О внесении дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2023 года № 464 "Об утверждении Правил разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов"

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 14 июня 2024 года № 509. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 июня 2024 года № 34496

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2023 года № 464 "Об утверждении Правил разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33048) следующие дополнения:

      в Правилах разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденных указанным приказом:

      дополнить главой 5 следующего содержания:

      "Глава 5. Применение принципов "умного регулирования" и Agile при разработке, согласовании и государственной регистрации нормативных правовых актов центральных государственных органов

      79. В целях применения положений настоящей главы под "умным регулированием" понимается применение следующих принципов правовой политики:

      1) разумное регулирование;

      2) прозрачное регулирование;

      3) доказательное регулирование;

      4) результативное регулирование;

      5) защита прав, свобод и законных интересов человека.

      80. Под разумным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:

      1) регулирование общественной деятельности применяется как крайняя мера при разрешении вопросов, возникающих в общественной жизни, поскольку количество регуляторных мер, превышающих разумный предел, создает регуляторное бремя для ее адресатов;

      2) при решении задач, стоящих перед разработчиком, важно в первую очередь искать альтернативные способы, не связанные с регуляторным вмешательством;

      3) при необходимости введения регуляторных мер они изучаются на предмет приемлемости для достижения предполагаемых целей и наименьшей степени ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

      4) предлагаемые меры демонстрируют преимущественный уровень положительного влияния, а также учитывают побочные негативные последствия;

      5) достижение максимальной эффективности государственного регулирования при минимальных затратах финансовых, кадровых и организационно-технических ресурсов благодаря применению современных информационно-коммуникационных технологий.

      81. Под прозрачным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:

      1) регулятор обеспечивает формирование множественных точек доступа стейкхолдеров, в том числе посредством развития и применения новых инструментов, обеспечивающих учет интересов всех сторон, кого потенциально затронет вводимое регулирование;

      2) при принятии решения выбирается наиболее оптимальный баланс интересов всех сторон с соблюдением принципов отраслевой политики постоянного характера, что способствует принятию наиболее оптимального решения, снижает степень влияния произвольных решений в процессе осуществления правового регулирования;

      3) минимизация использования бланкетных способов формирования правовых норм.

      82. Под доказательным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:

      1) доказательный подход становится одним из основных векторов развития ведомственного регулирования;

      2) в целях повышения качества ведомственного регулирования регуляторные решения основываются на надежных и объективных данных, в том числе научных и экспертных исследованиях, результатах изучения общественного мнения, статистических данных;

      3) сведения, демонстрирующие преимущество того или иного способа регулирования, доступными для проверки.

      Ввиду этого неотъемлемым элементом правовой политики является формирование широкой доказательной базы посредством сбора, хранения, обработки, анализа количественных данных и управления ими.

      83. Под результативным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:

      1) системная ретроспективная оценка мер правового регулирования, которая не носит эпизодический характер;

      2) систематический мониторинг эффектов, вызванных введенным регулированием на предмет действенности и соответствия заявленным целям;

      3) клиентоцентричность регулирования, предполагающее максимальное удовлетворение интересов и потребностей адресатов;

      4) в случае недостижения предполагаемого результата принятие мер, направленных на совершенствование первичных регуляторных подходов.

      84. Основным принципом первоочередной и эффективной защиты во всех сферах общественной и государственной жизни является реализация конституционного положения о том, что права и свободы человека определяют содержание нормативных правовых актов.

      Важным аспектом недопущения различного рода нарушений служит соблюдение основных прав, свобод и обязанностей, закрепленных разделом II "Человек и гражданин" Конституции, а также настоящих Правил при разработке, согласовании и принятии нормативных правовых актов.

      Для выстраивания и упорядочивания функций, ориентированных на потребности населения, создания и справедливого распределения общественных благ проводится постоянное развитие ведомственного регулирования посредством проведения реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов.

      85. Государственные органы – разработчики, заинтересованные в эффективном межведомственном взаимодействии, прикладывают к проекту нормативного правового акта чек-лист соблюдения принципов "умного регулирования" согласно приложению 4 к настоящим Правилам и описание модели бизнес-процесса вводимого регулирования (нотация и моделирование бизнес-процессов BPMN, блок-схемы Flowchart, UML, интеллект-карты, либо иной удобный для разработчика инструмент) для выстраивания релевантного текста регулирования и облегчения понимания положений разрабатываемых проектов нормативных правовых актов.

      86. По проектам нормативных правовых актов, содержащим чек-лист и схемы регулирования в виде смоделированных бизнес-процессов, допускается проведение предметных согласительных процедур между государственным органом – разработчиком и органами юстиции, а также использование иных Agile-инструментов, включая гибкие и итеративные подходы для выработки единого решения.

      При согласовании проектов нормативных правовых актов применение Agile обеспечивает гибкость и адаптивность процесса доработки проекта нормативного правового акта.

      87. По нормативному правовому акту, прошедшему государственную регистрацию в органах юстиции, государственный орган – разработчик в течение 5 (пяти) рабочих дней размещает на своем официальном интернет-ресурсе описание модели бизнес-процесса вводимого регулирования.

      88. В целях дальнейшего улучшения качества ведомственного регулирования и вовлеченности заинтересованных сторон, органы юстиции ведут учет работы с применением принципов "умного регулирования" и Agile.";

      дополнить приложением 4 согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр юстиции
Республики Казахстан
А. Ескараев

  Приложение к приказу
Министр юстиции
Республики Казахстан
от 14 июня 2024 года № 509
  Приложение 4
к Правилам разработки,
согласования и государственной
регистрации нормативных
правовых актов
  Форма

Чек-лист соблюдения принципов "умного регулирования"

№ п/п

Название принципа "умного регулирования"

Орган – разработчик в свободной форме излагает о применении принципа при введении регулирования

1

разумное регулирование


2

прозрачное регулирование


3

доказательное регулирование


4

результативное регулирование


5

защита прав, свобод и законных интересов человека