Об утверждении Методики расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов

Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 сентября 2021 года № 24382

Действующий

      В соответствии с подпунктом 7) пункта 4 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 1 сентября 2016 года № 404 "Об утверждении Методики расчета тарифа на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение твердых бытовых отходов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14285).

      3. Департаменту государственной политики в управлении отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр экологии, геологии
и природных ресурсов
Республики Казахстан
С. Брекешев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

  Утверждена приказом
Министр экологии, геологии
и природных ресурсов
Республики Казахстан
от 14 сентября 2021 года № 377

Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 7) пункта 4 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и предназначена для расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) под накоплением отходов понимается временное складирование отходов в специально установленных местах в течение не более шести месяцев, осуществляемое в процессе образования отходов или дальнейшего управления ими до момента их окончательного восстановления или удаления.

      2) под сбором отходов понимается деятельность по организованному приему отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями в целях дальнейшего направления таких отходов на восстановление или удаление.

      Операции по сбору отходов включать в себя вспомогательные операции по сортировке и накоплению отходов в процессе их сбора.

      Под накоплением отходов в процессе сбора понимается хранение отходов в специально оборудованных в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан местах, в которых отходы, вывезенные с места их образования, выгружаются в целях их подготовки к дальнейшей транспортировке на объект, где данные отходы подвергнуты операциям по восстановлению или удалению.

      3) под транспортировкой отходов понимается деятельность, связанная с перемещением отходов с помощью специализированных транспортных средств между местами их образования, накопления в процессе сбора, сортировки, обработки, восстановления и (или) удаления. Ликвидационный фонд полигона создается оператором полигона – собственником полигона для его закрытия, рекультивации земель, ведения мониторинга воздействия на окружающую среду и контроля загрязнения после закрытия полигона.

      4) восстановлением отходов признается любая операция, направленная на сокращение объемов отходов, главным назначением которой является использование отходов для выполнения какой-либо полезной функции в целях замещения других материалов, которые в противном случае были бы использованы для выполнения указанной функции, включая вспомогательные операции по подготовке данных отходов для выполнения такой функции, осуществляемые на конкретном производственном объекте или в определенном секторе экономики.

      К операциям по восстановлению отходов относятся:

      1) подготовка отходов к повторному использованию;

      2) переработка отходов;

      3) утилизация отходов.

      Подготовка отходов к повторному использованию включает в себя проверку состояния, очистку и (или) ремонт, посредством которых ставшие отходами продукция или ее компоненты подготавливаются для повторного использования без проведения какой-либо иной обработки.

      Под переработкой отходов понимаются механические, физические, химические и (или) биологические процессы, направленные на извлечение из отходов полезных компонентов, сырья и (или) материалов, пригодных для использования в дальнейшем в производстве (изготовлении) продукции, материалов или веществ вне зависимости от их назначения.

      Под утилизацией отходов понимается процесс использования отходов, помимо переработки, целях, в том числе в качестве вторичного энергетического ресурса для извлечения тепловой или электрической энергии, производства различных видов топлива, а также в качестве вторичного материального ресурса для целей строительства, заполнения (закладки, засыпки) выработанных пространств (пустот) в земле или недрах или в инженерных целях при создании или изменении ландшафтов.

      3. К операциям по управлению отходами относятся:

      1) накопление отходов на месте их образования;

      2) сбор отходов;

      3) транспортировка отходов;

      4) восстановление отходов;

      5) удаление отходов;

      6) вспомогательные операции, выполняемые в процессе осуществления операций;

      7) проведение наблюдений за операциями по сбору, транспортировке, восстановлению и (или) удалению отходов;

      8) деятельность по обслуживанию ликвидированных (закрытых, выведенных из эксплуатации) объектов удаления отходов.

      4. Раздельный сбор отходов осуществляется по следующим фракциям:

      1) "сухая" (бумага, картон, металл, пластик и стекло);

      2) "мокрая" (пищевые отходы, органика и иное).

      Запрещается смешивание отходов, подвергнутых раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами.

      5. Образователи и владельцы отходов применять следующую иерархию мер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности в интересах охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан:

      1) предотвращение образования отходов;

      2) подготовка отходов к повторному использованию;

      3) переработка отходов;

      4) утилизация отходов;

      5) удаление отходов.

      6. Тариф для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО (далее – тариф) разрабатывается в соответствии с настоящей Методикой местными исполнительными органами районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы (далее – местные исполнительные органы) и представляется на утверждение соответствующим местным представительным органам.

Глава 2. Расчет тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО

      7. Расчет тарифа производится через себестоимость, которая отражает фактические и/или нормативные затраты участников рынка, осуществляющих сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, сгруппированные по статьям калькуляции.

      8. Полная себестоимость услуг (С) определяется как сумма затрат на выполнение работ по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению ТБО, а также обще эксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.

      Себестоимость калькуляционной единицы определяется путем суммирования полной себестоимости по сбору и транспортировке ТБО, деленной на объем собранных и вывезенных ТБО, полной себестоимости по сортировке ТБО, деленной на объем сортируемых ТБО, и полной себестоимости по захоронению ТБО, деленной на объем захороненных ТБО.

      Основные показатели работы предприятий по сбору и транспортировке ТБО представлены в приложении 1 к настоящей Методике.

      Форма таблицы для расчета полной себестоимости сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО представлена в приложении 2 к настоящей Методике.

      9. При отсутствии фактически понесенных затрат по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению ТБО за четыре квартала, предшествующих расчету тарифа, при его расчете за основу берутся расчеты участников рынка, осуществляющих сбор и транспортировку ТБО в аналогичных (по социально-экономическим условиям) населенных пунктах в пределах одного региона.

      10. Расчет потребности в финансовых средствах осуществляется по следующим формулам:

      ФС сбор и транспорт = С*(1 + П доп /100),

      где:

      ФС сбор и транспорт – потребность в финансовых средствах;

      С – полная себестоимость (затраты);

      П доп– допустимый уровень прибыли.

      ФС сортир = С *(1 + П доп /100),

      где:

      ФС сортир – потребность в финансовых средствах;

      С – полная себестоимость (затраты);

      П доп – допустимый уровень прибыли.

      ФС захор = С *(1 + П доп /100),

      где:

      ФС захор – потребность в финансовых средствах;

      С – полная себестоимость (затраты);

      П доп – допустимый уровень прибыли.

      11. Допустимый уровень прибыли (П доп) определяется на уровне не выше ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на дату расчета тарифа.

      12. Полная потребность в финансовых средствах для оказания услуг по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению ТБО определяется по формуле:

      ФС общ = ФС сбор и транспорт + ФС сортир + ФС захор

      В случае отсутствия одной или нескольких услуг, используется значение – 0.

      13. Для единообразия использования и учета затраты учитываются на объем отходов (м3). Для перевода массы в объем используется следующая формула:

      Количество кубометров = Масса (тонн) / Плотность ТБО

      Таблица плотности ТБО представлена в приложении 3 к настоящей Методике.

      14. Годовой тариф на единицу (объем) ТБО рассчитывается следующим образом:

     


      где:

      Т – годовой тариф за единицу (1 м3) ТБО, тенге;

      ФС сбор и транспорт – потребность в финансовых средствах для оказания услуг по сбору и транспортировке ТБО в год, тенге;

      О сбор и транспорт – объем собранных и вывезенных ТБО в год, м3;

      ФС сортир – потребность в финансовых средствах для оказания услуг по сортировке ТБО в год, тенге;

      О сортир – объем ТБО, направляемый на сортировку в год, м3;

      ФС захор – потребность в финансовых средствах для оказания услуг по захоронению ТБО в год, тенге;

      О захор – объем захороненных ТБО в год, м3.

      15. Месячный тариф на одного жителя определяется по следующей формуле:

     


      где:

      Т м – месячный тариф на одного жителя ТБО, тенге;

      Н – норма образования и накопления коммунальных отходов на одного жителя, м3.

      Норма образования и накопления коммунальных отходов на одного жителя рассчитывается согласно приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 1 сентября 2021 года № 347 "Об утверждении Типовых правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 24212).

      16. Для расчета тарифа местные исполнительные органы запрашивают у участников рынка, осуществляющих сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, следующие документы за отчетный период:

      1) расчетную ведомость по заработной плате;

      2) ведомость начисления амортизации на основные средства за отчетный период, в разрезе каждого основного средства, задействованного при осуществлении сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО;

      3) ведомость по списанию сырья и материалов, использованных при осуществлении сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО, с обязательным указанием наименования, количества и суммы;

      4) ведомости по основным (расходы на сырье, основные материалы, топливо и энергию, основная заработная плата) и накладным (общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные) расходам.

      17. При наличии действующих участников рынка, осуществляющих сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, их участие при расчете тарифа обязательно.

      18. Местные исполнительные органы реализуют государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством утверждения тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО в соответствии со статьей 365 Кодекса.

  Приложение 1
к Методике расчета тарифа
для населения на сбор,
транспортировку, сортировку
и захоронение

Основные показатели работы предприятий по сбору и транспортировке ТБО

Показатели

Единица измерения

Фактические данные за отчетный период
(указать период)

Примечание

1.

Парк транспортных средств, всего, в том числе по маркам транспортных средств

единиц



2.

Срок эксплуатации транспортных средств по маркам

лет



3.

Продолжительность смены

час



4.

Число рейсов с ТБО, всего, в том числе по маркам транспортных средств

единиц



5.

Количество ТБО, загружаемых в транспортные средства за 1 рейс, всего, в том числе по маркам машин

м3



6.

Вывезено ТБО, всего, в том числе по маркам транспортных средств

м3



7.

Пробег транспортных средств, всего, в том числе по маркам транспортных средств

км



  Приложение 2
к Методике расчета тарифа
для населения на сбор,
транспортировку, сортировку
и захоронение

Расчет полной себестоимости сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО

Показатели

Отчетный период

Затраты и себестоимость, тенге/год

Примечание

1

2

3

4

5

Таблица 1. Полная себестоимость сбора и транспортировки ТБО

1.

Затраты на сбор и транспортировку ТБО, в том числе:




Затраты на оплату труда




Отчисления в фонд оплаты труда




Амортизация




Затраты на топливо




Затраты на материалы и сырье




Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин и оборудования по сбору и транспортировки ТБО




Расходы по содержанию зданий и сооружений




2.

Полная себестоимость сбора и транспортировки ТБО




Показатели

Отчетный период

Затраты и себестоимость, тенге/год

Примечание

1

2

3

4

5

Таблица 2. Полная себестоимость сортировки ТБО

1.

Затраты на сортировку ТБО, в том числе:




Затраты на оплату труда




Отчисления в фонд оплаты труда




Амортизация




Затраты на электро и тепловую энергию




Затраты на материалы и сырье




Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин и оборудования по сбору и транспортировки ТБО




Расходы по содержанию зданий и сооружений




Затраты на приобретение сортировочных линий




Затраты на приобретение дробильных и прессовальных аппаратов




2.

Полная себестоимость сортировки ТБО




Показатели

Отчетный период

Затраты и себестоимость, тенге/год

Примечание

1

2

3

4

5

Таблица 3. Полная себестоимость захоронения ТБО

1.

Затраты на захоронение ТБО, в том числе:




Затраты на оплату труда




Отчисления в фонд оплаты труда




Амортизация




Затраты на электро и тепловую энергию




Затраты на материалы и сырье




Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин и оборудования по захоронению ТБО




Расходы по содержанию зданий и сооружений




Затраты на эмиссии в окружающую среду




Отчисления в ликвидационный фонд полигона*




2.

Полная себестоимость захоронения ТБО




      * формируется в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан.

  Приложение 3
к Методике расчета тарифа
для населения на сбор,
транспортировку, сортировку
и захоронение

Таблица плотности ТБО

Наименование ТБО

Плотность, т/м3

Твердые бытовые отходы (ТБО)

1

Бытовые отходы смешанные

0,2

2

Отходы стекла

0,3

3

Отходы ткани

0,18

4

Отходы пластмасс

0,4

5

Отходы алюминия

0,37

6

Отходы бумаги и картона

0,109

7

Крупногабаритный мусор (КГМ)

0,214

8

Бой керамики

1,7

9

Грунт сырой

1,6

10

Грунт сухой

1,4

11

Отходы песка

1,65

12

Отходы битума, асфальта

1,1

13

Отходы шлаковаты

0,3

14

Лом стальной

0,8

15

Лом чугунный

0,9

16

Отходы щебня

2

17

Отходы фанеры

0,65

18

Отходы от разборки деревянных конструкций

0,6

19

Отходы рубероида

0,6

20

Коммунальные отходы схожие по составу с ТБО

*

      * к коммунальным отходам применяется близкие по составу с ТБО.