О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования"

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 августа 2020 года № 372. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2020 года № 21146. Утратил силу приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра просвещения РК от 03.08.2022 № 348 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан 12 ноября 2018 года) следующие изменения:

      в Государственном общеобязательном стандарте начального образования, утвержденном указанным приказом:

      пункт 10-1 изложить в следующей редакции:

      "10-1. Задачи добукварного и букварного периода предметов "Әліппе", "Ана тілі" реализуется учебником "Әліппе" в первом полугодии, послебукварный период учебником "Ана тілі" во втором полугодии для обучающихся с казахским языком обучения; "Букварь", "Обучение грамоте" реализуется учебником "Букварь" в первом полугодии, послебукварный период учебником "Обучение грамоте" во втором полугодии для обучающихся с русским языком обучения.".

      пункт 42 изложить в следующей редакции:

      "42. Деление класса на две группы допускается в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся:

      1) по казахскому языку в классах с неказахским языком обучения;

      2) по русскому языку в классах с нерусским языком обучения;

      3) по иностранному языку;

      4) по цифровой грамотности;

      5) по самопознанию.

      В случаях осуществления ограничительных мероприятий соответствующими государственными органами, введения карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера деление класса на группы производится по всем учебным предметам с наполнением в одном классе до 15 обучающихся.".

      пункт 65 изложить в следующей редакции:

      "65. Оценивание на уровне начального образования осуществляется со 2 класса с использованием формативного и суммативного оценивания.";

      в Государственном общеобязательном стандарте технического и профессионального образования, утвержденном указанным приказом:

      пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется на основе профессиональной ориентации содержания образования с учетом профильного обучения.

      Специальности ТиПО подразделяются на общественно-гуманитарный и естественно-математический профили.

      К естественно-математическому профилю относятся: "Метрология, стандартизация и сертификация"; "Геология, горнодобывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, пожарная безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях"; "Нефтегазовое производство"; "Химическое производство"; "Энергетика"; "Транспорт (по отраслям)", "Транспортная техника, эксплуатация транспорта"; "Связь, телекоммуникации и информационные технологии"; "Строительство и коммунальное хозяйство; "Технологические машины и оборудование"; "Металлургия и машиностроение"; "Механизация и электрификация сельского хозяйства"; "Профессиональное обучение"; "Сервис"; "Технология изделий, товаров широкого потребления"; "Технология производства пищевых продуктов"; "Организация питания"; "Ветеринария и экология".

      К общественно-гуманитарному профилю относятся: "Образование"; "Медицина, фармацевтика"; "Искусство и культура"; "Экономика и управление"; "Право"; "Гостиничный бизнес"; "Туризм".

      К обязательным общеобразовательным дисциплинам вне зависимости от профиля относятся: "Казахский язык" и "Казахская литература" (для групп с казахским языком обучения), "Русский язык" и "Русская литература" (для групп с русским языком обучения), "Казахский язык и литература" (для групп с русским языком обучения), "Русский язык и литература" (для групп с казахским языком обучения), "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История Казахстана", "Самопознание", "Физическая культура", "Начальная военная и технологическая подготовка".

      Наряду с обучением обязательным дисциплинам предусмотрен выбор обучающимися профилирующих дисциплин углубленного и стандартного уровней обучения.

      Профильное обучение осуществляется на основе учета индивидуальных интересов и потребностей обучающихся. Применяется гибкая система выбора дисциплин на двух уровнях обучения. Обучающийся по своему усмотрению выбирает значимые для себя две дисциплины углубленного и две дисциплины стандартного уровней обучения. На профилирующие дисциплины углубленного уровня отводится большее количество часов, чем на дисциплины стандартного уровня. На стандартном уровне изучаются непрофильные дисциплины.

      К дисциплинам углубленного уровня обучения естественно-математического профиля относятся: "Физика", "Химия", "Биология", "География". В данном направлении профильного обучения к дисциплинам стандартного уровня относятся: "Всемирная история", "Биология", "География".

      К дисциплинам углубленного уровня обучения общественно-гуманитарного профиля относятся "Всемирная история", "Химия", "Биология", "География". В данном направлении профильного обучения к дисциплинам стандартного уровня относятся: "Физика", "Химия", "Графика и проектирование".

      Содержание общеобразовательных дисциплин определяется типовыми учебными программами.

      Перечень общеобразовательных дисциплин в специальных учебных программах для лиц с особыми образовательными потребностями определяется в зависимости от специальности организацией ТиПО самостоятельно.

      По усмотрению организации ТиПО общеобразовательные дисциплины интегрируются в базовые и/или профессиональные модули.

      Физическое воспитание в организациях ТиПО осуществляется в учебное и во внеучебное время.

      Занятия по "Физической культуре" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю в период теоретического обучения.

      Для ВСУЗов занятия по "Физической подготовке" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю. По окончанию каждого семестра обучения проводятся экзамены. Занятия в спортивных секциях предусматриваются в объеме не более 4 часов в неделю.

      Для специальностей, предусматривающих повышенную физическую нагрузку (хореография, спорт, цирковое искусство) занятия по "Физической культуре" реализуются в рамках специальных дисциплин или профессиональных модулей.

      Занятия по начальной военной и технологической подготовке в организациях образования с девушками проводятся совместно с юношами, по разделу "Основы медицинских знаний" – раздельно. К практическим занятиям по разделу "Основы военного дела" девушки не привлекаются. По окончанию курса начальной военной подготовки с обучающимися проводятся учебно-полевые (лагерные) сборы. В период учебно-полевых сборов девушки проходят медико-санитарную подготовку в организациях образования под руководством медицинского работника. Содержание интегрированной образовательной программы "Основы безопасности жизнедеятельности" реализуется в рамках учебного курса "Начальная военная и технологическая подготовка" (за исключением ВСУЗов).

      При проведении общеобразовательных дисциплин допускается деление группы на подгруппы в городских организациях ТиПО при наполнении группы в 24 и более обучающихся, в сельских – 20 и более обучающихся при проведении занятий:

      1) казахскому языку и литературе – в группах с неказахским языком обучения;

      2) русскому языку и литературе – в группах с нерусским языком обучения;

      3) иностранному языку;

      4) информатике;

      5) физической культуре.

      При наличии в группе лиц с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого обучающегося.";

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. Образовательные программы ТиПО, за исключением военных специальностей, предусматривают изучение социально-экономических дисциплин или базовых модулей, формирующих базовые компетенции.

      Базовые компетенции отражают: полиязычное общение в сфере профессиональной деятельности, ведение служебной документации на казахском языке, поддержание здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и в трудовом коллективе, функционирование в условиях рыночной экономики, в том числе финансовую грамотность и предпринимательскую деятельность, развитие патриотизма и национального самосознания, цифровую грамотность и информационно-коммуникационные навыки, зеленые технологии и охрану окружающей среды и др.

      В базовые модули интегрируются социально-экономические и гуманитарные дисциплины. Изучаются следующие базовые модули:

      1) применение профессиональной лексики в сфере профессиональной деятельности. В данном модуле интегрируются: для групп с казахским языком обучения - профессиональный русский язык, профессиональный английский язык; делопроизводство на казахском языке; для групп с русским языком обучения - профессиональный казахский язык, профессиональный английский язык, делопроизводство на казахском языке;

      2) развитие и совершенствование физических качеств;

      3) применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

      4) применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе (Основы философии, Культурология, Основы права, Основы социологии и политологии);

      5) применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства в профессиональной деятельности (Основы экономики, Основы предпринимательской деятельности, Этика делового общения).

      Модуль "Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе" изучается на уровне специалиста среднего звена.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Уровень полученных знаний, умений, навыков и компетенций обеспечивается следующими видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

      В плане учебного процесса отражаются промежуточная и итоговая аттестация.

      Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

      Оценка уровня учебных достижений обучающихся проводится в балльно-рейтинговой буквенной системе.

      Контрольные работы и зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины, в том числе интегрированной в модули – в сроки, отведенные на промежуточную или итоговую аттестацию.

      Для ВСУЗов по всем дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является экзамен.

      Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации ТиПО.

      По полному завершению освоения образовательной программы ТиПО проводится итоговая аттестация.

      Итоговая аттестация проводится в форме написания и защиты дипломной работы или дипломного проекта, или комплексного экзамена.

      Для обучающихся, освоивших рабочую квалификацию и не продолжающих обучение, проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена. В случае освоения полной программы квалификационный экзамен для уровня квалифицированных рабочих кадров проводится в рамках промежуточной аттестации, объем учебного времени итоговой аттестации отводится на профессиональную практику.

      Квалификационные экзамены проводятся на производственных площадках, в лабораториях, мастерских или учебных центрах, оснащенных необходимым оборудованием по каждой квалификации.

      Проведение квалификационных экзаменов предусматривает форму демонстрационного экзамена.

      Для специальностей сферы искусства и культуры предусмотрено выполнение творческих заданий.

      Для ВСУЗов итоговая аттестация включает сдачу комплексного экзамена по специальным дисциплинам и сдачу экзамена по дисциплине физическая подготовка.

      Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме выполнения практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий.

      Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией ТиПО.

      При проведении занятий по физическому воспитанию, лабораторных работ, практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в базовые и профессиональные модули, производственного обучения в мастерских (на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 13 человек, для медицинских и фармацевтических организаций образования по клиническим дисциплинам учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 8 человек.".

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов