Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы

Решение XXX сессии маслихата города Алматы VII созыва от 17 января 2023 года № 211. Зарегистрировано Департаментом юстиции города Алматы 20 января 2023 года № 1710

Действующий

      В соответствии с подпунктом 14) статьи 3 Закона Республики Казахстан "Об особом статусе города Алматы" и подпунктом 4-3) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", маслихат города Алматы РЕШИЛ:

      1. Утвердить Правила содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Признать утратившим силу решение маслихата города Алматы от 14 сентября 2018 года № 260 "Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 1504).

      3. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель маслихата города Алматы С. Канкуров

  Приложение
к решению маслихата
города Алматы
от 17 января 2023 года № 211

Правила содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 33-1) пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", пунктом 9-21) статьи 4 Закона Республики Казахстан "Об особом статусе города Алматы" и определяют порядок содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы.

      Действие Правил не распространяется на зеленые насаждения, произрастающие на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома, на дачных участках.

      Содержание и защита зеленых насаждений, произрастающих на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения регулируются Лесным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Принятие решений о застройке или реконструкции территорий, занятых зелеными насаждениями, в том числе парков, скверов, бульваров, санитарно-защитных зон организаций и иных промышленных объектов, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и обязательным проведением общественных слушаний.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) благоустройство – совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;

      2) вырубка деревьев – работа по вырубке деревьев, осуществляемая по разрешению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 159 приложения 2 к Закону Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – Закон о разрешениях);

      3) пересадка деревьев и зеленых насаждений – работа по пересадке деревьев и зеленых насаждений, осуществляемая на участках, определенных уполномоченным органом;

      4) дендрологический план – схематический документ размещения зеленых насаждений, с указанием количественного и видового состава существующих и проектируемых к посадке зеленых насаждений древесно-кустарниковой растительности, в сочетании с открытыми участками газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки;

      5) штамб - участок ствола от корневой шейки до первых ветвей, от состояния которого зависит долговечность дерева;

      6) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, придомовым земельным участком, не вошедшим в состав кондоминиума, дорогами, набережными, парками, скверами, лесопарками, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования, а также охранные зоны тепловых сетей и инженерных систем общего пользования);

      7) омолаживание (кронирование) – сильное укорачивание скелетных и полускелетных ветвей, прореживание и регулирование побегов, обрезка ствола на высоте не менее 3,5 метров у взрослых деревьев, пригодных для омолаживания со здоровыми штамбами и стволами, потерявшими свои декоративные качества вследствие усыхания вершин и ветвей;

      8) зеленый массив – озелененная территория, насчитывающая не менее 50 экземпляров деревьев на территории не менее 0,125 гектар, независимо от видового состава;

      9) зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного происхождения и искусственно высаженная, которая в соответствии с гражданским законодательством является недвижимым имуществом и составляет единый городской зеленый фонд;

      10) уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее их гибель;

      11) содержание и защита зеленых насаждений – система правовых, административных, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений (в том числе компенсационное восстановление зеленых насаждений взамен вырубленных), озелененных территорий и зеленых массивов;

      12) сохранение зеленых насаждений – комплекс мероприятий, направленных на сохранение особо ценных пород зеленых насаждений, подпадающих в том числе под пятно благоустройства и строительных работ;

      13) лесопатологическое обследование зеленых насаждений – специальное обследование на наличие вредителей (насекомых), выявление наличия признаков и очагов болезней, признаков поражения грибковыми заболеваниями (паразитами) стволов, корневой системы и кроны. Если насаждения поражены болезнями более чем на 50 (пятидесяти) %, то они подлежат обязательной вырубке;

      14) инвентаризация зеленых насаждений (подеревный перечет) – комплекс мероприятий по учету объектов озеленения с подробным описанием количественных и качественных характеристик, а также графическое отображение каждого элемента озеленения на плановой основе;

      15) реестр зеленых насаждений – свод данных о типах, видовом составе, размере площади, состоянии и расположении зеленых насаждений;

      16) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;

      17) незаконная вырубка (порубка) – вырубка деревьев, осуществляемая без разрешения уполномоченного органа;

      18) озелененные территории – участки земли, на которых располагается растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники;

      19) организация по озеленению - физическое или юридическое лицо, на основании договора осуществляющее деятельность по озеленению, содержанию, защите и уходу за зелеными насаждениями и озелененными территориями общего пользования на территории города Алматы;

      20) газон - элемент благоустройства (участок земли), включающий в себя травянистый покров и другие растения, огражденный от тротуара, парковочных карманов, стоянок и иных элементов дороги бордюрным камнем и (или) декоративным ограждением;

      21) работы по уходу – уход за почвой, подземной и надземной частью растений (подкормка, полив, рыхление, санитарно-профилактические мероприятия и прочие действия);

      22) вынужденная вырубка – вырубка деревьев, без согласования уполномоченного органа при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

      23) план компенсационной посадки – план посадки деревьев, которые подверглись вырубке, включающий в себя количественную часть, породный состав, объем, календарные сроки посадки, а также графическую схему размещения посадок с привязкой к плановой основе;

      24) компенсационная посадка – посадка взамен вырубленных деревьев на специальных участках, определенных уполномоченным органом в соответствии с дендрологическим планом;

      25) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;

      26) санитарная обрезка – удаление больных, усыхающих, сухих и поврежденных ветвей, создающих аварийные ситуации (лежащих на линиях электропередач, газовых трубах, разрушающих кровлю зданий, создающих угрозу безопасности дорожного движения);

      27) санитарная вырубка – вырубка (выборочная, сплошная), проводимая с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья;

      28) поливочная система – инженерно-технический комплекс, обеспечивающий полив зеленых насаждений;

      29) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;

      30) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере регулирования вопросов содержания и защиты зеленых насаждений;

      31) формирование кроны – обрезка ветвей и побегов, отдельных деревьев, кустарников и линейных насаждений, поддающихся формовке, не приводящая к их гибели, с целью придания им определенной эстетической формы и омолаживания зеленых насаждений;

      32) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);

      33) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и к объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.

Глава 2. Содержание и защита зеленых насаждений

      3. Озелененные территории всех категорий и видов образуют систему озеленения в границах города Алматы, включая поливочную систему, входят в зеленый фонд города Алматы и выполняют рекреационные, средообразующие и санитарно-защитные функции.

      4. Физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности при организации посадки необходимо предусмотреть систему полива (ручной полив, автоматический полив, капельный полив), которая соответствует нормам полива зеленых насаждений, определенным в приложении 1 к настоящим Правилам.

      Ручной полив, при котором к системе водоснабжения или скважинному насосу подключается шланг или иное устройство передачи воды, используемые в ручном режиме, а также полив ведрами.

      Автоматический полив, при котором используются устройства подачи и распыления воды на множество мелких брызг.

      Капельный полив, при котором используются различные технологии, общей характеристикой которых является капельное внесение воды непосредственно в почву под растением.

      5. Администраторы бюджетных программ организуют работу по содержанию и защите зеленых насаждений, произрастающих на землях общего пользования в соответствии с настоящими Правилами за счет средств местного бюджета.

      Собственники организуют работу по содержанию и защите зеленых насаждений, произрастающих на иных видах земель в соответствии с настоящими Правилами за счет собственных средств.

      6. Собственники земельных участков и (или) землепользователи содержат расположенные на них зеленые насаждения в здоровом состоянии и обеспечивают их сохранность, защиту и работы по уходу.

      7. Основным предназначением, функциями развития зеленого фонда города Алматы является:

      сохранение экологического баланса;

      сохранение оптимального температурного режима, в том числе в летний период;

      сохранение режима влажности воздуха;

      адсорбция загрязненного воздуха (выхлопные газы, канализация, пожары, запах накопленных коммунальных отходов и другие источники загрязнения воздуха);

      поглощение, очистка, иное устранение загрязнений и других форм негативного воздействия на определенной территории;

      декоративно-эстетическая, формирование благоприятной среды проживания.

      8. Меры по защите и оздоровлению зеленого фонда и окружающей среды осуществляются гражданами, должностными и юридическими лицами, согласно требованиям настоящих Правил.

      9. Развитие озелененных территорий общего пользования города Алматы производится в соответствии с дендрологическим планом.

      10. Доля озелененных территорий должна составлять не менее 20% от всей площади застраиваемого участка.

      11. Объекты озеленения создаются на землях общего пользования в соответствии с генеральным планом города Алматы.

      12. На территории земель общего пользования, подпадающих под рекреационную зону, не допускаются размещение (строительство) новых и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения, непосредственно не связанных с функционированием рекреационной зоны.

      13. При проектировании и строительстве объектов предусматривается озеленение территории, предоставленной под строительство объекта, с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений на территории предполагаемого к строительно-монтажным работам участка.

      При озеленении территории необходимо соблюдать требования по минимальному расстоянию от объектов строительства до зеленых насаждений в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам.

Глава 3. Порядок ведения документации по учету зеленых насаждений

      14. Учету подлежат все виды зеленых насаждений посредством:

      инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, расположенных в границах учетного объекта;

      ведения реестра зеленых насаждений по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

      заполнения акта приживаемости зеленых насаждений по форме согласно приложению 4 к настоящим правилам;

      разработки дендрологического плана.

      15. Услуги по проведению инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений на землях общего пользования могут оказываться на договорной основе за счет местного бюджета и (или) за счет других источников финансирования.

      16. Уполномоченным органом передаются копии материалов инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений в аппараты акимов районов города Алматы для использования в качестве рекомендаций при работе с зеленым фондом.

      17. Документами, отображающими результаты учета зеленых насаждений, являются оформленные материалы инвентаризации, лесопатологического обследования, а также изменения, включенные в дендрологический план, которые составляются на электронных или бумажных носителях.

      18. Зеленые насаждения, прошедшие учет, заносятся в реестр зеленых насаждений.

      19. Состояние зеленых насаждений оценивается в соответствии с приложением 5 к настоящим Правилам и отображается в реестре зеленых насаждений.

      20. Реестр и учет зеленых насаждений ведется уполномоченным органом на бумажном или электронном носителях.

      21. Ведение учета зеленых насаждений включает в себя:

      1) учет и получение достоверных данных о количестве, видовом составе и состоянии зеленых насаждений;

      2) определение основных направлений политики города Алматы в сфере защиты, сохранения зеленых насаждений и развития озелененных территорий;

      3) обеспечение достоверной информацией населения и заинтересованных лиц о количестве, состоянии зеленых насаждений и окружающей среде;

      4) анализ состояния зеленых насаждений на территории города Алматы;

      5) создание единой информационной базы для эффективного управления зелеными насаждениями в местах общего пользования, в том числе установление соответствия количества зеленых насаждений действующим строительным и санитарным нормам;

      6) регламентирование работ по содержанию озелененных территорий, капитальному ремонту и их реконструкции;

      7) определение собственников озелененных территорий и установления ответственных юридических и физических лиц за их сохранность и состояние;

      8) организация рационального использования озелененных территорий города;

      9) разработка проектов озеленения, планов мероприятий по уходу, рекомендаций по содержанию, уходу и пользованию зелеными насаждениями.

      22. Дендрологический план разрабатывается уполномоченным органом в пределах границ города Алматы, с привлечением организаций, оказывающих услуги по дендрологическим обследованиям, имеющих специалистов экологов и (или) дендрологов.

      23. Дендрологический план состоит из двух частей.

      Первая часть – состоящая из картографического изображения, на котором каждому зеленому насаждению присваивается порядковый номер и сопровождается пересчетной ведомостью. На картографическом изображении, кроме зеленых насаждений, отображаются открытые участки газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки и мест общего пользования, включая улицы, тротуары и дороги (проезжую часть).

      Вторая часть - описательная, в которой указываются идентификационные характеристики озеленяемого объекта, идентификационные характеристики дендрологического плана, количественный и видовой состав произрастающих зеленых насаждений, описывается рельеф местности, состав почв, на которых произрастают зеленые насаждения с указанием отметок:

      для вырубки (больные, высохшие);

      под пересадку;

      не затронутые.

      24. Масштаб дендрологического плана 1:10000.

      25. Дендрологический план составляется и хранится на электронных или бумажных носителях и публикуется на официальных интернет-ресурсах уполномоченного органа.

      26. Дендрологический план составляется один раз в пять лет и в последующем корректируется уполномоченным органом.

      27. По истечении пяти лет, в связи с климатическими особенностями, формированием планировочной структуры и архитектурного облика города или его части составляется и утверждается новый дендрологический план.

Глава 4. Меры по содержанию и защите зеленых насаждений

      28. Содержание зеленых насаждений включает в себя:

      1) замену почво-грунта в посадочных ямах и траншеях, посадку зеленых насаждений в случае необходимости и уход за ними;

      2) рыхление почвы с устройством приствольных лунок, стрижку живой изгороди, удаление поросли, утепление и стряхивание снега;

      3) устройство цветников, газонов, прополку сорняков, покос травы, укрытие в зимний период;

      4) организация поливочной системы, полив зеленых насаждений и дождевание на протяжении всего вегетационного периода, в жаркое и засушливое время года полив осуществляется с большей частотой, при этом необходимо соблюдать нормы полива зеленых насаждений в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам;

      5) формирование кроны;

      6) омолаживание, производимое исходя из биологических особенностей древесно-кустарниковой растительности с сохранением скелетных и полускелетных частей;

      7) внесение удобрений;

      8) борьбу с вредителями и болезнями зеленых насаждений, а также их лечение;

      9) поднятие штамба у деревьев посредством обрезки нижнего яруса ветвей дерева до высоты не более 3 метров;

      10) санитарную обрезку и вырубку аварийных, сухостойных деревьев и кустарников, выкорчевка пней;

      11) организацию мониторинга за состоянием зеленых насаждений;

      12) зачистку и пломбировку дупел, обработку мест спилов масляной краской и другие агротехнические мероприятия.

      29. Содержание и защита зеленых насаждений осуществляется:

      1) на землях общего пользования – соответствующими администраторами бюджетных программ города Алматы;

      2) в парках и скверах возлагается на собственников или пользователей;

      3) на территории промышленных предприятий и других объектах собственности, а также на отведенной и закрепленной территории возлагается на собственников или пользователей этих объектов;

      4) на территориях, отведенных под строительно-монтажные работы возлагается на заказчиков.

      30. Мероприятия по омолаживанию деревьев и прореживанию густо произрастающих деревьев проводятся до начала вегетации или поздней осенью.

      31. Пересадка зеленых насаждений осуществляется по письменному согласованию с уполномоченным органом в течение года с комом земли с соблюдением необходимых мер по их сохранению, защите и интенсивного ухода. В целях эффективной приживаемости деревьев лиственных и хвойных пород их пересадку проводят в допустимый технологический посадочный период (с наступления осени до ранней весны).

      32. При проведении работ строительные организации выполняют следующие мероприятия, обеспечивающие сохранность зеленых насаждений, расположенных на земельном участке, отведенном под застройку или производство строительных работ:

      1) устанавливают ограждение стройплощадок с учетом того, чтобы деревья и кустарники оставались за их пределами. Вокруг каждого дерева или группы деревьев, оставляемого на стройплощадке, сооружают индивидуальную защиту, обеспечивающую сохранение ствола и кроны дерева от повреждения. С целью сохранения древесно-кустарниковой растительности допускается частичная обрезка низких и широких крон, обвязка стволов, связывание кроны кустарников;

      2) не допускается использование сохраняемых деревьев в качестве столбов для прикрепления оград, светильников и прочих предметов и нанесение повреждений;

      3) не допускается обнажение корней деревьев и засыпание приствольных кругов землей, строительными материалами и мусором;

      4) при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров и других сооружений в районе существующих зеленых насаждений не допускается изменение вертикальных отметок против существующих. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;

      5) не допускается стоянка машин на газонах, складирование строительного материала, слив горюче-смазочных материалов, нечистот;

      6) подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагают вне зеленых насаждений и не нарушают установленные ограждения деревьев;

      7) работы подкопом в зоне корневой системы деревьев и кустарников производят ниже расположения основных скелетных корней, не повреждая корневой системы, в том числе с использованием технологии "прокола";

      8) сохраняют верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, производят снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт используется при озеленении территорий и (или) передается организации по озеленению.

      33. При проведении работ по асфальтированию, мощению, покрытию тротуаров и проездов плиткой оставляют вокруг дерева приствольный круг диаметром не менее 1,2 метра. Приствольный круг (лунку) дерева ограждают по периметру земляным валиком или бортовым камнем и прикрывают решеткой.

      34. Для сохранения стабильного состояния зеленых насаждений и повышения их устойчивости к различным вредным организмам необходимо проводить профилактическую обработку против вредителей и заболеваний препаратами, разрешенными к применению на территории Республики Казахстан, в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

      35. Обработка зеленых насаждений против вредителей и заболеваний осуществляется субъектами, имеющими лицензию на производство (формуляцию) пестицидов, реализацию пестицидов, применение пестицидов аэрозольным и фумигационным способами.

      36. Период обработки зеленых насаждений на землях общего пользования определяются уполномоченным органом в зависимости от климатических условий и потребности.

      37. Санитарная обрезка деревьев на землях общего пользования производится организациями по озеленению, обслуживающими данный земельный участок, по письменному согласованию с уполномоченным органом.

      38. Санитарная обрезка деревьев проводится ежегодно в течение всего календарного года. После санитарной обрезки все срезы обрабатываются и замазываются специально предназначенными для этого средствами.

      39. Формирование кроны деревьев проводится с целью придания кроне заданной формы и сохранения ее, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей.

      40. При формировании кроны деревьев необходимо учитывать видовые и биологические особенности растений, форму кроны, характер ее изменения с возрастом, способность переносить обрезку.

      41. Формирование кроны проводят на одной высоте от поверхности земли и с боков.

      42. На озелененных территориях настоящими Правилами не допускается:

      1) повреждение или уничтожение зеленых насаждений;

      2) разведение костров, сжигание опавшей листвы и сухой травы;

      3) засорение и загрязнение бытовыми и промышленными отходами, сточными водами;

      4) добыча из деревьев сока, нанесение надрезов, надписей, размещение на деревьях рекламы, объявлений, номерных знаков, всякого рода указателей, проводов и забивание в деревья крючков, гвоздей;

      5) мойка автотранспортных средств;

      6) парковка транспортных средств на газонах и на травянистых покровах естественного и искусственного происхождения;

      7) выпас скота;

      8) складирование различных грузов, в том числе строительных материалов;

      9) складирование снега, содержащего химические реагенты;

      10) срез и вывоз плодородного слоя грунта;

      11) закрытие прикорневой шейки и основания стволовой части деревьев и кустарников;

      12) проведение работ по прокладке инженерных сетей и коммуникаций, не соответствующих требованиям, указанным в приложении 2 к настоящим правилам.

Глава 5. План работ по озеленению территорий города Алматы

      43. Озеленение, посадка зеленых насаждений на территориях общего пользования может производиться за счет средств разных уровней бюджета, а также за счет иных источников финансирования.

      44. Перед осуществлением озеленительных работ необходимо провести расчистку территории, подготовку грунта и посадочных мест. При проведении озеленительных работ необходимо соблюдать требования по минимальному расстоянию от объектов строительства до зеленых насаждений в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам.

      45. Для проведения озеленительных работ на территориях общего пользования уполномоченный орган подготавливает дефектный акт на один из видов и/или одновременно несколько видов нижеследующих работ:

      1) определение объема по вырубке предполагаемого сухостоя с указанием адреса (месторасположения), вида зеленого насаждения, его характеристик (диаметр ствола, высота, состояние и другое);

      2) определение объема планируемых к посадке на конкретном участке новых зеленых насаждений (вид и наименование зеленых насаждений, сроки посадки);

      3) определение плана участка, где будут расположены бюджетные и компенсационные зеленые насаждения с указанием вида и его характеристик, сроков посадки;

      4) определение объема выкорчевки пней с указанием месторасположения, объема (количества).

      46. Уполномоченный орган составляет калькуляцию затрат для определения объема работ с целью реализации дефектного акта произвольной формы, с определением стоимости затрат на закуп зеленых насаждений, их транспортировку, затраты на удобрения, полив, подвоз грунта, механизацию и рабочую силу, а также на последующий уход для приживаемости вновь посаженных зеленых насаждений.

      47. При производстве работ по омолаживанию (кронированию) зеленых насаждений и/или вырубке сухостоя, затрагивающих инженерные сети (электроснабжения, освещения, водоснабжения, теплоснабжения), не менее чем за три рабочих дня производится согласование сроков выполнения работ с собственниками инженерных сетей и оповещаются население, предприятия и организации посредством средств массовой информации, социальных сетей или мобильной связи о предполагаемых работах на участке с указанием времени и продолжительности работ.

Глава 6. Порядок вырубки деревьев

      48. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, если существующие зеленые насаждения представляют угрозу для других сооружений, включая здания жилой застройки, производится вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях.

      49. Вырубка деревьев осуществляется в случаях:

      1) обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;

      2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;

      3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства и инженерных сетей;

      4) благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;

      5) санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физических и юридических лиц;

      6) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования.

      50. Вырубка деревьев производится по разрешению уполномоченного органа в соответствии с разрешительными процедурами.

      Уполномоченный орган не выдает разрешение на вырубку зеленых насаждений, занесенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2006 года № 1034 (далее - Перечень).

      51. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях, прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам, осуществляется организациями по озеленению, обслуживающими данный участок.

      52. При ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах благоустройства с инженерной инфраструктурой, производится вынужденная вырубка, в следующих случаях:

      падение деревьев, а также их ветвей представляет угрозу жизни и здоровью людей, повреждению зданий и сооружений, инженерным коммуникациям и сетям;

      препятствия безопасности дорожного и пешеходного движения, в том числе перекрывающие визуальный обзор дорожных знаков, в случае, когда дорожный знак невозможно перенести.

      53. Факт вынужденной вырубки деревьев устанавливается актом освидетельствования аварийно-спасательных служб, с последующим уведомлением уполномоченного органа в течение трех рабочих дней с момента вынужденной вырубки.

      54. Вырубка деревьев осуществляется по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях, с предварительным выездом специалиста уполномоченного органа на место вырубки для точного определения количественного, породного состава, состояния и месторасположения деревьев в соответствии с реестром зеленых насаждений и заполнением им акта обследования зеленых насаждений по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

      55. При получении разрешения на вырубку деревьев, физическими и юридическими лицами предоставляется гарантийное письмо о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев, по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

      56. Срубленные зеленые насаждения и порубочные остатки (опилки, ветки, листья, кора) складировать и хранить на месте производства работ не допускается. Срубленные зеленые насаждения и порубочные остатки вывозятся на переработку.

Глава 7. Порядок посадки, пересадки и компенсационной посадки деревьев

      57. При озеленительных работах необходимо использовать посадочный материал, соответствующий минимальным требованиям по качеству посадочного материала согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

      58. Физические и юридические лица могут принимать участие в озеленении территорий общего пользования и организации поливочной системы за счет собственных средств по письменному согласию уполномоченного органа с указанием территории для высадки зеленых насаждений в соответствии с дендрологическим планом.

      59. Физические и юридические лица после осуществления высадки зеленых насаждений за счет собственных средств, передают данные о выполненных мероприятиях уполномоченному органу, а уполномоченный орган принимает зеленые насаждения и вносит их в реестр по учету зеленых насаждений.

      60. Деревья, подлежащие пересадке в соответствии с материалами инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, пересаживаются на участки в соответствии с письменным согласованием уполномоченного органа.

      61. При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится.

      62. В отношении зеленых насаждений, занесенных в Перечень, принимается решение о пересадке зеленых насаждений при условии, что такая пересадка возможна исходя из биологического состояния, наличия апробированных технологий пересадки, обеспечивающих их сохранность.

      В случае, если пересадка этих зеленых насаждений невозможна, уполномоченным органом рассматривается вопрос о их сохранении на прежнем месте с соответствующей корректировкой проектов строительства, реконструкции либо благоустройства.

      63. В случае, если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается десятикратный размер компенсации, в соответствии с требованиями пункта 71 настоящих Правил.

      64. Восстановление деревьев производится на специальных участках согласно плану компенсационной посадки города, при необходимости с заменой грунта на плодородную почву.

      65. При получении разрешения на вырубку деревьев производится компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев в десятикратном размере за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых была произведена вырубка.

      66. Компенсационная посадка и дальнейшая работа по уходу и содержанию на землях общего пользования проводятся организациями по озеленению, имеющими в своем штате специалистов в области озеленения.

      67. В случае гибели зеленых насаждений, находящихся на прилегающей территории, юридическое или физическое лицо, в ведении которого находится эта территория, производит компенсационную посадку в десятикратном размере.

      68. Физическое или юридическое лицо, совершившее незаконную вырубку (порубку) зеленых насаждений, несет ответственность в соответствии со статьей 381-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях и производит компенсационную посадку деревьев в пятидесятикратном размере.

      69. В случае незаконной вырубки (порубки), уничтожения, повреждения многолетних насаждений и (или) зеленых насаждений, занесенных в Перечень, производится компенсационная посадка зеленых насаждений того же вида (подвида) в стократном размере и предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 340 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

      70. Размер вреда за незаконную вырубку (порубку), уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, произрастающих в черте города Алматы, предусмотренный пунктом 4 Базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 441, исчисляется уполномоченным органом.

      71. Компенсационная посадка деревьев производится из посадочного материала, соответствующего минимальным требованиям по качеству посадочного материала и с организацией поливочной системы, путем посадки саженцев лиственных пород высотой не менее 2,5 метров с комом или хвойных пород высотой не менее 2 метра с комом.

      Диаметр ствола от верхней корневой системы саженцев не менее 3 сантиметров, на высоте 1,3 метра стволовой части.

      72. Компенсационная посадка при вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа и (или) при незаконной вырубке (порубке), уничтожении или повреждении деревьев производится на территории в радиусе 1 километра от места вырубки, уничтожении или повреждении деревьев на участке, указанном уполномоченным органом.

      При отсутствии свободного места для компенсационной посадки в радиусе 1 километра от места вырубки, территория компенсационной посадки указывается уполномоченным органом в письменном виде.

      73. При вынужденной вырубке деревьев компенсационная посадка производится на землях общего пользования с привлечением организации по озеленению.

      74. Компенсационная посадка деревьев осуществляется в соответствии с дендрологическим планом.

      75. В случае механического повреждения или уничтожения зеленых насаждений, произрастающих на землях общего пользования и на частных территориях в результате дорожно-транспортного происшествия и при производстве строительных работ, в том числе прокладке инженерных сетей, виновной стороной производится компенсационная посадка в пятикратном размере взамен поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений путем высадки саженцев согласно пункту 71 настоящих правил.

      76. После завершения работ по компенсационной посадке деревьев физические и юридические лица в течение одного месяца информируют в письменном виде уполномоченный орган об исполнении работ согласно плану компенсационной посадки.

      77. В соответствии с гарантийным письмом физические и юридические лица в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева) с момента компенсационной посадки проводят мероприятия по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 28 настоящих Правил.

      78. По истечении трех лет, физические и юридические лица, осуществившие компенсационную посадку, составляют совместно с уполномоченным органом акт приживаемости зеленых насаждений, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, и передают на баланс аппаратов акимов районов города Алматы для дальнейшего содержания.

      79. Уполномоченным органом прижившиеся деревья включаются в реестр зеленых насаждений.

      80. В случае гибели высаженных саженцев при компенсационной посадке, лица, в интересах которых была произведена вырубка, производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейшие мероприятия по содержанию и защите за ними в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения повторной посадки.

      81. Физическое или юридическое лицо, совершившее нарушение Правил несет ответственность в соответствии со статьей 386 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

  Приложение 1
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы

Нормы полива зеленых насаждений

Норма полива при уходе за деревьями с комом


п/п

Размер кома, метров

Вода, литр

1.

0,2*0,15 0,25*0,2

15-20

2.

0,3*0,3

30

3.

0,5*0,4

40

4.

0,8*0,6

125

5.

0,5*0,5*0,4

40

6.

0,8*0,8*0,5

125

7.

1,0*1,0*0,6

250

8.

1,3*1,3*0,6

375

9.

1,5*1,5*0,65

500

10.

1,7*1,7*0,65

750

      Количество полива зеленых насаждений зависит от климатических условий и возраста дерева:

      деревья посадки последних 3 лет поливать не менее 24 раз за сезон, деревья в возрасте от 4 до 10 лет – не менее 12 раз за сезон, деревья в возрасте от 10 до 15 лет – не менее 8 раз за сезон и деревья старше 16 лет – не менее 6 раз за сезон.

      В сухую жаркую погоду деревья посадки последних 3 лет поливать не менее 38 раз за сезон, деревья до 15 лет поливать не менее 22 раз за сезон; взрослые деревья – не менее 12 раз за сезон.

      Деревья среди асфальтовых, бетонных, плиточных и других покрытий необходимо поливать не менее 125 (100-150) литров/дерево, не менее 12 раз при нормальной погоде и не менее 24 раза при засушливой погоде.

      С целью исключения иссушения почвы необходимо производить осенний влагозарядковый полив: 1 раз в конце октября или в начале ноября.

  Приложение 2
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы

Минимальные расстояния от объектов строительства до зеленых насаждений

Сооружения, здания, коммуникации

Расстояния до оси растения, метр

дерева

кустарника

От наружных стен зданий и сооружений

5,0

1,5

От наружных стен школьного здания или здания детского сада

10,0

1,5

От края тротуаров и садовых дорожек

0,7

0,5

От края проезжей части, улиц, кромок укрепленных полос, обочины дорог и бровок канав

2,0

1,0

От мачт и опор осветительной сети трамвая, колонны галерей и эстакад

4,0

-

От подошвы откосов, террас и другие.

1,0

0,5

От подошвы и внутренней грани подпорных стенок

3,0

1,0

От подземных сетей: газопровода, канализации теплопровода, трубопровода, теплосетей водопровода, дренажей силовых кабелей и кабелей связи

1,5
2,0
2,0
2,0

1,0
0,7

Примечание 1 Приведенные нормативы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 метров и должны быть соответственно увеличены для деревьев большего диаметра.
Примечание 2 При посадке зеленых насаждений у наружных стен зданий, сооружений, детских учреждений необходимо учитывать и соблюдать нормативные уровни инсоляции и естественного освещения.

  Приложение 3
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы
  Форма

Реестр зеленых насаждений на 1 января ____ года

      Распределение площади объектов (участков) зеленых насаждений по категориям земель, типам растительности и функциональному назначению

      Город/населенный пункт

      Административный район: (код) ___________________

      Ответственный владелец: _________________________

      Реестр зеленых насаждений


Таблица

№ п/п инвентарный/ № паспорта зеленого насаждения/координаты месторасположения

Функциональное назначение земель (категория насаждений)

КСО*

Древесная растительность

Единичные деревья, штук

Группы, куртины**, штука


Рощи сады, штук

Линейные насаждения, штук

Итого, штук








Кустарниковая растительность

Единичные, штук

Живая изгородь, погонный метр


Рядовые посадки, штук

Групповые посадки, штук

Всего погонный метр/штук







Открытые пространства

Цветники

Газоны

Летники, метр2

Многолетники, метр2

Контейнерные, штук

Вазон, метр2

Альпинарий, рокарий, метр2

Итого: метр2/ штук

Партерные, метр2

Обыкновенные, метр2

На почвенный покров, метр2

Итого: метр2/ штук











      * КСО – санитарное состояние зеленых насаждений, учитывающее жизнеспособность предлагаемого к вырубке объекта (зеленого насаждения), его потенциальная способность к дальнейшему функционированию;

      ** куртина - группа деревьев одной таксационной характеристики, независимо от их количества в куртине и площади, занимаемой этой куртиной.

  Приложение 4
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы
  Форма

Акт приживаемости зеленых насаждений "___" _________ 20___ года

      Адрес посаженных зеленых насаждений: ___________________________

Наименование физического или юридического лица

Дата и номер разрешения или согласования

Количество вырубленных деревьев, штук

Количество пересаженных деревьев, штук

Общее количество компенсационной или инициативной посадки, штук, порода

Состояние

Количество саженцев к восстановлению, штук

Примечание

прижилось

Не прижилось

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1










Итого:








      Представитель физического или юридического лица

      ________________________________ подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)

      Должностное лицо уполномоченного органа

      ________________________________ подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)

  Приложение 5
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы

Критерии оценки состояния зеленых насаждений


п/п

Санитарное состояние объекта

КСО (коэффициента состояния объекта*)

1

Здоровые – без признаков ослабления с нормальным развитием и без повреждений (нормальное облиствление кроны и высокая декоративность, интенсивный прирост побегов, вредители и болезни отсутствуют). По возрастной характеристике это в основном молодые и средневозрастные насаждения.

КСО-1

2

Ослабленные – деревья и кустарники с незначительными повреждениями или с однобоким развитием кроны, средняя декоративность, до 10% сухих сучьев, слабое угнетение (меньше листовая пластина), поврежденные на 25% вредителями и болезнями. Характерно в основном для приспевающих насаждений.

КСО-2

3

Угнетенные – часто суховершинные деревья, с наличием значительной депрессией в развитии и механических повреждений (дупел, сухих веток до 50%), слабое облиствление, недекоративные, поврежденные вредителями и болезнями до 50%. Наиболее часто встречаются в спелых насаждениях.

КСО-3

4

Усыхающие – очень развит процесс отмирания, наблюдается массовое (более 50%) повреждение дерева вредителями и болезнями, суховершинные. Как правило, спелые и перестойные насаждения.

КСО-4

5

Аварийное, сухостой – полностью усохшее (погибшее) дерево или кустарник, подлежащий первоочередной вырубке, создающее угрозу падения на проезжие части дорог, тротуары, здания, линии электропередач и другие.

КСО-5

      * коэффициент состояния объекта (КСО) – санитарное состояние зеленых насаждений, учитывающее жизнеспособность предлагаемого к вырубке объекта (зеленого насаждения), его потенциальная способность к дальнейшему функционированию.

  Приложение 6
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы
  Форма

Акт обследования зеленых насаждений "___" ___________ 20__ года

№ п/п

Породный состав зеленых насаждений

Сохраняются

Вырубка по разрешению

Вырубка без разрешения

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1











2
















Всего:




Итого:




Пересадка, кронировка (омолаживание)

Санитарная обрезка

Качественное (фактическое) состояние

Размер возмещения ущерба за единицу

Сумма ущерба исчисленного по размерам возмещения ущерба

Компенсационное восстановление, штук

штук

Возраст, лет

Диаметр ствола, сантиметр

штук

Возраст, лет

Диаметр ствола, сантиметр

месячный расчетный показатель

тенге

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21









































      Настоящий акт составлен в _______экземплярах.

      Примечание: Акт обследования не является документом, дающим разрешение

      на вырубку или пересадку зеленых насаждений.

      Представитель физического или юридического лица

      ________________________________ подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)

      Должностное лицо уполномоченного органа

      ________________________________ подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)

  Приложение 7
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы
  Форма
  Руководителю местного исполнительного органа (города Алматы)
  ___________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
  наименование государственного органа)
  от ____________________________
(Фамилия, имя, отчество (при его наличии) – для физического лица/
  наименование организации – для юридических лиц и (или) по доверенности) (ИИН/БИН)
  Адрес ____________________________
(юридический адрес или место проживания)
  контакты ____________________________
(электронный адрес, телефон)

Гарантийное письмо

      ____________________________________________________________________

      (наименование физического или юридического лица)

      гарантирует произвести компенсационную посадку деревьев в количестве ____ штук, ___________ породы в течение шести месяцев с момента получения разрешения на вырубку деревьев, взамен деревьев в количестве ______ штук, _______ породы, которые будут вырублены для _______________ по адресу: (указывается причина) ______________________ согласно акту обследования зеленых насаждений от "__" _____ 20__ года.

      В случае гибели высаженных саженцев, гарантирует произвести повторную посадку.

      В течение трех лет с момента компенсационной посадки, гарантирует, проводить мероприятий по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 28 Правил содержания и защиты зеленых насаждений и по истечению трех лет передать их на баланс местного исполнительного органа на основании акта приживаемости деревьев.

      _______________________________________________________________

      (наименование физического или юридического лица)

      Осведомлено, что за нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений будет нести ответственность в соответствии со статьями 381-1 и 386 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      Дата: "___" ____________ 20__ года

      ______________________________________________________________

      ФИО и подпись руководителя (печать при наличии)

  Приложение 8
к Правилам содержания и
защиты зеленых насаждений
города Алматы

Минимальные требования к качеству посадочного материала Соотношение размеров и параметров лиственных саженцев с комом

Высота дерева (сантиметр)

Диаметр ствола (сантиметр)

Диаметр кома (сантиметр)

Высота кома (сантиметр)

Высота штамба
(сантиметр)

250‒300

2-2,5

40

30

180-200

300‒350

2,5-3

40

40

180-200

350‒400

3,5-4,5

50

40-50

200-220

400‒450

4,5-5,5

50-60

50

220-240

450‒500

6-8

60-70

60-70

220-240

500‒550

8-10

70

70

220-240

550‒600

10-12

80

80

220-240

600‒650

12-14

90

90

220-300

      Соотношение высоты растения и диаметра кома у хвойных саженцев

Высота растения (сантиметр)

Диаметр корневого кома (сантиметр)

200

60

225

65

250

65

275

65

300

70

350

70

      Соотношение между высотой кустарника, количеством веток и размерами корневой системы для кустарников с комом земли

Высота растения (сантиметр)

Количество веток

Диаметр корневого кома (сантиметр)

40‒50

3

25

50‒60

3

30

60‒80

3

35

80‒100

3

40

100‒125

4

45

125‒150

4

50

150‒175

4

50

175‒200

4

60

200‒250

4

60

250‒300

5

65