ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в некоторые приказы Министра энергетики Республики Казахстан следующие изменения:
1) в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 февраля 2015 года № 59 "Об утверждении Правил проведения энергетической экспертизы" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10444, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" от 15 апреля 2015 года):
Правила проведения энергетической экспертизы, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2) в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 13 февраля 2015 года № 92 "Об утверждении образца служебного удостоверения государственного технического инспектора, номерного штампа и пломбира" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10440, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" от 15 апреля 2015 года):
образец номерного штампа государственного технического инспектора, утвержденный указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр энергетики Республики Казахстан |
К. Бозумбаев |
Приложение 1 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 20 июня 2017 года № 212 |
|
Утверждены приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 3 февраля 2015 года № 59 |
Правила проведения энергетической экспертизы
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения энергетической экспертизы (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 15) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" (далее – Закон) и определяют порядок проведения энергетической экспертизы.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) передача тепловой энергии – услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами;
2) обследуемая организация – физическое или юридическое лицо, заключившее договор с экспертной организацией на проведение энергетической экспертизы;
3) экспертная организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению энергетической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) потребитель – физическое или юридическое лицо, потребляющее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию;
5) электроустановки – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии;
6) энергетическая экспертиза – экспертиза, проводимая в области электроэнергетики на соответствие нормативным правовым актам Республики Казахстан по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов в области электроэнергетики, а также при расследовании технологических нарушений и производственного травматизма на них в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом.
2.Порядок проведения энергетической экспертизы
3. Энергетическая экспертиза проводится экспертными организациями в соответствии с категориями 1, 2, 3 определяемыми требованиями к экспертным организациям для осуществления энергетической экспертизы, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 24 мая 2016 года № 218 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13840):
1) экспертными организациями 1 категории проводится энергетическая экспертиза энергопроизводящих, энергопередающих организаций и потребителей электрической и тепловой энергии;
2) экспертными организациями 2 категории проводится энергетическая экспертиза потребителей электрической и тепловой энергии с присоединенной мощностью электрических установок до 500 килоВольтАмпер (далее – кВА) и (или) тепловых установок до 1 Гигакаллорий/час (далее – Гкал/час);
3) экспертными организациями 3 категории проводится энергетическая экспертиза потребителей электрической и тепловой энергии с присоединенной мощностью электрических установок до 100 кВА и (или) тепловых установок до 1 Гкал/час.
4. Энергетическая экспертиза проводится на основании заключаемого между экспертной и обследуемыми организациями договора на проведение энергетической экспертизы.
5. По запросу государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю энергетическая экспертиза проводится в следующих случаях:
1) при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в электрических станциях, электрических и тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них;
2) при технологическом нарушении – отказе I степени, в порядке установленном уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 32) статьи 5 Закона, более двух раз в течение двух месяцев, по одному и тому же оборудованию;
3) при увеличении удельного расхода условного топлива на производство электрической и тепловой энергии или затрат энергетических ресурсов на собственные нужды.
6. Энергетическая экспертиза осуществляется по планам проведения энергетической экспертизы согласно приложениям 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящим Правилам.
7. По результатам проведенной энергетической экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются мотивированные, обоснованные и полные выводы экспертов по предмету проведения экспертизы.
8.Текст заключения энергетической экспертизы состоит из вступительной, констатирующей и заключительной частей.
9. Вступительная часть заключения энергетической экспертизы содержит сведения о месте и дате составления документа, полное наименование экспертируемой организации, должность, фамилию и инициалы ее руководителя, наименование и время проведения энергетической экспертизы, а также перечень обследуемого оборудования энергетического объекта.
10. В констатирующей части заключения энергетической экспертизы отражаются фактическое состояние обследуемого оборудования и энергетического объекта, информация о нарушениях и недостатках, выявленных экспертной организацией и устраненных в период экспертных работ.
11. В заключительной части излагаются мероприятия по устранению выявленных несоответствий требованиям нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики со ссылкой на конкретный пункт нормативного правового акта.
12. Заключение энергетической экспертизы утверждается руководителем и заверяется печатью экспертной организации.
13. Заключение энергетической экспертизы оформляется в трех экземплярах: один экземпляр предоставляется обследуемой организации, второй – хранится в экспертной организации, третий – направляется в государственный орган по государственному энергетическому надзору и контролю, в случае проведения энергетической экспертизы по его запросу в соответствии с пунктом 5 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам проведения энергетической экспертизы |
План проведения энергетической экспертизы организаций по производству электрической и тепловой энергии
1. Соответствие технических показателей электростанции (котельной) проектным (паспортным) данным по набору и составу основного и вспомогательного энергетического оборудования.
2. Оценка технического состояния основного и вспомогательного энергетического оборудования, зданий и сооружений (физический износ, соответствие технических характеристик проектным или измененным в установленном порядке).
3. Соответствие уровня технической эксплуатации организаций по производству электрической и тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов в области электроэнергетики, при наличии следующего оборудования:
1) станционных теплофикационных установок;
2) систем золоулавливания и золоудаления;
3) трубопроводов тепловых электростанций;
4) устройств тепловой автоматики и измерений;
5) систем регулирования и парораспределения турбин;
6) водогрейных и паровых энергетических котлов;
7) газового хозяйства;
8) мазутного хозяйства;
9) топливно-транспортного оборудования;
10) башенных градирен;
11) производственных зданий, сооружений и территорий;
12) природоохранных объектов;
13) устройств релейной защиты, противоаварийной автоматики и связи;
14) гидротурбинного оборудования;
15) электротехнического оборудования (генераторы, электродвигатели, силовые и измерительные трансформаторы, реакторы, коммутационные аппараты);
16) компрессорных, аккумуляторных, электролизных установок.
4. При наличии и выполнении технических и организационных мероприятий, обеспечивающих безаварийную работу и безопасные условия обслуживания, в том числе:
1) выполнение мероприятий по решениям государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
2) выполнение мероприятий по актам расследования технологических нарушений;
3) выполнение требований по соблюдению оперативной и диспетчерской дисциплины.
5. Оценка технико-экономических показателей работы предприятия и принимаемых мер по их улучшению.
Приложение 2 к Правилам проведения энергетической экспертизы |
План проведения энергетической экспертизы организаций по передаче и распределению тепловой энергии
1. Соответствие технических показателей тепловых сетей проектным (паспортным) данным по набору и составу энергетического оборудования
2. Оценка технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений (физический износ, соответствие технических характеристик проектным или измененным в установленном порядке), при наличии следующего оборудования:
1) магистральных и распределительных тепловых сетей;
2) оборудования районных котельных и насосных станций;
3) баков-аккумуляторов.
3. Соответствие уровня технической эксплуатации организаций по передаче и распределению тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов в области электроэнергетики, при наличии следующего оборудования:
1) тепловых сетей (магистральных и распределительных);
2) баков-аккумуляторов;
3) водогрейных котлов;
4) систем золоулавливания и золоудаления;
5) газового хозяйства;
6) мазутного хозяйства;
7) устройств автоматики и измерений;
8) производственных зданий, сооружений;
9) природоохранных объектов.
4. При наличии и выполнении технических и организационных мероприятий, обеспечивающих безаварийную работу и безопасные условия обслуживания, в том числе:
1) выполнение мероприятий по решениям государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
2) своевременность и полнота выполнения мероприятий, разработанных на основе актов расследования технологических нарушений.
5. Оценка технико-экономических показателей работы предприятия и принимаемых мер по их улучшению.
Приложение 3 к Правилам проведения энергетической экспертизы |
План проведения энергетической экспертизы организаций по передаче электрической энергии
1. Соответствие технических показателей электрических сетей (протяженность по классам напряжений, количество и установленная мощность трансформаторов подстанций 35 килоВольт (далее – кВ) и выше, трансформаторных подстанций 6-10/0,4 кВ) проектным или измененным в установленном порядке данным.
2. Оценка технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений (физический износ, соответствие технических характеристик проектным или измененным в установленном порядке), при наличии следующего оборудования:
1) линий электропередач;
2) оборудования трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, трансформаторных подстанций 6-10/0,4 кВ и распределительных пунктов 6-10 кВ.
3. Соответствие уровня технической эксплуатации организаций по передаче электрической энергии требованиям нормативных правовых актов в области электроэнергетики, при наличии следующего оборудования:
1) воздушных линий электропередач;
2) кабельных линий электропередач;
3) компрессорного оборудования;
4) систем автоматизированного пожаротушения;
5) оборудования распределительных устройств;
6) производственных зданий, сооружений;
7) силовых трансформаторов и масляных реакторов;
8) электролизных установок;
9) устройств релейной защиты и автоматики, противоаварийной автоматики и связи.
4. При наличии и выполнении технических и организационных мероприятий, обеспечивающих безаварийную работу и безопасные условия обслуживания, в том числе:
1) выполнение мероприятий по решениям государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
2) своевременность и полнота выполнения мероприятий, разработанных на основе актов расследования технологических нарушений.
5. Оценка технико-экономических показателей работы предприятия, его структурных подразделений и принимаемых мер по их улучшению.
Приложение 4 к Правилам проведения энергетической экспертизы |
План проведения энергетической экспертизы потребителей электрической энергии
1. Соответствие технических показателей электрических сетей (протяженность по классам напряжений, количество и установленная мощность трансформаторов подстанций 35 кВ и выше, трансформаторных подстанций 6-10/0,4 кВ) проектным или измененным в установленном порядке данным.
2. Оценка технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений (физический износ, соответствие технических характеристик проектным или измененным в установленном порядке), при наличии следующего оборудования:
1) линий электропередач;
2) оборудования трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, трансформаторных подстанций 6-10/0,4 кВ и распределительных пунктов 6-10 кВ.
3. Соответствие уровня технической эксплуатации энергообъектов потребителей электрической энергии требованиям нормативных правовых актов в области электроэнергетики, при наличии следующего оборудования:
1) воздушных линий электропередач;
2) кабельных линий электропередач;
3) компрессорного оборудования;
4) систем автоматизированного пожаротушения;
5) оборудования распределительных устройств;
6) производственных зданий, сооружений;
7) силовых трансформаторов и масляных реакторов;
8) электролизных установок;
9) устройств релейной защиты и автоматики, противоаварийной автоматики и связи.
4. При наличии и выполнении технических и организационных мероприятий, обеспечивающих безаварийную работу и безопасные условия обслуживания, в том числе:
1) выполнение мероприятий по решениям государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
2) своевременность и полнота выполнения мероприятий, разработанных на основе актов расследования технологических нарушений;
3) выполнение требований по соблюдению оперативной и диспетчерской дисциплины.
5. Оценка технико-экономических показателей работы предприятия, его структурных подразделений и принимаемых мер по их улучшению.
Приложение 5 к Правилам проведения энергетической экспертизы |
План проведения энергетической экспертизы потребителей тепловой энергии
1. Соответствие технических показателей тепловых сетей проектным (паспортным) данным по набору и составу энергетического оборудования.
2. Оценка технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений (физический износ, соответствие технических характеристик проектным или измененным в установленном порядке), при наличии следующего оборудования:
1) магистральных и распределительных тепловых сетей;
2) оборудования котельных и насосных станций;
3) баков-аккумуляторов.
3. Соответствие уровня технической эксплуатации энергообъектов потребителей тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов в области электроэнергетики, при наличии следующего оборудования:
1) тепловых сетей (магистральных и распределительных);
2) баков-аккумуляторов;
3) водогрейных котлов;
4) систем золоулавливания и золоудаления;
5) газового хозяйства;
6) мазутного хозяйства;
7) устройств автоматики и измерений;
8) производственных зданий, сооружений;
9) природоохранных объектов.
4. При наличии и выполнении технических и организационных мероприятий, обеспечивающих безаварийную работу и безопасные условия обслуживания, в том числе:
1) выполнение мероприятий по решениям государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
2) своевременность и полнота выполнения мероприятий, разработанных на основе актов расследования технологических нарушений.
5. Оценка технико-экономических показателей работы потребителя и принимаемых мер по их улучшению.
Приложение 2 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 20 июня 2017 года № 212 |
|
Приложение 2 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 13 февраля 2015 года № 92 |
Образец номерного штампа государственного технического инспектора
Примечание.
1. Штамп инспектора как ручной инструмент, для выполнения функций фиксирования событий в виде переноса красителя на бумажные носители применяется в качестве подтверждения подписи владельца штампа – инспектора.
2. Штамп инспектора для выполнения функций фиксирования событий в виде оттиска на различные материалы предназначены для опечатывания дверей, сейфов, металлических шкафов, банковских хранилищ, а также прочих емкостей, шкафов и т.д., путем проставления оттиска на пластилине (мастике), сургуче или других более мягких (по сравнению с пломбиратором) материалах.
Для видов штампов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Приложения, устанавливаются следующие требования независимо от вида применения оттиска или переноса красителя на различные материалы.
Конструкция Штампа инспектора представляет конструкцию включающую в себя две разбираемые части путем ввинчивания одной на другую (по резьбе). Каждая часть представляет из себя полую металлическую (пластмассовую) емкость (типа стакан) с разной глубиной.
Штамп является личным штампом инспектора, который представляет из себя силиконовую (пластмассовую) вставку с наличием нижеуказанного тиснения номерного штампа с выступлением от края внешней каемки цилиндрической (меньшей) емкости не более 2,5 миллиметров.
В съемную крышку Штамп устанавливается штемпельная "подушка" для смачивания тиснения номерного штампа красителем (мастикой).
Рисунок 1. Форма образца штампа инспектора
Номерной штамп инспектора имеет круглую форму, диаметром 40 миллиметров.
Внутри контура круга вдоль края штампа (по окружности), где ААА, указывается аббревиатура центрального аппарата или территориального подразделения Комитета согласно таблице 1 настоящего Приложения.
Для образца (ААА):
"ҚР ЭМ АЭҚБК Орталық аппараты
Центральный аппарат КАЭНК МЭ РК.
По внутреннему кругу (окружности), где БББ, между аббревиатурой и номером устанавливаемого в центре штампа указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) инспектора, заполняются полностью.
Для образца (БББ):
"Тегі (Фамилия), Есімі (Имя), Әкесінің аты (Отчество) (при наличии)"
В центре штампа указывается порядковый номер служебного удостоверения инспектора.
Таблица 1. Аббревиатура центрального аппарата или территориального подразделения Комитета
Аббревиатура центрального аппарата или территориального подразделения Комитета | Полное наименование центрального аппарата или территориального подразделения Комитета |
Центральный аппарат | центральный аппарат Комитета |
ТД по городу Астана | территориальный департамент Комитета по городу Астане |
ТД по городу Алматы | территориальный департамент Комитета по городу Алматы |
ТД по Акмолинской области | территориальный департамент Комитета по Акмолинской области |
ТД поАктюбинской области | территориальный департамент Комитета по Актюбинской области |
ТД по Алматинской области | территориальный департамент Комитета по Алматинской области |
ТД по Атырауской области | территориальный департамент Комитета по Атырауской области |
ТД по Восточно-Казахстанской области | территориальный департамент Комитета по Восточно-Казахстанской области |
ТД по Жамбылской области | территориальный департамент Комитета по Жамбылской области |
ТД по Западно-Казахстанской области | территориальный департамент Комитета по Западно-Казахстанской области |
ТД по Карагандинской области | территориальный департамент Комитета по Карагандинской области |
ТД по Костанайской области | территориальный департамент Комитета по Костанайской области |
ТД по Кызылординской области | территориальный департамент Комитета по Кызылординской области |
ТД по Мангистауской области | территориальный департамент Комитета по Мангистауской области |
ТД по Павлодарской области | территориальный департамент Комитета по Павлодарской области |
ТД по Северо-Казахстанской области | территориальный департамент Комитета по Северо-Казахстанской области |
ТД по Южно-Казахстанской области | территориальный департамент Комитета по Южно-Казахстанской области |
Примечание: с добавлением аббревиатуры самого Комитета – КАЭНК МЭ РК.