О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2011 года № 423 "Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях"

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 июля 2020 года № 694. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 августа 2020 года № 21052

Действующий

      В соответствии с пунктом 4 статьи 116 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2011 года № 423 "Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7197), следующие изменения:

      в Правилах проведения инвентаризации в государственных учреждениях, утвержденных указанным приказом:

      заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:

      "Глава 1. Общие положения";

      заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Сроки проведения инвентаризации";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Государственные учреждения проводят инвентаризации в следующие сроки:

      1) машин и оборудования, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, нематериальных и прочих долгосрочных активов – не менее одного раза в год не ранее 1 октября;

      2) зданий, сооружений, передаточных устройств и других недвижимых объектов активов (земельные участки, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению) – не менее одного раза в год не ранее 1 октября;

      3) библиотечных фондов – один раз в пять лет, а также в сроки, установленные соответствующими администраторами бюджетных программ;

      4) рабочего и продуктивного скота, молодняка животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, а также подопытных животных – не менее одного раза в квартал;

      5) незавершенного строительства – не менее одного раза в год, но не ранее 1 декабря;

      6) материалов для учебных, научных и других целей, хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей, медикаментов и перевязочных средств, топлива, горючих и смазочных материалов, кормов и фуража, тары, материалов в пути, запасных частей к машинам и оборудованию, прочих материалов, спецодежды и других предметов индивидуального пользования – не менее одного раза в год, но не ранее 1 октября;

      7) продуктов питания и спирта – не менее одного раза в квартал;

      8) незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки в производственных (учебных) мастерских и подсобных (учебных) сельских хозяйствах, незаконченных научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам с организациями – не ранее 1 октября отчетного года, и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответственно администраторами бюджетных программ;

      9) драгоценных металлов и драгоценных камней – два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля;

      10) денег, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – в сроки, установленные руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом, но не реже одного раза в квартал;

      11) движение на счетах учета денежных средств и их эквивалентов производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы государственного учреждения, с данными по формам отчетов территориальных подразделениях Казначейства и выписок обслуживающих банков второго уровня – в сроки, установленные руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом, но не реже одного раза в квартал;     

      12) расчетов по платежам в бюджет, по обязательным социальным отчислениям, по пенсионным взносам, по отчислениям и взносам на обязательное социальное медицинское страхование в Государственную корпорацию "Правительство для граждан", с депонентами – не менее одного раза в квартал;

      13) расчетов с разными дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год;

      14) остальных статей баланса – по состоянию на 1 января;

      15) имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства по отдельным основаниям, предусмотренным статьей 21 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" (далее – Закон о государственном имуществе), подтвержденное данными Реестра государственного имущества – два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля.";

      заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:

      "Глава 3. Порядок проведения инвентаризации";

      пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

      "6. Для проведения инвентаризации приказом руководителя государственного учреждения или уполномоченным им лицом создаются инвентаризационные комиссии, устанавливаются сроки начала и окончания инвентаризации.

      Инвентаризационная комиссия создается из работников государственного учреждения в составе не менее 3 человек, включая главного бухгалтера или лицо, его замещающее.

      Инвентаризационная комиссия возглавляется руководителем государственного учреждения или его заместителем.

      Руководитель государственного учреждения или уполномоченное им лицо обеспечивает условия для полной и точной проверки фактического наличия объектов учета в установленные сроки.

      В государственных учреждениях с большой номенклатурой ценностей в межинвентаризационный период по распоряжению руководителя государственного учреждения или уполномоченного им лица проводятся выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

      7. Создание центральной инвентаризационной комиссии, проведение инвентаризации в государственных учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, утверждение календарного плана проведения инвентаризации, а также распределения работников для участия их в инвентаризационных комиссиях утверждается приказом руководителя государственного учреждения или уполномоченного им лица. На основании этого приказа руководителями государственных учреждений или уполномоченными ими лицами обслуживаемых централизованной бухгалтерией, назначаются свои инвентаризационные комиссии.

      При наличии централизованной бухгалтерии, обслуживающие территориальные подразделения государственных учреждений, в состав инвентаризационной комиссии включаются руководители этих территориальных подразделений.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материальных ценностей инвентаризационные комиссии производят:

      опломбирование подсобных помещений, подвалов и других мест хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы;

      проверку исправности всех весоизмерительных приборов;

      Инвентаризационные комиссии получают последние на момент инвентаризации отчеты о движении материальных ценностей и денег.

      На день до начала инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей, произведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки.

      Материально ответственные лица, до начала инвентаризации дают расписку в том, что к началу инвентаризации все документы, относящиеся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтерскую службу и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.";

      пункты 16, 17 и 18 изложить в следующей редакции:

      "16. По окончании инвентаризации оформленные описи сдаются в бухгалтерскую службу государственного учреждения для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.

      Данные бухгалтерского учета, проставляемые в описях, подтверждаются подписью главного бухгалтера государственного учреждения или лица, его замещающего.

      17. Все материальные ценности, арендованные долгосрочные активы, а также оцененное имущество, обращенное (поступившее) в собственность государственного имущества по отдельным основаниям, предусмотренным Законом о государственном имуществе на отчетную дату учтенные на забалансовых счетах инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

      18. По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки с целью установления правильности проведения инвентаризации.

      Контрольные проверки инвентаризации должны проводиться с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секций), где производилась инвентаризация.

      Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом контрольных проверок инвентаризации ценностей согласно приложению 1 к настоящим Правилам. Учет проводимых контрольных проверок ведется бухгалтерской службой в специальной книге учета контрольных проверок инвентаризаций согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Результаты инвентаризации отражаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      Работа инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, который утверждается руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом.

      В протоколе инвентаризации также указывается информация о проведении теста на обесценение активов в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6443). Наличие факта обесценения активов с объяснением причин возникновения подтверждается независимым экспертом и согласовывается уполномоченным органом по управлению государственным имуществом.";

      заголовок главы 4 изложить в следующей редакции:

      "Глава 4. Инвентаризация основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов";

      заголовок главы 5 изложить в следующей редакции:

      "Глава 5. Инвентаризация запасов";

      пункт 29 изложить в следующей редакции:

      "29. На больших складах при продолжительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя или уполномоченного им лица и главного бухгалтера государственного учреждения или лица, его замещающего в процессе инвентаризации запасы отпускаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

      Эти запасы заносятся в отдельную опись под наименованием: "Запасы, отпущенные во время инвентаризации".

      В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.";

      заголовок главы 6 изложить в следующей редакции:

      "Глава 6. Инвентаризация незавершенного производства";

      заголовок главы 7 изложить в следующей редакции:

      "Глава 7. Инвентаризация животных";

      заголовок главы 8 изложить в следующей редакции:

      "Глава 8. Инвентаризация растений";

      заголовок главы 9 изложить в следующей редакции:

      "Глава 9. Инвентаризация незавершенного строительства";

      заголовок главы 10 изложить в следующей редакции:

      "Глава 10. Инвентаризация незаконченных научно-исследовательских и конструкторских работ";

      часть четвертую пункта 39 изложить в следующей редакции:

      "Фактические затраты по изготовленным экспериментальным устройствам устанавливаются в соответствии с актом, утвержденным руководителем государственного учреждения или уполномоченных им лицом.";

      заголовок главы 11 изложить в следующей редакции:

      "Глава 11. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней";

      заголовок главы 12 изложить в следующей редакции:

      "Глава 12. Инвентаризация денежных средств, ценностей и бланков строгой отчетности";

      пункты 46 и 47 изложить в следующей редакции:

      "46. При инвентаризации кассы проверяется фактическое наличие денег, денежных документов и бланков строгой отчетности.

      Наличие денежных средств проверяется путем покупюрного и помонетного пересчета наличных денег.

      Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам, номерам и сериям бланков с учетом начальных и конечных номеров по видам бланков.

      Инвентаризация кассы оформляется актом инвентаризации наличия денег согласно приложению 19 к настоящим Правилам.

      Результаты инвентаризации ценностей и бланков строгой отчетности оформляются инвентаризационной описью (сличительная ведомость) ценностей и бланков документов строгой отчетности согласно приложению 20 к настоящим Правилам.

      47. Инвентаризация денежных средств и их эквивалентов производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы государственного учреждения, с данными по формам отчетов территориальных подразделений Казначейства и выписок обслуживающих банков второго уровня – в сроки, установленные руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом, но не реже одного раза в квартал.";

      заголовок главы 13 изложить в следующей редакции:

      "Глава 13. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе оценочных резервов";

      заголовок главы 14 изложить в следующей редакции:

      "Глава 14. Инвентаризация финансовых инвестиций";

      заголовок главы 15 изложить в следующей редакции:

      "Глава 15. Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации";

      приложения 3, 19 и 20 изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему приказу.

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Е. Жамаубаев

  Приложение 1 к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 28 июля 2020 года № 694
  Приложение 3 к Правилам
проведения инвентаризации в
государственных учреждениях

      Наименование ________________________________________ _______
                              государственное учреждение       код

Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией

№ п/п

Наименование счета

Номер счета

Результат, выявленный инвентаризацией

Установлена порча имущества

Из общей суммы недостач и потерь от порчи имущества

недостача

излишки

сумма

зачтено по пересортице

списано в пределах норм убыли

отнесено на виновных лиц

списано на издержки производства и обращения сверх норм убыли

сумма

сумма

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Основные средства 









2

Нематериальные активы









3

Финансовые вложения









4

Сырье и материалы, топливо, стройматериалы, запчасти









5

Молодняк животных и животные на откорме



















6










7










8










9

Касса, денежные документы и другие ценности









10

Прочие









11











Итого

х








      Руководитель государственного учреждения
или уполномоченное им лицо _______ ______________________________________________
                              (подпись)       (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Главный бухгалтер или лицо, его замещающее _______ _______________________________
                              (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Председатель инвентаризационной комиссии _____ __________________________________
                              (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

  Приложение 2 к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 28 июля 2020 года № 694
  Приложение 19 к Правилам
проведения инвентаризации в
государственных учреждениях

      Наименование _____________________________________________________ ____
                              государственное учреждение                   код

Акт № ______ инвентаризации наличия денег "____" __________________ _______

      находящихся _____________________________________________________________

                                    Расписка

      К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерскую службу и все деньги, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

      Материально ответственное (ые) лицо (лица): _______ ________ _________________
                                          должность (подпись)       (фамилия, имя,
                                                      отчество (при его наличии)

      На основании приказа (распоряжения) от "___" _____________ ______№ _________
проведена инвентаризация денег по состоянию на "___" ____________ _____

      При инвентаризации установлено следующее: __________________________________
1. наличных денег _________________________________ тенге ________ тиын
2. почтовых марок _________________________________ тенге ________ тиын
3. ________________________________________________ тенге ________ тиын
4. ________________________________________________ тенге ________ тиын
Итого фактическое наличие __________________________тенге ________тиын
__________________________________________________________________________
прописью По учетным данным _________________________________ тенге ________ тиын
Результаты инвентаризации: излишек _________________________________________
недостача ________________________________________
Последние номера кассовых ордеров:
Приходного № __________________, расходного № ________________
Председатель комиссии: ___________ __________ __________________________________
                  должность (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Члены комиссии: ____________ _________ _________________________________________
                  должность (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________ _________________ ____________________________________________
      должность       (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________ ________________ _____________________________________________
      должность       (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Подтверждаю, что деньги, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении.
Материально ответственное (ые) лицо (лица): _____________ _________________________
                                          (подпись)       (фамилия, имя, отчество
                                                      (при его наличии)
"____" _________________ _______

  Оборотная сторона

      Объяснение причин излишков или недостач ____________________________________

      Материально ответственное (ые) лицо (лица):
_______________ _____________ ___________________________________________________
      должность       (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      Решение руководителя государственного учреждения
или уполномоченного им лица _____________________________________________________
                              (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
"___" _______________ ______

      Председатель комиссии: _________ ________ __________________________________
                        должность (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      Члены комиссии: ___________ ________ ______________________________________
                        должность (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_______________ ___________ ____________________________________________________
      должность (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      Подтверждаю, что деньги, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении

      Материально ответственное (ые) лицо (лица):
_____________ ___________ ______________________________________________________
      должность (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      "____" _________________ _______

  Приложение 3 к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 28 июля 2020 года № 694
  Приложение 20 к Правилам
проведения инвентаризации в
государственных учреждениях

      Наименование __________________________________ ____
                        государственное учреждение       код

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) № _____ ценностей и бланков документов строгой отчетности "___" _________________ ______

                                    Расписка

      К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на ценности сданы в бухгалтерскую службу и все ценности и бланки документов строгой отчетности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

      Материально ответственное (ые) лицо (лица):
_______________ ____________ _____________________________________________
      должность (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      На основании приказа (распоряжения) от "____" __________ ______№ ___ проведено снятие фактических остатков и бланков документов строгой отчетности, числящихся на балансовом (забалансовом) счете № ___ по состоянию на "___" _____________ ____

      Инвентаризация: начата "____" ________________ ______
окончена "____" _______________ ______

      При инвентаризации установлено следующее:

№ записи

Наименование ценностей и бланков документов строгой отчетности

№ формы

Единица измерения

При проверке фактического наличия (единица)

с № по № включительно

серия

купюра

количество

сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9



















Итого…

      Продолжение таблицы

По данным бухгалтерского учета

Результаты инвентаризации

с № по № включительно

серия

купюра

количество

сумма

излишек

недостача

с № по № включительно

количество

сумма

с № по № включительно

количество

сумма

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20























х

х

х



х



х



      Итого по описи: порядковых номеров ______________________________________
                                                      прописью
общее количество единиц, фактически ___________________________________________
                                                      прописью
на сумму, фактически ___________тенге ______________ тыин _______

      Председатель комиссии: _________ ________ __________________________________
                              должность (подпись)       (фамилия, имя, отчество
                                                      (при его наличии)
Члены комиссии: _________ ________ ______________________________________________
                  должность (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
____________ __________ ________________________________________________________
должность (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_____________ _________ ________________________________________________________
      должность (подпись)       (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      Все ценности, перечисленные в настоящей инвентаризационной описи с № ____ по № _____, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

      Материально ответственное (ые) лицо (лица):
______________ ____________ ___________________________________________________
должность             (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил
_________________________ ____________________________________________________
      должность (подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
"____" _________________ ______

      Объяснение причин излишков или недостач _________________________________
_____________________________________________________________________________
Материально ответственное (ые) лицо (лица): _______ ______________________________
                                          (подпись) (фамилия, имя, отчество
                                                      (при его наличии)
Решение руководителя государственного учреждения ______________________________
                                                (подпись) (фамилия, имя, отчество
                                                            (при его наличии)
"_____" _____________ ______