Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционному обучению в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 10 августа 2021 года № 391. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 августа 2021 года № 23996.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 4-1) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      2. Департаменту кадровой политики Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан       Ю. Ильин

  Утверждены приказом
Министра по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 10 августа 2021 года № 391

Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 4-1) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок организации учебного процесса в специальном учебном заведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – специальное учебное заведение МЧС) по дистанционному обучению (далее – ДО).

      2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) дистанционное обучение – обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств;

      2) образовательный портал – системно-организованная, взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую и учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДО;

      3) мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);

      4) результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности и отношения;

      5) цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) – это дидактические материалы по изучаемым дисциплинам и (или) модулям, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы;

      6) цифровой контент – информационное наполнение цифровых учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);

      7) синхронный формат обучения – дистанционное обучение или онлайн-обучение, предполагающее прямую связь (стриминг) участников образовательного процесса в реальном времени, с использованием возможностей информационных систем (далее – ИС) и других средств связи, в котором обучающиеся получают информацию, работать с ней самостоятельно или в группах, обсуждать ее с другими участниками и преподавателями из любого места в единый для всех период времени;

      8) асинхронный формат обучения – дистанционное обучение или онлайн-обучение, предполагающее взаимодействие участников образовательного процесса, в том числе посредством информационных систем и других средств связи, не привязанное к определенному месту и времени;

      9) массовый открытый онлайн-курс (далее – MOOК) – обучающий курс с массовым интерактивным участием, с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;

      10) онлайн прокторинг – система верификации личности и подтверждения результатов прохождения онлайн-экзаменов, которая обеспечивает сохранение записи, распознавание и идентификация личности, анализ движений головы и тела, с определением уровня шума, распознаванием мультифейса, запроса на запись комнаты в режиме 360 градусов, логирование подозрительных событий;

      11) цифровой след обучающегося – это набор верифицированных данных о результатах образовательной деятельности, зафиксированных на LMS (Элэмэс) (система управления обучением) и (или) иных платформах или информационной системе.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 10.05.2024 № 184 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. ДО применяется в отношении:

      1) обучающихся по образовательным программам с сокращенным сроком;

      2) обучающихся по образовательным программам высшего и послевузовского образования в случаях введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, объявления чрезвычайных ситуаций местными исполнительными органами;

      3) обучающихся по образовательным программам послевузовского образования (магистратура) по профильному направлению, которые поступили по дистанционному формату обучения.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 10.05.2024 № 184 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок организации учебного процесса по дистанционному обучению

      4. В случае введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, объявления чрезвычайных ситуаций местными исполнительными органами, обучающиеся переводятся на ДО приказом начальника специального учебного заведения МЧС по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      5. Специальное учебное заведение МЧС обеспечивает обучающемуся (за исключением лиц, указанных в подпункте 2) пункта 3 настоящих Правил) индивидуальный учебный план, график освоения образовательной программы.

      Индивидуальный график освоения образовательной программы разрабатывается на основе учебного плана специального учебного заведения МЧС.

      При реализации образовательных программ или их частей с использованием ДО специальное учебное заведение МЧС самостоятельно:

      1) создает условия для функционирования образовательного интернет-портала информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

      2) определяет порядок оказания учебно-методического сопровождения учебного процесса, в том числе в форме индивидуальных и групповых консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

      3) определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся, и занятий по ДО;

      4) обеспечивает доступ обучающихся к информационной системе, в которой находится весь учебный, справочный и методический материал, система тестирования, к электронным ресурсам и источникам;

      5) принимает управленческие решения при возникновении обстоятельств, не зависящих от действий участников образовательного процесса.

      Консультации осуществляются в форме индивидуальных и групповых занятий.

      6. Структурное подразделение специального учебного заведения МЧС, ответственное за организацию учебного процесса, обеспечивает наличие:

      1) образовательного портала и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

      2) коммуникационных каналов связи, обеспечивающих подключение к сети Интернет;

      3) цифровых образовательных ресурсов;

      4) сетевых систем управления обучением или сервиса через облачные вычисления;

      5) системы аутентификации для идентификации личности обучающихся и слушателей.

      7. Структурное подразделение специального учебного заведения МЧС, ответственное за организацию учебного процесса по ДО:

      1) проводит обучение преподавателей и сотрудников структурных подразделений специального учебного заведения МЧС согласно утвержденному графику. График с указанием даты и времени, места проведения обучения утверждается заместителем начальника, курирующего учебную работу специального учебного заведения МЧС, и не позднее 3 (трех) рабочих дней размещается на информационных стендах и на интернет-ресурсе специального учебного заведения МЧС;

      2) создает условия (предоставляет интернет-связь, компьютерное и мультимедийное оборудование) сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу для разработки и обновления образовательных ресурсов;

      3) доставляет учебный материал обучающимся посредством информационных технологий либо на бумажных носителях;

      4) организует и проводит консультации в режиме "on-line" (онлайн);

      5) организует обратную связь с обучающимися в режиме "off-line" (офлайн);

      6) контролирует учебные достижения обучающихся в режиме "on-line" (онлайн), "off-line" (офлайн);

      7) идентифицирует личности обучающихся посредством системы аутентификации;

      8) обеспечивает доступ обучающихся к электронным ресурсам, библиотекам специального учебного заведения МЧС и партнеров;

      9) обеспечивает консультационную поддержку обучающихся и строгий мониторинг за соблюдением обучающимся дисциплины в процессе освоения образовательной программы, посещаемости, логирования, контроль за ходом изучения материалов и своевременного выполнения заданий, оценивания через его цифровой след.

      Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 10.05.2024 № 184 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Подготовка ЦОР осуществляется их разработчиками в соответствии с образовательной программой. Структура и содержание ЦОР определяется специальным учебным заведением МЧС самостоятельно.

      9. ДО реализуется посредством проведения учебных занятий синхронного формата обучения, за исключением дисциплин, освоение которых предусматривается с применением МООК.

      Учебные занятия для лиц, имеющих временные ограничения, связанные со здоровьем и не имеющих возможности регулярно посещать специальное учебное заведение (при наличии подтверждающих документов медицинских организаций и/или окружных военно-врачебных комиссий), организуются посредством асинхронного и/или синхронного формата обучения и путем самостоятельного освоения учебных материалов по решению специального учебного заведения МЧС.

      Сноска. Пункт 9 - в редакции приказа и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 10.05.2024 № 184 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Учебные занятия в режиме онлайн предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени с применением цифровых технологий (вебинары, видеоконференции, обмен сообщениями по сети Интернет).

      При этом предусматривается использование ранее записанных видеолекций.

      11. Учебные занятия в режиме офлайн предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого проходит асинхронно (обеспечивает обучающемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с педагогами с использованием средств связи).

      12. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация для обучающихся по образовательным программам высшего и послевузовского образования, в том числе по образовательным программам с сокращенным сроком обучения, осуществляется в соответствии с Правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся специального учебного заведения МЧС, утверждаемые приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в соответствии с компетенцией, предусмотренной подпунктом 5) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан "Об образовании".

      13. Для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с использованием ДО, специальное учебное заведение МЧС применяет систему онлайн прокторинга.

      Сноска. Пункт 13 - в редакции приказа и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 10.05.2024 № 184 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).