Об утверждении типового положения о научно-техническом совете

Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 23 октября 2024 года № 491. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 октября 2024 года № 35287

Действующий

      В соответствии c подпунктом 39) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" и подпунктом 112-2) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "О некоторых вопросах Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о научно-техническом совете.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 16 ноября 2023 года № 585 "Об утверждении Типового положения о деятельности научно-технического совета по рассмотрению проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ в сфере недропользования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33654).

      3. Комитету науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр науки
и высшего образования
Республики Казахстан
С. Нурбек

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и информации
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности
и строительства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство водных ресурсов
и ирригации
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан

  Утверждено приказом
Министр науки
и высшего образования
Республики Казахстан
от 23 октября 2024 года № 491

Типовое положение о научно-техническом совете

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее Типовое положение о научно-техническом совете (далее – Положение) разработано в соответствии c подпунктом 39) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" (далее – Закон) и подпунктом 112-2) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "О некоторых вопросах Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан".

      2. Положение определяет правовые и организационные основы деятельности научно-технического совета (далее – НТС).

      3. НТС является консультативно-совещательным органом при отраслевых уполномоченных органах в регулируемых областях (далее – отраслевой уполномоченный орган), научных организациях и организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО).

      НТС создается в целях выработки предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), а также оценки научно-технических проектов и программ. Научно-технические проекты и программы, финансируемые из средств недропользователей в рамках обязательств недропользователей в области науки, рассматриваются НТС при отраслевых уполномоченных органах.

      4. В своей деятельности НТС руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Глава 2. Основные задачи и функции НТС

      5. Деятельность НТС направлена на решение следующих основных задач:

      1) разработка предложений и содействие в реализации государственной политики в области науки и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

      2) выработка предложений по формированию реализации научно-технических проектов и программ;

      3) выработка предложений по совершенствованию законодательных актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

      4) рассмотрение проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ в регулируемых сферах отраслевых уполномоченных органов;

      5) разработка предложений и реализация мер по обеспечению прозрачности отчислений и распределений средств, направляемых недропользователями на финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ;

      6) выработка предложений и участие в развитии отраслевых научных организаций и организации технологической и инновационной деятельности.

      6. В соответствии с возложенными на него задачами НТС выполняет следующие функции:

      По вопросам финансирования научных исследований, научных, научно-технических проектов и программ, НИОКР, а также проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее – РННТД) из средств государственного бюджета:

      1) вырабатывает предложения по формировании научно-технических и научно-технологических задач и программ отраслевых уполномоченных органов;

      2) вырабатывает предложения по формированию специализированных направлений в целях реализации приоритетных направлений научной, научно-технической деятельности по отрасли;

      3) вырабатывает предложения при разработке конкурсных документаций по грантовому и программно-целевому финансированию проектов и программ, а также проектов по коммерциализации РННТД;

      4) вырабатывает предложения при разработке технических заданий по программно-целевому финансированию;

      5) рассматривает заявки, направляемые в уполномоченный орган в области науки для определения форм и объемов финансирования, выделяемых для реализации проектов и программ;

      6) рассматривает и вырабатывает рекомендации научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования.

      По вопросам государственной технологической политики и мерам государственной поддержке инновационной деятельности:

      1) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной технологической политики;

      2) вырабатывает предложения по определению приоритетов технологического развития и основных направлений государственной технологической политики;

      3) вырабатывает рекомендации по вопросам инновационного и технологического развития страны;

      4) вырабатывает предложения по совершенствованию инновационной системы и деятельности субъектов инновационной системы, участвующих в государственной поддержке инновационной деятельности;

      5) рассматривает и вырабатывает предложения по государственной технологической политике по отраслевым направлениям;

      6) вырабатывает предложения по определению ключевых (приоритетных) технологий, отраслевых центров технологических компетенций, целевых технологических программ и организации технологических платформ в отраслях;

      7) вырабатывает предложения по формированию и развитию системы поиска технологий, их идентификации и оказания содействия в их продвижении на рынок;

      8) вырабатывает предложения по определению приоритетных направлений предоставления инновационных грантов, для дальнейшего предоставления в уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности.

      По вопросам финансирования из средств недропользователей в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 129, подпунктом 2) пункта 1 статьи 178 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 212 Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" в размере 1 % (одного процента) от затрат на добычу полезных ископаемых на поддержку и развитие науки и технологий:

      1) сформировывает перечень приоритетных отраслевых направлений (далее - Перечень) для проведения научных исследований и проектов цифровизации в регулируемых сферах отраслевого органа и его актуализация;

      2) рассматривает и согласовывает программы научных исследований и проектов цифровизации, представленных недропользователями;

      3) вырабатывает рекомендации по дальнейшему использованию выполненных научных исследований и проектов цифровизации;

      4) рассматривает и рекомендует к принятию промежуточных и (или) итоговых отчетов о ходе исполнения программ научных исследований и проектов цифровизации, представленных недропользователями;

      5) рассматривает и согласовывает вопросы недропользователей на привлечение иностранных поставщиков для проведения НИОКР и последующего внедрения полученных результатов на территории Республики Казахстан.

      В рамках выполнения задач отраслевого уполномоченного органа:

      1) рассматривает и согласовывает стратегические и программные документы подведомственных научных организаций;

      2) заслушивает отчеты о научной, научно-технической и производственной деятельности подведомственных научных организаций;

      3) рассматривает вопросы сотрудничества с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, ОВПО, недропользователями, субъектами предпринимательства, субъектами квазигосударственного сектора с целью создания совместных производств, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукции и (или) внедрение новых технологий;

      4) рассматривает и вырабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации РННТД, в регулируемых сферах отраслевых уполномоченных органов;

      5) рассматривает вопросы с выработкой соответствующих рекомендаций по поручению первого руководителя отраслевого уполномоченного органа.

Глава 3. Организация деятельности НТС

      7. Состав НТС формируется отраслевым уполномоченным органом с учетом предложений и рекомендаций научного сообщества и субъектов частного предпринимательства, а также юридическими лицами, в том числе недропользователями, и утверждается первым руководителем отраслевого уполномоченного органа.

      8. НТС состоит из Председателя и постоянных членов. В состав НТС входят ведущие ученые по отраслям, представители государственных органов и институтов развития, Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", национальных холдингов и компаний, члены национальных научных советов, отраслевых ассоциаций субъектов частного предпринимательства, недропользователей, а также профильных научных организаций, являющихся субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.

      9. В состав НТС избираются ученые:

      1) являющиеся гражданами Республики Казахстан;

      2) имеющие степень доктора (PhD), доктора по профилю, доктора или кандидата наук, являющиеся работниками аккредитованных субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в течение 3 (трех) лет до даты формирования состава НТС или занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью в зарубежных научных организациях или ОВПО;

      3) имеющие стаж научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы в регулируемых сферах уполномоченного органа 5 (пять) лет.

      10. Семьдесят процентов (70 %) от состава НТС состоит из работников и (или) экспертов, имеющих стаж работы 5 (пять) лет:

      1) государственных органов, рекомендованных соответствующими государственными органами;

      2) национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, рекомендованных соответствующими организациями в регулируемых сферах уполномоченного органа;

      3) члены национальных научных советов, отраслевых ассоциаций субъектов частного предпринимательства, недропользователей, профильных научных организаций, являющихся субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.

      4) субъектов частного предпринимательства и их объединений, рекомендованных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен".

      11. Председатель и заместитель председателя НТС избирается членами НТС из числа членов НТС посредством открытого голосования на первом заседании НТС.

      12. Председатель НТС:

      1) председательствует на заседаниях и руководит его деятельностью;

      2) обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;

      3) определяет повестку дня, дату, время, место и форму проведения заседаний НТС;

      4) подписывает протоколы заседаний НТС;

      5) осуществляет общую координацию над реализацией решений НТС.

      13. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.

      14. При НТС создаются секции, осуществляющие свою деятельность по организации научного обеспечения и рассмотрения профильных вопросов, выносимых на заседание НТС.

      15. Состав НТС утверждается сроком на 3 (три) года и состоит из нечетного числа членов в количестве 9 (девять) и 25 (двадцать пять) человек.

      16. Работа НТС осуществляется в форме проведения очных и заочных заседаний. Заседания НТС могут проводится с использованием инфокоммуникационных технологий и систем связи отраслевого уполномоченного органа. Протоколы заседания, материалы по вопросам повестки дня, отчеты, акты передаются в отраслевой уполномоченный орган и хранятся в соответствии с приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 236 "Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33339).

      17. Рабочим органом НТС является структурное подразделение или субъект квазигосударственного сектора отраслевого уполномоченного органа (далее – Рабочий орган).

      18. Рабочий орган в целях обеспечения деятельности НТС осуществляет:

      1) организационно-техническое обеспечение работы НТС;

      2) сбор предложений по формированию Перечня от членов НТС на ежегодной основе;

      3) сбор материалов, направляемых членам НТС за 5 (пять) рабочих дней до проведения заседания;

      4) составление и координация выполнения планов и отчетов о работе НТС.

      19. Секретарь, являющийся должностным лицом рабочего органа НТС, осуществляет:

      1) подготовку, сбор и систематизацию материалов к заседаниям;

      2) своевременное направление членам НТС и приглашенным лицам уведомлений о проведении заседаний НТС;

      3) формирование повестки дня заседаний, протоколирование заседаний;

      4) подготовку проектов решений НТС и оформление протоколов после заседаний.

      20. Решения НТС принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано 2/3 голосов от общего количества членов, присутствующих на заседании НТС. При равенстве голосов решающим является голос Председателя. Секретарь не является членом НТС и не голосует при принятии решений. При наличии у членов НТС особого мнения по вынесенному на голосовании вопросу, Секретарь вносит в протокол соответствующую запись.

      21. Решение НТС оформляется протоколом и подписывается Председателем, членами НТС и Секретарем. Копии протоколов рассылаются членам НТС.

      22. Рабочий орган НТС ежегодно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным годом, представляет в отраслевой уполномоченный орган и в уполномоченный орган в области науки информацию о работе НТС по итогам отчетного периода.