Об утверждении Правил организации розыска военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, а также самовольно оставивших воинскую часть (учреждение) или место службы

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 23 мая 2023 года № 486. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 мая 2023 года № 32592

Действующий

      В соответствии с подпунктом 12) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан "Об органах военной полиции", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации розыска военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, а также самовольно оставивших воинскую часть (учреждение) или место службы.

      2. Признать утратившими силу следующие приказы Министра обороны Республики Казахстан:

      1) от 23 августа 2017 года № 473 "Об утверждении Правил организации розыска военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей Вооруженных Сил Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15767);

      2) от 5 октября 2020 года № 500 "О внесении изменения и дополнения в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 23 августа 2017 года № 473 "Об утверждении Правил организации розыска военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей Вооруженных Сил Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21375).

      3. Главному управлению военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;

      3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта, в течение десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.

      6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр обороны
Республики Казахстан
Р. Жаксылыков

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Министр обороны
Республики Казахстан
от 23 мая 2023 года № 486

Правила
организации розыска военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, а также самовольно оставивших воинскую часть (учреждение) или место службы

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют порядок организации розыска военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, а также самовольно оставивших воинскую часть (учреждение) или место службы (далее – Правила).

      2. Органы военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан (далее – органы военной полиции) при содействии командования воинских частей Вооруженных Сил принимают меры по поиску и задержанию военнослужащих, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, а также самовольно оставивших воинскую часть (учреждение) или место службы.

      3. Основаниями для начала ведения розыска являются:

      1) постановление дознавателя, следователя, прокурора, суда об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;

      2) розыскное задание, ориентировка правоохранительных органов государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи, ратифицированными Республикой Казахстан;

      3) сообщение командования воинской части Вооруженных Сил о военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть (учреждение) или место службы;

      4) рапорт должностного лица органа военной полиции, выявившего факт самовольного оставления воинской части (учреждения), места несения службы военнослужащими;

      5) сообщение в средствах массовой информации о военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть (учреждение), места несения службы.

      4. В розыскной работе используются возможности всех подразделений органов военной полиции, при непосредственном содействии командования воинских частей (учреждений) Вооруженных Сил, местных органов военного управления (далее – МОВУ).

      5. Розыскная работа органов военной полиции подразделяется на:

      1) оперативный розыск – комплекс поисковых мероприятий, проводимых органами военной полиции, командованием воинских частей (учреждений) Вооруженных Сил, МОВУ по установлению местонахождения военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (учреждения), места несения службы, и не объявленных в розыск;

      2) республиканский розыск – комплекс следственных, поисковых мероприятий, проводимых органом военной полиции - инициатором розыска в целях установления и задержания скрывающихся военнослужащих в пределах Республики Казахстан;

      3) межгосударственный розыск (далее – МГР) – комплекс мероприятий, проводимых органом военной полиции с использованием оперативных, справочных и криминальных учетов всей системы правоохранительных органов, направленный на розыск скрывающихся военнослужащих, в целях их последующего ареста, и выдачи разыскиваемых, обвиняемых, находящихся за пределами Республики Казахстан, но в пределах территорий государств участников СНГ;

      4) международный розыск (далее – МНР) – осуществляемый через Национальное Центральное Бюро Интерпола Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – Национальное Центральное Бюро Интерпола) комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых военнослужащих, проводимых в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальным законодательством на территории государств членов Международной организации уголовной полиции – Интерпол.

Глава 2. Организация оперативного розыска

      6. Оперативный розыск предусматривает принятие решения о проведении неотложных розыскных и поисковых мероприятий при непосредственном взаимодействии органов военной полиции с командованием воинских частей (учреждений) Вооруженных Сил по месту прохождения воинской службы военнослужащих и МОВУ, по месту призыва и жительства военнослужащих.

      7. Первоначальные меры по розыску начинаются с момента установления факта самовольного оставления воинской части (учреждения) Вооруженных Сил, места несения службы (далее – СОЧ) военнослужащими либо, получения информации о СОЧ военнослужащими от командования воинской части Вооруженных Сил.

      8. При получении сообщения либо информации о СОЧ военнослужащими, командир воинской части (учреждения) Вооруженных Сил, докладывает вышестоящему командиру (начальнику) и одновременно сообщает в орган военной полиции гарнизона о времени и обстоятельствах СОЧ, не позднее одного часа с момента обнаружения совершения военнослужащим СОЧ, ставит их на учет и направляет телеграмму в МОВУ по месту призыва (жительства) военнослужащих.

      Устное сообщение в течение 3 (трех) часов с момента установления факта СОЧ подтверждается в письменной форме, в котором, наряду со сведениями о времени, месте и обстоятельствах СОЧ указываются данные военнослужащих (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения, адрес проживания, семейное положение, образование, индивидуальный идентификационный номер, местожительство родственников, а также дружественные связи, словесный портрет и особые приметы, данные документа, удостоверяющего личность либо паспорта гражданина Республики Казахстан, а при их отсутствии военного билета), форма одежды, наличие при себе оружия, наличие автотранспорта, намерения, склонности к совершению правонарушений, номер и дата приказа командира воинской части (учреждения) Вооруженных Сил о включении в списки воинской части (учреждения) Вооруженных Сил и назначении на должность, наименование должности, кем и когда призван на воинскую службу. К информации прилагаются фотографии разыскиваемых военнослужащих. По требованию оперативного дежурного органа военной полиции командир воинской части (учреждения) Вооруженных Сил направляет в органы военной полиции сведения, представляющие интерес для розыска.

      Командир воинской части (учреждения) Вооруженных Сил в ходе проведения оперативного розыска с момента установления факта СОЧ военнослужащими, в зависимости от категории военнослужащих и обстоятельств СОЧ:

      1) организует и задействует группы розыска, нарядов, патрулей, постов и автомобильную технику во главе с офицерами, для непосредственной организации и задержания (проверка общественных мест и досмотр автотранспорта на трассах осуществляется совместно с сотрудниками военной полиции и органов внутренних дел Республики Казахстан);

      2) обеспечивает сохранность личных вещей, переписку и документы военнослужащих СОЧ;

      3) снимает военнослужащих СОЧ со всех видов довольствия;

      4) ежедневно направляет в орган военной полиции гарнизона обобщенные сведения о проделанной работе по розыску военнослужащих СОЧ. По запросу органа военной полиции, вместе с материалами о проделанной работе по розыску военнослужащих СОЧ, представляет характеризующие материалы и документы.

      9. Командир воинской части (учреждения) Вооруженных Сил обеспечивает постановку на учет военнослужащих СОЧ и осуществляет контроль розыска военнослужащих СОЧ.

      10. При получении сообщения о СОЧ военнослужащими МОВУ по месту их жительства (призыва):

      1) ставит их на учет военнослужащих СОЧ;

      2) во взаимодействии с органом военной полиции гарнизона и территориальными органами внутренних дел проводит по месту жительства родственников военнослужащих СОЧ мероприятия, направленные на установление их местонахождения и возвращения к месту службы;

      3) своевременно и качественно исполняет поручения органов военной полиции в отношении военнослужащих СОЧ, проживающих в зоне ответственности, и по запросу направляет в их адрес необходимые сведения и документы;

      4) ежеквартально представляет в орган военной полиции гарнизона информацию по военнослужащим СОЧ.

      11. Департаменты по делам обороны областей, городов республиканского значения и столицы проводят работу по обобщению информации о военнослужащих СОЧ, находящихся на учетах в подчиненных МОВУ, осуществляют контроль за работой подчиненных МОВУ по установлению местонахождения военнослужащих СОЧ, по месту жительства (призыва), ежеквартально направляют обобщенные списки разыскиваемых военнослужащих в Главное управление военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан (далее – ГУВП) с указанием данных (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, фото (при наличии), каким МОВУ и когда призван, воинская часть, гарнизон, дата СОЧ, домашний адрес, имеющаяся информация о местонахождении и принимаемых мерах по их установлению).

      12. При получении сообщения о СОЧ военнослужащими орган военной полиции регистрирует информацию и ставит военнослужащих на оперативный розыскной учет.

      В целях установления местонахождения военнослужащих и их задержания, орган военной полиции во взаимодействии с командованием воинской части (учреждения) Вооруженных Сил:

      1) проводит розыскную работу по месту службы разыскиваемых, по месту жительства их родственников и друзей;

      2) применяет физические меры поиска (засады, выставление постов, проверку местности, дачных массивов, заброшенных строений) с использованием служебно-розыскных собак в местах вероятного появления и передвижения разыскиваемых;

      3) ориентирует на розыск органы военной полиции и территориальные органы внутренних дел по пути вероятного маршрута разыскиваемых, а также по месту их жительства (призыва);

      4) в целях контроля за передвижением разыскиваемых на железнодорожном транспорте, по решению начальника органа военной полиции в ГУВП направляются полные анкетные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, номера документов, удостоверяющих личность) для дальнейшей постановки на учет Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД РК).

      Инициатор оперативного розыска (орган военной полиции) своевременно уведомляет ГУВП об отсутствии необходимости дальнейшего отслеживания для последующего снятия с учетов МВД РК.

      13. Для розыска и задержания военнослужащего СОЧ, на основании запроса органа военной полиции, осуществляющего розыскные мероприятия, по согласованию с руководством Министерства обороны Республики Казахстан, выделяется военная техника.

      14. Орган военной полиции, в производстве которого находятся материалы уголовного дела по факту СОЧ военнослужащим, в соответствии со статьей 24 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК РК) обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, принимает меры по своевременному объявлению розыска.

      В соответствии со статьей 63 УПК РК дознаватель органа военной полиции в рамках уголовного дела принимает меры к розыску скрывшихся военнослужащих, подозреваемых (обвиняемых) в совершении уголовного правонарушения.

      15. Взаимодействие по вопросам розыска между органами военной полиции, территориальными органами внутренних дел организовывается путем направления в указанные органы соответствующих запросов, использования системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов и проверки следующих учетов:

      1) оперативных, криминалистических и информационных учетов органов внутренних дел, в том числе на транспорте;

      2) миграционной полиции на предмет временной и постоянной регистрации по месту жительства, получения документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан (удостоверение личности, паспорт), изменения анкетных данных;

      3) дорожно-патрульной полиции на предмет использования и эксплуатации автотранспортных средств;

      4) приемников-распределителей для лиц, не имеющих определенного места жительства и документов, удостоверяющих личность.

Глава 3. Организация республиканского розыска

      16. Республиканский розыск осуществляется по плану, утвержденному начальником органа военной полиции.

      17. Розыскные мероприятия проводятся уполномоченным органа военной полиции в тесном взаимодействии со следователем либо дознавателем, которые ежеквартально информируются об их результатах.

      18. При объявлении республиканского розыска офицер-уполномоченный органа военной полиции проводит следующие мероприятия:

      1) по средствам электронной и факсимильной связи ориентирует личный состав органов военной полиции и территориальных органов внутренних дел региона;

      2) проверяет разыскиваемых по учетам МВД РК, МОВУ;

      3) организует поиск по маршруту предполагаемого движения разыскиваемых и в местах наиболее вероятного их появления;

      4) опрашивает сослуживцев, командование, соседей, устанавливает родственные и дружеские связи разыскиваемых, с целью установления причин СОЧ, принимает меры по установлению маршрутов движения, мест вероятного появления, выявления родственных и дружеских связей, примет, характеристик разыскиваемого;

      5) проводит работу по получению фотографии, образцов почерка, по установлению физиологических особенностей разыскиваемых;

      6) проводит работу по убеждению разыскиваемых военнослужащих в необходимости добровольной явки и возвращению их к месту службы;

      7) направляет розыскные задания и ориентировки в территориальные органы внутренних дел, органы военной полиции, МОВУ по установлению родственных и дружеских связей скрывшихся военнослужащих с приложением фотографии;

      8) использует в розыске средства массовой информации (радио, телевидение, печать, интернет), стенды "Их разыскивает полиция";

      9) в целях тщательной проверки родственных и дружеских связей разыскиваемых, через военно-следственные подразделения ходатайствует об оказании содействия оперативных служб МВД РК.

      19. О заведении розыскного дела орган военной полиции письменно уведомляет ГУВП.

      20. После заведения розыскного дела в отношении скрывшихся военнослужащих принимаются меры к сбору сведений, характеризующих их личность.

      21. В процессе проведения розыскных мероприятий изучается возможность убеждения скрывшихся военнослужащих к явке с повинной. В связи с этим, выявляются родственные и дружеские связи, способные оказать на разыскиваемых положительное влияние и побудить к явке с повинной к месту службы.

      22. Для проведения розыскных мероприятий по установлению и задержанию разыскиваемых лиц в конкретном регионе и адресах, инициатором розыска направляется розыскное задание в орган военной полиции либо в орган внутренних дел Республики Казахстан по территориальности. Розыскное задание направляется только при наличии данных, свидетельствующих о том, что разыскиваемые на данной территории ранее появлялись, проживали или работали, проходили воинскую службу, находились в командировках, были осуждены, имеют родственные и дружеские связи.

      23. При составлении розыскного задания указываются следующие данные:

      1) полные анкетные данные разыскиваемых военнослужащих;

      2) приметы их внешности и индивидуальные физиологические особенности;

      3) основания розыска и избранная мера пресечения;

      4) места вероятного появления разыскиваемых лиц;

      5) мероприятия, которые следует провести и что необходимо учесть при их исполнении;

      6) действия лица при обнаружении разыскиваемых военнослужащих.

      24. К розыскному заданию, при наличии, прилагается фотография разыскиваемых.

      25. Исполнение розыскного задания организуется незамедлительно после его получения, ответ направляется в течение 10 (десяти) календарных дней.

      26. В случаях, когда исполнение розыскного задания требует больше времени, об этом уведомляется инициатор розыска. При этом в ответе указывается:

      1) какие мероприятия проведены для выполнения розыскного задания;

      2) мероприятия, которые проводятся в настоящее время;

      3) мероприятия, которые планируется организовать и провести в будущем;

      4) причина невозможности исполнить задание в установленный срок.

      27. При обнаружении разыскиваемых в ходе исполнения розыскного задания немедленно информируется инициатор розыска.

      28. Материалы проверки, проведенной органом военной полиции по розыскному заданию, направляются инициатору розыска, копии материалов с розыскным заданием и копией ответа на него подшивается в номенклатурное дело.

      29. По выполнению пунктов плана по конкретному розыскному делу составляется справка о проделанной работе и с учетом полученных данных, составляется план дополнительных розыскных мероприятий.

      30. Все материалы, послужившие основанием объявления розыска и первоначальной проверки, подшиваются в розыскное дело.

      31. Если близкие родственники разыскиваемых проживают за пределами зоны обслуживания органа военной полиции (при наличии в розыскном деле объяснений, соответствующих справок) розыскное дело, после осуществления всех первоначальных розыскных мероприятий, направляется в ГУВП для решения вопроса о перепоручении розыска.

Глава 4. Организация межгосударственного розыска

      32. В случае невозможности установления разыскиваемых военнослужащих в процессе республиканского розыска по истечении одного месяца со дня заведения розыскного дела, орган военной полиции объявляет МГР. В отношении скрывшихся лиц, которым избрана мера пресечения "содержание под стражей", МГР объявляется одновременно с республиканским розыском.

      33. Решение об объявлении МГР ранее установленного срока принимается начальником органа военной полиции, если есть достаточные основания полагать, что меры республиканского розыска исчерпаны, либо имеются достоверные данные о том, что разыскиваемые выехали за пределы Республики Казахстан.

      34. Немедленному объявлению в МГР подлежат военнослужащие, совершившие тяжкие уголовные правонарушения либо СОЧ с оружием.

      35. При МГР используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров министерств внутренних дел государств-участников СНГ согласно требованиям Закона Республики Казахстан "О ратификации Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц".

      36. Служебная переписка по розыску между органами военной полиции и правоохранительными органами стран СНГ осуществляется через ГУВП.

Глава 5. Организация международного розыска

      37. Если в ходе проведения розыскных мероприятий получены достоверные сведения о выезде разыскиваемых за пределы Республики Казахстан и государств-участников Содружества Независимых Государств, орган военной полиции выносит отдельное постановление об объявлении МНР подозреваемого (обвиняемого) в соответствии со статьей 292 УПК РК.

      38. Объявление МНР осуществляется через Национальное Центральное Бюро Интерпола и возможно только на территории иностранных государств-членов Интерпола.

      39. МНР объявляется после объявления республиканского розыска и МГР или одновременно.

      40. Обязательным условием объявления МНР обвиняемых и осужденных лиц через Национальное Центральное Бюро Интерпола в Республике Казахстан является избрание в отношении разыскиваемых лиц меры пресечения в виде содержания под стражей.

      41. Розыск военнослужащих органом военной полиции осуществляется через Национальное Центральное Бюро Интерпола с целью установления их местонахождения.

Глава 6. Мероприятия, проводимые в отношении разысканных военнослужащих

      42. При задержании военнослужащих СОЧ командование воинской части Вооруженных Сил незамедлительно направляет к месту задержания своих представителей для сопровождения разысканных к месту службы.

      В случае добровольной явки военнослужащих СОЧ в МОВУ либо в органы военной полиции, разыскиваемым выдается предписание об убытии к месту службы в установленный в предписании срок. При отказе военнослужащих самостоятельно прибыть к месту службы, командование воинской части (учреждения) Вооруженных Сил направляет к месту нахождения разысканных своих представителей для сопровождения к месту службы.

      43. В случае избрания меры пресечения в виде содержания под стражей и этапирования к месту предварительного расследования в отношении разыскиваемых, задержанные военнослужащие СОЧ водворяются должностными лицами органов военной полиции в изолятор временного содержания территориального органа внутренних дел либо в следственный изолятор органа уголовно-исполнительной системы МВД РК для дальнейшего этапирования в соответствии со статьей 150 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан.

      О задержании и водворении разыскиваемых уведомляется прокурор и инициатор розыска с направлением копий документов для принятия решения по вопросу возобновления производства по уголовному делу и прекращения розыска.

      44. При предъявлении жалоб военнослужащими СОЧ на невозможность прохождения службы по состоянию здоровья командование воинской части (учреждения) Вооруженных Сил направляет их в ближайшее военно-медицинское учреждение (подразделение, организацию) на медицинское освидетельствование. В случае подтверждения заболевания, изменяющего категорию годности к воинской службе, экспертные документы (свидетельство о болезни, справка) направляются в установленном порядке в Центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны Республики Казахстан для утверждения. В случае не подтверждения заболевания, изменяющего категорию годности к воинской службе, материалы на военнослужащих направляются в орган военной полиции для принятия процессуального решения.

      45. Орган военной полиции по месту установления военнослужащих СОЧ проводит их подробный опрос (допрос) об обстоятельствах и причинах СОЧ, выясняет не совершали ли они уголовных правонарушений, устанавливает местонахождение уголовного дела, истребует его и принимает процессуальное решение, о чем уведомляет командование воинской части (учреждения) Вооруженных Сил. При избрании в отношении военнослужащих СОЧ меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, принимает меры по прикомандированию их на время проведения досудебного расследования к одной из воинских частей (учреждений) гарнизона.

      46. МОВУ по месту жительства (призыва) военнослужащих СОЧ, в случае их установления, немедленно сообщает командованию воинской части (учреждения) Вооруженных Сил, в орган военной полиции и в вышестоящий департамент по делам обороны о месте нахождения военнослужащих и снимает военнослужащих с учета лиц СОЧ. При отсутствии сведений о начале досудебного расследования проводит работу по добровольному возвращению военнослужащих к месту службы.

      При заявлении военнослужащих о невозможности прохождения службы по состоянию здоровья, по согласованию с органом военной полиции они направляются в ближайшее военно-медицинское учреждение (подразделение) на медицинское освидетельствование, а при отсутствии таковых – в ближайшую медицинскую организацию. В случае подтверждения заболевания, изменяющего категорию годности к воинской службе, на них оформляются свидетельство о болезни или справка, которые департаментом по делам обороны направляются в центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны Республики Казахстан для утверждения. В случае не подтверждения заболеваний, изменяющих категорию годности к воинской службе, военнослужащий через департамент по делам обороны направляется в орган военной полиции для принятия процессуального решения.

      47. При заявлении военнослужащими на наличие противоправных действий в воинской части Вооруженных Сил со стороны сослуживцев, направляет военнослужащих в орган военной полиции. В случае отказа военнослужащих возвращаться в воинскую часть (учреждение) Вооруженных Сил или уклонения от отправки в военную полицию, а также при наличии сведений о начале досудебного расследования, дополнительно передает данные сведения в территориальные органы внутренних дел.

      48. По каждому факту СОЧ военнослужащими командование воинской части (учреждения) Вооруженных Сил проводит служебное расследование с целью установления причин и условий, способствовавших этому, принятия мер по их устранению и привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. О принятых мерах сообщает вышестоящему командованию и в орган военной полиции.