О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73 «Об утверждении Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий»

Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года № 15. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 апреля 2024 года № 34271

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73 "Об утверждении Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19242) следующие изменения:

      в Правилах осуществления деятельности субъектами естественных монополий, утвержденных указанным приказом:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия и термины:

      1) недостоверная информация – ложные сведения, содержащиеся в заявке потенциального поставщика на участие в конкурсе, а равно внесенные путем исправлений, искажающих действительное содержание и не соответствующих действительности предоставленной заявки потенциального поставщика;

      2) территориальный орган – территориальный орган ведомства уполномоченного органа, осуществляющий в пределах своей компетенции регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий, включенных в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий;

      3) потенциальный поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено для них законами Республики Казахстан), временное объединение юридических лиц (консорциум), претендующие на заключение договора о закупках;

      4) однородные товары, работы, услуги – товары, работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции;

      5) конкурс (тендер) – способ закупок, предусматривающий конкуренцию между потенциальными поставщиками и направленный на выявление наиболее выгодных условий договора закупок;

      6) конкурсная (тендерная) комиссия – комиссия, которая формируется из числа сотрудников субъекта естественной монополии, а также сотрудников его аффилированных лиц, в случае выступления в качестве единого организатора закупок, для осуществления закупок товаров, работ, услуг в случаях и способами, предусмотренными настоящими Правилами;

      7) конкурсная документация – пакет документов, размещаемый субъектом естественной монополии на информационных системах электронных закупок для подготовки конкурсной заявки, содержащий условия и порядок проведения конкурса;

      8) конкурсная (тендерная) заявка – конкурсное предложение потенциального поставщика, составленное в соответствии с конкурсной документацией;

      9) гарантийное обеспечение конкурсной заявки – залог денег или банковская гарантия, представленная потенциальным поставщиком, изъявившим желание принять участие в конкурсе;

      10) целевое значение показателя – цифровое значение показателя, которое достигается субъектом естественной монополии по завершению периода действия тарифа, утвержденного с применением стимулирующего метода тарифного регулирования;

      11) ограниченная пропускная способность подъездного пути – максимальное количество подвижного состава, которое может быть пропущено по конкретному подъездному пути за расчетный период времени (сутки) в зависимости от технических и технологических возможностей подъездного пути;

      12) компетентный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в области энергетики, железнодорожного транспорта, производства, транспортировки (перевозки), хранения и оптовой реализации газа, а также розничной реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения либо местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;

      13) ограниченная пропускная способность магистральной железнодорожной сети – максимальное количество поездов и пар поездов, которые могут быть пропущены по конкретному железнодорожному участку за расчетный период времени (сутки) в зависимости от технических и технологических возможностей инфраструктуры, подвижного состава и способов организации движения поездов с учетом пропуска поездов различных категорий;

      14) имущество субъекта естественной монополии, сделки с которым предусматривают согласование – находящееся в собственности субъекта естественной монополии движимое и недвижимое имущество, используемое для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года;

      15) перечень основных требований к оказанию государственной услуги – перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги;

      16) уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг – центральный государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг;

      17) отечественный товаропроизводитель – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или юридическое лицо, являющиеся резидентами Республики Казахстан и производящие товары в Республике Казахстан, а также подвергающие товары полной переработке в Республике Казахстан;

      18) ходатайство – письменное заявление субъекта естественной монополии о даче согласия на совершение отдельных действий;

      19) эксперт (экспертная организация) – физическое или юридическое лицо, обладающее специальными знаниями или опытом в деятельности, подвергаемой экспертизе и оказывающее услуги по проведению технической экспертизы;

      20) закупка – приобретение субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, в порядке, установленном настоящими Правилами;

      21) договор о закупках – гражданско-правовой договор, заключенный посредством информационной системы электронных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      22) показатели эффективности деятельности субъектов естественных монополий – соотношение результатов деятельности субъекта естественной монополии и его экономических, управленческих, производственных издержек, учитываемое при формировании тарифа, за исключением закупок, указанных в пункте 1 статьи 23 Закона;

      23) Государственный регистр субъектов естественных монополий – список индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предоставляющих регулируемые услуги, формируемый уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 4) статьи 8 Закона (далее – Регистр);

      24) отчуждение имущества субъекта естественной монополии – передача субъектом естественной монополии в собственность другому лицу (лицам) своих прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

      25) аффилированное лицо субъекта естественной монополии – лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование его деятельности в рамках предоставленных полномочий), которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого субъект естественной монополии имеет такое право;

      26) сделки с имуществом субъекта естественной монополии – действия субъекта естественной монополии, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей на движимое и недвижимое имущество, используемое для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, за исключением сделок с имуществом, являющимся стратегическим объектом в соответствии со статьей 193-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан;

      27) доступ к регулируемым услугам субъектов естественных монополий – возможность потребителей пользоваться регулируемыми услугами субъектов естественных монополий на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга другим потребителям;

      28) техническая экспертиза – анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов, эффективности технологического процесса, включая соответствие норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценка исполнения инвестиционных программ, уровня задействованности и обоснованности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг;

      29) технический эксперт – физическое лицо или представитель юридического лица, обладающее (обладающий) специальными и (или) техническими познаниями, опытом и квалификацией в области проводимых закупок, подтверждаемыми соответствующими документами (дипломами, сертификатами, свидетельствами и другими документами), привлекаемое субъектами естественных монополий для участия в разработке технического задания и (или) технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг и (или) подготовке экспертного заключения в отношении соответствия предложений потенциальных поставщиков технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг;

      30) технические условия – технические требования, необходимые для подключения к сетям субъекта естественной монополии: передачи электрической, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения, а также к магистральным газопроводам и нефтепроводам, к газораспределительным системам и групповым резервуарным установкам в соответствии с планом развития инженерных коммуникаций согласно утвержденному проекту детальной планировки (схемы застройки) или на увеличение объема регулируемой услуги;

      31) платежный документ – документ (счет, извещение, квитанция, счет-предупреждение, составленное на основании показаний приборов учета), на основании которого производится оплата за коммунальные услуги в сферах естественных монополий;

      32) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий, за исключением сфер:

      аэронавигации, за исключением аэронавигационного обслуживания международных и транзитных полетов;

      аэропортов, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;

      по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации, за исключением деятельности субъектов малого предпринимательства;

      33) ведомство уполномоченного органа – ведомство государственного органа, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий, за исключением сфер:

      аэронавигации, за исключением аэронавигационного обслуживания международных и транзитных полетов;

      аэропортов, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;

      по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации, за исключением деятельности субъектов малого предпринимательства;

      34) перечень закупаемых субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (далее – Перечень) – номенклатура закупаемых в течение года субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, с указанием единиц измерения, объемов, сроков, способов закупок, а также максимальных размеров сумм, направляемых в течение одного года на закупки каждого вида товаров, работ, услуг;

      35) информационная система электронных закупок (далее – портал) – портал, предоставляющий единую точку доступа к электронным закупкам, осуществляемых субъектами естественных монополий.";

      пункт 156-1 изложить в следующей редакции:

      "156-1. Конкурсная комиссия оценивает, сопоставляет конкурсные заявки, за исключением конкурсных заявок потенциальных поставщиков, не принятых к оценке и сопоставлению в соответствии с пунктом 152 настоящих Правил, и определяет выигравшую конкурсную заявку на основе самой низкой цены и с учетом следующих критериев:

      1) расходов на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт;

      2) сроков поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг;

      3) соответствия функциональных, технических и качественных характеристик товаров, работ, услуг;

      4) условия гарантий на товары, работы и услуги;

      5) квалификационных данных потенциального поставщика.

      При рассмотрении заявок на участие в конкурсе, конкурсная комиссия применяет условное уменьшение цен на десять процентов к конкурсным ценовым предложениям потенциальных поставщиков, являющихся отечественными товаропроизводителями.".

      3. Комитету по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Заместитель Премьер-Министра
– Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Н. Байбазаров

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности
и строительства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство водных ресурсов
и ирригации
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан