О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 233 "Об утверждении типовых контрактов на недропользование"

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 19 марта 2024 года № 121. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 марта 2024 года № 34166

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 233 "Об утверждении типовых контрактов на недропользование" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17140) следующие изменения и дополнения:

      в Типовом контракте на разведку и добычу углеводородов, утвержденном указанным приказом:

      подпункт 1) Преамбулы изложить в новой редакции:

      "1) в соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан недра принадлежат народу Республики Казахстан, от имени народа право собственности осуществляет государство;";

      пункт 8 изложить в новой редакции:

      "8. Срок действия Контракта, указанный в пункте 5 Контракта, может быть продлен посредством заключения Сторонами дополнения к Контракту или его изложения в новой редакции в случае продления периода (периодов) добычи по участку (участкам) недр в порядке и на условиях, установленных Кодексом на дату такого продления.

      В случае, если Контракт соответствует типовому контракту, при продлении периода добычи между недропользователем и Компетентным органом в течение одного месяца со дня принятия решения о продлении заключается дополнение к Контракту, предусматривающее продление периода добычи.

      В случае, если контракт не соответствует типовому контракту, при продлении периода добычи между недропользователем и компетентным органом в течение двух месяцев со дня принятия решения о продлении заключается контракт на добычу углеводородов в новой редакции, разработанный в соответствии с типовым контрактом на добычу углеводородов.";

      пункт 18 изложить в новой редакции:

      "18. При условии соблюдения положений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании и Контрактом, недропользователь вправе:

      1) на возмездной основе пользоваться недрами в пределах выделенного участка недр в предпринимательских целях;

      2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе добытые углеводороды, если иное не предусмотрено Кодексом или Контрактом;

      3) сооружать на территории участка недр, а в случае необходимости на иных земельных участках, предоставленных недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также на основании договоров пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования как на территории участка недр, так и вне ее пределов;

      4) назначить оператора по Контракту;

      5) досрочно прекратить операции по недропользованию посредством возврата всего участка разведки или добычи в порядке и на условиях, установленных Кодексом;

      6) в течение периода разведки и с учетом ограничений, установленных Кодексом, проводить на территории любые виды работ по разведке углеводородов;

      7) в течение подготовительного периода осуществлять разработку, утверждение и проведение предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проекта разработки месторождения, а также (при необходимости) обустройство месторождения углеводородов;

      8) в течение периода добычи осуществлять добычу любых углеводородов, а также проводить доизучение (доразведку) участка добычи с целью уточнения геологического строения и запасов месторождения углеводородов;

      9) в любое время до истечения периода разведки или периода добычи производить консервацию или ликвидацию отдельных технологических объектов, используемых при проведении операций по недропользованию, включая сооружения, оборудование, скважины и иное имущество;

      10) подавать заявления на продление периода разведки, а также на закрепление участка добычи и периода добычи либо подготовительного периода;

      11) подавать заявления на продление периода добычи;

      12) подавать заявления на преобразование участка недр;

      13) осуществлять попутное извлечение подземных вод при добыче углеводородов без получения специальных разрешений или лицензий. Дальнейшее использование попутно добытых подземных вод осуществляется в соответствии с водным и экологическим законодательством Республики Казахстан;

      14) оспорить законность досрочного прекращения компетентным органом действия Контракта в суде в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего уведомления;

      15) заключить соглашение о стимулировании предпринимательства в области углеводородов на добровольной основе, направленное на поддержку местных производителей в соответствии со статьей 28-1 Кодекса;

      16) отказаться от бурения скважины, предусмотренного программой работ контракта на разведку и добычу при одновременном соблюдении условий, указанных в статье 123 Кодекса.";

      дополнить пунктом 21-1 следующего содержания:

      "21-1. При продлении периода разведки в соответствии с пунктом 3-2 статьи 117 Кодекса недропользователь обязуется:

      1) использовать средства, размещенные в банке второго уровня в соответствии частью второй пункта 3-2 статьи 117 Кодекса, исключительно на выполнение разведочных работ, предусмотренных программой работ при продлении периода разведки согласно приложению 1-1 к Контракту;

      2) в случае, если средства, указанные в подпункте 1) настоящего пункта были использованы на цели, не относящиеся к выполнению разведочных, предусмотренных программой работ на выполнение разведочных работ согласно приложению 1-1 к Контракту, выплатить по требованию компетентного органа в государственный бюджет равнозначную сумму.";

      в пункте 22:

      подпункт 3) изложить в новой редакции:

      "3) осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по Контракту в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года. При этом по истощающемуся месторождению углеводородов финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры осуществляется в размере неиспользованного остатка суммы, предусмотренной пунктом 23-1 Контракта для осуществления дополнительных инвестиций в разработку такого истощающегося месторождения.";

      дополнить пунктом 23-1 следующего содержания:

      "23-1. Недропользователь, осуществляющий добычу углеводородов на истощающемся месторождении обязан исполнять инвестиционное обязательство в разработку такого истощающегося месторождения и (или) дополнительное финансирование социально-экономического развития региона в порядке, установленном подпунктом 3) пункта 22 Контракта, в размере не менее суммы, рассчитываемой как произведение коэффициента инвестирования, установленного в соответствии со статьей 153-1 Кодекса и суммы совокупного годового дохода по такому месторождению, исчисленной в соответствии с методикой ведения раздельного налогового учета недропользователя, утвержденной в налоговой учетной политике в соответствии со статьей 723 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее - Налоговый кодекс), по итогам предыдущего года.

      Примечание: пункт 23-1 включается в Контракт в случае внесения изменений в Контракт в связи с отнесением месторождения (месторождений) к категории истощающихся в соответствии со статьей 153-1 Кодекса.";

      пункт 28 изложить в новой редакции:

      "28. Доля внутристрановой ценности в работах и услугах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, в том числе по видам работ и услуг, включенных в Перечень приоритетных работ и услуг, утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 13 апреля 2018 года № 124 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16851), должна составлять не менее пятидесяти процентов от общего объема приобретенных работ и услуг в течение календарного года.

      Доля внутристрановой ценности в товарах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, должна составлять не менее ___ процентов от общего объема приобретенных товаров в течение календарного года.

      Примечание: в случае, если победитель аукциона на этапе подачи заявления на участие в аукционе предложил минимальные обязательства по внутристрановой ценности в работах, услугах более пятидесяти процентов, в настоящем пункте закрепляются предложенные обязательства.

      Расчет доли внутристрановой ценности в товарах, работах и услугах осуществляется в соответствии с Единой методикой расчета организациями внутристрановой ценности при закупке товаров, работ и услуг, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 260 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16942).";

      пункт 53 изложить в новой редакции:

      "53. Государство имеет приоритетное право перед любыми лицами и организациями, включая лиц и организации, которые обладают преимущественными правами на основании законов Республики Казахстан или договора, на приобретение отчуждаемого права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, по стратегическому участку недр, а также выпускаемых в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций и других ценных бумаг, являющихся объектами, связанными с правом недропользования, по стратегическому участку недр.";

      в пункте 63:

      подпункт 2) изложить в новой редакции:

      "2) используемых недропользователем на собственные технологические нужды в объемах, предусмотренных программой развития переработки сырого газа, утвержденной уполномоченным органом в области углеводородов;";

      параграф 4 изложить в новой редакции:

      "Параграф 4. Ликвидация последствий недропользования и консервация участка недр:

      65-1. Ликвидация последствий недропользования производится:

      1) на участке недр, право недропользования по которому прекращено, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 4 статьи 107 Кодекса;

      2) на участке недр (его части), который (которую) недропользователь намеревается вернуть государству в порядке, предусмотренном статьей 114 Кодекса;

      3) на участке недр в случае возврата всего участка недр в соответствии с подпунктом 16) пункта 18 Контракта.

      66. Исполнение недропользователем обязательства по ликвидации последствий недропользования на этапе разведки обеспечивается одним из следующих способов:

      1) гарантией;

      2) страхованием;

      3) залогом банковского вклада.

      67. Исполнение недропользователями обязательства по ликвидации последствий добычи углеводородов обеспечивается залогом банковского вклада.

      67-1. Обеспечение исполнения обязательства по ликвидации последствий разведки и (или) добычи, формируется в размере, сроки и порядке, определенными Кодексом.

      67-2. Любой предоставляемый способ обеспечения исполнения недропользователем обязательства по ликвидации последствий недропользования должен соответствовать требованиям Кодекса, действующим на дату предоставления такого обеспечения.

      Если по не зависящим от Недропользователя причинам предоставленное им обеспечение перестало соответствовать требованиям Кодекса или прекратилось, недропользователь обязан в течение шестидесяти календарных дней произвести замену такого обеспечения. Если в течение указанного срока такая замена не будет произведена недропользователем, последний обязан незамедлительно приостановить операции по недропользованию. Возобновление операций по недропользованию допускается только после восстановления или замены обеспечения.

      68. Передача права недропользования является безусловным основанием переоформления (передачи) прав по заложенному банковскому вкладу.

      69. Консервация участка недр производится в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.";

      пункт 75 изложить в новой редакции:

      "75. Обременение права недропользования (доли в праве недропользования), а также обременение акций (долей участия в уставном капитале) организаций, прямо или косвенно контролирующих недропользователя, не запрещенные Кодексом, осуществляются с разрешения компетентного органа, выдаваемого в порядке, установленном статьей 121 Кодекса.";

      в пункте 98:

      подпункт 3) изложить в новой редакции:

      "3) за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, предусмотренных Контрактом, – в размере 10 % от суммы неисполненного за отчетный период обязательства. При этом если фактические расходы недропользователя вследствие изменения цен, действующих на рынке, а также по другим обстоятельствам, не зависящим от воли недропользователя, оказались меньше тех, которые учитывались при заключении Контракта, но при этом физический объем обязательств недропользователя, указанных в пункте 21 Контракта, исполнен в полном объеме, такое уменьшение фактических расходов недропользователя не является нарушением обязательств по Контракту;";

      подпункт 8) изложить в новой редакции:

      "8) за неисполнение, ненадлежащее исполнение одного из показателей проектных документов, указанных в пункте 44 Контракта, – 10 000 МРП если начальные геологические запасы по Контракту не превышают сто миллионов тонн нефти или пятьдесят миллиардов кубических метров природного газа или 20 000 МРП если начальные геологические запасы по Контракту превышают сто миллионов тонн нефти или пятьдесят миллиардов кубических метров природного газа.";

      в Типовом контракте на добычу углеводородов, утвержденном указанным приказом:

      подпункт 1) Преамбулы изложить в новой редакции:

      "1) в соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан недра принадлежат народу Республики Казахстан, от имени народа право собственности осуществляет государство;";

      пункт 18 изложить в новой редакции:

      "18. В течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан ежегодно:

      1) осуществлять финансирование обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов и (или) урана по итогам предыдущего года, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 мая 2018 года № 185 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 211 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17020);

      2) осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 222 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 244 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17096);

      3) осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по Контракту в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года. При этом по истощающемуся месторождению углеводородов финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры осуществляется в размере неиспользованного остатка суммы, предусмотренной пунктом 18-1 Контракта для осуществления дополнительных инвестиций в разработку такого истощающегося месторождения.

      К финансированию расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры относятся расходы недропользователя на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры региона, а также средства, перечисляемые им на эти цели в государственный бюджет.

      Объем финансирования, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, превышающий установленный минимум, учитывается в счет исполнения соответствующих обязательств недропользователя в следующем году.

      Для недропользователей, заключивших согласно пункту 10 статьи 120 Кодекса контракт на добычу в новой редакции, разработанный в соответствии с типовым контрактом на добычу углеводородов, обязательство, предусмотренное настоящим пунктом, действует начиная с первого года периода добычи.";

      дополнить пунктом 18-1 следующего содержания:

      "18-1. Недропользователь, осуществляющий добычу углеводородов на истощающемся месторождении обязан исполнять инвестиционное обязательство в разработку такого истощающегося месторождения и (или) дополнительное финансирование социально-экономического развития региона в порядке, установленном подпунктом 3) пункта 18 Контракта, в размере не менее суммы, рассчитываемой как произведение коэффициента инвестирования, установленного в соответствии со статьей 153-1 Кодекса и суммы совокупного годового дохода по такому месторождению, исчисленной в соответствии с методикой ведения раздельного налогового учета недропользователя, утвержденной в налоговой учетной политике в соответствии со статьей 723 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), по итогам предыдущего года.

      Примечание: пункт 18-1 включается в Контракт при условии, что Контракт заключен по месторождению (месторождениям) соответствующему (соответствующим) критериям истощающихся месторождений, предусмотренных статьей 153-1 Кодекса или при условии внесения изменений в Контракт в связи с отнесением месторождения (месторождений) к категории истощающихся в соответствии со статьей 153-1 Кодекса.";

      пункт 24 изложить в новой редакции:

      "24. Доля внутристрановой ценности в работах и услугах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, в том числе по видам работ и услуг, включенных в Перечень приоритетных работ и услуг, утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 13 апреля 2018 года № 124 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16851), должна составлять не менее пятидесяти процентов от общего объема приобретенных работ и услуг в течение календарного года.

      Примечание: в случае, если победитель аукциона на этапе подачи заявления на участие в аукционе предложил минимальные обязательства по внутристрановой ценности в работах, услугах более пятидесяти процентов, в настоящем пункте закрепляются предложенные обязательства.

      Доля внутристрановой ценности в товарах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, должна составлять не менее _ процентов от общего объема приобретенных товаров в течение календарного года.

      Расчет доли внутристрановой ценности в товарах, работах и услугах осуществляется в соответствии с Единой методикой расчета внутристрановой ценности при закупке товаров, работ и услуг, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 260 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16942).";

      пункт 46 изложить в новой редакции:

      "46. Государство имеет приоритетное право перед любыми лицами и организациями, включая лиц и организации, которые обладают преимущественными правами на основании законов Республики Казахстан или договора, на приобретение отчуждаемого права недропользования (доли в праве недропользования)) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, по стратегическому участку недр, а также выпускаемых в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций и других ценных бумаг, являющихся объектами, связанными с правом недропользования, по стратегическому участку недр.";

      в пункте 56:

      подпункт 2) изложить в новой редакции:

      "2) используемых недропользователем на собственные технологические нужды в объемах, предусмотренных программой развития переработки сырого газа, утвержденной уполномоченным органом в области углеводородов;";

      пункт 68 изложить в новой редакции:

      "68. Обременение права недропользования (доли в праве недропользования), а также обременение акций (долей участия в уставном капитале) организаций, прямо или косвенно контролирующих недропользователя, не запрещенные Кодексом, осуществляются с разрешения компетентного органа, выдаваемого в порядке, установленном статьей 121 Кодекса.";

      в пункте 90:

      подпункт 3) изложить в новой редакции:

      "3) за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, предусмотренных Контрактом, – в размере 10 % от суммы неисполненного за отчетный период обязательства;";

      в Типовом контракте на добычу урана, утвержденном указанным приказом:

      подпункт 1) Преамбулы изложить в новой редакции:

      "1) в соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан недра принадлежат народу Республики Казахстан, от имени народа право собственности осуществляет государство;";

      пункт 26 изложить в новой редакции:

      "26. Недропользователь обязан обеспечить равные условия труда, в том числе оплаты труда для казахстанского персонала по отношению к привлеченному иностранному персоналу.

      Недропользователь обязан обеспечить ежегодную индексацию заработной платы для казахстанского персонала не ниже уровня инфляции, публикуемого уполномоченной организацией.

      Доля внутристрановой ценности в товарах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, должна составлять не менее ____ процентов от общего объема приобретенных товаров в течение календарного года.";

      в Типовом контракте на разведку и добычу углеводородов по сложным проектам, утвержденном указанным приказом:

      дополнить пунктом 44-1 следующего содержания:

      "44-1. Недропользователь обязуется в срок не позднее 12 (двенадцати) месяцев с даты заключения Контракта разработать и согласовать с компетентным органом программу замещения иностранных кадров казахстанскими кадрами.";

      пункт 57 изложить в новой редакции:

      "57. В целях обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами Недропользователь обязан в соответствии с графиками поставки осуществлять поставку нефти для переработки на территории Республики Казахстан, а в случае остановки нефтеперерабатывающего завода из-за аварийной ситуации – и за ее пределами.

      Требования настоящего пункта не применяются в период добычи по контрактам на разведку и добычу углеводородов по сложным проектам, указанным в подпунктах 1) и 3) пункта 1-2 статьи 36 Кодекса.";

      дополнить пунктом 57-1 следующего содержания:

      "57-1. Положения части второй пункта 57 настоящего Контракта не применяются в случае поставки Недропользователем по собственному усмотрению нефти для переработки на территории Республики Казахстан."

      пункт 67 изложить в новой редакции:

      "67. Недропользователь обязуется:

      1) в срок не позднее 12 (двенадцать) месяцев с даты заключения Контракта разработать порядок закупа товаров, работ и услуг, в соответствии положениями пункта 66 Контракта;

      2) не позднее 12 (двенадцать) месяцев до даты перехода к периоду добычи в соответствии с пунктом 7 Контракта согласовать с компетентным органом программу развития местных поставщиков товаров, работ и услуг в период добычи.";

      пункт 83 изложить в новой редакции:

      "83. Государство имеет приоритетное право перед любыми лицами и организациями, включая лиц и организации, которые обладают преимущественными правами на основании законов Республики Казахстан или договора, на приобретение отчуждаемого права недропользования (доли в праве недропользования) ) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, по стратегическому участку недр, а также выпускаемых в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций и других ценных бумаг, являющихся объектами, связанными с правом недропользования, по стратегическому участку недр.";

      пункты 101 и 102 изложить в новой редакции:

      "101. При превышении объемов начальных геологических запасов месторождения углеводородов, отчет по подсчету которых получил положительное заключение предусмотренной Кодексом государственной экспертизы недр, сто миллионов тонн нефти или пятьдесят миллиардов кубических метров природного газа, положения Контракта в отношении такого месторождения содержат одно из следующих обязательств недропользователя по:

      1) созданию перерабатывающих производств самостоятельно посредством создания нового юридического лица или совместно с другими лицами;

      2) модернизации либо реконструкции действующих добывающих производств;

      3) модернизации либо реконструкции действующих перерабатывающих производств;

      4) предоставлению добываемых углеводородов для переработки на перерабатывающие предприятия (производства) на территории Республики Казахстан на договорных условиях;

      5) реализации иного инвестиционного проекта или проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, самостоятельно посредством создания нового юридического лица или совместно с другими лицами.

      Примечание: при заключении контракта в отношении участка недр, относящегося к сложным проектам в соответствии с подпунктом 1) пункта 1-2 статьи 36 Кодекса, абзац первый пункта 101 излагается в следующей редакции:

      "101. При превышении объемами начальных геологических запасов месторождения углеводородов, отчет по подсчету которых получил положительное заключение предусмотренной Кодексом государственной экспертизы недр, ста миллионов тонн нефти или пятьдесяти миллиардов кубических метров природного газа, положения Контракта в отношении такого месторождения содержат одно из следующих обязательств недропользователя по:";

      102. Не позднее чем за двенадцать месяцев до перехода к периоду добычи, Стороны проведут переговоры с целью определения одного из обязательств, перечисленных в пункте 101 Контракта.

      При этом Недропользователь обязуется направить в Компетентный орган предложения по одному или нескольким обязательствам, перечисленным в пункте 101 Контракта, с приложением необходимых финансовых расчетов и обоснований.

      В этом случае при переходе к периоду добычи условия Контракта будут предусматривать обязательство Недропользователя по реализации соответствующего проекта с указанием сроков реализации и его предполагаемой стоимости.

      Примечание: при заключении контракта в отношении участка недр, относящегося к сложным проектам в соответствии с подпунктом 1) пункта 1-2 статьи 36 Кодекса, пункт 102 излагается в следующей редакции:

      "102. Не позднее чем за двенадцать месяцев до истечения двадцатилетнего срока, указанного в пункте 101 Контракта, Стороны проведут переговоры с целью определения одного из обязательств, перечисленных в пункте 101 Контракта.

      При этом Недропользователь обязуется направить в Компетентный орган предложения по одному или нескольким обязательствам, перечисленным в пункте 101 Контракта, с приложением необходимых финансовых расчетов и обоснований.

      По результатам переговоров Стороны подпишут дополнение к Контракту, в котором будет предусмотрено обязательство Недропользователя по реализации соответствующего проекта с указанием сроков реализации и его предполагаемой стоимости.";

      пункт 109 изложить в новой редакции:

      "109. Недропользователь несет ответственность в виде уплаты штрафа за неисполнение, ненадлежащее исполнение принятых им следующих обязательств:

      1) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в работах и услугах – в размере 10 % от суммы неисполненных за отчетный период обязательств;

      2) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в кадрах в любой отчетный год – в размере 2 000 МРП, но не более одного раза в год;

      3) за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, предусмотренных Контрактом, – в размере 10 % от суммы неисполненного за отчетный период обязательства;

      4) за неисполнение объемов работ, предусмотренной программой работ, предусмотренной Приложением 2 к Контракту, – в размере 10 % от стоимости невыполненных объемов работ за отчетный период обязательства;

      5) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности поставлять нефть для переработки на территории Республики Казахстан и за ее пределами в объемах, определенных графиками, в соответствии с пунктом 42 Контракта – в размере 10 000 МРП;

      6) за ненаправление или несвоевременное направление уведомлений, предусмотренных в Кодексе, в том числе программы развития местных поставщиков товаров, работ и услуг на согласование в Компетентный орган – 2000 МРП;

      7) за неисполнение программы развития местных поставщиков товаров, работ и услуг в отчетном году – в размере 10 % от суммы неисполненного обязательства;

      8) за непредоставление или несвоевременное предоставление программ, информации и отчетов в соответствии с пунктами 16-1, 26, 67 и 69 Контракта – в размере 100 МРП;

      9) за ненаправление или несвоевременное направление уведомлений в соответствии с:

      пунктами 30 и 32 Контракта – в размере 5 000 МРП;

      пунктами 25 и 31 Контракта – в размере 2 000 МРП;

      пунктом 33 Контракта – в размере 100 МРП;

      10) за неисполнение, ненадлежащее исполнение одного из показателей проектных документов, указанных в пункте 44 Контракта, – 10 000 МРП если начальные геологические запасы по Контракту не превышают сто миллионов тонн нефти или пятьдесят миллиардов кубических метров природного газа или 20 000 МРП если начальные геологические запасы по Контракту превышают сто миллионов тонн нефти или пятьдесят миллиардов кубических метров природного газа;

      11) за приобретение товаров, работ и услуг в нарушение порядка, установленного в соответствии с пунктом 66 Контракта – 30 % от суммы закупок, произведенных с таким нарушением.";

      в пункте 130:

      подпункт 2) изложить в новой редакции:

      "2) досрочного прекращения действия Контракта на недропользование компетентным органом в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных пунктами 110 и (или) 131 Контракта;";

      в Типовом контракте на добычу углеводородов по сложным проектам, утвержденном указанным приказом:

      подпункт 1) Преамбулы изложить в новой редакции:

      "1) в соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан недра принадлежат народу Республики Казахстан, от имени народа право собственности осуществляет государство;";

      дополнить пунктом 16-1 следующего содержания:

      "16-1. Недропользователь обязуется в срок не позднее 12 (двенадцать) месяцев с даты заключения Контракта разработать и согласовать с компетентным органом программу замещения иностранных кадров казахстанскими кадрами.";

      пункт 50 изложить в новой редакции:

      "50. В целях обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами Недропользователь обязан в соответствии с графиками поставки осуществлять поставку нефти для переработки на территории Республики Казахстан, а в случае остановки нефтеперерабатывающего завода из-за аварийной ситуации – и за ее пределами.

      Требования настоящего пункта не применяются в период добычи по контрактам на добычу углеводородов по сложным проектам, указанным в подпунктах 1) и 3) пункта 1-2 статьи 36 Кодекса.";

      дополнить пунктом 50-1 следующего содержания:

      "50-1. Положения части второй пункта 50 настоящего Контракта не применяются в случае поставки Недропользователем по собственному усмотрению нефти для переработки на территории Республики Казахстан.";

      пункт 60 изложить в новой редакции:

      "60. Недропользователь обязуется в срок не позднее 12 (двенадцать) месяцев с даты заключения Контракта:

      1) разработать порядок закупа товаров, работ и услуг, в соответствии положениями пункта 59 Контракта;

      2) согласовать с компетентным органом программу развития местных поставщиков товаров, работ и услуг в период добычи.";

      пункт 75 изложить в новой редакции:

      "75. Государство имеет приоритетное право перед любыми лицами и организациями, включая лиц и организации, которые обладают преимущественными правами на основании законов Республики Казахстан или договора, на приобретение отчуждаемого права недропользования (доли в праве недропользования) ) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, по стратегическому участку недр, а также выпускаемых в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций и других ценных бумаг, являющихся объектами, связанными с правом недропользования, по стратегическому участку недр.";

      пункты 93 и 94 изложить в новой редакции:

      "93. При превышении объемами начальных геологических запасов месторождения углеводородов, отчет по подсчету которых получил положительное заключение предусмотренной Кодексом государственной экспертизы недр, ста миллионов тонн нефти или пятьдесяти миллиардов кубических метров природного газа, положения Контракта в отношении такого месторождения содержат одно из следующих обязательств недропользователя по:

      1) созданию перерабатывающих производств самостоятельно посредством создания нового юридического лица или совместно с другими лицами;

      2) модернизации либо реконструкции действующих добывающих производств;

      3) модернизации либо реконструкции действующих перерабатывающих производств;

      4) предоставлению добываемых углеводородов для переработки на перерабатывающие предприятия (производства) на территории Республики Казахстан на договорных условиях;

      5) реализации иного инвестиционного проекта или проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, самостоятельно посредством создания нового юридического лица или совместно с другими лицами.

      Примечание: при заключении контракта в отношении участка недр, относящегося к сложным проектам в соответствии с подпунктом 1) пункта 1-2 статьи 36 Кодекса, абзац первый пункта 93 излагается в следующей редакции:

      "93. При превышении объемами начальных геологических запасов месторождения углеводородов, отчет по подсчету которых получил положительное заключение предусмотренной Кодексом государственной экспертизы недр, ста миллионов тонн нефти или пятьдесяти миллиардов кубических метров природного газа, положения Контракта в отношении такого месторождения содержат одно из следующих обязательств недропользователя по:";

      94. Не позднее чем за 12 (двенадцать) месяцев до перехода к периоду добычи, Стороны проведут переговоры с целью определения одного из обязательств, перечисленных в пункте 93 Контракта.

      При этом Недропользователь обязуется направить в Компетентный орган предложения по одному или нескольким обязательствам, перечисленным в пункте 93 Контракта, с приложением необходимых финансовых расчетов и обоснований.

      В этом случае при переходе к периоду добычи условия Контракта будут предусматривать обязательство Недропользователя по реализации соответствующего проекта с указанием сроков реализации и его предполагаемой стоимости.

      Примечание: при заключении контракта в отношении участка недр, относящегося к сложным проектам в соответствии с подпунктом 1) пункта 1-2 статьи 36 Кодекса.";

      пункт 94 излагается в следующей редакции:

      "94. Не позднее чем за 12 (двенадцать) месяцев до истечения двадцатилетнего срока, указанного в пункте 93 Контракта, Стороны проведут переговоры с целью определения одного из обязательств, перечисленных в пункте 93 Контракта.

      При этом Недропользователь обязуется направить в Компетентный орган предложения по одному или нескольким обязательствам, перечисленным в пункте 93 Контракта, с приложением необходимых финансовых расчетов и обоснований.

      По результатам переговоров Стороны подпишут дополнение к Контракту, в котором будет предусмотрено обязательство Недропользователя по реализации соответствующего проекта с указанием сроков реализации и его предполагаемой стоимости.";";

      пункт 101 изложить в новой редакции:

      "101. Недропользователь несет ответственность в виде уплаты штрафа за неисполнение, ненадлежащее исполнение принятых им следующих обязательств:

      1) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в работах и услугах – в размере 10 % от суммы неисполненных за отчетный период обязательств;

      2) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в кадрах в любой отчетный год – в размере 2 000 МРП, но не более одного раза в год;

      3) за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, предусмотренных Контрактом, – в размере 10 % от суммы неисполненного за отчетный период обязательства;

      4) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности поставлять нефть для переработки на территории Республики Казахстан и за ее пределами в объемах, определенных графиками, в соответствии с пунктом 36 Контракта – в размере 10 000 МРП;

      5) за не направление или несвоевременное направление уведомлений, предусмотренных в Кодексе, в том числе программы развития местных поставщиков товаров, работ и услуг на согласование в Компетентный орган – 2000 МРП;

      6) за неисполнение программы развития местных поставщиков товаров, работ и услуг в отчетном году – в размере 10 % от суммы неисполненного обязательства;

      7) за не предоставление или несвоевременное предоставление программ, информации и отчетов в соответствии с пунктами 16-1, 20, 60 и 63 Контракта – в размере 100 МРП;

      8) за не направление или несвоевременное направление уведомлений в соответствии с:

      пунктами 24 и 26 Контракта – в размере 5 000 МРП;

      пунктами 17 и 25 Контракта – в размере 2 000 МРП;

      пунктом 27 Контракта – в размере 100 МРП;

      9) за неисполнение, ненадлежащее исполнение одного из показателей проектных документов, указанных в пункте 34 Контракта – 10 000 МРП если начальные геологические запасы по Контракту не превышают сто миллионов тонн нефти или пятьдесят миллиардов кубических метров природного газа или 20 000 МРП если начальные геологические запасы по Контракту превышают сто миллионов тонн нефти или пятьдесят миллиардов кубических метров природного газа;

      10) за приобретение товаров, работ и услуг в нарушение порядка, установленного в соответствии с пунктом 59 Контракта, – 30 % от суммы закупок, произведенных с таким нарушением.";

      дополнить пунктом 102 следующего содержания:

      "102. Компетентный орган вправе досрочно прекратить действие Контракта в одностороннем порядке при неустранении недропользователем в установленный срок:

      1) одного из нарушений, предусмотренных подпунктами 1) и 2) пункта 2 статьи 133 Кодекса;

      2) более двух нарушений иных обязательств, установленных Контрактом.";

      дополнить приложением 1-1 к Типовому контракту на разведку и добычу углеводородов, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту недропользования Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр энергетики
Республики Казахстан
А. Саткалиев

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Министр энергетики
Республики Казахстан
от 19 марта 2024 года № 121
  Приложение 1-1
к Типовому контракту
на разведку и добычу
углеводородов

Программа работ при продлении периода разведки по Контракту

Наименование

Описание

Сроки реализации

Стоимость в тенге