О внесении изменений в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля"

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета от 26 февраля 2018 года № 5-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 марта 2018 года № 16555.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647, опубликовано 11 мая 2016 года в Информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения:

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита, утвержденном указанным нормативным постановлением:

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Необходимость привлечения Экспертов к проведению внешнего государственного аудита определяется при:

      1) составлении заявки на проведение аудиторского мероприятия членами Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии);

      2) формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год;

      3) предварительном изучении объектов государственного аудита.";

      пункт 24 изложить в следующей редакции:

      "24. Экспертами с учетом прохождения внутренних экспертиз, определенных Правилами на основе собранных доказательств формулируются выводы и рекомендации к аудиторскому заключению и сводному реестру.

      Эксперты обеспечивают сохранность документов, получаемых или составляемых в ходе государственного аудита, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений.";

      Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита, утвержденный указанным нормативным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему нормативному постановлению;

      Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему нормативному постановлению;

      2. Юридическому отделу в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего нормативного постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

      3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета (Абдирайымов Х.С.).

      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
Н. Годунова

  Приложение 1 к нормативному
постановлению Счетного
комитета по контролю за
исполнением республиканского
бюджета
от 26 февраля 2018 года № 5-НҚ
  Приложение 4 к нормативному
постановлению Счетного
комитета по контролю за
исполнением республиканского
бюджета
от 31 марта 2016 года № 5-НҚ

700. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 и статьей 19 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).

      2. Целью Стандарта является установление единого методологического подхода к признанию Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) результатов государственного аудита, проведенного органами государственного аудита и финансового контроля (далее – органы государственного аудита).

      3. Задачами Стандарта является определение единых процедур и требований по осуществлению признания результатов государственного аудита для исключения дублирования и сокращения объемов государственного аудита, проводимого органами государственного аудита.

      4. Стандарт разработан в соответствии с основными принципами государственного аудита и финансового контроля, предназначен для признания результатов государственного аудита при условии соблюдения, органами государственного аудита стандартов государственного аудита и финансового контроля (далее – Стандарты государственного аудита).

      5. Признание не является доказательством законности проведенного аудита и его результатов.

Глава 2. Порядок признания результатов государственного аудита

      6. Органы государственного аудита признают результаты государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита, за исключением документов служб внутреннего аудита, если они не признаны:

      1) судом незаконными в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;

      2) Счетным комитетом не соответствующими Стандартам государственного аудита.

      Признание результатов государственного аудита влечет изменение масштаба планируемого или проводимого государственного аудита.

      7. Признание результатов государственного аудита осуществляется Счетным комитетом одним из следующих способов:

      1) плановое, проводимое в ходе предварительного изучения объектов государственного аудита согласно перечню объектов государственного аудита и финансового контроля Счетного комитета на соответствующий год, сформированного в соответствии Законом;

      2) оперативное, проводимое в ходе проведения аудита на объектах государственного аудита, на котором установлен факт проведения государственного аудита другим органом государственного аудита по цели, периоду, охватываемому аудиторским мероприятием, совпадающим с аудиторским мероприятием Счетного комитета;

      3) на основании запросов органов государственного аудита.

      8. Признание результатов государственного аудита по подпункту 1) пункта 7 настоящего Стандарта осуществляется группой, определенной ответственной за проведение государственного аудита согласно перечню объектов государственного аудита и финансового контроля Счетного комитета на соответствующий год.

      9. Признание результатов государственного аудита по подпункту 2) пункта 7 настоящего Стандарта осуществляется государственными аудиторами, непосредственно проводящими аудит на объекте государственного аудита.

      10. Признание результатов государственного аудита по подпункту 3) пункта 7 настоящего Стандарта осуществляется структурным подразделением, ответственным за проведение процедуры признания результатов государственного аудита.

      11. Структурное подразделение Счетного комитета, ответственное за проведение процедуры признания результатов государственного аудита, осуществляет контроль за соблюдением процедуры признания по подпунктам 1) и 2) пункта 7 настоящего Стандарта в рамках проводимого контроля качества подготовки к проведению аудиторского мероприятия и контроля качества аудиторских отчетов.

      12. При поступлении запросов органов государственного аудита структурным подразделением Счетного комитета, ответственным за проведение процедуры признания результатов государственного аудита, готовится справка (в произвольной форме) о наличии или отсутствии факта признания конкретных результатов аудита на соответствие Стандартам государственного аудита, в том числе в рамках проводимых аудиторских мероприятий. Справка представляется органу государственного аудита, направившему запрос в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса.

      13. При наличии в запросах органов государственного аудита обоснованных доводов для непризнания результатов государственного аудита других органов государственного аудита, структурным подразделением Счетного комитета, ответственным за проведение процедуры признания результатов государственного аудита, в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса инициируется перед Председателем Счетного комитета вопрос проведения процедуры признания результатов государственного аудита.

      14. Процедура признания проводится в срок, установленный в пункте 18 настоящего Стандарта.

      15. Способ признания результатов государственного аудита, указанный в подпункте 3) пункта 7 настоящего Стандарта, осуществляется посредством запросов через Интегрированную информационную систему Счетного комитета (далее – ИИС Счетного комитета).

      До интеграции информационных систем органов государственного аудита с ИИС Счетного комитета запрос о проведении процедуры признания результатов осуществляется посредством единой системы электронного документооборота.

      16. Для признания результатов государственного аудита осуществляется изучение материалов, представленных инициатором проведения указанных процедур, и (или) размещенных в Единой базе данных.

      17. При недостаточности изучаемых материалов, отсутствии их полноты и (или) сомнений в их достоверности Счетным комитетом осуществляется запрос в соответствующий орган государственного аудита, результаты государственного аудита которого подвергаются процедуре признания.

      Сроки предоставления запрашиваемой информации устанавливаются Счетным комитетом и являются разумными и достаточными для обеспечения своевременного проведения процедуры признания результатов государственного аудита.

      18. Признание результатов государственного аудита осуществляется при:

      1) плановом способе – в сроки, установленные для предварительного изучения объектов в соответствии с Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета от 30 ноября 2015 года № 17-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12557) (далее – Правила) для проведения аудиторского мероприятия;

      2) оперативном способе – в течение семи рабочих дней с даты установления на объекте государственного аудита факта проведения государственного аудита другим органом государственного аудита;

      3) наличии запроса органов государственного аудита – в течение десяти рабочих дней с даты поступления запроса.

      19. Признание результатов государственного аудита определяются на основе критериев признания результатов государственного аудита на предмет соблюдения Стандартов государственного аудита согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.

      20. По итогам проведенной процедуры признания аудиторский отчет признается не соответствующим Стандартам и указывается в экспертном заключении Счетного комитета, в случаях, если установлено одно из следующих нарушений:

      1) в соответствии с пунктом 84 Общих стандартов государственного аудита и финансового контроля, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 167, не обеспечена полнота охвата вопросов Программы аудита, утвержденной согласно требованиям Правил (далее – Программа аудита);

      2) не обеспечена полнота анализа тридцати и более процентов вопросов, предусмотренных Программой аудита;

      3) не соблюдено требование по фиксированию имеющихся фактов нарушений в трех и более случаях (фактах).

      21. По итогам проведенной процедуры признания результатов государственного аудита принимается следующее решение о:

      1) признании (при соблюдении Стандартов государственного аудита либо при не соблюдении Стандартов государственного аудита, не повлиявших на результаты государственного аудита);

      2) непризнании (при несоблюдении Стандартов государственного аудита, повлиявших на результаты государственного аудита).

      22. Итоги признания (непризнания) результатов государственного аудита:

      1) для планового способа согласно подпункту 1) пункта 7 настоящего Стандарта – оформляются экспертным заключением Счетного комитета по итогам признания (непризнания) результатов государственного аудита по форме, согласно приложению 2 к настоящему Стандарту по соответствующему объекту государственного аудита, с включением вывода в информацию о результатах предварительного изучения объектов государственного аудита;

      2) для оперативного способа согласно подпункту 2) пункта 7 настоящего Стандарта – оформляются экспертным заключением Счетного комитета по итогам признания (непризнания) результатов государственного аудита по форме, согласно приложению 3 к настоящему Стандарту, с включением вывода в аудиторский отчет и приложением заключения к аудиторскому отчету;

      3) по запросам органов государственного аудита согласно подпункту 3) пункта 7 настоящего Стандарта – оформляются экспертным заключением Счетного комитета по итогам признания (непризнания) результатов государственного аудита по форме, согласно приложению 4 к настоящему Стандарту, и направляются не позднее двух рабочих дней после его подписания инициатору процедуры проведения признания результатов государственного аудита и органу государственного аудита, результаты аудита которого подвергались процедуре признания.

      23. Итоги признания результатов государственного аудита размещаются Счетным комитетом в Единой базе данных, сформированной на основе ИИС Счетного комитета, в порядке, предусмотренном нормативным постановлением Счетного комитета от 28 ноября 2015 года № 7-НҚ "Об утверждении Правил формирования и ведения Единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю и пользования ее данными" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12459).

  Приложение 1
к Процедурному стандарту
внешнего государственного
аудита и финансового контроля
по признанию результатов
государственного аудита

Критерии признания результатов государственного аудита на предмет соблюдения Стандартов государственного аудита

Критерии признания результатов государственного аудита

Установленные факты несоответствий Стандартам государственного аудита

1

Полнота и соответствие объектов государственного аудита и вопросов, определенных Программой аудита цели и показателям государственного аудита


2

Полнота охвата и соответствие вопросов, охваченных государственным аудитом, вопросам, указанным в Программе аудита


3

Полнота анализа вопросов Программы аудита


4

Соблюдение требования по проведению контрольного обмера, осмотра (в случае необходимости их проведения)


5

Соблюдение требований по фиксированию имеющихся фактов нарушений


  Приложение 2
к Процедурному стандарту
внешнего государственного
аудита и финансового контроля
по признанию результатов
государственного аудита
  Форма

                                                      Согласовано
                                                      Член Счетного комитета
                                                      по контролю за исполнением
                                                      республиканского бюджета
                                                      __________________________
                                                      (подпись, расшифровка
                                                      подписи, дата)

            Экспертное заключение Счетного комитета по итогам признания
                  (непризнания) результатов государственного аудита
            (в случаях согласно подпункту 1) пункта 7 настоящего Стандарта)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
      (наименование документа, принятого по результатам государственного аудита органа
государственного аудита и финансового контроля, подвергаемого процедуре признания)

Критерии признания результатов государственного аудита

Установленные факты несоответствий Стандартам государственного аудита (с указанием ссылок на конкретные факты)

1

2

3

      Вывод:
      (Соответствует Стандартам или не соответствует Стандартам).
      Руководитель группы государственного аудита _______________________________
                                          (подпись, расшифровка подписи, дата)
      Руководитель структурного подразделения Счетного комитета, ответственного за
      проведение государственный аудит__________________________________________
                                    (подпись, расшифровка подписи, дата)
      Результат контроля качества _______________________________________________
                                    (Согласовано или не согласовано)
            Руководитель структурного подразделения Счетного комитета, ответственного
            за проведение контроля качества________________________________________
                                          (подпись, расшифровка подписи, дата)

  Приложение 3
к Процедурному стандарту
внешнего государственного
аудита и финансового контроля
по признанию результатов
государственного аудита
  форма

                  Экспертное заключение Счетного комитета по итогам признания
                        (непризнания) результатов государственного аудита
                  (в случаях согласно подпункту 2) пункта 7 настоящего Стандарта)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
      (наименование документа, принятого по результатам государственного аудита органа
      государственного аудита и финансового контроля, подвергаемого процедуре
                                    признания)

Критерии признания результатов государственного аудита

Установленные факты несоответствий Стандартам государственного аудита (с указанием ссылок на конкретные факты)

1

2

3

      Вывод:
      (Соответствует Стандартам или не соответствует Стандартам).
      Государственный аудитор ___________________________________________
                              (подпись, расшифровка подписи, дата)

  Приложение 4
к Процедурному стандарту
внешнего государственного
аудита и финансового контроля
по признанию результатов
государственного аудита
  Форма

                                                Утверждаю
                                                Председатель
                                                Счетного комитета по контролю
                                                за исполнением
                                                республиканского бюджета
                                                ________________________________
                                                (подпись, расшифровка подписи,
                                                            дата)

            Экспертное заключение Счетного комитета по итогам признания
                  (непризнания) результатов государственного аудита
            (в случаях согласно подпункту 3) пункта 7 настоящего Стандарта)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
      (наименование документа, принятого по результатам государственного аудита органа
      государственного аудита и финансового контроля, подвергаемого процедуре
                                          признания)

Критерии признания результатов государственного аудита

Установленные факты несоответствий Стандартам государственного аудита (с указанием ссылок на конкретные факты)

1

2

3

      Вывод:
      (Соответствует Стандартам или не соответствует Стандартам).
      Руководитель структурного подразделения Счетного комитета, ответственного за
      проведение процедуры признания результатов государственного аудита
      _______________________________________________________________________
                        (подпись, расшифровка подписи, дата)

  Приложение 2 к нормативному
постановлению Счетного комитета по
контролю за исполнением
республиканского бюджета
от 26 февраля 2018 года № 5-НҚ
Приложение 5 к нормативному
постановлению Счетного комитета по
контролю за исполнением
республиканского бюджета
от 31 марта 2016 года № 5-НҚ

750. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 и пунктом 3 статьи 8 и статьи 24 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле".

      2. Стандарт содержит процедурные требования к осуществлению и оформлению результатов контроля качества государственного аудита, проводимого органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита.

      3. Целью Стандарта является обеспечение соответствия деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля и действий государственных аудиторов, а также привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита стандартам государственного аудита и финансового контроля в порядке, определенном Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года № 17-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12557) (далее – Правила).

      4. Задачей Стандарта является установление единого подхода к процедурным требованиям по осуществлению контроля качества государственного аудита и заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита.

      5. Под контролем качества государственного аудита понимается проверка соблюдения государственными аудиторами, привлеченными аудиторскими организациями и экспертами к проведению государственного аудита требований стандартов государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита в порядке, определенном Правилами.

Глава 2. Организация контроля качества

      6. Руководители органов внешнего государственного аудита и финансового контроля обеспечивают организацию контроля качества путем постоянного проведения проверок документов на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля в порядке, определенном Правилами.

      7. Контроль качества осуществляется структурным подразделением органа внешнего государственного аудита и финансового контроля, ответственным за проведение контроля качества, с участием структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение.

      8. К проведению контроля качества могут привлекаться государственные аудиторы органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, не принимавшие участие в данном государственном аудите, которые могут дать независимую оценку государственного аудита.

      9. Членом органа внешнего государственного аудита и финансового контроля, ответственным за организацию и осуществление аудиторского мероприятия, руководителями структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита, и группы государственных аудиторов в пределах своих полномочий принимаются меры по обеспечению качества государственного аудита.

      10. Работники структурного подразделения, ответственного за проведение контроля качества, анализируют, проводят экспертизу и дают объективную оценку результатам государственного аудита по его материалам.

      11. Контролю качества подвергаются все этапы аудиторской, экспертно-аналитической деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, а также заключения (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита.

      12. Контроль качества представляет собой проверку материалов государственного аудита, начиная с подготовки проведения и до полной реализации, на основании критериев, определяемых органами внешнего государственного аудита и финансового контроля.

      13. По итогам контроля качества готовится экспертное заключение, которое передается члену органа внешнего государственного аудита и финансового контроля, ответственному за организацию и осуществление аудиторского мероприятия, и структурному подразделению, ответственному за проведение государственного аудита.

      В экспертном заключении в разрезе критериев контроля качества отражаются установленные факты нарушений и несоответствий с указанием конкретных фактов со ссылкой на документы и пункты нормативных правовых и правовых актов, положения которых нарушены, а также выводы по результатам контроля качества.

      14. В случае несоответствия материалов государственного аудита стандартам государственного аудита и финансового контроля, руководитель органа внешнего государственного аудита и финансового контроля определяет необходимость проведения перепроверки аудиторских отчетов государственных аудиторов, отдельных направлений проведенного ими государственного аудита, с доступом на объект государственного аудита и финансового контроля в соответствии со стандартами государственного аудита и финансового контроля.