В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2001 года № 655 "О договоре о доверительном управлении Национальным фондом Республики Казахстан", а также в целях обеспечения эффективности доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 65 "Об утверждении Правил осуществления инвестиционных операций Национального фонда Республики Казахстан" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4361) следующие изменения и дополнения:
заголовок изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
пункт 1 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в Правилах осуществления инвестиционных операций Национального фонда Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:
заголовок изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в главе 1:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Глава 1. Общие положения";
пункт 1 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
пункт 4 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
заголовок изложить в следующей редакции:
"Глава 2. Основные понятия";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Кредитный рейтинг – показатель уровня кредитного риска по долговым финансовым инструментам, эмитентам, контрпартнерам, присваиваемый международными рейтинговыми агентствами.";
пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:
"17. Сберегательный портфель – это портфель, целью которого является сохранность и обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при соответствующем уровне риска. Все поступления в сберегательный портфель и трансферты из сберегательного портфеля осуществляются через стабилизационный портфель.
18. Стабилизационный портфель – это портфель, целью которого является обеспечение достаточного уровня ликвидности активов.";
дополнить пунктами 26-2, 26-3 и 26-4 следующего содержания:
"26-2. Переходный период – период, начиная с 2017 года, длительностью от 3 (трех) до 5 (пяти) лет, в течение которого осуществляется переход к новому целевому стратегическому распределению сберегательного портфеля.
26-3. План перехода – ряд последовательных действий Национального Банка в течение Переходного периода, направленных на приведение активов сберегательного портфеля к новому стратегическому распределению.
26-4. Стратегия Усреднения значений входа EVА (Enter Value Averaging) – стратегия перераспределения активов, при которой производится приведение активов к заранее рассчитанным весам по определенному графику в соответствии с планом перехода.";
в главе 3:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Глава 3. Общая стратегия по управлению портфелями Фонда";
пункты 28 и 29 изложить в следующей редакции:
"28. Максимальный размер стабилизационного портфеля составляет 10 (десять) миллиардов долларов США. В случае, если по итогам года размер стабилизационного портфеля превышает 10 (десять) миллиардов долларов США, средства в размере не менее суммы превышения переводятся из стабилизационного в сберегательный портфель в течение 1 (одного) квартала.
29. Для обеспечения изъятий в республиканский бюджет гарантированных и целевых трансфертов из Фонда при недостаточности средств производится перевод части активов из сберегательного портфеля в стабилизационный портфель.";
пункт 30 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
часть вторая пункта 32 изложена в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Операции репо и обратного репо должны осуществляться с контрпартнерами, имеющими краткосрочные кредитные рейтинги не ниже А-1 (Standard&Poor’s)/P1 (Moody’s) и долгосрочные кредитные рейтинги не ниже A- (Standard&Poor’s)/A3 (Moody’s). Обеспечением для операций обратного репо должны быть ценные бумаги с минимальным кредитным рейтингом не ниже A+ (Standard&Poor’s)/А1 (Moody’s), рыночная стоимость которых составляет не менее 100 (сто) процентов от суммы операции.";
пункт 34 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
пункт 35-1 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
пункт 35-4 изложить в следующей редакции:
"35-4. В случае отсутствия у государственной ценной бумаги кредитного рейтинга применяется суверенный рейтинг страны-эмитента, до присвоения кредитного рейтинга государственной ценной бумаге.";
в главе 4:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Глава 4. Основные параметры стабилизационного портфеля";
пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Стабилизационный портфель состоит из высоколиквидных активов стран с кредитным рейтингом не ниже, чем А-(Standard&Poor’s)/А3 (Moody’s).";
пункт 38 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в главе 5:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Глава 5. Параметры сберегательного портфеля";
в параграфе 1:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Параграф 1. Основные параметры сберегательного портфеля";
пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44. Сберегательный портфель делится на портфель ценных бумаг с фиксированным доходом, портфель акций и портфель альтернативных инструментов.";
пункт 45 исключить;
пункт 46 изложить в следующей редакции:
"46. Целевым стратегическим распределением активов сберегательного портфеля по окончании переходного периода является:
1) 60 (шестьдесят) процентов – облигации, включая:
35 (тридцать пять) процентов – государственные облигации развитых стран;
15 (пятнадцать) процентов – государственные облигации развивающихся стран;
10 (десять) процентов – корпоративные облигации;
2) 35 (тридцать пять) процентов – акции;
3) до 5 (пяти) процентов – альтернативные инструменты.";
пункт 47 исключить;
дополнить параграфом 1-1 следующего содержания:
"Параграф 1-1. Основные параметры сберегательного портфеля переходного периода
47-1. Переход к новому стратегическому распределению активов сберегательного портфеля осуществляется в соответствии с планом перехода согласно приложению 3-1 к настоящим Правилам, который включает в себя распределение целевых долей портфелей в составе сберегательного портфеля на конец каждого года, с внесением соответствующих изменений в настоящие Правила в течение переходного периода.
47-2. В случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или необходимости дополнительного времени на подготовку инфраструктуры сберегательного портфеля разрешается отклонение от плана перехода.
47-3. Реализация плана перехода, включая ежеквартальные изменения, основываются на стратегии Усреднения значений входа EVA (Enter Value Averaging).
47-4. Первый этап плана перехода, запланированный на 2017 год, осуществляется в течение четвертого квартала 2017 года.";
в параграфе 2:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Параграф 2. Параметры портфеля ценных бумаг с фиксированным доходом (государственных облигаций развитых стран)";
пункт 48 изложить в следующей редакции:
"48. Эталонным портфелем для портфеля ценных бумаг с фиксированным доходом сберегательного портфеля считается композитный индекс облигаций развитых стран мира, состоящий из следующих индексов высоколиквидных ценных бумаг:
Merrill Lynch U.S. Treasuries, 1-5 Yrs (GVQ0) – 55 (пятьдесят пять) процентов;
Merrill Lynch 1-5 Year All Euro Government Index, DE, FR, NL, AT, LU, FI (EVDF) – 15 (пятнадцать) процентов;
Merrill Lynch U.K. Gilts, 1-5 Yrs (GVL0) – 10 (десять) процентов;
Merrill Lynch Japanese Governments, 1-5 Yrs (GVY0) – 5 (пять) процентов;
Merrill Lynch Australian Government, 1-5 Yrs (GVT0) – 5 (пять) процентов;
Merrill Lynch Canadian Governments, 1-5 Yrs (GVC0) – 5 (пять) процентов;
Merrill Lynch South Korean Government Index, 1-5 Yrs (GSKV) – 5 (пять) процентов.
Возврат к эталонному распределению в данном индексе производится в последний рабочий день календарного квартала. Состав ценных бумаг в индексе меняется ежемесячно. Показатели доходности и риска рассчитываются ежедневно.";
пункт 50 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
пункт 51 изложить в следующей редакции:
"51. Минимальный долгосрочный кредитный рейтинг ценной бумаги – BBB (Standard&Poor’s)/Baa2 (Moody’s). На корпоративные ценные бумаги в портфеле отдельного управляющего сберегательного портфеля устанавливаются лимиты по долгосрочному кредитному рейтингу (Standard&Poor's/Moody's) на корпоративные ценные бумаги в портфеле отдельного управляющего сберегательного портфеля согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
Минимальный краткосрочный кредитный рейтинг эмитента корпоративных ценных бумаг денежного рынка – А3 (Standard&Poor’s)/P3 (Moody’s).
Максимальные отклонения в сберегательном портфеле для государственных ценных бумаг стран, не входящих в эталонный индекс, агентских долговых обязательств, долговых обязательств международных финансовых организаций с долгосрочным кредитным рейтингом АА-(Standard&Poor's)/Aa3(Moody's) и ниже определяются согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Ценные бумаги под залог недвижимости (MBS) или активов (ABS) имеют кредитные рейтинги от ААА до ВВВ (Standard&Poor’s) или от Ааа до Ваа2 (Moody’s).";
дополнить пунктом 51-1 следующего содержания:
"51-1. Ожидаемая изменчивость отклонения доходности портфеля ценных бумаг с фиксированным доходом (государственных облигаций развитых стран) от доходности эталонного портфеля (tracking error) – 2 (два) процента.";
в параграфе 3:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Параграф 3. Параметры портфеля акций";
пункт 54 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
дополнить пунктом 55-2 следующего содержания:
"55-2. Ожидаемая изменчивость отклонения доходности портфеля акций от доходности эталонного портфеля (tracking error) – 3,75 (три целых семьдесят пять сотых) процента.";
дополнить параграфом 4 следующего содержания:
"Параграф 4. Портфель альтернативных инструментов
55-3. Целевым уровнем доходности портфеля альтернативных инструментов является доходность композитного индекса, состоящего на 80 (восемьдесят) процентов из индекса MSCI АCWI Investable Market Index и на 20 (двадцать) процентов из индекса Barclays Global Aggregate Bond Index, измеряемых в долларах США.
Возврат к эталонному распределению в данном композитном индексе производится в последний рабочий день календарного квартала.
При этом минимальный уровень доходности составляет значение индекса инфляции в США (US CPI) +3 (три) процента, в годовом исчислении.
55-4. Целью портфеля альтернативных инструментов является обеспечение доходности активов в долгосрочной перспективе и диверсификация активов Фонда. В соответствии с целью портфеля альтернативных инструментов оценка его эффективности осуществляется за период свыше 15 (пятнадцати) лет.
55-5. Управление портфелем альтернативных инструментов осуществляет акционерное общество "Национальная инвестиционная корпорация Национального Банка Казахстана" (далее – Корпорация).
55-6. При осуществлении инвестиций в портфеле альтернативных инструментов Корпорация соблюдает ограничения, установленные настоящими Правилами.
55-7. Активы портфеля альтернативных инструментов инвестируются в следующие альтернативные инструменты:
1) хедж-фонды;
2) частный капитал;
3) инвестиции в недвижимость;
4) инфраструктурные инвестиции;
5) ликвидные альтернативные инструменты.
55-8. При передаче активов портфеля альтернативных инструментов в управление для осуществления инвестиций в фонды фондов (fund of funds) и путем прямого инвестирования в фонды допускается инвестирование посредством приобретения акций и долей компаний специального назначения (special purpose vehicle).";
заголовок главы 5-1 изложить в следующей редакции:
"Глава 5-1. Параметры портфеля золота";
пункт 56-4 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
заголовок главы 6 изложить в следующей редакции:
"Глава 6. Ограничения при выборе внешних управляющих";
заголовок главы 7 изложить в следующей редакции:
"Глава 7. Ограничения при выборе кастодианов";
заголовок главы 8 изложить в следующей редакции:
"Глава 8. Использование структурных продуктов";
заголовок главы 9 изложить в следующей редакции:
"Глава 9. Отчетность";
заголовок главы 10 изложить в следующей редакции:
"Глава 10. Лимиты кредитного риска";
пункты 73 и 74 изложены в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
правый верхний угол приложения 2 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
дополнить приложением 3-1 согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
правый верхний угол приложения 4 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
правый верхний угол приложения 5 изложен в новой редакции на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
приложение 6 изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Департаменту монетарных операций (Молдабекова А.М.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Пирматова Г.О.
5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Национального Банка |
Д. Акишев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство финансов
Республики Казахстан
И.о. Министра _______________ Б. Шолпанкулов
20 июля 2017 года
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство национальной
экономики Республики Казахстан
Министр ________________ Т. Сулейменов
8 августа 2017 года
План перехода
Целевые доли портфелей в составе сберегательного портфеля на конец каждого года | |||||
Год | Облигации | Акции развитых стран | Альтернативные инструменты | ||
Государственные | Корпоративные | ||||
развитых стран | развивающихся стран | ||||
2017 | 75% | 23% и выше | порядка 2% или порядка 1 млрд. долларов США | ||
2018 | 62% | 5% | 3% | 26% и выше | порядка 4% или порядка 2 млрд. долларов США |
2019 | 49% | 10% | 6% | 31% и выше | порядка 4% или порядка 2 млрд. долларов США |
2020 | 35% | 15% | 10% | 35% и выше | до 5% |
Максимальные отклонения в сберегательном портфеле для государственных ценных бумаг стран, не входящих в эталонный индекс, агентских долговых обязательств, долговых обязательств международных финансовых организаций с долгосрочным кредитным рейтингом АА-(Standard&Poor's)/Aa3(Moody's) и ниже
Вид активов | Рыночная стоимость | |
Минимум | Максимум | |
С долгосрочным кредитным рейтингом от ВВВ/Baa2 до BBB+/ Baa1 включительно (доля активов с долгосрочным кредитным рейтингом BBB/Ваа2 не должна превышать 3%) | 0 % | 6 % |
С долгосрочным кредитным рейтингом от А-/А3 до А/А2 включительно | 0 % | 9% |
С долгосрочным кредитным рейтингом от А+/А1 до АА-/Аа3 включительно | 0 % | 18 % |