ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить перечень некоторых приказов уполномоченного органа по государственному планированию, в которые вносятся изменения.
2. Департаменту инвестиционной политики в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Р. Даленов |
СОГЛАСОВАН
Министерство финансов
Республики Казахстан
Утвержден приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2019 года № 34 |
Перечень некоторых приказов уполномоченного органа по государственному планированию, в которые вносятся изменения
1. В приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 "Об утверждении Правил разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9938, опубликован 19 декабря 2014 года в информационно-правовой системе "Әділет"):
в Правилах разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования, утвержденных указанным приказом:
пункт 2 дополнить подпунктом 49-1) следующего содержания:
"49-1) мультипликативный эффект – влияние на развитие экономики при осуществлении бюджетных инвестиций в соответствующую отрасль;";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Заключение отраслевой экспертизы инвестиционного предложения содержит оценку:
1) проблемы текущего состояния отрасли, которая влияет на ее дальнейшее развитие, а также сравнительного анализа действующих предоставляемых и предлагаемых услуг;
2) предполагаемого мультипликативного эффекта от реализации ГИП на смежные отрасли (сферы) экономики, в том числе влияние на пополнение доходной части бюджета, создание новых рабочих мест;
3) альтернативных вариантов, рассмотренных при выборе варианта решения проблемы, с обоснованием выбора ГИП в качестве оптимального пути ее решения с учетом зарубежного опыта;
4) обоснованности предполагаемой институциональной схемы управления ГИП (основные участники, схема их взаимодействия, распределение выгод и затрат балансодержателей, схема управления ГИП в инвестиционном и постинвестиционном периодах);
5) предполагаемых рисков по проекту (финансовые, операционные, технические, кредитные, нормативно-правовые, технологические, маркетинговые, рыночные, коммерческие, экологическое и социальные риски) и мероприятия по их минимизации;
6) соответствия ГИП документам Системы государственного планирования, ежегодным посланиям Президента Республики Казахстан народу Казахстана, поручениям Президента Республики Казахстан;
7) обоснованности объема ГИП;
8) обоснованности приоритетного выбора механизма реализации ГИП в зависимости от потребности государственных инвестиций.
Отраслевое заключение центрального уполномоченного органа в сфере информатизации по бюджетным инвестиционным проектам, направленным на развитие информационных систем, не требующих разработки технико-экономического обоснования, содержит расчеты и обоснования, соответствующие нормативам затрат на развитие информационных систем.
Стоимость бюджетных инвестиционных проектов, направленных на развитие информационных систем, не требующих разработки технико-экономического обоснования, подтверждается на основании расчетов и обоснований, представленных в составе отраслевого заключения уполномоченного органа в сфере информатизации.";
подпункт 9) пункта 54 изложить в следующей редакции:
"9) предполагаемого мультипликативного эффекта на отрасли (сферы) экономики, в том числе влияние на пополнение доходной части бюджета, создание новых рабочих мест, в случае реализации БИП и без таковой;";
часть пятую подпункта 3) пункта 138 изложить в следующей редакции:
"Заключение отраслевой экспертизы содержит следующее:
оценку анализа существующей ситуации в отрасли;
оценку анализа ситуации в отрасли в случае нереализации мероприятий, указанных в ФЭО Инвестиций;
оценку влияния реализации мероприятий ФЭО Инвестиций на развитие отрасли с приведением количественных и качественных показателей и указанием:
роли и места мероприятий ФЭО Инвестиций в структуре экономики отрасли;
обоснованности выбора месторасположения и масштаба реализации мероприятий ФЭО Инвестиций;
возможности реализации мероприятий ФЭО Инвестиций;
достаточность и оценка эффективности технических решений по мероприятиям ФЭО Инвестиций;
оценку предполагаемого мультипликативного эффекта на смежные отрасли (сферы) экономики, в том числе влияние на пополнение доходной части бюджета, создание новых рабочих мест;
оценку соответствия мероприятий ФЭО Инвестиций международным стандартам, применение оптимальных новейших технологий;
оценку альтернативных вариантов достижения целей мероприятий ФЭО Инвестиций;
обоснованности затрат на ввод объекта в эксплуатацию согласно ведомственным нормативам, утверждаемым отраслевым уполномоченным государственным органом в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" от 16 июля 2001 года, в случае наличия.";
приложения 3 и 3-1 изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
2. Утратил силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 27.05.2025 № 34 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Утратил силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 16.06.2025 № 52 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
"Экономическое заключение на инвестиционное предложение"
1. | Общая информация по проекту |
1.1. | Наименование государственного инвестиционного проекта |
1.2. | Мощность проекта (единица измерения) |
1.3. | Период реализации (лет) |
1.4. | Период эксплуатации (лет) |
1.5. | Обоснование реализации проекта (согласно заключению отраслевой экспертизы) |
1.6. | Механизмы и объемы финансирования (все затраты до ввода в эксплуатацию) (тысяч тенге) |
1) | Стоимость разработки (корректировки) технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (тысяч тенге) |
2) | Стоимость выкупа земли (тысяч тенге) |
3) | Возможность принятия государственных обязательств в пределах установленных нормативными правовыми актами лимитов государственных обязательств (в случае реализации проекта как государственно-частного партнерства) |
1.7. | Соответствие приоритетам бюджетной инвестиционной политики |
1.8. | Наличие представленной документации |
2. | Соответствие положениям документов Системы государственного планирования, ежегодным посланиям Президента Республики Казахстан народу Казахстана, поручениям Президента Республики Казахстан (указать реквизиты документа) |
3. | Институциональная схема управления проектом (информация обо всех участниках проекта, как в ходе реализации, так и в постинвестиционный период, их взаимодействие) |
4. | Наличие измеримых (количественных) показателей конечного результата |
5. | Возможность реализации проекта с точки зрения оценки рисков |
6. | Обоснованность расчетов стоимости государственного инвестиционного проекта |
7. | Обоснованность приоритетного выбора механизма реализации государственного инвестиционного проекта в зависимости от потребности государственных инвестиций |
Выводы (определение возможного вида и способов финансирования государственных инвестиционных проектов из бюджета, а также целесообразности реализации государственного инвестиционного проекта).
Методика отбора государственного инвестиционного проекта
1. Основными предпосылками среди прочего для реализации проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) для государства являются:
дефицит бюджетных средств на развитие ряда социально значимых сфер экономики;
отсутствие возможности повышения налогов для пополнения бюджетов;
ограничения для использования государственных заимствований в целях увеличения доходов бюджетов;
недовольство населения качеством предоставления государственных услуг.
2. Основными критериями участия государства в проектах ГЧП является эффективное управление бюджетными средствами через призму повышения налогов для увеличения доходов бюджета, сокращения (не увеличения) расходов бюджета, то есть критерии бюджетной эффективности проектов, а также законодательная возможность реализации государственного инвестиционного проекта (далее – ГИП) посредством механизмов ГЧП.
3. Первичный отбор проектов осуществляется на основании юридических критериев, таких как отсутствие ограничений по передаче объекта инвестиций в ГЧП, а также критерия наличия потребности в бюджетных инвестициях.
Если объект инвестиций входит в Перечень объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710, то проект рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций.
В зависимости от потребности государственных инвестиций государственный инвестиционный проект рассматривается в следующей приоритетности:
1) проект, не требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, кроме проектов, предусматривающих гарантию потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг, производимых в ходе реализации проекта ГЧП, рассматривается к реализации посредством ГЧП;
2) проект, требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций;
3) проект, требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, рассматривается к реализации посредством ГЧП.
4. Экономическая экспертиза состоит из двух уровней:
первый уровень экономической экспертизы будет проводиться на предмет оценки показателя "Приоритетность ГИП", который будет содержать оценку ГИП на соответствие документам Системы государственного планирования, а также срочности реализации проекта. В случае наличия срочности реализации проекта, проект рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций.
Путем осуществления государственных инвестиционных проектов не реализуются проекты, направленные на предоставление развлекательных услуг, игорный бизнес, парикмахерские и салоны косметических услуг, банно-оздоровительные комплексы, торгово-развлекательные центры и другие.
Если затраты на разработку и экспертизу документации превышает стоимость реализации проекта, то ГИП не рассматривается через механизм ГЧП.
второй уровень, методом анализа затрат и выгод определить коэффициент бюджетной эффективности по следующей формуле:
, где:
Кбэ – коэффициент бюджетной эффективности;
ДБбиj – поступления в государственный (как в республиканский, так и в местные) бюджет от реализации проекта посредством бюджетного инвестиционного проекта либо участие государства в уставном капитале в период j;
РБбиj – средства, направляемые на реализацию проекта (как в ходе инвестиций, так и в ходе эксплуатации) в период j;
ДБгчпj – поступления в государственный (как в республиканский, так и в местные) бюджет от реализации проекта посредством ГЧП в период j;
РБгчпj – государственные обязательства по проекту ГЧП в период j;
Ст – ставка дисконтирования.
Значение ставки дисконтирования рекомендуется выбирать равной значению ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на дату разработки инвестиционного предложения либо среднему значению прогнозируемой инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан.
Если Кбэ > 0, то ГИП рассматривается к реализации как бюджетные инвестиции;
Если Кбэ ≤ 0, то в первую очередь ГИП рассматривается к реализации как проект ГЧП.
Если коэффициент бюджетной эффективности ГИП имеет отрицательное значение и возникает необходимость рассмотрения через проект ГЧП, рассчитывается срок окупаемости проекта, по формуле:
IC (Invest Capital) – первоначальные инвестиционные затраты в проекте;
CFi (Cash Flow) – денежный поток от проекта в i-й период времени, который представляет собой сумму чистой прибыли и амортизации.
Для расчета денежного потока необходимо воспользоваться следующими формулами:
или
CFi = Доход – Операционные издержки – Налоговые платежи и выплаты по заемному капиталу, где:
А (Amortization) – амортизация, вид денежного потока, который не является затратами;
NP (Net Profit) – чистая прибыль инвестиционного проекта.
При отсутствии ограничений по пруденциальным нормативам либо ковенантам проект финансируется посредством бюджетного кредита.
5. Если ГИП рассматривается к реализации не как проект ГЧП, то определение схемы финансирования осуществляется на основании следующего алгоритма:
если объект инвестиций находится на балансе субъекта квазигосударственного сектора, то проект рассматривается к реализации как бюджетные инвестиции посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц либо бюджетного кредитования;
если объект инвестиций находится на балансе государственного учреждения, то проект рассматривается к реализации как бюджетный инвестиционный проект;
при отсутствии прямого финансового дохода либо, если основным выгодоприобретателем является государственное учреждение, ГИП реализуется как БИП;
если основной доход в постинвестиционной (эксплуатационной) стадии проекта формируется за счет государственного бюджета, то проект реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица;
если основной доход формируется не за счет государственного бюджета, но юридическое лицо имеет организационно-правовую форму государственного предприятия либо некоммерческого акционерного общества, то проект реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица;
в случаях, не соответствующих вышеуказанным проводится дополнительная проверка финансовых показателей юридического лица.
Так, если у юридического лица имеются ограничения по пруденциальным нормативам либо ковенантам по ранее осуществленным, но не погашенным займам, то реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица.
При отсутствии ограничений по пруденциальным нормативам либо ковенантам проект финансируется посредством бюджетного кредита.
Приложение 3 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2019 года № 34 |
Сноска. Приложение 3 утратило силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 27.05.2025 № 34 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 4 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2019 года № 34 |
|
Приложение 1 к Правилам планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства |
|
Форма |
Сноска. Приложение 4 утратило силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 16.06.2025 № 52 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).