лица сведения о совершении им коррупционного преступления посредством информационных систем государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, или веб-портала "электронного правительства".
При поступлении лица на должность гражданской службы или в субъекте квазигосударственного сектора, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, работодатель истребует в отношении данного лица сведения об увольнении или освобождении от занимаемой должности, а равно прекращении полномочий по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции" посредством информационных систем государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, или веб-портала "электронного правительства".";
5) пункт 1-1 статьи 52 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
"3) несоответствия расходов лица, на которого распространяются требования Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции", его доходам, влекущего увольнение или освобождение от занимаемой должности, а равно прекращение полномочий по отрицательным мотивам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".";
6) статью 53 дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3) пункта 1-1 статьи 52 настоящего Кодекса, производится на основании уведомления уполномоченного органа по противодействию коррупции.";
7) пункт 2 статьи 137-1 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Если настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан установлены запреты и ограничения на трудоустройство в принимающую сторону, то данные запреты и ограничения распространяются на работника направляющей стороны, направляемого к принимающей стороне.";
8) пункт 4 статьи 139 изложить в следующей редакции:
"4. На должности гражданской службы, связанные с выполнением функций, приравненных к государственным, не может быть принято лицо:
1) ранее совершившее коррупционное преступление;
2) которое в течение трех лет до поступления на гражданскую службу уволено или освобождено от занимаемой должности, а равно прекратило полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".";
9) статью 159 дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Индивидуальный трудовой спор, стороной которого выступает работник, в том числе ранее состоявший в трудовых отношениях, оказывающий (оказавший) содействие в противодействии коррупции в организации путем информирования вышестоящего руководителя и (или) руководства данной организации, рассматривается с обязательным приглашением представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции", и обеспечением конфиденциальности при наличии соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции, заключенного в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.
Приглашение представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции производится путем направления организацией, указанной в части первой настоящего пункта, уведомления и соответствующих материалов, связанных с трудовым спором, в уполномоченный орган по противодействию коррупции с указанием места и времени рассмотрения трудового спора не позднее трех рабочих дней до его рассмотрения.
В случае неявки представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции на рассмотрение трудового спора заседание согласительной комиссии проводится без его участия в порядке, определенном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".
Требования частей первой, второй и третьей настоящего пункта действуют в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения работника о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания им иного содействия в противодействии коррупции.
В случае поступления руководителю организации уведомления уполномоченного органа по противодействию коррупции о необходимости рассмотрения индивидуального трудового спора между работником, в том числе ранее состоявшим в трудовых отношениях, оказавшим содействие в противодействии коррупции, и работодателем работодатель обязан принять меры по рассмотрению данного спора в порядке, определенном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".".
4. В Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года "Об оперативно-розыскной деятельности":
пункт 1 статьи 10 дополнить подпунктом е) следующего содержания:
"е) необходимость обеспечения безопасности защищаемых лиц, в отношении которых вынесены постановления об обеспечении личной безопасности уполномоченными государственными органами, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.".
5. В Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года "О государственных секретах":
статью 14 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) сведения, раскрывающие силы, средства, формы, методы и результаты деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер личной безопасности участников уголовного процесса, данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения, а также сведения о лицах, в отношении которых применены меры безопасности, предусмотренные подпунктами 6) и 7) части первой пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе";".
6. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 года "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе":
1) статьи 1-2 и 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 1-2. Обеспечение государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе
Обеспечение государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе, членов их семей и близких родственников состоит в осуществлении уполномоченными государственными органами предусмотренных настоящим Законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее – меры государственной защиты), применяемых при угрозе совершения в их отношении насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.
Статья 2. Органы, обеспечивающие безопасность
1. Безопасность защищаемых лиц обеспечивают:
1) орган, принимающий решение о применении мер безопасности;
2) орган, осуществляющий меры безопасности.
2. Осуществление мер безопасности возлагается на органы национальной безопасности, внутренних дел, военного управления, антикоррупционную службу и службу экономических расследований.
При этом отдельные меры безопасности осуществляются во взаимодействии с иными уполномоченными государственными органами, местными исполнительными органами и организациями.
Порядок взаимодействия государственных органов при осуществлении мер безопасности защищаемых лиц определяется совместными нормативными правовыми актами, утверждаемыми первыми руководителями государственных органов по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
3. В случае принятия судом решения об обеспечении безопасности лиц, участвующих в судебном разбирательстве, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан меры безопасности исполняются органом, осуществлявшим досудебное расследование, либо иным органом уголовного преследования, определенным судьей, а также учреждениями и органами, исполняющими наказание, судебными приставами.";
2) в статье 3:
в части первой:
дополнить подпунктом 6-3) следующего содержания:
"6-3) лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступлений;";
подпункт 12) изложить в следующей редакции:
"12) свидетели, свидетели, имеющие право на защиту;";
часть вторую исключить;
3) пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"1. При наличии достаточных данных об угрозе совершения насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния в отношении лиц, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие безопасность защищаемых лиц, обязаны в пределах своей компетенции принять предусмотренные настоящим Законом меры государственной защиты.";
4) статьи 7 и 8 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Виды мер безопасности
1. В целях обеспечения личной и имущественной безопасности защищаемых лиц при производстве дознания, предварительного следствия или в ходе судебного разбирательства орган, ведущий уголовный процесс, с учетом конкретных обстоятельств вправе применить следующие меры безопасности:
1) официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;
2) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;
3) применение в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний;
4) удаление из зала судебного заседания отдельных лиц;
5) проведение закрытого заседания суда;
6) допрос свидетеля судом:
без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима;
в условиях, исключающих его узнавание;
без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства;
с запрещением при необходимости производства видео-, звукозаписи и иных способов запечатления допроса;
7) запрет на приближение в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
8) обеспечение личной безопасности защищаемого лица.
2. Органы, осуществляющие меры безопасности на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, об обеспечении личной безопасности защищаемого лица, избирают и применяют одновременно несколько либо одну из следующих мер обеспечения личной безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и иного имущества;
2) обеспечение средствами индивидуальной защиты, самообороны, связи, техническими средствами и оружием;
3) временное помещение в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
5) переселение на другое место жительства, смена места работы (службы) или учебы, оказание помощи в трудоустройстве;
6) замена документов;
7) изменение внешности.
Переезд на другое место жительства, замена документов и изменение внешности являются исключительными мерами безопасности и применяются в случаях, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена применением других мер безопасности.
3. В целях реализации предусмотренных настоящей статьей мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности".
Статья 8. Официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности
При наличии достаточных данных об угрозе совершения в отношении защищаемых лиц насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 115 Уголовного кодекса Республики Казахстан, орган, ведущий уголовный процесс, выносит официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или совершения других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности. Предостережение, вынесенное органом, ведущим уголовный процесс, объявляется лицу под расписку.";
5) в статье 10:
в заголовке слово "Избрание" заменить словом "Применение";
в части первой слово "избрать" заменить словом "применить";
6) дополнить статьей 13-1 следующего содержания:
"Статья 13-1. Запрет на приближение
Для обеспечения безопасности защищаемых лиц устанавливается запрет на приближение в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.";
7) статьи 14 и 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Личная охрана, охрана жилища и иного имущества
Органами, осуществляющими меры безопасности, с согласия защищаемых лиц обеспечивается их личная охрана, охрана жилища и иного имущества. При необходимости устанавливаются средства противопожарной и охранной сигнализации, технические средства наблюдения с согласия защищаемого лица, могут быть заменены номера телефонов и государственные регистрационные номерные знаки используемых транспортных средств.
Статья 15. Обеспечение средствами индивидуальной защиты, самообороны, связи, техническими средствами и оружием
Органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемым лицам средства индивидуальной защиты, самообороны, связи, а также технические средства для фиксации допускаемых в отношении их противоправных посягательств и оповещения об опасности.
Лицам, перечисленным в подпунктах 1), 3), 4), 5) и 6) части первой статьи 3 настоящего Закона, может также выдаваться оружие, в том числе служебное, боевое или самообороны. Хранение, ношение и применение защищаемыми лицами выданного им оружия осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Порядок выдачи, виды средств индивидуальной защиты, самообороны, связи, оповещения об опасности и технических средств определяются Правительством Республики Казахстан.";
8) в статье 17 слова "обеспечивающего безопасность" заменить словами "осуществляющего меры безопасности";
9) статьи 21, 21-1, 21-2, 22, 23, 24, 25 и 26 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Применение и осуществление мер безопасности
Обеспечение мер безопасности, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, осуществляется:
1) по подпунктам 1), 2), 3) и 7) пункта 1 – органами, в производстве которых находится уголовное дело;
2) по подпунктам 4), 5) и 6) пункта 1 – судами;
3) по подпунктам 1), 2), 3) и 4) части первой пункта 2 – органами, осуществляющими меры безопасности;
4) по подпункту 5) части первой пункта 2 – органами, осуществляющими меры безопасности во взаимодействии с местными исполнительными органами;
5) по подпункту 6) части первой пункта 2 – органами, осуществляющими меры безопасности во взаимодействии с уполномоченными государственными органами;
6) по подпункту 7) части первой пункта 2 – органами, осуществляющими меры безопасности во взаимодействии с уполномоченным органом в области здравоохранения и организациями здравоохранения.
Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров, военнослужащих военной полиции, военно-следственных подразделений, а равно членов их семей и близких родственников могут осуществляться также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.
Уполномоченные государственные органы, местные исполнительные органы и организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам, принимающим решение о применении мер безопасности и осуществляющим меры безопасности, в исполнении норм настоящего Закона.
При передаче уголовного дела для дальнейшего расследования в другой орган уголовного преследования реализация мер безопасности защищаемого лица осуществляется органом, принявшим дело в свое производство.
Статья 21-1. Обеспечение безопасности военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими воинских сборов
1. Безопасность военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, а также граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, являющихся защищаемыми лицами, обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, с учетом особенностей прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также службы в специальных государственных и правоохранительных органах.
2. В отношении защищаемого лица из числа военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов может применяться также перевод (откомандирование) с учетом требований законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность соответствующих государственных органов:
1) военнослужащего в другую воинскую часть Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований другого государственного органа, в котором предусмотрена воинская служба, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) военнослужащего, проходящего срочную воинскую службу по призыву, от которого может исходить угроза совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния, в другую воинскую часть Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
3) сотрудника специального государственного органа к новому месту службы в составе органа, в котором он проходит службу, либо в иной специальный государственный орган в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) сотрудника правоохранительного органа к новому месту службы в составе органа, в котором он проходит службу, либо в иной правоохранительный орган, а также воинскую часть Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. При переводе военнослужащий, сотрудник назначается на равную или вышестоящую должность с обеспечением его использования по основной или однопрофильной специальности.
4. Перевод (откомандирование) защищаемого лица осуществляется с его согласия, выраженного в письменном виде.
Статья 21-2. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
Безопасность защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы, обеспечивается применением в отношении него мер безопасности, предусмотренных подпунктами 3) и 4) части первой пункта 2 статьи 7 настоящего Закона, либо иных мер, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан.
В целях обеспечения безопасности лица, указанного в части первой настоящей статьи, могут применяться также:
1) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;
2) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.
Статья 22. Основания применения мер безопасности
Орган, ведущий уголовный процесс, принимает меры безопасности на основании устного (письменного) заявления лица, подлежащего государственной защите, или по собственной инициативе при наличии достаточных данных об угрозе совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.
Статья 23. Порядок применения мер безопасности
1. Орган, ведущий уголовный процесс, получив от лица, подлежащего государственной защите, устное (письменное) заявление об угрозе совершения в отношении него насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния, либо при поступлении достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы, обязан в соответствии с законодательством Республики Казахстан проверить указанное заявление или поступившие данные и в течение двадцати четырех часов с момента его (их) получения принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении.
О принятом решении немедленно уведомляется лицо, подлежащее государственной защите, с вручением ему копии соответствующего постановления.
В случаях, не терпящих отлагательства, решение о применении мер безопасности принимается незамедлительно.
2. Отказ в применении мер безопасности либо постановление об отмене мер безопасности могут быть обжалованы в суд или прокуратуру. Жалоба подлежит незамедлительному рассмотрению.
3. В случае отказа в применении мер безопасности либо принятия постановления об отмене мер безопасности судьей или прокурором жалоба подлежит незамедлительному рассмотрению вышестоящим судом или прокурором.
4. Орган, осуществляющий меры безопасности, получив постановление об обеспечении личной безопасности защищаемого лица, избирает необходимые меры личной безопасности, предусмотренные настоящим Законом, определяет сроки и способы их применения, о чем выносит соответствующее постановление.
5. Об избранных мерах обеспечения личной безопасности, изменении, дополнении и результатах их применения орган, осуществляющий меры безопасности, информирует орган, принимающий решение о применении мер безопасности.
6. При применении мер обеспечения личной безопасности, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменном виде об условиях применения мер безопасности, взаимных обязательствах и ответственности сторон в соответствии с настоящим Законом в порядке, определенном органами, осуществляющими меры безопасности. Принимаемые меры безопасности не должны ущемлять право на пенсионное обеспечение, жилищные, трудовые и иные права защищаемых и других лиц.
7. Орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица, направленное на предотвращение нарушений внутренней устойчивости, создание комфортных социально-психологических условий в связи с применением мер безопасности, минимизацию социально вредных последствий в связи с участием в уголовном процессе.
Независимо от принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, кроме суда, обязан при наличии к тому оснований провести досудебное расследование в связи с обнаружившейся угрозой насилия или совершения другого запрещенного уголовным законом деяния в отношении лица, участвующего в уголовном процессе.
8. Применение мер безопасности в отношении несовершеннолетних или лиц, которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права и интересы, осуществляется с привлечением их законных представителей. Законные представители имеют те же права, что и представляемые ими физические лица, в пределах, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 24. Обязательность исполнения решений о применении мер безопасности
1. Решения органов, обеспечивающих безопасность, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами исполнительных органов, учреждений, организаций, в адрес которых они направлены.
2. Должностные лица и другие работники государственных органов, организаций, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований обязаны оказывать содействие органам, обеспечивающим государственную защиту, в решении задач, возложенных на них настоящим Законом, и не вправе препятствовать указанным органам и их представителям осуществлять деятельность в пределах их компетенции.
Статья 25. Права защищаемых лиц
Защищаемые лица имеют право:
1) знать о применяемых мерах безопасности к ним, членам их семей, близким родственникам;
2) ходатайствовать в органы, обеспечивающие безопасность, о применении или неприменении в отношении их конкретных мер безопасности, перечисленных в статье 7 настоящего Закона, либо их полной отмене;
3) обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, обеспечивающих меры безопасности, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд;
4) обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных настоящим Законом, либо их отмене.
Статья 26. Обязанности защищаемых лиц
Защищаемые лица обязаны:
1) выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
2) незамедлительно информировать орган, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или фактах противоправных действий в отношении их;
3) беречь имущество, выданное им для обеспечения безопасности, в случае продажи, передачи другому лицу или умышленной порчи имущества, переданного в пользование в целях обеспечения безопасности, нести ответственность, установленную законами Республики Казахстан;
4) не разглашать сведения о принимаемых в отношении их мерах безопасности;
5) при необходимости пройти обучение по пользованию средствами индивидуальной защиты, самообороны, связи, техническими средствами и оружием.";
10) в статье 26-1:
подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1) запрашивать у государственных органов, физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и получать от них необходимые сведения по заявлениям или данным об угрозе совершения насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния в отношении лиц, подлежащих государственной защите;";
в пункте 2:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) избирать необходимые меры личной безопасности в отношении защищаемого лица, определять способы и сроки их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры личной безопасности;";
дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, отменять меры личной безопасности защищаемых лиц.";
11) статьи 27 и 29 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Отмена мер безопасности
1. Меры безопасности отменяются в случаях устранения угрозы совершения насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния в отношении защищаемого лица, отказа от заключения защищаемым лицом договора, указанного в пункте 6 статьи 23 настоящего Закона, или неисполнения защищаемым лицом условий данного договора либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно в виду возникновения иных оснований, признанных органом, принимающим решение о применении мер безопасности, объективными.
2. Меры безопасности отменяются мотивированным постановлением лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда, уполномоченного должностного лица органа, осуществляющего меры безопасности, или приговором суда в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.
3. Письменное заявление защищаемых лиц об отмене мер безопасности или ходатайство органа, осуществляющего меры безопасности, об их отмене рассматривается в срок не более трех суток. О принятом решении выносится постановление, которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, а также вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.
4. При прекращении органом, ведущим уголовный процесс, производства по уголовному делу либо постановлении приговора с решением вопроса о продолжении мер безопасности уполномоченные должностные лица органов, осуществляющих меры безопасности, в случаях возникновения в последующем оснований для отмены мер личной безопасности вправе своим постановлением отменять меры личной безопасности с последующим уведомлением прокурора. Заявление защищаемого лица об отмене мер личной безопасности в органы, осуществляющие меры безопасности, рассматривается в срок до трех суток с момента поступления. О результатах его рассмотрения выносится соответствующее постановление, копия которого вручается заявителю, с последующим уведомлением прокурора.
5. Постановление об отмене мер безопасности может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и статьей 23 настоящего Закона.";
"Статья 29. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных настоящим Законом, осуществляются за счет бюджетных средств в порядке, установленном руководителями государственных органов, осуществляющих меры безопасности, по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
2. Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо.
Выплата пособий и компенсация расходов, связанных с переменой места жительства и работы, а также изменением внешности, осуществляются за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан органом, обеспечивающим безопасность.";
12) часть первую статьи 30 изложить в следующей редакции:
"Защищаемым лицам, кроме лиц, социальное обеспечение которых регулируется законодательством Республики Казахстан, обеспечиваются социальные гарантии за счет бюджетных средств в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, связанного с их участием в уголовном процессе, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу ущерба, в случаях и порядке, которые установлены законами Республики Казахстан.".
7. В Закон Республики Казахстан от 22 декабря 2003 года "О государственной правовой статистике и специальных учетах":
подпункт 12) пункта 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"12) уволенных или освобожденных от занимаемой должности, а равно прекративших полномочия по установленным законами Республики Казахстан отрицательным мотивам лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, приравненных к ним лиц, должностных лиц и лиц, занимающих ответственную государственную должность, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";".
8. В Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе":
1) в пункте 2 статьи 6:
подпункт 9) дополнить словами ", за исключением случая увольнения или прекращения полномочий по основанию, указанному в подпункте 10) настоящего пункта";
дополнить подпунктом 10) следующего содержания:
"10) уволенное или освобожденное от занимаемой должности, а равно прекратившее полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции", которое вправе поступить на правоохранительную службу по истечении трех лет после такого увольнения или освобождения от занимаемой должности, а равно прекращения полномочий.";
2) пункт 1 статьи 80 дополнить подпунктом 14-1) следующего содержания:
"14-1) в связи с несоответствием расходов сотрудника его доходам, влекущим увольнение в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";".
9. В Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года "О воинской службе и статусе военнослужащих":
в части первой пункта 2 статьи 38:
подпункт 11) дополнить словами ", за исключением случая увольнения или прекращения полномочий по основанию, указанному в подпункте 11-1) настоящего пункта";
дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания:
"11-1) уволенное или освобожденное от занимаемой должности, а равно прекратившее полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции", которое вправе поступить на воинскую службу по истечении трех лет после такого увольнения или освобождения от занимаемой должности, а равно прекращения полномочий;".
10. В Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции":
1) подпункт 3) статьи 1 изложить в следующей редакции:
"3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, – лицо, находящееся на государственной службе, депутат маслихата, лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу, а также лицо, временно назначенное на воинскую должность военнослужащего по контракту офицерского состава или временно исполняющее его обязанности;";
2) подпункт 7) статьи 4 изложить в следующей редакции:
"7) защиты и поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;";
3) подпункт 1) части первой пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"1) выявление коррупционных рисков в правовых и иных актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;";
4) пункт 4 статьи 11 дополнить частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой и примечанием следующего содержания:
"Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, произведенных на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, их доходам, а также проверку достоверности сведений об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества, отраженных в декларациях о доходах и имуществе, осуществляют органы государственных доходов.
Несоответствие расходов лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, их доходам, а именно превышение расходов на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, приобретенного в течение отчетного календарного года лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, над суммой источников покрытия расходов на приобретение указанного имущества в размере более чем тысячекратного месячного расчетного показателя, влечет административную ответственность указанных лиц, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
При этом если расходы лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, приравненных к ним лиц, должностных лиц, лиц, занимающих ответственную государственную должность, на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, приобретенного в течение отчетного календарного года, превышают сумму источников покрытия расходов на приобретение указанного имущества за вычетом тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря отчетного налогового периода, более чем на размер дохода указанных лиц за отчетный календарный год, то указанные лица подлежат увольнению или освобождению от занимаемой должности, а равно их полномочия прекращаются по отрицательным мотивам.
Сведения о лицах, у которых выявлено несоответствие расходов доходам, предусмотренное частью третьей настоящего пункта, направляются органами государственных доходов в уполномоченный орган по противодействию коррупции с соблюдением установленных налоговым законодательством Республики Казахстан требований по охране налоговой тайны.
Уполномоченный орган по противодействию коррупции уведомляет соответствующих должностных лиц государственных органов (организаций), имеющих право увольнения или освобождения от занимаемой должности, а равно прекращения полномочий лиц, указанных в части четвертой настоящего пункта, у которых выявлено несоответствие расходов доходам, о необходимости принятия мер по увольнению или освобождению от занимаемой должности, а равно прекращению полномочий указанных лиц.
Лица, указанные в части четвертой настоящего пункта, уволенные или освобожденные от занимаемой должности, а равно прекратившие полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов их доходам, не могут занять государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в течение последующих трех лет, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
Примечание. Для целей настоящего пункта под источниками покрытия расходов лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, подразумеваются сведения, отраженные в налоговых декларациях, а также данные уполномоченных органов, банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, третьих лиц, компетентных органов иностранных государств и из других источников информации, подтверждающие доходы, направленные на осуществление указанных расходов, полученные в течение отчетного года и предыдущих календарных лет.";
5) пункт 4 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"4. Непринятие антикоррупционных ограничений лицами, указанными в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, влечет отказ в приеме на должность либо увольнение (освобождение от занимаемой должности, прекращение полномочий), их несоблюдение является основанием для увольнения (освобождения от занимаемой должности, прекращения полномочий).";
6) в статье 13:
в пункте 1:
в абзаце первом слова ", лиц, осуществляющих деятельность в субъектах квазигосударственного сектора" исключить;
в подпункте 1) слово "законами" заменить словом "законодательством";
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, осуществляющие деятельность в субъектах квазигосударственного сектора (за исключением государственных предприятий), вправе занимать оплачиваемые должности в органах управления, наблюдательных советах, исполнительных органах дочерних, зависимых организаций соответствующих субъектов квазигосударственного сектора и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними в соответствии с законами Республики Казахстан.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. В случае приобретения акций (долей участия в уставном капитале) коммерческих организаций и иного имущества, использование которого влечет получение доходов, за исключением облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны передать их в доверительное управление в течение тридцати календарных дней со дня приобретения в порядке, установленном законами Республики Казахстан, и представить в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы нотариально засвидетельствованную копию нотариально удостоверенного договора на доверительное управление имуществом в течение десяти рабочих дней после нотариального удостоверения договора.";
7) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещается занимать должности со своими близкими родственниками, супругом (супругой) и (или) свойственниками в одном органе управления (наблюдательном совете, исполнительном органе) субъекта квазигосударственного сектора.
Лица, нарушающие требования части первой настоящего пункта, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие совместную службу (работу) в одном органе управления (наблюдательном совете, исполнительном органе) субъекта квазигосударственного сектора, а при невозможности такого перевода один из этих работников подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.";
8) в пункте 3 статьи 16:
часть первую изложить в следующей редакции:
"3. В субъекте квазигосударственного сектора определяется структурное подразделение или ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, основной задачей которого является обеспечение соблюдения данной организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. При этом ответственное лицо, исполняющее функции антикоррупционной комплаенс-службы, определяется с учетом потенциального конфликта интересов.";
дополнить частью третьей следующего содержания:
"Типовое положение об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора разрабатывается и утверждается уполномоченным органом по противодействию коррупции по согласованию с уполномоченным органом по предпринимательству.";
9) статью 20 дополнить подпунктом 4-3) следующего содержания:
"4-3) координация деятельности антикоррупционных комплаенс-служб в субъектах квазигосударственного сектора в рамках методологической поддержки, проведения обучающих мероприятий и обмена информацией по противодействию коррупции в субъекте квазигосударственного сектора;";
10) в статье 24:
в пункте 1 слово "сотрудником" заменить словом "работником";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее (оказавшее) содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе" и настоящим Законом и поощряется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
Положения части первой настоящего пункта не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, которые несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Положения части первой настоящего пункта в части поощрения не распространяются на:
1) лицо, которое сотрудничает на конфиденциальной основе с органом, осуществляющим оперативно-розыскную или контрразведывательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или оказавшее содействие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционного правонарушения, по которому оно являлось исполнителем или соучастником.";
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Содействие в противодействии коррупции включает:
1) сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения;
2) предоставление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение;
3) иное содействие, имеющее (имевшее впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Информация об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, работником которой оно является (являлось), и (или) в уполномоченные государственные органы в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или предоставления информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или оказания иного содействия, имеющего (имевшего впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, является конфиденциальной информацией в случае заключения соглашения о неразглашении указанной информации и предоставляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Разглашение указанной информации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.";
11) главу 3 дополнить статьями 24-1, 24-2, 24-3 и 24-4 следующего содержания:
"Статья 24-1. Гарантированные государством меры защиты лиц, оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции
Гарантированные государством меры защиты лиц, оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции, включают:
1) защиту лица, оказывающего (оказавшего) содействие в противодействии коррупции, от нарушений прав и законных интересов в сфере трудовых отношений в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания лицом иного содействия в противодействии коррупции;
2) обеспечение конфиденциальности информации об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, работником которой оно является (являлось), и (или) в уполномоченные государственные органы в целях оказания содействия в противодействии коррупции при наличии соглашения о неразглашении информации об оказании данным лицом содействия в противодействии коррупции.
Статья 24-2. Защита лица, оказывающего (оказавшего) содействие в противодействии коррупции, от нарушений прав и законных интересов в сфере трудовых отношений
1. Индивидуальный трудовой спор, стороной которого выступает лицо, оказывающее (оказавшее) содействие в противодействии коррупции в организации, работником которой оно является (являлось), путем информирования вышестоящего руководителя и (или) руководства организации, рассматривается согласительной комиссией, создаваемой в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан, с обязательным приглашением представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции.
В государственных органах, за исключением специальных государственных органов, а также организациях, в которых отсутствуют согласительные комиссии, лицо, оказывающее (оказавшее) содействие в противодействии коррупции в государственном органе или организации, работником которой оно является, путем информирования вышестоящего руководителя и (или) руководства государственного органа либо организации, не может быть привлечено к дисциплинарной ответственности или уволено (освобождено от занимаемой должности), или переведено на другую должность без рекомендаций дисциплинарной комиссии или иного коллегиального органа государственного органа или организации, создаваемых для всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств совершения указанным лицом дисциплинарного проступка, а также установления обоснованности увольнения (освобождения от занимаемой должности) лица или перевода на другую должность (далее – коллегиальный орган).
К участию в заседании коллегиального органа, на котором рассматриваются вопросы, указанные в части второй настоящего пункта, в обязательном порядке приглашается представитель уполномоченного органа по противодействию коррупции.
2. Государственный орган или другая организация, указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляет в уполномоченный орган по противодействию коррупции материалы по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, не менее чем за три рабочих дня до дня заседания согласительной комиссии или коллегиального органа.
В указанном заседании может принимать участие представитель уполномоченного органа по противодействию коррупции.
3. Решение согласительной комиссии или протокол заседания коллегиального органа подписывается ее (его) членами, принимавшими участие в заседании.
Копия решения согласительной комиссии либо протокола заседания коллегиального органа направляется в уполномоченный орган по противодействию коррупции в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
4. В случае несогласия уполномоченного органа по противодействию коррупции с решением, принятым по итогам заседания согласительной комиссии или коллегиального органа, уполномоченным органом по противодействию коррупции в течение двух рабочих дней со дня получения копии решения согласительной комиссии или протокола заседания коллегиального органа направляется в местный орган по инспекции труда либо прокуратуру уведомление о нарушении прав и законных интересов работника.
При этом направление указанного уведомления не является препятствием для обращения в суд лицом, оказывающим (оказавшим) содействие в противодействии коррупции.
Статья 24-3. Обеспечение конфиденциальности информации об оказании содействия в противодействии коррупции
1. Конфиденциальность информации об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, работником которой оно является (являлось), и (или) в уполномоченные государственные органы в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или предоставления информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или оказания иного содействия, имеющего (имевшего впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, обеспечивается вышестоящим руководителем и (или) руководством государственного органа либо организации, в которой работает данное лицо, членами согласительной комиссии или коллегиального органа в случае оказания содействия в противодействии коррупции в соответствующем государственном органе либо организации, а также уполномоченными государственными органами при наличии соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции.
2. При обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, работником которой оно является, в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения в данном государственном органе или организации либо оказания иного содействия в противодействии коррупции в данном государственном органе или организации вышестоящий руководитель и (или) руководство государственного органа либо организации обязаны заключить с указанным лицом соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции при наличии его намерения.
При обращении лица в уполномоченный государственный орган в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения либо оказания иного содействия в противодействии коррупции уполномоченный государственный орган обязан заключить с указанным лицом соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции при наличии его намерения.
3. С руководителем, указанным в части первой пункта 2 настоящей статьи, заключившим с работником соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции, обратившимся в уполномоченный государственный орган для принятия мер по поступившему сообщению работника о коррупционном правонарушении, и соответствующим уполномоченным государственным органом также заключается соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции.
4. При обращении лица в уполномоченный орган по противодействию коррупции для реализации права, предусмотренного подпунктом 4) пункта 1 статьи 24-4 настоящего Закона, на основании письменного согласия на передачу конфиденциальной информации, предусмотренного подпунктом 3) пункта 1 статьи 24-4 настоящего Закона, уполномоченный орган по противодействию коррупции обязан заключить с данным лицом соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции.
Руководитель государственного органа или организации, которому поступило уведомление уполномоченного органа по противодействию коррупции, предусмотренное пунктом 2 статьи 24-4 настоящего Закона, обязан заключить соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции с лицом, оказавшим содействие в противодействии коррупции, если ранее между данным лицом и уполномоченным государственным органом заключено такое соглашение.
5. Порядок заключения соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции и его форма определяются уполномоченным органом по противодействию коррупции.
Статья 24-4. Права лиц, оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции
1. Лицо, оказывающее (оказавшее) содействие в противодействии коррупции, вправе:
1) получать информацию о решении, принятом по итогам рассмотрения его сообщения о коррупционном правонарушении;
2) обжаловать решения уполномоченного государственного органа, принятые по результатам рассмотрения его сообщения о коррупционном правонарушении, в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
3) обратиться в уполномоченный государственный орган, с которым ранее было заключено соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции, за исключением уполномоченного органа по противодействию коррупции, для получения письменного согласия на передачу конфиденциальной информации для реализации права, предусмотренного подпунктом 4) настоящего пункта;
4) в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания лицом иного содействия в противодействии коррупции обратиться в уполномоченный орган по противодействию коррупции в случае, когда он полагает, что привлечение его к дисциплинарной ответственности или увольнение, или перевод на другую должность связаны с его сообщением о факте коррупционного правонарушения или оказанием иного содействия в противодействии коррупции, при условии, что данные вопросы ранее не рассматривались согласительной комиссией или коллегиальным органом в порядке, предусмотренном статьей 24-2 настоящего Закона.
2. При обращении лица на основании подпункта 4) пункта 1 настоящей статьи уполномоченный орган по противодействию коррупции рассматривает представленные материалы и в случае установления обоснованности обращения лица, оказавшего содействие в противодействии коррупции, в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления обращения направляет уведомление руководителю государственного органа либо другой организации о необходимости повторного рассмотрения вопросов, указанных в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи, в порядке, установленном статьями 24-2 и 24-3 настоящего Закона.
Уведомление должно содержать:
1) фамилию и инициалы руководителя государственного органа либо организации, которому направляется уведомление;
2) фамилию, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) лица, оказавшего содействие в противодействии коррупции;
3) краткую фабулу коррупционного правонарушения;
4) предупреждение об обязанности руководителя государственного органа либо организации заключить соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции с лицом, оказавшим содействие в противодействии коррупции, если ранее между данным лицом и уполномоченным государственным органом заключено соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции, а также об ответственности за разглашение информации об оказании лицом содействия в противодействии коррупции в случае заключения такого соглашения.
При этом руководитель государственного органа либо организации обязан провести заседание согласительной комиссии или коллегиального органа и принять решение по рассматриваемому вопросу в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления обращения лица, оказавшего содействие в противодействии коррупции, в уполномоченный орган по противодействию коррупции.";
12) статью 27 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Приостановить с 1 января 2021 года до 1 января 2025 года действие пункта 9 статьи 11 настоящего Закона.".
11. В Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан":
1) в пункте 3 статьи 16:
подпункт 14) дополнить словами ", и по основанию, указанному в подпункте 14-1) настоящего пункта";
дополнить подпунктом 14-1) следующего содержания:
"14-1) уволенный или освобожденный от занимаемой должности, а равно прекративший полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов гражданина его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции", который вправе поступить на государственную службу по истечении трех лет после такого увольнения или освобождения от занимаемой должности, а равно прекращения полномочий;";
2) пункт 3 статьи 52 дополнить частью второй следующего содержания:
"В случае исполнения обязанности, предусмотренной настоящим пунктом, государственному служащему государством гарантируются меры защиты, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".";
3) в части первой статьи 59:
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) несоответствия расходов политического государственного служащего его доходам, влекущего прекращение полномочий по отрицательным мотивам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";";
подпункт 6) изложить в следующей редакции:
"6) совершения административного коррупционного правонарушения, за исключением случая, когда политический государственный служащий впервые привлечен к административной ответственности за принятие на работу лица, не представившего декларацию об активах и обязательствах;";
4) в статье 61:
в пункте 1:
дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) несоответствие расходов административного государственного служащего его доходам, влекущее увольнение в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";";
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
"11) совершение административного коррупционного правонарушения, за исключением случая, когда административный государственный служащий впервые привлечен к административной ответственности за принятие на работу лица, не представившего декларацию об активах и обязательствах;";
в пункте 3 цифру "7)" заменить цифрами "7), 7-1)".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:
1) подпункта 12) пункта 10, абзацев первого, четвертого и пятого подпункта 3), абзацев первого, второго, пятого и шестого подпункта 4) пункта 11 статьи 1, которые вводятся в действие со дня его первого официального опубликования;
2) подпункта 3), абзаца третьего подпункта 4), подпунктов 5) и 6), абзаца четвертого подпункта 8) пункта 3, пунктов 7, 8 и 9, подпункта 4) пункта 10, подпункта 1), абзацев второго и третьего подпункта 3), абзацев третьего, четвертого и седьмого подпункта 4) пункта 11 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2027 года.
Президент Республики Казахстан | К. ТОКАЕВ |