Оглавление

О внесении изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 "Об утверждении учетной политики"

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 марта 2021 года № 230. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 марта 2021 года № 22362

Действующий

      В соответствии с пунктом 2 статьи 116 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 "Об утверждении учетной политики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6505, опубликован 6 октября 2010 года в газете "Казахстанская правда" № 263 (26324)) следующее изменение:

      учетную политику, утвержденную указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению, к настоящему приказу.

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Е. Жамаубаев

  Приложение к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 18 марта 2021 года № 230
  Утверждена приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 7 сентября 2010 года № 444

Учетная политика

Глава 1. Общие положения

      1. Учетная политика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и Правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6443) (далее – Правила бухгалтерского учета).

      2. Учетная политика включает принципы, основы, положения, правила и практику, применяемую государственными учреждениями при составлении и представлении финансовой отчетности, которая является для всех государственных учреждений единой.

Глава 2. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности

      3. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности.

      4. Принцип начисления обеспечивается признанием результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.

      5. Принцип непрерывности деятельности означает, что государственное учреждение имеет намерение работать в обозримом будущем, не будет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности.

      6. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

      Понятность – информация, предоставляемая в финансовой отчетности, понятна пользователям.

      Уместность – информация является уместной для пользователей, принимающих решения, и помогает им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.

      Надежность – отсутствие существенных ошибок и искажений, когда пользователи могут положиться на информацию как на правдивую.

      Сопоставимость – возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций рассчитываются по единой для всех государственных учреждений методологии.

Глава 3. Элементы финансовой отчетности и их признание

      7. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и чистые активы/капитал.

      К активам относятся ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод или сервисного потенциала.

      Существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал, является обязательством.

      Чистыми активами/капиталом является доля в активах государственного учреждения, остающаяся после вычета всех его обязательств.

      8. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о результатах финансовой деятельности, являются доходы и расходы.

      Доходом является увеличение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов, или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению чистых активов/капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.

      Расходом является уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов, или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению чистых активов/капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.

      9. Статья, отвечающая определению элемента финансовой отчетности, признается как актив, если:

      1) существует вероятность того, что любая будущая экономическая выгода или сервисный потенциал, связанные со статьей, будут получены государственным учреждением;

      2) фактические затраты на приобретение или стоимость объекта могут быть надежно измерены.

      Статья, отвечающая определению элемента финансовой отчетности, признается как обязательство, если:

      1) у субъекта имеется существующее обязательство в результате прошлого события;

      2) есть вероятность, что потребуется выбытие ресурсов, заключающих в себе экономические выгоды или сервисный потенциал, для погашения обязательства;

      3) может быть определена надежная оценка обязательства.

      10. Актив классифицируется как оборотный, в случае если он соответствует любым из следующих критериев:

      1) предполагается его реализация или продажа, или он предназначен для потребления в ходе нормального операционного цикла;

      2) он предназначен, в основном, для целей торговли;

      3) предполагается его реализация в течение 12 месяцев после отчетной даты;

      4) это денежные средства или денежные эквиваленты, если только его обмен или использование для расчета по обязательству не запрещено, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты.

      Все прочие активы классифицируются как долгосрочные.

      11. Обязательство классифицируется как краткосрочное, когда оно удовлетворяет любым из следующих критериев:

      1) его погашение предполагается произвести в пределах обычного операционного цикла;

      2) оно предназначено в основном для целей торговли;

      3) погашено в пределах 12 месяцев после отчетной даты;

      4) государственное учреждение не обладает безусловным правом отсрочить погашение обязательства, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты.

      Все прочие обязательства классифицируются как долгосрочные.

      12. На конец отчетного года долгосрочная задолженность пересматривается с целью выделения краткосрочной (текущей) части долгосрочной задолженности.

Глава 4. Финансовая отчетность

      13. Составление и представление финансовой отчетности государственными учреждениями осуществляется в соответствии с формами и Правилами составления и представления финансовой отчетности, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года № 468 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15594).

      Составление и представление консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и уполномоченным органом по исполнению бюджета осуществляется в соответствии с Правилами составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14624).

      14. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является финансовый год.

      Первый отчетный год для вновь созданного государственного учреждения начинается с момента его государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно.

      Годовая финансовая отчетность составляется по состоянию на 31 декабря года текущего финансового года. Полугодовая финансовая отчетность составляется по состоянию на 30 июня текущего финансового года.

      Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.

Глава 5. Организация бухгалтерского учета

      15. Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, осуществляется в соответствии с Правилами бухгалтерского учета и Планом счетов бухгалтерского учета государственных учреждений, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6314).

      16. Администраторы бюджетных программ по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности и соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и настоящей учетной политикой.

      Государственное учреждение осуществляет бухгалтерский учет по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Правилами бухгалтерского учета.

Глава 6. Денежные средства и их эквиваленты

      17. Использование государственным учреждением денежных средств осуществляется строго по целевому назначению. Не использованные до конца 31 декабря текущего финансового года включительно остатки плановых назначений аннулируются. Государственное учреждение представляет данные о движении денежных средств от операционной деятельности в отчете о движении денег на счетах государственного учреждения по источникам финансирования, используя прямой метод.

      18. Порядок учета денежных средств и их эквивалентов в государственном учреждении определен главой 4 "Порядок учета денежных средств и их эквивалентов" Правил бухгалтерского учета.

Глава 7. Финансовые инвестиции

      19. При первоначальном признании финансовые инвестиции (кроме инвестиций в субъекты квазигосударственного сектора) оцениваются по справедливой стоимости плюс, в случае финансового актива, не учитываемого по справедливой стоимости через финансовый результат, затраты по сделке, которые напрямую связаны с приобретением такого финансового актива.

      20. В последующем администратор бюджетных программ учитывает:

      1) финансовые инвестиции, учитываемые по справедливой стоимости с признанием на финансовый результат;

      2) финансовые инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи – по справедливой стоимости с признанием на чистые активы/капитал;

      3) финансовые инвестиции, удерживаемые до погашения – по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента;

      4) финансовые инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора – по фактически понесенным затратам (себестоимости);

      5) займы, предоставленные по бюджетному кредитованию – по себестоимости.

      21. При отсутствии активного рынка финансовые инвестиции в долевые инструменты учитываются по себестоимости за вычетом убытков от обесценения.

      22. Порядок учета финансовых инвестиций государственных учреждений определен в соответствии с главой 5 "Порядок учета финансовых инвестиций и финансовых обязательств" Правил бухгалтерского учета.

Глава 8. Дебиторская задолженность

      23. Суммы дебиторской задолженности по целевым трансфертам признаются в учете администраторов бюджетных программ с момента перечисления в нижестоящие бюджеты до представления ими отчетов по целевому использованию средств.

      24. Суммы дебиторской задолженности по расчетам с плательщиками по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет, неналоговым поступлениям, поступлениям от продажи основного капитала, продажи финансовых активов государства признаются в бухгалтерском учете уполномоченного органа в сфере исполнения республиканского бюджета и местного уполномоченного органа по исполнению бюджета как сумма, причитающаяся ему от других лиц, включая другие государственные учреждения, юридические и физические лица, образовавшаяся вследствие хозяйственных операций.

      25. Дебиторская задолженность (в частности, покупателей и заказчиков, работников, по вознаграждениям к получению), которая образуется в рамках обычного операционного цикла, относится к оборотным активам даже когда их погашение в течение двенадцати месяцев с отчетной даты не ожидается.

      26. Средства, направленные на выплату пенсий и социальных пособий, отражаются в учете у государственного органа, осуществляющего регулирование в сфере социальной защиты населения, с момента перечисления в Государственную корпорацию "Правительство для граждан" до списания на основании отчетов о выплате пенсий и социальных пособий физическим лицам.

      27. Государственное учреждение по результатам инвентаризации расчетов с дебиторами на основании решения руководителя государственного учреждения, принятого в соответствии с актом инвентаризационной комиссии с учетом результатов работы по взысканию сомнительной задолженности по договорам c покупателями и заказчиками, на конец отчетного периода:

      1) создает резерв по сомнительным долгам при возникновении просрочки оплаты:

      от 180 дней до 1 года – в размере 50 % от суммы задолженности;

      более 1 года – в размере 100 % от суммы задолженности.

      Если в последующем осуществляется возврат дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной, то ранее признанный расход по созданию резервов по сомнительной дебиторской задолженности следует восстановить;

      2) списывает следующую безнадежную для взыскания дебиторскую задолженность:

      во взыскании которой судом отказано, в том числе по причине истечения срока исковой давности;

      неудовлетворенную при ликвидации должника в связи с недостатком его имущества, а также незаявленную кредитором до утверждения ликвидационного баланса;

      в случае, если обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не производится без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника;

      на основании арбитражных решений либо заключения соглашения о мирном урегулировании спора между сторонами;

      на основании прекращения исполнительных производств, возбужденных по судебным актам, вступившим в законную силу до 1 января 2018 года, по вопросам взыскания в доход государства средств с отчисленных курсантов и кадетов согласно пункту 7 статьи 26 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года "О воинской службе и статусе военнослужащих".

      28. Порядок учета дебиторской задолженности по бюджетным выплатам, расчетам с бюджетом, покупателей и заказчиков, ведомственным расчетам определен главой 6 "Порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности" Правил бухгалтерского учета.

Глава 9. Запасы

      29. Запасы при первоначальном признании отражаются по их фактической себестоимости, которая включает все затраты на приобретение, переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы привести запасы к их настоящему местоположению и состоянию, за исключением привеса и приплода молодняка, оприходование которых осуществляется по запланированной себестоимости.

      30. Запасы, полученные от другого государственного учреждения, признаются по балансовой стоимости запасов передающего государственного учреждения. Себестоимостью запасов, полученных государственным учреждением от третьих сторон на безвозмездной основе, признается справедливая стоимость запасов на дату их получения.

      31. Запасы, которые хранятся для бесплатного распределения или распределения по номинальной стоимости, потребления в процессе производства товаров, подлежащих бесплатному распределению или распределению по номинальной стоимости, оцениваются по наименьшей из величин себестоимости и текущей восстановительной стоимости. Остальные запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: себестоимости и чистой реализационной стоимости.

      32. После продажи, обмена или передачи запасов сумма, по которой они учитывались, признается в качестве расхода в том периоде, в котором признается соответствующий доход. Если связанный с этим доход отсутствует, расход признается тогда, когда товары переданы или услуги оказаны.

      33. Списание запасов с баланса производится с использованием по выбору методов:

      1) специфической идентификации;

      2) средневзвешенной стоимости.

      34. Порядок учета запасов определен главой 8 "Порядок учета запасов" Правил бухгалтерского учета.

Глава 10. Основные средства

      35. При первоначальном признании объект основных средств отражается по себестоимости, то есть по фактическим затратам.

      Государственное учреждение признает себестоимостью основных средств, полученных от другого государственного учреждения, балансовую стоимость передаваемых основных средств. Себестоимостью основных средств, полученных государственным учреждением на безвозмездной основе от третьих сторон, признается справедливая стоимость основных средств на дату их поступления.

      36. Последующий учет основных средств государственное учреждение осуществляет с использованием модели учета по фактическим затратам: после первоначального признания в качестве актива учет объекта основных средств производится по его себестоимости за минусом любой накопленной амортизации и любых накопленных в результате обесценения убытков.

      37. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях оценки активов, проводимой в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан.

      38. Затраты на обслуживание объекта основных средств, на текущий ремонт и эксплуатацию основных средств, производимые в целях сохранения и поддержания технического состояния объекта первоначальную стоимость не увеличивают, а признаются как текущие расходы в момент их возникновения.

      Затраты государственного учреждения при проведении работ по достройке, дооборудованию или реконструкции объектов основных средств увеличивают их стоимость. Увеличение балансовой стоимости объектов основных средств в результате последующих капитальных вложений производится в случае, если будущие экономические выгоды сверх первоначально оцененных норм поступят в государственное учреждение.

      Примерами затрат, увеличивающих будущие экономические выгоды (капитальные вложения), являются затраты на:

      модификацию объекта основных средств для продления срока его полезного использования, включая повышение его мощности;

      усовершенствование деталей машин для достижения значительного улучшения качества продукции;

      внедрение новых производственных процессов, позволяющих значительно сократить ранее оцененные затраты.

      39. Незавершенное строительство измеряется по фактическим затратам.

      Затраты по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции переходят на баланс следующего года. Законченные и сданные в эксплуатацию объекты строительства на основании актов приемки относятся на счета учета долгосрочных активов в полной сумме произведенных на них затрат.

      40. Государственное учреждение ежемесячно начисляет амортизацию основных средств методом равномерного начисления с использованием годовых норм амортизации в соответствии с Правилами бухгалтерского учета.

      Начисление амортизации приобретенных основных средств производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем:

      1) приобретения, если не требуется осуществление монтажа;

      2) ввода в эксплуатацию, если необходимо проведение монтажа.

      Начисление амортизации выбывших основных средств прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основного средства.

      41. Ликвидационная стоимость основных средств государственного учреждения равна нулю.

      Начисление амортизации свыше 100 % стоимости основных средств не производится. Накопленная амортизация в размере 100 % стоимости объектов основных средств, которые годны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для списания их по причине полного износа.

      42. Когда объект основного средства простаивает или активно не используется и удерживается для выбытия, амортизация не прекращается, пока он полностью не амортизируется.

      43. Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений.

      Учет обесценения стоимости основных средств осуществляется в соответствии с главой 24 "Обесценение активов" Правил бухгалтерского учета.

      44. Списание основных средств с баланса осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом и бухгалтерского учета, и финансовой отчетности государственных учреждений.

      45. Порядок учета основных средств определен главой 9 "Порядок учета основных средств" Правил бухгалтерского учета.

Глава 11. Инвестиционная недвижимость

      46. При первоначальном признании инвестиционная недвижимость отражается по себестоимости, то есть по фактическим затратам.

      Если часть объекта используется для получения арендной платы или прироста капитала, а другая часть - для административных целей и такие части объекта могут быть реализованы независимо друг от друга, государственное учреждение учитывает указанные части объекта по отдельности. Если же части объекта нельзя реализовать по отдельности, объект считается инвестиционной недвижимостью только в том случае, если лишь незначительная часть этого объекта предназначена для административных целей.

      47. Последующий учет инвестиционной недвижимости государственное учреждение осуществляет с использованием модели по фактическим затратам: после признания в качестве актива учет объекта инвестиционной недвижимости производится по его себестоимости за минусом любой накопленной амортизации и любых накопленных в результате обесценения убытков.

      48. Государственное учреждение ежемесячно начисляет амортизацию инвестиционной недвижимости методом равномерного начисления с использованием годовых норм амортизации для основных средств в соответствии с Правилами бухгалтерского учета.

      49. Ликвидационная стоимость инвестиционной недвижимости равна нулю. Начисление амортизации свыше 100 % стоимости инвестиционной недвижимости не производится.

      50. Когда объект инвестиционной недвижимости простаивает или активно не используется и удерживается для выбытия, амортизация не прекращается, пока он полностью не амортизируется.

      51. В конце отчетного года по результатам проведенной инвентаризации на основании согласованного с администратором бюджетных программ акта инвентаризационной комиссии, созданной в соответствии с приказом руководителя государственного учреждения, в учете фиксируется факт обесценения объекта инвестиционной недвижимости, если возмещаемая стоимость окажется ниже балансовой стоимости данного актива. В акте инвентаризации указываются причины обесценения.

      Инвентаризация инвестиционной недвижимости проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений.

      Учет обесценения стоимости инвестиционной недвижимости осуществляется в соответствии с положениями главы 24 "Обесценение активов" Правил бухгалтерского учета.

      52. Перевод в категорию инвестиционной недвижимости или исключение из нее производятся тогда, когда меняется назначение его использования. Перевод инвестиционной недвижимости в категорию основные средства или запасы и обратно производятся без изменения балансовой стоимости переводимых объектов.

      53. Списание инвестиционной недвижимости осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом и бухгалтерского учета, и финансовой отчетности государственных учреждений.

      54. Порядок учета инвестиционной недвижимости определен главой 10 "Порядок учета инвестиционной недвижимости" Правил бухгалтерского учета.

Глава 12. Биологические активы

      55. В момент первоначального признания и на каждую отчетную дату биологический актив измеряется по справедливой стоимости за вычетом дополнительных затрат на продажу.

      В случае отсутствия рыночных цен или других стоимостных показателей биологический актив следует оценивать по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и убытков от его обесценения (модель учета по фактическим затратам).

      56. Реализация и передача биологических активов учитывается аналогично операциям с основными средствами.

      При забое стоимость животных списывается с последующим оприходованием полученной продукции.

      57. Инвентаризация биологических активов проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений.

      58. Порядок учета биологических активов определен главой 11 "Порядок учета биологических активов" Правил бухгалтерского учета.

Глава 13. Нематериальные активы

      59. Нематериальный актив первоначально признается по себестоимости, то есть по фактическим затратам.

      Государственное учреждение признает себестоимостью нематериальных активов, полученных от другого государственного учреждения, балансовую стоимость передаваемых нематериальных активов. Себестоимостью нематериальных активов, полученных государственным учреждением на безвозмездной основе от третьих сторон, признается справедливая стоимость нематериальных активов на дату их получения.

      60. При создании нематериального актива государственным учреждением:

      1) затраты по научным разработкам на стадии исследования всегда признаются расходами;

      2) затраты на стадии разработки на выполнение работ по научным разработкам относятся на счет учета капитальных вложений при соответствии критериям признания активов.

      61. Капитальные вложения измеряются по фактическим затратам.

      Капитализированные затраты по незаконченным и законченным, но не принятым результатам научных разработок переходят на баланс следующего года.

      Законченные и принятые результаты научных работ на основании актов приемки относятся на счета учета нематериальных активов при соблюдении критериев признания. В случае несоответствия критериям признания нематериальных активов понесенные затраты относятся на расходы.

      62. Последующий учет нематериального актива производится по модели учета по фактическим затратам: по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

      63. Государственное учреждение ежемесячно начисляет амортизацию нематериальных активов методом равномерного начисления с использованием годовых норм амортизации в соответствии с Правилами бухгалтерского учета.

      64. Ликвидационная стоимость нематериального актива равна нулю.

      Начисление амортизации свыше 100 % стоимости нематериального актива не производится.

      65. В конце отчетного года по результатам проведенной инвентаризации на основании согласованного с администратором бюджетных программ акта инвентаризационной комиссии, созданной в соответствии с приказом руководителя государственного учреждения, в учете фиксируется факт обесценения нематериального актива, если возмещаемая стоимость окажется ниже балансовой стоимости данного актива. В акте инвентаризации указываются причины обесценения.

      Инвентаризация нематериальных активов проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений.

      66. Порядок учета нематериальных активов определен главой 12 "Порядок учета нематериальных активов" Правил бухгалтерского учета.

      Учет обесценения стоимости нематериальных активов осуществляется в соответствии с положениями главы 24 "Обесценение активов" Правил бухгалтерского учета.

      67. Списание нематериальных активов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом и бухгалтерского учета, и финансовой отчетности государственных учреждений.

Глава 14. Финансовые обязательства

      68. При первоначальном признании финансовые обязательства оцениваются по справедливой стоимости плюс, в случае финансового обязательства, не учитываемого по справедливой стоимости через финансовый результат, затраты по сделке, которые напрямую связаны с выпуском такого финансового обязательства.

      69. После первоначального признания государственным учреждением финансовые обязательства оценивается по амортизированной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента, за исключением финансовых обязательств, учтенных по справедливой стоимости на финансовый результат и полученных займов. Учет полученных займов производится по себестоимости и/или номинальной стоимости.

      70. Государственное учреждение списывает финансовое обязательство (или часть финансового обязательства) с учета тогда, когда оно погашено, то есть когда указанное в договоре обязательство исполнено, аннулировано или срок его действия истек.

      71. Порядок учета финансовых обязательств определен главой 5 "Порядок учета финансовых инвестиций и финансовых обязательств" Правил бухгалтерского учета.

Глава 15. Кредиторская задолженность

      72. Начисление сумм налогов и других платежей в бюджет государственное учреждение осуществляет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

      Краткосрочные обязательства, такие как начисленная зарплата и другие операционные затраты, составляют часть оборотного капитала, используемого в операционном цикле государственного учреждения. Такие операционные статьи классифицируются как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению более чем через двенадцать месяцев с отчетной даты.

      73. Суммы кредиторской задолженности по расчетам с плательщиками по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет, неналоговым поступлениям, поступлениям от продажи основного капитала, продажи финансовых активов государства признаются в бухгалтерском учете уполномоченного органа в сфере исполнения республиканского бюджета и местного уполномоченного органа по исполнению бюджета как сумма, которую уполномоченный орган заплатит юридическим и физическим лицам, образовавшаяся вследствие хозяйственных операций.

      74. Руководитель государственного учреждения на основании акта инвентаризации расчетов, справки к акту инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, а также протокола инвентаризационной комиссии принимает решение о списании кредиторской задолженности с сообщением об этом в десятидневный срок администратору бюджетных программ.

      На основании решения руководителя государственного учреждения, принятого в соответствии с актом инвентаризационной комиссии, государственное учреждение на конец отчетного года списывает безнадежную для взыскания кредиторскую задолженность:

      1) в случае ликвидации кредитора;

      2) в случае прощения долга кредитором, при условии, если решение об освобождении от долга принято собственником имущества кредитора или уполномоченным на, то лицом;

      3) во взыскании с государственного учреждения которой судом отказано, в том числе по причине истечения срока исковой давности.

      75. Порядок учета кредиторской задолженности определен главой 6 "Порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности" Правил бухгалтерского учета.

Глава 16. Расчеты с работниками

      76. Государственное учреждение признает на конец отчетного года резерв по неиспользованным отпускам работников.

      Размер резерва определяется путем расчета суммы отпускных за неиспользованные дни отпуска на 31 декабря текущего года.

      77. Порядок учета кредиторской задолженности перед работниками определен главой 7 "Порядок учета расчетов с работниками" Правил бухгалтерского учета.

Глава 17. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

      78. Оценочные обязательства пересматриваются на конец года и корректируются для отражения текущей наилучшей расчетной оценки. Если оценочные обязательства больше не отвечают критериям признания, то оценочные обязательства аннулируются.

      Государственное учреждение не признает условные обязательства и условные активы, а представляет информацию о них в пояснительной записке к финансовой отчетности.

      79. Порядок учета оценочных обязательств определен главой 18 "Определение оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов" Правил бухгалтерского учета.

Глава 18. Прочие активы и прочие обязательства

      80. Прочие активы государственного учреждения включают выданные авансы, расходы будущих периодов и прочие активы.

      Прочие обязательства государственного учреждения включают полученные авансы, доходы будущих периодов и прочие обязательства.

      81. Порядок учета прочих активов и обязательств государственные учреждения осуществляют в соответствии с положениями главы 14 "Порядок учета прочих активов и обязательств" Правил бухгалтерского учета.

      82. Порядок учета активов и обязательств по договорам концессии осуществляется в соответствии с главой 28 "Порядок учета активов и обязательств по договорам концессии" Правил бухгалтерского учета.

Глава 19. Влияние изменений валютных курсов

      83. При первоначальном отражении в бухгалтерском учете операции в иностранной валюте отражаются в функциональной валюте путем применения к сумме в иностранной валюте рыночного курса обмена валют на дату совершения операции.

      На каждую отчетную дату государственное учреждение отражает в учете:

      денежные (монетарные) статьи в иностранной валюте – пересчитанные с использованием конечного курса (текущего валютного курса на отчетную дату);

      неденежные (немонетарные) статьи в иностранной валюте – по обменному курсу на дату совершения операции;

      неденежные (немонетарные) статьи в иностранной валюте, оцененные по справедливой стоимости – пересчитанные по обменным курсам, которые действовали на дату определения справедливой стоимости.

      Порядок учета операций в иностранной валюте и зарубежной деятельности определен главой 19 "Влияние изменений валютных курсов" Правил бухгалтерского учета.

Глава 20. Арендные операции

      84. Государственное учреждение, получившее актив в финансовую аренду (арендатор), в начале срока аренды признает в своем балансе в качестве:

      1) объекта активов - активы, приобретенные в рамках финансовой аренды;

      2) обязательства - связанные с арендой обязательства.

      Активы и обязательства признаются в сумме, равной справедливой стоимости арендуемого имущества на начальную дату аренды.

      Актив, полученный в финансовую аренду, амортизируется арендатором в соответствии с амортизационной политикой, принятой им для собственных амортизируемых активов.

      85. Передача государственным учреждением актива в аренду учитывается как операционная аренда. Активы, переданные в операционную аренду, учитываются на балансе арендодателя. Арендный доход от операционной аренды является доходом бюджета.

      Арендаторы признают арендные платежи как расходы, распределенные на прямолинейной основе на протяжении срока аренды.

      Арендованные активы у арендатора учитываются на забалансовом счете 01 "Арендованные активы" под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

      86. Порядок учета арендных операций определен главой 13 "Порядок учета аренды" Правил бухгалтерского учета.

Глава 21. Финансирование и резервы

      87. Финансирование капитальных вложений за счет внешних займов и связанных грантов признается при выделении государственному учреждению плановых назначений на принятие обязательств по проектам за счет внешних займов и связанных грантов капитального характера.

      88. Резервы на переоценку долгосрочных активов государственное учреждение формирует в случае переоценки долгосрочных активов по решению Правительства Республики Казахстан.

      89. Порядок учета финансирования капитальных вложений и резервов на переоценку долгосрочных активов государственного учреждения определен главой 20 "Порядок учета чистых активов/капитала" Правил бухгалтерского учета.

Глава 22. Доходы и расходы

      90. Государственное учреждение получает доходы от необменных и обменных операций.

      К доходам от необменных операций относятся:

      финансирование текущей деятельности;

      финансирование капитальных вложений;

      трансферты и субсидии;

      гранты;

      налоговые поступления;

      спонсорская и благотворительная помощь;

      прочие необменные операции.

      К доходам от обменных операций относятся:

      операции от управления активами;

      от реализации товаров (работ и услуг).

      Момент признания актива и доходов по налоговым поступлениям возникает в результате налоговой операции, является моментом, с которого прошлое событие служит основанием по контролю над активом.

      Для оценки суммы доходов по корпоративному подоходному налогу (далее – КПН) к начислению уполномоченный орган признает доходы на основании соответствующих сведений из лицевых счетов по КПН на отчетную дату.

      Для оценки суммы доходов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) к начислению являются записи в лицевых счетах, фиксирующие факт начисления доходов от НДС по декларациям налогоплательщиков отчетного периода.

      Аналогичный подход применяется к другим видам налоговых поступлений, налоговый период для которых установлен календарный месяц или календарный квартал (например, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес).

      91. Налоговые поступления в соответствующий бюджет признаются в учете уполномоченным органом по методу начисления и отражаются как доходы от необменных операций.

      Налоговый актив признается при возникновении налогового события и соблюдении критериев признания.

      Поступления от налогов, полученных до наступления налогового события, признаются активом и обязательством (авансовые поступления), поскольку событие, которое дает право получения отчитывающимся субъектом налоговых поступлений, еще не наступило, а критерии на признание налогового дохода не удовлетворяются.

      Авансовые поступления по налогам не отличаются по существу от других авансовых поступлений. Обязательство признается до наступления налогового события. С наступлением налогового события обязательство ликвидируется и признается доход.

      Поступления от продажи основного капитала, от продажи финансовых активов государства уполномоченный орган признает доход в момент поступления денежных средств в бюджет.

      Поступления от продажи основного капитала, от продажи финансовых активов государства, неналоговые поступления, кроме штрафов и пени, отражаются в бухгалтерском учете на основании соответствующей информации в порядке, предусмотренном Правилами бухгалтерского учета.

      92. Доход по другим обязательным платежам в бюджет (государственная пошлина, сборы и платы) наступает в момент предоставления уполномоченными государственными органами соответствующих деклараций, сведений или расчетов, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 25 декабря 2017 года (Налоговый кодекс).

      Неналоговые поступления (штрафы и пени) признаются доходом в момент поступления денежных средств в бюджет.

      Штрафы и пени признаются в качестве дохода в случае, когда сумма к получению удовлетворяет определению актива и удовлетворяет критериям признания актива.

      93. Средства, полученные от реализации активов, погашения недостач и причиненного ущерба, выявленных в ходе инвентаризации, погашения дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие сверх сумм, предусмотренных планом поступлений и расходования денег от реализации товаров (работ, услуг), являются доходом бюджета.

      94. Доходы от управления активами, в том числе поступления части чистого дохода объекта инвестиции, дивидендов на государственные пакеты акций и доходы на доли участия в юридических лицах, доходы от аренды имущества являются доходами бюджета Республики Казахстан.

      95. Государственное учреждение несет операционные расходы, расходы по бюджетным выплатам, по управлению активами и прочие расходы.

      Затраты по займам признаются в составе расходов того периода, в котором они были произведены.

      96. По окончании отчетного периода государственное учреждение производит закрытие счетов доходов и расходов на финансовый результат отчетного периода.

      97. Порядок учета доходов, расходов и затрат, связанных с оказанием платных услуг, определены главой 15 "Порядок учета доходов", главой 16 "Порядок учета расходов" и главой 17 "Порядок учета затрат на производство и другие цели" Правил бухгалтерского учета.

Глава 23. События после отчетной даты

      98. Некорректирующие события после отчетной даты, имеющие значительные финансовые действия на активы или обязательства государственного учреждения, отражаются путем раскрытия соответствующей информации в соответствии с положениями главы 22 "События после отчетной даты" Правил бухгалтерского учета. Суммы, признанные в финансовой отчетности для отражения корректирующих событий после отчетной даты, подлежат корректировке.

Глава 24. Забалансовые счета

      99. Государственное учреждение ведет учет активов, временно находящихся в государственном учреждении и не принадлежащих ему, на забалансовых счетах.

      Учет на забалансовых счетах ведется по одинарной записи (простой).

      Активы, учтенные на забалансовых счетах, подлежат инвентаризации в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений.