О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 "Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания"

Приказ и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 19 июля 2023 года № 775. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 июля 2023 года № 33130

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.01.2024.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 "Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9934) следующие изменения:

      в Правилах исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных указанным приказом:

      пункт 70 изложить в следующей редакции:

      "70. Контрольные счета наличности (далее – КСН) предназначены для учета операций, связанных с зачислением:

      1) поступлений в республиканский и местные бюджеты и проведением расходов из республиканского и местных бюджетов;

      2) денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг) и проведением за счет них расходов;

      3) поступлений, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, и их переводом на счета Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан (далее – НБ РК);

      4) поступлений, распределенных по установленным нормативам между бюджетами государств-членов Евразийского экономического союза, и переводом их на счета, открытые в НБ РК для государств-членов Евразийского экономического союза;

      5) и расходованием денег от филантропической деятельности и (или) спонсорской деятельности, и (или) меценатской деятельности, и (или) деятельности по оказанию поддержки малой родине для государственных учреждений, получаемых ими в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

      6) денег, передаваемых государственному учреждению в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан физическими и (или) юридическими лицами на условиях их возвратности либо перечисления при наступлении определенных условий в соответствующий бюджет или третьим лицам;

      7) бюджетных денег и их использованием на проведение особых расходов;

      8) денег, предусмотренных на соответствующий финансовый год в законе о республиканском бюджете либо решении маслихата о местном бюджете, на формирование или увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора и их использованием на реализацию инвестиционных проектов либо связанных с выполнением государственного задания (далее – счет субъектов квазигосударственного сектора), за исключением случаев увеличения уставных капиталов финансовых организаций, Фонда гарантирования жилищного строительства, а также при формировании в минимальном размере, установленном законами Республики Казахстан, уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора;

      9) и расходованием денег правительственных внешних займов или связанных грантов, реконвертируемых в национальную валюту со специального счета внешнего займа или связанного гранта, открытого в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, в соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными Республикой Казахстан, или договорами о связанных грантах (далее – счет реконвертации внешнего займа или связанного гранта);

      10) и использованием денег, перечисляемых генеральным подрядчикам и субподрядчикам, в рамках казначейского сопровождения (далее – счета государственных закупок);

      11) поступлений денег, направляемых в Фонд компенсации потерпевшим (счет Фонда), и проведением выплаты компенсации, предусмотренной законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;

      12) бюджетных денег и их использованием на осуществление финансовой и (или) нефинансовой поддержки государственных программ (далее – счет операторов финансовой и (или) нефинансовой поддержки);

      13) и расходованием денег негосударственных займов, обеспеченных государственной гарантией, в соответствии с договорами займа под государственную гарантию Республики Казахстан (далее – счет гарантированного государством займа в национальной валюте);

      14) и расходованием заемщиками денег, предназначенных для обслуживания и погашения негосударственных займов, обеспеченных государственной гарантией Республики Казахстан, в соответствии с соглашениями о предоставлении государственной гарантии (далее – счет обслуживания в национальной валюте);

      15) поступлений денег, направляемых в Фонд поддержки инфраструктуры образования (далее – счет Фонда поддержки инфраструктуры образования), и расходованием их в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон об образовании);

      16) поступлений денег Фонда поддержки инфраструктуры образования (далее – счет местного исполнительного органа по поддержке инфраструктуры образования) и расходованием их в соответствии с Законом об образовании.";

      пункт 246 изложить в следующей редакции:

      "246. Финансирование бюджетных программ, направленных на вложение целевого вклада, целевое перечисление и целевой взнос, осуществляется администратором бюджетных программ на основании счета к оплате без заключения договора.

      Соответствующий администратор бюджетных программ направляет в территориальное подразделение казначейства реестр счетов к оплате в 2-х экземплярах по форме согласно приложению 90 к настоящим Правилам и счета к оплате для финансирования бюджетных программ, направленных на вложение целевого вклада, целевое перечисление и целевой взнос.";

      пункт 248 изложить в следующей редакции:

      "248. Перечисление средств администратором бюджетных программ субъектам квазигосударственного сектора осуществляется на основании документов, подтверждающих обоснованность платежа в соответствии с финансово-экономическим обоснованием или технико-экономическим обоснованием (проектно-сметной документацией), а также иного вида документа, предусмотренного законодательством Республики Казахстан, в пределах, указанных в них сумм на текущий финансовый год.

      Перечисление денег на увеличение уставных капиталов юридических лиц с участием государства в уставном капитале и на увеличение уставного капитала их дочерних организаций в оплату объявленных акций юридических лиц осуществляется администратором бюджетных программ в пределах сумм, предусмотренных на соответствующий финансовый год согласно финансово-экономическому обоснованию, после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг), подтверждаемой соответствующим свидетельством государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг.

      Предоставление администратором бюджетных программ в территориальное подразделение казначейства счета к оплате в оплату объявленных акций юридических лиц без государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг) не допускается. Администратор бюджетных программ обеспечивает обоснованность и правомерность предоставления счета к оплате в оплату объявленных акций юридических лиц.

      После перечисления денег в счет оплаты объявленных акций (ценных бумаг) юридическое лицо обеспечивает зачисление оплаченных акций на счет уполномоченного органа по распоряжению государственной собственностью в сроки, установленные законодательством о рынке ценных бумаг.

      При осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга администраторы бюджетных программ, не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций указанных юридических лиц, в соответствии с решением Правительства Республики Казахстан могут оплачивать эмиссию акций национальных холдингов и национального управляющего холдинга.";

      пункт 351 изложить в следующей редакции:

      "351. Обслуживание субъектов квазигосударственного сектора обеспечивается полнотой и своевременностью зачисления поступлений на счета субъектов квазигосударственного сектора, открытые в территориальных подразделениях центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, и своевременным осуществлением платежей и переводов денег в целях реализации мероприятий, направленных на формирование или увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора и их использованием на реализацию инвестиционных проектов, либо связанных с выполнением государственного задания.";

      пункт 353 изложить в следующей редакции:

      "353. Счета субъектов квазигосударственного сектора предназначены для учета операций, связанных с зачислением денег, предусмотренных на соответствующий финансовый год в законе о республиканском бюджете либо в решении маслихата о местном бюджете, на формирование или увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора и их использованием на реализацию инвестиционных проектов, либо связанных с выполнением государственного задания, за исключением случаев увеличения уставных капиталов финансовых организаций, Фонда гарантирования жилищного строительства, а также при формировании в минимальном размере, установленном законами Республики Казахстан, уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора.";

      пункт 371 изложить в следующей редакции:

      "371. Для проведения платежей и переводов субъект квазигосударственного сектора на бумажном носителе или электронным образом по ИС "Казначейство-клиент" представляет в территориальное подразделение казначейства:

      1) при увеличении/формировании уставного капитала – свидетельство уполномоченного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг, либо соответствующее решение органов управления при перечислении денег на увеличение уставного капитала субъекта квазигосударственного сектора;

      2) при реализации инвестиционного проекта, за исключением авансового платежа – копии счета-фактуры или накладной (акта) о поставке товаров или акта выполненных работ, оказанных услуг или иного вида документа, установленного действующим законодательством Республики Казахстан.

      Когда инвестиционный проект реализуется организацией, осуществляющей деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в городе Астана, в территориальное подразделение казначейства представляется письменная заявка, подписанная уполномоченным лицом указанной организации.

      При возмещении расходов и/или привлеченных заемных средств, в том числе из Национального Фонда Республики Казахстан, за счет средств, ранее выделенных субъектам квазигосударственного сектора на формирование или увеличение уставного капитала, субъект квазигосударственного сектора предоставляет в территориальное подразделение казначейства копию постановления Правительства Республики Казахстан по возмещению расходов и дополнительно, при привлечении заемных средств – копию кредитного договора.

      При реализации инвестиционного проекта допускается авансовая (предварительная) оплата от суммы договора в соответствии с финансово-экономическим обоснованием и наличием средств на счетах субъектов квазигосударственного сектора:

      в размере не более 30 процентов – по всем инвестиционным проектам;

      в размере не более 50 процентов – по приобретению высокотехнологичных товаров, работ, услуг;

      3) при выполнении государственного задания, за исключением авансового платежа, – копии счета-фактуры или накладной (акта) о поставке товаров или акта выполненных работ, оказанных услуг или иного вида документа, установленного действующим законодательством Республики Казахстан.

      Субъект квазигосударственного сектора, ответственный за выполнение государственного задания, при выполнении государственного задания и достижении цели государственного задания, согласно условиям заключенного договора по согласованию с администратором бюджетных программ перечисляет остатки средств со своего счета в территориальном подразделении казначейства на свой расчетный счет в банке второго уровня, за исключением размещения данных средств на депозитных счетах банков второго уровня, на основании акта оказанных услуг, подписанного заказчиком и исполнителем государственного задания;

      4) при направлении неиспользованных остатков на контрольных счетах наличности на реализацию нового (новых) и (или) текущего (текущих) проекта (проектов), с проведением корректировки текущего и (или) разработки нового финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций в соответствии с Правилами разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9938) – дополнительно копию соответственно откорректированного текущего и (или) нового финансово-экономического обоснования;

      5) при использовании средств экономии на цели развития (модернизацию, приобретение активов) по решению органа управления (учредителя) субъекта квазигосударственного сектора, если сумма экономии не превышает 50000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете, без проведения корректировки финансово-экономического обоснования проекта – дополнительно копию соответствующего решения органов управления;

      6) при возврате в бюджет неиспользованных остатков на контрольных счетах наличности, образовавшихся по итогам реализации бюджетных инвестиций посредством участия государства в их уставном капитале в виде экономии бюджетных средств – платежное поручение и решение соответствующего органа управления (учредителя) субъекта квазигосударственного сектора, принятого в соответствии с Законом о госимуществе и Законом об акционерных обществах;

      7) при перечислении в доход соответствующего бюджета средств от уплаты неустойки (штрафа, пени), зачисленных на контрольные счета наличности субъектов квазигосударственного сектора – платежное поручение.";

      пункт 376 изложить в следующей редакции:

      "376. При проведении платежей по договорам в иностранной валюте, заключенным с нерезидентами Республики Казахстан, субъект квазигосударственного сектора в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, представляет на бумажном носителе или электронным образом по ИС "Казначейство-клиент" в территориальное подразделение казначейства платежное поручение для перечисления денег со счета субъекта квазигосударственного сектора на счет, открытый в банке второго уровня, для покупки не позднее следующего рабочего дня иностранной валюты. В платежном поручении на конвертацию иностранной валюты в поле "Назначение платежа" указываются:

      1) вид и сумма приобретаемой иностранной валюты;

      2) курс, по которому приобретается иностранная валюта;

      3) дата и номер договора с нерезидентом;

      4) предмет договора;

      5) наименование, номер и дата документа (счета-фактуры или накладной (акта) о поставке товаров, или акта выполненных работ, оказанных услуг, или другой документ, установленный законодательством Республики Казахстан, на основании которого осуществляется приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг).

      Иностранная валюта, сконвертированная со счета субъекта квазигосударственного сектора в течение десяти календарных дней со дня ее зачисления на его счет в иностранной валюте в банке второго уровня по видам валют должна быть использована по назначению.

      Неиспользованная либо недоиспользованная иностранная валюта должна быть реконвертирована по истечении указанного срока с последующим восстановлением суммы в национальной валюте на счет субъекта квазигосударственного сектора, с которого была осуществлена конвертация иностранной валюты.

      Субъекты квазигосударственного сектора обеспечивают своевременность реконвертации и возврата неиспользованной либо недоиспользованной иностранной валюты на счет, с которого была осуществлена конвертация иностранной валюты.

      Для проведения платежа в национальной валюте за пределы Республики Казахстан по договору, заключенному с нерезидентом Республики Казахстан, субъект квазигосударственного сектора представляет в территориальное подразделение казначейства платежное поручение для перечисления денег со счета субъекта квазигосударственного сектора на свой счет, открытый в банке второго уровня. При этом в платежном поручении в поле "Назначение платежа" субъект квазигосударственного сектора дополнительно указывает реквизиты конечного бенефициара-нерезидента.

      Деньги, перечисленные со счета субъекта квазигосударственного сектора на свой счет в банке второго уровня, в течение десяти календарных дней со дня их зачисления должны быть перечислены по назначению конечному бенефициару-нерезиденту.

      Субъекты квазигосударственного сектора обеспечивают своевременный возврат неиспользованных либо недоиспользованных денег до истечения указанного срока на счет субъекта квазигосударственного сектора, с которого они были перечислены.".

      2. Департаменту бюджетного законодательства Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.

      Исполняющий обязанности
Министра финансов Республики Казахстан
Е. Биржанов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан