Об утверждении Типовой программы инспекционной проверки по авиационной безопасности

Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 3 ноября 2020 года № 588. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 ноября 2020 года № 21597.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 9 Правил проведения контроля качества за соблюдением авиационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 апреля 2011 года № 436 дсп, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Типовую программу инспекционной проверки по авиационной безопасности.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 29 сентября 2010 года № 438 "Об утверждении Типовой программы инспекционной проверки авиационной безопасности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6568, опубликован от 4 ноября 2010 года в газете "Казахстанская правда" № 292 (26353)).

      3. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Министра индустрии и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
К. Ускенбаев

  Утвержден приказом
Исполняющего обязанности
Министра индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 3 ноября 2020 года № 588

Типовая программа инспекционной проверки по авиационной безопасности

      Сноска. Типовая программа с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.02.2023 № 98 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

№п/п

Номера позиций по программе и проверяемые элементы

Оценка соответствия(+/-)

Номер позиции несоответствия

Для аэропортов

1.

Организация обеспечения авиационной безопасности для аэропортов включает в себя:

1)

организационную структуру и штатное расписание САБ;



2)

положение о САБ;



3)

программу АБ, согласованную с уполномоченной организацией в сфере ГА, межведомственной аэропортовой комиссией по АБ и утвержденную первым руководителем аэропорта;



4)

программу подготовки и переподготовки по АБ, согласованную с уполномоченной организацией в сфере ГА и утвержденную первым руководителем аэропорта;



5)

техническое, ее производственное и финансовое обеспечение;



6)

технологию взаимодействия САБ со службами аэропорта и другими государственными органами Республики Казахстан;



7)

сферы деятельности САБ (выполняемые задачи);



8)

список руководящего состава аэропорта, обеспечивающий авиационную безопасность;



9)

распорядительный документ по назначению должностных лиц, принимающих решения при возникновении чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Планом действий по урегулированию ЧС;



10)

перечень должностей, специальностей и специализаций персонала САБ, непосредственно связанного с обеспечением АБ;



11)

должностные инструкции специалистов САБ;



12)

категории специалистов САБ, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) АБ;



13)

укомплектованность подразделений САБ сертифицированными (имеющими допуск к самостоятельной работе) специалистами;



14)

порядок допуска персонала САБ к работам по обеспечению мер АБ (обучение, стажировка, оформление свидетельств, допусков и/или сертификатов);



15)

организация и обеспечение подготовки персонала САБ (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания квалификации), предусматривающее обучение в учебных заведениях гражданской авиации (на основании договоров или разовых заявок) либо на собственной учебной базе;



16)

соответствие содержания программ подготовки (занятий) и оснащенности учебной базы (технического оборудования классов);



17)

содержание производственных зданий и помещений, для размещения САБ и осуществления технологических процедур по АБ (оснащенность техническими средствами, средствами связи, автотранспортом);



18)

специальное помещение для хранения оружий, боеприпасов и спецсредств;



19)

ведение учета и отчетности состояния и движения оружия, боеприпасов и спецсредств САБ, назначение лиц за ведение данного учета;



20)

обеспеченность руководящего состава и персонала САБ аэропорта, служебными помещениями (кабинетами, комнатами разборов) и помещениям и бытового назначения (комнатами отдыха и приема пищи, раздевалками, сушилками спецодежды);



21)

обеспеченность руководящей, нормативной и информационной документацией по обеспечению АБ;



22)

порядок учета, использования и хранения документации, внесения поступающих изменений и дополнений и их доведения до исполнителей;



23)

порядок изучения руководящей, нормативной и информационной документации, по обеспечению АБ персоналом других подразделений аэропорта;



24)

полноту и качество руководящих документов по обеспечению АБ;



25)

технологию производства досмотра пассажиров, членов экипажей ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;



26)

инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму;



27)

систему контроля за выполнением принятых мер по АБ, проведение регулярных внутренних проверок;



28)

периодичность проведения контроля выполняемых мер безопасности;



29)

проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению АБ;



30)

деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) ГА, в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства;



31)

корректировка утвержденных документов по АБ;



32)

ведение документации по учету проводимого контроля, назначение лиц, за проведение и учет такого контроля;



33)

систему оповещения и связи по АБ;



34)

надежность (испытания) и разработанные планы проверки по АБ;



35)

состояние учета и отчетности по АБ;



36)

соблюдение порядка и своевременность представления отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении АБ, а также другой информации по вопросам состояния АБ в соответствующие государственные органы;



37)

обеспеченность САБ сертифицированным оборудованием;



38)

обеспечение контроля за форменной одеждой(меры защиты, порядок выдачи и изъятия).



39)

меры по обеспечению защиты информационной безопасности.



2.

Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств авиапредприятия включает в себя:

1)

организацию и обеспечение охраны территории(контролируемых зон) аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиатехнику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио и светотехнического оборудования аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов;



2)

установление зон ограниченного доступа(контролируемых зон) и их границ, в т.ч. за пределами территории объектов аэропорта;



3)

наличие схемы территории аэропорта, с указанием расположения объектов и границ контролируемых зон (зон ограниченного доступа);



4)

состояние охраны контролируемых зон(наличие, система и состояние ограждений, освещение), распределение ответственности за охрану зон;



5)

состояние ограждения по периметру аэропорта и объектов ГА, расположенных на его территории, постовых вышек, освещения, козырька, предупредительных аншлагов патрульной дороги и полос безопасности вдоль ограждения;



6)

подвижных патрулей и периодичность патрулирования;



7)

дополнительные ограждения на объектах ГСМ и на коммерческих складах;



8)

оборудование наружным освещением мест стоянок ВС, территории отдельно расположенных объектов и контрольно-пропускных пунктов;



9)

состояние технических средств охраны, видеонаблюдения, сигнализации и связи;



10)

организацию и состояние контроля доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны;



11)

состояние КПП, их оборудование воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для производства досмотра обслуживающего персонала и автотранспорта;



12)

использование системы пользования пропусков, наличие уполномоченного подразделения осуществляющего выдачу пропусков и выполнение требований пропускного режима;



13)

запасных КПП и их оборудование;



14)

осуществление пропускного и внутриобъектового режима;



15)

процедуру контроля доступа лиц в контролируемые зоны, порядок прохода, проезда на территорию аэропорта персонала, посетителей, сторонних организаций и транспорта (порядок выдачи, использования и изъятия различных видов пропусков);



16)

организацию и обеспечение контроля нахождения и движения лиц, транспортных средств в контролируемых зонах аэропорта;



17)

систему регистрации всех ключей и замков;



18)

проведение проверки анкетных данных всего персонала, имеющие несопровождаемый доступ в зоны ограниченного допуска аэропорта;



19)

оснащение пунктов досмотра камерами видеонаблюдения, исключающие "мертвые" зоны.



3.

Обеспечение безопасности ВС для аэропортов включает в себя:

1)

организацию и состояние охраны ВС на земле;



2)

схему обеспечения охраны ВС;



3)

состояние постов охраны ВС;



4)

ответственность за обеспечение безопасности ВС;



5)

организацию и соблюдение порядка приема-передачи ВС на техобслуживание и под охрану (ведение журнала приема-передачи ВС под охрану);



6)

организацию и обеспечение контроля за соблюдением мер АБ на ВС, при их техническом и коммерческом обслуживании в промежуточных аэропортах;



7)

состояние освещения мест стоянок ВС;



8)

организацию и обеспечение контроля доступа к ВС;



9)

наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию ВС, пропусков с указанием зон допуска и рабочих смен;



10)

организацию и состояние производства предполетного досмотра ВС;



11)

наличие и оснащенность специальной стоянки для ВС;



12)

перечень мест специального осмотра ВС;



13)

технологические карты и схемы досмотра используемых типов ВС;



14)

распорядительный документ о создании групп досмотра ВС.



4.

Организация предполетного досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей ВС и авиаперсонала для аэропортов включает в себя:

1)

состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров;



2)

соответствие оборудования и размещения пунктов досмотра установленным требованиям;



3)

оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра;



4)

оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра;



5)

состояние и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра, подробные данные об оборудовании для досмотра;



6)

организацию обслуживания и ремонта технических средств досмотра;



7)

укомплектованность групп досмотра обученными специалистами;



8)

профессиональную подготовленность и наличие сертификатов;



9)

знание специалистами групп досмотра основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра;



10)

должностные инструкции специалистов групп досмотра;



11)

организацию и соблюдение порядка ротации персонала подразделения досмотра;



12)

процедуры, обеспечивающие порядок обращения с запрещенными к перевозке предметами и веществами, обнаруженными в ходе досмотра вещей того или иного лица с помощью рентгеновского оборудования или ручного досмотра;



13)

процедуры обеспечивающие порядок действий при поступлении сигналов металлоискателя или обнаружения запрещенных к перевозке предметов и веществ на пассажире или в его вещах, в том числе снятых предметах;



14)

наличие перечня опасных веществ и предметов, запрещенных пассажирам к перевозке на ВС, в пунктах досмотра;



15)

порядок обращения с опасными веществами и предметами, запрещенными к перевозке;



16)

порядок утилизации изъятых веществ и предметов;



17)

организацию выборочного личного ручного досмотра пассажиров в дополнение к использованию металлоискателей;



18)

организацию ручного досмотра пассажиров сотрудником одного пола с досматриваемым пассажиром;



19)

организацию не менее 10% физического досмотра ручной клади и багажа или применение соответствующих альтернативных мер;



20)

наличие и соблюдение инструкции по действиям персонала САБ в случае отключения электроэнергии или поломки оборудования для досмотра, утвержденной первым руководителем аэропорта;



21)

требования по досмотру лиц с ограниченными возможностями и сопровождающих лиц;



22)

процедуры договоренности в отношении досмотра вооруженной охраны;



23)

перечни и инструкции, касающиеся любых лиц, освобожденных от досмотра;



24)

организацию и соблюдение повторного досмотра пассажиров и их ручной клади перед посадкой на ВС в случае смешивания или контакта с пассажирами, не прошедшими досмотр;



25)

наличие и соблюдение инструкции по организации и соблюдению порядка перевозки на борту ВС оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета;



26)

инструкцию по действиям в случае обнаружения опасных веществ и предметов;



27)

соответствие утвержденной технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади;



28)

специальные процедуры досмотра (ручной и выборочный досмотр, отказ от прохождения досмотра, досмотр в частном порядке);



29)

досмотр пассажиров, следующих транзитом;



30)

состояние информации для пассажиров о порядке досмотра;



31)

состояние и оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций;



32)

меры, принимаемые в отношении пассажиров отдельных категорий (требования об уведомлении, меры и процедуры обеспечения безопасности);



33)

процедуру по досмотру высокопоставленных лиц и дипломатов;



34)

процедуру по досмотру правительственных курьеров и дипломатические вализы;



35)

процедуру по досмотру лиц, следующих через VIP и зал официальных делегаций;



36)

процедуру по досмотру сотрудников службы безопасности на борту ВС;



37)

процедуру по досмотру инвалидов;



38)

процедуру по досмотру пассажиров, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные);



39)

состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров;



40)

порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт ВС;



41)

исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр;



42)

организацию и состояние досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала аэропорта, авиапредприятия и эксплуатанта;



43)

соблюдение технологии досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала;



44)

состояние учета и отчетности по результатам досмотра. Наличие карт досмотра, груза и бортпитания (бортовых запасов);



45)

организацию и соблюдение порядка перевозки на борту ВС оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета;



46)

технологию передачи оружия и боеприпасов экипажу;



47)

помещение для приема и выдачи оружия и боеприпасов;



48)

условия доставки на борт ВС оружия и боеприпасов;



49)

провоз оружия и боеприпасов в пассажирском салоне ВС;



50)

провоз оружия, хранящегося в недоступных местах ВС.



5.

Организация предполетного досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов для аэропортов включает в себя:

1)

организацию и состояние обеспечения безопасности багажа, груза, почты и бортовых запасов;



2)

прием и охрана багажа;



3)

процедуры досмотра багажа;



4)

установление принадлежности багажа пассажирам;



5)

досмотр зарегистрированного багажа;



6)

досмотр трансфертного зарегистрированного багажа;



7)

хранение неправильно обработанного багажа;



8)

контроль за транспортировкой багажа к ВС;



9)

процедуры досмотра груза, почты(бандеролей, курьерских отправлений) и бортовых запасов;



10)

меры контроля в целях безопасности в обычных условиях;



11)

меры контроля в период повышенной угрозы;



12)

процедуры и меры контроля в целях безопасности бортпитания и бортприпасов;



13)

состояние и оснащенность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов;



14)

технологию досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов;



15)

обеспеченность САБ техническими средствами обеспечения АБ;



16)

использование специальных технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажей ВС и наземного персонала;



17)

виды и типы используемых технических средств досмотра;



18)

участки применения, использования технических устройств и служебных собак для обнаружения ВВ;



19)

использование инженерно-технических средств охраны;



20)

виды и типы используемых инженерно-технических средств охраны;



21)

объекты применения инженерно-технических средств охраны;



22)

наличие и оснащенность пунктов контроля; процедуры принятия мер при срабатывании средств охраны;



23)

порядок эксплуатации и технического обслуживания технических средств обеспечения АБ;



24)

порядок режима ограниченного доступа и действия специальных пропусков для зон сортировки перевозимого в грузовом отсеке багажа;



25)

действия, по повторному досмотру, которые должны предприниматься в случае, когда целостность перевозимого в грузовом отсеке ВС багажа нарушена;



26)

процедуры изъятия и выгрузки багажа, в том числе багажа, ожидающего пассажиров на выходе на посадку, если лицо, которому принадлежит этот багаж, не является на посадку;



27)

процедуры действий в случае выявления несопровождаемого багажа;



28)

требование о составлении ведомости перевозимого в грузовом отсеке багажа (проверка принадлежности и санкционирование);



29)

процедуры физического разделения прошедшего и не прошедшего досмотр груза;



30)

процедуры досмотра и меры контроля персонала, имеющего прямой доступ к грузу и почтовым отправлениям;



31)

процедуры касающихся мер контроля в целях безопасности, применяемых к трансферному грузу и почтовым отправлениям;



32)

процедуры назначения и подготовки сотрудника по безопасности организаций, поставляющих бортпитание;



33)

процедуры обеспечивающую физическую безопасность и контролирование доступа в производственные помещения организаций, поставляющих бортпитание;



34)

процедуры проверки анкетных данных сотрудников компаний, поставляющих бортпитание;



35)

процедуры приемки и обработки бортпитания и бортовых запасов компаний, поставляющих бортпитание;



36)

процедуры досмотра бортпитания и бортовых запасов техническими средствами досмотра либо вручную (визуально) и опломбирования сотрудником САБ контейнера (емкость для размещения) поставленного бортпитания и бортовых запасов;



37)

процедуры опломбирования грузового отделения транспортного средства перевозящего бортпитание и бортовые запасы;



38)

процедуры регистрации используемых номеров пломб и отгрузочной накладной с номерами пломб;



39)

процедуры транспортировки и доставки к ВС комплектов бортпитания и буфетно-кухонного оборудования эксплуатанта.



6.

Организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации для аэропортов включает в себя:

1)

деятельность аэропортовой комиссии по АБ;



2)

положение об аэропортовой комиссии;



3)

состав аэропортовой комиссии;



4)

план работы аэропортовой комиссии;



5)

план действий по урегулированию ЧС, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА;



6)

инструкции, выписки и памятки по действиям персонала при возникновении ЧС (действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток захвата ВС, диверсий и угроз применения взрывных устройств);



7)

план проведения операции "Дабыл" и его соответствие требованиям положений правил формирования оперативных групп, подробного перечня их действий в ходе подготовки и проведения антитеррористической операции, утвержденных совместным приказом специальных государственных органов, уполномоченных органов в сфере внутренних дел, обороны и согласованных с уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и другими заинтересованными государственными органами Республики Казахстан;



8)

аэронавигационное обслуживание ВС, подвергшихся актам незаконного вмешательства;



9)

специальные меры по обеспечению АБ, подлежащие применению в периоды повышенной угрозы или в отношении особо важных рейсов и маршрутов, в т.ч. при актах вымогательства и вмешательства в действия сотрудников аэропорта;



10)

командный пункт (специально оборудованного помещения) для обеспечения работы оперативного штаба по урегулированию ЧС;



11)

состав и структурная схема оперативного штаба;



12)

порядок (схема) оповещения и связи наличие, состояние и использование средств связи;



13)

оснащенность командного пункта средствами обеспечения деятельности;



14)

порядок приведения в действие оперативного штаба;



15)

готовность сил и средств, привлекаемых к урегулированию ЧС;



16)

координацию сил и средств, организацию и учет проведения занятий, тренировок и учений;



17)

учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер АБ с взаимодействующими службами и организациями (орган, ответственный за их подготовку и периодичность проведения тренировок).



Для авиакомпаний

7.

Организация обеспечения авиационной безопасности для авиакомпаний включает в себя:

1)

организационную структуру и штатное расписание САБ;



2)

положение САБ;



3)

ответственное лицо по АБ;



4)

программу АБ, согласованную с уполномоченной организацией в сфере ГА и утвержденную первым руководителем авиакомпании;



5)

программу подготовки и переподготовки по АБ, согласованную с уполномоченной организацией в сфере ГА и утвержденную первым руководителем авиакомпании;



6)

наличие сертификатов по подготовке и переподготовке обучения по АБ по категориям персонала;



7)

допуск к работе по обеспечению мер АБ по категориям персонала;



8)

знание руководителем по обеспечению АБ (опрос) инструкции устанавливающие функции при обеспечении безопасности объектов организаций ГА, а также регламентирующие особенности обеспечения безопасности;



9)

знание сотрудниками по обеспечению АБ (опрос) инструкции устанавливающие функции при обеспечении безопасности объектов организаций ГА, а также регламентирующие особенности обеспечения безопасности;



10)

подготовку и переподготовку АБ по категориям персонала ответственных за организацию действий в кризисных ситуациях;



11)

инструктора – координатора по обучению АБ;



12)

должностные инструкции персонала САБ;



13)

обеспечение подготовки и переподготовки персонала авиакомпании. Ведение учетной и другой документации, взаимодействие с уполномоченной организацией в сфере ГА и учебными центрами;



14)

аудитора по контролю качества АБ;



15)

должностная инструкция аудитора по контролю качества АБ;



16)

утвержденная программа внутренней проверки по АБ;



17)

периодичность проведения аудита, их результаты (планы, акты, справки, отчеты);



18)

информирование уполномоченной организации в сфере ГА о результатах внутренних проверок;



19)

процедуры проверки биографических (анкетных) данных персонала авиакомпании, имеющие несопровождаемый доступ в контролируемую зону аэропорта;



20)

контроль и периодичность проведения повторных проверок персонала;



21)

служебные помещения для размещения и хранения технических средств контроля и видеонаблюдения, оружия и боеприпасов, а также документации, регламентирующей порядок осуществления мероприятий по АБ.



22)

меры по обеспечению защиты информационной безопасности.



8.

Оснащение ВС по обеспечению авиационной безопасности для авиакомпаний включает в себя:

1)

надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона (применительно к специфике ВС);



2)

смотровым устройством в дверях пилотской кабины для обзора пространства перед дверью и наблюдения за обстановкой в прилегающем пассажирском салоне (применительно к специфике ВС);



3)

специальными сигнализационными и переговорными устройствами между пилотской кабиной экипажа и бортпроводниками (применительно к специфике ВС);



4)

противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей, выруливание и взлет ВС (если они предусмотрены, применительно к специфике ВС);



5)

специальными запираемыми ящиками для хранения изъятых на время полета у пассажиров оружия и боеприпасов (применительно к назначению ВС и услугами перевозок);



6)

оборудование ВС системами безопасности;



7)

блокирование двери пилотской кабины;



8)

наличие разреза в ковровом покрытии;



9)

наличие и работоспособность системы скрытой сигнализации;



10)

оборудование мест для перевозки оружия и боеприпасов;



11)

обозначение наименее опасных мест на борту ВС для размещения обнаруженного взрывного устройства.



9.

Безопасность и охрана ВС для авиакомпаний включает в себя:

1)

принятие ответственности за безопасность ВС подписанием бортового журнала или журнала приема-передачи ВС на обслуживание;



2)

передачу ВС экипажу при наличии у члена экипажа, производящего прием действующего свидетельства авиаперсонала ГА и задания на полет;



3)

принятие мер по обеспечению безопасности, охране ВС, и защите от несанкционированного проникновения членами экипажа, принявшими ВС для выполнения полета, до прибытия КВС;



4)

принятие мер по обеспечению безопасности, охране ВС, и защите от несанкционированного проникновения представителем ИАС в период проведения технических работ;



5)

принятие мер по обеспечению безопасности, охране ВС, и защите от несанкционированного проникновения специалистами САБ аэропорта (аэродрома) после принятия ВС под охрану;



6)

наличие открыто носимого, прикрепленного к верхней одежде аэропортовый пропуск у авиаперсонала, участвующего в техническом обслуживании ВС, дающий право на проход в зону ограниченного доступа аэропорта (аэродрома);



7)

запирание, опечатывание входных дверей, грузовых и аварийных люков и форточек кабины ВС, на которых не ведутся работы по обслуживанию, а также убирание трапов и стремянки;



8)

установление специальных противоугонных запорных устройств на ВС (при необходимости);



9)

требование не оставлять ВС без присмотра, а также не допускать к нему лиц, не имеющих отношения к его обслуживанию;



10)

закрытие дверей, крышек отсеков и люков на запоры, установление (включение) предусмотренных устройств, обеспечивающие невозможность запуска двигателей и руления ВС, убирание подвижных трапов, лестниц, стремянок при временном прекращении работ на ВС;



11)

проведение досмотра ВС в целях обеспечения безопасности в зависимости от уровня угрозы (низкий, средний, высокий);



12)

проверку наличия отметок на посадочных талонах о прохождении досмотра пассажирами (в том числе и транзитными) на посадочной стойке перед входом пассажиров в посадочный рукав (галерея) или автотранспорт;



13)

проверку или досмотр ВС в целях обеспечения безопасности, вылетающих ВС, выполняющих коммерческие рейсы;



14)

проведение повторного предполетного досмотра (проверка) ВС в целях безопасности в случаях, когда после посадки пассажиров на борт ВС пассажир отказался от полета или авиакомпания отказала пассажиру в перевозке, а также обнаружения постороннего лица на борту ВС перед вылетом;



15)

процедуру проведения предполетного досмотра специалистами авиакомпании, представителями ИАС, членами экипажа;



16)

наличие и применение проверочных листов (контрольный перечень) для экипажа и персонала по подготовке ВС к полету;



17)

порядок организации перевозки конвоируемых лиц;



18)

меры принимаемые к недисциплинированным пассажирам;



19)

выполнение процедур по перевозке опасных грузов (применительно к назначению эксплуатанта специальное положение, программа).



10.

Организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации для авиакомпаний включает в себя:

1)

участие авиакомпании в Межведомственной аэропортовой комиссии по АБ;



2)

проведение занятий и тренировок по плану проведения антитеррористической операции "Дабыл" совместно со САБ аэропорта базирования;



3)

принятие мер обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа ВС в полете;



4)

памятки экипажу ВС по действиям в чрезвычайной обстановке;



5)

инструкцию о порядке проведения досмотра ВС в полете.



Для поставщиков аэронавигационного обслуживания

11.

Защита объектов и средств для поставщиков аэронавигационного обслуживания включает в себя:

1)

организационную структуру и штатное расписание САБ;



2)

положение САБ;



3)

программу АБ, согласованную с уполномоченной организацией в сфере ГА и утвержденную первым руководителем поставщиком аэронавигационного обслуживания;



4)

программу подготовки и переподготовки по АБ, согласованную с уполномоченной организацией в сфере ГА и утвержденную первым руководителем поставщиком аэронавигационного обслуживания;



5)

ответственное лицо по АБ организации поставщика аэронавигационного обслуживания;



6)

перечень должностей, специальностей и специализаций персонала САБ;



7)

должностные инструкции специалистов САБ;



8)

специальные технические средства охраны объектов поставщика аэронавигационного обслуживания;



9)

план мероприятий на случай ЧС, предусматривающий использование резервов, замену или предоставление альтернативных услуг, в связи с потерей работоспособности объектов аэронавигационного обслуживания, в результате актов незаконного вмешательства;



10)

меры по обеспечению защиты информационной безопасности.



      Расшифровка аббревиатур:

      ГА - гражданская авиация;

      САБ - служба авиационной безопасности;

      АБ - авиационная безопасность;

      УВД - управление воздушным движением;

      ГСМ - горючесмазочный материал;

      ВС - воздушное судно;

      КПП - контрольно-пропускной пункт;

      ЧС - чрезвычайная ситуация;

      VIP-зал - зал для особо важных персон;

      ВВ - взрывчатые вещества;

      КВС - командир воздушного судна;

      ИАС - инженерно-авиационная служба;

      (-1) - несоответствие критическое, представляющее угрозу авиационной безопасности и препятствующее дальнейшей деятельности;

      (-2) - несоответствия, не препятствующие дальнейшей деятельности, при условии устранения в согласованные сроки или введении ограничений;

      (-3) - несоответствия, не препятствующие дальнейшей деятельности и подлежащие устранению при совершенствовании производства и системы качества;

      (*) - не обязательно для данной организации;

      (+) - отвечает требованиям.