О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития хлопковой отрасли

Закон Республики Казахстан от 21 июля 2015 года № 336-V ЗРК

Действующий

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст. 92; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145, 146; 2015 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 6; № 7, ст. 33; № 8, ст. 44, 45; № 9, ст. 46; № 10, ст. 50; Закон Республики Казахстан от 8 июня 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 10 июня 2015 г.):
      абзац первый части пятой статьи 404 изложить в следующей редакции:
      «5. Выдача гарантий и (или) предоставление своего имущества в залог по обязательствам третьих лиц в нарушение требований Закона Республики Казахстан «О развитии хлопковой отрасли», а также отчуждение хлопкоперерабатывающей организацией основных средств, без которых осуществление деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок становится полностью невозможным либо существенно ухудшается, – ».

      2. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О развитии хлопковой отрасли» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 16, ст. 130; 2009 г., № 18, ст. 84; № 24, ст. 129; 2010 г., № 5, ст. 23; № 15, ст. 71; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 9, ст. 51; 2014 г., № 4-5, ст. 24; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143):
      1) по всему тексту внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
      2) преамбулу после слов «в процессе производства,»
      дополнить словами «заготовки, закупа,»;
      3) в статье 1:
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      «4-1) хлопкозаготовительная организация – юридическое лицо, осуществляющее закуп и заготовку хлопка-сырца;»;
      подпункт 11) изложить в следующей редакции:
      «11) участники хлопкового рынка – физические и юридические лица, участвующие в производстве, заготовке, закупе хлопка-сырца, первичной переработке его в хлопок-волокно и реализации хлопка;»;
      подпункт 14) после слов «оказывающее услуги по» дополнить словами «первичной переработке хлопка-сырца и»;
      дополнить подпунктом 27-1) следующего содержания:
      «27-1) заготовка хлопка-сырца – комплекс услуг, осуществляемый хлопкозаготовительными и (или) хлопкоперерабатывающими организациями, включающий приемку, хранение и отпуск хлопка-сырца;»;
      подпункт 31) изложить в следующей редакции:
      «31) хранение хлопка-сырца – прием хлопка-сырца для хранения и (или) первичной переработки с выдачей хлопковых расписок;»;
      дополнить подпунктом 33) следующего содержания:
      «33) закуп хлопка-сырца – приобретение хлопка-сырца путем заключения договора контрактации, согласно которому сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся производством хлопка, продают хлопок-сырец хлопкозаготовительным и (или) хлопкоперерабатывающим организациям, осуществляющим закуп такой продукции по цене и условиям, определяемым договором.»;
      4) в пункт 2 статьи 2 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
      5) статью 3 изложить в следующей редакции:
      «Статья 3. Цель государственного регулирования хлопковой
                 отрасли
      Целью государственного регулирования хлопковой отрасли являются развитие, повышение конкурентоспособности отечественной хлопковой отрасли на основе внедрения научно обоснованных инновационных технологий, технического регулирования и индустриализации хлопководства, его интеграции с текстильной и пищевой промышленностью, регулирование отношений между участниками хлопкового рынка.»;
      6) дополнить статьей 3-1 следующего содержания:
      «Статья 3-1. Основные направления и принципы государственного
                   регулирования хлопковой отрасли
      1. Основными направлениями государственного регулирования хлопковой отрасли являются:
      1) повышение конкурентоспособности отечественной хлопковой отрасли;
      2) формирование эффективно функционирующего хлопкового рынка, обеспечивающего повышение доходности его участников и развитие инфраструктуры этого рынка;
      3) государственная поддержка участников хлопкового рынка;
      4) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в хлопковую отрасль;
      5) развитие науки и инновационной деятельности в хлопковой отрасли, совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки кадров для хлопкового рынка;
      6) защита экономических интересов отечественных участников хлопкового рынка на внутреннем и внешнем рынках.
      2. Государственное регулирование хлопковой отрасли основывается на следующих принципах:
      1) прозрачности, доступности и адресности государственной поддержки участников хлопкового рынка;
      2) экологической безопасности проводимых мероприятий;
      3) последовательности и эффективности мер государственного регулирования;
      4) взаимодействия с Национальной палатой предпринимателей, а также с союзами (ассоциациями) участников хлопкового рынка.»;
      7) в статье 4:
      в подпункт 3) внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
      подпункт 4) изложить в следующей редакции:
      «4) лицензирования деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок;»;
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      «4-1) государственного контроля за деятельностью хлопкозаготовительных и хлопкоперерабатывающих организаций;»;
      8) в статье 5:
      подпункт 2) изложить в следующей редакции:
      «2) организация за счет бюджетных средств следующих мероприятий:
      формирование государственных ресурсов семян хлопчатника, используемых для семенных целей;
      проведение научных исследований и мероприятий в области производства, хранения и переработки хлопка, селекции и семеноводства, сохранения и повышения плодородия почв;
      внедрение научно обоснованных технологий производства хлопка-сырца и специализированных хлопковых севооборотов;
      проведение мелиоративных и ирригационных работ;
      проведение систематических наблюдений и учета за появлением, развитием и распространением вредителей, болезней сельскохозяйственных культур, карантинных сорняков и внедрение инновационных биологических и других методов борьбы с ними;
      подготовка специалистов для хлопковой отрасли и текстильной промышленности в соответствии с государственным образовательным заказом;
      субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством хлопка, а также стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»;
      подпункт 5) исключить;
      дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
      «7-1) организация и развитие системы страхования рисков участников хлопкового рынка;»;
      9) дополнить статьей 5-1 следующего содержания:
      «Статья 5-1. Информационное обеспечение участников хлопкового
                   рынка
      1. Уполномоченный орган и местные исполнительные органы области, города республиканского значения и столицы, реализующие государственную политику развития хлопковой отрасли, своевременно и постоянно размещают и обновляют на своих интернет-ресурсах информацию и материалы, затрагивающие интересы участников хлопкового рынка, на казахском и русском языках.
      2. К информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению на интернет-ресурсах, относятся:
      1) нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления государственной поддержки развития хлопковой отрасли;
      2) размеры таможенных пошлин, объемы тарифных квот и порядок их применения, объемы импорта и экспорта хлопка;
      3) прогноз и фактические показатели производства хлопка в Республике Казахстан;
      4) иная информация, установленная уполномоченным органом и местными исполнительными органами области, города республиканского значения и столицы, реализующими государственную политику развития хлопковой отрасли.
      3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, предоставляется бесплатно и на равных условиях доступа к ней.»;
      10) в статье 7:
      подпункт 1-1) изложить в следующей редакции:
      «1-1) осуществление координации и методического руководства деятельностью местных исполнительных органов в области развития хлопковой отрасли;»;
      дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания:
      «1-2) координация и регулирование деятельности участников хлопкового рынка;»;
      подпункт 14) изложить в следующей редакции:
      «14) подготовка и внесение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в уполномоченный орган в области технического регулирования предложений о разработке технических регламентов, актуализации и унификации нормативных документов по стандартизации;»;
      абзац седьмой подпункта 18) изложить в следующей редакции:
      «правил субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством хлопка, а также стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»;
      11) в статье 8:
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      «4-1) осуществление субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством хлопка, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»;
      подпункты 6-1), 7) и 8) изложить в следующей редакции:
      «6-1) подача в суд заявления о введении, досрочном завершении и продлении срока временного управления хлопкоперерабатывающей организацией;
      7) приостановление действия лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок, а также инициирование лишения лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      8) организация проведения экспертизы качества хлопка-сырца и хлопка-волокна;»;
      дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
      «8-1) принятие мер по своевременному обеспечению потребностей в горюче-смазочных материалах сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством хлопка;»;
      подпункты 14-2), 14-4) и 14-5) исключить;
      12) подпункт 1) пункта 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:
      «1) контроль за определением показателей качества хлопка при осуществлении закупа, заготовки, переработки, а также его отпуска в целях защиты интересов владельцев хлопка на основании официальных обращений (жалоб) участников хлопкового рынка;»;
      13) в статье 10:
      пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания:
      «При возникновении разногласий по определению качества хлопка-сырца между владельцем хлопка и хлопкозаготовительной и (или) хлопкоперерабатывающей организациями документом, подтверждающим качество хлопка-сырца, является удостоверение о качестве хлопка-сырца, выданное соответствующей испытательной лабораторией (центром).»;
      в пункте 3 слова «и метрологии» исключить;
      14) в пункте 3 статьи 11:
      внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
      слова «уполномоченный орган» заменить словами «местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы»;
      15) заголовок главы 4 изложить в следующей редакции:
      «Глава 4. Деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством хлопка, хлопкозаготовительных и хлопкоперерабатывающих организаций»;
      16) дополнить статьями 12-1 и 12-2 следующего содержания:
      «Статья 12-1. Хлопкозаготовительная организация
      1. Хлопкозаготовительная организация в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, техническими регламентами и нормативными документами по стандартизации, осуществляет закуп и заготовку хлопка-сырца.
      2. Хлопкозаготовительная организация должна иметь:
      огороженный хлопкоприемный пункт;
      открытую (крытую) площадку для складирования и хранения хлопка-сырца;
      весовое оборудование;
      вентиляционное оборудование;
      лабораторное оборудование для отбора проб и определения качества хлопка-сырца;
      погрузочно-разгрузочные механизмы;
      средства пожаротушения.
      3. Хлопкозаготовительная организация обязана обеспечивать учет и хранение документов согласно перечню, установленному правилами ведения количественно-качественного учета хлопка, утверждаемыми уполномоченным органом.
      4. Хлопкозаготовительная организация обязана предоставлять по письменному запросу местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы информацию о своей деятельности, необходимую для проведения мониторинга хлопкового рынка.
      5. Хлопкозаготовительная организация не вправе выдавать хлопковые расписки.
      Статья 12-2. Кооперирование в хлопковой отрасли
      1. В целях развития хлопководства, обеспечения совместных действий с хлопкозаготовительными и хлопкоперерабатывающими организациями сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся производством хлопка, могут создавать юридические лица, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством хлопка, выплачиваются по выбору самих сельскохозяйственных товаропроизводителей непосредственно им либо через созданные ими юридические лица.»;
      17) часть вторую пункта 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
      «Юридическое лицо, не имеющее лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок (за исключением хлопкозаготовительной организации), не вправе использовать в своем наименовании, товарных знаках, документах, объявлениях и рекламе слова «хлопкоперерабатывающая организация», «хлопко-очистительный завод», «хлопкоприемный пункт» или производные от них слова.»;
      18) в статье 15:
      пункт 1 исключить;
      пункт 2 дополнить словами «, а также выдача гарантий и (или) предоставление своего имущества в залог по обязательствам третьих лиц»;
      19) в статье 16:
      в пункт 3 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
      дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
      «3-1. Хлопкоперерабатывающая организация обязана обеспечить ведение раздельного учета операций, связанных с оказанием услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок, и операций, не связанных с оказанием услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок.»;
      в пункте 4:
      слова «уполномоченного органа и» исключить;
      после слов «местного исполнительного органа области» дополнить словами «, города республиканского значения и столицы»;
      20) статью 17 изложить в следующей редакции:
      «Статья 17. Система гарантирования исполнения обязательств по
                  хлопковым распискам
      1. Хлопкоперерабатывающая организация обязана обеспечивать исполнение своих обязательств перед держателями хлопковых расписок путем участия в системе гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам.
      2. Участие хлопкоперерабатывающей организации в системе гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам осуществляется на основе договора участия, заключаемого с фондом гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам.
      3. Фонды гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих участников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. При наступлении факта утраты или ухудшения качества хлопка-сырца и (или) хлопка-волокна, принятых на хранение хлопкоперерабатывающей организацией-участником системы гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам, фонд гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам производит погашение обязательств данной хлопкоперерабатывающей организации перед держателями хлопковых расписок деньгами в размере не менее восьмидесяти процентов от рыночной стоимости утраченного или ухудшенного по качеству хлопка-сырца и (или) хлопка-волокна, сложившейся на момент возмещения.
      Порядок установления факта утраты или ухудшения качества хлопка-сырца и (или) хлопка-волокна определяется уполномоченным органом.
      К фонду гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам, осуществившему погашение обязательств хлопкоперерабатывающей организации-участника системы гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам перед держателем хлопковой расписки, переходит в пределах уплаченной им суммы право требования, которое держатель хлопковой расписки имеет к данной хлопкоперерабатывающей организации.
      Хлопкоперерабатывающие организации-участники системы гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам обязаны представлять в фонд гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам реестр хлопковых расписок в целях гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам.
      5. Хлопкоперерабатывающие организации-участники системы гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам могут страховать (взаимно страховать) свое имущество и иные имущественные интересы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;
      21) пункт 4 статьи 21 исключить;
      22) заголовок главы 6 изложить в следующей редакции:
      «Глава 6. Государственный контроль за деятельностью хлопкозаготовительных и хлопкоперерабатывающих организаций»;
      23) статьи 28 и 30 изложить в следующей редакции:
      «Статья 28. Инспектирование (проверка) деятельности
                  хлопкозаготовительных и хлопкоперерабатывающих
                  организаций
      1. В целях регулирования хлопкового рынка и защиты интересов владельцев хлопка на основании официальных обращений (жалоб) участников хлопкового рынка местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы самостоятельно и (или) с привлечением соответствующих заинтересованных государственных органов, а также государственный инспектор хлопковой отрасли проводят инспектирование (проверку) деятельности хлопкозаготовительных и хлопкоперерабатывающих организаций на предмет соблюдения требований, установленных Законодательством Республики Казахстан.
      2. Хлопкозаготовительные и хлопкоперерабатывающие организации обязаны оказывать содействие лицам, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, по вопросам, указанным в задании по инспектированию (проверке), обеспечить доступ на все производственные объекты на территории хлопкоочистительного завода и хлопкоприемных пунктов, а также ко всем источникам, содержащим информацию, необходимую для проведения инспектирования (проверки).
      3. Должностные лица, осуществляющие инспектирование (проверку) деятельности хлопкозаготовительных и хлопкоперерабатывающих организаций, за разглашение сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученных в ходе инспектирования (проверки) деятельности хлопкозаготовительных и хлопкоперерабатывающих организаций, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.»;
      «Статья 30. Меры воздействия к хлопкозаготовительным и
                  хлопкоперерабатывающим организациям
      В случае обнаружения по результатам инспектирования (проверки) нарушений в деятельности хлопкозаготовительной или хлопкоперерабатывающей организации местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы вправе применить к хлопкозаготовительной или хлопкоперерабатывающей организации следующие меры воздействия:
      1) выдачу обязательных для исполнения письменных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан о развитии хлопковой отрасли в установленные в предписании сроки;
      2) подачу в суд заявления о введении временного управления хлопкоперерабатывающей организацией по основаниям, предусмотренным статьей 32 настоящего Закона;
      3) приостановление действия лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок, а также инициирование лишения лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
      Хлопкозаготовительная или хлопкоперерабатывающая организация, которой направлено письменное предписание местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы, вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;
      24) пункты 1 и 3 статьи 34 изложить в следующей редакции:
      «1. Комиссия по временному управлению формируется местным исполнительным органом области, города республиканского значения и столицы из представителей уполномоченного органа или его территориального подразделения, местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы, держателей хлопковых расписок и фонда гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам, с которым хлопкоперерабатывающая организация заключила договор участия.
      Общее количество членов комиссии по временному управлению должно составлять нечетное число и быть не менее семи человек.»;
      «3. В срок не позднее двух рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда о введении временного управления комиссия по временному управлению направляет в адрес банка, обслуживающего хлопкоперерабатывающую организацию, письменное уведомление о введении временного управления и утвержденный состав временной администрации, а также новую карточку с образцами подписей должностных лиц временной администрации для совершения банковских операций (карточка, представленная до назначения временной администрации, подлежит аннулированию).»;
      25) в статье 35:
      пункт 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Временная администрация – коллегиальный орган, включающий представителей держателей хлопковых расписок, уполномоченного органа или его территориального подразделения, местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы, хлопкоперерабатывающей организации, фонда гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам, с которым хлопкоперерабатывающая организация заключила договор участия.
      Временная администрация назначается комиссией по временному управлению. В период действия временного управления члены временной администрации не могут быть одновременно членами комиссии по временному управлению.»;
      в пункте 5:
      в часть первую внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
      часть вторую изложить в следующей редакции:
      «Все сделки от имени и за счет хлопкоперерабатывающей организации после введения временного управления совершаются должностным лицом временной администрации, имеющим право подписи документов и совершения банковских операций по согласованию с остальными членами временной администрации.»;
      подпункт 5) пункта 6 изложить в следующей редакции:
      «5) предъявлять требования в фонд гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам от имени держателей хлопковых расписок о погашении задолженности по обязательствам, вытекающим из хлопковых расписок, выданных данной хлопкоперерабатывающей организацией, в порядке и на условиях, определенных пунктом 4 статьи 17 настоящего Закона;»;
      подпункт 7) пункта 7 исключить;
      26) в статье 36:
      пункт 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Временное управление хлопкоперерабатывающей организацией прекращается:
      1) по истечении срока временного управления, установленного решением суда;
      2) в случае принятия судом решения о досрочном завершении временного управления.»;
      дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
      «3-1. В срок не позднее двух рабочих дней со дня прекращения временного управления хлопкоперерабатывающей организацией комиссия по временному управлению направляет в адрес банка, обслуживающего хлопкоперерабатывающую организацию, письменное уведомление о прекращении временного управления (карточка с образцами подписей должностных лиц временной администрации подлежит аннулированию).»;
      в пункте 4 слова «принимает решение о лишении лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок и» исключить.
      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. НАЗАРБАЕВ