Об утверждении Правил мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры автомобильных дорог

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 947. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 декабря 2018 года № 18132.

Обновленный

      Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 36-2) пункта 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах", ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры автомобильных дорог.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Комитету автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
Ж. Қасымбек

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"__" _______ 2018 года

  Утверждены
приказом Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 28 декабря 2018 года № 947

Правила мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры автомобильных дорог

      Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры автомобильных дорог (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 36-2) пункта 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах" и определяют порядок мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры автомобильных дорог.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также негативных воздействий дорожного движения на экологическую обстановку, здоровье населения;

      2) дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов посредством транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

      3) дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб;

      4) мониторинг безопасности дорожной инфраструктуры (далее – Мониторинг) – комплекс мероприятий направленных на обеспечение безопасного функционирования, поддержания и улучшения дорожной инфраструктуры автомобильных дорог в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      5) объекты производства работ – объекты строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также объекты входящие в состав проектной и технической документации, осуществляемые в рамках договора подряда и гарантийного периода.

      3. Мониторинг проводится с целью получения информации об уровне риска аварийности автомобильных дорог и использования данной информации для разработки мероприятий по обеспечению их безопасного функционирования, поддержания и улучшения.

      4. В состав работ по мониторингу входят:

      1) проведение оценки безопасности дорожной инфраструктуры с использованием оправдавших себя инженерных подходов для улучшения показателей безопасности;

      2) определение уровня риска аварийности и установление рейтингов безопасности автомобильных дорог;

      3) разработка программ и мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и по устранению аварийно-опасных мест и участков на автомобильных дорогах.

      5. Мониторинг безопасности дорожной инфраструктуры производится по результатам проведения работ по диагностике автомобильных дорог и является неотъемлемой ее частью.

      6. Мониторинг безопасности дорожной инфраструктуры, в зависимости от времени года, проводится в два последовательных периода – зимний и весенне-летне-осенний.

      7. Минимальный участок автомобильной дороги, на котором проводится мониторинг, не менее одного километра.

      Длина искусственных дорожных сооружений, на которых осуществляется мониторинг, определяется в зависимости от их протяженности.

Глава 2. Порядок мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры автомобильных дорог

      Сноска. Заголовок главы 2 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Мониторинг осуществляется в следующем порядке:

      1) проведение оценки безопасности дорожной инфраструктуры с использованием оправдавших себя инженерных подходов для улучшения показателей безопасности не позднее 1 октября отчетного года;

      2) определение уровня риска аварийности и установление рейтингов безопасности автомобильных дорог не позднее 1 ноября отчетного года;

      3) проведение оценки безопасности дорожной инфраструктуры и установление рейтингов безопасности автомобильных дорог не позднее 1 декабря отчетного года;

      4) разработка программ и мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и по устранению аварийно-опасных мест и участков на автомобильных дорогах до 31 декабря отчетного года.

      9. Проведение оценки безопасности дорожной инфраструктуры осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и с действующей нормативно-технической документацией Республики Казахстан.

      10. Результаты мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры являются открытыми для пользователей дорог и размещаются на интернет- ресурсе Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Отчет по результатам мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры, в срок не позднее 31 декабря отчетного года, вносится в уполномоченные органы по автомобильным дорогам, Национальному оператору по управлению автомобильными дорогами и в уполномоченный орган по безопасности дорожного движения по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      12. Уровень риска аварийности участка автомобильной дороги основан на определении итогового коэффициента аварийности (Кит) , путем перемножения частных коэффициентов аварийности, по формуле (1):

     


      где Кит - значения итогового коэффициента аварийности, в долях единиц;

     

- значения частных коэффициентов аварийности по участку автомобильной дороги, которые определяются согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      13. Уровень риска аварийности автомобильной дороги основан на определении средневзвешенного значения итогового коэффициента аварийности автомобильной дороги(Китср) , по формуле (2):


      где

– значения итоговых коэффициентов аварийности на отдельном участке автомобильной дороги в пределах протяженности автомобильной дороги, в долях единиц;

     

– протяженность участков автомобильной дороги в пределах протяженности автомобильной дороги, км;

      L – протяженность автомобильной дороги, км.

      14. Ранжирование дороги по уровню риска аварийности автомобильной дороги производится по итогам вычисления средневзвешенного значения итогового коэффициента участок расчетной длины ранжируется от более безопасных с 5 звездами до опасных с одной звездой, согласно следующей таблице:

Категория автомобильной дороги

Уровень безопасности дорожного движения, в долях единиц;

высокий

допустимый

предельный

низкий

опасный

5 звезд

4 звезды

3 звезды

2 звезды

1 звезда

I

менее 2,5

2,5-5,0

5,0-13,0

13,0-19,0

более 19,0

II-IV

менее 3,0

3,0-9,0

9,0-22,0

22,0-28,0

более 28,0

II-IV в горной местности

менее 10

10,0-20,0

20,0-35,0

35,0-60,0

более 60,0

      15. Допустимые значения уровня риска аварийности, устанавливаются по средневзвешенному итоговому коэффициенту аварийности в зависимости от объекта производства работ:

      1) автомобильные дороги I категории:

      строительство или реконструкция - не более 5,0 долей единиц;

      капитальный ремонт - не более 9,0 долей единиц;

      средний и текущий ремонт, содержание – не более 13,0 долей единиц;

      2) автомобильные дороги II-IV категории:

      строительство или реконструкция - не более 7,0 долей единиц;

      капитальный ремонт - не более 9,0 долей единиц;

      средний и текущий ремонт, содержание –14,0-22,0 долей единиц;

      3) автомобильные дороги II-IV в горной местности:

      строительство или реконструкция - не более 9,0 долей единиц;

      капитальный ремонт - не более 20,0 долей единиц;

      средний и текущий ремонт, содержание – не более 35,0 долей единиц.

  Приложение 1 к Правилам
мониторинга безопасности
дорожной инфраструктуры
автомобильных дорог

      Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  форма

Отчет
по результатам мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры

      №________ "____"_____________20___ года.

      Основание для проведения мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры (далее – Мониторинг) ____________________________
      ________________________________________________________________

      Наименование автомобильной дороги (участка) _______________________

      Индекс ____, техническая категория __, км ___ + ___ - ___ км ___ + ___

      Мониторинг проводился с "__" ________ 20___ года по "__"
_________20___ года.

      __________________________________________________________________________
      Значение средневзвешенного итогового коэффициента аварийности):

      ______ в долях единиц,_________ в звездах

      Сведения о предыдущем мониторинге_____________________________________________
                                          (кем и когда проводился, характер замечаний

      ______________________________________________________________________________
                  и несоответствий, принятые меры по их устранению)

      ______________________________________________________________________________

      Заключение по результатам мониторинга_____________________________________
      ________________________________________________________________________
      ________________________________________________________________________
      Дополнительные сведения:_________________________________________________
      ________________________________________________________________________

      Подписи:

      Должностное лицо             ______________________/____________________/
                        (должность, подпись) Фамилия Имя Отчество (при наличии)

      Представитель организации ____________________/____________________/
                        (должность, подпись) Фамилия Имя Отчество (при наличии)

  Приложение 2 к Правилам
мониторинга безопасности
дорожной инфраструктуры
автомобильных дорог

      Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.03.2023 № 180 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Значения частных коэффициентов аварийности

      1. Значения частного коэффициента аварийности К1

Интенсивность движения, тысяч автомобилей в сутки

3

5

7

9

11

13

15

20

25

К1 (II-IV)

4,75

2,5

2,1

1,9

1,7

1,5

1,4

1,15

1,0

Интенсивность движения, тысяч автомобилей в сутки

8

10

15

20

25

30

35

40

45

К1 (Iб)

3,0

2,4

1,6

1,32

1,15

1,05

1,0

1,12

1,32

К1 (Iс)

3,7

3,2

2,3

1,6

1,3

1,15

1,1

1,0

1,05

      Примечание:

      двух полосные дороги II-IV категории – II-IV

      дороги I категории без разделительной полосы – Iб

      дороги I категории с разделительной полосой – Iс

      2. Значения частного коэффициента аварийности К2

Ширина полосы движения, м

2,75

3,0

3,25

3,5

3,75

4,0

4,5

5,0

К2 (II-IV)

2,0

1,35

1,2

1,1

1,0

1,1

1,2

1,5

К2(Iб)

1,6

1,2

1,1

1,0

1,35

1,45

1,6

1,7

К2 (Iс)

2,9

2,0

1,45

1,1

1,0

1,18

1,8

2,3

      3. Значения частного коэффициента аварийности К3

Ширина обочины, м

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

4,0

5,0

К3 (II-IV У)

1,65

1,4

1,3

1,2

1,15

1,1

1,0


К3 (II-IV Н)

2,5

1,85

1,5

1,35

1,2

1,1

1,0


К3(Iб У)

4,2

2,9

2,0

1,8

1,6

1,5

1,25

1,0

К3 (Iб Н)

4,3

3,1

2,1

1,5

1,4

1,2

1,1

1,0

К3 (Iс У)

1,6

1,4

1,3

1,2

1,15

1,1

1,05

1,0

К3 (Iс Н)

1,3

1,2

1,15

1,10

1,05

1,0



      Примечание:

      с укрепленными обочинами – У

      с не укрепленными обочинами – Н

      4. Значения частного коэффициента аварийности К4

Число основных полос движения на проезжей части, шт

2

3, без разметки

3 с разметкой

4

6

8

К4 (II-IV)

1,0

1,3

0,7




К4 (Iб)




0,83

0,63

0,52

К4 (Iс)




0,56

0,50

0,35

      5. Значения частного коэффициента аварийности К5

Ширина разделительной полосы, м

1

2

3

5

10

1,5

К5

2,0

1,5

1,1

1,0

0,75

0,60

      Примечание:

      Применяется только для дорог I категории для других категорий принимается 1,0

      6. Значения частного коэффициента аварийности К6

Продольный уклон, %0

20

30

50

70

80

К6 (II-IV)

1,0

1,1

1,4

1,9

2,2

К6 (Iб)

1,0

1,2

1,8

2,9

3,2

К6 (Iс)

1,0

1,1

1,6

2,7

3,0

      7. Значения частного коэффициента аварийности К7

Радиус кривых в плане, м

100

150

200-300

400-600

1000-2000

более 2000

К7 (II-IV)

7,2

6,2

5,2

4,0

2,0

1,0

К7 (Iб)

5,6

4,5

3,6

1,5

1,05

1,0

К7 (Iс)

5,0

4,2

3,4

1,25

1,05

1,0

      8. Значения частного коэффициента аварийности К8

Видимость в плане, м

50

100

150

200

250

350

400

500

600

К8 (II-IV)

4,5

2,5

1,9

1,8

1,7

1,5

1,35

1,1

1,0

К8 (Iб)

9,5

5,5

3,7

2,2

1,8

1,6

1,4

1,2

1,0

К8 (Iс)

3,8

3,3

1,8

1,5

1,3

1,2

1,1

1,05

1,0

      9. Значения частного коэффициента аварийности К9

Видимость в профиле, м

50

100

150

200

250

350

400

500

600

К9 (II-IV)

6,0

4,2

3,0

2,6

2,4

2,3

2,0

1,5

1,0

К9 (Iб)

11,0

7,0

5,0

3,5

2,9

2,4

2,2

1,7

1,0

К9 (Iс)

4,0

3,5

2,8

2,0

1,5

1,3

1,2

1,05

1,0

      10. Значения частного коэффициента аварийности К10

Ширина проезжей части мостов по отношению к проезжей части дорог

меньше на 1 м

равна

шире на 1 м

шире на 2 м

равна ширине земляного полотна (если нет моста)

К10 (II-IV)

2,9

2,25

1,7

1,55

1,0

К10 (Iб)

1,75

1,4

1,6

1,05

1,0

К10 (Iс)

2,1

1,6

1,3

1,15

1,0

      11. Значения частного коэффициента аварийности К11

Кривизна плана трассы, град. км

0

50

100

200

400

600

1000

1500

2000

К11 (II-IV)

2,3

1,5

1,0

1,15

1,9

3,6

1,4

0,9

0,75

К11 (Iб)

1,7

1,4

1,15

1,0

2,7

2,9

2,3

2,2


К11 (Iс)

2,2

1,8

1,4

1,0

2,0

5,8

5,0



      12. Значения частного коэффициента аварийности К12

Тип пересечения с пересекающей (основной) дорогой

в разных уровнях

в одном уровне со светофорным регулированием

в одном уровне при соответствии параметров нормам

одном уровне при несоответствии параметров нормам

К12 (II-IV)

0,7

0,85

1,0

1,3

К12 (Iб)

0,50

0,64

1,0

1,5

К12 (Iс)

0,35

0,7

1,0

1,4

      13. Значения частного коэффициента аварийности К13

Пересечения в одном уровне с второстепенными дорогами при интенсивности движения по основной дороге, тысяч автомобилей в сутки

менее 3

4

5

10

15

20

25

30

35

К13 (II-IV)

1,0

1,3

1,75

3,2

4,5

5,2




К13 (Iб)

-

-

1,8

2,4

3,1

3,7

4,2

4,8

5,2

К13 (Iс)

-

-

1,25

2,0

2,5

2,8

3,1

3,3

3,4

      Примечание: в случае отсутствия пересечения присваивается 1,0

      14. Значения частного коэффициента аварийности К14

Число пересечений и примыканий в одном уровне, шт. на 1 км дороги

2 и менее

3-5

6-8

более 8

К14 (II-IV)

1,0

1,1

1,25

1,7

К14 (Iб)

1,0

1,2

1,6

2,1

К14 (Iс)

1,0

1,6

2,8

3,3

      15. Значения частного коэффициента аварийности К15

Расстояние от зоны застройки до проезжей части дороги, м

менее 10

10-30

30-50

более 50 или отсутствует

К15 (II-IV)

2,2

1,7

1,5

1,0

К15 (Iб)

3,3

2,6

1,8

1,0

К15 (Iс)

1,7

1,4

1,2

1,0

      16. Значения частного коэффициента аварийности К16

Наличие тротуаров, пешеходных дорожек и пешеходных переходов в населенных пунктах

Тротуары и пешеходные дорожки отсутствуют

Тротуары и пешеходные дорожки имеются с одной стороны

Тротуары и пешеходные дорожки имеются с двух сторон

Тротуары и пешеходные дорожки имеются с двух сторон. Пешеходные переходы имеются в разных уровнях

К16 (II-IV)

2,2

1,2

1,0


К16 (Iб)

4,2

2,2

1,4

1,0

К16(Iс)

1,9

1,6

1,3

1,0

      Примечание: если дорога не проходит через населенный пункт то присваивается 1,0

      17. Значения частного коэффициента аварийности К17

Длина населенного пункта, км

менее 0,5

0,5-1

2

3

4

5

6 или не проходит

К17 (II-IV)

3,3

2,5

1,45

1,35

1,2

1,1

1,0

К17 (Iб)

5,5

4,2

3,5

2,0

1,6

1,3

1,0

К17 (Iс)

2,8

2,2

1,25

1,2

1,1

1,05

1,0

      18. Значения частного коэффициента аварийности К18

Коэффициент сцепления

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

К18 (II-IV)

3,6

1,84

1,4

1,2

1,1

1,0

К18 (Iб)

4,8

2,0

1,46

1,2

1,1

1,0

К18 (Iс)

4,4

2,2

1,38

1,12

1,05

1,0

      19. Значения частного коэффициента аварийности К19

Ровность покрытия проезжей части, IRI

1

2

3

4

5

6

7

8

9

К19 (II-IV)

0,85

1,0

1,1

1,15

1,2

1,2

1,15

1,1

1,05

К19 (Iб)

0,65

1,0

1,3

1,5

1,65

1,6

1,55

1,3

1,05

К19 (Iс)

0,60

1,0

1,35

1,55

1,65

1,6

1,4

1,1

0,75

      20. Значения частного коэффициента аварийности К20-22

Устройство дорожных знаков

Отсутствуют, недостаточно или неправильно установлены

Достаточно и правильно установлены

К20 предупреждающие знаки

1,13

1,0

К21 запрещающие знаки

1,19

1,0

К22 информационно-указательные знаки

1,15

1,0

      21. Значения частного коэффициента аварийности К23-27

Устройство дорожной разметки

Да

Нет

К23 неполное удаление старой разметки

1,20

1,0

К24 наличие краевой разметки

1,0

1,08

К25 наличие осевой разметки

1,0

1,13

К26 наличие разметки разделения полос движения

1,0

1,14

К27 противоречия между знаками и разметкой

1,21

1,0

      Примечание: К26 наличие разметки разделения полос движения только для многополосного движения. Для 2-х полосного присваивается 1,0.