О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования страхового рынка

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 26 января 2021 года № 5. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 февраля 2021 года № 22142.

Обновленный

      В соответствии с законами Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" и от 21 июня 2013 года "О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан" Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования страхового рынка, в которые вносятся изменения, согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Департаменту страхового рынка и актуарных расчетов в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

      4. Настоящее постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Агентства Республики Казахстан
по регулированию и развитию финансового рынка
М. Абылкасымова

      "СОГЛАСОВАНО"
Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому
планированию и реформам Республики Казахстан

  Приложение к постановлению
Правления Агентства
Республики Казахстан
по регулированию и развитию
финансового рынка
от 26 января 2021 года № 5

Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования страхового рынка, в которые вносятся изменения и дополнения

      1. Внести в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 1 марта 2010 года № 28 "Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление деятельности по обязательному страхованию работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6156, опубликовано 7 июля 2010 года в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан № 12, 2010 года) следующие изменения:

      в Правилах расчета аннуитетных выплат по договору аннуитета и о требованиях к договору аннуитета и допустимому уровню расходов страховщика на ведение дела по заключаемым договорам аннуитета, утвержденных указанным постановлением:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей" (далее – Закон) и определяют порядок расчета аннуитетных выплат по договору аннуитета и требования к договору аннуитета и допустимому уровню расходов страховщика на ведение дела по заключаемым договорам аннуитета.

      Требования настоящих Правил распространяются на страховые организации и филиалы страховых организаций-нерезидентов Республики Казахстан (далее – страховщик).";

      пункты 4, 5, 6 и 6-1 изложить в следующей редакции:

      "4. При определении стоимости аннуитетных выплат в факторе текущей стоимости учитывается индексация аннуитетной выплаты пропорционально прогнозируемому уровню инфляции путем корректировки каждого слагаемого на размер прогнозного увеличения, который определяется актуарием страховой организации, имеющим лицензию на осуществление актуарной деятельности на страховом рынке. Прогнозное увеличение определяется актуарием на основе статистических данных по инфляции и составляет не менее максимального из средних значений фактического и прогнозного уровней инфляции за последние 15 лет с учетом риска изменения экономических показателей.

      5. Расчет стоимости аннуитетных выплат производится на основе данных о смертности населения, прогнозируемого уровня инфляции и размера процентной ставки доходности с учетом условий договора аннуитета.

      6. Страховщик при расчете фактора текущей стоимости аннуитетных выплат по договорам аннуитета использует показатели смертности, не превышающие показатели, указанные в приложениях 1, 2 к настоящим Правилам, а также установленные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 октября 2015 года № 194 "Об утверждении типового договора пенсионного аннуитета, установлении Методики расчета страховой премии и страховой выплаты из страховой организации, филиала страховой организации-нерезидента Республики Казахстан по договору пенсионного аннуитета, допустимого уровня расходов страховой организации, филиала страховой организации-нерезидента Республики Казахстан на ведение дела по заключаемым договорам пенсионного аннуитета, а также ставки индексации страховой выплаты", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12318 (далее – Постановление № 194).

      При расчете фактора текущей стоимости аннуитетных выплат по договорам аннуитета, заключенным в пользу пострадавшего работника, а также лиц, имеющих в соответствии с пунктом 3 статьи 940 Гражданского Кодекса Республики Казахстан право на возмещение вреда, используются следующие показатели смертности:

      1) для пострадавшего работника - указанные в приложении 1 к настоящим Правилам;

      2) для женщин старше пятидесяти восьми лет и мужчин старше шестидесяти трех лет - указанные в Постановлении № 194;

      3) для инвалидов старше шестнадцатилетнего возраста - указанные в приложении 2 к настоящим Правилам;

      4) для инвалидов, не достигших шестнадцатилетнего возраста, несовершеннолетних, учащихся, родителей, супруги либо другого члена семьи, занятого уходом за находившимися на иждивении детьми, внуками, братьями и сестрами умершего работника, используются показатели смертности равные нулю.

      6-1. Показатели смертности, являющиеся ниже показателей смертности, предусмотренных в пункте 6 настоящих Правил, подлежат согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган).

      Для согласования показателей смертности страховщик направляет в уполномоченный орган письмо в произвольной форме с приложением показателей смертности. Уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней со дня получения письма от страховщика направляет ему письмо с результатами рассмотрения показателей смертности. При отрицательном результате согласования страховщик использует показатели смертности, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил.";

      пункт 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Расходы страховщика на ведение дела по заключаемым договорам аннуитета составляют в совокупности не более 1 (одного) процента от размера страховой премии плюс не более 3 (трех) процентов от каждой страховой выплаты.".

      2. Утратил силу постановлением Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 07.06.2023 № 45 (вводится в действие с 01.07.2023).

      3. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 января 2019 года № 13 "Об утверждении Требований к формированию, методике расчета страховых резервов и их структуре" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18290, опубликовано 25 февраля 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнение:

      в Требованиях к формированию, методике расчета страховых резервов и их структуре, утвержденных указанным постановлением:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящие Требования к формированию, методике расчета страховых резервов и их структуре (далее – Требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" (далее – Закон) и устанавливают требования к формированию, методике расчета страховых резервов и их структуре по обязательным и добровольным классам страхования отрасли "общее страхование" и отрасли "страхование жизни".

      Требования распространяются на страховые (перестраховочные) организации, в том числе исламские страховые (перестраховочные) организации, филиалы страховых организаций-нерезидентов Республики Казахстан и филиалы исламских страховых организаций-нерезидентов Республики Казахстан.";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Для целей Требований используются следующие понятия:

      1) актуарные методы – экономико-математические методы расчетов, применяемые актуарием при расчете страховых резервов;

      2) катастрофический риск – риск потери или неблагоприятного изменения стоимости страховых обязательств в результате значительной неопределенности допущений, использованных при ценообразовании и формировании резервов в отношении крайних и исключительных событий;

      3) прогнозируемые выплаты – обязательства страховой (перестраховочной) организации, связанные с продлением (переосвидетельствованием) степени утраты профессиональной трудоспособности (далее – степень УПТ) выгодоприобретателя или возмещением вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти работника согласно статье 940 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года (далее – Гражданский кодекс);

      4) дата расчета – дата, на которую производится расчет страховых резервов;

      5) минимальная депозитная премия (депозитная премия) – сумма денег, которая подлежит уплате страховой (перестраховочной) организации по договору страхования (перестрахования), условиями которого предусмотрена их невозвратность;

      6) незаработанная страховая премия – часть страховой премии, относящаяся к оставшемуся на дату расчета периоду действия страховой защиты по договору страхования (перестрахования);

      7) ставка индексации – ставка, повышающая размер страховой выплаты;

      8) приведенная ожидаемая стоимость – ожидаемая (вероятная) стоимость страховых премий (страховых взносов) либо страховых выплат, либо расходов, рассчитанная (дисконтированная) с учетом процентной ставки и периода времени между датой расчета и датой поступления страховой премии (взносов) либо датой осуществления страховой выплаты по договору страхования (перестрахования) с использованием таблиц, содержащих вероятности наступления смерти, инвалидности, заболевания и рассчитанные на их основе величины, связанные с предстоящей продолжительностью жизни лиц (далее – таблицы смертности, заболеваемости, инвалидности);

      9) понесенные убытки – сумма осуществленных выплат и заявленных, но неурегулированных убытков страховой (перестраховочной) организации;

      10) заявленный, но неурегулированный убыток – требование к страховой (перестраховочной) организации о наступлении страхового события и (или) страхового случая и (или) об осуществлении страховой выплаты, заявленное страхователем (застрахованным, выгодоприобретателем) в письменной форме, либо в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан об обязательных видах страхования и (или) договором страхования (перестрахования), по которому страховая выплата не осуществлялась или осуществлялась не в полном объеме;

      11) нетто-премия (нетто-взносы при уплате в рассрочку) – сумма денег, которая подлежит уплате страховой (перестраховочной) организации за принятие ею обязательств исключительно по осуществлению страховых выплат без учета покрытия иных расходов страховой (перестраховочной) организации;

      12) резервный базис – совокупность значений параметров, влияющих на величину страховых резервов по договорам страхования жизни и аннуитетного страхования;

      13) расходы по урегулированию страховых убытков – сумма денег, необходимых страховой (перестраховочной) организации для оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам страхователя, возникших в связи со страховыми случаями;

      14) страховое событие – событие, имеющее вероятность в последующем быть признанным страховым случаем согласно законам Республики Казахстан об обязательных видах страхования и (или) договору страхования (перестрахования);

      15) страховые резервы – обязательства страховой (перестраховочной) организации по договорам страхования (перестрахования), оцениваемые на основе актуарных расчетов согласно Требованиям;

      16) доля перестраховщика в страховых резервах – часть обязательств перестраховщика по договору страхования (перестрахования) на дату расчета;

      17) страховая премия – страховая премия по договору страхования (перестрахования), признанная в бухгалтерском учете в качестве дохода;

      18) чистая страховая премия – страховая премия без учета доли перестраховщика;

      19) тарифный базис – совокупность значений параметров, влияющих на величину страховых тарифов по договорам страхования жизни и аннуитетного страхования.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. РНП методом пропорции определяется путем суммирования незаработанных премий, рассчитанных по каждому договору.

      Незаработанная премия методом пропорции определяется по каждому договору как произведение страховой премии по договору на отношение неистекшего на отчетную дату срока действия страховой защиты (в днях) к сроку действия страховой защиты (в днях) со дня признания страховой премии в бухгалтерском учете в качестве дохода до конца действия страховой защиты:

     


      СП - страховая премия;

      T1 - количество дней, в течение которых действует страховая защита со дня признания страховой премии в бухгалтерском учете в качестве дохода до конца действия страховой защиты по договору страхования (перестрахования);

      Т2 - количество дней действия страховой защиты, истекших с момента признания страховой премии в бухгалтерском учете в качестве дохода до даты расчета (включительно).

      При расчете пруденциальных нормативов в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 декабря 2016 года № 304 "Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации и страховой группы и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, требований к приобретаемым страховыми (перестраховочными) организациями, дочерними организациями страховых (перестраховочных) организаций или страховых холдингов акциям (долям участия в уставном капитале) юридических лиц, перечня облигаций международных финансовых организаций, приобретаемых страховыми холдингами, минимального требуемого рейтинга для облигаций, приобретаемых страховыми холдингами, и перечня рейтинговых агентств, а также перечня финансовых инструментов (за исключением акций и долей участия в уставном капитале), приобретаемых страховыми (перестраховочными) организациями", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14794 (далее – постановление № 304) и нормативными значениями и методикой расчетов пруденциальных нормативов филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, филиала исламской страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, в том числе порядком формирования активов филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, филиала исламской страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, принимаемых в качестве резерва, и их минимальным размером (далее – Нормативы), устанавливаемыми в соответствии с пунктом 12 статьи 46 Закона, расчет РНП по договору обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей осуществляется исходя из размера страховой премии, рассчитанной в соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей" (далее – Закон об обязательном страховании работника от несчастных случаев).";

      пункт 11-1 изложить в следующей редакции:

      "11-1. Коэффициент убыточности по полисам вычисляется как отношение величины понесенных убытков, включая расходы по урегулированию убытков, по договорам страхования (перестрахования), вступившим в силу в соответствующий финансовый год, к заработанным страховым премиям по указанным договорам страхования (перестрахования).

      При расчете коэффициента убыточности по полисам понесенные убытки, включая расходы по урегулированию убытков, и заработанные страховые премии учитываются по завершенным финансовым годам до отчетной даты.

      При расчете коэффициента убыточности по полисам актуарий при необходимости производит корректировку убытка по договору страхования (перестрахования), являющегося крупным, согласно методике по определению крупных убытков, разработанной актуарием страховой (перестраховочной) организации и предоставляемой в уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) в порядке и сроки, установленные пунктом 15 Требований.";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. РПНУ по классу обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей состоит из двух частей и определяется по следующей формуле:

      РПНУ = РПЕНУ + РПНЗУ, где:

      РПЕНУ – резерв произошедших, но еще незаявленных убытков, который рассчитывается актуарными методами, указанными в пункте 11 Требований. В случае осуществления страховой (перестраховочной) организацией деятельности по классу обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей менее 3 (трех) лет либо недостаточности данных для расчета РПЕНУ методами, указанными в пункте 11 Требований, РПЕНУ составляет не менее 5 (пяти) процентов от суммы страховой премии, начисленной по договорам страхования (перестрахования) и дополнительным соглашениям к договорам страхования (перестрахования) по данному классу, вступившим в силу за последние двенадцать месяцев, предшествующих дате расчета.

      В случае распределения актуарием обязательств страховщика на основе понесенных убытков при расчете РПЕНУ актуарными методами Таблица накопленных убытков Расчета резерва произошедших, но не заявленных убытков методом цепной лестницы без поправки на инфляцию по форме согласно приложению 9 к Требованиям строится путем суммирования заявленных, но неурегулированных убытков и накопленных величин выплат (оплаченных убытков) на конец каждого периода наступления убытков, используемого для построения треугольника накопленных убытков, согласно Таблице накопленных убытков на основе понесенных убытков Распределения обязательств страховой (перестраховочной) организации на основе понесенных убытков согласно приложению 12 к Требованиям.

      В случае распределения актуарием обязательств страховщика на основе понесенных убытков при расчете РПЕНУ актуарными методами Таблица накопленных убытков с поправкой на инфляцию за прошедшие периоды Расчета резерва произошедших, но не заявленных убытков методом цепной лестницы с поправкой на инфляцию по форме согласно приложению 10 к Требованиям строится путем суммирования заявленных, но неурегулированных убытков и накопленных величин выплат (оплаченных убытков) на конец каждого периода наступления убытков, используемого для построения треугольника накопленных убытков, согласно Таблице накопленных убытков на основе понесенных убытков Распределения обязательств страховой (перестраховочной) организации на основе понесенных убытков согласно приложению 12 к Требованиям.

      В случае распределения актуарием обязательств страховщика на основе понесенных убытков при расчете РПЕНУ актуарными методами Таблица накопленных убытков Расчета резерва произошедших, но не заявленных убытков методом Борнхьюттера-Фергюсона (Bornhuetter-Ferguson) по форме согласно приложению 11 к Требованиям строится путем суммирования заявленных, но неурегулированных убытков и накопленных величин выплат (оплаченных убытков) на конец каждого периода наступления убытков, используемого для построения треугольника накопленных убытков, согласно Таблице накопленных убытков на основе понесенных убытков Распределения обязательств страховой (перестраховочной) организации на основе понесенных убытков согласно приложению 12 к Требованиям;

      РПНЗУ – резерв произошедших, но не полностью заявленных убытков, который рассчитывается по выгодоприобретателям, по которым страховая выплата осуществлена в связи с установлением степени УПТ и возмещением вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти работника согласно статье 940 Гражданского кодекса.

      РПНЗУ формируется в целях оценки ожидаемых обязательств, связанных с продлением (переосвидетельствованием) степени УПТ и возмещением вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти работника согласно статье 940 Гражданского кодекса, принятых страховой (перестраховочной) организацией по договорам страхования (перестрахования).

      РПНЗУ равен сумме прогнозируемых выплат, связанных с продлением (переосвидетельствованием) степени УПТ, определяемой индивидуально по каждому выгодоприобретателю, которому установлена степень УПТ или по которому ожидается повторное продление (переосвидетельствование) степени УПТ, и связанных с возмещением вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти работника согласно статье 940 Гражданского кодекса.

      Расчет РПНЗУ осуществляется в соответствии с Правилами расчета аннуитетных выплат по договору аннуитета и о требованиях к договору аннуитета и допустимому уровню расходов страховщика на ведение дела по заключаемым договорам аннуитета, утвержденными постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 1 марта 2010 года № 28, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6156.

      В целях оценки прогнозируемых выплат по каждому выгодоприобретателю продление срока установления степени УПТ осуществляется до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", с вероятностью 100 (сто) процентов.

      В целях оценки прогнозируемых выплат РПНЗУ формируется по каждому лицу, имеющему право на возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти работника согласно статье 940 Гражданского кодекса, с вероятностью осуществления выплат 100 (сто) процентов.

      Актуарий при необходимости исключает из расчета РПНЗУ приведенную сумму прогнозируемых выплат по выгодоприобретателю в случае, если в страховую (перестраховочную) организацию заявление по заключению договора аннуитета в связи с повторным продлением (переосвидетельствованием) степени УПТ выгодоприобретателя не поступало в течение 2 (двух) лет после истечения срока действия договора аннуитета, по которому осуществлялись аннуитетные выплаты в пользу выгодоприобретателя.

      В случае принятия и (или) передачи в перестрахование обязательств по договорам страхования, заключенным в соответствии с Законом об обязательном страховании работника от несчастных случаев, перестрахователем представляются параметры резервного базиса, используемого при расчете РПНЗУ, перестраховщику-резиденту Республики Казахстан путем указания таких параметров в договоре перестрахования и (или) договоре, заключаемого через посредников.

      Значения параметров резервного базиса, используемого перестраховщиком-резидентом Республики Казахстан при расчете РПНЗУ, совпадают со значениями параметров резервного базиса, используемого перестрахователем при расчете РПНЗУ, за исключением случая, когда резервный базис перестраховщика-резидента Республики Казахстан является более консервативным, чем резервный базис перестрахователя.";

      пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. В целях выравнивания факторов развития убытков при расчете РПНУ и (или) РПЕНУ актуарными методами актуарий при необходимости производит корректировку убытка по договору страхования (перестрахования), являющегося крупным, согласно методике по определению крупных убытков, разработанной актуарием страховой (перестраховочной) организации.

      Методика по определению крупных убытков в случае ее разработки актуарием представляется в уполномоченный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты ее разработки.

      В случае внесения изменений и (или) дополнений в методику по определению крупных убытков, данная методика с изменениями и (или) дополнениями подлежит представлению в уполномоченный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты внесения актуарием указанных изменений и (или) дополнений в нее.";

      пункты 20, 21 и 22 изложить в следующей редакции:

      "20. Заявленный, но неурегулированный убыток, отражается в отчете по убыткам с даты заявления страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) о наступлении страхового события и (или) страхового случая и (или) об осуществлении страховой выплаты в письменной форме либо в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан об обязательных видах страхования и (или) договором.

      Перестрахователь (цедент) уведомляет перестраховщика о наступлении страхового события и (или) страхового случая в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения перестрахователем (цедентом) такого заявления, если договором перестрахования не предусмотрено иное.

      21. РЗНУ формируется отдельно по каждому заявленному, но неурегулированному убытку, с даты получения заявления страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) о наступлении страхового события и (или) страхового случая и (или) об осуществлении страховой выплаты, в зависимости от того, какая из дат наступит раньше, до даты осуществления страховой выплаты либо вынесения решения об отказе в осуществлении страховой выплаты страховщиком, либо письменного отказа страхователя в получении страховой выплаты, в зависимости от того, какая из дат наступит раньше.

      В случае отсутствия по заявленному, но неурегулированному убытку оснований для формирования РЗНУ, установленных пунктом 25 Требований, страховая (перестраховочная) организация вправе списать РЗНУ по истечению 3 (трех) лет с даты получения заявления страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) о наступлении страхового события и (или) страхового случая и (или) об осуществлении страховой выплаты.

      22. РЗНУ формируется в размере заявленного убытка.

      В случае отсутствия у страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) и у страховой (перестраховочной) организации достаточной информации о размере убытка РЗНУ формируется в размере, достаточном для страховой выплаты, но не менее среднего значения оплаченных претензий, произведенных по аналогичной группе страховых случаев за предыдущий финансовый год или предыдущие 2 (два) финансовых года, в зависимости от того, какое из значений является большим.

      В случае отсутствия достаточной информации об оплаченных претензиях, произведенных по аналогичной группе страховых случаев за предыдущий финансовый год или предыдущие 2 (два) финансовых года, РЗНУ формируется в размере не менее среднерыночного значения оплаченных претензий, произведенных по классу страхования за предыдущий финансовый год или предыдущие 2 (два) финансовых года, в зависимости от того, какое из значений является большим.

      Актуарий при необходимости производит корректировку убытка, учитываемого в расчете среднего (среднерыночного) значения оплаченных претензий, являющегося крупным, обоснование по осуществлению которой представляется актуарием в соответствии с пунктом 4 Требований.

      Размеры РЗНУ, сформированные в связи с отсутствием достаточной информации о размере убытка, пересчитываются по итогам каждого финансового года исходя из их размеров, рассчитанных в соответствии с частями второй и третьей настоящего пункта.

      При наличии документов, подтверждающих размер убытка, или после получения страховой (перестраховочной) организацией указанных документов РЗНУ формируется в размере заявленного и подтвержденного документально убытка.

      Общая величина РЗНУ определяется путем суммирования РЗНУ, сформированных по всем заявленным, но неурегулированным убыткам.";

      пункт 29 изложить в следующей редакции:

      "29. Расчет страховых резервов страховой (перестраховочной) организации, осуществляющей страховую деятельность в отрасли "страхование жизни", по классу страхования от несчастных случаев, по классу страхования на случай болезни, по классу обязательного страхования туриста и по классу обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей осуществляется актуарием в соответствии с пунктами 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и 26 Требований.";

      дополнить пунктом 35-1 следующего содержания:

      "35-1. При расчете страховых резервов по договорам аннуитетного страхования, заключенным в соответствии с Законом об обязательном страховании работника от несчастных случаев, ставка индексации применяется в размере прогнозируемого уровня инфляции, который определяется актуарием страховой организации, имеющим лицензию на осуществление актуарной деятельности на страховом рынке, на основе статистических данных по инфляции.

      Ставка индексации утверждается правлением страховой организации на ежегодной основе. В случае необходимости правлением страховой организации пересматривается ставка индексации на основании заключения актуария, но не более двух раз в год.

      Для целей применения к филиалу страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан требований настоящего пункта под правлением страховой организации понимается соответствующий орган управления страховой организации-нерезидента Республики Казахстан.";

      пункты 49 и 49-1 изложить в следующей редакции:

      "49. По договорам пропорционального перестрахования доля перестраховщика в РНП определяется по каждому договору страхования (перестрахования) как произведение коэффициента и РНП по договору страхования (перестрахования) на отчетную дату.

      Доля перестраховщика в РНП = bRE РНП, где:

      коэффициент bRE равен отношению страховой премии по договору перестрахования к страховой премии по договору страхования.

      При расчете пруденциальных нормативов в соответствии с постановлением № 304 и Нормативами в коэффициенте bRE страховая премия по договору перестрахования принимается в расчет, за исключением комиссионного вознаграждения цеденту, страховому брокеру либо филиалу страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан по договору перестрахования (страхования) и возмещений, платежей страховым посредникам и иным лицам от перестраховщика, не относящихся к страховой защите по рискам, передаваемым в перестрахование.

      В сумму комиссионного вознаграждения страхового брокера либо филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан также входит разница между страховой премией, принятой страховым брокером либо филиалом страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан от перестрахователя по договору страхования, и страховой премией, переданной перестраховщику в рамках договора перестрахования.

      Доля перестраховщика в РНП по договорам непропорционального перестрахования рассчитывается согласно условиям договора перестрахования.

      При расчете пруденциальных нормативов в соответствии с постановлением № 304 и Нормативами доля перестраховщика в РНП по договорам непропорционального перестрахования рассчитывается согласно условиям договора перестрахования или равна 0 (нулю).

      49-1. При расчете пруденциальных нормативов в соответствии с постановлением № 304 и Нормативами доля перестраховщика в РНП по договору перестрахования, условиями которого предусмотрена минимальная депозитная премия (или депозитная премия) (далее – МДП), подлежащая перерасчету (корректировке) по истечении срока действия договора перестрахования по соответствующей ставке перерасчета, определяется исходя из суммы страховой премии (не являющейся МДП), начисленной перестраховщику по указанной ставке перерасчета, или равна 0 (нулю).

      При расчете пруденциальных нормативов в соответствии с постановлением № 304 и Нормативами доля перестраховщика в РНП по договору перестрахования, условиями которого предусмотрены МДП, не подлежащая перерасчету (корректировке) по истечении срока действия договора перестрахования, и (или) условие о том, что при досрочном расторжении договора перестрахования (коверноты) часть премии возврату не подлежит, равна 0 (нулю) на сумму, не подлежащую возврату на отчетную дату.";

      пункты 53 и 54 изложить в следующей редакции:

      "53. По договорам перестрахования (дополнительным соглашениям) доля перестраховщика в страховых резервах равна 0 (нулю), за исключением случаев, когда у страховой (перестраховочной) организации имеется подтверждение перестраховщика (перестраховщиков) в письменной форме о принятии им (ими) рисков на перестрахование (акцепта) с указанием всех условий перестрахования (в том числе размеров принятой перестраховщиком страховой премии, обязательств по договору перестрахования, лимита ответственности, комиссии цедента, комиссии страхового брокера и (или) филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан).

      В качестве подтверждения перестраховщика (перестраховщиков) о принятии им (ими) рисков на перестрахование (акцепта) до получения договора перестрахования принимается также перестраховочная ковернота либо перестраховочный слип с подписным листом, соответствующие требованиям нормативного правового акта уполномоченного органа, определяющего условия и порядок осуществления деятельности страхового брокера и филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан в соответствии с пунктом 9 статьи 17 Закона.

      При наличии у страховой (перестраховочной) организации подтверждения перестраховщика (перестраховщиков), предусмотренного настоящим пунктом, доля перестраховщика в следующих страховых резервах при необходимости формируется при соответствии следующим условиям:

      в РНП:

      размер страховой премии по договору факультативного перестрахования на момент передачи страхового риска не превышает размер премии по договору страхования, за исключением случая превышения в результате изменения курса валюты исполнения обязательства по договору перестрахования;

      договор перестрахования не предусматривает передачу менее 10 (десяти) процентов объема ответственности и более 50 (пятидесяти) процентов страховой премии;

      договор перестрахования не содержит условие о получении аффилированным лицом перестрахователя и (или) аффилированным лицом страхователя, за исключением перестрахователя и застрахованного лица, части страховой премии, прибыли и (или) положительной разницы между доходами и расходами перестраховщика по договору или группе договоров перестрахования;

      в страховых резервах:

      на отчетную дату по договору факультативного перестрахования отсутствует дебиторская задолженность, связанная с возмещением перестраховщиком страховой выплаты по наступившему страховому случаю, просроченная на срок более 90 (девяносто) дней со дня выставления требования к перестраховщику, страховому брокеру или филиалу страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан о возмещении перестраховщиком страховой выплаты;

      перестраховщик не зарегистрирован в оффшорных зонах;

      перестраховщик на отчетную дату не входит в реестр запрещенных страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан.

      54. При расчете пруденциальных нормативов в соответствии с постановлением № 304 и Нормативами доля перестраховщика в страховых резервах по договорам перестрахования, предусматривающим передачу всех или части страховых рисков в перестрахование по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, равна 0 (нулю).

      Требования пункта 53 Требований не распространяются на договоры перестрахования, предусматривающие передачу катастрофических рисков.".

  Приложение к Перечню
нормативных правовых актов
Республики Казахстан
по вопросам регулирования
страхового рынка, в которые
вносятся изменения и дополнения

      Сноска. Приложение утратило силу постановлением Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 07.06.2023 № 45 (вводится в действие с 01.07.2023).