Оглавление

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 208 "О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин"

Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 24 февраля 2020 года № 192. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2020 года № 20081

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 208 "О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16508, опубликован 13 марта 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемые:

      1) Правила применения контрольно-кассовых машин согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) форму регистрационной карточки контрольно-кассовой машины согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      3) форму книги учета наличных денег согласно приложению 3 к настоящему приказу;

      4) форму книги товарных чеков согласно приложению 4 к настоящему приказу;

      5) форму товарного чека согласно приложению 5 к настоящему приказу;

      6) Правила включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) согласно приложению 6 к настоящему приказу;

      7) Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных согласно приложению 7 к настоящему приказу.

      8) Правила передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов согласно приложению 8 к настоящему приказу.";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан по перечню согласно приложению 9 к настоящему приказу."

      в Правилах применения контрольно-кассовых машин, утвержденных указанным приказом:

      пункты 6 и 8 исключить;

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Налогоплательщиком в течение пяти рабочих дней со дня возникновения изменений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины, осуществляются действия в порядке, установленном статьей 168 Налогового кодекса.";

      пункт 12 исключить;

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. Ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины:

      1) осуществляет ввод информации о денежном расчете в соответствии с руководством по эксплуатации контрольно-кассовой машины;

      2) в случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек;

      3) в случае временного отсутствия сети телекоммуникаций, предоставляемых оператором фискальных данных, использует автономный режим работы контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных;

      4) заполняет книгу учета наличных денег, за исключением случая применения контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных;

      5) при завершении смены выполняет процедуру "конец смены" путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины.

      Сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата, хранятся налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их печати или полного заполнения.

      Для контрольно-кассовых машин период смены не превышает двадцать четыре часа.";

      пункт 20 изложить в следующей редакции:

      "20. В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы органа государственных доходов, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней с момента возникновения неисправности подает в орган государственных доходов, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины:

      1) налоговое заявление об исполнении обязательств, возникающих при эксплуатации контрольно-кассовой машины согласно приложению 1-1 к настоящим Правилам, с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки контрольно-кассовой машины и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;

      2) заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.

      Орган государственных доходов отказывает в приеме документов на получение разрешения на нарушение целостности пломбы в случаях непредставления или представления с неполным составом сведений документов, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      Орган государственных доходов в день приема налогового заявления принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам для устранения неисправности.

      Разрешение органа государственных доходов на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины выдается по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, должностным лицом органа государственных доходов, ответственным за установку пломбы, в день принятия решения о его выдаче.

      Срок представления контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти в орган государственных доходов для установки пломбы после устранения технической неисправности не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключении центра технического обслуживания, но не более пятнадцати рабочих дней со дня выдачи разрешения органа государственных доходов на нарушение целостности пломбы.";

      пункт 22 изложить в следующей редакции:

      "22. Контрольно-кассовая машина считается технически неисправной в случаях, если:

      1) не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, определенные статьей 166 Налогового кодекса, печатаются не полностью, за исключением случаев выдачи чека контрольно-кассовой машины в электронном виде;

      2) отсутствует возможность получить данные с фискальной памяти либо с накопителя фискальных данных;

      3) отсутствует или повреждена пломба органа государственных доходов контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;

      4) отсутствует маркировка завода-изготовителя;

      5) отсутствует возможность передачи данных с контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных при наличии исправной связи, предоставляемой оператором фискальных данных.";

      пункт 24 изложить в следующей редакции:

      "24. В случае полного заполнения книги учета наличных денег и (или) книги товарных чеков либо в случае их утери (порчи) налогоплательщик для их замены (восстановления) в течение пяти рабочих дней представляет в орган государственных доходов по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины:

      1) налоговое заявление об исполнении обязательств, возникающих при эксплуатации контрольно-кассовой машины, согласно приложению 1-1 к настоящим Правилам;

      2) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика новые книги учета наличных денег и (или) товарных чеков;

      3) регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;

      4) контрольно-кассовую машину.

      В случае полного заполнения или утери (порчи) книги учета наличных денег в орган государственных доходов дополнительно представляется контрольно-кассовая машина для снятия фискального отчета.";

      дополнить приложением 1-1 согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      форму регистрационной карточки контрольно-кассовой машины, утвержденную указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      в Правилах включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра), утвержденных указанным приказом:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Рассмотрение вопросов о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр осуществляется на основании налогового заявления заинтересованного лица о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр (далее – Налоговое заявление) согласно приложению 1 к настоящим Правилам";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Включение модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

      1) наличие Налогового заявления и материалов, указанных в пункте 4 настоящих Правил;

      2) соответствие модели контрольно-кассовой машины техническим требованиям согласно приложению 2 к настоящим Правилам.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Решение о включении (отказе во включении) модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр принимается уполномоченным органом в течение десяти рабочих дней со дня принятия Налогового заявления.

      Государственный реестр контрольно-кассовых машин размещается на сайте уполномоченного органа.

      В случае отказа во включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр уполномоченный орган письменно уведомляет заявителя с указанием причин отказа.

      Уполномоченный орган принимает решение об отказе, в случаях не соблюдения одного из условий, указанных в пункте 5 настоящих Правил.";

      дополнить приложением 1 согласно приложению 3 к настоящему приказу;

      приложение к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему приказу;

      в Правилах приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных, утвержденных указанным приказом:

      главу 4 исключить;

      дополнить приложением 8 согласно приложению 5 к настоящему приказу;

      правый верхний угол приложения 8 изложить в следующей редакции:

  "Приложение 9
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от "16" февраля 2018 года № 208"

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Первый Заместитель
Премьер-Министра
Республики Казахстан-Министр финансов
А. Смаилов

  Приложение 1
к приказу Первого заместителя
Премьер-Министра Республики
Казахстан – Министра финансов
Республики Казахстан
от 24 февраля 2020 года №
  Приложение 1-1
к Правилам применения
контрольно-кассовых машин
  форма

     



  Приложение 2
к приказу Первого заместителя
Премьер-Министра Республики
Казахстан – Министра финансов
Республики Казахстан
от 24 февраля 2020 года № 192
  Приложение 2
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от "16" февраля 2018 года № 208
  Форма

     



  Форма

     



  Приложение 3
к приказу Первого заместителя
Премьер-Министра Республики
Казахстан – Министра финансов
Республики Казахстан
от 24 февраля 2020 года № 192
  Приложение 1
к Правилам включения
(исключения) моделей
контрольно-кассовых машин в
(из) государственный (государственного) реестр (реестра)

     


  Приложение 4
к приказу Первого заместителя
Премьер-Министра Республики
Казахстан – Министра финансов
Республики Казахстан
от 24 февраля 2020 года № 192
  Приложение 2
к Правилам включения
(исключения) моделей
контрольно-кассовых машин в
(из) государственный
(государственного) реестр (реестра)

Технические требования и форма соответствия техническим требованиям контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в органы государственных доходов _______________________________________________________________ (наименование модели контрольно-кассовой машины)

№ п/п

Технические требования к контрольно-кассовой машине (далее – ККМ)

Сведения о соответствии основным техническим требованиям технических характеристик модели ККМ

Примечание


Общие требования

Для заполнения данной графы используются сведения документации завода-изготовителя с обязательным указанием названия документа, номера страницы и конкретного пункта документа, в котором описана реализация требования.


Раздел 1. Требования к контрольно-кассовым машинам с функцией фиксации и передачи данных

1.

Иметь программный пароль (не менее четырех разрядов) или номерные ключи.
Программными паролями должны защищаться, как минимум, следующие режимы работы ККМ:



1.1

1) режим регистрации продаж;



1.2

2) режим программирования;



1.3

3) режим "Закрытие смены".



2.

Иметь функционал автоматического тестирования при включении ККМ в работу в начале смены, а также в конце смены при снятии суточного Z-отчета.
Функционал должен включать в себя:



2.1

Тестирование основных блоков и узлов.



2.2

Тестирование программного обеспечения ККМ.



2.3

Тестирование и контроль целостности данных сохраненных в накопителе фискальных данных путем:
1) проверки информации о всех выданных чеках за последнюю смену и сверки с контрольной суммой последнего Z-отчета;
2) сопоставления общей контрольной суммы всех записей в накопителе фискальных данных с суммой контрольных записей всех Z-отчетов.



2.4

Тестирование связи с сервером оператора фискальных данных (путем отправки тестового сообщения и получения ответа).



3.

Обеспечивать блокирование ККМ в случае отрицательного прохождения автоматического тестирования:



3.1

При тестировании основных блоков и узлов.



3.2

При тестировании программного обеспечения ККМ.



3.3

При тестировании и контроле целостности данных сохраненных в накопителе фискальных данных



4.

Подключаться к серверу оператора фискальных данных по телекоммуникационной сети оператора фискальных данных по каналу VPN, используя протокол соединения Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP) и согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*



5.

Обеспечивать оформление чека ККМ и передачу данных чека на сервер оператора фискальных данных в едином рабочем цикле при регистрации покупки (продажи).



6.

Обеспечивать блокирование проведения операций, в случае отсутствия или обрыва чековой ленты, неправильного выполнения операции кассиром и при возникновении других проблем в работе ККМ, приведших к невозможности выдачи кассиром чека ККМ покупателю.



6.1.

Иметь возможность подключения сканера штрих кода для считывания идентификатора маркировки товара



7.

Обеспечивать сохранность информации о чеках ККМ, накопленных за период работы ККМ в автономном режиме в накопителе фискальных данных ККМ до момента передачи на сервер оператора фискальных данных (далее - ОФД). Автономный режим работы ККМ действует при отсутствии доступа к каналам связи и до момента отправки информации о денежных расчетах на сервер оператора фискальных данных.



8.

В ККМ должен быть предусмотрен режим проверки сохранности информации в накопителе фискальных данных ККМ путем формирования контрольных сумм каждой записи и общей контрольной суммы всех записей с проведением периодической их контрольной сверки (при включении ККМ и при снятии Z-отчета).



9.

Обеспечивать программирование (конфигурирование) основных режимов работы:
1) режим регистрации (продаж, регистрации возвратов, начисления налогов); режим X и Z отчетов;
2) режим программирования (просмотр/изменение настроек ККМ, настройка ККМ с внешними устройствами);
3) дополнительные режимы (установка времени во внутренних часах ККМ, режим тестирования ККМ). 



10.

Обозначения на клавиатуре и информация, выводимая на индикацию, должны быть на государственном и/или русском языках.


Данное требование не распространяется на ККМ, являющиеся фискальными регистраторами

11.

ККМ должна обеспечивать проведение процедуры закрытия смены и формирования сменного (суточного) отчета (Z отчета).



12.

При формировании сменного (суточного) отчета (Z отчета) ККМ должна быть сформирована контрольная сумма данного Z отчета и общая контрольная сумма всех записей и запущена процедура контроля целостности данных сохраненных в накопителе фискальных данных в соответствии с пунктом 2.3 настоящих требований.



13.

ККМ должна контролировать продолжительность смены.
Моментом начала отсчета продолжительности смены считается окончание оформления первого платежного документа за смену.
В случае превышения продолжительности смены более 24 часов, ККМ должна блокировать возможность оформления платежных документов до проведения операции закрытия смены.



14.

ККМ обеспечивает проведение процедуры возврата чека ККМ и формирования соответствующего сообщения на сервер оператора фискальных данных.



15.

ККМ обеспечивает блокировку работы при получении от сервера оператора фискальных данных сообщения с требованием о приостановлении операций по кассе, выставленным органами государственных доходов.



16.

ККМ обеспечивает вывод сообщений, получаемых от сервера оператора фискальных данных, с уведомлениями, сформированными органами государственных доходов. Сообщения выводятся на экран ККМ или печатаются на чековой ленте при получении от сервера оператора фискальных данных.



Требования к работе с сервером оператора фискальных данных

17.

ККМ должна поддерживать, не менее двух независимых каналов приема передачи данных.



17.1

ККМ, включенная в Государственный реестр ККМ до 1 июля 2015 года, после модернизации поддерживает один или более независимых каналов приема передачи данных.
Модернизация - приведение старой модели ККМ в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями.



18.

Проводить авторизацию ККМ на сервере оператора фискальных данных, согласно порядку, описанному в протоколе передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных.



19.

Передавать данные о совершаемых кассовых операциях на сервер оператора фискальных данных, согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных.



20.

Передавать данные о совершаемых операциях закрытия смены и формирования Z-отчетов на сервер оператора фискальных данных, согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных.



21.

Получать фискальный признак от сервера оператора фискальных данных.



22.

Печатать кассовый чек с фискальным признаком, полученным от сервера оператора фискальных данных. Требования к содержанию чека установлены пунктом 6 статьи 166 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" (далее-Налоговый кодекс).



23.

Время приема-передачи данных на сервер оператора фискальных данных (время формирования чека после завершения оператором процедур ввода информации об оформлении чека) должно быть не более 7 секунд.



24.

Обеспечивать формирование чеков и печать чеков в условиях временной потери соединения с сервером оператора фискальных данных (перехода ККМ в автономный режим работы).



25.

ККМ обеспечивает передачу на сервер оператора фискальных данных информации по внесению наличности в кассу и изъятию наличности из кассы




Требования к работе в условиях временной потери соединения с сервером



26.

ККМ должна иметь накопитель фискальных данных, обеспечивающий формирование фискального признака в автономном режиме, запись, систематизацию, накопление, хранение фискальных данных в неизменном виде без потребления энергии от источников питания в течение не менее 1 месяца (720 часов) с даты записи для последующей передачи на сервер оператора фискальных данных. Накопитель фискальных данных включает в себя фискальную и оперативную память ККМ.



27.

При временном отсутствии соединения с сервером оператора фискальных данных или при задержках в канале передачи данных сверх допустимой величины (5 секунд на получение ответа от сервера оператора фискальных данных), а также при отсутствии электропитания, достаточного для связи с сервером оператора фискальных данных ККМ:



27.1

1) переходит в автономный режим работы ККМ



27.2

2) сообщает оператору-кассиру о том, что нет доступа к серверу оператора фискальных данных, и что ККМ перешла в автономный режим;



27.3

3) присваивает чеку собственный уникальный номер - автономный фискальный признак.
Собственный уникальный номер чека должен быть уникален в течение всего срока эксплуатации ККМ.



27.4

4) печатает автономный фискальный признак на чеке;



27.5

5) на печатаемых чеках должна быть пометка, что устройство работает в автономном режиме:
Указан термин "Автономный";



27.6

6) блокирует ККМ при работе в автономном режиме более 72 часов, с информированием кассира-оператора (самый "старый" автономный чек не должен быть старше 72 часов).



27.7

7) ККМ в автономном режиме работы обеспечивает проведение процедуры "Закрытие смены" с печатью Z-отчета.
ККМ должна добавлять запрос на закрытие смены в автономную очередь и передавать его на сервер при восстановлении связи с добавлением метки с датой и временем снятия Z-отчета.
В случае отсутствия связи с сервером оператора фискальных данных, Z-отчет должен генерироваться на ККМ на основании данных о проведенных денежных операциях и выданных чеках, хранящихся в накопителе фискальных данных ККМ.



28.

При восстановлении связи с сервером оператора фискальных данных ККМ должна выполнить следующие действия:



28.1

1) сформировать и передать на сервер оператора фискальных данных сообщение с информацией о продолжительности работы в автономном режиме;



28.2

2) отправить последовательно на сервер оператора фискальных данных все контрольные чеки ККМ и метки о закрытиях смен (Z-отчетах), накопленные во время работы ККМ в автономном режиме, получая на каждый из них ответ от сервера оператора фискальных данных в соответствии с протоколом передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*;



28.3

3) в каждом сообщении в соответствующем поле должен присутствовать автономный фискальный признак контрольного чека, присвоенный ККМ во время автономной работы (поле "Автономный фискальный признак контрольного чека") или метка работы в автономном режиме (поле метки работа в автономном режиме) согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*.



Требования к чекам и иным документам, формируемым ККМ

29.

ККМ должна обеспечивать печать следующих документов:



29.1

1) чек ККМ;



29.2

2) отчет по кассирам;



29.3

3) отчет по секциям;



29.4

4) отчет без гашения (X-отчет).
При наличии связи с сервером оператора фискальных данных X-отчет передается на печать с сервера, при отсутствии соединения с сервером оператора фискальных данных отчет генерируется на ККМ на основании данных счетчиков, хранящихся в накопителе фискальных данных ККМ;



29.5

5) сменный (суточный) отчет (Z-отчет).
Сменный (суточный) отчет формируется на сервере оператора фискальных данных по запросу с ККМ и передается на ККМ отдельным документом для печати.
В случае отсутствия связи с сервером оператора фискальных данных, Z-отчет генерируется на ККМ на основании данных о проведенных денежных операциях и выданных чеках, хранящихся в накопителе фискальных данных ККМ.
Структура Z-отчета приведена в п. 11.3. "Получение отчетов - Z-отчет, X-отчет" согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*.



30.

ККМ должна обеспечивать печать реквизитов в контрольном чеке согласно пункту 6 статьи 166 Налогового кодекса, в том числе на казахском языке, с использованием специфических букв алфавита казахского языка.



30.1

ККМ обеспечивает возможность формирования на чеке QR-кода для автоматизированной проверки подлинности чека на интернет-ресурсе уполномоченного органа.



30.2

QR-код должен содержать:
URL на данный чек, который включает:
1) фискальный признак полученный с сайта оператора фискальных данных или в автономном режиме сформированный ККМ;
2) регистрационный номер ККМ в органах государственных доходов;
3) дату и время формирования чека ККМ;
4) итоговую сумму чека ККМ.



30.3

Формат строки формирования QR-кода должен соответствовать следующей маске:
Протокол://URL?i=Фискальный признак&f=РНМ&s=сумма тенге.тиын&t=датаTвремя.



30.4

Размер и качество формируемого QR-кода устанавливаются согласно разделам 9 и 10 стандарта СТ РК ISO IEC 18004-2017, и зависят от технических возможностей ККМ.



Требования к режиму работы и порядку передачи фискальных данных на сервер

31.

Порядок подключения ККМ к серверу фискальных данных должен быть указан в эксплуатационной документации на конкретную модель ККМ.



32.

Режим работы ККМ (как режим с передачей данных на сервер оператора фискальных данных, так и автономный при отсутствии связи с сервером) должен обеспечивать работу ККМ в полном соответствии с эксплуатационной документацией.



33.

Все документы, оформленные ККМ (как в режиме с передачей данных на сервер оператора фискальных данных, так и автономном при отсутствии связи с сервером), должны иметь отличительный признак фискального режима (словосочетание "Фискальный чек"), выводимый на печать только после получения номера контрольного чека от сервера оператора фискальных данных или формирования ККМ автономного фискального признака, в случае отсутствия соединения с сервером оператора фискальных данных.



34.

ККМ должна обеспечивать ввод следующих данных:



34.1

1) адреса и порта для работы с сервером оператора фискальных данных;



34.2

2) регистрационного номера ККМ в органах государственных доходов (не менее 12 знаков);



34.3

3) идентификационного номера ККМ;



34.4

4) первичного инициализационного токена (числовой код, сгенерированный сервером оператора фискальных данных для защиты от несанкционированного вмешательства в обмен данными);



34.5

5) управление приоритетом выбора канала приема-передачи, ввод настроек параметром используемых каналов связи.



35.

Операции программирования (конфигурирования) подключения ККМ к серверу оператора фискальных данных (за исключением ввода токена) и коррекции даты и времени могут проводиться на ККМ только после завершения операции закрытия смены.
До этого момента проведение данных операций должно блокироваться.



36.

При проведении операции программирования даты и времени ККМ должна контролировать и запрещать ввод значений меньших, чем дата и время последнего сформированного фискального документа.



Требования к программному обеспечению для ККМ 

37.

Наряду с полной реализацией функций в соответствии с техническими требованиями исключать возможность:



37.1

1) несанкционированного производителем изменения программной части ККМ;



37.2

2) внесения корректировок в данные контрольных чеков, сохраненных в накопителе фискальных данных;



37.3

3) вывода на документы отличительного признака фискального режима без получения номера контрольного чека от сервера оператора фискальных данных или без формирования ККМ автономного кода, в случае отсутствия соединения с сервером оператора фискальных данных;



37.4

4) изменения фискального признака, полученного от сервера оператора фискальных данных, а также автономного фискального признака присвоенного чеку ККМ в автономном режиме работы.



Раздел 2. Требования к контрольно-кассовым машинам с функцией передачи данных

38

Иметь программный пароль (не менее четырех разрядов) или номерные ключи.
Программными паролями должны защищаться, как минимум, следующие режимы работы ККМ:



38.1

1) режим регистрации продаж;



38.2

2) режим конфигурирования



38.3

3) режим "Закрытие смены".



39

Проверка наличия связи с сервером оператора фискальных данных обеспечивается путем отправки сообщения проверки доступности сервера оператора фискальных данных.



40

Обеспечивать блокирование проведения операций, в случае отсутствия или обрыва чековой ленты, неправильного выполнения операции кассиром, отсутствия соединения с сервером оператора фискальных данных и при возникновении других проблем в работе ККМ, приведших к невозможности отправки электронного чека ККМ или выдачи кассиром чека ККМ покупателю.



41

Иметь возможность подключения сканера штрих кода для считывания идентификатора маркировки товара



42

Подключаться к серверу оператора фискальных данных по телекоммуникационной сети оператора фискальных данных по каналу VPN, используя протокол соединения Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP) и согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*



43

Обеспечивать оформление чека на сервере оператора фискальных данных в едином рабочем цикле при регистрации покупки (продажи).



44

Обеспечивать программирование (конфигурирование) основных режимов работы:
1) режим регистрации (продаж, регистрации возвратов, начисления налогов); режим X и Z отчетов;
2) режим программирования (просмотр/изменение настроек ККМ, настройка ККМ с внешними устройствами);
3) дополнительные режимы (установка времени во внутренних часах ККМ, режим тестирования ККМ). 



45

ККМ обеспечивает проведение процедуры закрытия смены и печати сменного (суточного) отчета (Z отчета), полученного с сервера оператора фискальных данных.



46

ККМ должна контролировать продолжительность смены.
Моментом начала отсчета продолжительности смены считается окончание оформления первого платежного документа за смену.
В случае превышения продолжительности смены более 24 часов, ККМ должна блокировать возможность оформления платежных документов до проведения операции закрытия смены.



47

ККМ обеспечивает проведение процедуры возврата чека и формирования соответствующего сообщения на сервер оператора фискальных данных.



48

ККМ обеспечивает блокировку работы при получении от сервера оператора фискальных данных сообщения с требованием о приостановлении операций по кассе, выставленным органами государственных доходов.



49

ККМ обеспечивает вывод сообщений, получаемых от сервера оператора фискальных данных, с уведомлениями, сформированными органами государственных доходов. Сообщения выводятся на экран ККМ или печатаются на чековой ленте при получении от сервера оператора фискальных данных.



50

Аппаратная часть ККМ должна поддерживать не менее двух независимых каналов приема передачи данных.



51

Формировать данные о совершаемых чековых операциях на сервере оператора фискальных данных согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*.



52

Производить на сервере оператора фискальных данных операцию закрытия смены и формирование Z-отчетов согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*.



53

Получать фискальный признак от сервера оператора фискальных данных.



54

Печатать чек ККМ и иметь возможность отправки покупателю электронного чека ККМ с фискальным признаком, полученным от сервера оператора фискальных данных. Требования к содержанию чека установлены пунктом 6 статьи 166 Налогового кодекса.



55

Время приема-передачи данных на сервер оператора фискальных данных (время формирования чека после завершения оператором процедур ввода информации об оформлении чека) должно быть не более 7 секунд.



56

Блокировать выполнение кассовых операций при временной потере соединения с сервером оператора фискальных данных.



57

ККМ обеспечивает передачу на сервер оператора фискальных данных информации по внесению и изъятию наличности из кассы



Требования к чекам и иным документам, формируемым ККМ

58

ККМ обеспечивает печать следующих документов:



58.1

1) чек ККМ;



58.2

2) отчет по кассирам



58.3

3) отчет по секциям



58.4

4) отчет без гашения (X-отчет).
X-отчет передается на печать с сервера оператора фискальных данных;



58.5

5) сменный (суточный) отчет (Z-отчет).
Сменный (суточный) отчет формируется на сервере оператора фискальных данных по запросу с ККМ и передается на ККМ отдельным документом для печати.



59

ККМ должна обеспечивать печать реквизитов в контрольном чеке согласно пункту 6 статьи 166 Налогового кодекса, в том числе на казахском языке, с использованием специфических букв алфавита казахского языка.



60

ККМ обеспечивает возможность формирование на чеке QR-кода для автоматизированной проверки подлинности чека на интернет-ресурсе уполномоченного органа.



60.1

QR-код должен содержать:
URL на данный чек, который включает:
1) фискальный признак полученный с сайта оператора фискальных данных или в автономном режиме сформированный ККМ;
2) регистрационный номер ККМ в органах государственных доходов;
3) дата и время формирования чека ККМ;
4) итоговая сумма чека ККМ.



60.2

Формат строки формирования QR-кода должен соответствовать следующей маске:
Протокол://URL?i=Фискальный признак&f=РНМ&s=сумма тенге.тиын&t=датаTвремя.



60.3

Размер и качество формируемого QR-кода устанавливаются согласно разделам 9 и 10 стандарта СТ РК ISO IEC 18004-2017, и зависят от технических возможностей ККМ.



Требования к режиму работы и порядку передачи фискальных данных на сервер оператора фискальных данных

61

Порядок подключения ККМ к серверу оператора фискальных данных должен быть указан в эксплуатационной документации на конкретную модель ККМ.



62

Режим работы ККМ должен обеспечивать работу ККМ в полном соответствии с эксплуатационной документацией.



63

Все документы, оформленные ККМ должны иметь отличительный признак фискального режима (словосочетание "Фискальный чек"), выводимый на печать только после получения номера чека ККМ от сервера оператора фискальных данных.



64

ККМ обеспечивает ввод следующих данных:



64.1

1) адреса и порта для работы с сервером оператора фискальных данных;



64.2

2) регистрационного номера ККМ в органах государственных доходов (не менее 12-знаков);



64.3

3) идентификационного номера ККМ, полученного на сервере оператора фискальных данных



64.4

4) первичного инициализационного токена (числовой код, сгенерированный сервером фискальных данных для защиты от несанкционированного вмешательства в обмен данными);



64.5

5) управление приоритетом выбора канала приема-передачи, ввод настроек параметром используемых каналов связи.



65

ККМ должна следить за временем в системе и запрещать операционную деятельность со временем меньшим, чем последняя зафиксированная операция на сервера оператора фискальных данных.



Требования к программному обеспечению для ККМ

66

Наряду с полной реализацией функций в соответствии с техническими требованиями исключать возможность:



66.1

1) несанкционированного производителем изменения программной части ККМ



66.2

2) вывода на документы отличительного признака фискального режима без получения номера чека ККМ от сервера оператора фискальных данных;



66.3

3) изменения фискального признака, полученного от сервера оператора фискальных данных;



66.4

4) выполнения кассовых операций на ККМ при получении от сервера оператора фискальных данных ответа о несоответствии сведений о налогоплательщике и(или) ККМ до устранения такого несоответствия.



Раздел 3. Технические требования к ККМ, являющимися аппаратно-программными комплексами

69.

Иметь программный пароль (не менее четырех разрядов) или номерные ключи.
Программными паролями должны защищаться, как минимум, следующие режимы работы ККМ:



69.1

1) режим регистрации продаж;



69.2

2) режим конфигурирования;



69.3

3) режим "Закрытие смены".



70

Иметь функционал автоматического контроля целостности сохраненных фискальных данных и проверки информации, наличия связи с оператором фискальных данных.
Функционал должен включать в себя:



70.1

1. Контроль целостности сохраненных фискальных данных должен обеспечиваться за счет:
1) проверки информации о всех выданных чеках за последнюю смену и сверки с контрольной суммой последнего Z-отчета;
2) сопоставления общей контрольной суммы всех записей в накопителе фискальных данных с суммой контрольных записей всех Z-отчетов.



70.2

Проверка наличия связи с сервером оператора фискальных данных обеспечивается путем отправки сообщения проверки доступности сервера оператора фискальных данных.



70.3

Клиентская часть должна иметь функционал автоматического тестирования связи с сервером аппаратно-программного комплекса (далее – АПК).



71.

ККМ должна блокировать работу при отрицательном прохождении тестирования, указанного в пункте 70.1 и 70.3



72.

Подключаться к серверу оператора фискальных данных по телекоммуникационной сети оператора фискальных данных по каналу VPN, используя протокол соединения Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP) и согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*



73.

Обеспечивать оформление чека ККМ и передачу данных чека на сервер оператора фискальных данных в едином рабочем цикле при регистрации покупки (продажи).



73.1

Обеспечивать возможность выдачи чека в бумажном виде и отправки покупателю чека в электронном виде



74.

Обеспечивать блокирование проведения операции, в случае нарушения кассиром алгоритмов, описанных в руководстве по эксплуатации к данной модели ККМ, а также при не возможности печати чека на бумажном носителе или отправки чека в электронном виде



74.1

Обеспечивать возможность повторной отправки чека на печать или отправки электронного чека. На повторном чеке должна быть метка "Дубликат".



75.

Обеспечивать сохранность информации о чеках ККМ, накопленных за период работы ККМ в автономном режиме в накопителе фискальных данных ККМ до момента передачи на сервер ОФД. Автономный режим работы ККМ действует при отсутствии доступа к каналам связи и до момента отправки информации о денежных расчетах на сервер оператора фискальных данных.



76.

В ККМ должен быть предусмотрен режим проверки сохранности информации в накопителе фискальных данных ККМ путем формирования контрольных сумм каждой записи и общей контрольной суммы всех записей и с проведением периодической контрольной сверки не реже двух раз в смену (в начале и конце смены).



77.

Обеспечивать конфигурирование основных режимов работы:
1) режим регистрации (продаж, регистрации возвратов, начисления налогов);
2) режим X и Z отчетов, режим конфигурирования (просмотр/изменение настроек ККМ, настройка ККМ с внешними устройствами);
3) дополнительные режимы (печать пробного чека).



77.1

Программная составляющая клиентской части АПК ККМ, используемая на устройстве пользователя должна использовать в качестве внутреннего времени ККМ время сервера АПК ККМ, с учетом часового пояса пользователя.



77.2

Клиентская часть должна иметь возможность подключения или получения данных со сканера штрих кода для считывания идентификатора маркировки товара



78.

Обозначения в интерфейсе пользователя, а также информация, выводимая на печать и индикация, должны быть на государственном и русском языках.



79.

ККМ обеспечивает проведение процедуры закрытия смены и формирования сменного (суточного) отчета (Z отчета).



80.

При формировании сменного (суточного) отчета (Z отчета) ККМ должна быть сформирована контрольная сумма данного Z отчета и общая контрольная сумма всех записей и запущена процедура контроля целостности данных сохраненных в накопителе фискальных данных в соответствии с пунктом 70.1 настоящих требований.



81.

ККМ должна контролировать продолжительность смены.
Моментом начала отсчета продолжительности смены считается окончание оформления первой кассовой операции за смену.
В случае превышения продолжительности смены более 24 часов, ККМ должна блокировать возможность оформления кассовых операций до проведения операции закрытия смены.



82.

ККМ обеспечивает проведение процедуры возврата чека и формирования соответствующего сообщения на сервер оператора фискальных данных.



83.

ККМ обеспечивает блокировку работы при получении от сервера оператора фискальных данных сообщения с требованием о приостановлении операций по кассе, выставленным органами государственных доходов.



84.

ККМ обеспечивает вывод сообщений, получаемых от сервера оператора фискальных данных, с уведомлениями, сформированными органами государственных доходов. Сообщения выводятся на экран ККМ или печатаются на чековой ленте при получении от сервера оператора фискальных данных.



Требования к работе аппаратно-программного комплекса с сервером оператора фискальных данных

85.

Серверная часть ККМ должна поддерживать, не менее двух независимых каналов приема передачи данных.



86.

Проводить авторизацию ККМ на сервере, согласно протоколу передачи данных на сервер оператора фискальных данных*



87.

Передавать данные о совершаемых операциях на сервер оператора фискальных данных, согласно протоколу передачи данных на сервер оператора фискальных данных.*



88.

Получать фискальный признак от сервера оператора фискальных данных при наличии связи с сервером оператором фискальных данных.



89.

 Печатать чек ККМ или формировать электронный чек ККМ с фискальным признаком, полученным от сервера оператора фискальных данных при наличии связи с сервером оператора фискальных данных или автономным фискальным признаком при отсутствии связи с сервером фискальных данных.



90.

Время приема-передачи данных на сервер оператора фискальных данных (время формирования чека после завершения оператором процедур ввода информации об оформлении чека) должно быть не более 7 секунд.



91.

Обеспечивать формирование чеков ККМ и печать чеков в условиях временной потери соединения с сервером оператора фискальных данных (перехода ККМ в автономный режим работы).




Требования к работе в условиях временной потери соединения с сервером оператора фискальных данных.



92.

Серверная часть ККМ должна иметь накопитель фискальных данных, обеспечивающий формирование фискального признака в автономном режиме, запись, систематизацию, накопление, хранение фискальных данных в неизменном виде без потребления энергии от источников питания в течение всего срока эксплуатации ККМ, но не менее 5 лет, для последующей передачи на сервер оператора фискальных данных.



93.

Накопитель фискальных данных включает в себя энергонезависимую память, для хранения в течение всего срока эксплуатации ККМ, всех контрольных чеков и Z-отчетов сформированных ККМ (как в режиме связи с сервером оператора фискальных данных, так и в автономном режиме).



94.

При временном отсутствии соединения с сервером оператора фискальных данных или при задержках в канале передачи данных сверх допустимой величины (не более 5 секунд на получение ответа от сервера оператора фискальных данных), а также при отсутствии электропитания, достаточного для связи с сервером оператора фискальных данных ККМ обязана:



94.1

1) перейти в автономный режим работы ККМ



94.2

2) сообщить оператору-кассиру о том, что нет доступа к серверу оператора фискальных данных, и что ККМ перешла в автономный режим;



94.3

3) присвоить чеку собственный уникальный номер - автономный фискальный признак.
Собственный уникальный номер чека должен быть уникален в течение всего срока эксплуатации ККМ.



94.4

4) напечатать (или отобразить на электронном чеке) автономный фискальный признак на чеке;



94.5

5) на печатаемых и электронных чеках должна быть пометка, что устройство работает в автономном режиме:
Указан термин "Автономный";



94.6

6) блокировать ККМ при работе в автономном режиме более 72 часов, с информированием кассира-оператора (самый "старый" автономный чек не должен быть старше 72 часов).



94.7

7) ККМ в автономном режиме работы обеспечивает проведение процедуры "Закрытие смены" с печатью Z-отчета.
ККМ должна добавлять запрос на закрытие смены в автономную очередь и передавать его на сервер при восстановлении связи с добавлением метки с датой и временем снятия Z-отчета.
В случае отсутствия связи с сервером оператора фискальных данных, Z-отчет должен генерироваться на ККМ на основании данных о проведенных денежных операциях и выданных чеках, хранящихся в накопителе фискальных данных ККМ.



95

При восстановлении связи с сервером оператора фискальных данных ККМ должна выполнить следующие действия:



95.1

1) сформировать и передать на сервер оператора фискальных данных сообщение с информацией о продолжительности работы в автономном режиме;



95.2

2) отправить последовательно на сервер оператора фискальных данных все контрольные чеки ККМ и метки о снятых Z-отчетах, накопленные во время работы ККМ в автономном режиме, получая на каждый из них ответ от сервера оператора фискальных данных с действительным фискальным признаком контрольного чека в соответствии с протоколом передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных*;



95.3

3) в каждом сообщении в соответствующем поле должен присутствовать автономный фискальный признак контрольного чека, присвоенный ККМ во время автономной работы (поле "Автономный фискальный признак контрольного чека") или метка работы в автономном режиме (поле метки работа в автономном режиме) согласно протоколу передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных* .



Требования к чекам и иным документам, формируемым ККМ

96

ККМ должен обеспечивать печать следующих документов:



96.1

1) чек ККМ;



96.2

2) отчет по кассирам;



96.3

3) отчет по секциям;



96.4

4) отчет без гашения (X-отчет). При наличии связи с сервером оператора фискальных данных X-отчет передается на печать с сервера оператора фискальных данных, при отсутствии соединения с сервером оператора фискальных данных отчет генерируется на ККМ на основании данных счетчиков, хранящихся в накопителе фискальных данных ККМ;



96.5

5) сменный (суточный) отчет (Z-отчет).
Сменный (суточный) отчет формируется на сервере оператора фискальных данных по запросу с ККМ и передается на ККМ отдельным документом для печати. В случае отсутствия связи с сервером оператора фискальных данных, Z-отчет генерируется на ККМ на основании данных счетчиков, хранящихся в накопителе фискальных данных ККМ.



97

ККМ должна обеспечивать печать реквизитов в контрольном чеке согласно пункту 6 статьи 166 Налогового кодекса, в том числе на казахском языке, с использованием специфических букв алфавита казахского языка.



98

ККМ обеспечивает возможность формирование на чеке QR-кода для автоматизированной проверки подлинности чека на интернет-ресурсе уполномоченного органа.



98.1

QR-код должен содержать:
URL на данный чек, который включает:
1) фискальный признак полученный с сайта оператора фискальных данных или в автономном режиме сформированный ККМ;
2) регистрационный номер ККМ в органах государственных доходов;
3) дата и время формирования чека ККМ;
4) итоговая сумма чека ККМ.



98.2

Формат строки формирования QR-кода должен соответствовать следующей маске:
Протокол://URL?i=Фискальный признак&f=РНМ&s=сумма тенге.тиын&t=датаTвремя.



98.3

Размер и качество формируемого QR-кода устанавливаются согласно разделам 9 и 10 стандарта СТ РК ISO IEC 18004-2017, и зависят от технических возможностей ККМ.



Требования к режиму работы и порядку передачи фискальных данных на сервер оператора фискальных данных

99

Порядок подключения ККМ к серверу оператора фискальных данных должен быть указан в эксплуатационной документации на конкретную модель ККМ.



100

Режим работы ККМ (как режим с передачей данных на сервер оператора фискальных данных, так и автономный при отсутствии связи с сервером) должен обеспечивать работу ККМ в полном соответствии с эксплуатационной документацией.



101

Все документы, оформленные ККМ (как в режиме с передачей данных на сервер оператора фискальных данных, так и автономном при отсутствии связи с сервером), должны иметь отличительный признак фискального режима (словосочетание "Фискальный чек"), выводимый на печать только после получения номера контрольного чека от сервера оператора фискальных данных или формирования ККМ автономного фискального признака, в случае отсутствия соединения с сервером оператора фискальных данных.



102

ККМ должна обеспечивать ввод следующих данных:



102.1

1) адреса и порта для работы с сервером оператора фискальных данных;



102.2

2) регистрационного номера ККМ в органах государственных доходов (не менее 12-знаков);



102.3

3) идентификационного номера ККМ на сервере оператора фискальных данных;



102.4

4) первичного инициализационного токена (числовой код, сгенерированный сервером оператора фискальных данных для защиты от несанкционированного вмешательства в обмен данными);



102.5

5) управление приоритетом выбора канала приема-передачи, ввод настроек параметром используемых каналов связи.



103

Операции программирования (конфигурирования) подключения ККМ к серверу оператора фискальных данных (за исключением ввода токена) и коррекции даты и времени могут проводиться на ККМ только после завершения операции закрытия смены.
До этого момента проведение данных операций должно блокироваться.



104

При проведении операции программирования даты и времени ККМ должна контролировать и запрещать ввод значений меньших, чем дата и время последнего пробитого фискального документа.




Требования к программному обеспечению для ККМ



105

Наряду с полной реализацией функций в соответствии с техническими требованиями исключать возможность:



105.1

1) несанкционированного производителем изменения программной части ККМ;



105.2

2) внесения корректировок в данные контрольных чеков, сохраненных в автономном режиме в накопителе фискальных данных;



105.3

3) вывода на документы отличительного признака фискального режима без получения номера контрольного чека от сервера оператора фискальных данных или без формирования ККМ автономного кода, в случае отсутствия соединения с сервером оператора фискальных данных;



105.4

4) изменения фискального признака, полученного от сервера оператора фискальных данных;



105.5

5) изменения автономного кода, сформированного ККМ при работе в автономном режиме.



106

Иметь программный модуль "Рабочее место налогового инспектора" со следующим функционалом:



106.1

Удаленное подключение к серверной части ККМ по логину и паролю по сети Интернет (без ограниченной доступности)



106.2

Формирование отчетов по проведенным операциям за указанный период по указанной ККМ




Требования к техническому оснащению АПК ККМ



107

АПК должен соответствовать требованиям не ниже третьего уровня безопасности по СТ РК ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2006 "Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий".



      Примечание: * – протокол передачи данных с ККМ на сервер оператора фискальных данных размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

  Приложение 5
к приказу Первого заместителя
Премьер – Министра
Республики Казахстан Министра
финансов Республики Казахстан
от 24 февраля 2020 года № 192
  Приложение 8
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от "16" февраля 2018 года № 208

Правила передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и определяют порядок передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов.

      2. Основные понятия и сокращения, применяемые в настоящих Правилах:

      1) Комитет – Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;

      2) МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

      3) администратор – ответственный специалист, обеспечивающий администрирование и сопровождение информационной системы;

      4) БИН – бизнес–идентификационный номер;

      5) ИС КГД – информационная система Комитета, обеспечивающая постановку, изменение сведений, указанных в регистрационной карточке и снятие с регистрационного учета контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных;

      6) ИШ – интеграционная шина Комитета;

      7) контрольно-кассовая машина с функцией фиксации и (или) передачи данных (далее – ККМ с ФПД) – аппаратно-программный комплекс с функцией фиксации и (или) передачи данных, электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг;

      8) ЕТС ГО – Единая транспортная система государственных органов Республики Казахстан;

      9) ИС ОФД – информационная система оператора фискальных данных, обеспечивающая передачу сведений о контрольно-кассовой машине с функцией фиксации и (или) передачи данных в органы государственных доходов посредством интеграционного взаимодействия;

      10) оператор фискальных данных (далее – ОФД) – юридическое лицо, обеспечивающее передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования, определенное уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации, в соответствии с подпунктом 16) статьи 165 Налогового кодекса;

      11) сообщение – структура, состоящая из заголовка и тела сообщения в формате XML и служащая для передачи информации из информационной системы оператора фискальных данных в информационную систему Комитета и наоборот;

      12) внешний шлюз "электронного правительства" (далее – ВШЭП) – подсистема шлюза "электронного правительства", предназначенная для обеспечения взаимодействия информационных систем, находящихся в ЕТС ГО, с информационными системами, находящимися вне ЕТС ГО;

      13) шлюз "электронного правительства" (далее – ШЭП) – информационная система, предназначенная для интеграции государственных и негосударственных информационных систем в рамках "электронного правительства".

Глава 2. Участники интеграционного взаимодействия

      3. Участниками интеграционного взаимодействия являются:

      1) ИС КГД;

      2) ИС ОФД.

      4. Взаимодействие ИС КГД и ИС ОФД осуществляется посредством ВШЭП, ШЭП и ИШ.

Глава 3. Порядок передачи сведений о ККМ с ФПД

      5. Комитет на основании сведений ОФД осуществляет:

      1) постановку на учет ККМ с ФПД, предусмотренную пунктом 1, подпунктом 1) пункта 2, пунктом 5 статьи 167 Налогового кодекса;

      2) изменение сведений, указанных в регистрационной карточке ККМ с ФПД, предусмотренное подпунктом 1) пункта 1, пунктом 2, подпунктом 2) пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса;

      3) снятие с учета ККМ с ФПД в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5), 6), 7) пункта 1, подпункта 1) пункта 2, подпункта 1) пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса.

      6. Интеграционное взаимодействие между ИС КГД и ИС ОФД осуществляется сообщениями посредством ВШЭП, ШЭП и ИШ в соответствии с описанием сведений о ККМ с ФПД согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      7. ОФД направляет сведения о ККМ с ФПД в Комитет:

      1) в электронном виде посредством интеграционного взаимодействия, либо в случае технических сбоев интеграционного взаимодействия альтернативным способом на выделенный сервер Комитета, путем загрузки данных;

      2) на бумажном носителе при невозможности передачи сведений о ККМ с ФПД в электронном виде, согласно приложениям 2 "Постановка контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных на учет (Изменение сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных)" и 3 "Снятие с регистрационного учета контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных" к настоящим Правилам.

      8. Комитет направляет справочник моделей ККМ с ФПД на электронную почту ОФД согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

Глава 4. Порядок информационного обмена

      9. Информационный обмен между ИС КГД и ИС ОФД осуществляется XML сообщениями через ВШЭП, ШЭП и ИШ с использованием технологии веб-сервисов в асинхронном режиме.

      10. Технические требования информационного обмена между ИС ОФД и ИС КГД определены отдельным Соглашением по интеграции ИС КГД с ИС ОФД посредством ВШЭП, ШЭП в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации".

      11. До запуска информационного обмена в промышленную эксплуатацию обеспечивается выполнение следующих процедур:

      1) проведение испытания информационного обмена на тестовом стенде;

      2) проведение опытной эксплуатации информационного взаимодействия ИС КГД и ИС ОФД ВШЭП, ШЭП, ИШ;

      3) проведение анализа результатов опытной эксплуатации, при необходимости обеспечение доработки программного обеспечения;

      4) оценка интенсивности информационных запросов к подключаемому сервису в опытном режиме, нагрузочное тестирование.

      12. Факты отправки и получения сообщений фиксируются в протоколе обмена данными, предусмотренные информационными системами при передаче данных по каналу электронной связи посредством ЕТС ГО.

      13. Фиксация всех временных параметров в процессе приема-передачи сообщений производится по времени города Нур-Султана.

      14. Свидетельством отправки сообщения является полученное отправителем от ШЭП, ИШ уведомление о доставке сообщения. Информационный обмен завершается при получении ответного сообщения от получателя.

      15. При возникновении технических сбоев интеграционного обмена, взаимодействия между ИС КГД и ИС ОФД осуществляются согласно регламенту, утвержденному Комитетом и ОФД.

  Приложение 1
к Правилам передачи сведений о
контрольно-кассовых машинах с
функцией фиксации и (или)
передачи данных оператором
фискальных данных в органы
государственных доходов

Описание сведений о контрольно-кассовой машине с функцией фиксации и (или) передачи данных

      1. Передача сообщения для регистрации контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных

№ п/п

Наименование реквизита

Тип

Размер

Обязательность

Примечание

1

ИИН/БИН налогоплательщика

Числовой

12

да

Состоит из целого числа

2

Заводской номер ККМ с ФПД

Текстовый

255

да


3

Наименование (Марка) ККМ с ФПД

Справочник числовой

14

да

Идентификатор
записи из справочника моделей ККМ

4

Год выпуска ККМ с ФПД

Числовой

4

да

В формате ГГГГ

5

Дата подачи сведений

Дата



В формате ГГГГ-ММ-ДД

6

Место использования ККМ с ФПД

Составной


да


6.1

Город (село, аул)

Числовой

10

да

Код КАТО

6.2

Улица (микрорайон)

Символьный

255

да


6.3

Номер дома

Символьный

255

да


6.4

Номер квартиры (комнаты, иного помещения)

Символьный

255

нет


7

ЭЦП налогоплательщика

ds:Signature


да


      2. Передача сообщения для изменения сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машине с функцией фиксации и (или) передачи данных

№ п/п

Название

Тип

Размер

Обязательность

Примечание

1

ИИН/БИН налогоплательщика

Числовой

12

да

Состоит из целого числа

2

Заводской номер ККМ с ФПД

Текстовый

255

да


3

Наименование (Марка) ККМ с ФПД

Справочник числовой

14

да

Идентификатор
записи из справочника моделей ККМ

4

Год выпуска ККМ с ФПД

Числовой

4

да

В формате ГГГГ

5

Дата подачи сведений о ККМ с ФПД

Дата



В формате ГГГГ-ММ-ДД

6

Регистрационный номер ККМ с ФПД

Текстовый


да

РНМ

7

Новое место использования ККМ с ФПД

Составной

10

да


7.1

Город (село, аул)

Числовой

255

да

Код КАТО

7.2

Улица (микрорайон)

Символьный

255

да


7.3

Номер дома

Символьный




7.4

Номер квартиры (комнаты, иного помещения)

Символьный

255

нет


8

ЭЦП налогоплательщика

ds:Signature


да


      3. Передача сообщения для снятия с учета контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных

№ п/п

Название

Тип

Размер

Обязательность

Примечание

1

ИИН/БИН налогоплательщика

Числовой

12

Да

Состоит из целого числа

2

Заводской номер ККМ с ФПД

Текстовый

20

Да


3

Наименование (Марка) ККМ с ФПД

Справочник числовой



Идентификатор
записи из справочника моделей ККМ

4

Год выпуска ККМ с ФПД

Числовой

4

Да

В формате ГГГГ

5

Дата подачи сведений

Дата



В формате Д-ММ-ГГГГ

6

Регистрационный номер ККМ с ФПД

Текстовый

12

Да

РНМ

7

Причина снятия с учета ККМ с ФПД

Справочник

14

Да

Выпадающий из списка

8

ЭЦП налогоплательщика

ds:Signature


Да


      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      БИН – бизнес-идентификационный номер;

      ИИН – индивидуальный идентификационный номер;

      ККМ с ФПД – контрольно-кассовая машина с функцией фиксации и (или) передачи данных;

      Код КАТО – код классификатора административно-территориальных объектов;

      РНМ – регистрационный номер контрольно-кассовой машины;

      ЭЦП – электронная цифровая подпись.

  Приложение 2
к Правилам передачи сведений о
контрольно-кассовых машинах с
функцией фиксации и (или)
передачи данных оператором
фискальных данных в органы
государственных доходов

Постановка контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных на учет (Изменение сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных)

№ п/п

ИИН/БИН

Фамилия

Имя

Отчество

Наименование индивидуального предпринимателя, юридического лица, филиала, представительства

Причина подачи сведений о ККМ с ФПД

ККМ с ФПД

Постановка ККМ с ФПД на учет/изменение сведений, указанных в регистрационной карточке

наименование

заводской номер

год выпуска

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      Продолжение таблицы

Место использования ККМ с ФПД

Дата подачи сведений

область/район

Город (аул, село)

улица (микрорайон)

номер дома

номер квартиры (комнаты, иного помещения)

11

12

13

14

15

16

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      БИН – бизнес-идентификационный номер;

      ИИН – индивидуальный идентификационный номер;

      ККМ с ФПД – контрольно-кассовая машина с функцией фиксации и (или) передачи данных.

  Приложение 3
к Правилам передачи сведений о
контрольно-кассовых машинах с
функцией фиксации и (или)
передачи данных оператором
фискальных данных в органы
государственных доходов

Снятие с регистрационного учета контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных

№ п/п

ИИН/БИН

Фамилия

Имя

Отчество

Наименование индивидуального предпринимателя, юридического лица, филиала, представительства

Причина подачи сведения:

ККМ с ФПД

Сведения о снятом фискальном отчете:

Дата подачи сведений

1) Прекращение осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег;
2) Невозможность дальнейшего применения в связи с технической неисправностью контрольно-кассовой машины;
3) Исключение контрольно-кассовой машины из государственного реестра;
4) Замена технически исправной модели контрольно-кассовой машины на новую модель контрольно-кассовой машины;
5) Кража, утеря контрольно-кассовой машины;
6) Иные случаи, не противоречащие налоговому законодательству Республики Казахстан.

наименование

заводской номер

год выпуска

Период с ______ по_______

итоговые показания счетчика ККМ с ФПД


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      БИН – бизнес-идентификационный номер;

      ИИН – индивидуальный идентификационный номер;

      ККМ с ФПД – контрольно-кассовая машина с функцией фиксации и (или) передачи данных.

  Приложение 4
к Правилам передачи сведений о
контрольно-кассовых машинах с
функцией фиксации и (или)
передачи данных оператором
фискальных данных в органы
государственных доходов

Справочник моделей контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных

№ п/п

Идентификатор
записи справочника

Наименование

Тип

Признак ККМ с ФПД
1 - онлайн
0 – не используется

Дата внесения
в Государственный реестр моделей ККМ

1

2

3

4

5

6

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      ККМ с ФПД – контрольно-кассовая машина с функцией фиксации и (или) передачи данных;

      ККМ – контрольно-кассовая машина.