Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 5.
В соответствии с подпунктом 4-3) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила составления проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства.
2. Признать утратившими силу некоторые приказы Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами и Министра национальной экономики Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему приказу.
3. Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр сельского хозяйства Республики Казахстан |
Е. Карашукеев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 апреля 2022 года № 119 |
Правила составления проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила составления проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4-3) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок составления проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) разработчик – физическое или юридическое лицо, занимающееся проектными и изыскательскими работами, а также осуществляющее исполнение землеустроительных проектов;
2) пашня – земельный участок, систематически обрабатываемый и используемый под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более трех лет), распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы;
3) пастбища – земельные участки, предоставляемые и используемые для круглогодичного или сезонного выпаса сельскохозяйственных животных. При выпасе сельскохозяйственных животных на пастбищах допускается сенокошение в целях заготовки кормов в случаях, когда продуктивность пастбищ превышает потребность в кормах выпасаемых сельскохозяйственных животных при соблюдении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ;
4) уполномоченный орган по земельным отношениям – структурное подразделение местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, осуществляющее функции в области земельных отношений (далее – уполномоченный орган);
5) земельный участок – выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном Кодексом порядке за субъектами земельных отношений;
6) многолетние насаждения – земельные участки, используемые под искусственно созданные древесные, кустарниковые многолетние насаждения, предназначенные для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции, а также для декоративного оформления территории;
7) естественные сенокосы – земельные участки, систематически используемые под сенокошение;
8) третьи лица – собственники или землепользователи смежных земельных участков, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства;
9) отгонные пастбища – пастбища, которые используются для ведения отгонного животноводства на отдаленных от населенных пунктов территориях.
Глава 2. Порядок составления проектов внутрихозяйственного землеустройства
3. Разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства (далее – ВХЗ) осуществляется в следующей последовательности:
1) возбуждение производства землеустроительного действия;
2) подготовительные работы;
3) разработка прогнозов, схем и проектов внутрихозяйственного землеустройства;
4) рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации;
5) исполнение проекта.
4. Возбуждение производства землеустроительного действия при разработке проекта ВХЗ осуществляется по ходатайству заинтересованных собственников земельных участков или землепользователей (далее – заказчики) на основании договора, заключаемого с разработчиком.
Проект ВХЗ осуществляются за счет средств заказчика.
Параграф 1. Подготовительные работы
5. В период выполнения подготовительных работ производится сбор и систематизация идентификационных характеристик земельного участка, планово-картографических, почвенно-геоботанических и обследовательских данных, данных по оценке земель, а также данных, характеризующих существующее состояние и перспективы развития обследуемых земель заказчика.
6. В составе подготовительных работ:
1) проводятся полевые обследования;
2) формируется задание на проектирование.
7. Полевые обследования проводятся с целью выявления резервов освоения новых земель, повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий. Обследуются и разрабатываются предложения по использованию земель заказчика и постореннего пользования, разрабатываются предложения по их использованию. При проведении полевых обследований разработчиком:
1) выявляются сельскохозяйственные угодья, нуждающиеся в проведении работ по их коренному улучшению, а также земель, не используемые непосредственно в сельскохозяйственном производстве, но пригодные для освоения в пашню, многолетние насаждения, естественные сенокосы, пастбища, сенокосы коренного улучшения и пастбища коренного улучшения;
2) уточняются участки земель с эродированными почвами, определяется динамика эрозионных процессов, а также степень эродированности почв;
3) выявляются нарушенные земли и очаги действующей линейной и овражной эрозии почв с целью дальнейшей их рекультивации;
4) обследуются существующие гидротехнические противоэрозионные сооружения, защитные лесные насаждения и определяется необходимость их ремонта или реконструкции;
5) обследуется внутрихозяйственная дорожная сеть, устанавливается целесообразность функционирования отдельных дорог, необходимость ремонта существующих и строительства новых дорог и дорожных сооружений;
6) выявляются источники водоснабжения, обводнения отгонных пастбищ;
7) составляется чертеж размещения сельскохозяйственных культур за два последних года.
8. По материалам полевого обследования составляется пояснительная записка к проекту внутрихозяйственного землеустройства по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам с указанием фактического состояния сельскохозяйственного производства, плодородия почв и использования сельскохозяйственных угодий заказчика.
9. Задание на проектирование обследуемых земель предусматривает:
1) показатели по специализации хозяйства заказчика;
2) объем производства валовой продукции растениеводства и (или) животноводства;
3) план реализации сельскохозяйственной продукции;
4) предложения по организационно-производственной структуре производства;
5) планируемые мероприятия по охране земель (защита почв от эрозии, рекультивация нарушенных земель, выделение охраняемых территорий);
6) предложения по размещению животноводческих комплексов и хозяйств на период реализации проекта;
7) рекомендации на среднюю урожайность сельскохозяйственных культур, естественных кормовых угодий, культурных пастбищ;
8) количество поголовья и среднюю продуктивность сельскохозяйственных животных (по видам);
9) работы по коренному и поверхностному улучшению, известкованию кислых почв, улучшению естественных кормовых угодий, гипсованию солонцов, залужению и противоэрозионные работы;
10) площадь сельскохозяйственных угодий, состав многолетних насаждений угодий (по видам);
11) площади земель, осваиваемых в пашню, многолетние насаждения, сенокосы коренного улучшения и пастбища коренного улучшения, намечаемых под орошение;
12) структуру посевных площадей по группам сельскохозяйственных культур на период реализации проекта с учетом почвенных условий и проявления эрозионных процессов;
13) рекомендации по внесению удобрений для сохранения плодородия почв.
При этом, задание на проектирование составляется в соответствии с целевым назначением земельного участка и статьей 65 Кодекса.
Параграф 2. Разработка прогнозов, схем и проектов внутрихозяйственного землеустройства
10. Разработка прогнозов, схем и проектов ВХЗ осуществляется на основании актуальных планово-картографических материалов с изображением рельефа местности, данных оценки состояния обследуемых земель, почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических обследований. Прогнозы, схемы и проекты ВХЗ разрабатываются с учетом срока аренды земель.
Схемы планово-картографических материалов проекта ВХЗ составляются в масштабах 1:10000, 1:25000 и 1:150000, для графического отображения мероприятий по развитию и размещению сельского хозяйства в границах административного района и для разработки проектов ВХЗ в районах отгонного животноводства, пустынных и полупустынных зонах в более мелком масштабе.
11. Проектные предложения по мелиорации земель, освоению новых земель в пашню, многолетние насаждения, естественные сенокосы, пастбища, сенокосы коренного улучшения и пастбища коренного улучшения разрабатываются на период реализации проекта ВХЗ, а прогнозные проработки предоставляются с учетом эффективного использования земель в сельскохозяйственном производстве.
12. В проектах ВХЗ содержатся следующие показатели и мероприятия:
1) показатели развития хозяйства заказчика;
2) организация сельскохозяйственных угодий и севооборотов;
3) устройство территории севооборотов;
4) устройство территорий кормовых угодий для сельскохозяйственных товаропроизводителей животноводческой продукции;
5) комплекс мероприятий по охране земель.
При этом, разработка мероприятий по организации и устройстве территории, севооборотов, кормовых угодий и комплекс мер по охране земель осуществляется исходя от площади обследуемых земель и специализации хозяйства заказчика.
13. В показателях развития хозяйства заказчика предусматривается следующее:
1) объем работ на период реализации проекта по коренному и поверхностному улучшению сельскохозяйственных угодий, осушению и орошению, защите почв от ветровой и водной эрозии;
2) затраты труда по отраслям, баланс рабочей силы;
3) потребность в сельскохозяйственной противоэрозионной технике;
4) объемы производственного, дорожного и водохозяйственного строительства;
5) виды и объемы мелиоративных, культуртехнических и противоэрозионных работ;
6) учет поголовья сельскохозяйственных животных, расчет продуктивности животноводства, определение структуры стада, объем производства, распределение валовой и товарной продукции животноводства;
7) систему содержания скота, структуры кормовых рационов, потребность скота в кормах, объем их производства, баланс кормов и схемы зеленого конвейера;
8) структуру посевных площадей, севооборотов, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности кормовых угодий, распределение валовой и товарной продукции растениеводства.
14. При организации сельскохозяйственных угодий и севооборотов предусматривается следующее:
1) установление состава и соотношения угодий, количества видов и типов севооборотов, их рациональное размещение, уточнение площадей и объемов работ по освоению и улучшению земель;
2) производство продукции растениеводства и животноводства в объемах, предусмотренных заданием на проектирование;
3) эффективную организацию труда, высокопроизводительное использование техники, снижение транспортных и прочих ежегодных издержек;
4) предотвращение процессов эрозии;
5) высокую эффективность капитальных затрат, связанных с осуществлением мелиоративных, противоэрозионных мероприятий;
6) повышение продуктивности существующих сельскохозяйственных угодий на основе научно-обоснованных рекомендаций;
7) высокопроизводительное использование пахотных земель, повышение плодородия почв и увеличение выхода продукции с единицы площади при эффективной защите почв от водной и ветровой эрозии и минимальных затратах труда и средств;
8) организацию севооборотов для сельскохозяйственных товаропроизводителей животноводческой продукции в целях обеспечения кормовой базы для развития животноводства, с учетом рационального использования естественных сенокосов и пастбищ;
9) организацию угодий для сельскохозяйственных товаропроизводителей растениеводческой продукции в целях обеспечения рационального использования сельскохозяйственных угодий и повышение их плодородия.
При этом, выбор участков под сады, виноградники и ягодники производится с учетом высоты склонов, глубины залегания грунтовых вод, химического и физического состава почв и грунтов.
15. При устройстве территорий севооборотов предусматривается следующее:
1) взаимоувязанное размещение полей севооборотов, рабочих участков, защитных лесных полос, полевых станов водохозяйственных сооружений;
2) устройство территории севооборотов на орошаемых и осушенных землях с размещением существующих или проектируемых ирригационных и осушительных сетей;
3) обеспечение агротехнических условий по защите почв от эрозии на участках со сложным рельефом;
4) проектирование противоэрозионных мероприятий в районах развитой ветровой и водной эрозии почв в зависимости от интенсивности эрозионных процессов в полевых и кормовых севооборотах;
5) удовлетворение потребности в воде для полевого водоснабжения в первоочередном порядке за счет использования имеющихся на территории хозяйства рек, прудов, колодцев и скважин. При недостатке воды планирование строительства новых водохозяйственных сооружений или подвоз воды на поле, а также проведение обследований на наличие грунтовых вод, пригодных для орошения.
16. При устройстве территорий кормовых угодий предусматривается следующее:
1) закрепление пастбищ за животноводческими хозяйствами с учетом обеспечения потребности каждого хозяйства в зеленых кормах, наличия и продуктивности пастбищ для сельскохозяйственных животных, системы их содержания, размещения севооборотов, водоисточников, возможности прогона скота к пастбищам, организации отгонных пастбищ на летний период;
2) закрепление отдельного гуртового (отарного) участка для рационального использования кормовых угодий за каждым гуртом (отарой), находящегося на пастбищном содержании, а в районах с сезонным использованием пастбищ – закрепление за одним гуртом несколько гуртовых участков;
3) размещение компактных и удобных гуртовых (отарных) участков для организации системного (загонного, порционного) выпаса скота;
4) проектирование пастбищеоборотов на каждом гуртовом (отарном) участке, а при небольших размерах гуртовых участков – проектирование групповых пастбищеоборотов для нескольких гуртов;
5) размещение гуртовых (отарных) и пастбищеоборотных участков в тесной увязке с размещением отгонных пастбищ на летний период, водопойных пунктов и участков для прогона скота;
6) организацию новых пунктов водоснабжения либо доставки воды на пастбища при отсутствии водохозяйственных сооружений для водопоя скота;
7) установление количества и типов водохозяйственных сооружений с учетом потребности в воде, размещения скота (в отгонных пастбищах на летний период или в хозяйстве) и стоимости сооружений;
8) строительство водопойных площадок и проходов к ним при использовании для водопоя открытых водоемов (озер, рек, прудов);
9) проектирование участков для прогона скота для связи с животноводческими хозяйствами или летними лагерями с гуртовыми (отарными) участками, а также для связи с кормовыми севооборотами, на полях которых предусматривается выпас скота. Установление ширины участков для прогона скота в зависимости от вида сельскохозяйственных животных и их количества в гурте (отаре), условий на местности и числа перегонов скота;
10) проектирование сенокосно-пастбищных севооборотов, сенокосооборотных участков и размещение дорожных сетей. Сенокосно-пастбищные севообороты проектируются в зависимости от типов сенокосов и их территориального расположения.
17. В комплексе мероприятий по охране земель предусматриваются мероприятия по:
1) защите земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и загрязнения;
2) рекультивации нарушенных земель;
3) снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
18. В комплексе мероприятий по защите земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и загрязнения в зависимости от распространения водной и ветровой эрозии предусматриваются:
1) агротехнические и противоэрозионные мероприятия в разрезе рабочих участков, полей севооборотов, сенокосных и гуртовых (отарных) участков;
2) установление агротехнических приемов и определение потребности в семенах многолетних трав для залужения, минеральных удобрений и специальных машин;
3) агролесомелиоративные противоэрозионные мероприятия, обеспечивающие снижения скорости суховейных, эрозионноопасных и метелевых ветров, регулирование поверхностного стока и повышение противоэрозионной устойчивости почв;
4) проектирование гидротехнических противоэрозионных сооружений для регулирования стока, закрепления интенсивно растущих оврагов, разрушающих сельскохозяйственные угодья или угрожающих строениям и объектам.
19. В комплексе мероприятий по рекультивации нарушенных земель в зависимости от природных условий и фактического состояния земель предусматривается:
1) восстановление плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
2) предотвращение возможного загрязнения грунтовых и поверхностных вод.
20. Проект ВХЗ формируется из двух частей: текстовой и графической. Наиболее сложные части или элементы проекта ВХЗ, по которым возникают различные проектные решения, разрабатываются в нескольких вариантах, которые обосновываются по техническим и экономическим показателям.
21. Текстовая часть проекта ВХЗ содержит:
1) пояснительную записку к проекту внутрихоззяйственного землеустройства по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) экспликацию земель по сельскохозяйственным угодьям, характеристики качества сельскохозяйственных угодий;
3) акт уточнения экспликации земель по угодьям с балансом земель, подписанный разработчиком и заказчиком (при наличии расхождений с данными баланса земель, устанавливаются причины расхождений);
4) показатели полей севооборотов по почвенным разновидностям, оценочным группам, механическому составу и дефляции почв;
5) агроэкономические расчеты и обоснование проектных решений;
6) предложения по рациональному использованию земель в соответствии с Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 17 января 2020 года № 7 "Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Министра сельского хозяйства Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19893);
7) полевые обследования и задание на проектирование;
8) показатели развития хозяйства заказчика по использованию сельскохозяйственных угодий и развитию сельскохозяйственного производства;
9) организацию угодий и севооборотов;
10) устройство территории севооборотов;
11) устройство территорий кормовых угодий;
12) комплекс мероприятий по охране земель.
22. Графическая часть проекта ВХЗ содержит:
1) полевой журнал, акт и чертеж полевого обследования с предложениями и рекомендациями по использованию земель и организации территорий, подписанные разработчиком и заказчиком;
2) карта землепользования с указанием почвенно-геоботанических характеристик, топографии участка, географического расположения (координаты участка) уровня дефляции и потенциального проявления эрозионных процессов;
3) чертежи вариантов проекта ВХЗ, противоэрозионных и мелиоративных мероприятий;
4) чертеж размещения сельскохозяйственных культур на период реализации проекта ВХЗ;
5) чертеж перенесения проекта ВХЗ на местность.
Параграф 3. Рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации
23. Проекты ВХЗ утверждаются заказчиком по согласованию с уполномоченным органом по месту нахождения земельного участка согласно подпункту 2) пункта 4 статьи 150 Кодекса.
Рассмотрение и согласование уполномоченным органом проекта ВХЗ осуществляется в течение одного месяца со дня поступления проекта ВХЗ согласно подпункту 2) пункта 4 статьи 151 Кодекса.
Согласование землеустроительного проекта осуществляется в части соблюдения требований, предусмотренных статьями 65 и 140 Кодекса.
24. Проект ВХЗ изготавливается в двух экземплярах, прошивается и пронумеровывается разработчиком. Один экземпляр утвержденного проекта ВХЗ хранится у разработчика, второй – у заказчика, и копия передается в уполномоченный орган.
Параграф 4. Исполнение проекта
25. Исполнение проекта ВХЗ осуществляется заказчиком с перенесением проекта ВХЗ на местность с помощью геодезических приборов. Перенесению на местность подлежат:
1) вновь проектируемые или уточняемые границы полей севооборотов;
2) сенокосооборотные участки, гуртовые (отарные) участки, а также магистральные и полевые дороги, участки для прогона скота;
3) защитные лесные насаждения, гидротехнические противоэрозионные сооружения, загоны очередного стравливания на культурных пастбищах.
Границы полей севооборотов и хозяйственных участков устанавливаются без отклонения от запроектированных границ более чем на 0,5 (ноль целых пять десятых) миллиметров на плане, а для сенокосных и пастбищных участков – более чем на 1,0 (один) миллиметр.
На поворотных пунктах границ полей и хозяйственных участков, разрезающих массивы сельскохозяйственных угодий устанавливаются межевые знаки. Суходольные границы полей и хозяйственных участков, а также земель, осваиваемых в пашню, многолетние насаждения, естественные сенокосы, пастбища, сенокосы коренного улучшения и пастбища коренного улучшения пропахиваются в одну борозду. Дороги и участки для прогона скота пропахиваются с обеих сторон.
26. В случаях, когда поля заняты ценными культурами и пропашка границ может принести ущерб или создать препятствия для уборки урожая сельскохозяйственных культур, пропашка границ производится после уборки урожая.
Глава 2. Порядок составления проектов межхозяйственного землеустройства
27. Разработка проектов межхозяйственного землеустройства (далее –МХЗ) осуществляется при распределении земель между административно-территориальными единицами, при проектировании границ административно-территориальных единиц и формировании новых землепользований сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.
28. Разработку МХЗ проводят в границах административно-территориальных единиц с учетом состава сельскохозяйственных угодий, планирования водопользований в целях дальнейшего развития сельского хозяйства.
29. При разработке МХЗ руководствуются следующими принципами:
1) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;
2) охраны и рационального использования земель;
3) обеспечения экологической безопасности;
4) целевого использования земель;
5) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;
6) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель в соответствии со статьей 149 и пунктом 1 статьи 150 Кодекса.
30. Разработка проекта МХЗ осуществляется в следующей последовательности:
1) возбуждение производства землеустроительного действия;
2) подготовительные работы;
3) разработка прогнозов, схем и проектов межхозяйственного землеустройства;
4) рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации;
5) исполнение проекта.
31. Возбуждение производства землеустроительного действия при разработке проекта МХЗ осуществляется по решению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения (далее – МИО) на основании договора, заключаемого с разработчиком.
Параграф 1. Подготовительные работы
32. Подготовительные работы выполняются разработчиком в следующей последовательности:
1) подготовительные работы;
2) полевые обследования;
3) камеральные работы.
33. Перечень и содержание материалов, планируемых при проведении подготовительных работ зависит от объема проводимых работ и площади обследуемых земель.
При этом, МИО обеспечивает предоставление разработчику следующих сведений:
1) о месторасположении обследуемых земель;
2) по балансу земель обследуемой территории;
3) по зарезервированным землям и планируемых к резервированию в соответствии со статьей 49-2 Кодекса;
4) по зонированию земель.
34. Подготовительные работы выполняются до выезда на обследуемые земли.
Для обследования территории потребуется следующее:
1) сбор планово-картографических (плановая основа), земельно-кадастровых, экономических, обследовательских, проектных материалов, а также материалов по оценочной стоимости земель;
2) уточнение границ, категорий обследуемых земель, сельскохозяйственных угодий, границ сельских населенных пунктов, их площади и нанесение указанных границ на плановую основу;
3) сбор и изучение материалов топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических обследований и изыскательских работ;
4) изучение данных баланса земель, оценки и инвентаризации земель;
5) изучение схем планировки и застройки населенных пунктов, а также данных по строительству дорог;
6) сбор сведений о водохозяйственных сооружениях, мелиоративном состоянии орошаемых земель, оросительных сетях и системе лиманного орошения;
7) сведения о размещении заповедников, заказников, памятников природы, культуры, историко-культурных объектов;
8) сведения об установлении границ водоохранных полос и зон, особо охраняемых природных территорий и земельных участков с особыми условиями пользования и охраны земель, а также режима использования земель в них;
9) сведения о наличии и размещении специального фонда земель;
10) сбор и изучение сведений об урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за последние 3-5 лет.
35. Полевое обследование производится на всей проектируемой территории с участием заказчика и третьих лиц.
В процессе полевого обследования:
1) обследуются границы населенных пунктов, административно-территориальных единиц и соответствие их правовым актам;
2) обследуются границы категорий земель, сельскохозяйственных угодий и соответствие их балансу земель, а при наличии земельных участков постороннего пользования уточняются участки постороннего пользования;
3) уточняется характеристика почвы, рельефа, растительности, производственное использование, уровень плодородия почв и продуктивность сельскохозяйственных угодий на обследуемых землях;
4) выявляются земельные участки, нуждающиеся в улучшении и пригодные для освоения под сельскохозяйственные угодья;
5) обследуются мелиоративные сооружения, дорожная сеть, которая связывает обследуемые территории с автомобильными дорогами общего пользования, источники водоснабжения, их состояние, потребность в строительстве новых, обводняемых площадях;
6) определяется экологическое состояние земель, приближенность обследуемых земель к загрязненным территориям, автодорогам, заводам и производствам;
7) изучается состояния территории, земельного фонда, потребности производства, пути и способы рационального использования и охраны земель;
8) выявляются участки эродированных и подверженных к эрозии земель, деградированные земли;
9) устанавливается наличие и состояние противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных насаждений;
10) изучаются предложения заинтересованных собственников и землепользователей по дальнейшему использованию земель;
11) при проведении обследования в зонах орошаемого земледелия изучаются мелиоративное состояние орошаемых земель, техническое состояние оросительных сетей и системы лиманного орошения, гидротехнических и водохозяйственных сооружений, данные по инвентаризации орошаемых земель, степень обеспеченности водными ресурсами, возможность увеличения площади орошаемых земель, наличие земель, подвергшихся засолению;
12) обследуются населенные пункты, производственные предприятия, источники водоснабжения, основные дороги и сооружения;
13) изучаются данные о фактическом использовании существующих земельных участков собственников и землепользователей.
36. При проведении камеральных работ осуществляется обработка, описание, анализ и систематизация материалов собранных при подготовительных и полевых работах.
37. На основе проведенных полевых обследований, подготовительных и камеральных работ разработчиком совместно с МИО составляется задание на проектирование. Задание на проектирование составляется для решения следующих задач по:
1) упорядочению существующих землепользований, отвод и установление границ земельных участков на местности;
2) определения и установления на местности границ (черты) населенных пунктов, составление проектов их земельно-хозяйственного устройства;
3) установлению на местности границ административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий и земельных участков с особыми условиями пользования и охраны земель.
38. В процессе составления задания на проектирование:
1) составляется научно-обоснованный анализ по рациональному, эффективному использованию земель;
2) с учетом выявленных резервов земель, пригодных для развития сельского хозяйства, состава сельскохозяйственных угодий и планирования водопользований в целях дальнейшего развития сельского хозяйства разрабатываются проектные решения по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, по выделению массивов земель для размещения крестьянских или фермерских хозяйств, сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства;
3) разрабатываются проектные решения по изменению границ административно-территориальных единиц, перераспределению земельного фонда и размещению объектов агропромышленного комплекса, его инфраструктуры с учетом состава сельскохозяйственных угодий, планированием водопользований в целях дальнейшего развития сельского хозяйства;
4) разрабатываются проектные решения по размещению и установлению границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
5) формируются планово-картографические материалы;
6) устанавливаются зоны по специализации хозяйств;
7) рассматриваются предложения заинтересованных собственников и землепользователей;
8) разрабатываются проектные решения по установлению связи земельных участков с населенными пунктами, дорогами общего пользования, скотопрогонными трассами и водными источниками;
9) разрабатываются мероприятия, направленных на охрану земли как части окружающей среды, рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв;
10) устанавливаются сроки исполнения, сформированных в задании на проектирование проектных решений и мероприятий проекта МХЗ.
Параграф 2. Разработка прогнозов, схем и проектов межхозяйственного землеустройства
39. Проект МХЗ состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть проекта МХЗ включает:
1) пояснительную записку к проекту межхозяйственного землеустройства по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, в которой указываются результаты по сбору, изучению, уточнению результатов подготовительных работ и полевых обследований, а также выявленных недостатков при проведении полевых обследований;
2) задание на проектирование.
Графическая часть проекта МХЗ состоит из:
1) схемы (плана) МХЗ в масштабе не мельче 1:100 000, с отражением существующих и проектируемых объектов собственников и землепользований.
В схеме (плане) МХЗ черным цветом отмечаются границы существующих земельных участков красным цветом – проектные границы земельных участков, предоставляемых или подлежащих изъятию, коричневым цветом – границы участков постороннего пользования, а также условными знаками обозначаются районные центры, населенные пункты, сельскохозяйственные угодья, дорожная сеть, оросительная, осушительная, обводнительные и ирригационные системы и сооружения, источники водоснабжения, искусственные водоемы, линии связи и электропередач, зоны с особым режимом пользования;
2) экспликации земель;
3) выкопировки из почвенных и геоботанических карт.
40. При проектировании новых землепользований сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного направления учитываются:
1) общегосударственные интересы и предложения заинтересованных сторон на обследуемых землях;
2) проектирование земельных участков рациональных размеров с составом и соотношением угодий, соответствующих специализации сельскохозяйственного производства;
3) проектирование земельных участков с учетом дорожной сети для обеспечения удобной связи с административными центрами;
4) проектирование компактных земельных участков и правильной конфигурации, удобных для внутрихозяйственной организации производства, обладающие качественными почвами и ровным рельефом, с гидрологическими условиями и пригодные и для производства сельскохозяйственной продукции.
41. При проектировании вновь организованных хозяйств и в случаях реорганизации существующих земельных участков, земельные участки формируются как единый компактный массив удобной конфигурации с наименьшей протяженностью и расчлененностью, минимальной удаленностью продуктивных угодий от хозяйственных центров и с учетом состояния инженерного оборудования территорий, размеров и расположения населенных пунктов, количества и качества сельскохозяйственных угодий, наличия дорожной и ирригационной сетей, водообеспеченности населенных пунктов и кормовых угодий.
42. При проектировании границ земельных участков сельскохозяйственного назначения учитываются:
1) установление границ с учетом источников водоснабжения в целях обеспечения рационального использования земель;
2) совмещение границ с естественными урочищами и искусственными сооружениями и с границами зон особого режима пользования;
3) размещение прямолинейных суходольных границ на пашне, без изломов;
4) совмещение границ зон орошаемого земледелия с границами зон командования каналов для обеспечения раздельного водопользования каждого хозяйства;
5) размещение границы на сложных агроландшафтах с выраженным рельефом по водоразделам, а также и не допущение расчленения водосборных площадей поперек стока;
6) степень устойчивости почв к дефляции, направление и скорость основных направлений ветров, с параллельным размещением вдоль границ лесных полос, в целях обеспечения эффективной защиты полей от пыльных бурь и суховеев на пахотных землях на равнинной территории в районах подверженных ветровой эрозии.
При проектировании границ, в случаях возникновения противоречий между условиями рельефа и направлениями ветров в целях предотвращения влияния действия ветровой и водной эрозии в первоочередном порядке учитываются условия рельефа.
43. При проектировании орошаемого земледелия учитываются:
1) взаимная увязка использования земельных участков с водными объектами;
2) формирование земельных участков с учетом исключения социальных конфликтов, связанных с их границами;
3) формирование земельных участков с учетом исключения социальных конфликтов, связанных с распределением водных ресурсов для полива;
4) размещение орошаемого земледелия в одной зоне командования каналов.
Ситуационный план орошаемого земледелия составляется в масштабах 1:10000, 1:25000 и 1:5000, а для крупного массива составляются сборные планы в масштабах 1:25000, 1:50000 и 1:100000.
При проектировании орошаемых земель учитываются сведения по инвентаризации орошаемых земель.
44. Проектирование массивов по новому освоению орошаемых земель проводится в следующей последовательности:
1) составление схем на весь массив освоения;
2) составление схем на группу хозяйств или на каждую очередь освоения.
Параграф 3. Рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации
45. Рассмотрение и согласование проекта МХЗ территориальными подразделениями уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйств, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения осуществляется в течение одного месяца со дня поступления проекта.
Согласование землеустроительного проекта осуществляется в части соблюдения требований, предусмотренных статьями 121, 139, 140 и 142 Кодекса.
Сноска. Пункт 45 - в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 06.09.2023 № 326 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).46. Утверждение проекта МХЗ осуществляется уполномоченными органами согласно подпункту 3) пункта 4 статьи 150 Кодекса.
47. Проект МХЗ изготавливается в двух экземплярах, прошивается и пронумеровывается разработчиком. Один экземпляр утвержденного проекта МХЗ передается заказчику, второй хранится у разработчика.
Параграф 4. Исполнение проекта
48. Исполнение проекта МХЗ включает:
1) составление плана по исполнению проекта МХЗ в соответствии со сроками, указанными в задании на проектирование;
2) предоставление земельных участков в соответствии с проектом МХЗ;
3) выполнение предусмотренных в задании на проектирование мероприятий и проектных решений;
4) сохранение в натуре (на местности) сохранности границ проектируемых мероприятий;
5) предоставление в первоочередном порядке земельных массивов, пригодных для использования.
Приложение 1 к Правилам составления проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства |
|
Форма |
Пояснительная записка к проекту внутрихозяйственного землеустройства
Проект внутрихозяйственного землеустройства разработан на основании ходатайства
на разработку проекта внутрихозяйственного землеустройства
от ___ _______________ 20__года № _______.
Землепользователь/собственник:
__________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
__________________________________________________________________________
физического лица или наименование юридического лица)
Месторасположение земельного участка: ______________________________________
Кадастровый номер: ________________________________________________________
Обоснования составления проекта внутрихозяйственного землеустройства:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Вид прав на земельный участок: ______________________________________________
Площадь земельного участка, гектар: _________________________________________
Целевое назначение земельного участка: ______________________________________
Категория земель земельного участка (при упорядочении существующих земельных
участков): ________________________________________________________________
Ограничения, обременения и сервитуты (при их наличии): _______________________
_________________________________________________________________________
Сведения о фактическом состоянии сельскохозяйственного производства, плодородия
земель и использования сельскохозяйственных угодий заказчика:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Состояние земельного участка (сведения о физическом состоянии земельного участка,
наличие объектов/строений/сооружений, инженерных коммуникаций, дорог, в том
числе автодорог, полевых, железнодорожных путей, мостов, ограждений):
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дополнительное пояснение (изменение границ земельного участка, выявление
земельных участков постороннего пользования):
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Исполнитель:
__________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись исполнителя
__________________________________________________________________________
проекта внутрихозяйственного землеустройства)
_____________ (дата, подпись)
Приложение 2 к Правилам составления проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства |
|
Форма |
Пояснительная записка к проекту межхозяйственного землеустройства
Проект межхозяйственного землеустройства разработан на основании решения
местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения,
столицы, районов, городов областного значения (нужное подчеркнуть)
от ___ _______________ 20__года № ______.
Собственник: _____________________________________________________________
(местный исполнительный орган области, города областного
_________________________________________________________________________
значения, районный (кроме районов в городах) исполнительный орган,
_________________________________________________________________________
аким города районного значения, поселка, села, сельского округа)
Месторасположение земельного участка: _____________________________________
Учетный квартал: _________________________________________________________
Обоснования составления проекта межхозяйственного землеустройства: __________
_________________________________________________________________________
Площадь земельного участка, гектар: _________________________________________
Категория земель земельного участка: ________________________________________
Разрешенное использование в соответствии с зонированием земель: ______________
Ограничения, обременения и сервитуты (при их наличии): ______________________
_________________________________________________________________________
Сведения о результатах сбора, изучения, уточнения результатов подготовительных
работ и полевых обследований, а также выявленных недостатках при проведении
полевых обследований
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Состояние земельного участка (сведения о физическом состоянии земельного участка,
наличие объектов/строений/сооружений, инженерных коммуникаций, дорог, в том
числе автодорог, полевых, железнодорожных путей, мостов, ограждений):
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Описание границ (определения смежных землепользователей, описать прохождение
границы по каждому смежеству, по местным признакам и ориентирам):
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Описание объектов (коммуникаций), расположенных на земельном участке:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дополнительное пояснение (проектируемые земельные участки, выявление
земельных участков постороннего пользования):
__________________________________________________________________________
Исполнитель:
__________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии),
__________________________________________________________________________
подпись исполнителя проекта межхозяйственного землеустройства)
_____________ (дата, подпись)
Приложение к приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 апреля 2022 года № 119 |
Перечень некоторых приказов Агентства Республики Казахстан по управлению
земельными ресурсами и Министра национальной экономики Республики Казахстан
1. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 7 сентября 2004 года № 72-П-а "Об утверждении Правил выполнения землеустроительных работ в Республике Казахстан по составлению проектов межхозяйственного землеустройства по образованию и упорядочению существующих землепользований, отвода и установлению границ земельных участков на местности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3148).
2. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 24 июня 2005 года № 108-П "О внесении дополнений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 7 сентября 2004 года № 72-П-а "Об утверждении Правил выполнения землеустроительных работ в Республике Казахстан по составлению проектов межхозяйственного землеустройства по образованию и упорядочению существующих землепользований, отвода и установлению границ земельных участков на местности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3737).
3. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 24 декабря 2008 года № 268-П "О внесении изменений в Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 7 сентября 2004 года № 72-П-а "Об утверждении Правил выполнения землеустроительных работ в Республике Казахстан по составлению проектов межхозяйственного землеустройства по образованию и упорядочению существующих землепользований, отвода и установлению границ земельных участков на местности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5435).
4. Пункт 1 приказа исполняющего обязанности Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами от 20 января 2012 года № 12-ОД "О внесении изменения в некоторые приказы Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7435).
5. Пункт 1 перечня приказов в сфере земельных отношений, в которые вносятся изменения, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 декабря 2015 года № 782 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13093).