Об утверждении Правил и требований по охране судов и портовых средств

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 июля 2017 года № 15371.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 55-36) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) Правила по охране судов и портовых средств согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) Требования по охране судов и портовых средств согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      
      Министр
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
Ж. Қасымбек

  Приложение 1
к приказу Министра по
инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 30 июня 2017 года № 406

Правила по охране судов и портовых средств

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила по охране судов и портовых средств (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 55-36) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" (далее – Закон) и определяют порядок организации охраны судов и портовых средств.

      2. Действие настоящих Правил распространяется на:

      1) грузовые суда, плавающие под Государственным флагом Республики Казахстан, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 и более регистровых тонн;

      2) пассажирские суда, плавающие под Государственным флагом Республики Казахстан, совершающие международные рейсы;

      3) портовые средства, обслуживающие суда, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящие Правила не распространяются на суда, плавающие под флагом Военно-Морских Сил Республики Казахстан и морских частей пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

      4. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) взаимодействие судна с портовым средством или другим судном – взаимодействие, когда судно прямо и непосредственно затрагивается действиями, связанными с перемещением людей, грузов или предоставлением портовых услуг судну или со стороны судна либо с судна на другое судно;

      2) Декларация об охране – соглашение между судном и портовым средством либо с другим судном, с которым оно будет взаимодействовать, касательно мер охраны, которые каждая сторона предпримет в соответствии с положениями своего одобренного плана охраны;

      3) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере торгового мореплавания, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, - межотраслевую координацию;

      4) план охраны судна – план, разработанный для обеспечения применения мер на судне, предназначенных для защиты людей, груза, грузовых транспортных единиц, судовых запасов или судна от рисков нарушения охраны;

      5) план охраны портового средства – план, разработанный для обеспечения выполнения мер, предназначенных для защиты портового средства и судов, их грузов, грузовых транспортных единиц, людей и судовых запасов от рисков нарушения охраны на территории портового средства;

      6) лицо командного состава, ответственное за охрану судна – лицо, подотчетное капитану, назначенное судовладельцем для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом судовладельца, ответственным за охрану и с должностным лицом портового средства, ответственным за охрану;

      7) должностное лицо судовладельца, ответственное за охрану – лицо, назначенное судовладельцем для обеспечения проведения оценки охраны судов, разработки, представления на одобрение и последующее выполнение планов охраны судов и для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и с лицом командного состава, ответственного за охрану судна;

      8) должностное лицо портового средства, ответственное за охрану – лицо, назначенное владельцем морского порта или оператором морского терминала, ответственное за разработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства, и за связь с лицами командного состава, ответственными за охрану судов, и с должностными лицами судовладельца, ответственными за охрану;

      9) уровень охраны 1 – уровень, при котором постоянно поддерживаются минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны;

      10) уровень охраны 2 – уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени поддерживаются соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны;

      11) уровень охраны 3 – уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, поддерживаются дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения.

Глава 2. Порядок по охране судов

      5. Для осуществления охраны судов соблюдается следующий порядок:

      1) проведение оценки охраны судна;

      2) подготовка отчета о проведении оценки;

      3) разработка плана охраны судна;

      4) одобрение плана охраны судна.

      6. Для проведения оценки охраны судна должностное лицо судовладельца, ответственное за охрану, учитывает угрозы всех портов и портовых средств, куда судно будет заходить, а также меры их защиты.

      7. При проведении оценки охраны судна необходимо обращать внимание на следующие элементы на судне:

      1) сохранность материальных средств;

      2) конструкционную целостность судна;

      3) системы защиты персонала;

      4) подход к порядку действий на судне;

      5) радиосистемы и другие системы связи, включая компьютерные системы и сети;

      6) прочее, что повреждено или использовано для перехвата информации, создающей риск для людей, собственности, судовых операций, или операций в пределах портового средства.

      Все элементы выполняются в соответствии с условиями предусмотренными пунктом 2 правил 4 главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (далее – СОЛАС), пунктом 8.4 части А и разделом 8 части Б Международного кодекса по охране судов и портовых средств (далее – Кодекс ОСПС).

      8. При проведении оценки охраны судна учитываются, какие лица, виды деятельности, услуги и операции являются важными объектами защиты.

      9. По результатам оценки охраны судна готовится отчет, включающий информацию:

      1) порядка проводимой оценки;

      2) описание каждого уязвимого объекта;

      3) принимаемые меры в отношении каждого уязвимого объекта.

      10. Отчет о проведении оценки охраны судна утверждается должностным лицом судовладельца, ответственным за охрану, и защищается от несанкционированного доступа и разглашения.

      11. На основании отчета о проведении оценки охраны судна должностное лицо судовладельца, ответственное за охрану, обеспечивает разработку плана охраны судна.

      12. При разработке плана охраны судна учитываются требования пунктов 9.2 и 9.7 раздела 9 части Б Кодекса ОСПС.

      13. Планом охраны судна предусматриваются меры безопасности, принимаемые при уровнях охраны 1, 2, 3 в соответствии с пунктами 9.9 – 9.49 раздела 9 части Б Кодекса ОСПС, которые регламентируют:

      1) порядок доступа на судно членов экипажа, пассажиров, посетителей и других лиц;

      2) участки ограниченного доступа на судне;

      3) обработку груза;

      4) доставку судовых запасов;

      5) обращение с несопровождаемым багажом;

      6) контроль защищенности судна.

      Уполномоченный орган информирует (в произвольной форме) суда, плавающие под государственным флагом Республики Казахстан о применимых уровнях охраны 1, 2, 3.

      14. Планом охраны судна предусматривается, каким образом следует действовать при поступлении от портового средства запроса об оформлении Декларации об охране, и при каких обстоятельствах судну следует оформлять Декларацию об охране.

      15. Должностное лицо судовладельца, ответственное за охрану и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, в Плане охраны судна предусматривают порядок проведения оценки эффективности плана и подготовки поправок к уже одобренному плану.

      16. План охраны судна и поправки к нему одобряются Регистром судоходства или признанными уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 55-7) пункта 3 статьи 4 Закона иностранными классификационными обществами.

      17. Лицо командного состава, ответственное за охрану судна ведет записи, указанные в пункте 10.1 части А Кодекса ОСПС, которые хранятся на судне один год.

Глава 3. Порядок по охране портовых средств

      18. Для осуществления охраны портовых средств соблюдается следующий порядок:

      1) проведение оценки состояния охраны портового средства;

      2) подготовка отчета о проведении оценки;

      3) разработка плана охраны портового средства;

      4) одобрение плана охраны портового средства.

      19. Оценка охраны портового средства включает в себя следующие элементы:

      1) определение и оценка имущества и инфраструктуры, защита которых важна;

      2) определение возможных угроз имуществу и инфраструктуре, вероятности их реализации с целью принятия мер по обеспечению охраны и очередности проведения этих мер;

      3) выявление и выбор мер, установление их очередности и процедурных изменений, а также определение уровней их эффективности для снижения уязвимости;

      4) выявление слабых мест в инфраструктуре и системах защиты персонала, включая человеческий фактор.

      Все элементы выполняются в соответствии с условиями предусмотренными пунктом 2 правил 10 главы XI-2 СОЛАС, пунктом 15.4 части А и разделом 15 части Б Кодекса ОСПС.

      20. По результатам оценки охраны портового средства готовится отчет, включающий информацию:

      1) порядка проводимой оценки;

      2) описание каждого уязвимого объекта;

      3) принимаемые меры в отношении каждого уязвимого объекта.

      21. На основе отчета оценки охраны портового средства для каждого портового средства разрабатывается план охраны портового средства, отвечающий целям взаимодействия судно – порт.

      22. При разработке плана охраны портового средства учитываются требования пунктов 16.3 и 16.8 раздела 6 части Б Кодекса ОСПС.

      23. Планом охраны портового средства предусматриваются меры безопасности, принимаемые при уровнях охраны 1, 2, 3 в соответствии с пунктами 16.10 – 16.54 раздела 9 части Б Кодекса ОСПС, которые регламентируют:

      1) доступ в портовое средство;

      2) участки ограниченного доступа в пределах портового средства;

      3) обработку груза;

      4) доставку судовых запасов;

      5) обращение с несопровождаемым багажом;

      6) контроль защищенности портового средства.

      24. В случае, если оператор, местоположение, эксплуатация, оборудование и устройство портовых средств схожи, допускается их объединение в один план или оценку охраны портового средства.

      25. Допускается хранение плана в электронной форме, если он защищен процедурами, направленными на предотвращение несанкционированного стирания информации, ее искажения и внесения изменений.

      26. Отчет об оценке охраны портового средства и план охраны портовых средств и поправки к ним одобряются уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 55-35) пункта 3 статьи 4 Закона.

  Приложение 2
к приказу Министра по
инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 30 июня 2017 года № 406

Требования по охране судов и портовых средств

      1. Настоящие Требования по охране судов и портовых средств разработаны в соответствии с подпунктом 55-36) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" и определяют требования к охране судов и портовых средств.

      2. Должностное лицо судовладельца, ответственное за охрану, ведет учет всех полученных сведений, необходимых для оценки состояния охраны судна, а также привлекает экспертов в области охраны.

      3. При разработке мер охраны судна должностным лицом судовладельца, ответственным за охрану и лицом командного состава, ответственным за охрану судна, учитываются удобство, комфорт и соблюдение интересов личной жизни членов экипажа судна, а также их способность к сохранению профессиональной пригодности в течение продолжительного периода времени.

      4. Планом охраны судна необходимо предусмотреть подробные процедуры и меры охраны, которые судно могло бы применить в ситуации, когда на нем действует более высокий уровень охраны, чем тот который действует в портовом средстве.

      5. План охраны судна разрабатывается на рабочем языке судна. Если использованный язык или языки не являются английским, французским или испанским, то план дополнительно переводится на один из этих языков.

      6. План охраны судна хранится на борту судна вместе с международным свидетельством об охране судна (временным свидетельством об охране судна).

      7. Декларация об охране заключается по форме, согласно Дополнению 1 к части Б Кодекса ОСПС.

      Минимальный срок хранения Декларации об охране не менее 90 дней после окончания взаимодействия судна с портовым средством или другим судном.

      8. Отчет об оценке охраны портового средства защищается от несанкционированного доступа и разглашения.

      9. План охраны портового средства составляется на государственном и русском языках, защищается от несанкционированного доступа и разглашения.

      10. Оценка охраны портового средства и разработка плана охраны портовых средств осуществляется организацией, определенной уполномоченным органом, в соответствии с подпунктом 55-37) пункта 3 статьи 4 Закона.