О внесении изменения в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 30 "Об утверждении Правил принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники"

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 26 июля 2023 года № 729. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 июля 2023 года № 33171

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 30 "Об утверждении Правил принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10368) следующее изменение:

      Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту военно-технической политики Министерства обороны Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан;

      3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении подпунктов 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан по вооружению и военной технике.

      4. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр обороны Республики Казахстан Р. Жаксылыков

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Генеральная прокуратура
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Служба государственной охраны
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Министр обороны
Республики Казахстан
от 26 июля 2023 года № 729

Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники (далее – Правила) определяют порядок принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (далее – Вооруженные Силы) ранее не состоявших на вооружении, а также модернизированных образцов вооружения и военной техники (далее – ВВТ).

      При этом, в виду различия специфических задач, выполняемых Вооруженными Силами, принятие на вооружение нового образца ВВТ одним государственном органом не является основанием для принятия на вооружение этого образца другим государственным органом без применения требований настоящих Правил.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) внутриведомственный совещательный орган – постоянно действующий рабочий орган по принятию на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;

      2) головной образец для кораблей, катеров и судов – первое сложное изделие (комплекс) мелкосерийного производства с длительным циклом изготовления и монтажа, изготовленное по вновь разработанной или откорректированной документации, предполагающее доработку конструкции и внесение изменений в техническую документацию в ходе опытной войсковой эксплуатации с целью повышения технических характеристик, снижения стоимости производства и эксплуатации последующих изделий (комплексов) данной серии;

      3) демонстрационное испытание – практический показ ВВТ, проводимый поставщиками ВВТ с целью демонстрации технических и боевых возможностей для уточнения заявленных ими характеристик;

      4) поставщик ВВТ – организация уполномоченного органа в области оборонной промышленности, производитель или изготовитель ВВТ (в том числе из состава Вооруженных Сил), посредник (дистрибьютор, представитель, импортер, дилер), который производит (поставляет) ВВТ или выполняет работы (оказывает услуги) по модернизации ВВТ конечному пользователю Вооруженных Сил;

      5) составная часть ВВТ – съемное комплектующее изделие ВВТ, объединенное общим конструкторским решением (схемным решением), предназначенное для поражения живой силы, техники и объектов инфраструктуры;

      6) образец ВВТ – новый или модернизированный образец (головной образец для кораблей, катеров и судов) и составная часть состоящего на вооружении ВВТ, изготовленные по вновь разработанной или доработанной (в целях модернизации) опытно-конструкторской и технологической рабочей документации;

      7) эксперт – представитель Вооруженных Сил, обладающий специальными знаниями и опытом работы в определенной области, позволяющими ему проводить квалифицированные заключения или суждения по вопросам, рассматриваемым или решаемым другими лицами, не имеющих соответствующей компетенции в данной области;

      8) опытная войсковая эксплуатация – специально организованное использование ВВТ в различных климатических условиях с целью определения особенностей его эксплуатации (применения по назначению, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта) в реальных войсковых условиях в течение ограниченного срока (не менее 10 рабочих дней, но не более 1 года).

      3. Вооруженные Силы оснащаются ВВТ, принятыми на вооружение в соответствии с данными Правилами.

      4. Принятие ВВТ на вооружение осуществляется на основе решения внутриведомственного совещательного органа при условии достижения ВВТ положительных результатов опытной войсковой эксплуатации, за исключением ВВТ, предусмотренных подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил, о чем издаются соответствующие приказы первых руководителей государственных органов.

      Состав и положение о внутриведомственном совещательном органе утверждаются приказами первых руководителей государственных органов.

      5. Опытная войсковая эксплуатация проводится на полигонах или в учреждениях Вооруженных Сил.

      В проведении опытной войсковой эксплуатации допускается участие поставщиков ВВТ, обеспечение средствами осуществляется по согласованному решению сторон.

      6. ВВТ принимается на вооружение в следующем порядке:

      1) определение потребности и технических требований к ВВТ;

      2) мониторинг рынка;

      3) сравнительный анализ предложений;

      4) рассмотрение предложений на заседании внутриведомственного совещательного органа;

      5) проведение опытной войсковой эксплуатации ВВТ;

      6) рассмотрение результатов опытной войсковой эксплуатации и предложений по принятию на вооружение ВВТ на заседании внутриведомственного совещательного органа;

      7) принятие ВВТ на вооружение.

      Порядок принятия на вооружение Вооруженных Сил средств, систем, комплексов, устройств видов оперативного обеспечения и средств связи осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Глава 2. Определение потребности и технических требований к ВВТ

      7. Потребность определяется видом, родом войск, воинским формированием, структурным подразделением, в интересах которого планируется принятие на вооружение ВВТ (далее – подразделение-заказчик) исходя из анализа перспективных направлений строительства Вооруженных Сил (далее – анализ потребности), сформированных в соответствии с Военной доктриной Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 554, и документами системы государственного планирования, мировых тенденций развития ВВТ, возможностей, имеющихся ВВТ и поставленных задач.

      Анализ потребности проводится подразделением-заказчиком и включает в себя информацию о положительном опыте использования ВВТ (в вооруженных конфликтах, кризисных и чрезвычайных ситуациях, массовых беспорядках, охране государственной границы) с мотивированными обоснованиями и потребностью в ВВТ в соответствии с вышеуказанными руководящими документами.

      8. На основе анализа потребности, подразделением-заказчиком разрабатываются (формируются) основные технические требования и предложения по оснащению войск ВВТ, которые после согласования с курирующими начальниками и довольствующими органами докладываются руководству Вооруженных Сил.

      К докладу прилагается анализ потребности.

Глава 3. Мониторинг рынка

      9. В целях получения технических и коммерческих предложений (далее – предложения) от поставщиков ВВТ, подразделение-заказчик направляет соответствующий запрос с техническими требованиями в уполномоченный орган в области оборонной промышленности и поставщикам ВВТ соответствующего направления. Прорабатывается вопрос с поставщиками ВВТ о возможности или невозможности проведения демонстрационного испытания и представления ВВТ на безвозмездной основе для опытной войсковой эксплуатации.

      10. Для ВВТ, изготовленных по результатам научно-исследовательских (далее – НИР) или опытно-конструкторских работ (далее – ОКР) после получения предложений от поставщиков ВВТ, запрашиваются и изучаются акты заводских испытаний и документы, подтверждающие качество рассматриваемого ВВТ, затем проводится демонстрационное испытание.

      11. По результатам мониторинга рынка формируется перечень ВВТ для проведения сравнительного анализа.

Глава 4. Сравнительный анализ предложений

      12. Для проведения сравнительного анализа приказами соответствующих руководителей подразделений-заказчиков утверждается состав экспертной комиссии.

      13. В состав экспертной комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя, члены комиссии (не менее трех человек). В экспертную комиссию включаются только квалифицированные специалисты в исследуемой области.

      14. Основными задачами экспертной комиссии являются:

      1) проведение сравнительного анализа на предмет соответствия или несоответствия поступивших предложений поставщиков ВВТ техническим требованиям;

      2) определение оптимального ВВТ, соответствующего техническим требованиям;

      3) определение оптимального срока, количества ВВТ и его состава для проведения опытной войсковой эксплуатации за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил;

      4) формирование заключения экспертной комиссии по итогам вышеуказанных работ.

      15. При проведении сравнительного анализа дополнительно учитывается:

      1) наличие серийного производства (кроме головного образца для кораблей, судов и катеров);

      2) принятие на вооружение в одной или более странах (кроме головного образца для кораблей, судов и катеров и ВВТ отечественного производства);

      3) технические характеристики;

      4) стоимость;

      5) эксплуатация в климатических условиях, аналогичных условиям в Республике Казахстан;

      6) соответствие национальным стандартам или межгосударственным стандартам, принятых Республикой Казахстан;

      7) унификация и совместимость с имеющимся на вооружении ВВТ;

      8) производство в Республике Казахстан;

      9) возможность проведения регламентированного технического обслуживания и ремонта ВВТ в Республике Казахстан;

      10) возможность обучения специалистов Вооруженных Сил в Республике Казахстан по обслуживанию и эксплуатации ВВТ;

      11) организация производства или поставки боеприпасов (средств поражения) для ВВТ.

      В целях проведения всесторонней оценки использования ВВТ в Вооруженных Силах, допускается включать в вышеуказанный перечень дополнительные критерии по огневым, ходовым, эксплуатационным возможностям ВВТ.

      16. Допускается проведение сравнительного анализа по одному поступившему предложению в случае подтверждения уполномоченным органом в области оборонной промышленности об отсутствии альтернативных предложений.

      По итогам проведения сравнительного анализа, ВВТ считается оптимальным, если соответствует техническим требованиям или их превосходит по техническим параметрам.

      В случае несоответствия предложений поставщиков ВВТ по основным техническим параметрам технических требований и показателям всех представленных ВВТ, экспертной комиссией предлагается одно из следующих решений:

      1) внести изменения в технические требования к ВВТ с учетом возможностей поставщиков ВВТ и повторно направить им запрос;

      2) разработать тактико-техническое задание (далее – ТТЗ) для получения ВВТ по результатам НИР или ОКР в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области науки, оборонной промышленности и государственного оборонного заказа.

      17. В заключении экспертной комиссии отражаются результаты соответствия или несоответствия поступивших предложений поставщиков ВВТ техническим требованиям, указывается и обосновывается количество, состав и планируемый срок проведения опытной войсковой эксплуатации ВВТ (за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил).

      Количество ВВТ, его состав и сроки проведения опытной войсковой эксплуатации устанавливать с учетом обеспечения возможности всесторонней оценки боевых, эксплуатационных, качественных параметров, а также экономической целесообразности:

      1) для вооружения (средств, систем, комплексов, устройств видов оперативного обеспечения и средств связи), легких и сверхлегких беспилотных летательных аппаратов, классифицированных в соответствии с Правилами эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 706 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22031) – от 10 дней до 1 года;

      2) для военной техники – от 6 месяцев до 1 года.

      Заключение экспертной комиссии подписывается составом экспертной комиссии.

Глава 5. Рассмотрение предложений на заседании внутриведомственного совещательного органа

      18. На основании заключения экспертной комиссии руководителем подразделения-заказчика направляется запрос председателю внутриведомственного совещательного органа о рассмотрении предложений по выбору и порядку получения ВВТ (ТТЗ на НИР или ОКР) на заседании внутриведомственного совещательного органа.

      19. При положительном рассмотрении запроса структурному подразделению, ответственному за подготовку и проведение заседаний внутриведомственного совещательного органа, руководитель подразделения-заказчика направляет необходимые материалы (доклады, слайды, анализ потребности, технические требования (ТТЗ на НИР или ОКР), переписка, заключение экспертной комиссии, справочные и презентационные материалы) для предварительного ознакомления с ними членами внутриведомственного совещательного органа.

      20. В ходе заседания внутриведомственного совещательного органа руководитель подразделения-заказчика докладывает потребность и технические требования к ВВТ (ТТЗ на НИР или ОКР), результаты мониторинга рынка, условия получения ВВТ, заключение экспертной комиссии, предложения по порядку получения ВВТ, количеству, составу и планируемых сроках проведения опытной войсковой эксплуатации (за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил).

      21. После заслушивания доклада члены внутриведомственного совещательного органа переходят к его обсуждению, в ходе которого подают собственные предложения. При спорных вопросах заслушиваются мнения других приглашенных специалистов. После завершения обсуждения члены внутриведомственного совещательного органа переходят к голосованию по поступившим предложениям.

      22. В зависимости от поступивших предложений внутриведомственным совещательным органом принимаются следующие решения с соответствующими обоснованиями:

      1) одобрение предложений подразделения-заказчика;

      2) отклонение предложений подразделения-заказчика.

      23. При одобрении предложений подразделение-заказчик установленным порядком осуществляет действия для получения ВВТ (путем передачи на безвозмездной основе или приобретения), а в случае проведения ОКР направляет утвержденное ТТЗ на НИР или ОКР в уполномоченный орган в области оборонной промышленности.

      24. При отклонении предложений подразделение-заказчик осуществляет мероприятия по выполнению решения внутриведомственного совещательного органа, вносит изменения в технические требования (ТТЗ на НИР или ОКР) и повторно отправляет запрос на проведение заседания внутриведомственного совещательного органа.

Глава 6. Проведение опытной войсковой эксплуатации ВВТ

      25. Опытная войсковая эксплуатация проводится на основании приказа первого руководителя государственного органа (для Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Комитета национальной безопасности, и Службы государственной охраны Республики Казахстан – первого руководителя государственного органа или его заместителя, уполномоченного издавать приказы), в котором определяются цель, сроки проведения, воинская часть или учреждение, ответственные за ее проведение, необходимые указания.

      26. В воинской части или учреждении для оценки особенностей при эксплуатации ВВТ приказом командира (начальника) создается комиссия, ВВТ вводится в эксплуатацию и закрепляется за ответственными должностными лицами.

      В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, члены комиссии (не менее трех человек). В комиссию включаются только квалифицированные специалисты в исследуемой области.

      27. Для проведения опытной войсковой эксплуатации на основе документов боевой подготовки, Правил проведения испытаний результатов опытно-конструкторских и технологических работ, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 20 ноября 2019 года № 862(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19645), национальных стандартов (межгосударственных стандартов, принятых Республикой Казахстан), подразделением-заказчиком разрабатывается программа испытаний, охватывающая проверку боевых и эксплуатационных характеристик ВВТ.

      28. В ходе разработки программы испытаний для различных типов ВВТ учитываются основные эксплуатационные и боевые характеристики, исходя из задач и назначения:

      1) для вооружения – дальность поражения, скорострельность, точность, время подготовки к применению, мобильность (транспортабельность), устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам и другое.

      2) для военной техники:

      боевых машин – проходимость, маневренность, возможности силовой установки, вместимость экипажа, запас хода, габаритные размеры, транспортабельность, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам, эксплуатационные и боевые характеристики установленного вооружения (в соответствии с подпунктом 1) пункта 28 настоящих Правил) и другое;

      военных кораблей (катеров и судов) – водоизмещение, маневренность, инерция и реверсивные характеристики, возможности силовой установки, вместимость экипажа, запас хода, габаритные размеры, транспортабельность, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам, эксплуатационные и боевые характеристики установленного вооружения (в соответствии с подпунктом 1) пункта 28 настоящих Правил) и другое;

      военных воздушных судов и других летательных аппаратов – грузоподъемность, дальность полета, скорость полета, предельная высота полета, условия взлета и посадки, возможности силовой установки, вместимость экипажа и грузов, габаритные размеры, транспортабельность, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам, эксплуатационные и боевые характеристики установленного вооружения (в соответствии с подпунктом 1) пункта 28 настоящих Правил) и другое;

      средств, систем, комплексов, устройств видов оперативного обеспечения и средств связи – точность, время подготовки к применению, мобильность (транспортабельность), габаритные размеры, дальность действия, нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления, устойчивость к температурным режимам и климатическим факторам и другое.

      29. Возникающие в ходе опытной войсковой эксплуатации неисправности (отказы) устраняются в соответствии с условиями договора на поставку ВВТ или соглашения сторон. При этом сроки проведения опытной войсковой эксплуатации допускается продлевать.

      30. Результаты опытной войсковой эксплуатации комиссией оформляются актом, содержащим оценку ВВТ в ходе эксплуатации, выводы о целесообразности принятия ВВТ на вооружение и предложения (при наличии) по внесению изменений в технические требования (ТТЗ на ОКР) на последующие образцы ВВТ.

      31. Утвержденный командиром (начальником) воинской части (учреждения) акт направляется подразделению-заказчику.

      32. ВВТ, полученные от поставщиков ВВТ на безвозмездной основе, возвращаются обратно.

Глава 7. Принятие ВВТ на вооружение

      33. После получения результатов опытной войсковой эксплуатации ВВТ (за исключением ВВТ, предусмотренного подпунктом 1) пункта 39 настоящих Правил), испытаний и анализа полученных материалов руководитель подразделения-заказчика направляет запрос председателю внутриведомственного совещательного органа о рассмотрении результатов опытной войсковой эксплуатации и предложений по принятию на вооружение ВВТ на заседании внутриведомственного совещательного органа.

      В зависимости от результатов опытной войсковой эксплуатации (демонстрационных испытаний) руководителем подразделения-заказчика формируются следующие предложения:

      1) принять на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;

      2) не принимать на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;

      3) провести дополнительную опытную войсковую эксплуатацию ВВТ;

      4) эксплуатировать ВВТ до окончания его жизненного цикла (срока службы) без принятия на вооружение;

      5) использовать ВВТ в соответствии с Правилами оборота вооружения и военной техники, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 136562) и Правилами передачи, реализации, ликвидации посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработки неиспользуемого имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) неиспользуемых оборонных объектов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2019 года № 832 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 135866).

      34. При положительном рассмотрении запроса структурному подразделению, ответственному за подготовку и проведение заседаний внутриведомственного совещательного органа, направляются необходимые материалы (доклады, слайды, результаты испытаний или опытной войсковой эксплуатации, справочные и презентационные материалы) для предварительного ознакомления с ними членами внутриведомственного совещательного органа.

      35. В ходе заседания внутриведомственного совещательного органа руководитель подразделения-заказчика докладывает результаты испытаний и опытной войсковой эксплуатации, перечень изменений (при наличии), требующих внесения в технические требования (ТТЗ на ОКР), и предложения о целесообразности принятия на вооружение ВВТ.

      36. После заслушивания доклада члены внутриведомственного совещательного органа переходят к его обсуждению, в ходе которого подаются собственные предложения. При спорных вопросах заслушиваются мнения других приглашенных специалистов. После завершения обсуждения члены внутриведомственного совещательного органа переходят к голосованию по поступившим предложениям.

      37. В зависимости от поступивших предложений внутриведомственным совещательным органом принимаются следующие решения:

      1) поддержать или отклонить предложения подразделения-заказчика;

      2) поддержать или отклонить предложения других членов внутриведомственного совещательного органа.

      38. По итогам заседания внутриведомственного совещательного органа составляется протокол.

      39. Выносится на рассмотрение внутриведомственного совещательного органа:

      1) без проведения опытной войсковой эксплуатации ВВТ:

      принятое на вооружение государствами-членами организации Договора о коллективной безопасности;

      предназначенное для частей и подразделений специального назначения, Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан (данная норма не является основанием для принятия на вооружение этого ВВТ остальным составом Вооруженных Сил без проведения опытной войсковой эксплуатации);

      2) с проведением опытной войсковой эксплуатации ВВТ (без проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 6 настоящих Правил):

      переданное Вооруженным Силам на безвозмездной основе иностранными государствами и партнерами, международными организациями, государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственного имущества (в случае отрицательных результатов опытной войсковой эксплуатации принимаются решения в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил);

      произведенное учреждениями и организациями из состава Вооруженных Сил;

      произведенное отечественными, иностранными поставщиками ВВТ и переданное Вооруженным Силам на безвозмездной основе для проведения опытной войсковой эксплуатации.

      40. Данные о ВВТ (головном образце для кораблей, катеров и судов), средствах, системах, комплексах, устройствах видов оперативного обеспечения и средствах связи, принятых на вооружение Вооруженных Сил, кроме Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан, заносятся в электронный банк данных "Кадастр вооружения и военной техники" через уполномоченное структурное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан.