О внесении изменений и дополнения в нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 15 декабря 2015 года № 22-НҚ «Об утверждении Правил сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государств


Нормативное постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 26 сентября 2024 года № 13-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 сентября 2024 года № 35139

Действующий
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 15 декабря 2015 года № 22-НҚ «Об утверждении Правил сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12720) следующие изменения и дополнение:
в Правилах сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденных указанным нормативным постановлением:
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1.1. Цель сертификации – установление уровня профессиональных знаний, навыков и опыта, деловых качеств и потенциальных возможностей лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, для подтверждения их соответствия квалификационным требованиям к государственному аудитору.»;
подпункты 1) и 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«1) апелляция – письменное обращение кандидата по итогам квалификационного экзамена о пересмотре принятого решения;
2) апелляционная комиссия – комиссия, создаваемая для рассмотрения апелляций кандидатов;»;
подпункт 4) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«4) организация по подтверждению знаний – организация, которая проводит обучение кандидатов, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;»;
подпункт 6) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«6) экзаменационная комиссия – комиссия, создаваемая для осуществления проверки и оценки результатов квалификационного экзамена;»;
пункты 5, 6, 7, 8 и 9 изложить в следующей редакции:
«5. Организациями по подтверждению знаний, определенными в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках», оказываются услуги по обучению кандидатов на присвоение квалификации государственного аудитора.
Подтверждение знаний проводится путем сдачи квалификационных экзаменов с использованием компьютерной техники на базе товарищества с ограниченной ответственности «Центр исследований, анализа и оценки эффективности» (далее-Центр) в соответствии с подпунктом 6) пункта 2 постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2019 года № 935 «О реорганизации республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Центр по исследованию финансовых нарушений» Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан».
Список организаций по подтверждению знаний размещается на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты и уполномоченного органа.
6. Квалификационный экзамен состоит из тестовых вопросов и комплексных ситуационных задач.
Квалификационный экзамен по желанию кандидата проводится на государственном или русском языках.
7. График проведения квалификационных экзаменов по дисциплинам на календарный год определяется Центром по согласованию:
с Высшей аудиторской палатой – для кандидатов, которые будут осуществлять внешний государственный аудит;
с уполномоченным органом – для кандидатов, которые будут осуществлять внутренний государственный аудит.
8. Для участия в подтверждении знаний кандидат представляет в Центр следующие документы:
1) заявление с указанием квалификационного экзамена, на сдачу которого претендует кандидат, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) копию документа, удостоверяющего личность.
9. Заявление и копия документа, удостоверяющего личность, скрепляются в скоросшивателе, на лицевой стороне которого указывается: личное дело №, фамилия, имя и отчество (при его наличии) кандидата, дата оформления.»;
пункт 10 исключить;
пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. Перечень типовых тестовых вопросов и содержание типовых комплексных ситуационных задач разрабатываются Центром по согласованию с Высшей аудиторской палатой, уполномоченным органом и размещаются на интернет-ресурсе Центра.»;
абзац первый пункта 14 изложить в следующей редакции:
«14. Кандидаты, имеющие национальные и (или) международные профессиональные квалификации в области бухгалтерского учета и аудита, освобождаются решением Рабочего органа от сдачи отдельных экзаменов по дисциплинам сертификации в следующем порядке:»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. Центр организует квалификационный экзамен по экзаменационным модулям, согласованным в месячный срок со дня их поступления, с:
Высшей аудиторской палатой – для кандидатов, которые будут осуществлять внешний государственный аудит;
уполномоченным органом – для кандидатов, которые будут осуществлять внутренний государственный аудит.
Экзаменационные модули, содержащие тестовые вопросы и комплексные ситуационные задачи, разрабатываются на государственном и русском языках, с учетом действующего законодательства, международных стандартов государственного аудита и подлежат ежегодному обновлению по состоянию на 31 декабря календарного года.»;
пункты 18, 19 и 20 изложить в следующей редакции:
«18. При прохождении квалификационного экзамена кандидату не допускается разговаривать с другими лицами, обмениваться материалами, использовать принимающие - передающие электронные устройства (в том числе карманные персональные компьютеры и иное электронное оборудование), выносить из помещения информацию на бумажных и электронных носителях, покидать помещение без сопровождения наблюдателей.
При нарушении кандидатом требований настоящего пункта экзаменационный процесс кандидата приостанавливается с последующим удалением его из помещения, а имеющиеся промежуточные результаты квалификационного экзамена аннулируются. Наблюдателями составляется акт о нарушении процедуры квалификационного экзамена по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
В состав наблюдателей входят: один представитель от Высшей аудиторской палаты, один представитель от уполномоченного органа, один представитель от Центра.
19. Кандидат, в отношении которого составлен акт о нарушении процедуры квалификационного экзамена, повторно проходит его по истечении шести месяцев со дня выявления нарушения в соответствии с утвержденным Центром графиком квалификационных экзаменов на соответствующий календарный год.
20. При проведении квалификационного экзамена присутствует представитель соответствующего государственного органа:
Высшей аудиторской палаты – для кандидатов, которые будут осуществлять внешний государственный аудит;
уполномоченного органа – для кандидатов, которые будут осуществлять внутренний государственный аудит.
Представитель Высшей аудиторской палаты присутствует на любом этапе квалификационного экзамена, проводимого для кандидатов, которые будут осуществлять внутренний государственный аудит, с предварительным уведомлением Центра.»;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. Продолжительность квалификационного экзамена по каждой дисциплине сертификации составляет не более трех часов (180 минут), из них:
на прохождение тестирования – не более 60 минут, на решение комплексных ситуационных задач – не более 120 минут.»;
пункты 25, 26 и 27 изложить в следующей редакции:
«25. Результаты тестирования и решение комплексных ситуационных задач оформляются ведомостью и подписываются в течение 2 (двух) рабочих дней представителями Центра.
26. Экзаменационная комиссия формируется Центром из нечетного числа лиц (не менее пяти) по согласованию с:
Высшей аудиторской палатой – для кандидатов, которые будут осуществлять внешний государственный аудит;
уполномоченным органом – для кандидатов, которые будут осуществлять внутренний государственный аудит.
В состав экзаменационной комиссии входят: два представителя от организации по подтверждению знаний, один представитель от Высшей аудиторской палаты, один представитель от уполномоченного органа, один представитель от неправительственной организации (по согласованию).
27. Кандидату, получившему положительный результат по итогам сдачи квалификационного экзамена, Центром выдается документ о подтверждении знаний на квалификацию государственного аудитора по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания ведомости.
Копия документа о подтверждении знаний подшивается в личное дело кандидата.
Список лиц, подтвердивших знания по итогам сдачи квалификационного экзамена, размещается на интернет-ресурсе Центра в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания ведомости.»;
пункты 29 и 30 изложить в следующей редакции:
«29. Кандидат, не сдавший квалификационный экзамен, повторно проходит его в срок не ранее 15 (пятнадцати) календарных дней со дня не сдачи квалификационного экзамена, но не позднее 1 (одного) года со дня 1 (первой) не сдачи квалификационного экзамена по определенной дисциплине сертификации.
30. Для рассмотрения заявлений кандидатов, несогласных с итогами квалификационного экзамена, Центром создается апелляционная комиссия в составе не менее трех членов, являющихся экспертами в соответствующих сферах специализации (дисциплины) сертификации и не входящих в состав экзаменационной комиссии по согласованию с:
Высшей аудиторской палатой - для кандидатов, которые будут осуществлять внешний государственный аудит;
уполномоченным органом - для кандидатов, которые будут осуществлять внутренний государственный аудит.»;
пункт 31 исключить;
пункт 33 исключить;
пункт 34 изложить в следующей редакции:
«34. По результатам рассмотрения заявления на апелляцию, апелляционная комиссия в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления заявления принимает одно из решений:
1) удовлетворить заявление на апелляцию кандидата и принять решение о добавлении балла (-ов) к результату (баллу) квалификационного экзамена;
2) оставить заявление на апелляцию без удовлетворения, а результат (балл) квалификационного экзамена без изменения.»;
пункты 40 и 41 изложить в следующей редакции:
«40. Для собеседования в Национальной комиссии на присвоение квалификации государственного аудитора допускается кандидат, имеющий опыт работы не менее 3 (трех) лет в:
системе органов государственного аудита и финансового контроля по направлениям, связанным с проведением аудита (аналитическое, методологическое, контроль качества, юридическое сопровождение);
и (или) в экономической, финансовой сферах, связанных с осуществлением, бухгалтерского учета, бюджетного учета, налогового администрирования, прогнозирования, планирования и исполнения бюджета, государственных финансов, государственных закупок;
и (или) в правовой сфере, связанной с разработкой и юридической экспертизой нормативных правовых актов;
и (или) в международных организациях в области аудита;
и (или) не менее 2 (двух) лет внутренним государственным аудитором или ассистентом государственного аудитора.
41. Для собеседования в Национальной комиссии на присвоение квалификации государственного аудитора высшей категории допускается кандидат, работающий государственным аудитором последние 5 (пять) лет в органах государственного аудита и финансового контроля и имеющий:
1) сертификат государственного аудитора;
2) документ, подтверждающий наличие одной из следующих профессиональных квалификаций:
ACA (Associated Chartered Accountant) (Ассоциированный дипломированный бухгалтер);
АССА (Association of Chartered Certified Accountants) (Ассоциация сертифицированных присяжных бухгалтеров);
CIPFA (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy) (Диплом по международным стандартам финансовой отчетности для государственного сектора);
CIPFA public auditor (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy Public Auditor) (Дипломированный институт государственных Финансов и бухгалтерского учета государственный аудитор) c CIPFA DipIPSAS (Diploma in international public sector accounting standards) (Диплом по международным стандартам бухгалтерского учета в государственном секторе);
CIA (Certified Internal Auditor) (Дипломированный внутренний аудитор);
IPSAS АССА (Certificate in International Public Sector Accounting Standards) (Сертификат по международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора) с АССА F8 (Audit and Assurance) либо АССА F8 (Аудит и подтверждение достоверности) (на русском языке) либо с Cert IA ACCA (Certificate in International Auditing) (Сертификат по международному аудиту), присваиваемой одной из следующих международных профессиональных организаций:
ICAEW (Institute of Chartered Accountants in England and Wales) (Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса);
АССА (Association of Chartered Certified Accountants) (Ассоциация сертифицированных присяжных бухгалтеров);
CIPFA (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy) (Диплом по международным стандартам финансовой отчетности для государственного сектора);
IIA (Institute of Internal Auditors) (Институт внутренних аудиторов);
3) документ, подтверждающий наличие профессиональных квалификаций IPSAS АССА (Certificate in International Public Sector Accounting Standards) (Сертификат по международным стандартам бухгалтерского учета в государственном секторе) с сертификатом, разработанным Министерством финансов Республики Казахстан (далее – Министерство) совместно со Всемирным банком (Public Audit and Assurance) (Государственный аудит и подтверждение достоверности), которые распространяются для органов внутреннего государственного аудита и финансового контроля;
4) положительный результат оценки эффективности деятельности государственных служащих в течение последних 2 (двух) лет.
Председатели, члены, руководители аппаратов Высшей аудиторской палаты и ревизионных комиссий, Председатель и заместители Комитета внутреннего государственного аудита Министерства, руководители и заместители территориальных департаментов внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства, руководители и заместители (при наличии) служб внутреннего аудита центральных государственных и местных исполнительных органов, имеющие опыт работы не менее 5 (пяти) лет в системе органов государственного аудита и финансового контроля, допускаются для собеседования в Национальную комиссию на присвоение квалификации государственного аудитора высшей категории, в соответствии с требованиями подпунктов 1), 2)и 3) настоящего пункта Правил.»;
абзац двадцатый пункта 43 исключить;
пункт 56 изложить в следующей редакции:
«56. Ход собеседования с каждым кандидатом фиксируется с помощью технических средств аудиозаписи. Аудиозаписи хранятся в Рабочем органе не менее шести месяцев со дня завершения собеседования.»;
пункт 61 изложить в следующей редакции:
«61. Рабочим органом сертификат государственного аудитора соответствующего уровня выдается в течение десяти рабочих дней со дня подписания решения Национальной комиссии кандидатам, успешно прошедшим собеседование в Национальной комиссии.»;
пункт 70 изложить в следующей редакции:
«70. Рабочий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения Национальной комиссией размещает на интернет-ресурсе рабочего органа сведения об отзыве сертификата государственного аудитора соответствующего уровня.».

2. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 21 декабря 2015 года № 23-НҚ «Об утверждении Положения о Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12680) следующие изменения:
в Положении о Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Национальная комиссия проводит собеседование в целях получения всесторонней и объективной характеристики профессиональных, деловых качеств и потенциальных возможностей лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора.»;
подпункт 3) пункта 4 исключить;
пункт 6-1 изложить в следующей редакции:
«6-1. Рабочий орган Национальной комиссии информирует членов Национальной комиссии о необходимости уведомления в письменной или устной форме Председателя Национальной комиссии о конфликте интересов (личная заинтересованность члена Национальной комиссии может повлиять на объективное принятие решения) или возможности его возникновения.
Члены Национальной комиссии в письменной или устной форме уведомляют Председателя Национальной комиссии о конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в случае если кандидаты являются близкими родственниками, свойственниками.
Рабочий орган Национальной комиссии принимает меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.»;
пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:
«9. Голосование осуществляется по окончании собеседования с каждым кандидатом путем заполнения листа учета результатов голосования членов Национальной комиссии.
Решения Национальной комиссии считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов Национальной комиссии, участвующих в голосовании.
В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Национальной комиссии.
Решения Национальной комиссии доводятся до сведения общественности через интернет-ресурс Высшей аудиторской палаты.
10. Результаты голосования вносятся в лист учета результатов голосования членов Национальной комиссии по форме, согласно приложению к настоящему Положению.
При возникновении конфликта интересов члены Национальной комиссии не принимают участие в голосовании кандидата, указанного в пункте 6-1 настоящего Положения.»;
пункт 11 исключить;
пункты 11-1, 12 и 13 изложить в следующей редакции:
«11-1. Члены Национальной комиссии:
1) вносят на рассмотрение Национальной комиссии предложения и замечания по плану работы, повестке дня, а также по существу вопросов, обсуждаемых на заседании Национальной комиссии;
2) высказывают на заседаниях Национальной комиссии свое мнение по кандидатам, претендующим на присвоение квалификации государственного аудитора соответствующего уровня;
3) выходят из состава Национальной комиссии по письменному заявлению;
4) соблюдают требования настоящего Положения;
5) участвуют в работе заседаний Национальной комиссии, а также заблаговременно в письменной и (или) устной форме уведомляют Председателя о неявке на заседание Национальной комиссии с указанием причины;
6) в письменной или устной форме уведомляют Председателя Национальной комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно в случае, если кандидаты являются близкими родственниками, свойственниками.
В случае отсутствия члена Национальной комиссии на заседании Национальной комиссии более трех раз подряд, ставится вопрос о его исключении из состава Национальной комиссии.
12. Рабочим органом Национальной комиссии является структурное подразделение аппарата Высшей аудиторской палаты, ответственное за обеспечение деятельности Национальной комиссии.
Секретарем Национальной комиссии является работник структурного подразделения аппарата Высшей аудиторской палаты, ответственного за обеспечение деятельности Национальной комиссии, который назначается Председателем Национальной комиссии.
Рабочий орган:
1) представляет на утверждение Председателю Национальной комиссии персональный состав и план работы Национальной комиссии на соответствующий календарный год;
2) рассматривает и формирует личные дела кандидатов, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, допущенных к собеседованию в порядке, определяемом Правилами сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 15 декабря 2015 года № 22-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12720) (далее – Правила сертификации);
3) направляет запросы государственным органам и иным организациям по вопросам, относящимся к компетенции Национальной комиссии;
4) ведет базу данных кандидатов, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;
5) вносит предложения Председателю Национальной комиссии по повестке очередного заседания Национальной комиссии, осуществляет подготовку соответствующих материалов и организует его проведение;
6) готовит мотивированный отказ в допуске к собеседованию в порядке, определяемом Правилами сертификации;
7) ведет реестр лиц, имеющих сертификат государственного аудитора соответствующего уровня в порядке, определяемом Правилами ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года № 20-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12492);
8) ведет журнал выдачи сертификатов в порядке, определяемом Правилами сертификации;
9) выдает сертификат о присвоении квалификации государственного аудитора;
10) осуществляет рассылку материалов, необходимых для предстоящего заседания;
11) выполняет поручения Председателя Национальной комиссии в пределах своих полномочий.
13. Заседание Национальной комиссии проводится при наличии не менее половины ее членов.
Заседания Национальной комиссии проводятся один раз в квартал, согласно плану работы Национальной комиссии.
По решению Председателя Национальной комиссии проводятся внеочередные заседания Национальной комиссии.»;
приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению.

3. Юридическому департаменту Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.


4. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты.

5. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан
А. Смаилов

Приложение к нормативному постановлению
Высшей аудиторской палаты
Республики Казахстан
от 26 сентября 2024 года
№ 13-НҚ

Приложение к Положению
о Национальной комиссии
по сертификации лиц, претендующих
на присвоение квалификации
государственного аудитора

Форма

Лист учета результатов голосования членов Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора
____________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество (при наличии) члена Национальной комиссии)
№ п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата
Место работы
Занимаемая должность
Проголосовал: *
Не голосовал**
Соответствует
Не соответствует
1
2
3
4
5
6
7
1






2






3













Всего:




Член Национальной комиссии: ___________________ (подпись)

Дата: «___» _______________ 20__ г.
Примечание:
*В столбцах «Соответствует» и «Не соответствует» проставляются знаки «+» или «-», за исключением строки «Всего», в которой проставляются соответствующие числа.
**При отсутствии члена Национальной комиссии на заседании делается соответствующая отметка.