О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 323 "Об утверждении Правил управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских возду

Приказ Министра транспорта Республики Казахстан от 31 июля 2024 года № 260. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 июля 2024 года № 34868

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанностей Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 323 "Об утверждении Правил управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11724) следующие изменения:

      в Правилах управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан, утвержденных указанным приказом:

      подпункт 2) пункта 4 изложить в следующей редакции:

      "2) сбор и обмен информацией об исследованиях и разработках в области контроля за птицами и иными животными на аэродромах и прилегающих к ним территориях;";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) авиационная орнитология – прикладная дисциплина общей орнитологии, которая занимается изучением фаунистики, морфологии, этологии, экологии, включая поведенческую экологию, миграции птиц, в части обеспечения орнитологической безопасности полетов, а также разработкой и осуществлением мероприятий по снижению вероятности столкновений ВС с птицами;

      2) аэродром – определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности ВС;

      3) контрольная точка аэродрома – точка, определяющая географическое местоположение аэродрома (далее – КТА);

      4) воздушное судно – аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

      5) прилегающая территория к аэродрому (далее – прилегающая территория) – территория за границами аэродрома в радиусе 13 километров от КТА;

      6) сложная орнитологическая обстановка – орнитологическая обстановка, при которой риск столкновения ВС с птицами становится значительным, связанная в особенности с частым и опасным пересечением птицами траекторий движения ВС;

      7) стая птиц – совокупность особей, обладающих общим пространством жизнедеятельности, демонстрирующих координированное поведение;

      8) опасность, создаваемая птицами и иными животными – присутствие птиц и иных животных, которое может привести к повреждению ВС;

      9) массовое скопление птиц – совокупность птиц на определенном участке в количестве, которое создает сложную орнитологическую обстановку;

      10) орнитологическая обстановка – совокупность факторов, связанных с присутствием, пространственным распределением, количеством, видовым составом и поведением птиц на земле, воде и в воздушном пространстве на определенной территории в определенный отрезок времени;

      11) орнитологическое обеспечение полетов – комплекс мероприятий, направленных на снижение вероятности столкновений гражданских ВС с птицами и иными животными.";

      подпункт 10) пункта 13 изложить в следующей редакции:

      "10) составление отчетов о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилегающей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными.";

      подпункт 4) пункта 14 изложить в следующей редакции:

      "4) осуществляют контроль за средой обитания для уменьшения привлекательности определенных участков аэродрома и прилегающей территории.";

      пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. В зависимости от размеров, уровня сложности аэродрома, количества и характера операций ВС, орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей территории эксплуатант аэродрома организовывает отдельную службу по контролю за птицами и иными животными.

      При наличии в структуре эксплуатанта аэродрома службы по контролю за птицами и иными животными, включающей штатных специалистов по контролю за птицами и иными животными, руководитель данной службы осуществляет реализацию и повседневный контроль (координацию) Программы.

      При отсутствии службы по контролю за птицами и иными животными, реализация и повседневный контроль (координация) Программы выполняется штатным специалистом по контролю за птицами и иными животными.";

      подпункт 5) пункта 16 изложить в следующей редакции:

      "5) сбор и анализ данных по птицам и иным животным, зарегистрированным на аэродроме и прилегающей территории, по случаям столкновения ВС с птицами и иными животными, проведение оценки рисков, разработку мероприятий по их снижению, регистрацию результатов принятых мер и проведение оценки их эффективности;";

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. К выполнению практических мероприятий по контролю за птицами и иными животными руководитель эксплуатанта аэродрома привлекает сотрудников аэродромной службы (далее – АС), службы авиационной безопасности (далее – САБ), инспекторов по безопасности полетов (далее – ИБП), службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее – СПАСОП) и других сотрудников.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Персонал, осуществляющий деятельность по управлению опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских ВС на аэродроме и прилегающей к нему территории (старший руководитель, координатор, штатный специалист по контролю за птицами и иными животными) проходит первоначальное и повторное обучение в авиационных учебных центрах, одобренных уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, согласно Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8785).

      Эксплуатант аэродрома перед допуском к самостоятельной работе и на ежегодной основе обеспечивает обучение специалистов и сотрудников, участвующих в контроле за птицами и иными животными, по следующим вопросам:

      1) правила и практика вождения транспортного средства в контролируемой зоне аэродрома;

      2) пешее перемещение в контролируемой зоне аэродрома;

      3) схема аэродрома;

      4) правила и практика ведения радиосвязи на рабочей площади аэродрома;

      5) знаки и маркировка на аэродроме;

      6) ограничение перемещения в районе действия радионавигационных средств;

      7) требования безопасности на аэродроме;

      8) подготовка по вопросам несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу (далее – ВПП);

      9) процедуры работы в условиях ограниченной видимости на аэродроме.

      Эксплуатант аэродрома обеспечивает наличие, хранение записей, подтверждающих подготовку специалистов по контролю за птицами и иными животными.";

      подпункты 3) и 4) пункта 21 изложить в следующей редакции:

      "3) охраняемые птицы и иные животные, соответствующие нормативные требования и политика;

      4) распределение случаев столкновений ВС с птицами и иными животными на данном аэродроме по сезонам года, периодам суток, высотам;";

      пункты 25, 26, 27 и 28 изложить в следующей редакции:

      "25. Аэропортовый комитет рассматривает собранные данные и информацию о случаях столкновений и наблюдений за поведением птиц и иных животных на аэродроме и прилегающей территории, анализирует риски, создаваемые птицами и иными животными, и отслеживает тенденции в целях снижения последствий проблем, связанных с птицами и иными животными, оценивает эффективность Программы и необходимость ее пересмотра.

      26. Эксплуатант аэродрома обеспечивает проведение периодических обследований поведения птиц и иных животных на аэродроме и прилегающей территории не реже одного раза в три года.

      По мере увеличения численности, представляющих опасность птиц и иных животных обследования проводятся чаще для сбора информации и своевременного выявления опасностей и принятия мер по их уменьшению.

      При проведении обследований поведения птиц и иных животных охватывается полный год, учитываются сезонные изменения и указывается конкретное время дня.

      В рамках обследования определяются:

      источники корма, наличие водоемов и укрытий, которые привлекают птиц и иных животных на территорию аэродрома и прилегающую территорию;

      виды иных животных и птиц, их образ жизни, периоды и направления миграций птиц, места обитания, численность популяций;

      случаи столкновения ВС с птицами и иными животными;

      эффективные действия по контролю за дикой природой и их приоритетность.

      В материалах обследований также указываются количество взлет-посадочных операций, используемые ВПП и поведение птиц и иных животных на основании наблюдений, выполняемых специалистами по контролю за птицами и иными животными.

      При проведении обследований проводится анализ тенденций на основании сравнений данных обследований, полученных в ходе предыдущих обследований.

      Методы выборки являются последовательными, систематическими и легко воспроизводимыми для сопоставления данных по времени.

      Такие методы выборки соотносятся с результатами имеющихся у эксплуатанта аэродрома данных ежедневных наблюдений за птицами и иными животными.

      Обследования проводятся специалистами, имеющими необходимые знания и опыт работы с птицами и иными животными.

      По результатам обследования составляется итоговый отчет, к которому прикладываются карты-схемы основных путей сезонных и суточных перемещений видов птиц, регулярно встречающихся на аэродроме, создающих существенную опасность для полетов ВС, а также диаграммы, графики и таблицы.

      27. Штатные специалисты по контролю за птицами и иными животными при осуществлении патрулирования проводят визуальные наблюдения за птицами и иными животными и выполняют записи в журнал регистрации наблюдаемой деятельности птиц и иных животных на аэродроме с интервалом не реже 30 минут, по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящим Правилам.

      При визуальном наблюдении следует использовать карту аэродрома с разбивкой на отдельные участки, каждый из которых имеет определенные однородные условия, привлекающие птиц и иных животных.

      На основании наблюдений и записей в журнале выявляются предпочтительные зоны пребывания, частота присутствия и основные направления перемещений обнаруженных видов представляющих опасность птиц и иных животных.

      28. Все случаи столкновения ВС с птицами и иными животными регистрируются эксплуатантом аэродрома на основании информации, полученной от эксплуатантов ВС, сотрудников наземных служб аэропорта, органа ОВД (по докладам экипажей) и прочих заинтересованных субъектов.

      Эксплуатанты ВС обеспечивают полноту и качество предоставляемой эксплуатанту аэродрома информации согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Уведомления о столкновениях ВС с птицами и иными животными направляются эксплуатантом аэродрома в уполномоченную организацию по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Эксплуатант аэродрома совместно с организациями, работающими на аэродроме, определяет процедуры представления данных о столкновениях ВС с птицами и иными животными.

      Данные процедуры документируются эксплуатантом аэродрома в Программе и доводятся до всех заинтересованных сторон.

      Координатор (штатный специалист по контролю за птицами и иными животными) заполняет журнал регистрации случаев столкновения ВС с птицами и иными животными по форме согласно Приложению 3 к настоящим Правилам.

      Уполномоченная организация регистрирует отчеты в информационной системе управления рисками, выполняет анализ и применяет при оценке эффективности мер снижения опасностей, создаваемыми птицами и иными животными, направляет данные о столкновениях ВС с птицами и иными животными в ИКАО для включения в базу данных системы информации о столкновениях с птицами (IBIS).

      Для анализа данных указывается этап полета и высота, на которых произошло столкновение ВС с птицей и иным животным.

      Эксплуатант ВС направляет информацию эксплуатанту аэродрома обо всех случаях столкновения ВС с птицами и иными животными, которые произошли:

      на высоте до 60 метров (200 футов) от уровня земли при заходе на посадку;

      на высоте до 150 метров (500 футов) при наборе высоты;

      во время стоянки, руления, этапов разбега при взлете или пробега после посадки.

      Столкновения с птицами на высоте от 300 метров (1000 футов) до 60 метров (200 футов) при заходе на посадку или на высоте от 150 метров (500 футов) до 450 метров (1500 футов) при наборе высоты, относятся к прилегающей к аэродрому территории, поэтому также рекомендуется представлять информацию эксплуатанту аэродрома для анализа.

      На прилегающей к аэродрому территории эксплуатант аэродрома обеспечивает контроль и взаимодействие с государственными органами и собственниками земельных участков по вопросам строительства объектов, привлекающих птиц и иных животных, порядку землепользования, включая контроль посевов сельскохозяйственных растений на прилегающей территории, привлекательных для птиц и иных животных.

      Все остальные случаи столкновения ВС с птицами регистрируются эксплуатантом ВС без уведомления эксплуатанта аэродрома и сообщаются в уполномоченную организацию.

      Все случаи столкновения ВС с птицами и иными животными классифицируются следующим образом:

      1) подтвержденный случай столкновения ВС с птицей или иным животным;

      2) предполагаемый случай столкновения ВС с птицей или иным животным;

      3) предпосылка к столкновению;

      4) не относится к столкновению.

      К подтвержденным случаям столкновения ВС с птицей или иными животными относятся случаи, когда:

      1) экипаж отчетливо видел, слышал или ощутил характерный запах, появившийся из-за столкновения ВС с птицами и иными животными;

      2) найдены останки птиц или иных животных на летной полосе без очевидных причин, кроме как в результате столкновения с ВС;

      3) технический персонал при осмотре ВС обнаружил доказательства столкновения ВС с птицами или иными животными (кровь, перья, останки).

      Под предполагаемым случаем столкновения ВС с птицей или иными животными понимается, что экипаж слышал звук столкновения, наблюдал птиц.

      Если экипаж принял действия по уклонению ВС от столкновения с птицами, то данное событие классифицируется как предпосылка к столкновению.";

      пункты 30, 31 и 32 изложить в следующей редакции:

      "30. Координатор (штатный специалист по контролю за птицами и иными животными) в начале года проводит анализ опасностей, создаваемых птицами и иными животными, который включает в себя (в зависимости от имеющейся информации):

      1) уточнение по результатам выполненного обследования аэродрома и прилегающей территории, по результатам визуальных наблюдений за птицами и иными животными, выполняемыми в течение года, периодов, мест и причин скоплений и перелетов птиц, и иных животных;

      2) выявление наиболее часто повторяющихся обстоятельств столкновений ВС с птицами и иными животными (название авиакомпании, тип ВС, высота и скорость полета ВС, место и время столкновения, вид птиц/иных животных, время суток и года, погодные условия и другие обстоятельства);

      3) определение последствий столкновений (число и характер повреждений ВС, материальный ущерб из-за ремонта, простоя, задержки, прерванных взлетов и вынужденных посадок ВС);

      4) анализ деятельности служб и подразделений по выполнению мер снижения вероятности столкновений ВС с птицами и иными животными;

      5) результаты оценки эффективности Программы;

      6) значения показателей эффективности и достижение поставленных целевых уровней безопасности полетов в части угроз от птиц и иных животных.

      Все сведения о наличии, скоплениях, перелетах птиц и иных животных, а также их причинах, полученные за анализируемый период времени, заносятся в соответствующие карты-схемы, диаграммы, графики и таблицы.

      На основании анализа полученной информации и проведенной оценки рисков эксплуатант аэродрома, при необходимости, разрабатывает дополнительные меры уменьшения опасности, создаваемым птицами и иными животными или пересматривает существующие меры в целях обеспечения их эффективности, вносит соответствующие корректировки в Программу, составляет отчет о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилегающей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными.

      31. Эксплуатант аэродрома отправляет ежегодно отчет о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилегающей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, в уполномоченную организацию, а также рассматривает его на заседании аэропортового комитета".

      32. Уполномоченная организация на основании полученных за календарный год уведомлений о столкновении ВС с птицами и иными животными, ежегодных отчетов о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилегающей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, а также по результатам проверок, подготавливает сводный отчет состояния безопасности полетов гражданской авиации Республики Казахстан, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, и направляет организациям гражданской авиации для ознакомления и применения в работе.";

      пункт 34 изложить в следующей редакции:

      "34. При появлении на аэродроме или в районе аэродрома скоплений птиц или иных животных, диспетчер аэродромного органа ОВД передает соответствующую информацию штатному специалисту по контролю за птицами и иными животными или сотрудникам САБ, АС для принятия срочных мер по отпугиванию и/или удалению птиц и иных животных и обеспечивает при необходимости им доступ на площадь маневрирования, предупреждает экипажи ВС о наличии птиц и иных животных на аэродроме.";

      пункты 37 и 38 изложить в следующей редакции:

      "37. Основным мероприятием Программы, направленным на уменьшение опасного присутствия птиц и иных животных на аэродроме, является патрулирование в контролируемых зонах для проверки наличия создающих опасность птиц и иных животных.

      Поскольку присутствие птиц и иных животных на ВПП, в зонах захода на посадку или вылета или пересечение ими этих зон представляет высокий риск для безопасности полетов, во время патрулирования принимаются меры, чтобы воспрепятствовать присутствию птиц и иных животных в таких зонах, удалить их из этих зон или выполнить профилактическое отпугивание.

      Патрулирование осуществляется специалистами по контролю за птицами и иными животными. К патрулированию привлекаются также сотрудники САБ и АС. Патрулирование ВПП и зон захода на посадку или взлета проводится не позднее 15 минут до начала взлет-посадочных операций. Персонал по контролю за птицами и иными животными во время взлет-посадочных операций на ВПП располагается вблизи зон захода на посадку или взлета ВС.

      Для выполнения патрулирования специалисты по контролю за птицами и иными животными обеспечиваются соответствующим транспортом, биноклями и средствами для регистрации (блокноты, планшеты, диктофоны).

      Специалисты по контролю за птицами и иными животными используют средства отпугивания, при необходимости, в комбинации с применением САБ летальных методов (огнестрельное оружие)";

      38. Диспетчеры аэродромного органа ОВД информируют специалиста по контролю за птицами и иными животными о замеченных местах нахождения птиц и иных животных.

      Специалист по контролю за птицами и иными животными, при необходимости сотрудники САБ аэропорта, получив сообщение о скоплении птиц или наличии животного, немедленно выезжают на участок аэродрома, где обнаружены птицы или иные животные, представляющие потенциальную угрозу ВС.

      Посредством ружей, пиротехнических средств, светосигнальной ракетницы и другими средствами производят действия по отпугиванию и удалению птиц и иных животных с территории аэродрома до момента, когда птицы и иные животные не угрожают движению ВС.";

      пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41. Выбор методов, технических средств отпугивания и отлова, их количества и порядка размещения на аэродроме обеспечивается специалистами по контролю за птицами и иными животными и основывается на результатах наблюдений, анализов, обследованиях аэродрома и прилегающей к аэродрому территории, специфике аэродрома.

      Наибольшие усилия по отпугиванию птиц и иных животных прилагаются на летной полосе и прилегающих к ней зонах посадки и взлета, а также участках летного поля, привлекающих птиц.";

      пункт 45 изложить в следующей редакции:

      "45. Визуальные средства отпугивания, такие как неподвижные силуэты человека или хищников, шары с имитацией глаз хищника, флаги и отражающие свет ленты, производят эффект в течение короткого периода времени и неприемлемы для решения в долгосрочной перспективе проблем, связанных с присутствием птиц и иных животных на аэродроме.

      Некоторые виды птиц воспринимают приближающийся луч лазера как угрозу и улетают. Лазеры лучше всего использовать ночью, на рассвете и в сумерки. Этот метод следует применять с осторожностью, поскольку лазеры создают вторичную опасность для пилотов или водителей наземных транспортных средств.

      Специально обученные собаки и хищные птицы создают эффект присутствия хищника, приводящий к удалению с территории птиц и иных животных.";

      пункты 46, 47, 48, 49, 50 и 51 изложить в следующей редакции:

      "46. К химическим отпугивающим средствам относятся средства, которые воздействуют на органы чувств птицы или иного животного.

      Отпугивающие средства применяются в местах гнездования, источниках корма или в других местах, где присутствуют создающие опасность птицы и иные животные.

      Используются химические репелленты, которые являются безопасными и имеют соответствующие сертификаты.

      47. Создающих опасность птиц и иных животных можно отлавливать и выпускать на волю за пределами аэродрома. Для этих целей можно использовать приманки или ловушки, однако необходимо следить, чтобы приманка не привлекла новые виды птиц и иных животных на территорию аэродрома.

      48. Если методы контроля среды обитания и использования отпугивающих средств не приводят к снижению уровня риска, применение летальных методов усилит эффект нелетальных средств. Такие методы используются для уменьшения численности опасных животных, удаления больных или раненых птиц и иных животных, а также для срочного контроля ситуации. При определенных обстоятельствах летальные меры допускается использовать для обеспечения контролируемого перемещения и удаления из контролируемой зоны представителей тех видов, которых не удалось удалить с помощью нелетальных средств. При этом летальные методы применяются к индивидуальным особям и не носят массовый характер.

      При массовом скоплении птиц в весенне-летне-осенний периоды выставляют стрелков с достаточным количеством боеприпасов в следующих местах:

      1) точка приземления, точка взлета и ВС (вне летной полосы);

      2) места примыкания рулежных дорожек к взлетно-посадочной полосе до команды "отбой" диспетчера ОВД.

      49. Потребности в пище, воде, размножении, источниках тепла и безопасности определяют среду обитания птиц и иных животных. Условия на аэродроме или на прилегающей территории, позволяющие удовлетворять эти потребности, повышают вероятность присутствия птиц и иных животных и вероятность столкновения с ВС. Поэтому управление средой обитания птиц и иных животных на аэродроме является основой Программы.

      Перед началом действий по управлению средой обитания, эксплуатант аэродрома проводит оценку риска в области безопасности полетов с определением видов опасных птиц и иных животных и причин их нахождения в конкретных зонах.

      После проведения оценки риска в области безопасности полетов определяются места обитания птиц и иных животных, представляющих опасность, и разрабатывается стратегия управления средой обитания этих видов.

      Для предотвращения или прекращения доступа птиц и иных животных к корму, водоемам и укрытиям проводится изменение среды обитания и окружающей среды на аэродроме.

      50. Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц и иных животных, делятся на группы:

      1) проводимые на территории аэродрома;

      2) проводимые на территории, прилегающей к аэродрому.

      51. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродроме, относятся:

      1) вырубка деревьев и зарослей кустарника особенно вблизи ВПП, привлекающих птиц для устройства гнезд, отдыха и ночевки;

      2) скашивание травяного покрова на аэродроме до оптимальной высоты;

      3) уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях-ангарах и других зданий;

      4) мелиорационные работы на увлажненных и заболоченных участках аэродрома, их дренирование и засыпка;

      5) ликвидация доступа к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, ресторана и столовых аэропорта путем хранения отходов пищи в закрытых контейнерах, полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;

      6) установка ловушек для отлова птиц;

      7) недопущение использования территории аэродрома для сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц и иных животных;

      8) проведение химической обработки на территории аэродрома против насекомых привлекающих птиц;

      9) кронирование, санитарная обрезка деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, в самом начале гнездования птиц, или сбивание гнезд с помощью водометов;

      10) устранение разрушенных или неиспользуемых объектов на аэродроме, которые служат местами укрытия птиц и иных животных.";

      пункты 57 и 58 изложить в следующей редакции:

      "57. К мероприятиям по устранению условий, способствующих концентрации птиц, на территории, прилегающей к аэродрому, относятся:

      1) запрет к строительству звероводческих и животноводческих ферм, скотобоен (убойных площадок), предприятий по переработке рыбы, земледельческих предприятий, пастбищ для скота, а также осуществление любой другой сельскохозяйственной деятельности на прилегающей территории, если такая деятельность создает условия для массового скопления птиц и угрозы для безопасности полетов, с учетом требований Правил выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 504;

      2) ликвидация или предотвращение создания на прилегающей территории пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней;

      3) вспашка и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами окружающий аэродром, только в ночное время;

      4) ограничение выпаса скота вблизи аэродрома;

      5) осушение мелких водоемов вблизи аэродрома, являющихся местом скопления птиц, пролетающих через прилегающую территорию;

      6) скашивание на расположенных вблизи аэродрома водоемах высокой прибрежной растительности, являющейся местом массового гнездования, отдыха и ночевки птиц.";

      58. Эксплуатант аэродрома не менее четырех раз в год собственными силами осуществляет обследование прилегающей к аэродрому территории для выявления условий или объектов массового скопления птиц и ведет соответствующие записи в журнале о выявленных условиях и объектах, которые привлекают птиц и иных животных, запланированных и проведенных мероприятиях по их ликвидации".

      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр транспорта
Республики Казахстан
М. Карабаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан