Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 400 "Об утверждении Правил проведения энергоаудита" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11729) следующие изменения и дополнения:
в Правилах проведения энергоаудита, утвержденных указанным приказом:
пункт 2 дополнить подпунктами 5-1) и 11) следующего содержания:
"5-1) энергетический аудитор (далее – энергоаудитор) – физическое лицо, имеющее сертификат соответствия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
11) сертификат соответствия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности – документ, выдаваемый органом по подтверждению соответствия, удостоверяющий компетентность энергоаудитора выполнять работы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Общий срок проведения обязательного энергоаудита составляет не менее двух месяцев, но не более двенадцати месяцев со дня заключения договора, срок проведения экспресс-энергоаудита не менее двух месяцев, но не более шести месяцев со дня заключения договора, срок проведения целевого энергоаудита определяется энергоаудиторской организацией и обратившимся лицом на основании договора, заключенного в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. По результатам обязательного энергоаудита составляется заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности оформляется в соответствии с настоящими Правилами, выдается на фирменном бланке юридического лица (при его наличии), осуществлявшего энергоаудит, утверждается его руководителем, заверяется печатью (при его наличии) энергоаудиторской организации, а также подписями энергоаудиторов.
При наличии возражений со стороны обратившегося лица к заключению по энергосбережению и повышению энергоэффективности, энергоаудиторская организация в течение срока, установленного договором, представляет развернутое пояснение в письменном виде.";
пункты 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 и 27 изложить в следующей редакции:
"20. На подготовительном этапе энергоаудиторская организация или энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем составляет Программу проведения экспресс-энергоаудита (далее – Программа) с указанием сроков выполнения работ и ответственных лиц.
Энергоаудиторская организация или энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, формирует перечень сведений и документов (исходных данных), которые предоставляются (при его наличии) обратившимся лицом в рамках выполнения данного этапа, в том числе:
1) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанный по итогам предыдущего энергоаудита и результаты его исполнения (при поредении повторного энергоаудита);
2) объемы добычи, производства, потребления, передачи энергетических ресурсов и воды за пять последовательных лет, предшествующих проводимому экспресс-энергоаудиту;
3) состав основных зданий, строений, сооружений и их характеристики (назначение объекта и его составляющие (пристройки), инженерные системы, класс энергоэффективности, дата постройки, этажность здания, материал стен и крыш, площадь остекления и вид остекления, кубатура, общая площадь);
4) сведения об источниках энергоснабжения и параметрах энергоносителей;
5) сведения о системах электроснабжения, теплоснабжения, вентиляции, холодоснабжения, водоснабжения, воздухоснабжения, канализации, газоснабжения;
6) численный состав, увеличение или уменьшение численного состава сотрудников обратившегося лица;
7) копия предыдущего заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
8) общие сведения об объектах, потребляющих топливно-энергетические ресурсы (далее – ТЭР) краткая историческая справка;
9) номенклатура и объемы производства продукции;
10) режимы работы объектов, потребляющих ТЭР, ограничения на потребление ТЭР;
11) характеристики систем учета и контроля потребления ТЭР;
12) сведения об организации работы системы энергоменеджмента на объектах, потребляющих ТЭР;
13) информация, вносимая в Государственный энергетический реестр в соответствии с Правилами формирования и ведения Государственного энергетического реестра, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 387 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11728) за пять последовательных лет, предшествующих проводимому экспресс-энергоаудиту.
21. На аналитическом этапе энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем, проводятся следующие мероприятия:
1) определение энергетических систем предприятия (объекты, потребляющие ТЭР) и основного энергопотребляющего оборудования, удельных расходов ТЭР, возможного потенциала энергосбережения, основных объемов потребления энергоресурсов и расходов на приобретение энергетических ресурсов, показателей объектов, потребляющих ТЭР;
2) подтверждения результатов энергетического анализа, проводимого обратившимся лицом, в рамках внедренной системы энергетического менеджмента за предшествующие 5 лет;
3) проведение анализа заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
4) проведение анализа исполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Энергоаудиторская организация или энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, для подтверждения и/или уточнения данных проводят приборные измерения.
22. На заключительном этапе энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем, обобщаются результаты анализа использования энергетических ресурсов технологическими процессами, зданием, строением, сооружением, по группам оборудования и видам энергоносителей.
23. По результатам экспресс-энергоаудита составляется заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности оформляется в соответствии с настоящими Правилами, выдается на фирменном бланке (при его наличии) осуществлявшего энергоаудит лица, с указанием даты выдачи, утверждается его руководителем или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем, заверяется печатью (при его наличии) энергоаудиторской организации или энергоаудитора, являющегося индивидуальным предпринимателем, а также подписями энергоаудиторов.
При наличии возражений со стороны обратившегося лица к Заключению по энергосбережению и повышению энергоэффективности, энергоаудиторская организация или энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем в течение срока, установленного договором, представляет развернутое пояснение в письменном виде.
24. Заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности состоит из трех основных частей:
1) вводная часть, в которой указываются данные обратившегося лица, энергоаудиторской организации или энергоаудитора, являющегося индивидуальным предпринимателем, номер заключенного договора и объекта энергоаудита (характеристика производственной деятельности и описание технологического процесса);
2) основная часть, в которой приводится анализ по потреблению энергетических ресурсов, по определению удельных расходов энергетических ресурсов на единицу продукции, а также следующие результаты анализа:
энергетического анализа, проводимого обратившимся лицом в рамках внедренной системы энергетического менеджмента;
данных, указанных в предыдущем заключении по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
исполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
3) заключительная часть, которая включает выводы и рекомендации.
В рекомендациях приводятся мероприятия и направления по энергосбережению и повышению энергоэффективности объекта с учетом снижения потребления энергетических ресурсов на единицу продукции и (или) снижение энергетических ресурсов на отопление на единицу площади зданий, строений, сооружений, применимой к деятельности обратившегося лица, и с указанием сроков их выполнения, а также технико-экономический расчет и обоснование предлагаемых мероприятий, в выводах – общая оценка деятельности обратившегося лица в области энергосбережения и повышения энергоэффективности согласно приложению 4 к настоящим Правилам, возможный потенциал энергосбережения объекта в натуральном и процентном выражении.
25. К заключению по энергосбережению и повышению энергоэффективности прилагается заполняемая энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем, отчетная информация:
1) отчетная информация для промышленных предприятий по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) отчетная информация для зданий, строений, сооружений по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
3) отчетная информация для промышленных предприятий, имеющих здания, строения, сооружения по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
26. При разработке экономически целесообразных мероприятий не допускается обобщение, примерная оценка или использование условных процентов экономии. Техническое обоснование мероприятий по энергосбережению выполняется в натуральных единицах измерения, основанных на фактических данных с минимальным использованием субъективных оценок экспертов.
Все исходные данные для инвестиционных расчетов подтверждаются техническим расчетом, принятым по справочной документации (с приведением ссылки на источник).
В рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию не допускается снижение уровня безопасности и комфортности работы персонала, качества и безопасности продукции, что должно подтверждаться проведением оценки возможных рисков, связанных с реализацией каждого конкретного мероприятия.
27. По результатам экспресс-энергоаудита зданий, строений, сооружений, энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем заполняется показатель класса энергоэффективности здания согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Показатель класса энергоэффективности здания заполняется энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем для каждого здания, строения и сооружения.";
пункт 29 изложить в следующей редакции:
"29. Заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности оформляется в двух экземплярах: один экземпляр предоставляется обратившемуся лицу, второй – хранится у энергоаудиторской организации или энергоаудитора, являющегося индивидуальным предпринимателем.";
пункт 30 изложить в следующей редакции:
"30. Проведение работ по целевому энергоаудиту включает несколько этапов:
1) подготовительный;
2) документально-измерительный;
3) аналитический;
4) заключительный.";
дополнить пунктом 30-1 следующего содержания:
"30-1. Целевому энергоаудиту подлежат инженерные системы, здания, строения, сооружения, группы и типы оборудования, целевые индикаторы и показатели энергоэффективности, а также подразделения предприятия потребляющие энергетические ресурсы.";
пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31. На подготовительном этапе осуществляется сбор первичной информации об объекте целевого энергоаудита, разрабатывается Программа проведения целевого энергоаудита (далее – Программа) с указанием сроков выполнения работ и ответственных лиц. К Программе прилагается соответствующий регламент приборных измерений, перечень информационно-измерительных комплексов и технических средств, необходимых для осуществления деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 мая 2016 года № 455 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13902) документы, подтверждающие наличие их поверки.";
дополнить пунктом 31-1 следующего содержания:
"31-1. На документально-измерительном этапе энергоаудиторская организация или энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, формирует перечень сведений и документов (исходных данных), которые предоставляются (при его наличии) обратившимся лицом.
Энергоаудиторская организация или энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем, для подтверждения и/или уточнения данных проводят приборные измерения.";
пункты 32 и 33 изложить в следующей редакции:
"32. На аналитическом этапе энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем, проводятся следующие мероприятия:
1) анализ полученных на подготовительном этапе и документально-измерительном этапе обследования информации;
2) расчет фактических показателей энергоэффективности отдельных видов оборудования и технологических процессов объекта целевого энергоаудита;
3) разработка мероприятий по повышению энергоэффективности.
На основании анализа и сравнительных оценок делаются выводы о возможных направлениях, путях экономии энергоресурсов, повышения уровня энергоэффективности объекта целевого энергоаудита, о целесообразности и возможности реализации путей повышения энергоэффективности.
33. На заключительном этапе энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем, обобщаются результаты анализа использования энергетических ресурсов объектом целевого энергоаудита.";
пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. По результатам целевого энергоаудита составляется технический отчет по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Технический отчет по энергосбережению и повышению энергоэффективности оформляется в соответствии с настоящими Правилами, выдается на фирменном бланке (при его наличии) осуществлявшего энергоаудит лица, с указанием даты выдачи, утверждается его руководителем или индивидуальным предпринимателем, заверяется печатью (при его наличии) энергоаудиторской организации или энергоаудитора, являющегося индивидуальным предпринимателем, а также подписями энергоаудиторов.
При наличии возражений со стороны обратившегося лица к Техническому отчету по энергосбережению и повышению энергоэффективности, энергоаудиторская организация или энергоаудитор, являющийся индивидуальным предпринимателем в течение срока, установленного договором, представляет развернутое пояснение в письменном виде.";
пункт 35 изложить в следующей редакции:
"35. Технический отчет по энергосбережению и повышению энергоэффективности состоит из трех основных частей:
1) вводная часть, в которой указываются данные обратившегося лица, энергоаудиторской организации или энергоаудитора, являющегося индивидуальным предпринимателем, дата и номер заключенного договора, краткая характеристика деятельности и (или) описание технологического процесса;
2) основная часть, в которой приводится анализ по потреблению энергетических ресурсов, по определению удельных расходов энергетических ресурсов на единицу продукции с расчетом, по системам электроснабжения, теплоснабжения, воздухоснабжения, водоснабжения, по зданиям, строениям и сооружениям;
3) заключительная часть, которая включает рекомендации и выводы. В рекомендациях приводятся мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности объекта с учетом снижения потребления энергетических ресурсов и (или) снижение энергетических ресурсов на отопление на единицу площади зданий, строений, сооружений, применимой к деятельности обратившегося лица, и с указанием сроков их выполнения, а также технико-экономический расчет и обоснование предлагаемых мероприятий, в выводах возможный потенциал энергосбережения объекта в натуральном и процентном выражении.";
пункты 37 и 38 изложить в следующей редакции:
"37. Разработка экономически целесообразных мероприятий осуществляется в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
38. По результатам целевого энергоаудита зданий, строений, сооружений энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем заполняется показатель класса энергоэффективности здания согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Показатель класса энергоэффективности здания заполняется энергоаудиторской организацией или энергоаудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем для каждого здания, строения, сооружения.".
2. Комитету промышленности Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра промышленности и строительства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзацев третьего, четвертого, пятого, двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого, двадцать первого, двадцать второго, двадцать третьего, двадцать четвертого, двадцать пятого, двадцать шестого, двадцать седьмого, двадцать восьмого, двадцать девятого, тридцатого, тридцать первого, тридцать второго, тридцать третьего, тридцать четвертого, тридцать пятого, тридцать шестого, тридцать седьмого, тридцать восьмого, тридцать девятого, сорокового, сорок первого, сорок второго, сорок третьего, сорок четвертого, сорок пятого, сорок шестого, сорок седьмого, сорок восьмого, сорок девятого, пятьдесят третьего, пятьдесят четвертого, пятьдесят пятого, пятьдесят шестого, шестьдесят седьмого, шестьдесят восьмого, шестьдесят девятого, семьдесят первого, семьдесят второго, семьдесят третьего, семьдесят четвертого, семьдесят пятого, семьдесят шестого, семьдесят седьмого, семьдесят восьмого, семьдесят девятого, восьмидесятого, восемьдесят первого, восемьдесят второго, восемьдесят третьего, восемьдесят четвертого, восемьдесят пятого, восемьдесят восьмого, восемьдесят девятого, которые вводятся в действие с 10 июня 2024 года.
Министр промышленности и строительства Республики Казахстан |
К. Шарлапаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан