О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 122 "Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним, вы

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 июля 2021 года № 321. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 июля 2021 года № 23371

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 122 "Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования, а также на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование и дополнительное образование детей" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13418) следующие изменения:

      в Правилах размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования, а также на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, утвержденных указанным приказом:

      пункт 1 изложить в новой редакции:

      "1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с подпунктом 43) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон) и определяют размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее-ОВПО), а также на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование и дополнительное образование детей.";

      пункт 10 изложить в новой редакции:

      "10. Государственный образовательный заказ на подготовку магистров и докторов философии (PhD)/докторов по профилю, в том числе на целевую подготовку для региональных ОВПО и научных организаций, размещается на конкурсной основе независимо от формы собственности в ОВПО.";

      пункт 42 изложить в новой редакции:

      "42. Объявление о проведении Конкурса публикуется на Интернет-ресурсах уполномоченного органа в области образования и (или) уполномоченного органа соответствующей отрасли (далее – УОСО).";

      пункт 45 изложить в новой редакции:

      "45. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом заседания, который подписывается председателем. При равенстве голосов, голос председателя комиссии является решающим.";

      пункт 46 изложить в новой редакции:

      "46. Для участия в конкурсе по размещению государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием ОВПО подает в электронном формате в уполномоченный орган в области образования и (или) УОСО конкурсную заявку, включающую следующие документы:

      1) заявку ОВПО по установленной форме согласно приложению 8 к Правилам;

      2) анкету ОВПО по установленной форме согласно приложению 9 к Правилам;

      3) информационную карту ОВПО по установленной форме согласно приложению 10 к Правилам;

      4) предложения на размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием на соответствующий учебный год по установленной форме согласно приложению 11 к Правилам.

      При возникновении спорных вопросов по показателям информационной карты, представленными ОВПО, в соответствии с подпунктом 3) пункта 46 настоящих Правил Комиссия запрашивает подтверждающие документы.";

      пункт 47 изложить в новой редакции:

      "47. Документы, входящие в конкурсную заявку, подписываются первым руководителем ОВПО, заверяются печатью и представляются в электронном формате и (или) онлайн через информационную систему в порядке указанном в объявлении о проведении конкурса.

      При этом представленные ОВПО сведения при необходимости сверяются на предмет соответствия данных Единой информационной системы образования.";

      пункт 48 изложить в новой редакции:

      "48. Конкурсная заявка направляется в уполномоченный орган в области образования и (или) в УОСО в электронном формате не позднее часа и даты, указанных в объявлении о проведении конкурса. Конкурсная заявка, поступившая по истечению срока подачи конкурсных заявок, независимо от причин опоздания, не рассматривается. Внесение каких-либо изменений в конкурсные заявки после истечения срока их подачи не допускается.";

      пункт 49 изложить в новой редакции:

      "49. Комиссия рассматривает конкурсные заявки и определяет степень их соответствия требованиям конкурсной документации и проводит их оценку согласно приложению 12 к Правилам.";

      пункт 50 изложить в новой редакции:

      "50. В конкурсе по размещению государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием по группам образовательных программ участвуют ОВПО, прошедшие институциональную и (или) специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр признанных аккредитационных органов, за исключением военных, специальных учебных заведений.

      Пороговое значение показателя трудоустройства выпускников ОВПО определяется Комиссией.

      Исключение составляют новые направления подготовки кадров, впервые получившие лицензию, а также вновь созданные ОВПО для подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием по приоритетным отраслям экономики. При этом, перечень ОВПО определяется Комиссией.";

      пункт 51 изложить в новой редакции:

      "51. При определении ОВПО и размещении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим образованием Комиссия учитывает следующие основные критерии:

      1) наличие контингента обучающихся по соответствующей группе образовательных программ, за исключением направлений, внесенных впервые в Классификатор направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием Республики Казахстан;

      2) кадровое обеспечение ОВПО и материально–техническое обеспечение научно-образовательного процесса;

      3) обеспеченность учебной, учебно-методической литературой и иными информационными ресурсами;

      4) научный потенциал и уровень проводимых в ОВПО научных исследований (для ОВПО);

      5) наличие мест для проживания обучающихся в общежитии, пунктов общественного питания и медицинского обслуживания;

      6) наличие аккредитованных образовательных программ;

      7) востребованность и трудоустройство выпускников;

      8) участие в международном и/или национальном рейтингах ОВПО;

      9) позиция ОВПО в рейтинге, проводимого НПП "Атамекен".";

      пункт 52 изложить в новой редакции:

      "52. При определении ОВПО и размещении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с послевузовским образованием, в том числе целевых мест в докторантуре Комиссия учитывает следующие основные критерии:

      1) участие в международном и/или национальном рейтингах ОВПО;

      2) наличие договоров с аккредитованными научными организациями-партнерами, в том числе зарубежных, о выполнении совместных научных проектов и предоставлении исследовательской базы;

      3) наличие научных руководителей из числа профессорско-преподавательского состава ОВПО с учеными степенями доктора наук/кандидата наук, и степенями доктора философии (PhD)/доктора по профилю;

      4) выполнение с зарубежными вузами-партнерами (научными организациями) совместных научно-образовательных проектов;

      5) кадровое обеспечение научно-образовательного процесса и соответствующее требованиям на занятие образовательной деятельностью по образовательным программам послевузовского образования (для группы специальностей "Искусство", в том числе преподаватели, удостоенные почетных званий и государственных наград Республики Казахстан);

      6) доступ к мировым научным и образовательным ресурсам; материально-техническое обеспечение научно-образовательного процесса соответствующее требованиям на занятие образовательной деятельностью по образовательным программам послевузовского образования;

      7) наличие аккредитованных образовательных программ;

      8) выполнение научных и научно-технических программ и проектов на основе грантового, программно-целевого финансирования и других источников;

      9) наличие в ОВПО мест для проживания обучающихся в общежитии, пунктов общественного питания и медицинского обслуживания;

      10) сведения о трудоустройстве и занятости выпускников в первый год после окончания ОВПО по заявленным специальностям."

      пункт 53 изложить в новой редакции:

      "53. Допуск ОВПО к конкурсу, в которых выпускники докторантуры завершили обучение и не получили утверждение степени доктора философии (PhD), доктора по профилю в течение 4-х лет после окончания по соответствующей группе образовательных программ, осуществляется по решению комиссии.";

      пункт 54 изложить в новой редакции:

      "54. Для участия в конкурсе по размещению государственного образовательного заказа на обучение слушателей на подготовительном отделении ОВПО подают в электронном формате в уполномоченный орган в области образования и (или) в УОСО конкурсную заявку, включающую следующие документы:

      1) заявку ОВПО по установленной форме согласно приложению 13 к Правилам;

      2) анкету ОВПО по установленной форме согласно приложению 9 к Правилам;

      3) предложения на размещение государственного образовательного заказа на обучение слушателей на подготовительном отделении на соответствующий учебный год по установленной форме согласно приложению 14 к Правилам.";

      пункт 55 изложить в новой редакции:

      "55. При определении ОВПО и размещении государственного образовательного заказа на обучение слушателей на подготовительном отделении Комиссия руководствуется следующими основными критериями:

      1) кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и уровень квалификации педагогов, наличие преподавателей по всем предметам Комплексного тестирования абитуриентов;

      2) обеспеченность учебной, учебно-методической литературой и иными информационными ресурсами;

      3) наличие в ОВПО мест для проживания обучающихся в общежитии, пунктов общественного питания и медицинского обслуживания.";

      пункт 57 изложить в новой редакции:

      "57. Комиссия с учетом оценки принимает решение о размещении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с указанием:

      1) перечня ОВПО, в которых по условиям конкурса размещается государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим образованием;

      2) перечня ОВПО, в которых по условиям конкурса размещается государственный образовательный заказ на подготовку кадров в магистратуре, в том числе с указанием объема квоты для отдельных ОВПО;

      3) перечень базовых ОВПО, в которых по условиям конкурса размещается государственный образовательный заказ на подготовку кадров в докторантуре с указанием объема по группам образовательных программ, в том числе для целевой подготовки докторов философии (PhD)/докторов по профилю;

      4) ОВПО, в которых размещается государственный образовательный заказ для обучения слушателей на подготовительных отделениях ОВПО, в том числе для повышения уровня языковой подготовки с указанием объема;

      5) ОВПО, в которых по условиям конкурса размещается государственный образовательный заказ на подготовку педагогов с высшим образованием с указанием объема по группам образовательных программ.";

      пункт 58 изложить в новой редакции:

      "58. По результатам работы конкурсной комиссии приказом Министра или лицом, исполняющим его обязанности, утверждается размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием и публикуется на интернет-ресурсах уполномоченного органа в области образования и (или) в УОСО.";

      приложение 10 и 12 изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.

      2. Департаменту высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Приложение 1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 8 июля 2021 года № 321
  Приложение 10
к Правилам Размещения
государственного
образовательного заказа
на подготовку кадров
с техническим и
профессиональным,
послесредним, высшим и
послевузовским образованием
с учетом потребностей рынка
труда, на подготовительные
отделения организаций высшего
и (или) послевузовского
образования, а также на
дошкольное воспитание и
обучение, среднее образование и
дополнительное образование детей

Информационная карта организации высшего и (или) послевузовского образования

      ____________________________________________________________________
наименование (организации высшего и (или) послевузовского образования)
________________________________________________________________
(код, наименование групп образовательных программ)

№ п/п

Общие сведения о организаций высшего и (или) послевузовского образования

Тип значений

1.

Институциональная и (или) специализированная аккредитация

есть/нет

2.

Наличие образовательного портала

есть/нет

3.

Международный рейтинг:
-Times higher education
-- QS World University Rankings
-

Позиция:
(100+) =15 баллов;
(200+) =13 баллов; (300+) =11 баллов; (400+) =9 баллов; (500+) =7 балла; (700+) =5 балла.

4.

Доля средств от бюджета организаций высшего и (или) послевузовского образования выделяемых на обновление учебно-лабораторной базы, используемой для учебного процесса

За каждый 1% - +1 балл от бюджета вуза.

5.

Наличие собственного или арендованного общежития, хостела, гостиницы, соответствующего требованиям нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, предъявляемым к объектам образования, в том числе для лиц, с особыми образовательными потребностями

За каждые 500 мест – 1 балл;
1000 мест – 2 балла.

6.

Отсутствие организаций высшего и (или) послевузовского образования
в Реестре недобросовестных участников госзакупок портала Государственных закупок Республики Казахстан на момент подачи документов на участие в конкурсе

есть/нет

7.

Наличие в ОВПО условий для лиц, с особыми образовательными потребностями (входных путей, средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, окрашивание контрастной краской дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов).

есть/нет

8.

Наличие информационной системы организаций высшего и (или) послевузовского образования с актуальными базами данных о контингенте студентов и ППС в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом в области образования, и соответствие фактических данных с национальной образовательной базой данных

есть/нет

I.

Общие сведения по группам образовательных программ высшего и послевузовского образования

1.

Приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям подготовки с высшим и послевузовским образованием (допуск/ не допуск)

допуск/ не допуск

2.

Институциональная и (или) специализированная аккредитация

Наличие институциональной и (или) специализированной аккредитации +2 баллов

3.

Позиция образовательной программы организаций высшего и (или) послевузовского образования в рейтинге НПП "Атамекен"

Выше среднего – 50 баллов;
Среднее – 30 баллов;
Ниже среднего - 10 баллов.

4.

Трудоустройство выпускников, % трудоустроенных выпускников по группам образовательной программы

Более 80 % - 3 балла; 70%- 2 балла;
более 60 % - 1 балл;
менее 50% - 0 балл.

5.

Наличие образовательных программ зарегистрированных в реестре образовательных программ по соответствующим группам образовательных программ

есть/нет

6.

Наличие образовательных программ на английском языке, зарегистрированном в реестре образовательных программ

есть/нет

ІІ.

Кадровое обеспечение и уровень квалификации педагогов

1.1.

Общее количество штатных преподавателей:

число, целое

докторов наук

число, целое

докторов PhD

число, целое

кандидатов наук

число, целое

1.2.

/в т.ч. по группам образовательных программ (количество)

число, целое

докторов наук

число, целое

докторов PhD

число, целое

кандидатов наук

число, целое

1.3.

Количество ППС по профильным дисциплинам, владеющих английским языком с уровнем: IELTS (АЙЛТС) – не менее 4,5; TOEFL PBT – не менее 493; TOEFL ITP – не менее 150 баллов; TOEFL CBT – не менее 166 баллов; TOEFL IBT – не менее 58); CEFR – В1; APTIS – не менее 38.

5 ППС – 1 балл.

2.

Количество иностранных преподавателей, работающих в вузе по контракту на срок не менее одного академического периода

1 ппс – 0,3 балла.

3.

% остепененности ППС по вузу в целом

10 % -1 балл.

4.

% остепененности ППС по образовательной программе

10 % -1 балл.

III.

Научно-исследовательская деятельность ППС

1.

Количество выполняемых научных и научно-технических программ/проектов по фундаментальным исследованиям/ прикладным исследованиям на основе грантового и программно-целевого финансирования

За каждую программу (проект) - 1 балл.

2.

Общий объем научно-исследовательских работ, выполненных ППС (в тенге)

Менее 50 млн.тг. – 0,5 баллов;
более 50 млн.тг. – 1 балл;
более 100 млн.тг. – 2 балла;
более 300 млн.тг. – 3 балла;
более 500 млн.тг. – 4 балла;
более 1000 млн.тг. – 5 баллов;
более 50 000 млн.тг. - 10 баллов.

3.

Общий объем международных научно-исследовательских работ, выполненных ППС (в тенге)

Менее 50 млн.тг. – 0,5 баллов;
более 50 млн.тг. – 1 балл;
более 100 млн.тг. – 3 балла;
более 150 млн тг. – 3,5 баллов;
более 300 млн.тг. – 5 баллов;

3.1

/в т.ч. на 1 штатного преподавателя (в тенге)

Число

4.

Количество научных публикаций ППС:

- в зарубежных рейтинговых журналах, включенных в определенные квартили (Q1-Q4) в базы данных Clarivate Analytics или показатель процентиль по CiteScore в базе данных Scopus

10 статей в журналах Q1-Q2 и/или процентилем по CiteScore выше 90 – 5 баллов;
10 статей в журналах Q3-Q4 и/или процентилем по CiteScore выше 50 – 2 балла;
10 статей в журналах с процентилем по CiteScore выше 35 – 1 балл.

5.

Количество собственного научного издания

Входящего в список журналов, рекомендованных Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан - 5 баллов 1 журнал;
входящего в международную базу данных Web of Science, Scopus – 15 баллов 1 журнал.

IV.

Корпоративное партнерство и международная деятельность

1.

Количество совместных (двудипломных) образовательных программ с вузами входящих в рейтинге QS ТОП 700+

1 программа – 1 балл.

2.

Количество совместных финансируемых исследовательских проектов с зарубежными организациями образования

1 программа – 1 балл.

3.

Количество совместных международных образовательных проектов

1 программа-1 балл.

      Примечание:

      - в случае, если заявлена группа образовательной программы высшего образования, по которой в течении двух лет не осуществлялась подготовка кадров, соответствующая группа образовательной программы к конкурсу не допускается;

      - в случае, предоставления недостоверных данных, не соответствующих действительности, организации высшего и (или) послевузовского образования к конкурсу не допускаются по решению комиссии.

      - информационная карта подписывается первым руководителем организации высшего и (или) послевузовского образования.

  Приложение 2
  к приказу
  Приложение 12
к Правилам размещения
государственного
образовательного заказа
на подготовку кадров
с техническим и
профессиональным,
послесредним, высшим и
послевузовским образованием
с учетом потребностей рынка
труда, на подготовительные
отделения организаций высшего
и (или) послевузовского
образования, а также на
дошкольное воспитание и
обучение, среднее образование и
дополнительное образование детей

Методика ранжирования вузов по информационным картам

№ п/п

Общие сведения о вузе

Условное обозначение

тип значений

1

Институциональная и (или) специализированная аккредитация

А1

есть/нет

2

Наличие образовательного портала

А2

есть/нет

3

Международный рейтинг вуза (место, наименование рейтинга)

А3

число, целое, 0-1 000

4

Доля средств от бюджета организаций высшего и (или) послевузовского образования выделяемых на обновление учебно-лабораторной базы, используемой для учебного процесса

А4

число

5

Наличие собственного или арендованного общежития, хостела, гостиницы, соответствующего требованиям нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, предъявляемым к объектам образования, в том числе для лиц, с особыми образовательными потребностями

А5

число, целое

6

Отсутствие организаций высшего и (или) послевузовского образования
в Реестре недобросовестных участников госзакупок портала Государственных закупок Республики Казахстан на момент подачи документов на участие в конкурсе

А6

есть/нет

7

Наличие в ОВПО условий для лиц, с особыми образовательными потребностями (входных путей, средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, окрашивание контрастной краской дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов).

А7

есть/нет

8

Наличие информационной системы организаций высшего и (или) послевузовского образования с актуальными базами данных о контингенте студентов и ППС в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом в области образования, и соответствие фактических данных с национальной образовательной базой данных

А8

есть/нет

I

Общие сведения по группам образовательных программ

1

Приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям подготовки с высшим и послевузовским образованием (допуск/не допуск)

B1

допуск/ не допуск

2

Институциональная и (или) специализированная аккредитация

В2

есть/нет

3

Позиция образовательной программы организаций высшего и (или) послевузовского образования в рейтинге НПП "Атамекен"

В3

число, целое

4

Трудоустройство выпускников, % трудоустроенных выпускников по группам образовательной программы

В4

число

5

Наличие образовательных программ зарегистрированных в реестре образовательных программ по соответствующим группам образовательных программ

В5

есть/нет

6

Наличие образовательных программ на английском языке, зарегистрированном в реестре образовательных программ

В6

есть/нет

ІІ.

Кадровое обеспечение и уровень квалификации педагогов

1.1.

Общее количество штатных преподавателей:

C1.1

число, целое

докторов наук

C1.1.1

число, целое

докторов PhD

C1.1.2

число, целое

кандидатов наук

C1.1.3

число, целое

1.2.

/в т.ч. по группам образовательных программ (количество)

C1.2

число, целое

докторов наук

C1.2.1

число, целое

докторов PhD

C1.2.2

число, целое

кандидатов наук

C1.2.3

число, целое

магистров

C1.2.4

число, целое

1.3

Количество ППС по профильным дисциплинам, владеющих английским языком с уровнем: IELTS (АЙЛТС) – не менее 4,5; TOEFL PBT – не менее 493; TOEFL ITP – не менее 150 баллов; TOEFL CBT – не менее 166 баллов; TOEFL IBT – не менее 58); CEFR – В1; APTIS – не менее 38.

C1.3

число, целое

2

Количество иностранных преподавателей, работающих в вузе по контракту на срок не менее академического периода

C2

число, целое

3

% остепененности ППС по вузу в целом***

C3

число

4

% остепененности ППС профильных дисциплин по группам образовательных программ***

C4

число

III

Научно-исследовательская деятельность ППС

1

Количество выполняемых научных и научно-технических программ/проектов по фундаментальным исследованиям/ прикладным исследованиям на основе грантового и программно-целевого финансирования

D1

число, целое

2

Общий объем научно-исследовательских работ, выполненных ППС (в тенге)

D2

число

3

Общий объем международных научно-исследовательских работ, выполненных ППС (в тенге)

D3

число

3.1

/в т.ч. на 1 штатного преподавателя (в тенге)

D3.1

число

4

Количество научных публикаций ППС:
- в зарубежных рейтинговых журналах, включенных в определенные квартили (Q1-Q4) в базы данных Clarivate Analytics или показатель процентиль по CiteScore в базе данных Scopus

D4

число, целое

5

Количество собственного научного издания

D5

число, целое

IV

Корпоративное партнерство и международная деятельность

1

Количество совместных (двудипломных) образовательных программ с вузами входящих в рейтинге QS ТОП 700+

E1

число, целое

2

Количество совместных финансируемых исследовательских проектов с зарубежными организациями образования

E2

число, целое

3

Количество совместных международных образовательных проектов

E3

число, целое

      ** - пороговое значение показателя трудоустройства выпускников вуза определяется Комиссией;

      *** - высчитываются из предоставленных данных.