Оглавление

О внесении изменения в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 918 "Об утверждении Правил разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в де

Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 28 мая 2021 года № 371-НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 мая 2021 года № 22879

Действующий

      Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 918 "Об утверждении Правил разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18075) следующее изменение:

      Правила разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
Б. Сұлтанов

  Утверждены приказом
Министра торговли и интеграции
Республики Казахстан
от 28 мая 2021 года № 371-НҚ
  Утверждены
приказом Министра по
инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 26 декабря 2018 года № 918

Правила разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 9 Закона Республики "О стандартизации" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) уполномоченный орган в сфере стандартизации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере стандартизации;

      2) информационная система технического регулирования - автоматизированная информационная система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления сведений и информаций, содержащихся в реестрах технического регулирования, государственной системы обеспечения единства измерений, национальной системы стандартизации и единых реестрах выданных или принятых документов об оценке соответствия Евразийского экономического союза.

Глава 2. Порядок разработки национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации

      3. Разработка национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации (далее – документы по стандартизации) осуществляется в соответствии с национальным планом стандартизации, утверждаемым уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 6) статьи 9 Закона и (или) в инициативном порядке.

      Информация о документах по стандартизации, разрабатываемых в инициативном порядке, до начала их разработки направляется разработчиком в электронном виде в национальный орган по стандартизации (далее - НОС) посредством информационной системы технического регулирования.

      НОС в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления проверяет информацию о разрабатываемых документах по стандартизации и уведомляет разработчика посредством информационной системы технического регулирования о выявлении либо отсутствии дублирования с действующими и планируемыми для разработки документами по стандартизации.

      4. Документы по стандартизации разрабатываются с учетом:

      1) результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

      2) международных, региональных стандартов, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации;

      3) приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и услуг.

      Период разработки документов по стандартизации, разрабатываемых на основе научных исследований и измерений, не должен превышать 3 (три) года.

      5. Разработка документов по стандартизации осуществляется заинтересованными субъектами национальной системы стандартизации.

      6. Национальный классификатор технико-экономической информации разрабатывается по основным видам технико-экономической информации, используемой в отраслях экономики и требующей учета.

      7. Рекомендации по стандартизации содержат добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, а также обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия, способствующие применению соответствующего стандарта, или положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в стандарте.

      8. Документы по стандартизации разрабатываются в соответствии с СТ РК 1.2 "Национальная система стандартизации Республики Казахстан. Порядок разработки документов по стандартизации" (далее – СТ РК 1.2), СТ РК 5.1 "Национальная система стандартизации Республики Казахстан. Система классификации и кодирования технико-экономической информации. Порядок разработки национальных классификаторов технико-экономической информации" (далее – СТ РК 5.1).

      9. Процедуры построения, оформления, содержания, изложения документов по стандартизации устанавливаются основополагающими национальными стандартами.

Глава 3. Порядок согласования документов по стандартизации

      10. Согласование документов по стандартизации включает следующие этапы:

      1) публичное обсуждение;

      2) согласование с заинтересованными субъектами национальной системы стандартизации;

      3) техническое обсуждение в техническом комитете по стандартизации, а в случае его отсутствия – в НОС.

      11. Публичное обсуждение осуществляется в соответствии с СТ РК 1.2 в информационной системе технического регулирования в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня размещения документов по стандартизации.

      12. Документы по стандартизации в зависимости от объекта стандартизации направляются разработчиком на согласование следующим лицам:

      1) заказчику разработки (при наличии);

      2) заинтересованным государственным органам в пределах их компетенции;

      3) Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен";

      4) пользователям документов по стандартизации, в организационно-правовой форме юридического лица;

      5) отраслевым объединениям юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) (согласно направлению деятельности);

      6) субъектам аккредитации (согласно области аккредитации);

      7) научно-исследовательским институтам и/или исследовательским лабораториям (при наличии).

      Иные заинтересованные субъекты национальной системы стандартизации рассматривают проекты документов по стандартизации в информационной системе технического регулирования.

      13. В период публичного обсуждения проекты документов по стандартизации проходят обязательное техническое обсуждение в профильном техническом комитете по стандартизации, а в случае его отсутствия – в НОС.

      В случае если базовая организация технического комитета по стандартизации является разработчиком проектов документов по стандартизации, техническое обсуждение проходит в НОС.

      Итоги технического обсуждения отражаются в протоколе, который вносится в дело документа по стандартизации в информационной системе технического регулирования.

      В случае не достижения консенсуса в рамках технического обсуждения, по инициативе разработчика проектов документов по стандартизации, повторное техническое обсуждение осуществляется в техническом комитете по стандартизации либо в НОС.

      Проведение технического обсуждения в техническом комитете по стандартизации осуществляется в соответствии с СТ РК 1.15 "Национальная система стандартизации Республики Казахстан. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности".

      14. Замечания и предложения, поступающие к проектам документов по стандартизации после завершения публичного обсуждения, принимаются на усмотрение разработчика.

      В случае непредставления согласования к проектам документов по стандартизации лицами, указанными в подпунктах 2) – 7) пункта 12 настоящих Правил в течение 60 (шестидесяти) календарных дней, проекты документов по стандартизации считаются согласованными без замечаний.

      15. Разработчик документа по стандартизации по итогам согласования осуществляет подготовку сводки отзывов с включением принятых и не принятых замечаний и предложений согласующих лиц. В случае непринятия замечаний и предложений согласующих лиц, разработчик направляет ответ с обоснованиями причин непринятия.

      Окончательная редакция проекта документа по стандартизации рассылается на повторное согласование лицам, имеющим замечания к проекту документа по стандартизации, не затрагивающие оформление проекта. Проект документа по стандартизации рассылается вместе со сводкой отзывов.

      Срок повторного согласования составляет 10 (десять) рабочих дней со дня направления проекта документа по стандартизации согласующим лицам.

      16. Разработчик документа по стандартизации формирует дело в соответствии с СТ РК 1.22 "Национальная система стандартизации Республики Казахстан. Дело документа по стандартизации. Порядок формирования и сдачи в Единый государственный фонд нормативных технических документов".

      17. Разработчик направляет посредством информационной системы технического регулирования оформленное дело документа по стандартизации в НОС для проведения экспертизы.

Глава 4. Порядок экспертизы документов по стандартизации

      18. Экспертиза проектов национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) (далее - стандарты) осуществляется в целях:

      1) установления достижения консенсуса субъектов национальной системы стандартизации, за исключением случаев разработки стандартов, затрагивающих вопросы безопасности объектов стандартизации;

      2) установления соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан и Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);

      3) проверки полноты комплектности дел стандартов в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;

      4) исключения дублирования требований действующих стандартов;

      5) анализа сводки отзывов на полноту согласования проектов стандартов, в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

      6) установления соблюдения порядка разработки и согласования проектов стандартов, предусмотренных в главах 2 и 3 настоящих Правил;

      7) установления соответствия требованиям международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации, на основе которых разрабатываются проекты стандартов;

      8) установления аутентичности перевода текста на государственный и русский языки согласно основополагающим национальным стандартам.

      19. Экспертиза проектов национальных классификаторов технико-экономической информации осуществляется в целях:

      1) установления соблюдения порядка разработки и согласования проектов национальных классификаторов технико-экономической информации, указанных в главах 2 и 3 настоящих Правил;

      2) установления соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан и ЕАЭС;

      3) проверки полноты комплектности дел национальных классификаторов технико-экономической информации в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;

      4) анализа сводки отзывов на полноту согласования проектов национальных классификаторов технико-экономической информации, в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

      20. Экспертиза проектов рекомендаций по стандартизации осуществляется в целях:

      1) установления соответствия разрабатываемых рекомендаций по стандартизации требованиям законодательства Республики Казахстан, ЕАЭС и документам по стандартизации;

      2) выявления необходимости пересмотра, актуализации и (или) унификации действующих или ранее разработанных документов по стандартизации;

      3) проверки полноты комплектности дел рекомендаций по стандартизации в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;

      4) анализа сводки отзывов на полноту согласования проектов рекомендаций по стандартизации в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

      21. В случае несоответствия представленных документов требованиям, предусмотренных в пункте 16 настоящих Правил, НОС посредством информационной системы технического регулирования возвращает дела проектов документов по стандартизации на доработку не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их поступления.

      22. Экспертиза проектов документов по стандартизации проводится в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня их поступления в НОС в соответствии с СТ РК 1.33 "Национальная система стандартизации Республики Казахстан. Порядок проведения экспертизы документов по стандартизации".

Глава 5. Порядок утверждения документов по стандартизации

      23. Обязательным условием утверждения документов по стандартизации является достижение консенсуса, за исключением документов по стандартизации, затрагивающих вопросы безопасности объектов стандартизации.

      Решение об утверждении документов по стандартизации, затрагивающих вопросы безопасности объекта стандартизации, принимается уполномоченным органом по согласованию с заинтересованным государственным органом.

      Консенсус считается достигнутым при условии согласия с ним большинства заинтересованных субъектов национальной системы стандартизации и отсутствия противоречий законодательству Республики Казахстан в соответствии с основополагающим национальным стандартом.

      24. По итогам положительного результата экспертизы, проект документа по стандартизации передается на рассмотрение научно-техническому совету по стандартизации НОС (далее – НТС НОС).

      На НТС НОС принимают участие заинтересованные государственные органы, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", организации и иные субъекты национальной системы стандартизации в пределах области деятельности.

      Положение о НТС НОС утверждается НОС.

      Извещение о дате проведения заседания НТС НОС заинтересованным государственным органам, организациям и иным субъектам национальной системы стандартизации направляется НОС не позднее 3 (трех) рабочих дней до дня проведения заседания.

      Срок рассмотрения НТС НОС проектов документов по стандартизации составляет 10 (десять) рабочих дней с момента выдачи заключения о положительных результатах экспертизы НОС.

      При наличии замечаний членов НТС НОС проекты документов по стандартизации возвращаются на доработку разработчику до полного устранения замечаний.

      25. Протокол о положительном решении НТС НОС, проекты документов по стандартизации НОС вносит в уполномоченный орган для утверждения.

      Документы по стандартизации утверждаются решением уполномоченного органа в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента их поступления.

      Действие настоящего пункта не распространяется на документы по стандартизации, затрагивающие вопросы безопасности объектов стандартизации.

      26. В протоколе НТС НОС указываются сведения об отнесении документов по стандартизации к затрагиваемым вопросы безопасности объектов стандартизации и заинтересованные государственные органы, с которыми рекомендуется согласовать проект документа по стандартизации (в зависимости от объекта стандартизации).

      Протокол НТС НОС и проекты документов по стандартизации, затрагивающие вопросы безопасности объектов стандартизации, НОС направляет в уполномоченный орган.

      Уполномоченным органом согласование проектов документов по стандартизации, затрагивающих вопросы безопасности объектов стандартизации, осуществляется с заинтересованными государственными органами до их утверждения (в виде проектов) в течение 10 (десяти) рабочих дней.

      В случае непредставления государственными органами согласования к проектам документов по стандартизации в течение 10 (десяти) рабочих дней, проекты документов по стандартизации считаются согласованными без замечаний.

      Утверждение осуществляется уполномоченным органом в отношении согласованного (без замечаний) проекта документа по стандартизации в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления позиции от государственного органа.

Глава 6. Порядок регистрации и учета документов по стандартизации

      27. Разработчик в течение 7 (семи) рабочих дней со дня утверждения уполномоченным органом документа по стандартизации дополняет дело документа по стандартизации посредством информационной системы технического регулирования в электронном виде для его регистрации в НОС следующими документами:

      1) приказ уполномоченного органа об утверждении документа по стандартизации;

      2) протокол НТС НОС;

      3) экспертное заключение НОС;

      4) проект документа по стандартизации на государственном и русском языках.

      28. Регистрация документов по стандартизации предусматривает внесение в реестр национальной системы стандартизации и подготовку к изданию документов по стандартизации в соответствии с СТ РК 1.2.

      29. В случае представления разработчиком неполного комплекта документов, указанных в пунктах 16 и 27 настоящих Правил, НОС не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня предоставления документов возвращает разработчику посредством информационной системы технического регулирования дело документа по стандартизации на доработку.

      30. После проведения регистрации, дело документа по стандартизации передается в Единый государственный фонд нормативных технических документов.

Глава 7. Порядок изменения документов по стандартизации

      31. Изменения в документы по стандартизации вносятся при замене, дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении или восстановлении их действия, введении новых требований и гармонизации с международными стандартами, которые не влекут за собой нарушения требований взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготавливаемой по действующим документам по стандартизации.

      32. Изменения в документы по стандартизации разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в главах 2 - 6 настоящих Правил и в соответствии с СТ РК 1.2.

Глава 8. Порядок пересмотра документов по стандартизации

      33. Пересмотр документов по стандартизации осуществляют при значительном изменении его содержания, составляющим более 50 % от объема.

      34. Пересмотр документов по стандартизации осуществляется в порядке, установленном в главах 2-6 настоящих Правил.

Глава 9. Порядок отмены документов по стандартизации

      35. Отмена документов по стандартизации осуществляется в следующих случаях:

      1) противоречия требованиям законодательства Республики Казахстан;

      2) введения в действие новых документов по стандартизации взамен действующих;

      3) принятия на территории Республики Казахстан межгосударственных стандартов (для стандартов и рекомендаций по стандартизации);

      4) утраты актуальности применения документов по стандартизации.

      36. При отмене документов по стандартизации, инициирующие отмену субъекты национальной системы стандартизации направляют посредством информационной системы технического регулирования в уполномоченный орган соответствующее предложение.

      37. Уполномоченный орган рассматривает вопрос об отмене документов по стандартизации со дня поступления в течение 10 (десяти) рабочих дней после проведения анализа НОС.

      38. НОС обеспечивает проведение анализа и рассмотрение на заседании НТС НОС предложения об отмене документов по стандартизации в течение 10 (десяти) рабочих дней после их поступления в НОС.

      39. Результаты анализа НОС и рекомендации НТС НОС на предложение об отмене документов по стандартизации направляются посредством информационной системы технического регулирования в уполномоченный орган. По итогам рассмотрения вопроса об отмене документов по стандартизации, уполномоченный орган принимает соответствующее решение.

Глава 10. Порядок введения в действие документов по стандартизации

      40. Уполномоченный орган устанавливает срок введения в действие документов по стандартизации.

      41. Дата введения документов по стандартизации, а также изменений к ним, устанавливается с учетом реализации мероприятий, обеспечивающих их внедрение, сроков обновления технологий производства (выполнения услуг) объекта стандартизации, не ранее, чем через 6 (шесть) месяцев со дня их утверждения.

      Допускается сокращение срока введения в действие документов по стандартизации, а также изменений к ним по решению уполномоченного органа при условии, что они доступны заинтересованным лицам в изданном виде.