О внесении изменений и дополнений в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации

Приказ и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 23 октября 2025 года № 351. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 октября 2025 года № 37251

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8786) следующие изменения и дополнения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с пунктом 1) статьи 54 Закона Республики Казахстан "Об использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в Квалификационных требованиях, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала, утвержденных указанным приказом:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Квалификационные требования, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала";

      в пункте 4:

      подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:

      "3) оценщик специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов (далее - оценщик) - физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) и уполномоченное проводить проверку практических навыков специалистов технического обслуживания воздушных судов с целью выдачи свидетельства авиационного персонала, внесения квалификационных и (или) специальных отметок;

      4) экзаменатор – физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией и уполномоченное проводить оценку теоретических знаний и проверку практических навыков авиационного персонала с целью выдачи или продления свидетельства авиационного персонала, внесения и (или) продления квалификационных и (или) специальных отметок;";

      подпункт 11) изложить в следующей редакции:

      "11) техническое обслуживание (далее - ТО) – проведение работ на авиационной технике, необходимых для поддержания летной годности ВС, двигателя, воздушного винта или соответствующей части, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта;";

      в Главе 2:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Общие квалификационные требования к экзаменаторам и оценщикам.";

      пункты 5, 6, 7 и 8 изложить в следующей редакции:

      "5. К кандидату на получение квалификации экзаменатора или оценщика предъявляются настоящие квалификационные требования и квалификационные требования, предъявляемые к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала, утвержденные приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года № 362 "Об утверждении квалификационных требований к лицу для получения свидетельства авиационного персонала" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7058).";

      6. К кандидату в экзаменаторы или оценщики предъявляются следующие квалификационные требования:

      1) наличие соответствующей профессиональной подготовки экзаменатора или оценщика;

      2) наличие практического опыта работы по профилю оцениваемой деятельности не менее трех лет;

      3) наличие опыта работы инструктором или в должности, связанной с подготовкой авиационного персонала;

      4) знание нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, применяемых в отношении экзаменаторской деятельности;

      5) знание руководства для экзаменатора или оценщика, а также требований и порядка выдачи свидетельств (разрешений) авиационному персоналу.

      7. Квалификационные требования для продления полномочий экзаменатора или оценщика:

      1) проведение не менее двух проверок в год в качестве экзаменатора или оценщика в течение срока действия полномочий;

      2) проведение одной проверки в качестве экзаменатора или оценщика под контролем авиационного инспектора уполномоченной организации или другого назначенного экзаменатора или оценщика в течение срока действия полномочий (данная проверка может быть выполнена на тренажерном устройстве);

      3) поддержание профессионального уровня экзаменатора или оценщика не реже одного раза в три года.

      8. Экзаменатор или оценщик демонстрирует приемлемый уровень теоретических знаний и практических навыков в следующих областях:

      1) нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, регламентирующих деятельность экзаменатора или оценщика;

      2) стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), связанные с деятельностью экзаменатора или оценщика;

      3) руководства для экзаменаторов или оценщиков;

      4) возможности человека, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок, соответствующей сферы деятельности;

      5) принципы установления рабочих взаимоотношений с лицом, в отношении которого осуществляется проверка знаний, навыков и установок;

      6) объективности, независимости и беспристрастности при проведении оценки теоретических знаний и проверки практических навыков авиационного персонала;

      7) принципов и методов оценивания кандидатов (адекватное оценивание знаний, навыков и установок, включая обоснованное принятие решения по оценке), предоставление оцениваемому лицу конструктивной информации о результатах оценки;

      8) инструктажа, проведения проверки уровня знаний, навыков и установок кандидата;

      9) организации и подготовки к проведению квалификационного экзамена;

      10) опроса и оценивания экзаменуемого;

      11) ведения документации в отношении проводимых проверок, включая обеспечение достоверности и надежности собранных данных, регистрацию документов, мероприятия по защите персональных данных экзаменуемых.";

      дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:

      "8-1. Экзаменатор и оценщик проходят профессиональную подготовку в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденными приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 "Об утверждении Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8785) (далее – Типовые программы).";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Экзаменаторы, указанные в пункте 9 настоящих Квалификационных требований (за исключением экзаменатора на тренажере – SFE), имеют действующие свидетельства и квалификационные отметки равнозначные свидетельствам и квалификационным отметкам авиационного персонала, в отношении которого они уполномочены проводить проверку летных навыков и умений, а также квалификации инструктора.";

      подпункт 3) пункта 13 изложить в следующей редакции:

      "3) для квалификационных проверок на получение квалификационной отметки (type rating) в свидетельствах PPL(H) или CPL(H) для допуска к полетам на многодвигательных вертолетах при условии, если экзаменатор выполняет требования указанных в подпунктах 1) или 2) пункта 13 настоящих Квалификационных требований, в зависимости от обстоятельств и имеет CPL(H) или ATPL(H) и, по необходимости, допуск полетов по приборам IRI(Н).";

      пункты 26 и 27 изложить в следующей редакции:

      "26. Кандидат, претендующий на получение квалификации "Экзаменатор на тренажере самолета – SFE(A)" имеет или имел свидетельство линейного пилота авиакомпании АТPL(A) и не менее 1500 часов налета в качестве пилота многочленного экипажа и имеет специальную отметку SFI (A).

      27. Кандидат, претендующий на получение квалификации "Экзаменатор на тренажере вертолета SFE(Н)" имеет или имел свидетельство линейного пилота АТPL(Н) с IR(Н) на соответствующий тип вертолета, не менее 1000 часов налета в качестве КВС вертолета и специальную отметку SFI (Н).";

      пункт 32 исключить;

      в Главе 5:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Глава 5. Квалификационные требования к экзаменаторам и оценщикам, имеющим право определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС";

      пункт 34 изложить в следующей редакции:

      "34. Экзаменаторы и оценщики по ТО ВС подразделяются на:

      1) оценщика практического элемента по типу ВС и (или) оценщика практической стажировки (On the Job Training (далее – OJT);

      2) экзаменатора, имеющего право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов для категории B3;

      3) экзаменатора по оценке теоретических знаний по модульной программе и (или) по подготовке на тип ВС.";

      заголовки Параграфов 1 и 2 исключить;

      пункты 35 и 36 изложить в следующей редакции:

      "35. Кандидат на получение квалификации оценщика практического элемента по типу ВС и (или) практической стажировки (OJT) соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) владеть сертификационным разрешением (Certification Company Authorisation, CCA), выданным организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – ТО и РАТ);

      2) обладать действующим свидетельством специалиста по ТО ВС в категории В1 или В2;

      3) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:

      - "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      - "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;

      - "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      - курс экзаменатора (Assessor Training Course).

      36. Кандидат на получение квалификации экзаменатора, имеющего право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов для категории B3, соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) знать систему выдачи свидетельств авиационному персоналу;

      2) знать политику и инструктивный материал, регламентирующие порядок и процедуры определения уровня квалификации авиационного персонала, уметь применять и толковать их;

      3) быть действующим специалистом-практиком в области технического обслуживания и ремонта ВС;

      4) уметь применять стандарты безопасности полетов и техническому обслуживанию ВС;

      5) обладать квалификационными отметками (рейтингами), как минимум равнозначными свидетельствам и квалификационным отметкам специалистов по ТО ВС, которому он уполномочен проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;

      6) иметь специальную подготовку в качестве экзаменатора;

      7) знать процедуру проведения квалификационной оценки, включая:

      сбор объективных данных;

      оценка объективных данных;

      представление отчета о принятой оценке.";

      дополнить пунктами 36-1 и 36-2 следующего содержания:

      "36-1. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по оценке теоретических знаний по модульной программе соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) знать предмет (модуль, раздел) курса первоначальной подготовки, по которому он (она) будет проводить оценку теоретических знаний;

      2) знать программу модуля, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);

      3) уметь выбирать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;

      4) уметь оценивать и анализировать ответы обучающихся и обеспечивать обратную связь инструктору и (или) менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса;

      5) иметь опыт работы в качестве инструктора не менее двух лет;

      6) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:

      "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK "Типовых программ;

      "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      Курс экзаменатора (Assessor Training Course).

      36-2. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по оценке теоретических знаний по подготовке на тип ВС соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) знать предмет курса по типу ВС (теоретический элемент и практический элемент), по которому экзаменатор будет оценивать теоретическое знание;

      2) знать программу курса, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);

      3) уметь выбрать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;

      4) уметь оценивать и анализировать ответы обучающихся лиц и обеспечить обратную связь инструктору и (или) менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса;

      5) иметь опыт работы в качестве инструктора не менее двух лет;

      6) пройти следующую профессиональную подготовку авиационного персонала:

      - "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      - "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;

      - "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      - Курс экзаменатора (Assessor Training Course).";

      пункт 37 изложить в следующей редакции:

      "37. Экзаменатор до начала исполнения функции оценки имеет следующие завершенные курсы (Certificate of Completion):

      1) "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В Типовых программ;

      2) "Авиационное законодательство" в объеме модуля 10RK Типовых программ;

      3) "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или Профессиональное обучение для инструкторов ("Professional Training of Instructors");

      4) Курс экзаменатора (Assessor Training Course).".

      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра транспорта
Республики Казахстан
Т. Ластаев