О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 "Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость"

Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 622. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 июня 2019 года № 18933

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 "Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16669, опубликован 5 апреля 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов) следующие изменения:

      в Правилах возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных указанным приказом:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Возврат превышения НДС производится на основании:

      1) требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС за налоговый период (далее – требование);

      2) акта тематической проверки, подтверждающего достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком);

      3) заключения к акту тематической проверки в случаях, предусмотренных пунктом 13 статьи 152 Налогового кодекса.

      При этом требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в подпункте 1) настоящего пункта, может быть отражено в первоначальной, очередной и (или) ликвидационной декларациях по НДС.

      Если плательщик НДС не указал в декларации по НДС за налоговый период требование о возврате превышения НДС, то данное превышение зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС или может быть предъявлено к возврату в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

      Положения подпунктов 2), 3) настоящего пункта не распространяются при осуществлении возврата сумм превышения НДС в соответствии со статьями 433, 434 Налогового кодекса.";

      пункт 3 исключить;

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Орган государственных доходов после получения требования, если иное не установлено настоящим пунктом, назначает тематическую проверку по подтверждению достоверности превышения НДС, предъявленных к возврату из бюджета (далее – тематическая проверка) после истечения последней даты срока, установленного подпунктом 2) пункта 3 статьи 212 Налогового кодекса.

      При этом тематическая проверка назначается за налоговый период в соответствии с пунктом 2 статьи 152 Налогового кодекса.

      Положения настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщика, при рассмотрении его требования о возврате превышения НДС в соответствии со статьями 433 и 434 Налогового кодекса.

      В случае, если установлено:

      отсутствие на лицевом счете налогоплательщика суммы превышения НДС;

      и (или)

      нарушены порядок и сроки представления налоговой отчетности по НДС, установленные статьями 208, 209, 210 и 424 Налогового кодекса орган государственных доходов в течение десяти рабочих дней с даты представления декларации по НДС уведомляет налогоплательщика об отказе в рассмотрении требования.";

      пункт 12 изложить в следующей редакции:

      "12. Не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

      1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с непосредственным поставщиком;

      2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета "Пирамида";

      3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

      4) не подтверждена достоверность сумм НДС, в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

      отсутствия поставщика по месту нахождения;

      утраты учетной документации поставщика.

      Положения подпункта 2) настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам отчета "Пирамида" непосредственными поставщиками проверяемых налогоплательщиков:

      имеющих право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС;

      реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000 – кратный размер месячного расчетного показателя;

      осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющим средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние пять лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате превышения НДС;

      осуществляющих разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции, указанного в пункте 1 статьи 722 Налогового кодекса.

      В акте тематической проверки указываются основания невозврата сумм превышения НДС.

      При этом неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование о возврате НДС в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.

      Должностным лицом органа государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, анализируются результаты отчета "Пирамида" по таким поставщикам.";

      пункт 21 изложить в следующей редакции:

      "21. Положения пункта 20 настоящих Правил не применяются:

      к сумме превышения НДС, возврат которого осуществляется в соответствии со статьями 432, 433 Налогового кодекса;

      к налогоплательщикам, имеющим право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 434 Налогового кодекса.";

      пункт 23 изложить в следующей редакции:

      "23. Заключение к акту тематической проверки составляется не позднее двадцать пятого числа последнего месяца квартала, в количестве не менее двух экземпляров и подписывается должностными лицами органа государственных доходов. Один экземпляр заключения к акту тематической проверки вручается налогоплательщику, который ставит отметку на другом экземпляре о получении указанного заключения к акту тематической проверки.

      Возврат превышения НДС по заключению производится в порядке и сроки, в соответствии с положениями, предусмотренными Правилами ведения лицевых счетов, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2018 года № 306 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16601).";

      пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. В случае, если до начала тематической проверки установлено отсутствие на лицевом счете налогоплательщика суммы превышения НДС, указанного в налоговом заявлении и (или) нарушены порядок и сроки представления налоговой отчетности по НДС, установленные статьями 208, 209, 210 и 424 Налогового кодекса на дату представления указанного налогового заявления, орган государственных доходов, в течение десяти рабочих дней уведомляет налогоплательщика об отказе в рассмотрении налогового заявления, указанного в подпункте 2 пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса.";

      пункты 40, 41 и 42 изложить в следующей редакции:

      "40. При установлении несоответствия требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 434 Налогового кодекса, налогоплательщику направляется уведомление об отсутствии права на применение им упрощенного порядка возврата превышения НДС.

      Одновременно налогоплательщик уведомляется о праве применения им порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 431 Налогового кодекса.

      В течение пяти рабочих дней после получения уведомления, налогоплательщик письменно уведомляет орган государственных доходов о принятом решении – об отказе или согласии применения порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 431 Налогового кодекса.

      Отсутствие соответствующего ответа от налогоплательщика после истечения указанного срока является фактом отказа от возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 431 Налогового кодекса.

      41. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 434 Налогового кодекса, в течение одного рабочего дня с даты, установленной Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формируется список налогоплательщиков, по которым необходимо составить сведения об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика.

      42. На основании налогового заявления на зачет и сведений об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика органом государственных доходов составляется распоряжение на возврат в двух экземплярах.

      При этом сведения об отсутствии (наличии) задолженности налогоплательщика формируется на дату составления распоряжения.";

      пункты 45 и 46 изложить в следующей редакции:

      "45. В случае возврата налогоплательщику превышения НДС в соответствии с частью седьмой пункта 2 статьи 434 и со статьей 433 Налогового кодекса либо при отказе в применении упрощенного порядка возврата НДС в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил, сумма превышения НДС, сложившаяся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, подлежит возврату по результатам тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, в том числе возвращенных в упрощенном порядке, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате суммы превышения НДС в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса, либо не более суммы превышения НДС, сложившейся при одновременном указании в требовании о возврате суммы превышения НДС в соответствии со статьей 433 и (или) 434 Налогового кодекса и оставшейся суммы превышения НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса.

      Подлежащая возврату по результатам такой проверки сумма превышения НДС определяется как разница между суммой превышения, сложившейся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, суммой НДС, возвращенной в соответствии со статьей 433 и (или) 434 Налогового кодекса и суммой НДС, не подтвержденной по результатам проверки, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате НДС.

      46. Возврат суммы превышения НДС производится плательщику НДС, использующему контрольный счет, на основании его требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС за налоговый период, в течение пятнадцати рабочих дней без проведения налоговой проверки.

      При этом возврат превышения НДС производится за налоговый период, указанный в требовании, но не превышающий налогового периода, в котором им использован контрольный счет НДС, с учетом срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

      Подтверждение достоверности суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, в соответствии с настоящим пунктом, производится органом государственных доходов на основании данных, имеющихся в информационных системах.

      При этом в случае частичного либо полного не подтверждения достоверности суммы превышения НДС, сложившегося по товарам указанным:

      в подпункте 1) пункта 49 настоящих Правил, налогоплательщики уведомляются об отсутствии права на возврат превышения НДС в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса;

      в подпунктах 2)-5) пункта 49 настоящих Правил, налогоплательщики уведомляются об отсутствии права на возврат превышения НДС, в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса, о праве применения порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьями 429, 431, 432 и 434 Налогового кодекса.";

      пункт 47 исключить;

      пункт 48 изложить в следующей редакции:

      "48. Возврат превышения НДС производится налогоплательщикам, указанным в пункте 3 статьи 433 Налогового кодекса, в части суммы превышения НДС, сложившегося по приобретенным (полученным) товарам, при реализации которых расчет сумм НДС произведен с использованием контрольных счетов, с учетом информации о движении таких товаров в модуле "Виртуальный склад" информационной системы электронных счетов - фактур.";

      пункты 51 и 52 исключить;

      пункты 53, 54 и 55 изложить в следующей редакции:

      "53. В случае если плательщик НДС, использующий контрольный счет, после исполнения налоговых обязательств по НДС и расчетов с поставщиками и (или) покупателями товаров по итогам налогового периода имеет остаток денег на контрольном счете, то указанные суммы НДС по усмотрению налогоплательщика перечисляются в бюджет и подлежат возврату в порядке, определенном статьей 101 настоящего Кодекса.

      Положение настоящего пункта применяется также в случае ликвидации или реорганизации налогоплательщика, применяющего контрольный счет, за исключением реорганизации путем преобразования.

      При этом, в целях части первой настоящего пункта, излишне уплаченная сумма НДС, определяется с учетом имеющихся в информационных системах сведений по взаиморасчетам с поставщиками и (или) покупателями товаров в части сумм НДС.

      54. Превышение НДС, сложившееся у плательщика НДС, подлежит возврату по выбору налогоплательщика в порядке и сроки, которые установлены статьями 431 и (или) 432 и (или) 433 и (или) 434 и (или) пункта 5 статьи 429 Налогового кодекса.

      В случае возврата налогоплательщику превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса, оставшаяся часть превышения НДС, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате НДС, возвращается по выбору налогоплательщика в порядке и сроки, которые установлены статьями 431 и (или) 433 Налогового кодекса.

      55. В случае, невыполнения плательщиком НДС условия, предусмотренного частью второй подпункта 1) пункта 49 настоящих Правил, сумма превышения НДС, возмещенная из бюджета, подлежит уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса.

      При этом уплата в бюджет сумм НДС и пени, предусмотренных настоящим пунктом, производится налогоплательщиком на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса или уведомления о результатах проверки.".

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

      Министр финансов
Республики Казахстан