В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и подпунктом 22) пункта 17 Положения Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427, ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемую Методику по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги.
2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Керимханова Г.М.).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан |
Н. Айдапкелов |
Утверждена приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 22 сентября 2017 года № 135 |
Методика
по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги
Глава 1. Общие положения
1. Методика по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон).
2. Методика определяет основные аспекты и методы наблюдения за ценами на потребительские товары и услуги.
3. Настоящая Методика применяется Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан и его территориальными подразделениями при проведении общегосударственных статистических наблюдений за ценами на потребительские товары и услуги (далее – товары (услуги).
Сноска. Пункт 3 – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. В настоящей Методике используются следующие определения:
1) ценовая котировка – цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенном торговом объекте;
2) регистрация цен – сбор первичных статистических данных о ценах (тарифах) на товары и услуги при проведении общегосударственных статистических наблюдений;
3) базовый объект – отобранный объект для наблюдения и регистрации в нем цен;
4) спецификация – описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного товара (услуги), отбираемого для регистрации цен;
5) товар (услуга)-представитель – совокупность определенных видов товара в товарной группе, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и однородны по своему потребительскому назначению;
6) статус товара (услуги)-представителя – признак, характеризующий наличие, временное отсутствие или отсутствие регистрируемого товара, услуги в продаже во время регистрации цены и обеспечивающий ее сопоставимость в сравнении с предыдущим периодом.
Глава 2. Формирование набора потребительских товаров и услуг
5. Набор товаров (услуг) (далее – набор) устанавливается централизованно для всех регионов. Набор для наблюдения за ценами для областных центров, городов республиканского значения и столицы приведен в приложении 1 к настоящей Методике, набор для наблюдения за ценами для выборочного круга городов и районных центров приведен в приложении 2 к настоящей Методике.
Сноска. Пункт 5 – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. По каждому виду товаров (услуг), входящих в набор, отбираются конкретные их разновидности товаров (услуг)-представителей. Для описания товара (услуги)-представителя на региональном уровне используются спецификации, которые являются инструментом, указывающим, какой товар (услуга) оценивается при регистрации цен.
В рамках заданных спецификаций производится отбор наиболее репрезентативных товаров (услуг) в регионе и составление подробных характеристик к ним. Подробная характеристика разрабатывается путем конкретизации общей спецификации в целях детального описания товара (услуги).
7. При отсутствии на потребительском рынке региона отдельных видов товаров (услуг), входящих в набор, они исключаются из наблюдения.
На каждый товар (услугу)-представитель регистрируется не менее 6 (шести) ценовых котировок.
Исключение составляют отдельные виды услуг (жилищно-коммунальные, связи, транспорта, культуры, замены элемента питания наручных часов, изготовления гроба, захоронения и другие), а также отдельные виды товаров (рыба свежая, молоко сырое, дрова, скутеры и другие).
При определении количества котировок цен для конкретного товара (услуги)-представителя учитывается специфика структуры потребления населения в регионе, охват и насыщенность потребительского рынка товарами (услугами), уровень развития базовых объектов торговли и сферы услуг.
Глава 3. Наблюдение за ценами на потребительские товары и услуги
8. Наблюдение за ценами на товары (услуги) осуществляется путем регистрации цен согласно статистической форме общегосударственного статистического наблюдения.
9. Регистрация цен осуществляется:
1) ежемесячно по полному набору товаров (услуг)-представителей, используемому для расчета индекса потребительских цен (далее – ИПЦ), с 7 (седьмого) по 25 (двадцать пятое) число отчетного месяца. В период высокой волатильности цен на потребительском рынке, сбор цен (тарифов) на товары (услуги), подверженные сильным изменениям производится неоднократно;
2) еженедельно (1 раз в неделю) по перечню социально значимых продовольственных товаров, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145.
Еженедельно регистрируемая ценовая информация на товары-представители увязывается с ежемесячной регистрацией и проводится в тех же базовых объектах наблюдения.
При совпадении сроков регистрации, информация по базовым объектам, полученная в ходе еженедельной регистрации включается в массив информации, собираемой в ежемесячном режиме.
Сноска. Пункт 9 – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).10. Сбор ценовой информации осуществляется следующими способами:
1) сбор ценовой информации проводится непосредственно в местах реализации товара (услуги) путем обхода базовых объектов, фиксирования цены (тарифа), указанного на ценнике (ярлыке), на основе размещенных прейскурантов или проводится опрос лиц, оказывающих платные услуги;
2) при регистрации цен используются данные, полученные в результате запроса в сети Интернет (услуги пассажирского железнодорожного и воздушного транспорта, сотовой связи, отдельные виды медицинских услуг, бытовая техника, аудиовизуальное оборудование, сотовые телефоны и другие).
При регистрации цен на услуги пассажирского транспорта на сайтах "Казахстан Темир Жолы" bilet.railways.kz, Эйр Астана www.airastana.com, Скат www.scat.kz, Флай Арыстан flyarystan.com, Авиата www.aviata.com, цен на товары в Интернет-магазинах Sulpak.kz, Technodom.kz, Mechta.kz для обеспечения сопоставимости фиксируются цены (тарифы) без стоимости доставки.
Регистрация цен ежемесячно осуществляется на услуги железнодорожного пассажирского транспорта по состоянию на 20 (двадцатое) число. Если 20 (двадцатое) число отчетного месяца выпадает на выходной или праздничный день, то регистрируется цена буднего дня. Стоимость билета выходного или праздничного дня подвержена резким колебаниям и учет изменений цен в эти дни является несопоставимым;
3) на некоторые виды услуг, условия, предоставления которых являются стандартными, уровень цен на них фиксируется на определенный период времени (например, цены на услуги химической чистки, стирки белья, мойки автомашин), ценовую информацию регистрируют по телефону. При получении ценовой информации по телефону, специалистами периодически (раз в квартал) посещаются базовые объекты с целью поддержания личных контактов с их сотрудниками и во избежание ошибок при выборе товаров, услуг-представителей при определении цены, а также с тем, чтобы удостовериться в сопоставимости спецификаций отобранных товаров, услуг-представителей;
4) в организации, для которых характерно установление цен (тарифов) на длительный период времени (санатории, медицинские и образовательные учреждения, организации, оказывающие ритуальные услуги, и другие), направляются официальные письма с просьбой предоставления информации о ценах (тарифах) на оказываемые услуги. Цены (тарифы) фиксируются на основе предоставленных прейскурантов, но в целях контроля достоверности данных не реже одного раза в квартал специалисты посещают базовые объекты для подтверждения полученной ценовой информации;
5) тарифы на жилищно-коммунальные услуги регистрируются на основе платежных документов (квитанций), выставляемых населению для оплаты за соответствующие виды услуг. При изменении тарифов их новый уровень подтверждается приказами государственных органов, осуществляющих руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, и организаций, оказывающих эти виды услуги.
Сноска. Пункт 10 – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Замена базовых объектов, товаров и услуг
11. Замена базового объекта осуществляется в соответствии с пунктом 34 Методологии построения индекса потребительских цен (далее – Методология), утвержденной приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 230, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12955.
Выбор базового объекта осуществляется на основе данных статистики внутренней торговли по объему розничной торговли. В наблюдение включаются объекты, со значительной долей товарооборота в регионе, реализующие товары по потребительским свойствам и уровню цен, рассчитанные на массового потребителя.
По сезонным товарам сохраняются базовые объекты при отсутствии в нем наблюдаемого товара в течение длительного периода времени (до шести месяцев).
12. Замена товара (услуги) производится в соответствии с пунктом 35 Методологии.
Процедура замены товара (услуги) осуществляется, когда товар больше не доступен, не продается в значительных объемах или в обычных условиях торговли.
Отсутствие товара (услуги) в продаже носит как временный, так и постоянный характер.
Товар (услуга) относится к постоянно отсутствующему, если более двух месяцев не реализуется в базовом объекте, и не предусматривается его реализация в будущем.
Товар (услуга) относится к временно отсутствующему, если имеются сведения, что их реализация в базовом объекте возобновится в будущем. Товары с конкретными потребительскими свойствами, участвующие в наблюдении за ценами, временно отсутствуют по причине, связанной с прекращением их выпуска, отсутствием спроса на продукцию, трудностями с транспортными перевозками.
Временно отсутствуют товары, имеющие сезонный характер производства и реализации. Такие товары ежегодно исчезают в одно и то же время, и их отсутствие предсказуемо (например, некоторые виды одежды и обуви, товары для спорта и другие). Для временно отсутствующих сезонных товаров используется метод условного исчисления цен в соответствии с подпунктом 3) пункта 42 Методологии.
При замене товаров (услуг), относящихся к постоянно отсутствующим, а также при введении в наблюдение новых товаров (услуг), заменяющих морально устаревшие их виды, учитывается изменение качественных характеристик товаров (услуг), которые находят свое отражение в цене.
При наличии изменений в качестве товара (услуги), к цене заменяющего товара (услуги) применяется поправка на изменение качества товара (услуги). Для корректировки цен применяется метод "совмещения" в соответствии с подпунктом 2) пункта 42 Методологии.
При наличии незначительных изменений в качестве товара (услуги), которые не влияют на основные параметры характеристики нового товара (услуги), применяется метод "прямого сопоставления цен" в соответствии с подпунктом 1) пункта 42 Методологии.
13. Для товаров, характеризующихся частой сменой ассортиментных видов и изменением характеристик, производятся целенаправленные замены, не ожидая полного исчезновения товара из продажи. К таким товарам относятся средства связи, бытовая техника, аудиовизуальное оборудование, автомобили, а также отдельные виды одежды и обуви, подверженные изменениям в связи с требованием рынка, моды. По ним осуществляется частичная ротация наблюдаемых товаров с конкретными потребительскими свойствами несколько раз в год.
Наблюдение за ценами на новую модель товара осуществляется с момента появления ее на потребительском рынке, а включение в расчеты средних цен и индексов цен в период массовой продажи, когда реализация товара производится повсеместно.
Примеры процедуры замены телевизора и автомобиля приведены в приложениях 3 и 4 к настоящей Методике.
Глава 5. Особенности наблюдения за ценами на сезонные товары и услуги
14. Регистрация цен на сезонные товары (услуги) и учет их динамики при расчете ИПЦ имеет свои особенности.
Продажа сезонных товаров и оказание отдельных видов услуг на потребительском рынке носит массовый характер в течение определенного времени года. В несезонный период года эти товары (услуги) продаются (оказываются) в незначительных объемах в условиях ограниченного потребительского спроса и предложения.
15. Сезонные товары подразделяются на сильновыраженные и слабовыраженные. Виды сезонных товаров подробно описаны в пункте 36 Методологии.
Слабовыраженные сезонные товары не требуют применения методов замены, но по ним наблюдаются закономерности в цикличности повторяющихся из года в год колебаний цен, что отражается на динамике цен. К ним относятся отдельные виды плодоовощной продукции. Регистрация цен на нее в летний период осуществляется раздельно: на ранний урожай текущего года и урожай предыдущего года. В расчет цена ранних плодоовощей включается постепенно с учетом возрастающей их доли в общем объеме реализации. Доля объема реализации ранних плодоовощей в общем объеме их реализации по населенному пункту определяется экспертной оценкой через количество соответствующих им ценовых котировок на день регистрации.
Данный способ расчета позволяет провести увязку цен на плодоовощи урожая текущего года с ценами урожая предыдущего года.
Для сохранения непрерывности ряда ценовой информации в период отсутствия реализации сильновыраженных сезонных товаров (до появления его в новом сезоне в достаточном количестве и ассортименте) используется метод "условного исчисления общего среднего" в соответствии с подпунктом 3) пункта 42 Методологии. К сильновыраженным сезонным товарам относятся отдельные виды одежды и обуви, товары для спорта и другие.
Расчетное исчисление цен на сильновыраженные сезонные товары в несезонный период осуществляется централизованно. Перечень сильновыраженных сезонных товаров приведен в приложении 5 к настоящей Методике.
При исчезновении из реализации отдельных видов одежды или обуви, цены на которые наблюдались в предыдущем сезоне, и появления товаров, имеющих отличные от предыдущих характеристики, отражающие новые тенденции рынка, моды осуществляется их замена с учетом изменения качества товара методом "совмещения" в соответствии с подпунктом 2) пункта 42 Методологии.
16. Фактор сезонности проявляется также в изменении цен, тарифов на отдельные виды услуг, в частности, по группе туристических услуг.
Применение метода замены по услуге, предоставление которых носит сезонный характер, имеет свои особенности.
По туристическим услугам применяются следующие методы замены:
1) в период существенных темпов инфляции, при значительном темпе изменения курса иностранной валюты (доллара США) по отношению к национальной валюте индексирование цены путевки в соответствии с темпом изменения курса иностранной валюты по отношению к тенге;
2) в период низких темпов инфляции метод дублирования цены. В течение всего периода отсутствия фактической реализации путевок на отобранные для наблюдения туры перенос последней цены путевки, зарегистрированной в сезонный период.
Глава 6. Компьютеризированная система индивидуального опроса
17. Процесс автоматизации сбора цен представляет собой компьютеризированную систему индивидуального опроса (далее – КСИО). В первый год внедрения КСИО сбор цен осуществляется параллельно, как на бумажных носителях, так и с помощью использования переносных вычислительных устройств (далее – ПВУ).
18. Сбор цен и тарифов на потребительские товары (услуги) с использованием ПВУ осуществляется согласно электронной статистической форме общегосударственного статистического наблюдения, утвержденного в установленном порядке.
19. При загрузке электронной формы ввода данных процесс сбора цен производится с выбора кода-идентификатора для статуса товара (услуги) в обследуемом базовом объекте.
Статусы по конкретным товарам (услугам) предназначены для характеристики качественного состояния товара (услуги)-представителя в момент регистрации цены.
Коды-идентификаторы для статусов товаров (услуг):
1) С – сопоставимый, когда товар (услуга)-представитель сопоставим по характеристике. При выборе статуса товара сопоставимый из предыдущего периода данные переносятся в отчетный по характеристике, стране производства и расфасовке;
2) ВО – временно отсутствует, когда товар (услуга)-представитель не доступен для регистрации, но отсутствие временное, что определено после консультации с продавцом. Данный статус товара не применяется более двух месяцев. При выборе статуса товара временно отсутствующий из предыдущего периода данные переносятся в отчетный по характеристике, стране производства, расфасовке и цене;
3) О – отсутствует, когда товар (услуга)-представитель не доступен для регистрации и не планируется его поступление в продажу, что определено после консультации с продавцом. При выборе статуса товара отсутствующий, как и при временно отсутствующем из предыдущего периода данные переносятся в отчетный по характеристике, стране производства, расфасовке и цене;
4) НС – несопоставимый, когда товар (услуга)-представитель отличается по всем параметрам характеристики. При выборе статуса товара несопоставимый данные из предыдущего и отчетного периода по характеристике, стране производства, расфасовке и цене открыты для корректировки и ввода данных;
5) СТ – сезонный, когда товар (услуга)-представитель отсутствует в несезонный период. При выборе статуса товара сезонный из предыдущего периода данные переносятся в отчетный по характеристике, стране производства и расфасовке;
6) З – замещение, когда товар (услуга)-представитель заменяется на аналогичный по характеристике, имеющий незначительные отличия. При выборе статуса товара замещение данных отчетного периода по характеристике, стране производства, расфасовке и цене открыты для корректировки и ввода данных;
7) Н – новый, когда появляется новая разновидность товара (услуги)-представителя.
Комбинация применения статусов товаров (услуг) при регистрации цен приведена в приложении 6 к настоящей Методике.
20. Автоматические контроли, предусмотренные при методе электронной технологии регистрации цен с использованием ПВУ:
1) пересчет цены регистрации за стандартную единицу измерения. Автоматический пересчет цены регистрации за стандартную единицу измерения определяется, как деление цены в момент регистрации на расфасовку товара и умножение на вес (количество) в стандартной единице измерения;
2) расчет индекса цен к предыдущему периоду. Индекс цен к предыдущему периоду по товару (услуге)-представителю рассчитывается, как деление цены в пересчете отчетного периода на цену в пересчете предыдущего периода и умножение на 100%;
3) установление предела максимального и минимального индекса цен и указание причины изменения цены при их превышении. Если индекс цен меньше 90% или больше 110%, то в поле примечание указывается причина изменения цены товара (услуги)-представителя. Данная функция дополнительно контролирует на правильность отражения цены и индекса.
Приложение 1 к Методике по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги |
Набор потребительских товаров и услуг для наблюдения за ценами
для областных центров, городов республиканского значения, столицы
Сноска. Приложение 1 – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование | Единица измерения |
1 | Рис шлифованный, полированный | 1 килограмм |
2 | Мука пшеничная высшего сорта | 1 килограмм |
3 | Крупа манная | 1 килограмм |
4 | Крупа гречневая | 1 килограмм |
5 | Крупа овсяная | 1 килограмм |
6 | Крупа перловая | 1 килограмм |
7 | Пшено | 1 килограмм |
8 | Крупа кукурузная | 1 килограмм |
9 | Хлеб пшеничный из муки высшего сорта | 1 килограмм |
10 | Хлеб пшеничный из муки первого сорта | 1 килограмм |
11 | Хлеб ржано-пшеничный | 1 килограмм |
12 | Батон нарезной | 1 килограмм |
13 | Вермишель | 1 килограмм |
14 | Лапша | 1 килограмм |
15 | Рожки | 1 килограмм |
16 | Спагетти | 1 килограмм |
17 | Пельмени, манты, хинкали | 1 килограмм |
18 | Вареники | 1 килограмм |
19 | Булочки сдобные | 1 килограмм |
20 | Пряники | 1 килограмм |
21 | Печенье сахарное | 1 килограмм |
22 | Торты | 1 килограмм |
23 | Рулеты, кексы | 1 килограмм |
24 | Вафли | 1 килограмм |
25 | Сушки | 1 килограмм |
26 | Тесто | 1 килограмм |
27 | Печенье песочное | 1 килограмм |
28 | Сухарики | 100 грамм |
29 | Хлопья из злаков (сухие завтраки) | 100 грамм |
30 | Каши для детского питания | 1 килограмм |
31 | Говядина с костями | 1 килограмм |
32 | Говядина бескостная | 1 килограмм |
33 | Конина с костями | 1 килограмм |
34 | Жая | 1 килограмм |
35 | Казы | 1 килограмм |
36 | Свинина бескостная | 1 килограмм |
37 | Свинина с костями | 1 килограмм |
38 | Баранина с костями | 1 килограмм |
39 | Куры | 1 килограмм |
40 | Окорочка куриные | 1 килограмм |
41 | Бедро, голень куриные | 1 килограмм |
42 | Грудки кур | 1 килограмм |
43 | Печень говяжья | 1 килограмм |
44 | Колбаса вареная | 1 килограмм |
45 | Колбаса полукопченая | 1 килограмм |
46 | Сосиски, сардельки | 1 килограмм |
47 | Колбаса сырокопченая | 1 килограмм |
48 | Мясной фарш | 1 килограмм |
49 | Консервы мясные тушеные | 1 условная банка весом 350 грамм |
50 | Мясные полyфабpикаты мелкокусковые | 1 килограмм |
51 | Мясокопченности | 1 килограмм |
52 | Рыба свежая или охлажденная | 1 килограмм |
53 | Рыба мороженая | 1 килограмм |
54 | Креветки замороженые очищенные | 1 килограмм |
55 | Скумбрия холодного копчения | 1 килограмм |
56 | Рыба соленая деликатесная | 1 килограмм |
57 | Сельдь соленая | 1 килограмм |
58 | Икра красная | 1 килограмм |
59 | Шпроты в масле | 240 грамм |
60 | Консеpвы рыбные деликатесные | 1 условная банка весом 350 грамм |
61 | Молоко ультрапастеризованное, стерилизованное | 1 литр |
62 | Молоко пастеризованное | 1 литр |
63 | Сливки | 1 литр |
64 | Молоко сгущенное с сахаром | 1 условная банка весом 400 грамм |
65 | Сухие молочные смеси для детей | 1 килограмм |
66 | Молоко концентрированное без сахара | 1 условная банка весом 400 грамм |
67 | Йогурт | 100 грамм |
68 | Сметана | 1 килограмм |
69 | Кумыс | 1 литр |
70 | Ряженка | 1 литр |
71 | Кефир 2,5% жирности | 1 литр |
72 | Творожная масса, сырок | 1 килограмм |
73 | Сыр твердый | 1 килограмм |
74 | Сыры плавленые | 1 килограмм |
75 | Курт | 1 килограмм |
76 | Сыры рассольные | 1 килограмм |
77 | Творог 5-9% жирности | 1 килограмм |
78 | Яйца, 1 категории | 10 штук |
79 | Масло сливочное несоленое | 1 килограмм |
80 | Масло растительно-сливочное (спред) | 1 килограмм |
81 | Маргарин | 1 килограмм |
82 | Масло подсолнечное | 1 литр |
83 | Масло оливковое | 1 литр |
84 | Яблоки | 1 килограмм |
85 | Виноград | 1 килограмм |
86 | Бананы | 1 килограмм |
87 | Апельсины | 1 килограмм |
88 | Лимоны | 1 килограмм |
89 | Груши | 1 килограмм |
90 | Киви | 1 килограмм |
91 | Сухофрукты для компота | 1 килограмм |
92 | Орехи (фундук, миндаль, кешью, грецкий орех) | 1 килограмм |
93 | Арахис (орех земляной) | 1 килограмм |
94 | Семечки подсолнечные | 1 килограмм |
95 | Финики | 1 килограмм |
96 | Курага | 1 килограмм |
97 | Изюм | 1 килограмм |
98 | Фрукты консервированные | 1 килограмм |
99 | Ягоды замороженные | 1 килограмм |
100 | Капуста белокочанная | 1 килограмм |
101 | Лук репчатый | 1 килограмм |
102 | Свекла | 1 килограмм |
103 | Морковь | 1 килограмм |
104 | Огурцы | 1 килограмм |
105 | Помидоры | 1 килограмм |
106 | Чеснок | 1 килограмм |
107 | Перец сладкий | 1 килограмм |
108 | Цветная капуста | 1 килограмм |
109 | Картофель | 1 килограмм |
110 | Горох | 1 килограмм |
111 | Фасоль | 1 килограмм |
112 | Огурцы соленые и маринованные | 1 килограмм |
113 | Овощи натуральные, консервированные, маринованные | 1 килограмм |
114 | Зеленый горошек консервированный | 1 килограмм |
115 | Кукуруза консервированная | 1 килограмм |
116 | Грибы соленые и маринованные | 1 килограмм |
117 | Картофельные чипсы | 100 грамм |
118 | Овощи натуральные замороженные | 1 килограмм |
119 | Сахар-песок | 1 килограмм |
120 | Сахар-рафинад | 1 килограмм |
121 | Варенье, джем | 1 килограмм |
122 | Мед | 1 килограмм |
123 | Карамель | 1 килограмм |
124 | Конфеты глазированные шоколадом | 1 килограмм |
125 | Конфеты неглазированные шоколадом | 1 килограмм |
126 | Жевательная резинка | упаковка |
127 | Зефир | 1 килограмм |
128 | Шоколад | 1 килограмм |
129 | Мармелад | 1 килограмм |
130 | Халва | 1 килограмм |
131 | Мороженое | 1 килограмм |
132 | Перец красный молотый | 1 килограмм |
133 | Перец черный молотый | 1 килограмм |
134 | Другие пряности | 1 килограмм |
135 | Майонез | 1 килограмм |
136 | Дрожжи | 1 килограмм |
137 | Готовые приправы и соусы | 1 килограмм |
138 | Уксус, уксусная эссенция | 1 литр |
139 | Томатный кетчуп | 1 литр |
140 | Сухие бульоны | 100 грамм |
141 | Сода пищевая | 1 килограмм |
142 | Томатная паста | 100 грамм |
143 | Соль, кроме экстра | 1 килограмм |
144 | Кофе растворимый | 1 килограмм |
145 | Кофе в зернах, молотый | 1 килограмм |
146 | Чай черный байховый | 1 килограмм |
147 | Чай зеленый | 1 килограмм |
148 | Полуфабрикаты для изготовления напитков на основе какао | 1 килограмм |
149 | Вода минеральная | 1 литр |
150 | Вода питьевая | 1 литр |
151 | Напитки негазированные | 1 литр |
152 | Напитки газированные | 1 литр |
153 | Соки фруктовые | 1 литр |
154 | Соки овощные | 1 литр |
155 | Водка | 1 литр |
156 | Коньяки ординарные, марочные | 1 литр |
157 | Вина виноградные столовые | 1 литр |
158 | Шампанское, игристые вина | 1 литр |
159 | Пиво с содержанием алкоголя | 1 литр |
160 | Сигареты с фильтром | 1 пачка (20 штук) |
161 | Ткани хлопчатобумажные | 1 погонный метр |
162 | Пальто мужское демисезонное | 1 изделие |
163 | Куртка мужская (ветровка) | 1 изделие |
164 | Куртка зимняя мужская (пуховик) | 1 изделие |
165 | Костюм-двойка мужской | 1 изделие |
166 | Джинсы мужские | 1 изделие |
167 | Бpюки мужские из шерстяной, полушерстяной тканей | 1 изделие |
168 | Сорочка мужская верхняя | 1 изделие |
169 | Джемпер мужской | 1 изделие |
170 | Костюм спортивный мужской | 1 изделие |
171 | Носки мужские | 1 пара |
172 | Трусы мужские | 1 изделие |
173 | Майка мужская | 1 изделие |
174 | Футболка мужская | 1 изделие |
175 | Пальто женское демисезонное | 1 изделие |
176 | Куртка женская (ветровка) | 1 изделие |
177 | Куртка зимняя женская (пуховик) | 1 изделие |
178 | Костюм-двойка женский | 1 изделие |
179 | Юбка | 1 изделие |
180 | Джинсы женские | 1 изделие |
181 | Блузка | 1 изделие |
182 | Ночная сорочка | 1 изделие |
183 | Платье женское | 1 изделие |
184 | Бюстгальтер | 1 изделие |
185 | Брюки женские | 1 изделие |
186 | Меховая шуба | 1 изделие |
187 | Халаты, домашняя одежда | 1 изделие |
188 | Джемпер женский | 1 изделие |
189 | Колготки женские | 1 изделие |
190 | Трусы женские | 1 изделие |
191 | Костюм спортивный женский | 1 изделие |
192 | Футболка женская | 1 изделие |
193 | Комбинезон (костюм) зимний для детей дошкольного возраста | 1 изделие |
194 | Куртка зимняя для детей школьного возраста | 1 изделие |
195 | Куртка демисезонная для детей школьного возраста | 1 изделие |
196 | Костюм для детей школьного возраста | 1 изделие |
197 | Платье девичье из всех видов тканей | 1 изделие |
198 | Юбка девичья из всех видов тканей | 1 изделие |
199 | Джинсы детские | 1 изделие |
200 | Сорочка верхняя для мальчиков | 1 изделие |
201 | Костюм, комплект для детей дошкольного возраста | 1 изделие |
202 | Брюки детские | 1 изделие |
203 | Блузка для девочек | 1 изделие |
204 | Костюм споpтивный детский | 1 изделие |
205 | Джемпер детский | 1 изделие |
206 | Колготки детские | 1 изделие |
207 | Трусы детские | 1 изделие |
208 | Носки, гольфы детские | 1 пара |
209 | Футболка детская | 1 изделие |
210 | Пижама детская | 1 изделие |
211 | Комплект для новорожденных | комплект |
212 | Ползунки | 1 изделие |
213 | Комбинезон для младенцев | 1 изделие |
214 | Мужские шапки, кепи | 1 изделие |
215 | Женские шапки, береты | 1 изделие |
216 | Шапка трикотажная детская | 1 изделие |
217 | Шапка меховая мужская | 1 изделие |
218 | Шапка меховая женская | 1 изделие |
219 | Платки, шарфы | 1 изделие |
220 | Перчатки | 1 пара |
221 | Поясные ремни | 1 изделие |
222 | Подгонка одежды | 1 услуга |
223 | Химическая чистка мужского костюма | 1 услуга |
224 | Химическая чистка женского пальто | 1 услуга |
225 | Мужские ботинки, полуботинки демисезонные | 1 пара |
226 | Мужские зимние сапоги | 1 пара |
227 | Мужские кроссовки | 1 пара |
228 | Мужские сандалеты, летние туфли | 1 пара |
229 | Домашняя обувь для взрослых | 1 пара |
230 | Мужские туфли | 1 пара |
231 | Женские сапоги, ботинки зимние | 1 пара |
232 | Женские сапоги, ботинки демисезонные | 1 пара |
233 | Женские туфли кожаные, на низком каблуке | 1 пара |
234 | Женские туфли модельные | 1 пара |
235 | Женские босоножки кожаные | 1 пара |
236 | Женские кроссовки | 1 пара |
237 | Сапоги, ботинки зимние детские | 1 пара |
238 | Детские кроссовки | 1 пара |
239 | Туфли девичьи | 1 пара |
240 | Сандалеты, босоножки, туфли летние детские | 1 пара |
241 | Ботинки, полуботинки детские демисезонные | 1 пара |
242 | Ремонт мужской обуви (замена набоек) | 1 услуга |
243 | Ремонт женской обуви (замена набоек) | 1 услуга |
244 | Арендная плата за благоустроенное жилье | 1 квадратный метр |
245 | Сухие строительные смеси | 25 килограмм |
246 | Обои виниловые | 1 рулон (10 метров) |
247 | Краски водоэмульсионные | 1 килограмм |
248 | Кафель настенный | 1 квадратный метр |
249 | Ламинат | 1 квадратный метр |
250 | Линолеум | 1 квадратный метр |
251 | Цемент | 50 килограмм |
252 | Смеситель для раковины | 1 штука |
253 | Выполнение обойных работ | 1 квадратный метр |
254 | Укладка кафеля | 1 квадратный метр |
255 | Установка пластиковых окон | 1 изделие |
256 | Укладка ламината | 1 квадратный метр |
257 | Услуги сантехника | 1 услуга |
258 | Услуги электрика | 1 услуга |
259 | Замена дверного замка | 1 услуга |
260 | Изготовление домофонных ключей | 1 услуга |
261 | Холодная вода | 1 кубический метр |
262 | Вывоз мусора | в месяц с 1 человека |
263 | Водоотведение | 1 кубический метр |
264 | Домофон | тариф за месяц |
265 | Оплата за содержание жилища | 1 квадратный метр |
266 | Электроэнергия | 100 Киловатт-час |
267 | Газ, транспортируемый по распределительным сетям | 1 кубический метр / 1 килограмм |
268 | Газ сжиженный (в баллонах) | 1 баллон 50 литр |
269 | Уголь каменный | 1 тонна |
270 | Дрова | 1 кубический метр |
271 | Отопление центральное | 1 гигакалорий |
272 | Горячая вода | 1 кубический метр |
273 | Стол | 1 изделие |
274 | Шкаф для платья, белья | 1 изделие |
275 | Стул | 1 изделие |
276 | Набор мебели для спальни | комплект, 5-6 предметов |
277 | Диван-кровать | 1 изделие |
278 | Люстра электрическая | 1 изделие |
279 | Зеркало навесное для ванной комнаты | 1 изделие |
280 | Ковер ворсяной, с добавлением шерсти, шелка | 1 изделие |
281 | Ковер (палас) синтетический | 1 погонный метр |
282 | Чистка и стирка ковров | 1 квадратный метр |
283 | Подушка | 1 изделие |
284 | Комплект постельного белья | комплект из 3-4 предметов |
285 | Одеяло стеганное | 1 изделие |
286 | Пледы из искусственных и шерстяных тканей | 1 изделие |
287 | Полотенца махровые | 1 изделие |
288 | Тюль | 1 погонный метр |
289 | Шторы | 1 погонный метр |
290 | Скатерть | 1 погонный метр |
291 | Ролл-шторы | 1 квадратный метр |
292 | Холодильник с объемом 290-350 литров | 1 изделие |
293 | Морозильник | 1 изделие |
294 | Машина стиральная | 1 изделие |
295 | Пылесос | 1 изделие |
296 | Микроволновая печь | 1 изделие |
297 | Кухонная плита | 1 изделие |
298 | Электрообогреватель | 1 изделие |
299 | Кондиционер | 1 изделие |
300 | Утюг | 1 изделие |
301 | Электрочайник | 1 изделие |
302 | Блендер | 1 изделие |
303 | Электромясорубка | 1 изделие |
304 | Ремонт холодильника (замена мотора - компрессора) | 1 услуга |
305 | Ремонт стиральной машины (замена нагревательного элемента) | 1 услуга |
306 | Стакан | 1 изделие |
307 | Чашка чайная с блюдцем | 1 пара |
308 | Набор чайных пиал | набор |
309 | Тарелка мелкая | 1 изделие |
310 | Нож кухонный | 1 изделие |
311 | Набор столовых приборов из нержавеющей стали | набор |
312 | Кастрюля из нержавеющей стали | 1 изделие |
313 | Казан | 1 изделие |
314 | Сковорода с антипригарным покрытием, диаметр 28 сантиметров | 1 изделие |
315 | Ведро из пластмассы | 1 изделие |
316 | Фильтр-кувшин для очистки питьевой воды | 1 изделие |
317 | Гладильная доска | 1 изделие |
318 | Напольная сушилка для белья | 1 изделие |
319 | Электродрель | 1 изделие |
320 | Лампа электрическая | 1 штука |
321 | Батарейки | 1 штука |
322 | Энергосберегающая лампа | 1 штука |
323 | Молоток | 1 штука |
324 | Мыло хозяйственное | 200 грамм |
325 | Стиральный порошок | 500 грамм |
326 | Отбеливатели | 100 миллилитр |
327 | Средства для чистки ванн, раковин | 1 килограмм |
328 | Крем для обуви | 100 грамм |
329 | Средство для мытья посуды | 250 миллилитр |
330 | Салфетки для уборки | 1 штука |
331 | Флемоксин Солютаб 500 миллиграмм | 20 таблеток |
332 | Поливитамины Мульти-табс Классик | 30 таблеток |
333 | Гипотиазид, 25 миллиграмм | 20 таблеток |
334 | Парацетамол, 500 миллиграмм | 10 таблеток |
335 | Йод раствор 5% | 10 миллилитр |
336 | Корвалол | 25 миллилитр |
337 | Ацетилсалициловая кислота, 500 миллиграмм | 10 таблеток |
338 | Йодомарин, 200 микрограмм | 100 таблеток |
339 | Омез, 10 миллиграмм | 30 капсул |
340 | Канефрон Н | 60 таблеток |
341 | Сироп от кашля Бронхикум-С | 100 миллилитр |
342 | Супрастин, 25 миллиграмм | 10 таблеток |
343 | Ксимелин капли 0,1% | 10 миллилитр |
344 | Ингавирин, 90 миллиграмм | 7 капсул |
345 | Ацикловир, 200 миллиграмм | 20 таблеток |
346 | Азитромицин, 500 миллиграмм | 3 таблетки |
347 | Детримакс Витамин Д3, 50 микрограмм | 60 капсул |
348 | Амброксол, 30 миллиграмм | 20 таблеток |
349 | Нурофен 200 миллиграмм | 12 таблеток |
350 | Ренни | 24 таблетки |
351 | Но-шпа, 40 миллиграмм | 100 таблеток |
352 | Активированный уголь | 10 таблеток |
353 | Эссенциале форте Н | 30 капсул |
354 | Смекта, порошок 3 грамм | 10 пакетиков |
355 | Хилак форте | 30 миллилитр |
356 | Верошпирон, 100 миллиграмм | 30 капсул |
357 | Энап, 5 миллиграмм | 20 таблеток |
358 | Фенистил Нью капли | 20 миллилитр |
359 | Спирт этиловый 90% | 50 миллилитр |
360 | Аквалор Форте спрей | 125 миллилитр |
361 | Шприцы | 1 штука |
362 | Бинт стерильный, 5 метр *10 сантиметр | 1 изделие |
363 | Вата | 1 упаковка (100 грамм) |
364 | Термометр медицинский электронный | 1 штука |
365 | Медицинская маска | 1 штука |
366 | Очки | 1 штука |
367 | Контактные линзы | 1 пара |
368 | Раствор для контактных линз | 120 миллилитр |
369 | Устройства для измерения кровяного давления | 1 штука |
370 | Услуги врачей-специалистов в амбулаториях | 1 посещение |
371 | Первичный прием к врачу | 1 посещение |
372 | Удаление зуба под местным обезболиванием | 1 процедура |
373 | Лечение кариеса | 1 процедура |
374 | Снятие зубных отложений | 1 процедура |
375 | Протезирование зубов | 1 процедура |
376 | УЗИ брюшной полости | 1 процедура |
377 | Общий анализ крови | 1 анализ |
378 | Общий анализ мочи | 1 анализ |
379 | Рентген | 1 исследование |
380 | Магнитно-резонансная томография | 1 исследование |
381 | Циклоскопия | 1 исследование |
382 | Услуги вспомогательного медицинского персонала | 1 процедура |
383 | Массаж шейно-воротниковой зоны | 1 процедура |
384 | Физиотерапевтическое лечение | 1 процедура |
385 | Услуги санаториев | 1 сутки |
386 | Лечение в дневном стационаре | 1 день |
387 | Легковые автомобили импортного производства новые | 1 штука |
388 | Легковые автомобили отечественной сборки новые | 1 штука |
389 | Легковые автомобили импортного производства подержанные | 1 штука |
390 | Электросамокат | 1 штука |
391 | Велосипед для взрослых | 1 штука |
392 | Велосипед детский | 1 штука |
393 | Шины для легкового автомобиля | 1 штука |
394 | Автофильтр масляной для легкового автомобиля | 1 штука |
395 | Бензин АИ-98 | 1 литр |
396 | Бензин АИ-92 | 1 литр |
397 | Бензин АИ-95, А-96 | 1 литр |
398 | Дизельное топливо | 1 литр |
399 | Моторное масло | 1 литр |
400 | Технический осмотр | 1 услуга |
401 | Мойка машин | 1 услуга |
402 | Услуги шиномонтажа | 1 услуга |
403 | Проезд в пригородном поезде | 1 билет |
404 | Проезд в плацкартном вагоне поезда внутриреспубликанского сообщения | 1 билет |
405 | Проезд в купейном вагоне поезда внутриреспубликанского сообщения | 1 билет |
406 | Проезд городским автобусом | разовая поездка автобусом |
407 | Проезд в такси | 1 услуга |
408 | Проезд в междугороднем автобусе | 1 билет |
409 | Полет в салоне экономического класса самолета | 1 билет |
410 | Перевозка грузов | 1 час |
411 | Отправка посылок | 1 услуга |
412 | Курьерские услуги | 1 услуга |
413 | Телефонный аппарат | 1 штука |
414 | Смартфон | 1 штука |
415 | Абонентская плата за телефон | тариф за 1 месяц |
416 | Абонентская плата за доступ к сети Интернет | тариф за 1 месяц |
417 | Услуги кабельного телевидения | тариф за 1 месяц |
418 | Услуги спутникового телевидения | тариф за 1 месяц |
419 | Услуги сотовой связи | тариф за 1 месяц |
420 | Телевизор с диагональю 43-49 дюйма | 1 штука |
421 | Беспроводные наушники | 1 штука |
422 | Фотоаппарат | 1 штука |
423 | Ноутбук | 1 штука |
424 | Планшет | 1 штука |
425 | Флеш-накопитель USB | 1 штука |
426 | Ремонт телевизора | 1 услуга |
427 | Ремонт сотового телефона | 1 услуга |
428 | Ремонт компьютеров, ноутбуков | 1 услуга |
429 | Установка/переустановка операционной системы | 1 услуга |
430 | Домбра, гитара | 1 штука |
431 | Конструктор детский | 1 штука |
432 | Мягкие игрушки | 1 штука |
433 | Настольные игры | 1 штука |
434 | Мяч футбольный | 1 штука |
435 | Санки, тюбинг | 1 штука |
436 | Роликовые коньки | 1 пара |
437 | Розы 70 сантиметров | 1 штука |
438 | Корм для домашних животных | 1 килограмм |
439 | Услуги детских аттракционов | 1 посещение |
440 | Услуги тренажерных залов (абонемент) | 1 месяц |
441 | Услуги бассейнов (абонемент) | 1 месяц |
442 | Занятия в спортивных секциях для детей школьного возраста | 1 месяц |
443 | Занятия по обучению музыке | 1 месяц |
444 | Печать фотографий | 1 штука |
445 | Услуги фотографов (4 цветных снимка на документы) | 1 услуга |
446 | Услуги кинотеатров | 1 билет |
447 | Услуги театров | 1 билет |
448 | Услуги организатора проведения торжеств | 1 услуга |
449 | Словарь иностранного языка | 1 штука |
450 | Тетрадь школьная | 1 штука (12 листов) |
451 | Ручка шариковая | 1 штука |
452 | Набор цветных карандашей | 1 набор (12 штук) |
453 | Альбом для рисования | 1 альбом (12 листов) |
454 | Бумага А4 | пачка 500 листов |
455 | Дома отдыха (внутри республики) | 1 день |
456 | Отдых в Турции | 1 день |
457 | Отдых в Дубай | 1 день |
458 | Услуги детских дошкольных учреждений | за месяц |
459 | Услуги детских центров развития | за месяц |
460 | Услуги частных общеобразовательных организаций | за месяц |
461 | Услуги образовательных центров по школьным предметам | за месяц |
462 | Профессиональное среднее образование | 1 учащегося за год |
463 | Высшее образование | 1 учащегося за год |
464 | Курсы по изучению иностранных языков | 1 учащегося за месяц |
465 | Курсы профессионального обучения | за месяц |
466 | Кофе, чай в кофейне (кафе) | 200 грамм |
467 | Обед в ресторане | 1 блюдо |
468 | Обед в столовой | 1 блюдо |
469 | Фаст-фуд | 1 штука |
470 | Проживание в гостинице | 1 сутки |
471 | Стрижка женская | 1 услуга |
472 | Стрижка мужская | 1 услуга |
473 | Маникюр | 1 услуга |
474 | Педикюр | 1 услуга |
475 | Эпиляция | 1 услуга |
476 | Посещение бани (общий зал) | 1 посещение |
477 | Электробритва | 1 штука |
478 | Фен электрический | 1 штука |
479 | Шампунь | 200 миллилитр |
480 | Гель для душа | 250 миллилитр |
481 | Зубная паста | 75 миллилитр |
482 | Мыло туалетное | 100 грамм |
483 | Мыло детское | 100 грамм |
484 | Крем для лица | 100 миллилитр |
485 | Дезодорант | 110 миллилитр |
486 | Станок для бритья | 1 штука |
487 | Пена, гель для бритья | 200 миллилитр |
488 | Щетка зубная | 1 штука |
489 | Туалетная бумага | 1 штука |
490 | Краска для волос | 1 штука |
491 | Прокладки гигиенические | 10 штук |
492 | Подгузники детские | 10 штук |
493 | Крем для рук | 100 миллилитр |
494 | Часы наручные | 1 штука |
495 | Кольцо обручальное золотое | 1 грамм |
496 | Сумка женская | 1 штука |
497 | Ранец, рюкзак ученический | 1 штука |
498 | Чемоданы, дорожные сумки | 1 штука |
499 | Детские коляски | 1 штука |
500 | Зонт | 1 изделие |
501 | Автострахование | 1 страховой полис |
502 | Медицинское страхование туристов | 1 страховой полис |
503 | Услуги по обслуживанию карточек | 1 услуга |
504 | Оплата за проведение платежей | 1 услуга |
505 | Перевод денежных средств | 1 услуга |
506 | Захоронение | 1 услуга |
507 | Услуги нотариуса | 1 услуга |
508 | Копирование документов | 1 услуга |
Приложение 2 к Методике по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги |
Набор потребительских товаров и услуг для наблюдения за ценами
для выборочного круга городов и районных центров
Сноска. Приложение 2 – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование | Единица измерения |
1 | Рис шлифованный, полированный | 1 килограмм |
2 | Мука пшеничная высшего сорта | 1 килограмм |
3 | Крупа манная | 1 килограмм |
4 | Крупа гречневая | 1 килограмм |
5 | Крупа овсяная | 1 килограмм |
6 | Крупа перловая | 1 килограмм |
7 | Пшено | 1 килограмм |
8 | Хлеб пшеничный из муки первого сорта | 1 килограмм |
9 | Вермишель | 1 килограмм |
10 | Лапша | 1 килограмм |
11 | Рожки | 1 килограмм |
12 | Спагетти | 1 килограмм |
13 | Пряники | 1 килограмм |
14 | Печенье сахарное | 1 килограмм |
15 | Вафли | 1 килограмм |
16 | Сухарики | 100 грамм |
17 | Говядина с костями | 1 килограмм |
18 | Конина с костями | 1 килограмм |
19 | Свинина с костями | 1 килограмм |
20 | Баранина с костями | 1 килограмм |
21 | Куры | 1 килограмм |
22 | Колбаса вареная | 1 килограмм |
23 | Колбаса полукопченая | 1 килограмм |
24 | Консервы мясные тушеные | 1 условная банка весом 350 грамм |
25 | Рыба свежая или охлажденная | 1 килограмм |
26 | Скумбрия холодного копчения | 1 килограмм |
27 | Сельдь соленая | 1 килограмм |
28 | Шпроты в масле | 240 грамм |
29 | Молоко ультрапастеризованное, стерилизованное | 1 литр |
30 | Молоко сгущенное с сахаром | 1 условная банка весом 400 грамм |
31 | Сметана | 1 килограмм |
32 | Кефир 2,5% жирности | 1 литр |
33 | Сыр твердый | 1 килограмм |
34 | Творог 5-9% жирности | 1 килограмм |
35 | Яйца, 1 категории | 10 штук |
36 | Масло сливочное несоленое | 1 килограмм |
37 | Маргарин | 1 килограмм |
38 | Масло подсолнечное | 1 литр |
39 | Яблоки | 1 килограмм |
40 | Семечки подсолнечные | 1 килограмм |
41 | Курага | 1 килограмм |
42 | Капуста белокочанная | 1 килограмм |
43 | Лук репчатый | 1 килограмм |
44 | Свекла | 1 килограмм |
45 | Морковь | 1 килограмм |
46 | Огурцы | 1 килограмм |
47 | Помидоры | 1 килограмм |
48 | Картофель | 1 килограмм |
49 | Горох | 1 килограмм |
50 | Сахар-песок | 1 килограмм |
51 | Карамель | 1 килограмм |
52 | Конфеты глазированные шоколадом | 1 килограмм |
53 | Конфеты неглазированные шоколадом | 1 килограмм |
54 | Жевательная резинка | упаковка |
55 | Шоколад | 1 килограмм |
56 | Перец красный молотый | 1 килограмм |
57 | Перец черный молотый | 1 килограмм |
58 | Майонез | 1 килограмм |
59 | Дрожжи | 1 килограмм |
60 | Томатный кетчуп | 1 литр |
61 | Соль, кроме экстра | 1 килограмм |
62 | Кофе растворимый | 1 килограмм |
63 | Чай черный байховый | 1 килограмм |
64 | Вода питьевая | 1 литр |
65 | Напитки газированные | 1 литр |
66 | Соки фруктовые | 1 литр |
67 | Водка | 1 литр |
68 | Пиво с содержанием алкоголя | 1 литр |
69 | Сигареты с фильтром | 1 пачка (20 штук) |
70 | Газ сжиженный (в баллонах) | 1 баллон 50 литр |
71 | Уголь каменный | 1 тонна |
72 | Дрова | 1 кубический метр |
73 | Мыло хозяйственное | 200 грамм |
74 | Стиральный порошок | 500 грамм |
75 | Средство для мытья посуды | 250 миллилитр |
76 | Лампа электрическая | 1 штука |
77 | Батарейки | 1 штука |
78 | Парацетамол, 500 миллиграмм | 10 таблеток |
79 | Йод раствор 5% | 10 миллилитр |
80 | Ацетилсалициловая кислота, 500 миллиграмм | 10 таблеток |
81 | Но-шпа, 40 миллиграмм | 100 таблеток |
82 | Активированный уголь | 10 таблеток |
83 | Спирт этиловый 90% | 50 миллилитр |
84 | Шприцы | 1 штука |
85 | Бензин АИ-92 | 1 литр |
86 | Тетрадь школьная | 1 тетрадь (12 листов) |
87 | Ручка шариковая | 1 штука |
88 | Набор цветных карандашей | 1 набор (12 штука) |
89 | Альбом для рисования | 1 альбом (12 листов) |
90 | Шампунь | 200 миллилитр |
91 | Зубная паста | 75 миллилитр |
92 | Мыло туалетное | 100 грамм |
93 | Станок для бритья | 1 штука |
94 | Туалетная бумага | 1 штука |
95 | Краска для волос | 1 штука |
96 | Подгузники детские | 10 штук |
Приложение 3 к Методике по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги |
Пример процедуры замены телевизора
В базовом объекте более двух месяцев отсутствует телевизор со следующими характеристиками:
1) тип телевизора – жидкокристаллический;
2) размер экрана (диагональ) – 102 см;
3) торговая марка и модель – LG KDL-40R453 Smart;
4) цена – 129 990 тенге.
Для осуществления процедуры замены телевизора определяется его потребительский сегмент. Одним из критериев потребительского сегмента является размер диагонали телевизора, который определяет цель предназначения телевизора.
В базовом объекте наблюдался телевизор с большой диагональю экрана 102 см. Исходя из размера экрана телевизора, товар распределяется по моделям с подходящим типом, торговой маркой и другими характеристиками.
Распределение моделей телевизоров в базовом объекте по соответствующим характеристикам
Samsung UE40HU7000UXKZ Smart 4K UHD | Samsung UE40H6500ATXKZ Smart | Hisense LED-N42K220DP | Samsung UE-43J5500AUXKZ Smart | |
Цена | 189 990 | 132 500 | 99 990 | 154 990 |
Тип экрана |
жидкокристал- |
жидкокристал- | плазменный |
жидкокристал- |
Диагональ, см | 102 | 102 | 107 | 107 |
Разрешение экрана | 3840x2160 | 1920x1080 | 1920x1080 | 1920x1080 |
Частота развертки, Гц | 200 | 100 | 100 | |
Соотношение сторон | 16:9 | 16:9 | 16:9 | |
HD-формат |
2160р |
1080p | 1080p Full HD | |
Поддержка технологии "SMART TV" | Да | Да | Нет | Да |
Поддержка 3D | Нет | Нет | Нет | Нет |
Поддержка Wi-Fi | Да | Да | Нет | Да |
Количество HDMI | 4 | 4 | 3 | |
Количество USB | 3 | 3 | 2 | |
Разъем SCART | Да | Да | Нет |
Наиболее подходящей моделью для замены телевизора "LG KDL-40R453 Smart" является модель "Samsung UE40H6500ATXKZ Smart". Подобранная для замены модель телевизора "Samsung UE40H6500ATXKZ Smart" имеет идентичные характеристики (диагональ, тип, разрешение экрана, частота развертки и формат изображения) и относится к той же торговой марке (средняя ценовая котировка).
Замена товара производится методом "прямого сопоставления цен" в соответствии с подпунктом 1) пункта 42 Методологии. Цена телевизора "Samsung UE40H6500ATXKZ Smart" (132 500 тенге) напрямую сравнивается с ценой отсутствущей модели "LG KDL-40R453 Smart" (129 990 тенге) и отражается индекс цен 101,9%.
Классификация торговых марок телевизора по ценовым котировкам
Ценовая категория | |||
Высокая | Средняя | Низкая | |
Телевизоры | SONY, TOSHIBA, LOEWE, PANASONIC | LG, SAMSUNG, PHILLIPS, SHARP | DAEWOO, HAIER, AKAI, AVEST, BBK, ELENBERG, VESTEL, SUPRA, ERICSSON |
При ситуации, когда выбранный для замены телевизор "Samsung UE40H6500ATXKZ Smart" (диагональ 102 см) не относится к модели с большим объемом продаж и представлен на рынке малым количеством, подбирается репрезентативная модель товара. Замена производится путем определения доли объема продаж, оценка которого осуществляется с помощью продавца-консультанта базового объекта (например, наиболее представительной моделью для замены определен экспертным методом телевизор "Samsung UE-43J5500AUXKZ Smart" (цена 154 990 тенге).
Заменяющая модель телевизора "Samsung UE-43J5500AUXKZ Smart" отличается от предыдущей модели "LG KDL-40R453 Smart" по размеру экрана (диагональ 107 см). При значительном изменении в качестве товара, когда заменяющий товар не сопоставим с отсутствующим, применяется корректировка цен на качество товара методом "совмещения" в соответствии с подпунктом 2) пункта 42 Методологии.
Замена телевизора "LG KDL-40R453 Smart" на "Samsung UE-43J5500AUXKZ Smart" осуществляется путем корректировки предыдущей цены, отсутствующего товара (129 990 тенге) на цену заменяющего за предыдущий период (154 990 тенге).
Приложение 4 к Методике по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги |
Пример процедуры замены автомобиля
Автомобильный рынок, как и рынок электробытовой техники подвержен частым технологическим изменениям. По позиции автомобили, процедуру замены осуществляют как в рамках одной модели определенной марки, так и в рамках двух разных марок автомобилей. Под моделью подразумевается разновидность продукции определенной марки автомобиля.
Пример марок, моделей и комплектации автомобилей
Марки | Модели | Комплектация |
Renault |
Logan |
Access |
Chevrolet |
Cobalt | LS, LT, LTZ |
Kia |
Picanto | Base, Base+, Luxe, Prestige, Premium, Comfort |
При осуществлении процедуры замены товара рассматривается тип кузова автомобиля, особенно при замене в рамках одной марки и модели автомобиля.
Классификация легковых автомобилей по типу кузова подразделяется на:
1) седан;
2) универсал;
3) хетчбэк;
4) внедорожник;
5) минивэн.
Вместе с информацией о типах кузова учитываются данные о классах автомобиля. Классы автомобилей обозначаются латинскими буквами (основные виды "A", "B", "C", "D", "Е").
Автомобиль одной модели (например, Volkswagen Passat) с типом кузова седан, класса D не сравнивается с автомобилем другой модели (например, BMW 5) с типом кузова седан, класса E. Автомобили класса D относятся к среднему классу, а автомобили класса Е – к высшему среднему, что значительно влияет на цену автомобиля.
При замене автомобиля в рамках одной марки, модели и комплектации, но разного года выпуска применяется метод "прямого сопоставления цен" в соответствии с подпунктом 1) пункта 42 Методологии.
При снятии с производства автомобиля определенной марки и модели подбирается автомобиль другой марки и модели со схожими характеристиками (комплектацией, типом кузова, классом и годом выпуска).
Условный пример, в отчетном периоде автомобиль марки Renault модели Logan комплектации Access (без кондиционера, тип кузова седан, класса B, год выпуска 2015 год) со стоимостью 3 000 500 тенге стала непопулярной, и снизились объемы его продаж. Автосалон принял решение не продавать автомобиль данной комплектации в виду нерепрезентативности товара на рынке.
Для осуществления замены автомобиля, изучается рынок автомобиля марки Renault, по имеющимся в продаже моделям и комплектациям. При выборе замещающего товара учитывается его репрезентативность, устойчивое наличие в продаже и объем продаж. Изучив рынок автомобиля данной марки, для замены выбирается наиболее репрезентативная модель Logan комплектации Confort (с кондиционером, тип кузова седан, класса B, год выпуска 2016 год) со стоимостью 3 720 000 тенге.
Замещающаяся модель автомобиля по сравнению с отсутствующей имеет значительное отличие по параметру характеристики (наличие кондиционера). При наличии значительных отличий в изменении качества товара применяется корректировка цен методом "совмещения" в соответствии с подпунктом 2) пункта 42 Методологии.
Автомобиль марки Renault модель Logan комплектации Access (3 000 500 тенге) заменяется этой же моделью, но комплектации Confort (цена 3 720 000 тенге) путем корректировки предыдущей цены на цену заменяющего.
Приложение 5 к Методике по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги |
Перечень сильновыраженных сезонных товаров
Сноска. Приложение 5 – в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 31.08.2021 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование |
1 | Куртка зимняя мужская (пуховик) |
2 | Меховая шуба |
3 | Куртка зимняя женская (пуховик) |
4 | Комбинезон (костюм) зимний для детей дошкольного возраста |
5 | Куртка зимняя для детей школьного возраста |
6 | Шапка меховая мужская |
7 | Шапка меховая женская |
8 | Мужские зимние сапоги |
9 | Женские сапоги, ботинки зимние |
10 | Сапоги, ботинки зимние детские |
11 | Пальто мужское демисезонное |
12 | Куртка мужская (ветровка) |
13 | Пальто женское демисезонное |
14 | Куртка женская (ветровка) |
15 | Куртка демисезонная для детей школьного возраста |
16 | Мужские шапки, кепи |
17 | Женские шапки, береты |
18 | Платки, шарфы |
19 | Мужские ботинки, полуботинки демисезонные |
20 | Женские сапоги, ботинки демисезонные |
21 | Ботинки, полуботинки детские демисезонные |
22 | Комбинезон для младенцев |
23 | Мужские сандалеты, летние туфли |
24 | Женские босоножки кожаные |
25 | Сандалеты, босоножки, туфли летние детские |
26 | Роликовые коньки |
27 | Санки, тюбинг |
28 | Электросамокат |
29 | Велосипед для взрослых |
30 | Велосипед детский |
31 | Уголь каменный |
32 | Киви |
33 | Цветная капуста |
Приложение 6 к Методике по наблюдению за ценами на потребительские товары и услуги |
Комбинация применения статусов товаров (услуг) при регистрации цен
Статус предыдущего периода | Не допустимо | Статус отчетного периода | Разрешено | Статус отчетного периода |
О1 | О1, О3, О4, О5,О6, О7, О8, СТ, З | О2, С, НС | ||
О2 | О1, О2, О4, О5,О6, О7, О8, СТ, З | О3, С, НС | ||
О3 | О1, О2, О3, О5,О6, О7, О8, СТ | О4, С, З, НС | ||
О4 | О1, О2, О3, О4, О6, О7, О8 | О5, С, З, НС | ||
О5 | О1, О2, О3, О4, О5, О7, О8 | О6, С, З, НС | ||
О6 | О1, О2, О3, О4, О5, О6, О8 | О7, С, З, НС | ||
О7 | О1, О2, О3, О4, О5, О6, О7 | О8, С, З, НС | ||
О8 | О1, О2, О3, О4, О5, О6, О7, О8 | З, С, НС | ||
О9 | О1, О2, О3, О4, О5, О6, О7, О8, С, СТ | З, НС | ||
С | О2, О3, О4, О5, О6, О7, О8 | С, О1, З, НС,СТ | ||
З | З, О2, О3, О4, О5, О6, О7, О8, НС | С, О1, СТ | ||
СТ | О2, О3, О4, О5, О6, О7, О8 | С, О1, З, НС, СТ | ||
НС | НС, О2, О3, О4, О5, О6, О7, О8,З | С, О1, СТ |
Обозначение статусов О1-О9:
О1 – Товар отсутствует один период;
О2 – Товар отсутствует в течение двух периодов;
О3 – Товар отсутствует в течение трех периодов;
О4 – Товар отсутствует в течение четырех периодов;
О5 – Товар отсутствует в течение пяти периодов;
О6 – Товар отсутствует в течение шести периодов;
О7 – Товар отсутствует в течение семи периодов;
О8 – Товар отсутствует в течение восьми периодов;
О9 –Товар отсутствует в течение девяти периодов.