О создании таможенных нарядов и усилении таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу и по территории Республики Казахстан

Приказ Таможенного комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 27 января 1998 г. N 17-п Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 мая 1998 г. за N 514ю Утратил силу - Приказом Председателя Таможенного Комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 15 февраля 2001 года N 50 ~V011448

Утратил силу
      В целях защиты экономического суверенитета и обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан, а также усиления работы по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений на таможенной границе и в глубине территории Республики Казахстан, обеспечения безопасной работы таможенных органов приказываю:

      1. Утвердить прилагаемое Положение "О таможенных нарядах и порядке контроля за товарами, перевозимыми через таможенную границу и по территории Республики Казахстан автомобильным транспортом" (далее - Положение).
      2. Начальникам таможенных управлений и таможен:
      2.1. До 20 мая 1998 г. за счет внутренних резервов, прикомандирования в отделы таможенной охраны и режима сотрудников других подразделений сформировать таможенные наряды по осуществлению контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу и по территории Республики Казахстан автотранспортными средствами, на постоянной основе в дневное и ночное время.
      2.2. В срок до 10 мая 1998 года составить планы и разработать технологические схемы взаимодействия таможенных нарядов с другими подразделениями таможенного управления (таможни) во время проведения контроля, рейдовых мероприятий и специальных операций.
      2.3. Осуществлять проведение контроля, рейдовых мероприятий и специальных операций личным составом отделов таможенной охраны и режима, с привлечением личного состава отделов по борьбе с контрабандой и НТП, других подразделений таможенных управлений и таможен.
      2.4. В основу проводимых мероприятий положить плановые и регулярное несение службы таможенными нарядами на трех рубежах:
      - первый (основной) - по рубежу дислокации приграничных таможенных постов;
      - второй - по рубежу дислокации приграничных таможен и таможенных управлений;
      - третий - по рубежу дислокации внутренних таможен и таможенных управлений.
      2.5. Основные усилия сосредоточить на:
      - пресечении незаконного перемещения товаров через таможенную границу, обратив особое внимание на выявление и задержание лиц, перемещающих зерновые культуры, оружие, боеприпасы, наркотические средства, радиоактивные вещества, цветные металлы, подакцизные товары, следующие в нарушение таможенного законодательства;
      - обеспечении режима зон таможенного контроля в пунктах пропуска и безопасной работы сотрудников;
      - осуществление дополнительного таможенного контроля в глубине таможенной территории;
      - выполнении таможенного сопровождения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
      2.6. При выполнении различных задач организовать взаимодействие:
      - с территориальными органами КНБ, МВД, Налогового комитета при Министерстве финансов Республики Казахстан;
      - между приграничными таможнями и таможенными управлениями по патрулированию таможенными нарядами таможенной границы на стыках зон их деятельности;
      - между приграничными и внутренними таможнями и таможенными управлениями в целях задержания нарушителей таможенного законодательства и осуществления эффективного контроля за выполнением правил доставки товаров;
      - между таможенными нарядами, действующими на первом и втором рубежах, в интересах более плотного прикрытия таможенной границы.
      Основными задачами взаимодействия считать:
      - обмен данными оперативной обстановки на таможенной границе Республики Казахстан и в приграничных районах;
      - взаимное участие в мероприятиях по осуществлению таможенного контроля, рейдовых проверок и специальных операций на таможенной границе и в специальных экономических зонах Республики Казахстан;
      - организацию и несение службы таможенных нарядов совместно с представителями органов КНБ, МВД (Департаментом дорожной полиции);
      - обеспечение согласованных по целям, месту и времени оперативно- служебных действий таможенных органов и высылаемых от них нарядов при проведении мероприятий на таможенной границе и в глубине территории;
      - достижение рационального и эффективного использования сил и средств.
      2.7. Разрешается самостоятельно принимать решения о выделении сил и средств службы таможенной охраны для участия в пограничных рейдах, специальных поисках и операциях.
      2.8. Сведения представлять в Управление таможенной охраны и режима ТК МФ РК:
      - о результатах проводимых рейдовых мероприятий на таможенной границе и в глубине территории, а также другие сведения - в пояснительной записке к ежемесячному отчету (форма 16-ТМ);
      - о специальных операциях на таможенной границе - после подведения итогов ее проведения;
      - об осложнении на таможенной границе и происшествиях при выполнении различных задач - немедленно информировать по линии оперативно-дежурной службы.
      2.9. При проведении различных мероприятий по контролю за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и по территории Республики Казахстан обеспечить комплексное использование сил и средств подразделений таможенной охраны и режима, других подразделений таможенных органов.
      2.10. Обеспечить таможенные наряды имеющимися техническими

средствами, автотранспортом и вооружением.
     2.11. Принимать личное участие в организации контроля за товарами и 
транспортными средствами, рейдовых мероприятий и специальных операций.
     3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника 
Управления таможенной охраны и режима Таможенного комитета Министерства 
финансов Республики Казахстан Кенжалиева М.С.
     Приказ объявить всему личному составу таможенных органов Республики 
Казахстан.            
     
     Председатель
     
                                                       Приложение 
                                                  к Приказу ТК МФ РК
                                                  N 17-П от 27.01.98г.
     
                              Положение
           "О таможенных нарядах и порядке контроля за товарами,
            перевозимыми через таможенную границу и по территории
               Республики Казахстан автомобильным транспортом"
     
                          1. Цели контроля
     


      1.1. Согласно ст. 214 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан" Z952368_ (далее Указ) товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до завершения в соответствии с таможенным режимом.
      При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаров и транспортных средств таможенной границы Республики Казахстан и завершается при выпуске товаров и транспортных средств для свободного обращения на территории Республики Казахстан, либо при обратном пересечении таможенной границы Республики Казахстан.
      При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Республики Казахстан, завершается в момент пересечения таможенной границы Республики Казахстан.
      1.2. Таможенные органы вправе принудительно останавливать товары и транспортные средства, перемещающиеся под таможенным контролем.
      1.3. Таможенный контроль за транспортными средствами и товарами, перевозимыми по территории Республики Казахстан автомобильным транспортом, в том числе после перезагрузки товаров с других видов транспорта на автомобильный, вне мест расположения таможенных органов Республики Казахстан, производится в целях выявления следующих товаров:
      1) ввезенных в Республику Казахстан помимо таможенного контроля, либо перемещенных через границу Республики Казахстан обманным путем с использованием документов или средств идентификации;
      2) не представленных в установленные сроки в таможенный орган назначения;
      3) оформленных в государствах-участниках Таможенного союза с нарушением правил, установленных совместными нормативными актами таможенных служб государств-участников Таможенного союза;
      4) подакцизных, подлежащих маркировке акцизными марками, перевозимых без таких марок либо с марками неустановленного образца;
      5) иных товаров, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений.

                       2. Места проведения контроля

      2.1. Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами в соответствии с настоящим Положением может производиться на стационарных постах Департамента дорожной полиции, по согласованию с соответствующими подразделениями Департамента дорожной полиции МВД Республики Казахстан, в иных местах на автомобильных дорогах Республики Казахстан, а также в местах возможных стоянок автотранспортных средств.
      2.2. Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами проводится во всех регионах деятельности таможенных органов Республики Казахстан таможенными нарядами. Конкретные направления осуществления контроля и количества таможенных нарядов определяются начальниками таможенных органов.

                     3. Состав, обеспечение, права и
                      обязанности таможенных нарядов

      3.1. Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами производится таможенными нарядами, которые состоят из должностных лиц отделов таможенной охраны и режима, борьбы с контрабандой и НТП, других подразделений таможенного органа.
      3.2. Таможенный наряд возглавляет старший наряда.
      Старший таможенного наряда и весь его личный состав должны неукоснительно исполнять свои обязанности, установленные настоящим Положением.
      3.3. Личный состав таможенного наряда, порядок несения службы, порядок применения вооружения, средств транспорта и связи, нормы расхода ГСМ и иные организационные вопросы устанавливаются приказом начальника таможенного органа.
      Таможенные наряды формируются начальником отдела таможенной охраны и режима, который также принимает решение о необходимом вооружении и снаряжении, включая средства транспорта и связи, проводит инструктаж личного состава. Вооружение должностных лиц огнестрельным оружием, специальными средствами и индивидуальными средствами защиты определяется, исходя из оперативной обстановки в регионе проведения контроля.
      3.4. Таможенный наряд при проведении контроля должен иметь:
      - письменное предписание начальника отдела таможенной охраны и режима, утвержденное начальником ТУ (таможни) или его заместителем, с указанием типа и количества огнестрельного оружия, его номеров, количества боеприпасов к нему, фамилии старшего таможенного наряда, заверенное гербовой печатью таможни;
      - пломбировочное устройство;
      - медицинскую аптечку;
      - средства освещения местности (сигнальный пистолет);
      - жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем);
      - временные знаки "Таможня", предусмотренные Правилами дорожного движения;
      - технические средства для проведения досмотра (спец.зеркала, щупы и др.);
      - технические средства для принудительной остановки транспортных средств;
      - комплект бланков процессуальных и иных документов, необходимых для фиксации выявленных таможенных правонарушений, изъятия товаров и транспортных средств, проведения неотложных процессуальных действий (осмотр, опрос и т.п.).
      Должностные лица таможенного наряда должны быть в установленной форме одежды и иметь при себе служебные удостоверения.
      3.5. Старший таможенного наряда обязан:
      - проводить инструктаж должностных лиц таможенного наряда;
      - определять порядок действий должностных лиц при возникновении неординарных ситуаций;
      - обеспечить меры безопасности при проведении контроля;
      - проверять экипировку личного состава и его оснащение в соответствии с настоящим Положением;
      - осуществлять общее руководство при проведении контроля.
      3.6. Должностные лица таможенного наряда во время проведения контроля обязаны:
      - вести наблюдение за движущимися транспортными средствами;
      - проверять грузовые накладные, таможенные документы, оттиски таможенных печатей;
      - проверять состояние таможенных печатей и пломб, наложенных на грузовые отделения транспортных средств, а также другие средства идентификации перевозимых товаров;
      - иметь в постоянной готовности к применению оружие и специальные средства;
      - строго соблюдать меры безопасности при проведении контроля.
      3.7. Должностные лица таможенного наряда имеют право:
      - в целях проверки товаро-сопроводительных документов, наличия и сохранности средств таможенного обеспечения, а также в случаях, когда имеется информация о нарушении таможенного законодательства, останавливать транспортные средства;
      - в случаях, когда имеются основания полагать, что перевозчик, либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений Указа, проводить идентификационный досмотр перевозимых товаров;
      - вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение, если имеется достаточная информация о наличии нарушений таможенного законодательства Республики Казахстан (в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Республики Казахстан признаков нарушения таможенных правил; сообщения и заявления казахстанских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации; материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; информация, поступившая от зарубежных и иных правоохранительных служб, международных организаций; сообщения, поступившие от других таможенных органов Республики Казахстан) проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы, относящиеся к внешне- экономическим и последующим операциям с данными товарами.

                        4. Порядок контроля товаров
                           и транспортных средств

      4.1. После остановки транспортных средств сотрудниками таможенного наряда или должностными лицами Департамента дорожной полиции производится проверка грузовых накладных и таможенных документов. В ходе проверки устанавливается:
      - фактическое наличие грузовых накладных и таможенных документов, предусмотренных нормативными актами;
      - подлинность таможенных печатей и штампов;
      - соответствие маршрута следования транспортного средства до установленного места доставки (если такой маршрут был установлен таможенным органом отправления);
      - соответствие наименования перевозимых товаров сведениям, указанным в грузовых накладных и таможенных документах.
      4.2. После проверки документов производится внешний осмотр грузовых отделений транспортных средств, в ходе которого проверяется:
      - сохранность таможенных печатей и пломб, других средств таможенной идентификации;
      - техническое состояние грузового отделения транспортного средства.
      4.3. В случае, если в грузовых накладных указаны подакцизные товары, подлежащие маркировке, либо безалкогольные напитки досмотровой группой, состоящей из должностных лиц (не менее двух человек) таможенного наряда, проводится идентификационный досмотр перевозимых товаров. При проведении досмотра подакцизных товаров, подлежащих маркировке, проверяется наличие марок на товарах, а также соответствие серии марок, наклеенных на товары, сведениям, указанным в представленных документах.
      Если есть основания полагать о наличии нарушения законодательства Республики Казахстан, идентификационный осмотр проводится в отношении других товаров.
      В случае установления факта нарушения таможенных правил товары и транспортные средства направляются в таможенный орган в соответствии с п.4.4. настоящего Положения.
      4.4. В случае наличия у должностного лица таможенного наряда сомнений в достоверности представленных документов и таможенных печатей и штампов старший таможенного наряда может принять решение о направление товара и транспортного средства в таможенный орган под таможенным сопровождением для дополнительной проверки документов, печатей и штампов, а также, в случае необходимости проведения досмотра.
      При необоснованном задержании действия таможенного наряда могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4.5. Досмотр проводится в соответствии с правилами проведения досмотра и соблюдением мер безопасности.
      4.6. Результаты досмотра, проводимого в соответствии с п.п. 4.4. и
4.5. настоящей Инструкции, фиксируются в акте таможенного досмотра. Указанный акт составляется в двух экземплярах на бланке установленной формы. Акт таможенного досмотра подписывается должностными лицами таможенного наряда, проводящими досмотр, по возможности водителем транспортного средства (или иным лицом, имеющим отношение к данной перевозке) и другими лицами, присутствовавшими при досмотре. При отказе водителя (или иного лица, имеющего отношение к данной перевозке) подписать акт таможенного досмотра, в нем делается соответствующая запись.
      Первый экземпляр акта таможенного досмотра вручается водителю или иному лицу, ответственному за перевозку. Второй экземпляр акта таможенного досмотра остается у старшего наряда.
      После проведения досмотра на грузовые отделения транспортного средства (на грузовые места) налагаются новые средства таможенной идентификации. При этом в грузовых накладных, товаросопроводительных и таможенных документах указываются сведения о вновь примененных средствах идентификации и номер акта таможенного досмотра.
      4.7. Срок дополнительной проверки не должен превышать пяти рабочих дней со дня прибытия товара и транспортного средства в таможенный орган. Во время проверки товар и транспортное средство должны находиться в зоне таможенного контроля или, с согласия владельца склада временного хранения, на территории этого склада при условии, что во время проведения проверки перевозчик не будет нести расходы, связанные с временным хранением. На запросы таможенных органов, проводящих дополнительную проверку, в адреса других таможенных органов ответы направляются незамедлительно с использованием средств оперативной передачи информации.
      4.8. В целях получения дополнительных сведений должностные лица таможенных органов в соответствии со ст. 306 Указа вправе до заведения дел о нарушении таможенных правил получать от водителя транспортного средства или от иных лиц, имеющих отношение к данной перевозке, необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.
      4.9. При непосредственном обнаружении в ходе осуществления контроля в соответствии с настоящим Положением или при последующей проверке признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил, или получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, протокол о нарушении таможенных правил в соответствии со ст.305 Указа оформляется немедленно.
      При наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Республики Казахстан, таможенный орган возбуждает уголовное дело и производит дознание в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.
      4.10. В случае, если в ВТД или в транзитной декларации отсутствуют сведения о месте доставки, должностным лицом таможенного наряда вносятся указанные сведения в ВТД или транзитную декларацию в соответствии с реестром мест доставки.
      В случае невозможности использования таможенным нарядом реестра мест доставки, сведения о конкретном месте доставки должны быть представлены по оперативной связи ОКДТ таможенного органа.
      4.11. После проведения контроля, в случае принятия решения о продолжении движения транспортного средства, должностным лицом таможенного наряда в грузовых и таможенных документах делается запись: "Таможенный контроль проведен таможенным нарядом................(название таможенного

органа)", которая заверяется подписями и личными номерными печатями 
старшего таможенного наряда и должностного лица, осуществляющего контроль.
     
                     5. Отчетность при проведении контроля
     
     5.1. При проведении контроля в соответствии с настоящим Положением 
таможенные наряды ведут журнал контроля товаров и транспортных средств. 
Указанный журнал содержит в себе следующие сведения:
     - дату проведения контроля;
     - место проведения контроля;
     - государственный регистрационный знак транспортного средства;
     - наименование, адрес перевозчика;
     - наименование, адрес получателя товара;
     - наименование перевозимых товаров по грузовым (таможенным) 
документам;
     - наименование товара по результатам досмотра (при проведении 
досмотра в местах проведения контроля);
     - результаты контроля (при принятии решения о задержании товаров и 
транспортных средств указывать наименование таможенного органа, куда 
направлено транспортное средство).
     5.2. По результатам контроля таможенного наряда, таможней и 
таможенным управлением составляются сводки по формам, приведенным ниже:
     
     Сведения о результатах контроля, проведенного таможенным нарядом N____
(направляются в таможенное управление ежедневно)
___________________________________________________________________________
Дата      !Место     !Кол-во     !Кол-во     !Кол-во задержанных!Примечания
проведения!проведения!проверенных!задержанных!(напр-х на СВХ)   !
контроля  !контроля  !тр.средств !тр.средств !транспорт.средств !
__________!__________!___________!___________!__________________!_________

     Сведения о результатах контроля, проведенного в зоне деятельности 
таможенного управления (таможни) по ___________ области за ___________месяц
199__г. (Направляются в Управление таможенной охраны и режимы ТК МФ РК 
ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца)
___________________________________________________________________________
Дата      !Место     !Количество !Количество !Заведено !Взыскано  !Взыскано
проведения!проведения!проверенных!задержанных!дел о    !там.пошлин!штрафов
контроля  !контроля  !тр.средств !тр.средств !НТП      !и налогов !
__________!__________!___________!___________!_________!__________!________

Управление таможенной охраны и режима