В соответствии с пунктом 3 статьи 321 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности.
2. Департаменту государственной политики в управлении отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
А. Примкулов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Утверждены приказом И.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 |
Требования к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Требования к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности (далее – Требования) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 321 Экологического Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс).
2. В настоящих Требованиях используются следующие термины и определения:
1) контейнерные площадки – специальные площадки для накопления отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (далее – ТБО), с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку ТБО;
2) отходы – любые вещества, материалы или предметы, образовавшиеся в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления (в том числе товары, утратившие свои потребительские свойства), которые их владелец прямо признает отходами, либо должен направить на удаление или восстановление в силу требований закона или намеревается подвергнуть, либо подвергает операциям по удалению или восстановлению;
3) контейнер для раздельного сбора отходов – специализированная Ұмкость с соответствующей контрастной маркировкой, предназначенная для раздельного сбора отдельных видов отходов, изготовленная в соответствии с требованиями документов по стандартизации и размещающаяся на контейнерных площадках или в специально отведенных для этого местах;
4) централизованная система сбора отходов (далее – централизованная система) – система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах, либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке ТБО;
5) накопление отходов – временное складирование отходов в специально установленных местах, осуществляемое в процессе образования отходов или дальнейшего управления ими до момента их окончательного восстановления или удаления;
6) раздельный сбор отходов – сбор отходов раздельно по видам или группам в целях упрощения дальнейшего специализированного управления ими;
7) управление отходами – операции, осуществляемые в отношении отходов с момента их образования до окончательного удаления;
8) специализированные организации (предприятия) – индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов, восстановлению и (или) уничтожению неопасных отходов в уведомительном режиме в сфере управления отходами, либо осуществляющие деятельность по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов с получением лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды;
9) крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.
3. Владельцы отходов производят сбор и накопление отходов на контейнерных площадках или в специально отведенных для этого помещениях.
4. Передача отходов специализированным организациям (предприятиям), осуществляющим операции по сбору, восстановлению или удалению отходов, означает одновременно переход к таким субъектам права собственности на отходы, в том числе в момент помещения отходов в контейнеры, размещенные на территории контейнерных площадок, или в установленные места сбора отходов.
5. Не смешиваются отходы, подвергнутые раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами.
6. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Кодекса владельцы отходов применяют следующую иерархию мер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности в интересах охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан:
1) предотвращение образования отходов;
2) подготовка отходов к повторному использованию;
3) переработка отходов;
4) утилизация отходов;
5) удаление отходов.
При осуществлении операций, предусмотренных подпунктами 2) – 5) настоящего пункта, владельцы отходов при необходимости выполняют вспомогательные операции по сортировке, обработке и накоплению в соответствии с пунктом 1 статьи 329 Кодекса.
7. Владельцы отходов осуществляют безопасное управление отходами самостоятельно или обеспечивают безопасное управление ими посредством передачи отходов субъектам предпринимательства, осуществляющим операции по управлению отходами в соответствии с принципом иерархии по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами.
Владельцы отходов и (или) специализированные организации (предприятия), осуществляющие операции по управлению отходами, выполняют соответствующие операции без угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью людей и экологического ущерба:
1) риска для вод, в том числе подземных, атмосферного воздуха, почв, животного и растительного мира;
2) отрицательного влияния на ландшафты и особо охраняемые природные территории.
Глава 2. Организация местными исполнительными органами централизованной системы
8. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы организуют централизованную систему с учетом технической, экономической и экологической целесообразности посредством:
1) проведения конкурса (тендера) по определению участников рынка ТБО, осуществляющих сбор и транспортировку ТБО в соответствии с пунктом 4 статьи 367 Кодекса и правилами по управлению коммунальными отходами, утвержденными государственным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 365 Кодекса;
2) организации установки необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках в соответствующем населенном пункте, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов;
3) определения месторасположения контейнерных площадок в населенном пункте и пунктов приема вторичного сырья;
4) реализации единообразного строительства или реконструкции контейнерных площадок и используемых контейнеров в соответствии со статьей 365 Кодекса и национальными стандартами в области управления отходами, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 5 статьи 368 Кодекса;
5) организации транспортировки раздельно собранных отходов;
6) разработки и представления на утверждение соответствующим местным представительным органам тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО;
7) организации разъяснительной и информационной работы с населением по раздельному сбору отходов.
9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях (сооружениях), при пользовании централизованной системой заключают договора на транспортировку ТБО, а также на услуги по управлению опасными составляющими коммунальных отходов со специализированными организациями (предприятиями), определенными местными исполнительными органами.
Глава 3. Требования к раздельному сбору отходов
10. Раздельный сбор отходов осуществляется по следующим фракциям:
1) "мокрая" фракция, которая состоит из пищевых отходов, органики, смешанных отходов и отходов по характеру и составу схожие с отходами домашних хозяйств;
2) "сухая" фракция, которая состоит из бумаги, картона, металла, пластика и стекла.
11. Опасные оставляющие коммунальных отходов, такие как электронное и электрическое оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты, собираются раздельно и передаются на восстановление специализированными организациями (предприятиям) в соответствии с пунктом 6 статьи 365 Кодекса.
12. В контейнерах для "сухой" и "мокрой" фракций ТБО не складываются горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, опасные оставляющие коммунальных отходов, а также отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, повредить контейнеры или мусоровозы, а также запрещенные к захоронению на полигонах.
13. Строительные отходы подлежат обязательному отделению от других видов отходов непосредственно на строительной площадке или в специальном месте, организованные местными исполнительными органами.
14. Лица независимо от форм собственности и вида деятельности при пользовании централизованной системы обеспечивают разделение образующихся отходов по видам или группам, в соответствии с созданными в рамках централизованной системы условиями для раздельного сбора отходов в конкретном населенном пункте или его составной части.
15. Первичные образователи отходов и специализированные организации (предприятия), осуществляющие сбор и вывоз отходов, не относящиеся к централизованной системе, обеспечивают раздельный сбор собираемых отходов, как минимум по двум фракциям ("сухая" и "мокрая").
16. Образователи отходов, не относящиеся к централизованной системе, осуществляющие самостоятельный сбор и вывоз отходов, обеспечивают раздельное накопление и доставку отходов на полигон, согласно Классификатору отходов, утвержденного приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 6 августа 2021 года № 314 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23903).
17. Физические и юридические лица, осуществляющие строительство и (или) ремонт недвижимых объектов, производят самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные места, организованные местными исполнительными органами.
18. Собственники зданий и сооружений, сдающих их в аренду, обеспечивают раздельный сбор образующихся отходов для арендаторов.
19. Местные исполнительные органы организуют место площадью не менее 12 м2 с покрытием и ограждением для строительных и крупногабаритных отходов, образующихся у физических лиц (жителей).
20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (объединения собственников имущества, управляющие компании, обслуживающие организации и др.), на территории которых находятся контейнерные площадки осуществляют содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, а также прилегающей к ним территорий, обеспечивают в зимнее время года организацию очистки от снега и наледи подходов и подъездов к контейнерам с целью создания условий для населения и работы специализированных транспортных средств.
21. Местные исполнительные органы на территории отдельно стоящих зданий (сооружений), организаций, культурно-массовых учреждений, зон отдыха оказывают содействие собственнику (застройщику) путем организации строительства (реконструкции) контейнерных площадок с удобными асфальтированными подъездами для специализированного транспорта.
22. Каждый контейнер для раздельного сбора отходов маркируется (надпись) на казахском и русском языках, включая:
информационную наклейку/надпись о собираемом виде (фракции) отходов;
данные о собственнике контейнера (наименование, телефон);
организации, обслуживающей контейнер.
В случае нанесения маркировки на цветные контейнеры, она выполняется контрастным цветом.
Требования к контейнерам, размещаемым на контейнерных площадках, регламентируются национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 5 статьи 368 Кодекса.
23. Собственник контейнеров организует их ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров, принимает меры по обеспечению мойки и дезинфекции контейнеров и контейнерных площадок.
24. Уборку просыпавшегося мусора при выгрузке контейнеров для раздельного сбора отходов в специализированную технику производят работники соответствующей обслуживающей организации.