О признании утратившими силу некоторых приказов Министра национальной экономики Республики Казахстан

Приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 15 апреля 2022 года № 8. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 апреля 2022 года № 27624

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 233 "Об утверждении типовых контрактов на недропользование" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17140) следующие изменения и дополнения:

      преамбулу приказа изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в типовом контракте на разведку и добычу углеводородов, утвержденном указанным приказом:

      пункт 18 изложить в следующей редакции:

      "18. При условии соблюдения положений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании и Контрактом, недропользователь вправе:

      1) на возмездной основе пользоваться недрами в пределах выделенного участка недр в предпринимательских целях;

      2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе добытые углеводороды, если иное не предусмотрено Кодексом или Контрактом;

      3) сооружать на территории участка недр, а в случае необходимости на иных земельных участках, предоставленных недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также на основании договоров пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования как на территории участка недр, так и вне ее пределов;

      4) назначить оператора по Контракту;

      5) досрочно прекратить операции по недропользованию посредством возврата всего участка разведки или добычи в порядке и на условиях, установленных Кодексом;

      6) в течение периода разведки и с учетом ограничений, установленных Кодексом, проводить на территории любые виды работ по разведке углеводородов;

      7) в течение подготовительного периода осуществлять разработку, утверждение и проведение предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проекта разработки месторождения, а также (при необходимости) обустройство месторождения углеводородов;

      8) в течение периода добычи осуществлять добычу любых углеводородов, а также проводить доизучение (доразведку) участка добычи с целью уточнения геологического строения и запасов месторождения углеводородов;

      9) в любое время до истечения периода разведки или периода добычи производить консервацию или ликвидацию отдельных технологических объектов, используемых при проведении операций по недропользованию, включая сооружения, оборудование, скважины и иное имущество;

      10) подавать заявления на продление периода разведки, а также на закрепление участка добычи и периода добычи либо подготовительного периода;

      11) подавать заявления на продление периода добычи;

      12) подавать заявления на преобразование участка недр;

      13) осуществлять попутное извлечение подземных вод при добыче углеводородов без получения специальных разрешений или лицензий. Дальнейшее использование попутно добытых подземных вод осуществляется в соответствии с водным и экологическим законодательством Республики Казахстан;

      14) оспорить законность досрочного прекращения компетентным органом действия Контракта в суде в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего уведомления;

      15) заключить соглашение о стимулировании предпринимательства в области углеводородов на добровольной основе, направленное на поддержку местных производителей в соответствии со статьей 28-1 Кодекса.";

      дополнить пунктами 19-1 и 19-2 следующего содержания:

      "19-1. Недропользователь составляет проект разведочных работ в течение одного года со дня регистрации Контракта.

      Проект разведочных работ после его составления подлежит государственной экспертизе базовых проектных документов в сфере недропользования по углеводородам в соответствии со статьей 140 Кодекса.

      19-2. При наступлении окончания срока действия контракта, установленного пунктом 5 Контракта, недропользователь обязан прекратить любые операции по недропользованию, за исключением операции, связанных с консервацией или ликвидацией технологических объектов и последствий недропользования.";

      пункты 22 и 23 изложить в следующей редакции:

      "22. В течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан ежегодно:

      1) осуществлять финансирование обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов и (или) урана по итогам предыдущего года, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 мая 2018 года № 185 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 211 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17020);

      2) осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 222 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 244 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17096);

      3) осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по Контракту в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года.

      К финансированию расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры относятся расходы недропользователя на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры региона, а также средства, перечисляемые им на эти цели в государственный бюджет.

      Объем финансирования, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, превышающий установленный минимум, учитывается в счет исполнения соответствующих обязательств недропользователя в следующем году.

      23. Приобретение товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов, осуществляется недропользователем и его подрядчиками, за исключением недропользователей, приобретающих товары, работы и услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, а также юридических лиц, обладающие правом недропользования, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг, в соответствии с Правилами приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17122).";

      пункт 26 изложить в следующей редакции:

      "26. При проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов недропользователь обязан отдавать предпочтение казахстанским кадрам. Минимальная доля внутристрановой ценности в кадрах должна составлять _% по руководителям и их заместителям, _% по руководителям структурных подразделений, _% по специалистам и _% по квалифицированным рабочим.

      При этом количество руководителей, менеджеров и специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Казахстан в рамках внутрикорпоративного перевода в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения и миграции населения, должно быть не более пятидесяти процентов от общей численности руководителей, менеджеров и специалистов по каждой соответствующей категории. Расчет доли внутристрановой ценности в кадрах осуществляется в соответствии с Методикой расчета доли внутристрановой ценности в кадрах, утвержденной приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 193 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17021).";

      пункт 28 изложить в следующей редакции:

      "28. Доля внутристрановой ценности в работах и услугах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, в том числе по видам работ и услуг, включенных в Перечень приоритетных работ и услуг, утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 13 апреля 2018 года № 124 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16851), должна составлять не менее пятидесяти процентов от общего объема приобретенных работ и услуг в течение календарного года.

      Примечание: в случае, если победитель аукциона на этапе подачи заявления на участие в аукционе предложил минимальные обязательства по внутристрановой ценности в работах, услугах более пятидесяти процентов, в настоящем пункте закрепляются предложенные обязательства.

      Расчет доли внутристрановой ценности в товарах, работах и услугах осуществляется в соответствии с Единой методикой расчета организациями внутристрановой ценности при закупке товаров, работ и услуг, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 260 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16942).";

      пункт 50 изложить в следующей редакции:

      "50. Виды, состав и требования к содержанию проектных документов, необходимых для проведения соответствующих операций по недропользованию, определяются Едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 июня 2018 года № 239 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17131).";

      пункт 54 изложить в следующей редакции:

      "54. С учетом положений пункта 55 Контракта Республика Казахстан имеет преимущественное перед другими лицами право на приобретение углеводородов по ценам, не превышающим цены, применяемые недропользователем при совершении сделок, сложившиеся на дату совершения сделки, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию углеводородов.

      При этом объем приобретаемых у недропользователя углеводородов при реализации государством преимущественного права на приобретение добытого объема углеводородов будет определяться исходя из общей потребности государства с учетом потребностей регионов и пропорционален доле добычи региона нахождения недропользователя от общего объема добычи углеводородов в регионе и Республике Казахстан.

      Оплата стоимости приобретаемых углеводородов осуществляется в тенге.

      В случае отсутствия информации о ценах углеводородов, применяемых недропользователем при совершении сделок, применяются цены, не превышающие сложившиеся на мировых рынках цены на дату совершения сделки по приобретению государством углеводородов, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию углеводородов.";

      пункт 58 изложить в следующей редакции:

      "58. В случаях, предусмотренных в подпунктах 1) - 6) пункта 3 статьи 77 Кодекса, уполномоченный орган по изучению недр раскрывает геологическую информацию путем ее опубликования или предоставления к ней открытого доступа.";

      пункт 61 изложить в следующей редакции:

      "61. Обязательными условиями проведения разведки и добычи углеводородов, в том числе на море, являются:

      1) обеспечение охраны недр;

      2) рациональное и экономически эффективное использование недр на основе применения высоких технологий и положительной практики пользования недрами;

      3) соблюдение требований промышленной безопасности и экологического законодательства Республики Казахстан;

      4) оснащение производственных объектов приборами учҰта сырой нефти и газового конденсата и обеспечение их функционирования.";

      пункт 70 изложить в следующей редакции:

      "70. Недропользователь обязуется вести учет проводимых операций по недропользованию и предоставлять следующие отчеты:

      1) геологический отчет;

      2) отчет об исполнении лицензионно-контрактных условий;

      3) отчет о приобретенных товарах, работах и услугах, а также объеме внутристрановой ценности в них;

      4) отчет о внутристрановой ценности в кадрах;

      5) отчет о расходах по финансированию обучения казахстанских кадров;

      6) отчет о расходах на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы;

      7) отчет о составе лиц и (или) организаций, прямо или косвенно контролирующих недропользователя.

      Отчет, предусмотренный подпунктом 1) настоящего пункта типового Контракта, представляется уполномоченному органу по изучению недр по форме, утвержденном приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 418 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17069).

      Отчет, предусмотренный подпунктом 2) настоящего пункта типового Контракта, представляется компетентному органу по форме и порядку, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036).

      Отчеты, предусмотренные подпунктами 3) – 7) настоящего пункта типового Контракта, представляются уполномоченному органу в области углеводородов по формам и порядку, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036).";

      пункт 98 изложить в следующей редакции:

      "98. Недропользователь несет ответственность в виде уплаты неустойки за неисполнение, ненадлежащее исполнение принятых им следующих обязательств:

      1) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в работах и услугах – в размере 10% от суммы не исполненных за отчетный период обязательств;

      2) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в кадрах в любом из отчетных кварталов соответствующего года – в размере 2 000 МРП, но не более одного раза в год;

      3) за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, предусмотренных пунктами 21 и 22 типового Контракта, – в размере 10% от суммы неисполненного за отчетный период обязательства. При этом если фактические расходы недропользователя вследствие изменения цен, действующих на рынке, а также по другим обстоятельствам, не зависящим от воли недропользователя, оказались меньше тех, которые учитывались при заключении Контракта, но при этом физический объем обязательств недропользователя, указанных в пункте 21 Контракта, исполнен в полном объеме, такое уменьшение фактических расходов недропользователя не является нарушением обязательств по Контракту;

      4) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности поставлять нефть для переработки на территории Республики Казахстан и за ее пределами в объемах, определенных графиками, в соответствии с пунктом 41 Контракта – в размере 10 000 МРП;

      5) за нарушение обязательства по соблюдению недропользователем и (или) его подрядчиками установленного законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов – в размере 5% от суммы нарушения, совершенного в виде:

      приобретения товаров, работ и услуг способами, не предусмотренными порядком приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов, а равно с нарушением требований порядка к выбору способа закупа;

      составления конкурсной документации с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов;

      установления к потенциальным поставщикам требований, не предусмотренных порядком приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов;

      необоснованного отклонения и/или необоснованного допуска конкурсных заявок потенциальных поставщиков;

      заключения договора с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов;

      закуп товаров, работ и услуг способом из одного источника с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов.

      Примечание: при заключении Контракта с юридическим лицом, пятьюдесятью и более процентами акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг, а также для недропользователей, приобретающих товары, работы и услуги в соответствии законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, данный подпункт не применяется;

      6) за непредоставление или несвоевременное предоставление программ, информации и отчетов в соответствии с пунктами 24 и 25 Контракта – в размере 100 МРП;

      7) за ненаправление или несвоевременное направление уведомлений в соответствии с:

      пунктами 29 и 31 типового Контракта – в размере 5 000 МРП;

      пунктами 20 и 30 типового Контракта – в размере 2 000 МРП;

      пунктом 32 типового Контракта – в размере 100 МРП;

      8) за неисполнение, ненадлежащее исполнение одного из показателей проектных документов, указанных в пункте 44 Контракта, – 20 000 МРП.";

      пункт 110 изложить в следующей редакции:

      "110. Информация, касающаяся исполнения контрактных и лицензионных обязательств в части внутристрановой ценности, о планировании и проведении недропользователем закупок товаров, работ и услуг, о расходах на обучение казахстанских специалистов и об объемах расходов на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы на территории Республики Казахстан, а также на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры не признается конфиденциальной.";

      дополнить пунктом 116 следующего содержания:

      "116. Компетентный орган вправе досрочно прекратить действие контракта на недропользование по основаниям, предусмотренным статьей 106 Кодекса.";

      пункт 117 изложить в следующей редакции:

      "117. Со дня прекращения действия Контракта право недропользования прекращается, а участок (участки) недр, закрепленный (закрепленные) в Контракте, является возвращенным (являются возвращенными) государству.";

      главу 15 изложить в следующей редакции:

      "Глава 15. Заключительные положения

      118. Применимым правом по Контракту является право Республики Казахстан.

      119. К сделкам по переходу права недропользования применяется право Республики Казахстан.

      120. Контракт составлен на казахском и русском языках, по одному экземпляру на казахском и русском языках для каждой из сторон. Все экземпляры идентичны.

      121. По соглашению Сторон текст Контракта может быть также переведен на иной язык.

      122. Стороны договариваются, что казахский и (или) русский языки будут использоваться как языки общения.

      123. Техническая документация и информация относительно проведения операций по недропользованию по Контракту составляются на казахском и (или) русском языке.

      124. Стороны извещаются посредством уведомлений, составляемых в письменной форме, и (или) публикаций в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, а также посредством размещения на интернет-ресурсе соответствующего государственного органа на казахском и русском языках.

      125. При изменении почтового адреса по Контракту каждая из Сторон обязана представить письменное уведомление другой Стороне в течение семи дней. Сторона, не исполнившая требование, предусмотренное настоящим пунктом, утрачивает право ссылаться на неполучение уведомлений от другой Стороны.

      126. Все приложения к Контракту рассматриваются как его неотъемлемые части. При наличии каких-либо расхождений между положениями приложений и самим Контрактом, положения Контракта имеют преимущественную силу.

      127. Определения и термины, используемые в Контракте, имеют значения, определенные для них в Кодексе и (или) в соответствующих нормативных правовых актах Республики Казахстан.

      128. Отношения Сторон, их права и обязанности, не урегулированные Контрактом, регулируются законодательством Республики Казахстан.

      129. Настоящий Контракт заключен ________ (дня), _______ (месяца) 20___ года в городе ___________ (Республика Казахстан), уполномоченными представителями Сторон.

      130. Юридические адреса и подписи Сторон:";

      пункт 131 исключить;

      в типовом контракте на добычу углеводородов, утвержденном указанным приказом:

      пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. При условии соблюдения положений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании и Контрактом, недропользователь вправе:

      1) на возмездной основе пользоваться недрами в пределах выделенного участка недр в предпринимательских целях;

      2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе добытые углеводороды, если иное не предусмотрено Кодексом или Контрактом;

      3) сооружать на территории участка недр, а в случае необходимости на иных земельных участках, предоставленных недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также на основании договоров пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования как на территории участка недр, так и вне ее пределов;

      4) назначить оператора по Контракту;

      5) досрочно прекратить операции по недропользованию посредством возврата всего участка добычи в порядке и на условиях, установленных Кодексом;

      6) в течение подготовительного периода осуществлять разработку, утверждение и проведение предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проекта разработки месторождения, а также (при необходимости) обустройство месторождения углеводородов;

      7) в течение периода добычи осуществлять добычу любых углеводородов, а также проводить доизучение (доразведку) участка добычи с целью уточнения геологического строения и запасов месторождения углеводородов;

      8) в любое время до истечения периода добычи производить консервацию или ликвидацию отдельных технологических объектов, используемых при проведении операций по недропользованию, включая сооружения, оборудование, скважины и иное имущество;

      9) подавать заявления на закрепление периода добычи;

      10) подавать заявления на продление периода добычи;

      11) подавать заявления на преобразование участка недр;

      12) осуществлять попутное извлечение подземных вод при добыче углеводородов без получения специальных разрешений или лицензий. Дальнейшее использование попутно добытых подземных вод осуществляется в соответствии с водным и экологическим законодательством Республики Казахстан;

      13) оспорить законность досрочного прекращения компетентным органом действия Контракта в суде в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего уведомления;

      14) заключить соглашение о стимулировании предпринимательства в области углеводородов на добровольной основе, направленное на поддержку местных производителей в соответствии со статьей 28-1 Кодекса.";

      дополнить пунктом 16-1 следующего содержания:

      "16-1. При наступлении окончания срока действия контракта, установленного пунктом 5 Контракта, недропользователь обязан прекратить любые операции по недропользованию, за исключением операции, связанных с консервацией или ликвидацией технологических объектов и последствий недропользования.";

      пункты 18 и 19 изложить в следующей редакции:

      "18. В течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан ежегодно:

      1) осуществлять финансирование обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов и (или) урана по итогам предыдущего года, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 мая 2018 года № 185 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 211 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17020);

      2) осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 222 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 244 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17096);

      3) осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по Контракту в период добычи углеводородов по итогам предыдущего года.

      К финансированию расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры относятся расходы недропользователя на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры региона, а также средства, перечисляемые им на эти цели в государственный бюджет.

      Объем финансирования, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, превышающий установленный минимум, учитывается в счет исполнения соответствующих обязательств недропользователя в следующем году.

      19. Приобретение товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче углеводородов, осуществляется недропользователем и его подрядчиками, за исключением недропользователей, приобретающих товары, работы и услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, а также юридических лиц, обладающие правом недропользования, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг, в соответствии с Правилами приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17122).";

      в пункты 20 и 21 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 22 изложить в следующей редакции:

      "22. При проведении операций по добыче углеводородов недропользователь обязан отдавать предпочтение казахстанским кадрам. Минимальная доля внутристрановой ценности в кадрах должна составлять _% по руководителям и их заместителям, _% по руководителям структурных подразделений, _% по специалистам и _% по квалифицированным рабочим.

      При этом количество руководителей, менеджеров и специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Казахстан в рамках внутрикорпоративного перевода в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения и миграции населения, должно быть не более пятидесяти процентов от общей численности руководителей, менеджеров и специалистов по каждой соответствующей категории. Расчет доли внутристрановой ценности в кадрах осуществляется в соответствии с Методикой расчета доли внутристрановой ценности в кадрах, утвержденной приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 193 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17021).";

      в пункт 23 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 24 изложить в следующей редакции:

      "24. Доля внутристрановой ценности в работах и услугах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, в том числе по видам работ и услуг, включенных в Перечень приоритетных работ и услуг, утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 13 апреля 2018 года № 124 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16851), должна составлять не менее пятидесяти процентов от общего объема приобретенных работ и услуг в течение календарного года.

      Примечание: в случае, если победитель аукциона на этапе подачи заявления на участие в аукционе предложил минимальные обязательства по внутристрановой ценности в работах, услугах более пятидесяти процентов, в настоящем пункте закрепляются предложенные обязательства.

      Расчет доли внутристрановой ценности в товарах, работах и услугах осуществляется в соответствии с Единой методикой расчета внутристрановой ценности при закупке товаров, работ и услуг, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 260 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16942).";

      в пункты 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 и 37 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      в пункты 39, 40, 41 и 42 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 43 изложить в следующей редакции:

      "43. Виды, состав и требования к содержанию проектных документов, необходимых для проведения соответствующих операций по недропользованию, определяются Едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 июня 2018 года № 239 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17131).";

      в пункты 44, 45 и 46 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 47 изложить в следующей редакции:

      "47. С учетом положений пункта 48 Контракта Республика Казахстан имеет преимущественное перед другими лицами право на приобретение углеводородов по ценам, не превышающим цены, применяемые недропользователем при совершении сделок, сложившиеся на дату совершения сделки, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию углеводородов.

      При этом объем приобретаемых у недропользователя углеводородов при реализации государством преимущественного права на приобретение добытого объема углеводородов будет определяться исходя из общей потребности государства с учетом потребностей регионов и пропорционален доле добычи региона нахождения недропользователя от общего объема добычи углеводородов в регионе и Республике Казахстан.

      Оплата стоимости приобретаемых углеводородов осуществляется в тенге.

      В случае отсутствия информации о ценах углеводородов, применяемых недропользователем при совершении сделок, применяются цены, не превышающие сложившиеся на мировых рынках цены на дату совершения сделки по приобретению государством углеводородов, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию углеводородов.";

      в пункты 48, 49 и 50 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 51 изложить в следующей редакции:

      "51. В случаях, предусмотренных в подпунктах 1) - 6) пункта 3 статьи 77 Кодекса, уполномоченный орган по изучению недр раскрывает геологическую информацию путем ее опубликования или предоставления к ней открытого доступа.";

      в пункты 52 и 53 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 54 изложить в следующей редакции:

      "54. Обязательными условиями проведения добычи углеводородов, в том числе на море, являются:

      1) обеспечение охраны недр;

      2) рациональное и экономически эффективное использование недр на основе применения высоких технологий и положительной практики пользования недрами;

      3) соблюдение требований промышленной безопасности и экологического законодательства Республики Казахстан;

      4) оснащение производственных объектов приборами учҰта сырой нефти и газового конденсата и обеспечение их функционирования.";

      пункт 63 изложить в следующей редакции:

      "63. Недропользователь обязуется вести учет проводимых операций по недропользованию и предоставлять следующие отчеты:

      1) геологический отчет;

      2) отчет об исполнении лицензионно-контрактных условий;

      3) отчет о приобретенных товарах, работах и услугах, а также объеме внутристрановой ценности в них;

      4) отчет о внутристрановой ценности в кадрах;

      5) отчет о расходах по финансированию обучения казахстанских кадров;

      6) отчет о расходах на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы;

      7) отчет о составе лиц и (или) организаций, прямо или косвенно контролирующих недропользователя.

      Отчет, предусмотренный подпунктом 1) настоящего пункта типового Контракта, представляется уполномоченному органу по изучению недр по форме, утвержденном приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 418 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17069).

      Отчет, предусмотренный подпунктом 2) настоящего пункта типового Контракта, представляется компетентному органу по форме и порядку, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036).

      Отчеты, предусмотренные подпунктами 3) – 7) настоящего пункта типового Контракта, представляются уполномоченному органу в области углеводородов по формам и порядку, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036).";

      пункт 90 изложить в следующей редакции:

      "90. Недропользователь несет ответственность в виде уплаты неустойки за неисполнение, ненадлежащее исполнение принятых им следующих обязательств:

      1) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в работах и услугах – в размере 10% от суммы не исполненных за отчетный период обязательств;

      2) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в кадрах в любом из отчетных кварталов соответствующего года – в размере 2 000 МРП, но не более одного раза в год;

      3) за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, предусмотренных Контрактом, – в размере 10 % от суммы неисполненного за отчетный период обязательства;

      4) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности поставлять нефть для переработки на территории Республики Казахстан и за ее пределами в объемах, определенных графиками, в соответствии с пунктом 35 Контракта – в размере 10 000 МРП;

      5) за нарушение обязательства по соблюдению недропользователем и (или) его подрядчиками установленного законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов – в размере 5 % от суммы нарушения, совершенного в виде:

      приобретения товаров, работ и услуг способами, не предусмотренными порядком приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов, а равно с нарушением требований порядка к выбору способа закупа;

      составления конкурсной документации с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов;

      установления к потенциальным поставщикам требований, не предусмотренных порядком приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов;

      необоснованного отклонения и/или необоснованного допуска конкурсных заявок потенциальных поставщиков;

      заключения договора с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов;

      закуп товаров, работ и услуг способом из одного источника с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов.

      Примечание: при заключении Контракта с юридическим лицом, пятьюдесятью и более процентами акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг, а также для недропользователей, приобретающих товары, работы и услуги в соответствии законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, данный подпункт не применяется;

      6) за непредоставление или несвоевременное предоставление программ, информации и отчетов в соответствии с пунктами 21 и 22 типового Контракта – в размере 100 МРП;

      7) за ненаправление или несвоевременное направление уведомлений в соответствии с:

      пунктом 25 типового Контракта – в размере 5 000 МРП;

      пунктами 17 и 26 типового Контракта – в размере 2 000 МРП;

      8) за неисполнение, ненадлежащее исполнение одного из показателей проектных документов, указанных в пункте 38 Контракта, – 20 000 МРП.";

      пункт 102 изложить в следующей редакции:

      "102. Информация, касающаяся исполнения контрактных обязательств в части внутристрановой ценности, о планировании и проведении недропользователем закупок товаров, работ и услуг, о расходах на обучение казахстанских специалистов и об объемах расходов на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы на территории Республики Казахстан, а также на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры не признается конфиденциальной.";

      в типовом контракте на добычу урана, утвержденном указанным приказом:

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. При условии соблюдения положений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании и Контрактом, недропользователь вправе:

      1) на возмездной основе пользоваться недрами в пределах выделенного участка недр в предпринимательских целях;

      2) сооружать на территории участка недр, а в случае необходимости на иных земельных участках, предоставленных недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также на основании договоров пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования как на территории участка недр, так и вне ее пределов;

      3) назначить оператора по Контракту;

      4) прекратить операции по недропользованию посредством возврата всей территории и участка недр в порядке и на условиях, установленных Кодексом;

      5) в период опытно-промышленной добычи осуществлять разработку, утверждение и проведение предусмотренных Кодексом экспертиз проекта разработки месторождения, а также опытно-промышленную добычу урана на участке недр в соответствии с утвержденным недропользователем и получившим положительные заключения предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проектом опытно-промышленной добычи;

      6) в период добычи осуществлять добычу урана, а также проводить доизучение участка добычи с целью уточнения геологического строения и запасов месторождения урана в соответствии с утвержденным недропользователем и получившим положительные заключения предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проектом разработки месторождения;

      7) подавать заявления на закрепление периода добычи;

      8) подавать заявления на продление периода добычи;

      9) подавать заявления на преобразование участка недр;

      10) осуществлять добычу урана и других попутных полезных ископаемых из продуктивных растворов, содержащих полезный компонент, поднятых на поверхность в пределах участка недр без получения в соответствии с водным законодательством Республики Казахстан разрешения на специальное водопользование при условии соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан. При этом, поднятые на поверхность продуктивные растворы при способе подземного выщелачивания, связанные с операциями по извлечению минерального сырья, не относятся к добыче подземных вод в случае, если данные растворы после извлечения из них урана и других попутных полезных ископаемых закачиваются в недра в том же объеме;

      11) заключить соглашение о стимулировании предпринимательства в области добычи урана на добровольной основе, направленное на поддержку местных производителей в соответствии со статьей 28-1 Кодекса.";

      дополнить пунктом 18 следующего содержания:

      "18. Недропользователь вправе не согласиться с правомерностью досрочного прекращения действия Контракта компетентным органом в суде в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего уведомления.";

      дополнить пунктом 19-1 следующего содержания:

      "19-1. При наступлении окончания срока действия контракта, установленного пунктом 5 Контракта, недропользователь обязан прекратить любые операции по недропользованию, за исключением операции, связанных с консервацией или ликвидацией технологических объектов и последствий недропользования.";

      пункты 21 и 22 изложить в следующей редакции:

      "21. В течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан ежегодно:

      1) осуществлять финансирование обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи урана по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования обучения казахстанских кадров в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов и (или) урана по итогам предыдущего года, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 мая 2018 года № 185 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 211 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17020);

      2) осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи урана по итогам предыдущего года, в соответствии с Правилами финансирования научно-исследовательских, научно -технических и (или) опытно -конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана, утвержденными совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 222 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 244 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17096);

      3) осуществлять финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры в размере одного процента от инвестиций по Контракту в период добычи урана по итогам предыдущего года.

      К финансированию расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры относятся расходы недропользователя на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры региона, а также средства, перечисляемые им на эти цели в государственный бюджет.

      Объем финансирования, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, превышающий установленный минимум, учитывается в счет исполнения соответствующих обязательств недропользователя в следующем году.

      22. Приобретение товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана, осуществляется недропользователем и его подрядчиками, за исключением недропользователей, приобретающих товары, работы и услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, а также юридических лиц, обладающие правом недропользования, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг, в соответствии с Правилами приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17122).";

      в пункт 24 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. При проведении операций по добыче урана недропользователь обязан отдавать предпочтение казахстанским кадрам. Минимальная доля внутристрановой ценности в кадрах должна составлять _% по руководителям и их заместителям, _% по руководителям структурных подразделений, _% по специалистам и _% по квалифицированным рабочим.

      При этом количество руководителей, менеджеров и специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Казахстан в рамках внутрикорпоративного перевода в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения и миграции населения, должно быть не более пятидесяти процентов от общей численности руководителей, менеджеров и специалистов по каждой соответствующей категории. Расчет доли внутристрановой ценности в кадрах осуществляется в соответствии с Методикой расчета доли внутристрановой ценности в кадрах, утвержденной приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 193 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17021).";

      в пункт 26 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 27 изложить в следующей редакции:

      "27. Доля внутристрановой ценности в работах и услугах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, в том числе по видам работ и услуг, включенных в Перечень приоритетных работ и услуг, утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 13 апреля 2018 года № 124 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16851), должна составлять не менее пятидесяти процентов от общего объема приобретенных работ и услуг в течение календарного года.

      Расчет доли внутристрановой ценности в товарах, работах и услугах осуществляется в соответствии с Единой методикой расчета внутристрановой ценности при закупке товаров, работ и услуг, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 260 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16942).";

      в пункты 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 и 35 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 36 изложить в следующей редакции:

      "36. Виды, состав и требования к содержанию проектных документов, необходимых для проведения соответствующих операций по недропользованию, определяются Едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 июня 2018 года № 239 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17131).";

      в пункты 37, 38, 39 и 40 вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 49 изложить в следующей редакции:

      "49. Недропользователь обязуется вести учет проводимых операций по недропользованию и предоставлять следующие отчеты:

      1) геологический отчет;

      2) отчет компетентного лица по запасам, подготовленный в соответствии с Казахстанским кодексом публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC);

      3) отчет об исполнении контрактных условий;

      4) отчет о произведенных операциях по опытно-промышленной добыче урана, расходах на них;

      5) отчет о произведенных операциях по добыче урана, расходах на них;

      6) отчет о внутристрановой ценности в кадрах;

      7) отчет о расходах по финансированию обучения казахстанских кадров;

      8) отчет о расходах на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы;

      9) отчет по добыче урана;

      10) отчет о приобретенных товарах, работах и услугах, а также объеме внутристрановой ценности в них;

      11) отчет о составе лиц и (или) организаций, прямо или косвенно контролирующих недропользователя.

      Отчеты, предусмотренные подпунктами 1) и 2) настоящего пункта типового Контракта, представляются уполномоченному органу по изучению недр по форме, в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 418 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17069).

      Отчеты, предусмотренные подпунктами 3) - 5) настоящего пункта типового Контракта, представляются компетентному органу по формам и порядку, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036).

      Отчеты, предусмотренные подпунктами 6) - 11) настоящего пункта типового Контракта, представляются уполномоченному органу в области добычи урана по формам и порядку, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17036).";

      пункт 72 изложить в следующей редакции:

      "72. Недропользователь несет ответственность в виде уплаты неустойки за неисполнение, ненадлежащее исполнение принятых им следующих обязательств:

      1) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в работах и услугах – в размере 10% от суммы не исполненных за отчетный период обязательств;

      2) за невыполнение обязательств по внутристрановой ценности в кадрах в любом из отчетных кварталов соответствующего года – в размере 2000 МРП, но не более одного раза в год;

      3) за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, предусмотренных Контрактом, – в размере 10% от суммы неисполненного за отчетный период обязательства;

      4) за нарушение обязательства по соблюдению недропользователем и (или) его подрядчиками установленного Кодексом порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по добыче урана – в размере 5% от суммы нарушения, совершенного в виде:

      приобретения товаров, работ и услуг способами, не предусмотренными порядком приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по добыче урана, а равно с нарушением требований к выбору способа закупа;

      составления конкурсной документации с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по добыче урана;

      установления к потенциальным поставщикам требований, не предусмотренных порядком приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по добыче урана;

      необоснованного отклонения и/или необоснованного допуска конкурсных заявок потенциальных поставщиков;

      заключения договора с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по добыче урана;

      закуп товаров, работ и услуг способом из одного источника с нарушением требований порядка приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по добыче урана.

      Примечание: при заключении Контракта с юридическим лицом, пятьюдесятью и более процентами акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг, а также для недропользователей, приобретающих товары, работы и услуги в соответствии законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, данный подпункт не применяется;

      5) за не предоставление или несвоевременное предоставление программ, информации и отчетов в соответствии с пунктами 23 и 24 типового Контракта – в размере 100 МРП;

      6) за не направление или несвоевременное направление уведомлений в соответствии с:

      пунктом 28 типового Контракта – в размере 5000 МРП;

      пунктами типового 20, 29 Контракта – в размере 2000 МРП.";

      пункт 87 изложить в следующей редакции:

      "87. Информация, касающаяся исполнения контрактных обязательств в части внутристрановой ценности, о планировании и проведении недропользователем закупок товаров, работ и услуг, о расходах на обучение казахстанских специалистов и об объемах расходов на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы на территории Республики Казахстан, а также на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры не признается конфиденциальной.".

      2. Департаменту недропользования Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр энергетики
Республики Казахстан
Б. Акчулаков

      СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан