ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17657, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов от 14 ноября 2018 года) следующие изменения и дополнения:
Типовые правила деятельности дошкольных организаций, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.
Типовые правила деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего), утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
в Типовых правилах деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются организациями, реализующими образовательные программы ТиПО, на основе разработанных профессиональных стандартов (при наличии) в соотвествии со статьей 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее-профессиональный стандарт), на основе государственного общеобязательного стандарта ТиПО (при отсутствии типовых учебных программ и типовых учебных планов по родственным квалификациям в рамках одной специальности) утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17669), на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2017 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16013) и типовых учебных планов и типовых учебных программ по специальностям технического и профессионального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июня 2015 года № 384 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11690) (далее – приказ № 384).";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Предоставление академических отпусков обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы ТиПО, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления академических отпусков обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 506 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10475).";
пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. Участниками образовательного процесса организаций образования, реализующих образовательные программы ТиПО, являются обучающиеся, педагоги и законные представители несовершеннолетних обучающихся.";
пункты 23, 24 и 25 изложить в следующей редакции:
"23. К педагогам в организациях образования, реализующим образовательные программы ТиПО, относятся лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющие профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности, а также лица, прошедшие педагогическую переподготовку согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
24. Количество педагогов и перечень должностей педагогов в организациях образования, реализующих образовательные программы ТиПО, определяются в соответствии с подпунктом 11) статьи 4 и подпунктом 1) пункта 9-1 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
25. Замещение должностей педагогов организаций образования, реализующих образовательные программы ТиПО, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";
пункты 36, 37 и 38 изложить в следующей редакции:
"36. Педагоги организаций образования, реализующих образовательные программы ТиПО, проходят ежегодно медицинские обследования в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 "Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
37. В ТиПО создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления ТиПО являются педагогический, учебно-методический, попечительские советы и совет по педагогической этике.
38. Наличие фонда библиотеки формируется по отношению к контингенту обучающихся и по языкам обучения на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными планами, образовательными программами ТиПО в формате печатных и (или) электронных изданий.";
Дополнить пунктами 42, 43, 44 и 45 следующего содержания:
"42. Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО, в целях предоставления качественных образовательных услуг обеспечивают повышение квалификации руководящих кадров и педагогов согласно пункту 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
43. Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО, обеспечивают осуществление непрерывного приема обучающихся в организациях ТиПО по имеющимся специальностям.
44. Для создания надлежащих условий в организациях образования, реализующие образовательные программы ТиПО необходимо наличие материальных активов (учебных кабинетов, оснащенность компьютерными классами, компьютерами, подключенными к сети интернет, учебных лабораторий, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов, медицинских пунктов, столовой или буфет), зданий (учебных корпусов, производственных мастерских): собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, доверительного управления с учебными помещениями, имеющими площадь, соответствующим санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях организации ТиПО.
45. Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО, создают условия для проживания обучающихся в общежитиях, хостелах и гостиницах.";
в Типовых правилах деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы послесреднего образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются организациями, реализующими образовательные программы ПО, на основе разработанных профессиональных стандартов (при наличии) в соотвествии со статьей 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее-профессиональный стандарт), на основе государственного общеобязательного стандарта ПО (при отсутствии типовых учебных программ и типовых учебных планов по родственным квалификациям в рамках одной специальности) утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17669), на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2017 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16013) и типовых учебных планов и типовых учебных программ по специальностям технического и профессионального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июня 2015 года № 384 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11690) (далее – приказ № 384).
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Предоставление академических отпусков обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы ПО, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления академических отпусков обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 506 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10475).";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Участниками образовательного процесса организаций образования, реализующих образовательные программы ПО, являются обучающиеся, педагоги и законные представители несовершеннолетних обучающихся.";
пункты 21, 22 и 23 изложить в следующей редакции:
"21. К педагогам в организациях образования, реализующим образовательные программы ПО, относятся лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющие профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности, а также лица, прошедшие педагогическую переподготовку согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
22. Количество педагогов и перечень должностей педагогов в организациях образования, реализующих образовательные программы ПО, определяются в соответствии с подпунктом 11) статьи 4 и подпунктом 1) пункта 9-1 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
23. Замещение должностей педагогов организаций образования, реализующих образовательные программы ПО, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";
пункты 34 и 35 изложить в следующей редакции:
"34. Педагоги организаций образования, реализующих образовательные программы ПО, проходят ежегодно медицинские обследования в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 "Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
35. В ПО создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления ПО являются педагогический, учебно-методический, попечительские советы и совет по педагогической этике.";
Пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Наличие фонда библиотеки формируется по отношению к контингенту обучающихся и по языкам обучения на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными планами, образовательными программами ПО в формате печатных и (или) электронных изданий.";
Дополнить пунктами 39, 40, 41 и 42 следующего содержания:
"39. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО, в целях предоставления качественных образовательных услуг обеспечивают повышение квалификации руководящих кадров и педагогов согласно пункту 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
40. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО, обеспечивают осуществление непрерывного приема обучающихся в организациях ПО по имеющимся специальностям.
41. Для создания надлежащих условий в организациях образования, реализующие образовательные программы ПО необходимо наличие материальных активов (учебных кабинетов, оснащенность компьютерными классами, компьютерами, подключенными к сети интернет, учебных лабораторий, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов, медицинских пунктов, столовой или буфет), зданий (учебных корпусов, производственных мастерских): собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, доверительного управления с учебными помещениями, имеющими площадь, соответствующим санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях организации ПО.
42. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО, создают условия для проживания обучающихся в общежитиях, хостелах и гостиницах.";
в Типовых правилах деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, утвержденных указанным приказом:
первый абзац 14 пункта изложить в следующей редакции:
"14. Ректор вуза, за исключением руководителей Академии правосудия и ВСУЗов, ежегодно отчитывается по стратегическому плану и плану развития перед органами управления, а также по завершении учебного года проводит отчетные встречи с общественностью по вопросам учебной, научно-исследовательской и финансовой деятельности вуза.";
пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:
"15. Управление персоналом (сотрудниками) вузом осуществляется в соответствии с его кадровой политикой, которая основывается на принципах развития человеческих ресурсов, меритократии, включающих рекрутинг, подготовку и повышение квалификации руководящих кадров, педагогических и научных работников вуза в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом обеспечивается прохождение руководителями вузов, за исключением Академии правосудия и ВСУЗов, курсов повышения квалификации и (или) стажировки в области менеджмента с получением соответствующего сертификата (свидетельства) не реже одного раза в пять лет в соответствии законодательством Республики Казахстан.
16. Вуз устанавливает требования к кандидатурам работников при приеме на работу путем определения квалификационных характеристик должностей работников в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 43-1 Закона "Об образовании".
При этом вуз обеспечивает чтение лекций преподавателями, имеющими ученую степень доктора наук и (или) кандидата наук, степень доктора философии (PhD) и (или) доктора по профилю, ученые звания (ассоциированный профессор (доцент), профессор), а также со степенями магистра соответствующих наук и (или) старшими преподавателями, имеющих стаж не менее трех лет в должности преподавателя или стаж практической работы по профилю не менее пяти лет.
К чтению лекций и (или) проведению других видов учебных занятий могут привлекаться научные работники, заслуженные деятели культуры, искусства, спорта, члены творческих союзов или опытные специалисты.
В ВСУЗах и Академии правосудия к проведению лекционных занятий, руководству дипломными работами (проектами), научно-исследовательской работе обучающихся допускаются специалисты, определенные Квалификационными характеристиками педагогических должностей и приравненных к ним лиц, утверждаемыми в соответствии с подпунктом 13) статьи 5-1 и подпункта 10 статьи 5-2 Закона "Об образовании".";
пункт 26 исключить;
пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. Размер оплаты за обучение по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования и форма договора оказания образовательных услуг утверждаются вузом.
При этом обеспечивается соответствие минимальных затрат вуза на одного обучающегося на платной основе, составляющих не менее 30% от стоимости образовательного гранта по соответствующей группе образовательных программ на соответствующий учебный год, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 199 "Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования, финансируемых из республиканского бюджета (за исключением организаций образования, осуществляющих подготовку специалистов для Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, а также специальных государственных органов), на 2018 - 2019, 2019 - 2020, 2020 - 2021 учебные года".
В вузах, созданных в форме НАО, утверждение размер оплаты за обучение по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования относится к исключительной компетенции совета директоров.";
пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31. Письменные оцениваемые работы обучающихся (курсовые, дипломные работы (проекты), магистерские диссертации (проекты) и докторские диссертации) проходят проверку на предмет наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста переведенного с другого языка (далее - заимствование).
Правила и порядок проведения проверки на предмет наличия заимствований определяются вузом.
Дипломные работы (проекты), магистерские диссертации (проекты) и докторские диссертации, проверенные в системе обнаружения заимствований, сохраняются в базе Национального центра государственной научно-технической экспертизы.
Научные работы преподавателей и научных работников, представленные к публикации, допускаются к проверке в системах обнаружения заимствований.";
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Вуз разрабатывает и утверждает правила перевода и восстановления обучающихся в соответствии с нормами настоящих правил.
При этом, перевод и восстановление обучающихся с одной образовательной программы на другую, с одного вуза в другой осуществляется в период летних и зимних каникул.
Обучающийся переводится или восстанавливается в любой вуз независимо от сроков отчисления при восстановлении, за исключением организаций образования при Президенте Республики Казахстан и ВСУЗов.
В случае лишения (отзыва) лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью или ликвидации вуза обучающийся данного вуза переводится в другие вузы для продолжения обучения в течение текущего семестра со дня лишения (отзыва) лицензии и (или) приложения к лицензии и (или) в период летних и зимних каникул.
Обучающийся вуза переводится или восстанавливается после отчисления, если ими был полностью завершен первый академический период осваиваемой программы согласно индивидуальному учебному плану.
Перевод обучающегося с платной основы обучения на обучение по государственному образовательному заказу осуществляется в порядке, утвержденным в соответствии с подпунктом 5) статьи 4 Закона "Об образовании".
Студент, обучающийся по образовательному гранту, по желанию переводится с сохранением образовательного гранта в другой вуз.
При переводе обучающегося принимающий вуз учитывает направление подготовки, профиль образовательной программы, учебные достижения, а также случаи нарушения академической честности обучающимся. При переводе или восстановлении обучающихся для перезачета результатов обучения вузом создается соответствующая комиссия.
Студенты, поступившие по образовательным грантам, утвержденным для отдельных вузов, а также на педагогические специальности в пределах выделенной квоты, переводятся в другой вуз только на платной основе.
Перевод студентов, магистрантов, слушателей резидентуры и докторантов из других вузов в национальный вуз или иной вуз осуществляется при условии доплаты обучающимися разницы стоимости образовательного гранта.
Перевод обучающегося с групп образовательных программ высшего образования, требующих творческой подготовки на другие группы образовательных программ осуществляется при наличии сертификата единого национального тестирования с баллом не ниже установленного порогового балла в соответствии с Типовыми правилами приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования, утвержденных в соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона "Об образовании".
Перевод обучающихся из зарубежных вузов осуществляется в вузы, в которых размещен государственный образовательный заказ по соответствующему уровню образования, области образования и году приема и (или) имеющих международную специализированную аккредитацию национальных и (или) зарубежных аккредитационных органов, включенных в реестры и (или) ассоциации аккредитационных органов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по области образования.
В ВСУЗах правила перевода и восстановления обучающихся утверждаются в соответствии с подпунктом 12) статьи 5-1 Закона "Об образовании".".
пункты 36 и 37 изложить в следующей редакции:
"36. В целях повышения качества образовательной деятельности вуз создает систему внутреннего обеспечения качества, основанную на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в европейском пространстве высшего образования (ESG-исиджи), которая включает:
1) политику в области обеспечения качества;
2) разработку и утверждение программ;
3) студентоориентированное обучение, преподавание и оценку;
4) прием обучающихся, успеваемость, признание и сертификацию;
5) преподавательский состав;
6) учебные ресурсы и систему поддержки обучающихся;
7) управление информацией;
8) информирование общественности;
9) постоянный мониторинг и периодическую оценку программ;
10) периодическое внешнее обеспечение качества.
На базе факультета (школы) вуза, за исключением Академии правосудия и ВСУЗов, формируется Комиссия по обеспечению качества, принимающая решения по содержанию и условиям реализации образовательных программ, по политике оценивания и другим академическим вопросам факультета (школы), организующая анкетирование обучающихся на предмет соответствия качества образовательных программ и (или) дисциплин/модулей, на предмет наличия фактов нарушения академической честности.
В состав Комиссии по обеспечению качества входят преподаватели, студенты, магистранты и докторанты и другие академические работники вуза. На заседании Комиссии по обеспечению качества принимают участие представители административно-управленческого персонала вуза.
37. Основой процесса обучения является академическая честность, реализация которой обеспечивается вузом.
Основными принципами академической честности являются:
1) обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической работе;
2) утверждение справедливых и объективных правил академической честности, направленных на формирование высоких этических ценностей;
3) обеспечение последовательной и непрерывной траектории обучения обучающегося путем определения четкого механизма и процедуры перезачета кредитов обучающегося на основе верифицируемых транскриптов других образовательных организаций;
4) проявление уважение преподавателя к своим обучающимся как наставника, способствующего формированию академической культуры;
5) поощрение и стимулирование участников образовательного процесса за продвижение и защиту академической честности;
6) определение преподавателем четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающегося;
7) определение преподавателем политики четких параметров оценивания учебных достижений обучающихся;
8) принятие в соответствии законодательством Республики Казахстан мер за нарушение принципов академической честности;
9) создание академической среды, оказывающей образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и позволяющей недопущение проявления академической нечестности.";
пункт 39 изложить в следующей редакции:
"39. Профессиональная практика является обязательным компонентом образовательной программы подготовки кадров.
Профессиональная практика подразделяется на учебную, педагогическую, исследовательскую, производственную и преддипломную.
Вуз разрабатывает и утверждает правила организации и проведения профессиональной практики и правила определения организаций в качестве баз практик.
При этом правила организации и проведения педагогической практики для обучающихся области образования "Педагогические науки" разрабатываются и утверждаются вузом в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом в области образования.
В случае реализации основной образовательной программы (Major) (мейжор) и дополнительной образовательной программы (Мinor) (майнор) базой практики определяется организация (предприятие), соответствующая профилю основной образовательной программы (Major) (мейжор).
Форма договора на проведение профессиональной практики определяется вузом.
Виды, сроки, объем и содержание профессиональной практики определяются образовательной программой.
В качестве базы для проведения профессиональной практики определяются организации, имеющие квалифицированные кадры для осуществления руководства профессиональной практикой и материально-техническую базу.
Порядок разработки и утверждения программы по всем видам профессиональной практики и стажировки в ВСУЗах определяется Правилами организации и прохождения профессиональной практики и стажировки обучающимися военных, специальных учебных заведений, утвержденными в соответствии с подпунктом 11) статьи 5-1 Закона РК "Об образовании".";
пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44. При получении оценки "FХ" "неудовлетворительно" допускается пересдача итогового контроля (экзамена) в соответствии с академическим календарем вуза без повторного прохождения программы учебной дисциплины (модуля) не более одного раза.
В случае получения оценки "неудовлетворительно", соответствующая оценке "F", обучающийся повторно записывается на данную учебную дисциплину (модуль), посещает все виды учебных занятий, выполняет все виды учебной работы, согласно программе и пересдает итоговый контроль.
В транскрипт записываются все учебные дисциплины и (или) модули, которые изучал обучающийся с указанием итоговой оценки, включая оценки FX и F.";
подпункт 2) пункта 46 изложить в следующей редакции:
"2) присуждение выпускнику степени бакалавра или магистра или присвоение квалификации "специалист" по соответствующей образовательной программе;";
пункты 49 и 50 изложить в следующей редакции:
"49. Обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку "неудовлетворительно" отчисляется из вуза приказом руководителя вуза как "не выполнивший требования образовательной программы: не защитивший дипломную работу (проект) или магистерскую диссертацию (проект)" или "не выполнивший требования образовательной программы: не сдавший комплексный экзамен".
В ВСУЗах обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку "неудовлетворительно" отчисляется из вуза как "не выполнивший требования образовательной программы: не защитивший дипломную работу (проект) или магистерскую диссертацию (проект)" или "не выполнивший требования образовательной программы: не сдавший комплексный экзамен", в соответствии с Законами Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих" от 16 февраля 2012 года, "О специальных государственных органах Республики Казахстан" от 13 февраля 2012 года, "О правоохранительной службе" от 6 января 2011 года.
50. Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию и подтвердившему освоение образовательной программы высшего и (или) послевузовского образования, решением аттестационной комиссии присуждается степень "бакалавр" или "магистр" или присваивается квалификация специалиста по соответствующей образовательной программе и выдается на бесплатной основе диплом с приложением.";
В приложении к диплому (транскрипте) указываются последние оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе оценок по всем видам учебной и (или) научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы с указанием их объема в академических кредитах и часах.";
пункт 52 изложить в следующей редакции:
"52. Обучающемуся по образовательной программе высшего образования, имеющему по учебным дисциплинам и другим видам учебной деятельности итоговые оценки А, А- "отлично", В-, В, В+, С+ "хорошо" при среднем балле успеваемости (GPA) не ниже 3,5, а также сдавшему комплексный экзамен или защитившему дипломную работу (проект) с оценками А, А-"отлично", выдается диплом с отличием (без учета оценок по дополнительным видам обучения).
При этом, обучающемуся, имеющий в течение всего периода обучения пересдачи или повторные сдачи итогового контроля (экзамена), не выдается диплом с отличием.";
пункты 63 и 64 изложить в следующей редакции:
"63. Вуз обеспечивает функционирование информационной системы управления образованием (высокотехнологичная информационно-образовательная среда, включающая веб-сайт, информационно-образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность информационно-образовательных ресурсов), интегрированной с Национальной образовательной базой данных, разветвленной компьютерной сети с широкополосным и высокоскоростным доступом в интернет.
При этом, ректор вуза обеспечивает полноту, достоверность и своевременность заполнения форм административных данных, утвержденных уполномоченным органом в области образования.
Вуз, за исключением Академии правосудия и ВСУЗов, ежегодно размещает на сайте вуза информацию с указанием основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
64. Для создания надлежащих условий в вузе необходимо наличие материальных активов (аудиторной и лабораторной базы, учебных кабинетов, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов), зданий (учебных корпусов): собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, доверительного управления для вузов с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5%, с учебными помещениями и площадью, соответствующим Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях вуза.
Вуз создает условия для проживания иногородних обучающихся в общежитиях, хостелах и гостиницах.";
в Приложении 1 Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, утвержденных указанным приказом:
строку
"
D- | 1,0 | 50-54 |
" |
изложить в следующей редакции:
"
D | 1,0 | 50-54 |
"; |
Типовые правила деятельности специальных организаций образования, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу.
В Типовых правилах деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных указанным приказом:
Пункт 23 изложить в следующей редакции:
"23. Повышение (подтверждение) уровня квалификационной категории руководящих кадров, педагогов организаций образования осуществляется не реже одного раза в пять лет согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 15 Закона "О статусе педагога".";
в Типовых правилах деятельности организаций дополнительного образования для детей, утвержденных указанным приказом:
пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:
"9. Образовательная деятельность в организациях дополнительного образования для детей осуществляется педагогами, методистами, педагогами-организаторами и лицами, приравненными к ним (далее – педагоги), специалистами соответствующего профиля.
10. Повышение квалификации руководящих кадров и педагогов, также специалистов соответствующего профиля государственной организации дополнительного образования для детей осуществляется не реже одного раза в пять лет.";
пункт 12 исключить;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. В организации дополнительного образования для детей осуществляются методическая работа, разработка и внедрение новых технологий обучения, повышение квалификации педагогов, также специалистов соответствующего профиля.";
в Типовых правилах деятельности организаций дополнительного образования для взрослых, утвержденных указанным приказом:
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. К педагогам организаций образования относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а также других организациях, реализующих образовательные программы.".
2. Департаментам технического и профессионального образования, высшего и послевузовского образования, комитетам дошкольного и среднего образования, по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
А. Аймагамбетов |
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2020 года № 207 |
|
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 |
Типовые правила деятельности дошкольных организаций
Глава 1. Общие положения
1. Типовые правила деятельности дошкольных организаций (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") и определяют порядок деятельности дошкольных организаций независимо от видов, форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Задачами дошкольных организаций являются:
1) охрана жизни и здоровья воспитанников дошкольного возраста;
2) создание оптимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников, в том числе для воспитанников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
3) обеспечение качественной предшкольной подготовки;
4) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития воспитанника;
5) оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения, развития воспитанников и охраны здоровья.
3. Основной структурной единицей дошкольной организации является группа. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу.
Наполняемость групп дошкольной организации осуществляется в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 августа 2017 года № 615 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15893) (далее – Санитарные правила).
4. В дошкольных организациях образования предусмотрено воспитание и обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями с учетом интересов родителей (законных представителей):
1) в возрастных группах (не более трех воспитанников) по типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения, в том числе сокращенной или индивидуальной;
2) и (или) в специальных группах по видам нарушений по специальным программам воспитания и обучения.
При наличии в группе воспитанников с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется из расчета уменьшения общего количества воспитанников на три на каждого такого воспитанника.
5. Дошкольные организации различаются по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме:
1) полного пребывания;
2) неполного пребывания;
3) круглосуточного пребывания.
6. Дошкольные организации в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, настоящими Правилами, уставом дошкольной организации и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регулирующими сферу дошкольного воспитания и обучения.
7. Дошкольные организации обеспечивают выполнение государственного образовательного заказа, финансируемого государством объема услуг по воспитанию, обучению, коррекции нарушения развития и социальной адаптации, развитию и медицинскому наблюдению, а также присмотру, уходу и оздоровлению воспитанников, в том числе для реализации инклюзивного образования для воспитанников в возрасте от одного года до приема в 1 класс.
8. Прием воспитанников в дошкольные организации осуществляется в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими порядок оказания государственных услуг в соответствии с подпунктом 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах".
9. Дошкольная организация организует свою деятельность по следующим периодам:
1) с 1 сентября по 31 мая – учебный год (период освоения содержания программы, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235) (далее – Типовая программа);
2) с 1 июня по 31 августа – летний оздоровительный период;
3) выпуск из дошкольной организации воспитанников, достигших школьного возраста, осуществляется до 1 августа ежегодно;
4) перевод воспитанников из одной возрастной группы в другую осуществляется c 1 по 31 августа текущего года с учетом достижения воспитанником полных лет на 1 сентября текущего года.
В классах предшкольной подготовки учебный процесс осуществляется с 1 сентября текущего года по 25 мая следующего года. В течение учебного года устанавливаются каникулы.
10. За воспитанником сохраняется место в дошкольной организации в случаях:
1) болезни, лечения, оздоровления, коррекции и реабилитации воспитанника в организациях здравоохранения, образования и иных организациях (при предоставлении справки по показанию, заключения);
2) при предоставлении письменного заявления одного из родителей или законного представителя воспитанника на отпуск или оздоровление воспитанника сроком до двух месяцев в год;
3) на период введенного чрезвычайного положения (чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного характера) в населенном пункте.
11. Отчисление воспитанников из дошкольных организаций производится в случаях:
1) нарушения требований договора между дошкольной организацией и родителем или иным законным представителем воспитанника;
2) пропуска воспитанником более одного месяца без уважительных причин и предупреждения администрации;
3) наличия медицинских противопоказаний, препятствующих его пребыванию на основании справки врачебной консультационной комиссии.
12. Размер ежемесячной оплаты, взимаемой с родителей или законных представителей:
1) в государственных дошкольных организациях, созданных в организационно-правовой форме коммунальных государственных казенных предприятий и частных дошкольных организациях с размещенным государственным образовательным заказом составляет 100 процентов затрат на питание независимо от возраста воспитанника; по решению местного исполнительного органа расходы за питание воспитанников может компенсироваться полностью или частично из местного бюджета;
2) в санаторных детских садах, дошкольных организациях для воспитанников с особыми образовательными потребностями содержание воспитанников предоставляется на бесплатной основе;
3) в частных дошкольных организациях устанавливается учредителем дошкольной организации, за исключением тех, в которых размещен государственный образовательный заказ.
13. Дошкольные организации независимо от видов, ведомственной подчиненности, в том числе вновь созданные, а также руководители государственной дошкольной организации и педагоги проходят аттестацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок деятельности дошкольных организаций
14. Дошкольные организации разрабатывают на основе статьи 41 Закона "Об образовании" и настоящих Правил свой устав.
15. Дошкольные организации обеспечивают:
1) выполнение функций, определенных его уставом;
2) реализацию в полном объеме Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденный приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 1 ноября 2018 года под № 17669) (далее – ГОСО), Типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовой план), утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8275) и Типовой программы;
3) соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников;
4) воспитанников текущим медицинским наблюдением, иммунизацией и организацией профилактических осмотров совместно с территориальными медицинскими организациями первичной медико-санитарной помощи, которые осуществляются медицинскими работниками, входящими в штат дошкольной организации;
5) составление десятидневного меню, которое утверждается руководителем дошкольной организации;
6) сбалансированное питание воспитанников проводится с учетом возрастных особенностей, режима работы, кратность его определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан и уставом;
7) формирование у воспитанников культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и потребления натуральных и свежих продуктов;
8) автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных с информационной системой уполномоченного органа в области образования;
9) утверждение регламента информационного взаимодействия с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
16. В государственных дошкольных организациях штатная численность устанавливается согласно Типовым штатам работников организаций дошкольного воспитания и обучения, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 "Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц".
Штатное расписание и тарификация педагогов размещаются на официальных сайтах дошкольных организаций.
17. К занятию деятельности педагога допускаются лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по воспитанию и обучению воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
18. Педагоги дошкольных организаций при осуществлении профессиональной деятельности самостоятельно выбирают способы и формы организации воспитательно-образовательного процесса при условии соблюдения требований ГОСО.
19. Педагоги дошкольных организаций проходят ежегодно медицинские обследования в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015года № 128 "Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
20. Дошкольные организации оказывают дополнительные платные услуги образовательного, оздоровительного характера в будние и выходные дни для воспитанников, неохваченных и охваченных данной дошкольной организацией. Поступившие средства от платных услуг направляются на начисление заработной платы специалистам, приобретение инструментария, создание соответствующей развивающей среды.
21. В дошкольных организациях создаются консультационные пункты в целях социально-педагогической поддержки семьи и воспитанника для родителей, дети которых не охвачены дошкольным воспитанием и обучением.
22. Управление дошкольными организациями строится на принципах единоначалия и коллегиального управления. Формами коллегиального управления являются педагогический, методический, попечительский советы.
23. Непосредственное управление дошкольной организацией осуществляет руководитель.
24. Взаимоотношения между дошкольной организацией и законными представителями регулируются договором, который заключается при зачислении ребенка в дошкольную организацию.
25. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, законные представители воспитанников, педагоги.
Образовательный процесс в дошкольной организации осуществляется в соответствии с Типовыми планами и Типовой программой, разработанными на основе ГОСО, а также определяется уставом дошкольной организации.
26. Отношения воспитанника, родителей и сотрудников дошкольной организации строятся на основе сотрудничества, взаимного уважения участников образовательного процесса и с учетом предоставления воспитаннику свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2020 года № 207 |
|
Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 |
Типовые правила деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего) (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") и определяют порядок деятельности организаций, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности (далее – организации образования), за исключением автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы".
2. Организации образования в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, настоящими Правилами и уставом организации образования.
3. Задачами организаций образования являются:
1) создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся через освоение типовых учебных программ, направленных на формирование и развитие компетентной личности;
2) обеспечение получения обучающимися базисных основ наук, предусмотренных соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования (далее – ГОСО), разработанный в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 5 Закона "Об образовании";
3) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;
4) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и казахскому языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
5) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
6) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского народа и других национальностей, проживающих в Республике Казахстан.
4. Организации образования осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с подпунктом 8) статьи 5 Закона "Об образовании".
5. В зависимости от содержания учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения образования на всех уровнях обучение осуществляется в форме очного, вечернего, заочного, экстерната и дистанционной форме обучения для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
6. В организациях образования предусмотрено обучение обучающихся с особыми образовательными потребностями с учетом интересов родителей (законных представителей):
1) в общем классе (не более двух детей) по типовой учебной программе, в том числе сокращенной или индивидуальной учебной программе;
2) и (или) в специальных классах по видам нарушений в развитии по специальным учебным планам и программам.
7. Перевод обучающихся с особыми образовательными потребностями из общеобразовательной в специальную организацию образования осуществляется с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации.
8. Для граждан, которые по заключению врачебно-консультативной комиссии (ВКК) по состоянию здоровья в течение длительного времени не посещают организации образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в организациях, оказывающих стационарную помощь согласно соответствующим типовым учебным планам, а также восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию.
При обучении на дому дети с особыми образовательными потребностями в зависимости от психофизических возможностей обучаются по общеобразовательным, сокращенным или специальным программам.
9. Прием детей в организации образования устанавливается в соответствии с Типовыми правилами приема на обучение в организации образования, реализующие учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденные подпунктом 11) статьи 5 Закона "Об образовании".
10. Перевод с одной организации среднего образования в другую, реализующей образовательные программы начального, основного среднего, среднего образования производится приказом руководителя организации образования на основании подтверждающих документов.
Выбывающий из организации образования предоставляет талон о прибытии в другую организацию образования, в котором указывается его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, класс обучения, школа с указанием адреса, после этого ему выдается открепительный талон о выбытии с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, класса обучения, школы с указанием адреса и его личное дело.
Открепительный талон о выбытии выдается для предъявления в организацию образования для прибытия, обучающегося и сдачи личного дела.
11. Обучающиеся, ранее обучавшиеся в зарубежных школах, по приезду в Республику Казахстан, продолжают обучение в школах Республики Казахстан. Администрациями школ совместно с местными управлениями образования создаются Комиссии по определению уровня их знаний, по итогам работы которой принимается решение о приеме учащегося в соответствующий класс казахстанской школы.
12. В организациях образования, взаимоотношения обучающегося, законных представителей регулируются договором, определяющим права и обязанности сторон, сроки обучения, размер платы за обучение в частных организациях образования.
13. Исключение из организаций образования детей до шестнадцатилетнего возраста допускается в исключительных случаях по решению органа государственного управления организацией образования за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Получение общего среднего образования исключенных из организаций образования несовершеннолетних детей продолжается по решению местного исполнительного органа.
14. Учебный процесс осуществляется с 1 сентября текущего года по 25 мая следующего года. В течение учебного года устанавливаются каникулы.
15. Трудовые отношения работника и организации образования регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок деятельности организаций образования
16. Субъектами образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, законные представители обучающихся.
17. Документы об образовании государственного образца выдают обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, организации образования, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью по типовым учебным программам основного среднего, общего среднего образования.
18. К педагогам в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы среднего образования относятся лица, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющие профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности, а также лица, прошедшие педагогическую переподготовку согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
19. Продолжительность рабочего времени работников организаций образования устанавливается в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
20. Педагоги организаций образования проходят ежегодно медицинское обследование в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 "Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
21. Организации образования осуществляют образовательный процесс в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 "Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170), приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8424).
Организации образования независимо от вида и форм собственности самостоятельно выбирают типовые учебные планы, в том числе с сокращенной учебной нагрузкой, по которым осуществляют процесс обучения.
22. Типовые учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, коммуникативных навыков, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.
23. Типовые учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися базовых основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию.
Типовая учебная программа включает предпрофильную подготовку обучающихся.
24. Типовые учебные программы общего среднего образования разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения.
25. Учебный и воспитательный процесс в организациях образования осуществляется в соответствии с типовыми учебными программами и рабочими учебными планами.
Организации среднего образования обеспечивают соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам и ГОСО.
26. В организациях образования реализуются типовые учебные программы дополнительного образования.
27. Процесс обучения в организациях образования строится на основе типового учебного плана, регламентируется годовым календарным учебным графиком работы и расписанием занятий.
28. Все организации образования, независимо от форм собственности, обеспечивают знание обучающимися казахского языка как государственного, а также изучение русского и одного из иностранных языков в соответствии с ГОСО соответствующего уровня образования.
29. Организации образования проводят часы инвариантного и вариативного компонентов типового учебного плана вне школы (учреждениях культуры, спортивных сооружениях, военных объектах, исследовательских лабораториях, промышленных предприятиях, на природе).
30. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе ГОСО, санитарных правил, типовых учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования в области образования.
31. В организациях образования организуется медицинское обеспечение детей и подростков в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15681).
32. Расписание занятий в организации образования утверждается ее руководителем либо лицом, его заменяющим.
33. В расписании занятий указываются ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий.
Расписание занятий в организациях образования предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников.
34. В целях контроля за освоением обучающимися типовых учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования организации образования осуществляют текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию обучающихся в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации обучающихся" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5191)
35. Организации образования самостоятельны в определении максимальной учебной нагрузки в день, выборе форм, средств и методов обучения, определяемых их уставами.
36. Все организации образования, вне зависимости от форм собственности, обеспечивают формирование у обучающихся патриотического воспитания, толерантного отношения к окружающим, антикоррупционной культуры, навыков делового общения, культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и потребления натуральных и свежих продуктов путем обеспечения функционирования объектов питания на основании санитарно-эпидемиологического заключения уполномоченного органа в сфере здравоохранения или договора на обеспечение обучающихся питанием.
37. Для создания надлежащих условий в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы среднего образования необходимо наличие материальных активов (учебных кабинетов, оборудования и мебели в соответствии с нормами оснащения, оборудованных шкафов для индивидуального использования для уровня начального образования; оснащенность компьютерными классами, компьютерами, подключенными к сети интернет, учебных лабораторий, спортивных залов, медицинских пунктов, столовой или буфета) зданий (учебных корпусов): собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, или доверительного управления, или аренда материальных активов с учебными помещениями, имеющими площадь, соответствующую санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях организации среднего образования.
38. Организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы среднего образования, обеспечивают автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных с информационной системой уполномоченного органа в области образования, и актуализации данных в национальной образовательной базе данных.
39. Руководитель организации образования назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с подпунктом 3) статьи 44 Закона "Об образовании".
40. Ответственность руководителя организации образования осуществляется в соответствии с подпунктом 3) статьи 45 Закона "Об образовании".
41. В организациях образования создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления организацией образования являются педагогический, попечительский, методический советы и совет по педагогической этике.
Приложение 3 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2020 года № 207 |
|
Приложение 7 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 |
Типовые правила деятельности специальных организаций образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности специальных организаций образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11-1) статьи 5 Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании"), от 11 июля 2002 года "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и определяют порядок деятельности специальных организаций образования, независимо от форм собственности.
2. Специальные организации образования в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Законом "Об образовании", настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами.
Государство обеспечивает лицам с особыми образовательными потребностями специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
3. К специальным организациям образования относятся:
1) организации образования, реализующие специальные учебные программы, разработанные на основе общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования (далее – ГОСО) в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 Закона "Об образовании";
2) организации, реализующие специальные учебные программы, направленные на проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых развивающих занятий (кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры);
3) организации, реализующие специальные учебные диагностические программы, с целью определения особых образовательных потребностей для освоения образовательных программ, а также для определения типа специальных образовательных учебных программ и направления в организации образования (психолого-медико-педагогические консультации (далее - ПМПК).
4. Специальная организация образования обеспечивает автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
Специальная организация образования обеспечивает утверждение регламента информационного взаимодействия с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
Глава 2. Порядок деятельности специальных организаций образования
5. Специальная организация образования является самостоятельным юридическим лицом и создается в соответствии с подпунктом 6) статьи 6 Закона "Об образовании".
6. В классах специальных организаций среднего образования, где обучаются дети, имеющие сохранный интеллект, образовательную деятельность осуществляют педагоги, имеющие педагогическое образование по профилю.
В классах, где обучаются дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, образовательную деятельность осуществляют учителя, имеющие специальное педагогическое образование.
Все занятия коррекционного компонента проводят педагоги, имеющие специальное педагогическое образование, которые повышают (подтверждают) уровень квалификационной категории не реже одного раза в пять лет согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 15 Закона "О статусе педагога".
Воспитатели специальных организаций образования интернатного типа имеют педагогическое образование.
7. Образовательная деятельность специальных организаций образования (групп) осуществляется на основе типовых специальных учебных программ и типовых учебных планов для специальных организаций образования.
8. На основе типовых специальных учебных программ и учебных планов в каждой организации разрабатываются рабочие планы и программы с учетом специфики работы специальной организации образования, а также особенностей развития обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций ПМПК в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 "Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170).
Рабочие учебные, индивидуальные или сокращенные планы и программы рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются руководителем организации по согласованию с органом управления образования.
9. Организация образовательного процесса осуществляется согласно учебному плану, специальным учебным программам и регламентируется годовым календарным учебным планом и расписанием занятий.
С учетом потребностей и возможностей обучающегося специальные и общеобразовательные учебные программы осваиваются в специальных организациях и организациях среднего образования в форме дистанционного обучения, а также экстерната с разрешения, выданного местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.
Допускается сочетание обучения на дому, свободного посещения, индивидуальных форм получения образования.
10. Педагогами специальных организаций образования при необходимости проводятся консультации для законных представителей по вопросам развития и обучения детей во время каникул.
11. Психологами, логопедами, педагогами-дефектологами специальных организаций образования при необходимости проводятся коррекционно-развивающие занятия с обучающимися.
12. Для обеспечения качества образования и реализации индивидуального и дифференцированного подхода в специальных организациях образования проводится оценка особых образовательных потребностей обучающихся. Оценку особых образовательных потребностей обучающихся осуществляют педагог, психолог, логопед, педагог-дефектолог.
13. Перевод обучающихся в другие специальные и общеобразовательные организации образования осуществляется с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения и рекомендаций ПМПК.
14. При проведении факультативных занятий по социально-бытовой ориентировке класс делится на две группы.
При организации общественно полезного производительного труда, начиная с 5 класса, класс делится на группы с учетом профилей трудовой подготовки учащихся.
Для занятий по профессионально-трудовому обучению с пятого класса, а для умственно отсталых детей с четвертого класса, обучающиеся делятся на две группы.
Комплектование групп по видам труда осуществляется на основании рекомендаций врача с учетом психофизического состояния и возможностей учащихся.
15. Расписание занятий разрабатывается администрацией и утверждается руководителем специальной организации образования.
16. В расписании уроков и занятий указываются ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных и индивидуальных коррекционных занятий.
Продолжительность занятий и уроков соответствует установленным нормам и начинается не ранее 8 часов.
17. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленного данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка.
Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления фактических знаний учащихся, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития учащегося и выбора средств коррекционной работы.
18. Продолжительность учебной недели устанавливается педагогическим советом по согласованию с соответствующим органом управления образованием и закрепляется в уставе.
19. В целях преодоления имеющихся отклонений в развитии для обучающихся (воспитанников) в специальной организации проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия (дефектолога, логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога и сурдопедагога).
20. Педагогический совет специальной организации образования, реализующей специальные учебные программы, утверждает индивидуальные и сокращенные учебные планы, и программы.
21. Трудовое обучение в специальной организации образования, реализующей специальные учебные программы, осуществляется исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей воспитанников, а также интересов их законных представителей на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающего (воспитанника) для индивидуальной трудовой деятельности
22. Классы (группы) для обучающихся (воспитанников) со сложной структурой дефекта комплектуются в специальной организации образования по мере выявления таких обучающихся (воспитанников) в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях учебно-воспитательного процесса.
23. Выпускникам специальных организаций образования, реализующих специальные учебные программы, достигшим особых успехов при освоении учебных программ, выдаются документы об образовании с отличием.
Выпускникам, имеющим интеллектуальные нарушения, выдается документ об образовании соответствующего уровня образования в соответствии с видами и формами документа об образовании государственного образца и правил их выдачи, утвержденного приказом министра образования и науки от 28 января 2015 года № 39 "Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правил их выдачи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10348).
24. Количество педагогов и перечень должностей педагогов в организациях образования, реализующих образовательные программы организаций образования, реализующих специальные учебные программы, определяются в соответствии с подпунктом 11) статьи 4 и подпунктом 1) пункта 9-1 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
25. Нормативная учебная нагрузка для педагогов специальных организаций образования: начального, основного и общего среднего уровней образования составляет 18 часов в неделю, для воспитателей – 25 часов;
дошкольных организаций и предшкольных классов составляет 24 часа в неделю.
кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров – 18 часов;
дошкольных организаций и предшкольных классов, ПМПК составляет 24 часа в неделю; для руководителей и медицинских статистов ПМПК - 30 часов.
Для педагогов объем учебной нагрузки, установленный за текущий год, не изменяется до конца этого года по инициативе администрации.
26. Медицинское обеспечение в специальной организации образования осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией специальной организации отвечают за охрану здоровья обучающихся (воспитанников) и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
27. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся (воспитанникам) с учетом здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству, законным представителям о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
28. В специальных организациях образования проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физическая культура, массаж и психотерапия.
29. Руководитель организации образования назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с подпунктом 3) статьи 44 Закона "Об образовании".
30. Ответственность руководителя организации образования осуществляется в соответствии подпунктом 3) статьи 45 Закона "Об образовании".
31. В организациях образования создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления организацией образования являются педагогический, попечительский и методический советы.
32. Специальные организации образования самостоятельны в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах норм, установленных в статье 43 Закона "Об образовании".
33. Финансирование специальных организаций образования осуществляется в соответствии со статьей 62 Закона "Об образовании".
34. Специальные организации образования в зависимости от местных условий создают подсобные хозяйства, учебно-опытные участки, учебно-производственные мастерские.
35. Создание, реорганизация и ликвидация специальной организации образования осуществляются в соответствии с подпунктом 6) статьи 6 Закона "Об образовании".