Оглавление

Об утверждении инструкции по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах

Приказ и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 16 июля 2021 года № 349. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 июля 2021 года № 23684.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 130) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701, ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.2023 № 382 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу инструкцию по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах.

      2. Комитету промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидясити календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
И. Кульшимбаев

      "СОГЛАСОВАН":
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Утверждена приказом Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 16 июля 2021 года № 349

Инструкция по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая инструкция по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах (далее – Инструкция) разработана в соответствии с подпунктом 130) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701 и детализирует разработку плана ликвидации аварий (далее - План) и проведение учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.2023 № 382 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Казахстан "О гражданской защите" (далее – Закон).

      Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.2023 № 382 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. План ликвидации аварий

      3. Для каждого опасного производственного объекта разрабатывается План. Организации, владеющие и (или) эксплуатирующие опасные производственные объекты, ежегодно, не позднее 1 декабря, представляют на согласование профессиональной аварийно-спасательной службе в области промышленной безопасности или профессиональной объектовой аварийно-спасательной службе в области промышленной безопасности (далее - аварийно-спасательной службе) План. План согласовывается непосредственно с аварийно-спасательной службой осуществляющее обслуживание опасного производственного объекта.

      4. В Плане предусматриваются:

      1) мероприятия по спасению людей;

      2) мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения;

      3) действия персонала при возникновении аварий;

      4) действия аварийно-спасательной службы;

      5) графики проведения противоаварийных тренировок и учебных тревог;

      6) список должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации;

      7) схема опасного производственного объекта.

      5. План подлежит утверждению:

      первичному - при пуске опасного производственного объекта;

      периодическому - ежегодно, не позднее 1 декабря;

      внеочередному - в случае несоответствия статье 80 Закона, при изменениях технологий производства и управления технологическим процессом, после аварии по результатам расследования причин аварии. А также, в случае если в течение действия Плана организация, владеющая и (или) эксплуатирующая опасные производственные объекты, заключают договор с иной аварийно-спасательной службой. В течение десяти календарных дней в План вносятся соответствующие изменения.

      6. План согласовывается с аварийно-спасательной службой и утверждается руководителем организации за десять календарных дней до начала работ на опасном производственном объекте. Аварийно-спасательная служба рассматривает представленный План в течение десяти календарных дней с даты его получения.

      7. В случае несоответствия Плана статье 80 Закона, аварийно-спасательная служба не позднее срока, установленного пунктом 5 настоящей Инструкций, в письменной форме направляет руководству организации, владеющей и (или) эксплуатирующей опасные производственные объекты, мотивированный документ с указанием причин отказа, обосновывающий несогласие с Планом. После устранения несоответствий организация, владеющая и (или) эксплуатирующая опасные производственные объекты, повторно представляет План на согласование в аварийно-спасательную службу.

      8. План (или выписка из него) размещается на общедоступном месте опасного производственного объекта.

      9. План включает:

      1) оперативную часть;

      2) распределение обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, и порядок его действия;

      3) список должностных лиц и учреждений, которые немедленно извещаются об аварии, приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.

      10. План в оригинале со всеми приложениями находится у:

      руководителя объекта;

      диспетчера или дежурного по объекту;

      руководителя аварийно-спасательной службы.

      11. К экземпляру Плана, находящемуся у руководителя объекта, прилагаются бланки пропусков на объект во время аварии, согласно приложения 2 к настоящей Инструкции; оперативный журнал по ликвидации аварии ведется согласно приложения 3 к настоящей Инструкции.

      12. Форма оперативной части Плана указана в приложении 4 настоящей Инструкции.

      13. В Плане предусматриваются следующее:

      порядок оповещения персонала об аварии;

      порядок эвакуации персонала из зоны воздействия аварии;

      порядок оказания медицинской помощи пострадавшим;

      использование технических средств для обеспечения безопасности персонала и скорейшей его эвакуации;

      назначение лиц, осуществляющих эвакуацию персонала с каждого рабочего места (рабочей зоны).

      14. К оперативной части прилагаются следующие документы:

      схема объекта с указанием путей возможной эвакуации персонала и подъездных путей;

      схемы системы пожаротушения;

      схемы вентиляции;

      схемы электроснабжения;

      схемы газовых сетей;

      схемы подачи сжатого воздуха;

      системы связи и оповещения.

      15. Указания по составлению оперативной части Плана:

      оперативной частью Плана охватываются все участки объекта. В позиции Плана могут включаться один или несколько участков, если пути выхода и мероприятия по безопасному выводу людей для этих участков одинаковы;

      по каждой позиции указываются средства, используемые для ликвидации аварий, их количество и местонахождение;

      не допускается перегружать оперативную часть Плана указаниями о проведении мероприятий, не имеющих прямого отношения к ликвидации аварий в первый момент ее возникновения.

      Оповещение персонала об аварии во всех случаях осуществляется двумя независящими друг от друга способами.

Глава 3. Противоаварийные тренировки

      16. Противоаварийные тренировки (далее - тренировки) проводятся с целью приобретения практических навыков и способности персонала самостоятельно, быстро и технически грамотно действовать при возникновении технологических нарушений, применяя требования эксплуатационной документации и ремонтно-эксплуатационных паспортов и инструкций в области промышленной безопасности.

      В целях проверки способности персонала самостоятельно и на основе коллективных действий ликвидировать и предупреждать развитие опасных производственных факторов при аварии и инциденте в качестве обязательной формы обучения и работы с персоналом является участие в противоаварийной тренировке.

      17. Противоаварийная тренировка проводится с работниками объекта по каждой позиции Плана. Противоаварийные тренировки проводятся без нарушения режима работы на объекте.

      Проведение тренировок предусматривает решение следующих задач:

      1) проверка способности персонала правильно воспринимать и анализировать информацию о технологическом нарушении, на основе этой информации принимать оптимальное решение по его ликвидации посредством определенного действия или отдачи конкретных распоряжений;

      2) обеспечение формирования четких навыков принятия оперативных решений в любой обстановке и в наиболее короткое время;

      3) разработка организационных и технических мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки персонала и надежности работы опасных производственных объектов.

      18. Целью проведения тренировки является проверка готовности объекта к ликвидации аварии и инцидента, знание персоналом своих действий во время ликвидации.

      19. Итоги противоаварийной тренировки оформляются актом, в котором указываются замечания и предложения по устранению замечаний по ходу противоаварийной тренировки. По результатам анализа противоаварийной тренировки вырабатываются мероприятия по устранению выявленных несоответствий в Плане на объекте.

Глава 4. Учебная тревога

      20. В целях проверки эффективности Плана на каждом объекте не реже одного раза в год проводится учебная тревога с вызовом подразделений аварийно-спасательной службы, обслуживающего объект.

      21. Проведение учебной тревоги не вызывает нарушения работ, ведущихся на объекте, обеспечения боеспособности подразделений аварийно-спасательной службы в случае возникновения аварий.

      22. Задачами проведения учебной тревоги являются:

      проверка подготовленности объекта, персонала к спасению людей и ликвидации аварии;

      проверка соответствия Плана фактическому положению на объекте;

      проверка подразделений аварийно-спасательной службы, обслуживающей объект.

      23. Учебная тревога проводится техническим руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, совместно с представителями территориального подразделения уполномоченного органа в области промышленной безопасности и профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности.

      24. Дата проведения учебной тревоги на объекте в соответствии с Планом определяется совместным решением руководства организации и аварийно-спасательной службы. Персонал объекта не извещается о дате и времени проведения учебной тревоги.

      25. До начала учебной тревоги:

      намечают место и характер "аварии";

      устанавливают время начала учебной тревоги;

      уточняют количество и расстановку контролеров, составляют порядок проведения учебной тревоги;

      определяют количество вызываемых аварийно-спасательных служб;

      определяют перечень лиц и учреждений, подлежащих исключению из списка извещаемых об аварии.

      26. Лица, руководящие проведением учебной тревоги, перед началом учения объясняют контролерам их обязанности и знакомят их с порядком проведение учебной тревоги.

      27. Все контролеры к назначенному времени занимают места для контроля проведения учебной тревоги.

      28. Контролер, которому поручено сообщить об "аварии", в назначенное время с места "аварии" звонит диспетчеру (дежурному) объекта об "аварии", указав ее место и характер.

      29. Контролер, находящийся у диспетчера (дежурного) объекта, знакомит их с перечнем лиц и учреждений, которые не оповещаются об аварии, и следит за правильностью и своевременностью вызова остальных лиц и учреждений.

      30. Проверяющие контролируют действия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии, руководителя аварийно-спасательных работ, лиц, прибывших на "аварию", согласно распределению обязанностей, предусмотренному Планом, обращая особое внимание на их действия в начальный период "аварии".

      31. Контролеры, каждый на своем посту, проверяют действия персонала, отделений аварийно-спасательной службы, состояние технических средств, подлежащих использованию при аварии, правильность их применения, состояние запасных выходов.

      32. При учебной тревоге устанавливаются:

      способ оповещения об "аварии" и время, затраченное на него;

      время вызова и время прибытия подразделения аварийно-спасательной службы на объект;

      время прибытия должностных лиц, которые извещены об "аварии" на объект;

      время, затраченное на выход (вывод) людей (если такой вывод предусмотрен в Плане) из "аварийного" участка в безопасное место;

      выполнение ответственным руководителем объекта и лицами производственного контроля мероприятий по выводу людей и работ по ликвидации "аварии", предусмотренных в Плане;

      наличие воды в противопожарном трубопроводе в месте "аварии" (при "пожаре"), ее давление и расход у места "пожара", время, затраченное на подачу воды непосредственно к очагу "пожара";

      соответствие действий персонала Плану, знание ими запасных выходов, наличие средств индивидуальной защиты и умение пользоваться ими;

      умение персонала тушить пожар в начальный момент его возникновения;

      умение персонала оказывать первую доврачебную медицинскую помощь "пострадавшим" при "аварии";

      полнота и правильность взятого отделениями аварийно-спасательной службы по виду аварии оснащения и умение пользоваться им;

      выполнение отделениями заданий по выводу людей, выносу "пострадавших" и оказанию им первой доврачебной медицинской помощи;

      сработанность и четкость взаимодействия личного состава аварийно-спасательной службы;

      выполнение отделениями заданий по ликвидации "аварии";

      умение спасателей устанавливать связь и пользоваться сигнальным кодом при работе в атмосфере непригодной для дыхания;

      умение руководителей аварийно-спасательной службы рассчитывать расход кислорода при движении по различным маршрутам к месту "аварии" и обратно;

      правильность действий руководителя аварийно-спасательной службы и умение руководить в атмосфере непригодной для дыхания;

      наличие средств пожаротушения (огнетушителей, песка или инертной пыли, средствами для определения загазованности, сигнальные ленты, пожарные щиты) на "аварийном" участке;

      подготовленность транспорта для вывоза людей с "аварийного" участка и доставки отделений аварийно-спасательной службы к месту "аварии";

      наличие, состояние и возможность использования противопожарных водоемов, насосов, противопожарных трубопроводов, вентилей и пожарных гаек;

      укомплектованность складов материалов, противопожарных поездов и время, затраченное на доставку противопожарного поезда к месту "аварии".

      33. При подземных работах:

      правильность использования и состояние подъемных установок при выезде людей из подземных выработок во время "аварии";

      наличие в выработках, служащих запасными выходами, и на разветвлениях этих выработок указателей с наименованием выработки и направления к выходу.

      34. После окончания учебной тревоги, проверяющие совместно с контролерами, руководителями и персоналом объекта, руководителями аварийно-спасательной службы, участвовавшими в ликвидации "аварии", проводят разбор учебной тревоги.

      35. Контролеры докладывают о соответствии положения на участке объекта Плану, о подготовленности технического персонала участка, подразделений аварийно-спасательной службы.

      36. Акт о проведенной учебной тревоге вручается руководителю организации, руководителю аварийно-спасательной службы и подписывается представителем территориального подразделения уполномоченного органа в области промышленной безопасности, участвовавшего в проведении учебной тревоги с указанием оценки и внесением предложений по проведенной учебной тревоге.

      Результаты проведения учебной тревоги обсуждаются на собраниях коллективов, работающих на объекте.

      37. Контроль за выполнением изложенных в акте предложений возлагается на руководителя организации и руководитель аварийно-спасательной службы.

  Приложение 1 к Инструкции по
разработке плана ликвидации
аварий и проведению учебных
тревог и противоаварийных
тренировок на опасных
производственных объектах
  Форма

Список должностных лиц и учреждений извещаемых об аварии

№ п.п.

Организация или должностное лицо

Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

№ телефона

Адрес

служебный

домашний

служебный

домашний

1

Дежурный аварийно-спасательной службы






2

Руководитель организаций






3

Руководитель объекта






4

Дежурный пожарной части






5

Главные специалисты






а)







б)







в)







г)







д)







6

Начальники подразделения
объекта






а)







б)







в)







г)







д)







ж)







з)







и)







7

Руководитель медицинской службы






8

Территориальное подразделение уполномоченного органа






9

Дежурный Комитета национальной безопасности






10

Отдел внутренних дел






11

Прокуратура






  Приложение 2 к Инструкции по
разработке плана ликвидации
аварий и проведению учебных
тревог и противоаварийных
тренировок на опасных
производственных объектах
  Форма

      `                              Пропуск

      Выдан ___________________________________________________________________
                        (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
________________________________________________________________________________
                  (для прохода на территорию аварийного объекта)
________________________________________________________________________________
      (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность выдавшего пропуск)
"___" ____________ 20___г. ____ час. _____ мин.
_______________________
      (подпись)

  Приложение 3 к Инструкции по
разработке плана ликвидации
аварий и проведению учебных
тревог и противоаварийных
тренировок на опасных
производственных объектах
  Форма

                  Оперативный журнал по ликвидации аварий

      __________________________________________________________________________
                                    (организация)

      Место аварии _____________________________________________________________

      Характер аварии __________________________________________________________

      Время возникновения аварии (год, месяц, число, часы, минуты)__________________

      _______________________________________________________________________________

      _______________________________________________________________________________

Дата

Часы и минуты

Содержание заданий по ликвидации аварии и срок выполнения

Ответственные за выполнение задания

Отметка об исполнении заданий (число, часы, минуты)

1

2

3

4

5






      Ответственный руководитель работ по ликвидации аварий

      Подпись _________________________

  Приложение 4 к Инструкции по
разработке плана ликвидации
аварий и проведению учебных
тревог и противоаварийных
тренировок на опасных
производственных объектах
  Форма

Оперативная часть плана ликвидации аварии

Мероприятия по ликвидации аварий

Лица, ответственные за выполнение мероприятий и исполнители

Пути выхода людей

Пути движения спасательных отделений

Задание для спасательных отделений

1

2

3

4

5






      Руководитель объекта

      Согласовано: Руководитель аварийно-спасательной службы