О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 164 "Об утверждении требований минимального состава экипажа судна"

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 5 июня 2018 года № 430. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 июня 2018 года № 17099

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 164 "Об утверждении требований минимального состава экипажа судна" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10548, опубликован 3 июля 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующее изменение:

      Требования минимального состава экипажа судна, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по инвестициям
и развитию Республики Казахстан
Ж. Қасымбек

 
  Приложение
к приказу Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 5 июня 2018 года № 430
  Утверждены
приказом исполняющего
обязанности Министра по
инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 24 февраля 2015 года № 164

Требования минимального состава экипажа судна

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие требования минимального состава экипажа судна (далее – Требования) разработаны в соответствии с подпунктом 55-16) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" (далее – Закон), Правилом 14 главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (далее – Конвенция СОЛАС) и определяют требования к минимальному составу экипажа судна, который необходим для обеспечения безопасности плавания судна и защиты окружающей среды.

      2. Настоящие требования распространяются на самоходные суда, подлежащие государственной регистрации в Государственном судовом реестре морских судов, международном судовом реестре Республики Казахстан и бербоут-чартерном реестре.

      3. Понятия, используемые в настоящих Требованиях:

      1) капитан – лицо, командующее судном;

      2) старший помощник капитана – лицо командного состава, следующее по должности после капитана, на которое возлагается командование судном в случае неспособности капитана командовать судном;

      3) старший механик – старший по должности механик, ответственный за двигательную установку, а также эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок на судне;

      4) лицо рядового состава – член экипажа судна, не являющийся капитаном или лицом командного состава;

      5) второй механик – механик, следующий по должности после старшего механика, ответственный за двигательную установку, а также эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок на судне в случае неспособности старшего механика нести такую ответственность;

      6) лицо командного состава – член экипажа, не являющийся капитаном, назначенный в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона;

      7) профессиональный диплом – диплом, выданный члену экипажа судна и подтверждающий его квалификацию;

      8) свидетельство подготовки специалиста морского транспорта – документ, не являющийся профессиональным дипломом, выданный моряку и подтверждающий выполнение соответствующих требований по подготовке, компетентности или плавательному стажу, предусмотренных Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее – Конвенция ПДНВ);

      9) прибрежное плавание – плавание между портами Каспийского моря;

      10) портовое плавание – плавание в пределах установленных границ акватории морского порта, включая внешний рейд;

      11) Морская администрация порта – территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере торгового мореплавания;

      12) электромеханик – лицо командного состава, имеющее квалификацию в соответствии с Правилом III/6 Конвенции ПДНВ.

      4. В минимальный состав экипажа судна входят следующие должности:

      1) капитан;

      2) старший помощник капитана;

      3) вахтенный помощник капитана;

      4) старший механик;

      5) вахтенный механик;

      6) второй механик;

      7) электромеханик;

      8) рядовой состав палубной команды;

      9) рядовой состав машинной команды.

      5. Судовладельцем проводится оценка количества и должностей членов минимального состава экипажа судна, необходимого для обеспечения безопасности плавания судна и защиты окружающей среды, по результатам которой разрабатывается штатное расписание экипажа (далее – оценка).

      При проведении оценки учитываются нормативы минимального количества дипломированных помощников капитана, механиков и лиц рядового состава в зависимости от валовой вместимости, района плавания и мощности двигательной установки судна, указанные в приложении к настоящим Требованиям, а также положения приложений 1 и 2 к Резолюции Ассамблеи Международной морской организации 1047(27) от 20 декабря 2011 года и раздела A-VIII/1 Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты к Конвенции ПДНВ (далее – Кодекс ПДНВ).

      6. Поcле проведения оценки каждому судну, указанному в пункте 2 настоящих Требований, выдается свидетельство о минимальном составе экипажа судна (далее – Свидетельство) в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона и в порядке, установленном Правилами выдачи свидетельства о минимальном составе экипажа судна, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 февраля 2015 года № 145 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10790) (далее – Правила) и по форме, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 15 сентября 2014 года № 27 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9883).

      7. В случае изменения района плавания, выполнения операций, конструкции и (или) механизмов, оборудования или работы судна, которое может повлиять на уровень минимального состава экипажа судна, требуемого для обеспечения безопасности плавания судна и защиты окружающей среды, судовладелец проводит повторную оценку и подает заявление на получение нового Свидетельства в порядке, установленном Правилами.

      8. Судовладельцу следует убедиться, что судно укомплектовано минимальным составом экипажа в соответствии с количеством лиц командного и рядового состава экипажа, указанным в Свидетельстве и удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.

      9. В минимальный состав экипажа судна не входят работники, обслуживающие пассажиров, командный состав судов и судовую команду. 

      10. При численности экипажа судна, менее указанного в Свидетельстве, выход судна в море не допускается, за исключением следующих обстоятельств:

      1) смерть члена экипажа судна;

      2) болезнь или травма члена экипажа судна, требующие лечения вне судна;

      3) невозможность члена экипажа выйти в рейс (задержание правоохранительными органами, пропажа без вести, невозвращение на судно к моменту назначенного выхода судна в рейс, утеря документов).

      11. При обстоятельствах, указанных в пункте 10 настоящих Требований, судовладельцу или капитану судна необходимо информировать Морскую администрацию порта в письменном виде в произвольной форме об отсутствии одного члена минимального состава экипажа судна, указанного в Свидетельстве, с указанием данных о судне, фамилии, имени, отчества (при его наличии) и должности члена экипажа, наступившего обстоятельства.

      12. При необходимости, судовладелец подает заявление в Морскую администрацию порта о выдаче льготного разрешения в соответствии с параграфом 3 главы 2 Правил дипломирования моряков, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 июля 2017 года № 504 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15577) (далее – Правила дипломирования моряков).

      13. Судовладельцу или капитану судна необходимо убедиться, что выход судна в море и плавание при меньшей численности экипажа, чем указано в Свидетельстве, не нарушает требования Главы VIII Конвенции ПДНВ.

      При оформлении выхода данного судна из морского порта, уполномоченное лицо Морской администрации порта вносит в судовую роль запись о допуске судна к выходу с указанием периода и условий плавания при меньшей численности экипажа, чем указано в Свидетельстве.

      14. При найме членов экипажа судна других национальностей, судовладельцу необходимо убедиться, что все члены экипажа понимают общий рабочий язык судна, на котором все моряки с предписанными обязанностями по несению вахты, безопасности или предотвращению загрязнения окружающей среды при работе на судне могут эффективно общаться друг с другом.

      15. Судовладелец обеспечивает ведение на борту судна учета рабочих часов и часов отдыха и графика внутреннего трудового распорядка членов экипажа.

Глава 2. Требования к минимальному составу экипажа судна

      16. На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, в минимальном составе экипажа предусматривается должность механика по рефрижераторным установкам.

      На судах с главной дизель-электрической установкой в состав экипажа вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик – на судах другого типа.

      На судах без символа "Aut", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, состав экипажа увеличивается на одного члена рядового состава.

      На судах с символом "Aut", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, состав экипажа увеличивается на одного специалиста соответствующей специальности.

      17. При осуществлении буксирными судами буксировки двух и более судов, эксплуатируемых без экипажа, в штат экипажа буксирного судна добавляется по одному человеку рядового состава на каждые два судна.

      При работе судна или состава длиной более 75 метров численность работников рядового состава, обеспечивающих одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава), составляет не менее 2 человек.

      18. На судах, совершающих международные рейсы длительностью два и более дней, имеющих на борту сто и более человек, в минимальный состав экипажа судна дополнительно входит судовой врач (врач общей практики).

      19. На судах с численностью экипажа 10 и более человек в минимальный состав экипажа судна дополнительно входит судовой повар.

      20. На вспомогательных судах, предназначенных для перевозки рабочего персонала до места несения вахты на Каспийском море, а также на специализированных судах срочной эвакуации при выполнении одноразового рейса для эвакуации людей из места бедствия на Каспийском море до безопасного порта Республики Казахстан, в минимальный состав экипажа судна входят только капитан и старший механик.

      21. На судах, совершающих прибрежное плавание в территориальных водах другой страны, минимальный состав экипажа судна должен соответствовать требованиям данной страны в случае, если они превышают нормативы настоящих Требований.

      22. Из числа минимального состава экипажа на грузовых судах валовой вместимости 500 регистровых тонн или более, на каждом пассажирском судне, включая скоростное пассажирское судно и передвижную морскую буровую установку, совершающих международное плавание, в качестве лица командного состава, ответственного за охрану судна, назначается член экипажа, имеющий свидетельство подготовки специалиста морского транспорта по программе "Подготовка лица командного состава судна, ответственного за охрану".

      Судовладельцем назначается минимальное количество членов экипажа судна, имеющих свидетельство подготовки специалиста морского транспорта по программе "Подготовка лица командного состава судна, ответственного за охрану", как указано в плане охраны судна.

      23. Для каждой спасательной шлюпки, как указано в свидетельстве о безопасности судна по оборудованию и снабжению, назначаются два члена экипажа, имеющие свидетельства подготовки специалистов морского транспорта по программе "Специалист по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками".

      24. Для каждого спасательного плота, как указано в свидетельстве о безопасности судна по оборудованию и снабжению, назначается один член экипажа, имеющий свидетельство подготовки специалиста морского транспорта по программе "Специалист по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками". Лица, указанные в пункте 23 Требований, могут быть включены в общее количество находящихся на борту людей.

      25. Для каждой скоростной спасательной шлюпки, как указано в свидетельстве о безопасности судна по оборудованию и снабжению, назначаются два члена экипажа, имеющие свидетельство подготовки специалиста морского транспорта по программе "Специалист по скоростным дежурным шлюпкам".

      26. Члены экипажа, назначенные работать на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах должны иметь соответствующее свидетельство подготовки специалиста морского транспорта, указанное в Правиле V/1-1 приложения к Конвенции ПДНВ в соответствии с их предписанными должностными обязанностями и функциями.

      27. Члены экипажа, назначенные работать на танкерах-газовозах должны иметь соответствующее свидетельство подготовки специалиста морского транспорта, указанное в Правиле V/1-2 приложения к Конвенции ПДНВ в соответствии с предписанными должностными обязанностями и функциями.

      28. Члены экипажа, назначенные работать на пассажирских судах и пассажирских судах ро-ро должны иметь соответствующее свидетельство подготовки специалиста морского транспорта, указанное в Правиле V/2 приложения к Конвенции ПДНВ в соответствии с предписанными должностными обязанностями и функциями.

      29. Капитаны и механики, назначенные на суда, использующие топливо с низкой температурой вспышки, должны иметь соответствующее свидетельство подготовки специалиста морского транспорта, указанное в Правиле V/3 приложения к Конвенции ПДНВ в соответствии с предписанными должностными обязанностями и функциями.

      30. Капитаны и помощники капитана, назначенные на суда, плавающие в Арктических водах и в водах Антарктики, как это определено в Конвенции СОЛАС, должны иметь соответствующее свидетельство подготовки специалиста морского транспорта, указанное в Правиле V/4 приложения к Конвенции ПДНВ в соответствии с предписанными должностными обязанностями и функциями.

      31. Капитаны, помощники капитана и механики, назначенные на высокоскоростные суда, как определено главой X Конвенции СОЛАС, должны иметь свидетельство по управлению высокоскоростным судном для типа высокоскоростного судна, на котором они работают, в соответствии с Международным кодексом безопасности высокоскоростных судов 2000 года, с поправками, принятый Резолюцией Комитета по морской безопасности Международной морской организации MSC.97(73).

      32. Для неограниченного района плавания, все лица командного состава в составе палубной вахты, должны иметь действительный профессиональный диплом радиооператора Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).

      33. Для прибрежного плавания, все лица командного состава в составе палубной вахты, должны иметь действительный профессиональный диплом либо радиооператора ГМССБ ограниченного радиуса действия, либо радиооператора ГМССБ, в зависимости от применимого района плавания, указанного в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна.

      34. Для территориальных вод Республики Казахстан все лица командного состава в составе палубной вахты должны иметь действительный профессиональный диплом радиооператора ГМССБ ограниченного радиуса действия.

      35. Капитаны и лица командного состава, входящие в минимальный состав экипажа судов прибрежного плавания валовой вместимости менее 500 регистровых тонн и всех непассажирских судов с районом плавания в пределах территориального моря Республики Казахстан, освобождаются от необходимости наличия у них свидетельства подготовки специалиста морского транспорта по программе "Медицинский уход на судне".

      36. В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 28 Закона cудовладелец обязан обеспечить:

      1) укомплектованность экипажа в соответствии с Требованиями;

      2) наличие у каждого члена экипажа судна документов, подтверждающих его квалификацию;

      3) прохождение членами экипажа судна курсов переподготовки и повышения квалификации;

      4) хранение в каюте капитана или ходовой рубке документации, в том числе медицинских заключений, документов, подтверждающих квалификацию и опыт членов экипажа судна;

      5) ознакомление членов экипажа судна с их правами и обязанностями, характеристиками и устройствами судна;

      6) координацию действий экипажа судна в аварийной ситуации.

      37. В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона при осуществлении контроля и надзора за судами, выходящими в море, капитан морского порта проверяет соблюдение требований, предъявляемых к комплектованию экипажа судна.

      Нарушением требований к минимальному составу экипажа судна является:

      1) выход судна в море с численностью экипажа судна менее, чем указано в Свидетельстве, при отсутствии записи уполномоченного лица Морской администрации порта в судовой роли о допуске судна к выходу в море с данной численностью экипажа либо льготного разрешения;

      2) выход судна в море при отсутствии у одного или более членов экипажа необходимых свидетельств подготовки специалистов морского транспорта и (или) профессиональных дипломов;

      3) при произошедших изменениях, указанных в пункте 7 Требований, судно переделано или эксплуатируется иным способом, чем во время выдачи Свидетельства, управлялось вне ограничений, указанных в Свидетельстве;

      4) установление факта получения Свидетельства на основании предоставленной неверной информации и/или поддельных документов;

      5) несоответствие требованиям по минимальному количеству часов отдыха экипажа судна, предусмотренных разделом A-VIII/1 Кодекса ПДНВ;

      38. При установлении случаев, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 37 Требований, капитан морского порта:

      1) отказывает в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 2 статьи 42 Закона;

      2) налагает административный штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 581 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных нарушениях";

      3) при установлении случаев, указанных в подпункте 3) пункта 37 Требований, отзывает Свидетельство.

      При установлении случаев, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 37 Требований, капитан морского порта отзывает Свидетельство.

  Приложение
к Требованиям минимального
состава экипажа судна

Нормативы минимального состава экипажа судна

      Палубная команда, для судов валовой вместимости до 500 регистровых тонн

Профессиональный состав экипажа судна (согласно Конвенции ПДНВ)

Районы плавания судов

Портовое плавание

Прибрежное плавание

График работы экипажа

1 смена (продолжительность рейса не более 1 дня)

2 смены

2 смены

1

2

3

4

Капитан:

Правило II/2 , пункты 1 и 2




Правило II/2, пункты 3 и 4




Правило II/3, пункты 5 и 6

1

1

1

Старший помощник капитана:

Правило II/2, пункты 1 и 2




Правило II/2, пункты 3 и4




Вахтенные помощники капитана:

Правило II/1, пункты 1 и 2




Правило II/3, пункты 3 и 4


1

1

Матросы:

РСНВ (вахтенный матрос)
Правило II/4, пункты 1 и 2

1

1

2

Матрос 1класса (квалифицированный матрос)
Правило II/5, пункты 1 и 2




ИТОГО:

2

3

4

      продолжение

      Палубная команда, для судов валовой вместимости от 500 до 3000 регистровых тонн

Профессиональный состав экипажа судна (согласно Конвенции ПДНВ)

Районы плавания судов

Портовое плавание

Прибрежное плавание

Неограниченный район плавания

График работы экипажа

2 смены

2 смены

2 смены

3 смены

1

2

3

4

5

Капитан:

Правило II/2 , пункты 1 и 2





Правило II/2, пункты 3 и 4

1

1

1

1

Правило II/3, пункты 5 и 6





Старший помощник капитана:

Правило II/2, пункты 1 и 2





Правило II/2, пункты 3 и 4



1

1

Вахтенные помощники капитана:

Правило II/1, пункты 1 и 2


1


1

Правило II/3, пункты 3 и 4

1




Матросы:

РСНВ (вахтенный матрос)
Правило II/4, пункты 1 и 2

1

2

2

2

Матрос 1класса
(квалифицированный матрос)
Правило II/5, пункты 1 и 2




1

ИТОГО:

3

4

4

6

      продолжение

      Палубная команда, для судов валовой вместимости 3000 регистровых тонн или более

Профессиональный состав экипажа судна (согласно Конвенции ПДНВ)

Районы плавания судов

Прибрежное плавание

Неограниченный район плавания

График работы экипажа

2 смены

2 смены

3 смены

1

2

3

4

Капитан:

Правило II/2 , пункты 1 и 2

1

1

1

Правило II/2, пункты 3 и 4




Правило II/3, пункты 5 и 6




Старший помощник капитана:

Правило II/2, пункты 1 и 2

1

1

1

Правило II/2, пункты 3 и4




Вахтенные помощники капитана:

Правило II/1, пункты 1 и 2



1

Правило II/3, пункты 3 и 4




Матросы:

РСНВ (вахтенный матрос)
Правило II/4, пункты 1 и 2

2

2

3

Матрос 1класса
(квалифицированный матрос)
Правило II/5, пункты 1 и 2

1

1

1

ИТОГО:

5

5

7

      продолжение

      Машинная команда, для судов с главной двигательной установкой мощностью от 750 кВт до 3000 кВт

Профессиональный состав экипажа судна (согласно Конвенции ПДНВ)

Суда с периодически не обслуживаемым машинным отделением

Суда с обслуживаемым машинным отделением

Районы плавания судов

Районы плавания судов

Портовое плавание

Прибрежное плавание

Неограниченный район плавания

Портовое плавание

Прибрежное плавание

Неограниченный район плавания

График работы экипажа

График работы экипажа

1 смена (продолжитель-ность рейса не более 1 дня)

2 смены

2 смены

2 смены

1 смена

2 смены

2 смены

2 смены*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Старшие механики:

Правило III/2, пункты 1 и 2









Правило III/3, пункты 1 и 2

1

1

1

1

1

1

1

1

Вторые механики:

Правило III/2, пункты 1 и 2









Правило III/3, пункты 1 и 2




1




1

Вахтенный механик, Правило III/1, пункты 1 и 2


1

1




1


Мотористы:

РСВМО (Вахтенный моторист)
Правило III/4, пункты 1 и 2




1


1



Моторист 1 класса
(Квалифицированный моторист)
Правило III/5, пункты 1 и 2









Электромеханик,
Правило III/6, пункты 1 и 2







1

1

ИТОГО:

1

2

2

3

1

2

3

3

      * в случае графика работы экипажа в 3 смены, к экипажу машинной команды судна дополнительно ходит вахтенный механик

      продолжение

      Машинная команда, для судов с главной двигательной установкой мощностью 3000 кВт или более

Профессиональный состав экипажа судна (согласно Конвенции ПДНВ)

Суда с периодически необслуживаемым машинным отделением

Суда с обслуживаемым машинным отделением

Районы плавания судов

Районы плавания судов

Прибрежное плавание

Неограниченный район плавания

Прибрежное плавание

Неограниченный район плавания

График работы экипажа

График работы экипажа

2 смены

2 смены*

2 смены

2 смены*

1

2

3

4

5

Старшие механики:

Правило III/2, пункты 1 и 2

1

1

1

1

Правило III/3, пункты 1 и 2





Вторые механики:

Правило III/2, пункты 1 и 2

1

1

1

1

Правило III/3, пункты 1 и 2





Вахтенный механик, ПравилоIII/1,
пункты 1 и 2





Мотористы:

РСВМО (Вахтенный моторист)
Правило III/4, пункты 1 и 2





Моторист 1 класса
(Квалифицированный моторист)
Правило III/5, пункты 1 и 2





Электромеханик, Правило III/6,
пункты 1 и 2

1

1

1

1

ИТОГО:

3

3

3

3

      * в случае графика работы экипажа в 3 смены, к экипажу машинной команды судна дополнительно ходит вахтенный механик