Оглавление

О внесении изменений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 220 "О мерах по совершенствованию деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений органов внутренних дел Республики Казах

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 6 апреля 2018 года № 267. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 апреля 2018 года № 16801

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 220 "О мерах по совершенствованию деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10761, опубликованный 5 июня 2015 года в Информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан";

      в пункте 1:

      подпункт 1) изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан";

      подпункт 2) исключить.

      Инструкцию по организации предварительного следствия и дознания по уголовным правонарушениям, отнесенным к компетенции органов внутренних дел изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу;

      2. Следственному департаменту Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Амиров М.С.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

      4) размещение настоящего приказа на интернет - ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан после его официального опубликования;

      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением приказа возложить на курирующего заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан и Следственный департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Амиров М.С.).

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр внутренних дел
Республики Казахстан
генерал-полковник полиции
К. Касымов

 
  Приложение
к приказу Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 6 апреля 2018 года № 267
Утверждена
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 6 апреля 2018 года № 267

ИНСТРУКЦИЯ
по организации деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по организации деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений по уголовным правонарушениям, отнесенным к компетенции органов внутренних дел (далее - ОВД) разработана в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее - УК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее - УПК), Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 23 апреля 2014 года (далее - Закон), другими нормативными правовыми актами и детализирует порядок деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений ОВД.

      2. Систему подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений образуют: Следственный департамент (далее - СД) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД) и территориальные ОВД, в которых образуются управления (региональные управления), отделы, отделения, группы.

      3. В пределах компетенции подразделения следствия, дознания и военно-следственные подразделения осуществляют функции уголовного преследования.

      4. Ведомственный контроль за ходом расследования уголовных дел осуществляет:

      в центральном аппарате и территориальных ОВД - заместитель министра внутренних дел, курирующий следствие, начальник СД и его заместители, начальники управлений СД и их заместители;

      в Департаментах внутренних дел областей, городов республиканского значения Астаны, Алматы, и на транспорте (далее - ДВД(Т), городских и районных управлениях (отделах), линейных отделах внутренних дел (далее - горрайлинорганы) - заместитель начальника ДВД(Т), курирующий следствие, начальники управления, отдела, отделения и их заместители;

      в подразделениях собственной безопасности - заместитель начальника ДВД(Т), курирующий следствие;

      в Региональных военно-следственных управлениях (далее - РВСУ), в отделах и группах (далее - отделы) - начальники РВСУ и их заместители.

Глава 2. Организация деятельности Следственного департамента

      5. Деятельность СД организуется по зональному и предметному принципу на основе оперативных и стратегических планов работы, в тесном взаимодействии с другими службами МВД.

      6. СД возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Начальник СД имеет заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Начальник СД осуществляет общее руководство деятельностью Следственного департамента и контролирует выполнение возложенных задач и осуществление им своих функций.

      Начальник СД представляет руководству МВД предложения по структуре и штатному расписанию СД.

Глава 3. Организация деятельности управлений в Департаментах внутренних дел областей, городов республиканского значения Астаны, Алматы, и на транспорте

Параграф 1. Организация деятельности Следственного управления в Департаментах внутренних дел областей, городов республиканского значения Астаны, Алматы, и на транспорте

      7. Организация деятельности подразделений следствия в территориальных ОВД возлагается на Следственные управления ДВД(Т), а в представительстве МВД в городе Байконыр – непосредственно на руководителей представительства МВД.

      8. Деятельность Следственного управления ДВД(Т) организуется по предметно-зональному принципу во взаимодействии с другими службами ДВД(Т) и соответствующими правоохранительными, контролирующими ведомствами, основанном на уголовно-процессуальном законодательстве, ведомственных нормативных актах, на принципах координации усилий в борьбе с преступностью.

      9. Следственное управление ДВД(Т):

      1) контролирует и организует непосредственное расследование уголовных правонарушений, имеющих общественный резонанс, носящих межрайонный характер или совершенных на нескольких участках транспортной магистрали, а также:

      по которым объявлен розыск скрывшихся преступников и дел с прерванными сроками досудебного расследования по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК;

      находящихся на контроле МВД;

      взятых на контроль начальником ДВД(Т) и его заместителем, курирующим следствие;

      о нераскрытых умышленных убийствах;

      по фактам безвестного исчезновения граждан;

      по имущественным преступлениям, с причинением ущерба в особо крупном размере, в том числе по мошенничествам;

      по которым решения о прекращении отменены прокурорами;

      по убийствам и уголовным правонарушениям сексуального характера в отношении малолетних детей;

      по убийствам заказного характера;

      по убийствам более двух лиц, вызвавших общественный резонанс;

      по массовым беспорядкам или групповым столкновениям, повлекшим тяжкие последствия;

      по совершенным иностранцами и в отношении них;

      возвращенных прокурором для производства дополнительного расследования;

      по которым продлены сроки следствия либо содержания обвиняемых под стражей;

      2) разрабатывает согласованные мероприятия, направленные на усиление работы по предупреждению, раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, укреплению законности;

      3) готовит проекты приказов, указаний и методические документы. Документы методического характера издаются Следственным управлением ДВД(Т) с учетом требований уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан и направляются в контролируемые следственные подразделения. В них отражаются способы совершения, характерные методы их раскрытия, рациональные приемы расследования;

      4) выезжает в нижестоящие подразделения для проверки состояния работы следственных подразделений и оказания практической помощи в ее организации, а также в раскрытии и расследовании уголовных правонарушений, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам усиления борьбы с преступностью, совершенствования работы следственных и оперативно-розыскных служб;

      5) контролирует:

      взаимодействие следователей, дознавателей и подразделений, выполняющих функции дознания для быстрого и полного раскрытия уголовных правонарушений;

      своевременный выезд следователей совместно с работниками соответствующих оперативных, криминалистических и других служб на места происшествий;

      выполнение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;

      своевременность назначения и проведения экспертиз, полноту использования полученных результатов, обмен информацией о ходе расследования уголовных правонарушений и совместное обсуждение собранных по делу доказательств;

      своевременность направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК;

      принятие следователями своевременных мер по наложению ареста на имущества в соответствии со статьей 161 УПК, в целях своевременного обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска либо других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, и соблюдение сроков временного ограничения на распоряжение имуществом;

      6) проверяет организацию работы подчиненных аппаратов по уголовным делам прошлых лет, своевременность принятия мер к установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения, оказывает необходимую помощь в устранении выявленных недостатков;

      7) осуществляет контроль за рассмотрением писем, жалоб граждан, поступивших из МВД и органов прокуратуры, взятых ими на контроль;

      8) ежедекадно изучает уголовные дела, находящиеся на контроле у руководства МВД, СД и ДВД(Т);

      9) ежемесячно изучает уголовные дела:

      срок досудебного расследования по которым прерван по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК. Проверяется полнота и объективность следствия, обоснованность и своевременность объявления розыска, избрание меры пресечения, наличие розыскного дела, наличие сверки с данными аппаратов розыска и Управления по правовой статистике и специальным учетам региона;

      о нераскрытых уголовных правонарушениях. Проверяется полнота следствия, качество расследования, все ли необходимые меры приняты для раскрытия уголовного правонарушения, наличие вещественных доказательств, их исследование и использование в раскрытии уголовного правонарушения.

      по которым решения о прекращении отменены прокурорами. Проверяется объективность, законность принятого решения, направляется указание об устранении нарушений законности либо, в случае несогласия, готовится ходатайство перед уполномоченным прокурором об отмене или изменении принятого решения;

      По результатам изучения уголовных дел этих категорий ежемесячно готовится справочная информация с указанием выявленных нарушений, недостатков и упущений в работе, причин и условий, способствовавших этому, предлагаемые варианты реализации результатов изучения, пути и способы их устранения;

      10) изучает уголовные дела, направляемые в суд. В целях повышения профессионального уровня следователей и повышения их роли в борьбе с преступностью обобщается и распространяется положительный опыт успешного раскрытия и расследования уголовных правонарушений;

      11) представляет в СД:

      информацию по уголовным делам и отдельным направлениям следственной работы, о состоянии законности при задержании, избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и привлечении граждан к уголовной ответственности;

      информацию по обращениям и жалобам граждан, учреждений, организаций и должностных лиц, взятых на контроль МВД;

      12) направляет в течение суток в СД информацию по каждому факту совершения следователями коррупционных уголовных правонарушений, нарушений конституционных прав граждан, в том числе незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей.

      Проводит служебные расследования по всем фактам нарушения конституционных прав граждан на стадии следствия, результаты представляются в СД не позднее 7 календарных дней, с приложением приказа начальника ДВД(Т) о принятых мерах к виновным лицам;

      13) направляет сведения об исполнении международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам и направлении их результатов непосредственному инициатору;

      14) осуществляет подбор и расстановку следственных кадров, вносит предложения об их поощрении либо наказании, перемещении по службе.

      10. Следственными управлениями ДВД(Т) на постоянной основе осуществляется сбор и накопление информации о состоянии преступности в регионах, ее динамика по категориям и видам уголовных правонарушений, для чего заводятся специальные папки по видам соответствующей информации. На основе анализа полученной информации ежемесячно составляются справки с выработкой мер по укреплению законности и правопорядка, достижения конкретного изменения в деятельности.

      11. Инспектирование и целевые проверки, вызовы с отчетами руководителей следственных подразделений проводятся Следственным управлением ДВД(Т) самостоятельно или совместно с другими службами в соответствии с планами работы ДВД(Т) или в порядке реагирования на недостатки в работе следственного подразделения.

      Проверки планируются и производятся на основе тщательного анализа состояния деятельности следственного подразделения, особенностей региона, уровня преступности. Проверяется соблюдение следователями законодательства о борьбе с коррупцией. Оказывается методическая и практическая помощь в улучшении результатов их деятельности.

      12. На основании комплексного анализа данных о состоянии борьбы с преступностью, результатов следственной работы, материалов инспектирования, проверок и другой информации, Следственными управлениями ДВД(Т) разрабатываются ежеквартальные планы. В соответствии с планами проводятся мероприятия, направленные на повышение качества следствия и уровня ведомственного контроля, обеспечивается своевременное принятие решений и практических мер по устранению недостатков в следственной работе.

      13. Повышение профессионального мастерства следственных работников осуществляется по двум линиям: централизованное повышение квалификации следственных кадров, организуемое МВД, и обучение в системе служебной подготовки в ДВД(Т) по тематическому плану МВД.

      14. Начальник Следственного управления обеспечивает своевременное и полное разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство.

Параграф 2. Организация деятельности Управления дознания в Департаментах внутренних дел областей, городов республиканского значения Астаны, Алматы, и на транспорте

      15. На Управление дознания ДВД(Т) (далее - Управление дознания) возлагается организационно-методическое обеспечение и проведение регулярного анализа деятельности по досудебному расследованию в форме дознания, протокольной форме (статья 189 УПК) и в порядке приказного производства (статья 629-1 УПК).

      16. На основании анализа данных о состоянии процессуальной деятельности подразделений дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания, материалов инспектирования, проверок и другой информации, Управление дознания разрабатывает квартальные планы, проводит мероприятия, направленные на улучшение качества досудебного расследования и уровня процессуального контроля, своевременно принимает решения и практические меры по устранению недостатков в работе.

      17. Комплексные, целевые проверки горрайлинорганов Управлением дознания проводятся самостоятельно или совместно с другими службами в соответствии с планами работы ДВД(Т), а также в целях реагирования на осложнение оперативной обстановки, недостатки и нарушения в процессуальной деятельности, по согласованию с руководством ДВД(Т).

      18. Управлением дознания осуществляется контроль по уголовным делам:

      находящимся на контроле МВД, руководства ДВД(Т);

      с продленными сроками досудебного расследования и содержания под стражей подозреваемых;

      уголовные дела, расследованные в порядке приказного производства;

      об уголовных правонарушениях, совершенных иностранцами и в отношении них;

      о фактах дорожно-транспортных происшествий с гибелью двух и более лиц, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД;

      о пожарах с гибелью людей и причинением крупного ущерба;

      об уголовных правонарушениях, получивших общественный резонанс.

      19. Управление дознания по вопросам досудебного расследования взаимодействует с отраслевыми службами, другими государственными органами, в частности:

      разрабатывает и согласовывает совместные мероприятия по расследованию уголовных правонарушений, укреплению законности, готовит проекты приказов, указаний, иных нормативных правовых актов, методические рекомендации, макеты уголовных дел, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам совершенствования уголовно-процессуальной деятельности;

      обеспечивает эффективное взаимодействие подразделений дознания с другими службами, организует совместное обсуждение вопросов касательно качества досудебного расследования, исполнения отдельных поручений по уголовным делам, совместную с представителями заинтересованных служб проверку организации работы по установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения, оказывает помощь в устранении выявленных недостатков.

      20. По фактам нарушения законности и дисциплины Управлением дознания проводятся служебные расследования. Вопросы соблюдения законности и дисциплины Управлением дознания рассматриваются не реже одного раза в квартал.

      21. Управление дознания регулярно проводит мероприятия по повышению профессионального мастерства дознавателей, обобщает и распространяет передовой опыт, совместно с кадровым аппаратом осуществляет подбор и расстановку сотрудников для работы в подразделениях дознания. При выездах в служебные командировки в горрайлинорганы, сотрудники Управления дознания проверяют работу в данном направлении, оказывают помощь в ее улучшении.

      22. Управление дознания ежемесячно не позднее 5 числа за отчетным периодом представляет в Управление организации работы дознания СД:

      Информацию об основных показателях работы ОВД по досудебному расследованию в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме и пояснительную записку по показателям работы с раскрытием причин ухудшения состояния соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства;

      информацию о практике досудебного расследования уголовных проступков и в порядке приказного производства;

      информацию о состоянии учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях дознания и результаты служебного расследования с приложением копии приказа ДВД(Т) о наказании;

      информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями;

      информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с неисполнением судебных решений;

      информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с пожарами;

      информацию по уголовным делам, взятым на контроль МВД.

      Иная информация представляется по мере необходимости в сроки, определяемые Управлением организации работы дознания СД.

      23. Управление дознания незамедлительно направляет специальное сообщение в СД по каждому факту возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников подразделений дознания, пожаров с гибелью людей и крупным ущербом, а также дорожно-транспортного происшествия с гибелью двух и более лиц, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД.

Параграф 3. Организация деятельности работы Региональных военно-следственных управлений органов внутренних дел

      24. Организация работы Региональных военно-следственных управлений возлагается непосредственно на их руководителей.

      25. Начальниками РВСУ и их заместителями на постоянной основе анализируются состояние преступности в регионах, ее динамика по категориям и видам уголовных правонарушений с выработкой мер по укреплению законности и правопорядка, издаются приказы и указания по организации деятельности РВСУ.

      26. На основании комплексного анализа данных о состоянии преступности и результатов деятельности военно-следственных подразделений разрабатываются квартальные планы. В соответствии с ними проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности работы и соблюдению законности и правопорядка, достижения конкретного изменения в деятельности по устранению недостатков;

      27. Осуществляет проверку состояния работы контролируемых следственных и оперативных подразделений и оказывает практическую помощь в раскрытии и расследовании уголовных правонарушений.

      28. На начальников РВСУ и их заместителей по курирующим направлениям деятельности возлагаются следующие задачи:

      1) осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности подчиненных следственных и оперативных подразделений, оказание им практической и методической помощи, проверка их деятельности, разработка и контроль за выполнением мероприятий;

      2) организация оперативной работы, обеспечение выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия уголовных правонарушений, а также розыска лиц, их совершивших и безвести пропавших военнослужащих;

      3) совместно с другими службами ОВД и заинтересованными ведомствами разработка планов мероприятий, направленных на организацию и проведение работы по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, розыска лиц, совершивших уголовные правонарушения;

      4)  проведение в установленном порядке совместных совещаний и других мероприятий по вопросам совершенствования работы следственных и оперативных служб;

      5) организация обеспечения защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;

      6) осуществление личного приема граждан, в том числе потерпевших и подозреваемых по уголовным делам, разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство.

      7) обеспечение в подразделениях антикоррупционных условий деятельности следователей и оперативных работников, соблюдения ими этики государственного служащего и служебно-воинской дисциплины;

      8) организация расследования уголовных дел следователями РВСУ;

      9) осуществление процессуального контроля за производством предварительного следствия и соблюдением законности следователями, оказание помощи в расследовании контрольных уголовных дел, ведение наблюдательного производства по этим делам;

      10) координация выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, создание в необходимых случаях следственно-оперативных групп;

      11) изучение уголовных дел с целью проверки обеспечения полноты, всесторонности и объективности расследования уголовных правонарушений, своевременности проведения следственных и оперативных мероприятий;

      12) изучение уголовных дел, подсудных военному суду Республики Казахстан, и составление по ним заключения об обоснованности процессуальных решений;

      13) осуществление контроля за ходом расследования уголовных дел, находящихся на контроле руководства МВД, СД, Военно-следственного управления (далее – ВСУ) СД и начальника РВСУ, ежедекадное предоставление по ним информации в ВСУ СД;

      14) своевременное предоставление в ВСУ СД информации по фактам незаконного задержания, содержания под стражей, освобождения из-под стражи, нарушений норм уголовно-процессуального законодательства и конституционных прав граждан, а также проведение служебных расследований по этим и другим нарушениям, актам прокурорского реагирования, частных постановлений судов;

      15) анализ статистической и иной информации, разработка и реализация мер по улучшению качества следственной и оперативной работы;

      16) изучение обоснованности прерывания сроков и прекращения уголовных дел, выработка рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений;

      17) контроль расследования уголовных дел в порядке приказного производства;

      18) контроль расследования уголовных дел, по которым решения о прекращении отменены органами военной прокуратуры. Проверяется объективность законность принятого решения. Даются указания об устранении нарушений законности либо, в случае несогласия, готовится ходатайство перед уполномоченным прокурором об отмене или изменении принятого решения.

      19) осуществление международного сотрудничества по оказанию правовой помощи по уголовным делам;

      20) обеспечение контроля по своевременному и качественному выполнению поручений ВСУ СД и планов РВСУ;

      21) рассмотрение и разрешение в пределах компетенции жалоб на действия и решения подчиненных следователей и оперативных сотрудников;

      22) контроль за своевременным выездом на место происшествия следователей и оперативных сотрудников РВСУ совместно с работниками криминалистических и других служб;

      23) обеспечение своевременного и полного разрешения жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство, контроль за своевременностью реагирования на жалобы граждан;

      24)  контроль за организацией и результатами работы органа следствия, объективностью сведений, в том числе о квалификации правонарушения, предоставляемых в Управление по правовой статистике и специальным учетам региона, обоснованностью прекращения и прерывания сроков досудебного расследования уголовных дел;

      25) рассмотрение и разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство – в течение семи суток. Если жалоба касается нарушения закона при задержании, признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, отстранения от должности – в течение трех суток с момента их получения;

      26) принятие мер по предупреждению незаконного вмешательства в процессуальную деятельность следователей и оперативных сотрудников.

      29. Оперативными сотрудниками групп, отделов РВСУ в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, осуществляется производство досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме.

      30. Следователями РВСУ расследуются воинские уголовные правонарушения, уголовные правонарушения, подследственные органам внутренних дел, совершенные военнослужащими, гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.

      31. На следователя возлагается принятие мер к регистрации повода к началу досудебного расследования в Едином реестре досудебных расследований (далее - ЕРДР), принятие уголовного дела к своему производству, проведение осмотра места происшествия, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний, и принятие законного процессуального решения.

      Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:

      следственные и розыскные версии;

      данные, подлежащие установлению для их проверки;

      перечень следственных действий;

      обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;

      сроки и исполнителей.

      План может изменяться и дополняться, инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так оперативным сотрудникам.

      32. В соответствии с частью 3 статьи 60 УПК, следователь принимает все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществляет уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описания собранных доказательств. При установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение уведомляет об этом прокурора, а при наличии оснований применяет приказное производство;

      33. Обеспечивает своевременность:

      направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК;

      принятия следователями своевременных мер по наложению ареста на имущества в соответствии со статьей 161 УПК, в целях своевременного обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска либо других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества;

      34. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, следователь принимает меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия (часть 4 статьи 60 УПК).

      При производстве расследования по уголовным делам следователь принимает также меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц (часть 5 статьи 60 УПК).

      35. Следователь лично производит осмотр места происшествия и обеспечивает его качество.

      36. Взаимодействие следователей с другими службами ОВД при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.

      37. В случае доставления к следователю лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, подследственного органам внутренних дел, он проверяет наличие, предусмотренных статьями 180-184 УПК, поводов к началу досудебного расследования и оснований задержания этого лица в порядке статьи 128 УПК, и принимает соответствующее решение.

Глава 4. Организация деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений в городских и районных управлениях (отделах), линейных отделах внутренних дел

Параграф 1. Организация деятельности начальников городских и районных управлений (отделов), линейных отделов внутренних дел

      38. Начальник горрайлиноргана внутренних дел наряду с руководителями следственных подразделений организовывает взаимодействие следователей с другими службами ОВД по предупреждению, раскрытию и расследованию уголовных правонарушений и розыску скрывшихся преступников.

      39. Начальник горрайлиноргана:

      1) организовывает своевременный выезд следственно-оперативных групп на место происшествия, в том числе с принятием личного участия по особо тяжким преступлениям и вызвавшим общественный резонанс;

      2) обеспечивает контроль за объективностью и достоверностью выставляемых информационно-учетных документов, в том числе в рамках расследования уголовных дел в электронном формате, в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, а также сведений о квалификации уголовного правонарушения;

      3) организовывает своевременное и качественное рассмотрение представлений следователя, внесенных в порядке статьи 200 УПК;

      4) создает все необходимые условия для работы следователя, в том числе материально-техническое оснащение (выделение автотранспорта, компьютерной техники и другие);

      5) обеспечивает своевременное и полное рассмотрение иразрешение жалоб от участников процесса на действия или бездействие лиц осуществляющих досудебное производство;

      6) организовывает размещение информации в доступных для ознакомления местах о графике приема граждан руководителями структурных подразделений горрайлиноргана по вопросам, связанным с досудебным производством по уголовным делам, а также осуществить их личный прием в случаях обращений;

      7) организовывает, в соответствии с частью 2 статьи 62 УПК качественное и своевременное проведение необходимых оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, в том числе негласных следственных действий (далее – НСД) и в установленном порядке предоставить за своей подписью органу досудебного расследования результаты, оформленные в виде соответствующих процессуальных документов;

      8) обеспечивает хранение результатов НСД, признанных не имеющими доказательственного значения в уголовном процессе, в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц, до окончательного разрешения вопросов, предусмотренных частями 1-1 и 6 статьи 240 УПК, и их последующее уничтожение с уведомлением прокурора в установленные сроки и контролировать уведомление в установленном порядке лица, в отношении которого проводились НСД;

      9) до принятия окончательного процессуального решения по уголовным делам, а также направления их в суд с обвинительным актом, оказывает необходимую практическую помощь следователю при назначении и проведений судебных экспертиз.

      10) по уголовным делам, расследованным в протокольной форме и в приказном порядке, в соответствии с полномочиями, предусмотренными УПК:

      утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, копию протокола прокурору;

      отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания (в порядке приказного производства уполномочен прекращать уголовное дело по основаниям, предусмотренным статьями 35 и 36 УПК);

      11) о результатах работы, в том числе о расследовании уголовных проступков еженедельно проводит заслушивания руководителей горрайлинорганов и служб.

      40. Организационные функции по конвоированию и охране задержанных возлагается на руководителей ОВД.

Параграф 2. Организация работы следственных подразделений в городских и районных управлениях (отделах), линейных отделах внутренних дел

      41. Следственная работа в горрайлинорганах организуется руководителями следственных подразделений.

      42. Деятельность следственных подразделений осуществляется на основе ежеквартальных и годовых планов работы, разрабатываемых с учетом оперативной обстановки и требований МВД. В ходе исполнения планов допускается их корректировка. Решение о внесении изменений и дополнений принимается руководителем подразделения, утвердившим план.

      В плане предусматриваются:

      1) горрайлиноргана - комплексные мероприятия, направленные на своевременное реагирование по сообщениям об уголовных правонарушениях, обеспечение выезда на места происшествий следственно-оперативных групп, укрепление взаимодействия следственного подразделения с другими службами, обеспечение оперативно-криминалистической, организационной и иной техники, создание соответствующих условий труда для успешного выполнения возложенных на них задач;

      2) следственного подразделения – конкретные мероприятия (при необходимости - согласованные с другими службами), направленные на улучшение организации следственной работы, повышение уровня ведомственного контроля, мероприятия по совершенствованию методики расследования уголовных правонарушений и тактики проведения следственных действий, оказанию практической и методической помощи следователям, распространению и внедрению положительного опыта работы, современных научных методов, повышению профессиональной подготовки следователей.

      43. Руководители следственных подразделений контролируют:

      1) правильную организацию следственной работы и взаимодействие следователей с другими службами ОВД по раскрытию, расследованию уголовных правонарушений;

      2) принятие мер к повышению уровня процессуального контроля, результативности работы следователей, повышению качества расследования уголовных дел;

      3) разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство, а также осуществление личного приема граждан;

      4) обеспечение в подразделениях антикоррупционных условий деятельности следователей и соблюдения ими этики государственного служащего;

      5) учет уголовных дел, по которым производство осуществляется в электронном формате;

      6) учет негласных следственных действий и своевременность направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК.

      44. Руководитель следственного подразделения, в соответствии с компетенцией, установленной УПК, в случае непосредственного приема информации об уголовном правонарушении обеспечивает принятие незамедлительных мер по уведомлению, в том числе с использованием средств связи, управомоченного лица, которое на основании полученного уведомления производит регистрацию в ЕРДР.

      45. Заместитель начальника горрайлиноргана, курирующий деятельность следственных подразделений:

      1) контролирует выполнение планов работы следственным подразделением и контрольных поручений, поступивших из вышестоящих органов;

      2) координирует деятельность следственного подразделения, его взаимодействие с оперативными и иными службами ОВД, а также иными правоохранительными органами и ведомствами;

      3) создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений как руководитель органа дознания (статья 194 УПК);

      4) направляет в следственное подразделение заявления и сообщения об уголовных правонарушениях для принятия решений, отнесенных к подследственности ОВД (статьи 179-180, 187 УПК);

      5) контролирует своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи;

      6) обеспечивает реализацию прав следователей на ознакомление с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий, контролирует своевременность передачи в установленном порядке следователям сведений и материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий для использования их при расследовании уголовных дел в качестве доказательств;

      7) контролирует деятельность следственных подразделений при расследовании уголовных правонарушений, всесторонность и объективность исследования обстоятельств дел;

      8) лично выезжает на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, контролирует качественное производство осмотра места происшествия и сбора материала досудебного расследования, при необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств;

      9) обеспечивает своевременное и качественное исполнение органами дознания поручений и указаний следователей по расследуемым уголовным делам;

      10) с учетом складывающейся оперативной обстановки вносит предложения начальнику горрайлиноргана о рассмотрении актуальных вопросов служебной деятельности на оперативных совещаниях, а также об устранении недостатков и улучшении деятельности подразделений следствия;

      11) обеспечивает рациональное использование рабочего времени следователей, исключает выполнение несвойственных функций, сосредоточив все силы и средства на расследовании преступлений;

      12) рассматривает и разрешает, в пределах своей компетенции, жалобы на действия и решения подчиненных следователей, осуществляет личный прием граждан в случаях обращений с жалобами;

      13) в установленном порядке вносит представления о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий, перемещений следователей и других работников отдела (отделения, группы);

      14) принимает меры по защите следователей при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью;

      15) требует соблюдения служебно-воинской дисциплины.

      46. Начальник следственного отдела (отделения), старший следователь группы помимо полномочий, определенных установленным законодательством (статья 59 УПК), в пределах своей компетенции:

      1) совместно с руководителями оперативных и криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает следователей, оперативных сотрудников, криминалистов и при необходимости сотрудников других служб о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных уголовных правонарушений, оказывает практическую помощь в проведении следственных действий, реализации оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий;

      2) лично выезжает на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, обеспечивает качественное производство осмотра места происшествия, сбора материалов досудебного расследования;

      3) контролирует своевременное направление на исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии уголовных правонарушений;

      4) осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, соблюдение законности при производстве следственных действий;

      5) ежемесячно проверяет обоснованность прерывания сроков досудебного расследования по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК, полноту принятых мер в раскрытии уголовного правонарушения;

      6) обеспечивает внедрение в работу следователей практику научной организации труда, современной криминалистической техники и передового опыта расследования уголовных правонарушений;

      7) совместно с кадровой службой осуществляет подбор и расстановку кадров следственных работников, исходя из их профессиональных и деловых качеств;

      8) систематически анализирует следственную практику и данные, характеризующие работу отдела (отделения, группы), разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению качества и эффективности предварительного следствия, вносит предложения руководству горрайлиноргана и Следственного управления ДВД(Т);

      9) создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений (статья 194 УПК).

      10) осуществляет планирование работы и контроль за выполнением намеченных мероприятий,

      11) контролирует организацию и результаты работы органа следствия, объективность сведений, в том числе о квалификации правонарушения, предоставляемых в Управление по правовой статистике и специальным учетам региона, обоснованность прекращения и прерывания сроков досудебного расследования уголовных дел.

      12) изучает прекращенные уголовные дела на предмет обоснованности и законности принятого решения;

      13) осуществляет личный прием граждан по вопросам, связанным с досудебным производством по уголовным делам; в случаях обращений, рассматривает и разрешает жалобы от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство в течение – 7 суток. Если жалоба касается нарушения закона при задержании, признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, отстранения от должности – в течение 3 суток с момента их получения.

      14) обеспечивает организацию служебной подготовки следователей, своевременное изучение ими новых законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность органов следствия;

      15) принимает меры по предупреждению незаконного вмешательства в процессуальную деятельность следователей.

      47. При смене начальника горрайлиноргана или его заместителя, курирующего следствие, начальника следственного отдела (отделения), старшего следователя группы, осуществляется прием-передача дел, в том числе дел, с прерванным сроком расследования. Результаты сверяются с данными подразделений Управления правовой статистики и специальным учетам прокуратуры района (города).

      48. На следователя возлагается производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований, в том числе с использованием средств связи, принятие уголовного дела к своему производству, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний, и принятие законного процессуального решения.

      Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:

      следственные и розыскные версии;

      данные, подлежащие установлению для их проверки;

      перечень следственных действий;

      обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;

      сроки и исполнителей.

      План может изменяться и дополняться, инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так оперативным сотрудникам.

      49. В соответствии с частью 3 статьи 60 УПК следователь принимает все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществляет уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описания собранных доказательств. При установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение уведомляет об этом прокурора. При наличии предусмотренных оснований применяет приказное производство;

      50. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, следователь принимает меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия (часть 4 статьи 60 УПК).

      При производстве расследования по уголовным делам следователь принимает также меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц (часть 5 статьи 60 УПК).

      51. Следователь лично производит осмотр места происшествия и обеспечивает его качество.

      52. Взаимодействие следователей с другими службами ОВД при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.

      53. В целях предупреждения уголовных правонарушений, следователь:

      во всех случаях направляет информацию в административную полицию о подростках, подлежащих взятию на учет в установленном порядке;

      участвует в проведении правовой пропаганды среди населения через средства массовой информации;

      установив при производстве по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению уголовного правонарушения, вносит в соответствующие государственные органы, организации или лицам, исполняющим в них управленческие функции, представление о принятии мер по устранению этих обстоятельств или других нарушений закона.

      Представления подлежат рассмотрению с уведомлением о принятых мерах в месячный срок (статья 200 УПК).

      54. При установлении в процессе следствия недостатков в служебной деятельности работников ОВД следователь направляет представление соответствующему начальнику.

      55. В случае доставления к следователю лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, подследственного органам внутренних дел, он проверяет наличие, предусмотренных статьями 180-184 УПК, поводов к началу досудебного расследования и оснований задержания этого лица в порядке статьи 128 УПК, и принимает соответствующее решение.

      56. При освобождении подозреваемого, обвиняемого из-под стражи в ходе расследования по причине прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события, состава уголовного правонарушения) или вынесения оправдательного приговора, заместитель начальника горрайлиноргана по следствию, начальник следственного отдела, отделения, старший следователь группы, в течение двадцати четырех часов направляет через Следственное управление ДВД(Т) информацию в СД.

      57. Грубые факты нарушения уголовно-процессуального законодательства подлежат рассмотрению на оперативном совещании горрайлиноргана.

      58. В случае необходимости, с учетом оперативной обстановки и штатных возможностей, следователи закрепляются за отдельными участками (зонами) или специализируются на расследовании отдельных видов уголовных правонарушений.

      59. Не допускается привлекать следователей к выполнению задач, не связанных с расследованием уголовных дел.

      60. В соответствии с частью 7 статьи 60 УПК все решения при производстве досудебного расследования следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции суда или решения суда, и обеспечивает их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.

      Постановление по уголовному делу, вынесенное следователем в пределах своих полномочий, а также поручения и указания в ходе досудебного расследования по уголовному делу подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

      61. Следователь в любой момент своим постановлением принимает дело к производству и приступает к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий (часть 6 статьи 60 УПК).

      62. Согласно части 9 статьи 60 УПК по расследуемым им делам следователь знакомится с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий органов дознания, относящимися к расследуемому делу, истребует их для приобщения в установленном порядке к делу, дает органам дознания для исполнения поручения и указания о производстве розыскных следственных и негласных следственных действий, требует от них содействия в производстве следственных действий.

      63. Следователям при исполнении ими служебных обязанностей разрешено ношение гражданской одежды, табельного оружия и специальных средств.

Параграф 3. Организация работы подразделений дознания в городских и районных управлениях (отделах), линейных отделах внутренних дел

      64. Полномочиями начальника органа дознания в ОВД обладают начальник Департамента, управления, отдела внутренних дел и их заместители.

      65. Начальник органа дознания обеспечивает своевременность регистрации заявлений, сообщений об уголовных правонарушениях в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи, передачу по подследственности, качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, принятие окончательного решения по делу.

      66. В целях полного и всестороннего контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, учета и рассмотрения заявлений, сообщений и иной информации об уголовных правонарушениях начальник органа дознания возглавляет Комиссию по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной и обеспечивает ее деятельность.

      67. Начальник органа дознания контролирует состояние работы по досудебному расследованию уголовных правонарушений, производимых в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме, соблюдению законности и конечные результаты.

      68. В целях обеспечения эффективной работы в данном направлении начальник органа дознания:

      организует в системе служебной подготовки занятия по вопросам досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме, привлекая к их проведению сотрудников Управлений ДВД(Т), следователей, дознавателей, работников прокуратуры, судов, специалистов и ученых;

      принимает меры к обеспечению дознавателей служебными кабинетами, инвентарем, бланками, транспортом, оргтехникой и средствами связи;

      не допускает привлечения дознавателей к выполнению работ, не связанных с досудебным расследованием;

      создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений (статья 194 УПК);

      организует взаимодействие дознавателей и других должностных лиц, осуществляющих досудебное расследование, с сотрудниками отраслевых служб ОВД, государственными и иными органами и организациями по вопросам досудебного расследования уголовных правонарушений;

      организует планирование работы подразделения дознания, утверждает графики дежурств дознавателей, контролирует их выполнение;

      организует и контролирует аналитическую работу по вопросам досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме;

      принимает организационные меры по улучшению этой работы, вносит предложения в Управление дознания и руководству ДВД(Т);

      заслушивает руководителей служб и дознавателей по вопросам взаимодействия при досудебном расследовании в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме;

      обеспечивает внедрение научной организации труда, использование современной криминалистической техники и передового опыта;

      организует в пределах компетенции рассмотрение заявлений и жалоб граждан на действия и решения сотрудников при досудебном расследовании в форме дознания и протокольной форме;

      в установленном порядке вносит представления о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников подразделений дознания.

      69. Досудебное расследование уголовных правонарушений в форме дознания, протокольной форме и приказном порядке осуществляется в строгом соответствии с УПК в пределах полномочий по выявлению, установлению, закреплению совокупности обстоятельств уголовных правонарушений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

      70. Сотрудниками подразделений штатного дознания (далее - подразделения дознания) и служб, наделенных функциями по производству дознания осуществляется досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 191 УПК, подследственных ОВД.

      71. Контроль за качеством досудебного производства осуществляемого службами, наделенными функциями по производству дознания обеспечивает руководитель следственного подразделения.

      72. В случаях необходимости (отсутствие соответствующих должностей, отдаленность района совершения уголовного правонарушения) сотрудники служб, наделенных функциями по производству дознания, осуществляют досудебное расследование по другим составам уголовных проступков в протокольной форме, в порядке приказного производства, а также уголовных правонарушений в форме дознания.

      73. Подразделения дознания являются структурными подразделениями и подчиняются начальнику Следственного департамента МВД, начальникам ДВД, горрайлинорганов и их заместителям, курирующим следствие и дознание.

Параграф 4. Организация работы в отделах и группах региональных военно-следственных управлений органов внутренних дел

      74. Организацию работы в отделах и группах РВСУ осуществляют их начальники, на которых возлагаются следующие задачи:

      1) организация и контроль выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия уголовных правонарушений, а также розыска лиц, их совершивших;

      2) организация расследования в форме предварительного следствия и дознания, создание в необходимых случаях следственно-оперативных групп, ведение наблюдательных производств по делам;

      3) организация исполнения определений и постановлений судов, письменных поручений прокуроров и следователей о производстве следственных и иных предусмотренных законом процессуальных действий, устранения недостатков в работе;

      4) организация защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;

      5) анализ, подготовка материалов о преступности в обслуживаемых гарнизонах, выработка мер по недопущению и устранению недостатков в оперативной и следственной работе;

      6) определение актуальных проблем следствия и оперативной работы и внесение руководству РВСУ предложений о мерах реагирования на негативные проявления и тенденции в работе;

      7) обеспечение сохранности вещественных доказательств, разработка мер, направленных на повышение эффективности этой работы;

      8) обеспечение взаимодействия со службами ОВД, органами прокуратуры, юстиции и другими организациями;

      9) организация учета и розыска лиц, совершивших уголовные правонарушения, своевременности объявления их в розыск;

      10) изучение обоснованности прерывания сроков досудебного расследования и прекращения уголовных дел на предмет обоснованности и законности принятого решения;

      11) организация использования информационно-аналитических систем для выявления, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, установления преступников и их связей;

      12) организация исполнения в порядке оказания правовой помощи требований уголовно-процессуального законодательства в части международного сотрудничества;

      13) направление представлений в компетентные учреждения об устранении причин и условий, способствующих совершению воинских уголовных правонарушений;

      14) обеспечение строгого соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан, организаций и государства при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении предварительного следствия;

      15) осуществление личного приема граждан, в том числе потерпевших и подозреваемых по уголовным делам, разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство.

      16) обеспечение в подразделениях антикоррупционных условий деятельности следователей и оперативных работников и соблюдения ими этики государственного служащего и служебно-воинской дисциплины;

      17) внедрение положительных форм и методов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, использование достижений науки, технических средств, специализированных учетов и информационных систем;

      18) организация регистрации заявлений или сообщений о совершенном или готовящемся уголовном правонарушении, своевременное принятие мер по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно-опасных последствий;

      19) изучение уголовных дел с целью проверки обеспечения полноты, всесторонности и объективности расследования уголовных правонарушений, своевременности проведения следственных и оперативных мероприятий;

      20) осуществление контроля за ходом расследования уголовных дел, находящихся на контроле руководства МВД, СД, ВСУ СД и начальника РВСУ, ежедекадное предоставление по ним информации в РВСУ СД;

      21) своевременное предоставление в РВСУ и ВСУ СД информации по фактам незаконного задержания, содержания под стражей, освобождения из-под стражи, нарушений норм уголовно-процессуального законодательства и конституционных прав граждан;

      22) организация выезда следователей и оперативных сотрудников совместно с работниками криминалистических и других служб на места происшествий. Лично выезжает на места происшествия по особо тяжким уголовным правонарушениям, катастрофам, крушениям и другим чрезвычайным происшествиям, убийствам, уголовным правонарушениям, совершенных лицами, занимающими ответственную государственную должность, начальник отдела (старший группы) уведомляет руководство РВСУ, ВСУ СД и надзирающего военного прокурора о совершенном уголовном правонарушении.

      23) контроль расследования уголовных дел в порядке приказного производства;

      24) контроль расследования уголовных дел, по которым решения о прекращении отменены органами военной прокуратуры. Проверяется объективность законность принятого решения. Даются указания об устранении нарушений законности либо, в случае несогласия, готовится ходатайство перед уполномоченным прокурором об отмене или изменении принятого решения.

      25) обеспечение контроля по своевременному и качественному выполнению поручений и планов РВСУ, ВСУ СД;

      26) принятие в необходимых случаях дела к своему производству и личное проведение расследования;

      27) контроль за результатами работы органа следствия, объективностью сведений, в том числе о квалификации правонарушения, предоставляемых в Управление по правовой статистике и специальным учетам региона, обоснованностью прекращения и прерывания сроков досудебного расследования уголовных дел;

      28) рассмотрение и разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство – в течение семи суток. Если жалоба касается нарушения закона при задержании, признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, отстранения от должности – в течение трех суток с момента их получения.

      29) обеспечение организации служебной подготовки следователей и оперативных работников, своевременного изучения ими новых законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность органов следствия и дознания;

      30) принятие мер по предупреждению незаконного вмешательства в процессуальную деятельность следователей и оперативных сотрудников;

      75. Руководителям и работникам других служб ОВД не допускается вмешиваться в деятельность военно-следственных подразделений, давать указания и оценку принятым решениям.

      76. Досудебное расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме оперативными сотрудниками групп, отделов РВСУ осуществляется в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

      77. С учетом оперативной обстановки и штатных возможностей следователи и оперативные сотрудники закрепляются за отдельными участками или специализируются на выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании отдельных видов уголовных правонарушений.

      78. Следователями отделов, групп РВСУ расследуются воинские уголовные правонарушения, уголовные правонарушения, подследственные органам внутренних дел, совершенные военнослужащими, гражданами во время прохождения ими воинских сборов, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.

      79. На следователя возлагается регистрация повода в ЕРДР, принятие уголовного дела к своему производству, проведение осмотра места происшествия, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний, и принятие законного процессуального решения.

      Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:

      следственные и розыскные версии;

      данные, подлежащие установлению для их проверки;

      перечень следственных действий;

      обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;

      сроки и исполнителей.

      План может изменяться и дополняться. Инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так оперативным сотрудникам.

      80. В соответствии с частью 3 статьи 60 УПК следователь принимает все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществляет уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описания собранных доказательств; при установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение, уведомляет об этом прокурора; при наличии предусмотренных оснований применяет приказное производство.

      81. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, следователь принимает меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия (часть 4 статьи 60 УПК).

      При производстве расследования по уголовным делам следователь принимает также меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц (часть 5 статьи 60 УПК).

      82. Следователи обеспечивают:

      своевременность направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК;

      принятие своевременных мер по наложению ареста на имущество в соответствии со статьей 161 УПК, в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, либо других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества;

      83. Следователь лично производит осмотр места происшествия и обеспечивает его качество.

      84. Взаимодействие следователей с другими службами ОВД при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.

      85. В случае доставления к следователю лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, подследственного органам внутренних дел, он проверяет наличие предусмотренных статьями 180-184 УПК поводов к началу досудебного расследования и оснований задержания этого лица в порядке статьи 128 УПК и принимает соответствующее решение.

      86. Не допускается привлекать следователей и оперативных сотрудников военно-следственных подразделений к выполнению задач, не связанных с выполнением их должностных обязанностей.

      87. Следователям и оперативным сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей, разрешается ношение гражданской одежды, табельного оружия и специальных средств.