ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8786, опубликованный 18 февраля 2014 года в газете "Казахстанская правда" № 33 (27654), следующие изменение:
заголовок приказа изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала";
Квалификационные требования, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала, утвержденных указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан |
Ж. Қасымбек |
Квалификационные требования, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Квалификационные требования, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала (далее – Квалификационные требования) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации "Выдача свидетельств авиационному персоналу", документ 9379 "Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой", документ 9841 "Руководство по утверждению учебных организаций", документ 9868 "Подготовка персонала").
2. Настоящие Квалификационные требования определяют критерии соответствия физических лиц, имеющих право определять уровень квалификации авиационного персонала, с целью внесения в свидетельства авиационного персонала квалификационных отметок, а также специальных отметок, касающихся ограничений и предоставляемых прав.
3. Целью подготовки экзаменаторов, является формирование компетентных лиц из числа авиационного персонала и инструкторов в авиационных учебных центрах (далее – АУЦ) и организациях гражданской авиации для оценки квалификации держателей или кандидатов для получения свидетельства авиационного персонала.
4. Основные термины, используемые в настоящих Квалификационных требованиях:
1) возможности человека - способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.
2) время наземной тренировки по приборам – время, в течение которого пилот отрабатывает на земле имитируемый полет по приборам на тренажерном устройстве имитации полета;
3) время полета (налет) по приборам – время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров;
4) проверка (тест) на определение знаний (Skill Test) – тест, нацеленный на выявление знаний, для выдачи свидетельство или допуска;
5) время самостоятельного налета – время полета, в течение которого студент-пилот является единственным лицом на борту ВС (SOLO);
6) квалификационная система подготовки и оценки - система подготовки и оценки, для которой характерны ориентация на результаты, особое внимание к стандартам эффективности выполнения операций и измерению этих стандартов, а также разработка учебного курса на основе установленных стандартов эффективности;
7) экзаменатор (оценщик) – физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, уполномоченное и назначенное уполномоченным органом проводить оценку теоретических знаний и/или практических навыков авиационного персонала, специалистов с целью выдачи/продления свидетельств/квалификационных отметок и допуска к самостоятельной деятельности;
8) контроль факторов угрозы – процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угроз и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний;
9) контроль ошибок – процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний;
10) инструктор – лицо, осуществляющее непосредственную деятельность по профессиональной подготовке и тестирование навыков авиационного персонала в соответствии со своей квалификацией;
11) проверка владения практическими навыками (Proficiency Check) – это экзамен для ре-валидации (подтверждения) или продления ранее выданного допуска;
12) процесс - ряд взаимосвязанных или взаимозависимых действий, трансформирующих затраты в продукцию;
13) процедура - способ документального подтверждения процесса;
14) политика - документ с изложением позиции или точки зрения организации по конкретному вопросу;
15) техническое обслуживание - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта;
16) критерии эффективности - простое оценочное изложение требуемых результатов при демонстрации квалификационных элементов и описание критериев, используемых для определения того, достигнут ли требуемый уровень эффективности их выполнения;
17) время полета:
для самолетов, автожиров, мотодельтапланов и воздушных судов (далее – ВС) с системой увеличения подъемной силы - общее время с момента начала движения ВС с целью взлета до момента его остановки по окончании полета;
для вертолетов - общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов c целью взлета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения несущих лопастей;
для дирижаблей - общее время с момента, когда дирижабль освобождается от мачты для целей взлета до момента, когда дирижабль окончательно останавливается после завершения полета и закрепляется на мачте;
для планеров - общее время нахождения в полете на буксире или без буксира с момента, когда планер начинает разбег по земле в процессе взлета, до момента, когда планер останавливается после завершения полета;
для аэростатов - общее время с момента, когда гондола отрывается от земли для целей взлета, до момента, когда она окончательно останавливается после завершения полета;
18) летное мастерство – постоянное принятие и осуществление правильных решений по управлению ВС с использованием знаний, навыков и умений для достижения целей полета;
19) продление – административное действие, предпринятое после того как срок действия допуска или разрешения истҰк, продлевающее срок действия прав, предоставляемых допуском или разрешением на дальнейший срок, в случае выполнения чҰтко оговоренных требований;
20) тренажерное устройство имитации полета (тренажер) – любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:
тренажер летный, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа воздушного судна, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа воздушного судна;
тренажер процедурный, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно - технические характеристики ВС определенного класса;
тренажер базовой подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета ВС по приборам.
Глава 2. Общие квалификационные требования к экзаменаторам
5. К кандидату на получение квалификации экзаменатора, осуществляющего оценку лиц, которым выдается свидетельство авиационного персонала, предъявляются следующие общие для специализаций квалификационные требования, а также Квалификационные требования предъявляемым к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года № 362 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7058), наличие:
действующей квалификационной отметки инструктора (FI, TRI, CRI, IRI, SFI, MCCI, STI);
действующего свидетельства в качестве:
членов летного экипажа пилот сверхлегкого воздушного судно (планер, мотодельтаплан, автожир, свободный аэростат, дирижабль) – ULP. Пилот легкого воздушного судна (самолет) – LAPL. Частный пилот (самолет, вертолет, воздушное судно с увеличением подъемной силы) – PPL. Пилот коммерческой авиации (самолет, вертолет) – CPL. Пилот многочленного экипажа (самолет) – MPL. Линейный пилот (самолет, вертолет) – ATPL;
членов летного экипажа, отличные от пилотов штурман, бортинженер (бортмеханик), бортрадист;
другого авиационного персонала диспетчер обслуживания воздушного движения (далее – ОВД), специалист по техническому обслуживанию воздушных судов (далее – специалист по ТО ВС), сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер, оператор авиационной станции (расположенной на морской установке).
6. К экзаменатору предъявляются следующие квалификационные требования:
1) знание инструктивного материала, регламентирующие порядок и процедуры определения уровня квалификации авиационного персонала, умение применять и толковать их;
2) наличие опыта работы в области обучения и проведения оценки практических навыков;
3) наличие практического опыта работы по профилю оцениваемой деятельности;
4) наличие квалификационных отметок (рейтингов), равнозначных свидетельствам и квалификационным отметкам авиационного персонала, для которых они уполномочены проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;
5) наличие соответствующей профессиональной подготовки в качестве экзаменатора;
6) знание процедур проведения квалификационной оценки, включая:
сбор объективных данных;
оценка объективных данных;
представление отчета о принятой оценке;
7) знание систему выдачи свидетельств авиационному персоналу;
8) не имение личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения экзаменов;
9) обладание высокими моральными качествами.
7. Квалификационные требования для продления срока назначения экзаменатора, за исключением экзаменатора специалистов по ТО ВС:
1) наличие не менее двух проверок (как экзаменатора) в год в течение периода исполнения своих обязанностей;
2) наличие одной проверки (как экзаменатора) под контролем другого экзаменатора, в течение срока назначения (данная проверка может быть выполнена на комплексном тренажере);
3) наличие действующих квалификационных и специальных отметок в свидетельстве авиационного персонала;
4) наличие документов подтверждающих прохождение курсов поддержания профессионального уровня по специальной программе для экзаменаторов один раз в 3 года.
8. Экзаменатор демонстрирует уровень теоретических и практических знаний в следующих областях:
1) нормативных правовых актов Республики Казахстан в области гражданской авиации, соответствующих сфере деятельности экзаменатора;
2) нормативных документов международных организаций в области гражданской авиации, связанных с особенностями сферы деятельности и инструктивный материал по отношению к обязанностям экзаменаторов;
3) возможности и ограничения человека, включая факторы угроз и ошибок соответствующей сферы деятельности;
4) принципов установления рабочих взаимоотношений с лицом, в отношении которого осуществляется проверка знаний, умений и навыков;
5) принципов и методов проведения оценивания, выставления адекватной оценки и установления соответствия знаний, навыков и умений кандидатов, включая обоснованное принятие решения по оценке, предоставление оцениваемому физическому лицу конструктивной информации о результатах оценки;
6) ведения документации, включая обеспечение достоверности и надежности собранных данных, регистрацию документов, мероприятия по защите персональных данных экзаменуемых в отношении проводимых проверок и результатов;
7) инструктаж, проведение проверки уровня знаний, навыков и умений кандидата в экзаменаторы;
8) демонстрацию организации и подготовку к проведению экзамена под руководством экзаменатора соответствующей категории и профиля деятельности;
9) опрос и оценивание экзаменуемого, документирование процедур проверки.
Глава 3. Квалификационные требования к экзаменаторам, имеющие право определять уровень квалификации пилотов
9. Определяются следующие виды экзаменаторов для пилотов:
1) летный экзаменатор – (FE);
2) экзаменатор по типу ВС – (ТRE);
3) экзаменатор по классу ВС – (СRE);
4) экзаменатор инструментальной квалификации – (IRE);
5) экзаменатор на тренажере – (SFE);
6) экзаменатор летных инструкторов – (FIE).
10. Экзаменаторы указанные в пункте 9 настоящих Правил, имеют свидетельства авиационного персонала и квалификационные отметки, равнозначные свидетельствам авиационного персонала и квалификационным отметкам пилотов, штурманов, бортинженеров для которых они уполномочены проводить оценку профессиональных навыков и летных умений, а также квалификацию инструктора, дающее полномочия на обучение для получения свидетельств и квалификационных отметок.
11. Оценку профессиональных навыков, проверку тренажерной или летной подготовки командира воздушного судна (далее – КВС) осуществляют экзаменаторы, имеющие квалификации для выполнений функций КВС.
Параграф 1. Квалификационные требования к летному экзаменатору – FE
12. Кандидат на получение квалификации летного экзаменатора "самолет" - FE(А) имеет:
1) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства LAPL - не менее 500 часов налета в качестве пилота ВС, в том числе не менее 100 часов в качестве инструктора FI(A), FI(MGH) или FI(Ag);
2) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства PPL(A) и СPL(A) - не менее 1000 часов налета в качестве пилота ВС, в том числе не менее 250 часов в качестве инструктора FI(A) для СPL.
13. Кандидат на получение квалификации летного экзаменатора "вертолет" - FE(Н) имеет:
1) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства PPL(Н) - не менее 500 часов налета в качестве пилота вертолета, в том числе не менее 250 часов в качестве инструктора FI(H);
2) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства СPL(Н) - не менее 1000 часов налета в качестве пилота вертолета, в том числе не менее 250 часов в качестве инструктора FI(H) для СPL;
3) для квалификационных проверок на получение квалификационной отметки (type rating) в свидетельствах PPL(H) или CPL(H) для допуска к полетам на многодвигательных вертолетах при условии, если экзаменатор выполняет требования указанных в подпунктах 1) или 2) пункта 13 настоящих Правил, в зависимости от обстоятельств и имеет CPL(H) или ATPL(H) и, по необходимости, допуск полетов по приборам IRI(Н).
14. Летный экзаменатор – FE проводит:
1) квалификационную оценку на первоначальную выдачу и продление свидетельства пилота LAPL, PPL, CPL;
2) квалификационную оценку на получение и продление квалификационной отметки "летный инструктор – FI" на соответствующем виде ВС.
Параграф 2. Квалификационные требования к экзаменатору по типу воздушного судна - TRE
15. Кандидат на получение квалификации по типу "самолет" - ТRE(А) многочленного экипажа воздушного судна имеет не менее 1500 часов налета в качестве пилота многочленного воздушного судна, из которых не менее 500 часов в качестве командира ВС, и имеет квалификацию ТRI(A).
16. Кандидат на получение квалификации по типу "вертолет" - ТRE(Н) имеет не менее 1500 часов налета в качестве пилота на многочленном вертолете, из которых не менее 500 часов в качестве командира ВС, и имеет квалификацию ТRI(Н).
17. Кандидат на получение квалификации ТRE(Н) на многодвигательном вертолете с одним пилотом имеет не менее 1000 часов налета в качестве пилота на вертолете, из которых не менее 500 часов в качестве КВС, и имеет квалификацию ТRI(Н).
18. Кандидат на получение квалификации ТRE(Н) на однодвигательном вертолете с одним пилотом имеет не менее 750 часов налета в качестве пилота на вертолете, из которых не менее 500 часов в качестве КВС, и имеет квалификацию FI(Н) или ТRI(Н).
19. Экзаменатор с квалификацией "экзаменатор летных инструкторов по типу самолета – TRE(А)" проводит:
1) квалификационные проверки для получения, продление и возобновление отметки для допуска по типам ВС (type ratings);
2) квалификационные проверки для продления и возобновления допуска к полетам по приборам - IR при условии, если TRE(A) имеет действующий инструкторский допуск к полетам по приборам - IRI(A);
3) квалификационные проверки профессиональных навыков для пилотов ATPL(A);
4) квалификационные проверки профессиональных навыков для MPL, при условии, если экзаменатор выполнил требования;
5) оценку компетентности для выдачи, продления или возобновления квалификации "инструктора по типу самолета – TRI" или "инструктора тренажера – SFI(А)" при условии, если экзаменатор является "по типу ВС" TRE, по крайней мере, в течение трех лет.
6) присвоение, по согласованию c уполномоченным органом, квалификации TRE(A).
20. Экзаменатор с квалификацией "экзаменатор летных инструкторов по типу вертолета – TRE(Н)" проводит:
1) квалификационную проверку профессиональных навыков для выдачи, продления или возобновления отметки для допуска по типам ВС (type ratings);
2) квалификационные проверки для продления или возобновления допуска к полетам по приборам на однодвигательных или многодвигательных вертолетах, при условии, если TRE(Н) имеет действующий инструкторский допуск к полетам по приборам - IRI(H);
3) квалификационные проверки профессиональных навыков для пилотов ATPL(H);
4) оценки компетентности для выдачи, продление или возобновления отметки TRI(H) или SFI(H), при условии, если экзаменатор является TRE, по крайней мере, в течение трех лет;
5) присвоение, по согласованию c уполномоченным органом, квалификации TRE(H).
Параграф 3. Квалификационные требования к экзаменатору по классу воздушного судна - CRE
21. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по классу "самолет" - СRE(А) имеет налет в качестве пилота ВС не менее 500 часов и имеет квалификацию СRI(А).
22. Полномочия экзаменатора по классу ВС CRE распространяются на одно и двухдвигательные самолеты, пилотируемые одним пилотом, за исключением самолетов с высокими летными характеристиками.
23. Экзаменатор по классу "самолет" CRE проводит квалификационные оценки для получения продления и возобновления отметки по типу ВС (type rating) на однодвигательных и двухдвигательных самолетах, пилотируемых одним пилотом.
Параграф 4. Квалификационные требования к экзаменатору инструментальной квалификации - IRE
24. Кандидат на получение квалификации экзаменатора инструментальной квалификации - IRE(А) имеет:
1) квалификационную отметку IRI(A);
2) не менее 2000 часов налета в качестве пилота самолета в том числе не менее 500 часов налета по приборам, из них 250 часов в качестве инструктора.
25. Кандидат на получение квалификации экзаменатора инструментальной квалификации IRE(Н) имеет:
1) квалификационную отметку IRI(Н);
2) не менее 1500 часов налета в качестве пилота вертолета, в том числе 500 часов налета по приборам, из них 200 часов в качестве инструктора.
Параграф 5. Квалификационные требования к экзаменатору на тренажере - SFE
26. Кандидат на получение квалификации экзаменатора на тренажере самолета - SFE(A) имеет свидетельство линейного пилота АТPL(A) и не менее 1500 часов налета в качестве пилота многочленного ВС и имеет квалификационную отметку SFI(A).
27. Кандидат на получение квалификации экзаменатора на тренажере вертолета SFE(Н) имеет свидетельство линейного пилота АТPL(Н) с IR(Н) на соответствующий тип вертолета, не менее 1000 часов налета в качестве КВС вертолета и квалификационную отметку SFI(Н).
Параграф 6. Квалификационные требования к экзаменатору летных инструкторов - FIE
28. Кандидат на получение квалификации экзаменатора летных инструкторов на самолете - FIE(A) имеет:
1) квалификационные отметки FI(А) или TRI(А);
2) не менее 2000 часов налета в качестве пилота самолета, в том числе не менее 100 часов налета в обучении соискателей квалификационной отметки летного инструктора FI(A) или TRI(А).
29. Кандидат на получение квалификации экзаменатора летных инструкторов на вертолете - FIE(Н) имеет:
1) квалификационные отметки FI(H) или TRI(H);
2) не менее 2000 часов налета в качестве пилота вертолета и не менее 100 часов при подготовке на квалификационные отметки FI(H) или TRI(H).
30. Экзаменатор с квалификацией "экзаменатор летных инструкторов – FIE":
1) пользуется полномочиями, предоставленные в квалификациях FI, FE, CRI, CRE, IRI, IRE, TRI, TRE;
2) осуществляет проверки уровня профессиональных навыков или летных умений пилотов ВС при условии, что он имеет как минимум равнозначное свидетельство и квалификационные отметки с пилотами;
3) осуществляет оценку компетентности (тестирования летно-методических навыков) летных инструкторов независимо от типа ВС соответствующего вида ВС для:
присвоения квалификации FI, CRI, IRI или TRI соответствующего вида ВС;
присвоения, продления или возобновления срока действия, по согласованию c уполномоченным органом гражданской авиации, квалификаций FE, CRE, TRE или FIE соответствующего вида ВС;
выдачи, продления или возобновления срока действия квалификации FI, CRI, IRI и TRI при условии наличия соответствующей квалификации у проверяемого инструктора.
Глава 4. Квалификационные требования к экзаменаторам, имеющие право определять уровень квалификации диспетчеров ОВД
31. Кандидат на получение квалификации экзаменатора ОВД соответствует следующим квалификационным требованиям:
1) наличие действующего свидетельства авиационного персонала (диспетчера ОВД);
2) наличие действующей квалификационной отметки диспетчер-инструктор;
3) непрерываемый стаж работы в качестве диспетчера–инструктора в период, предшествующий получению квалификации экзаменатора ОВД, не менее трех лет;
4) обладание квалификационными отметками, равнозначными квалификационным отметкам персонала, для которых они уполномочены проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;
5) наличие соответствующей профессиональной подготовки в качестве экзаменатора ОВД.
32. Профессиональная подготовка экзаменаторов ОВД осуществляется в соответствии Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникации Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8785).
33. Экзаменатор ОВД осуществляет свою деятельность с целью определения уровня квалификации специалистов ОВД в случаях:
1) получения кандидатом свидетельства диспетчера ОВД;
2) продления действия свидетельства диспетчера ОВД;
3) присвоения (внесения в свидетельство диспетчера ОВД) квалификационной отметки;
4) продления срока действия следующих квалификационных отметок:
диспетчер диспетчерского (-их) пункта (-ов) района аэродрома (аэродромного диспетчерского центра) - Aerodrome control;
диспетчер диспетчерского пункта подхода и диспетчер радиолокационного контроля диспетчерского пункта подхода - Approach control and approach radar control;
диспетчер процедурного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) и диспетчер радиолокационного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) - Area control and area radar control.
34. Экзаменатор ОВД осуществляет процедуры оценивания только в отношении квалификационных отметок, обладателем которых он является.
Глава 5. Квалификационные требования к экзаменаторам, имеющие право оценивать и определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС
35. Определяются следующие основные назначения экзаменаторов:
1) экзаменатор по проверке знаний первоначально профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС и курса обучения на тип ВС;
2) экзаменатор практического элемента;
3) экзаменатор практической стажировки;
4) экзаменатор, имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС в легкой и сверхлегкой авиации.
36. Кандидат на получение квалификации экзаменатора имеющего право оценивать и определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС, предоставляет документы о прохождении курсов:
1) "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В "Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов" либо "Human Factors Course" модуля 9А или 9В в обучающей организации, одобренной по Part-147;
2) авиационное законодательство в объеме модуля 10RK "Типовой программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов";
3) "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или "Профессиональное обучение для инструкторов" ("Professional Training of Instructors");
4) курс экзаменатора (Assessor Training Course).
Параграф 1. Квалификационные требования к экзаменатору по проверке знаний первоначально профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС и курса обучения на тип ВС
37. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по проверке знаний первоначальной профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС и курса обучения на тип ВС следует:
1) знать предмет (модуль, раздел) курса первоначальной подготовки или курса по типу ВС, который он/она будет преподавать;
2) знать программу модуля, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);
3) уметь выбрать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;
4) уметь оценить и проанализировать ответы студентов и обеспечить обратную связь к инструктору/менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса.
38. Экзаменатор демонстрирует знания и умения в следующих областях:
1) по модулям программы курса первоначальной профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС (Aircraft Basic Course) или курса (курсов) обучения на тип ВС (Type Training Course);
2) в части уровня изучаемой темы в модуле и уровне вопросов в модуле, приведенных в "Стандарте экзаменов базовой профессиональной подготовки";
3) тестовых вопросах и ответах;
4) анализ ответов студентов, оценка ответов и обеспечение обратной связи к инструктору/менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса.
Параграф 2. Квалификационные требования к экзаменатору практического элемента
39. Кандидат на получение квалификации экзаменатора практического элемента обучения на тип ВС соответствует одну из ниже перечисленных квалификационных требований:
1) владеть сертификационным разрешением, выданным организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее - ТО и РАТ) специалисту по ТО ВС индивидуально с указанием в нем категории экзаменатора, обладать действующим свидетельством специалиста по ТО ВС с внесенным рейтингом ВС и двигателя, которые будут оцениваться, пройти курс методики преподавания и курс экзаменатора;
2) занимать позицию руководителя среднего звена в организации по ТО и РАТ или практикующего специалиста по ТО ВС систем авионики (В2) или специалиста по ТО ВС самолета (вертолета) и двигателя (категория В1/подкатегории В1.1, В1.2, В1.3, В1.4), при этом каждый из перечисленных специалистов на момент проведения оценки должны обладать правом выдачи сертификата допуска к эксплуатации ВС того типа ВС и двигателя на ту категорию свидетельства специалиста по ТО ВС, в которой будет оцениваться кандидат.
Параграф 3. Квалификационные требования к экзаменатору практической стажировки
40. Кандидат на получение квалификации экзаменатора практической стажировки соответствует следующим квалификационным требованиям:
1) владеть сертификационным разрешением, выданным организацией по ТО и РАТ специалисту по ТО ВС индивидуально с указанием в нем категории экзаменатора, обладать действующим свидетельством специалиста по ТО ВС с внесенным рейтингом ВС и двигателя, которые будут оцениваться, пройти курс методике преподавания и курс экзаменатора;
2) занимать позицию руководителя среднего звена в организации по ТО и РАТ или практикующего специалиста по ТО ВС авионики (В2) или специалиста по ТО ВС самолета (вертолета) и двигателя (категория В3/подкатегории В1.1, В1.2, В1.3, В1.4), работающего в организации по ТО и РАТ, при этом каждый из перечисленных специалистов доказывает на момент проведения оценки обладание правом выдачи сертификата допуска к эксплуатации ВС того типа и двигателя на ту категорию свидетельства специалиста по ТО ВС, в которой будет оцениваться кандидат;
3) уметь демонстрировать опыт и навыки, описанные в настоящих квалификационных требованиях;
4) соответствовать требованиям общей процедуры организации по ТО и РАТ.
Параграф 4. Квалификационные требования к экзаменатору, имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов
41. Кандидат на получение квалификации экзаменатора имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов соответствует следующим квалификационным требованиям:
1) знать систему выдачи свидетельств авиационному персоналу;
2) знать политику и инструктивный материал, регламентирующие порядок и процедуры определения уровня квалификации авиационного персонала, уметь применять и толковать их;
3) быть действующим специалистом-практиком в области технического обслуживания и ремонта ВС;
4) уметь применять стандарты безопасности полетов и техническому обслуживанию ВС;
5) обладать квалификационными отметками (рейтингами), как минимум равнозначными свидетельствам и квалификационным отметкам специалистов по ТО ВС, которому он уполномочен проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;
6) иметь специальную подготовку в качестве экзаменатора;
7) знать процедуру проведения квалификационной оценки, включая:
сбор объективных данных;
оценка объективных данных;
представление отчета о принятой оценке.
42. Экзаменатор до начала исполнения функции оценки имеет пройденные курсы по специальной программе в объеме не менее 40 часов в АУЦ, включающая в себя:
1) "Человеческий фактор в ГА, применительно к техническому обслуживанию ВС";
2) требования и процедуры, изложенные в "Правилах выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала" в части касающихся специалистов по ТО ВС;
3) методы преподавания специальных теоретических дисциплин, проведения практического обучения и стажировки.
43. Квалификационные требования для продления полномочий экзаменатора имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов:
1) иметь минимум 1 проверку (как экзаменатор) в год в течение периода исполнения своих обязанностей;
2) иметь одну проверку (как проверяемого) под контролем другого экзаменатора в течение срока полномочий;
3) иметь действующие квалификационные и особые отметки в свидетельстве специалиста по ТО ВС;
4) иметь курсы поддержания профессионального уровня по специальной программе для экзаменаторов один раз в 3 года в авиационном учебном центре некоммерческой организации, объединяющей эксплуатантов легкой и сверхлегкой авиации.
44. Действующие экзаменаторы допускаются к самостоятельному освоению новых типов легких и сверхлегких воздушных судов с взлетной массой 5700 кг и менее, ранее не эксплуатировавшихся в Республике Казахстане, в составе не менее двух специалистов и имеющие:
1) стаж работы не менее 5 лет по ТО и РАТ по виду воздушного судна;
2) допуск по ТО и РАТ минимум к трем типам по данному виду воздушного судна.
45. Освоение новой техники проводится, двумя экзаменаторами, имеющие допуски, минимум, на трех воздушных судах и эксплуатационный опыт не менее 5 лет.