Об утверждении Инструкции о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере

Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 7. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 марта 2017 года № 14865. Утратил силу приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 мая 2018 года № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 02.05.2018 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 4-1) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере.

      2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 сентября 2014 года № 85 "Об утверждении Инструкции по организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 9773, опубликован в информационно-правовой системе "Әділет" 10 октября 2014 года) и пункт 2 Приложения к приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 15 ноября 2016 года № 172 "О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Генерального Прокурора Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 14554, опубликован в информационно-правовой системе "Әділет" 30 декабря 2016 года).

      3. Департаменту правовой защиты Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию и его официальное опубликование;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
Ж. Асанов

  Утверждена
приказом Генерального
Прокурора
Республики Казахстан
№ 7 от 31 января 2017 года

Инструкция о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере (далее – Инструкция) детализирует осуществление прокурорского надзора в социально-экономической сфере.

      2. Предметами высшего надзора являются:

      1) надзор за законностью в социальной сфере;

      2) надзор за законностью в сфере экономики.

      3. Правозащитные функции органов прокуратуры:

      1) проведение анализа состояния законности (далее – анализ);

      2) производство проверки применения законодательства Республики Казахстан;

      3) меры по устранению нарушений законности.

Глава 2. Механизмы реализации правозащитных функций

      4. Проверки применения законодательства Республики Казахстан планируются на основе анализа.

      Прокурорами ведется паспорт региона, содержащий социально-экономические показатели. Паспорт региона обновляется раз в полгода.

      5. Плановые и внеплановые анализы проводятся путем сбора и изучения сведений и информации о применении законодательства Республики Казахстан.

      Проведение внеплановых анализов инициируется по рапорту, согласованному прокурором области, его заместителем, города, района и приравненного к ним либо лицами, исполняющими их обязанности.

      Рапорт содержит:

      1) дату, фамилию, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, подающего рапорт;

      2) предмет анализа;

      3) мотивированные основания;

      4) период анализа;

      5) срок проведения анализа.

      Анализ проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем запроса и изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов гражданских, административных и уголовных дел, а также иных источников информации.

      Срок проведения анализа не превышает тридцати календарных дней, а в необходимых случаях продлевается на срок не более тридцати календарных дней.

      Результаты анализа оформляются в виде справки, которая содержит:

      1) дату, основания и предмет проведения анализа;

      2) текущее состояние законности (с приведением статистики);

      3) объективные выводы о состоянии законности, полученные в результате анализа, в том числе причины и условия совершения правонарушений;

      4) в зависимости от результатов предложения о способах разрешения и устранения правонарушений, имеющихся проблем, недостатков и пробелов в законодательстве Республики Казахстан.

      По результатам анализа инициируются проверки, принимаются меры, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О Прокуратуре".

      Проверки по итогам анализа назначаются с соблюдением пункта 9 настоящей Инструкции.

      6. Производство проверок осуществляется по основаниям, предусмотренным в пункте 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре".

      Постановления о производстве проверок правомочны выносить: Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его заместители, начальники самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также лица их замещающие.

      Проверки, за исключением проводимых по поручению Президента Республики Казахстан или вышестоящего прокурора, а также по заявлениям и жалобам физических и юридических лиц, назначаются после проведения анализа в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей Инструкции.

      7. Поручения о производстве проверок нижестоящим прокурорам правомочны направлять Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним, а также их заместители.

      Основаниями для дачи поручения являются исполнение поручений Президента Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей, реализация операционного плана и плановых мероприятий Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, прокуратур областей и приравненных к ним, результаты анализа, рассмотрение заявлений и обращений физических и юридических лиц, публикации в средствах массовой информации.

      В зависимости от тематики проверки поручение содержит:

      1) основания дачи поручения;

      2) фабулу обстоятельств дела либо характерные нарушения;

      3) период, подлежащий проверке;

      4) вопросы, подлежащие изучению;

      5) срок исполнения.

      8. Прокурор проводит проверку по обращениям физических и юридических лиц, сообщениям и информациям государственных органов, публикациям в средствах массовой информации и другим данным, требующим безотлагательного принятия решения, а также в случаях конфликта интересов уполномоченного органа либо его должностных лиц.

      Обращения физических и юридических лиц по вопросам проверки субъектов частного предпринимательства направляются по компетенции в уполномоченные органы, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 10 настоящей Инструкции.

      9. При непосредственном выявлении признаков нарушений законности проверка поручается соответствующему уполномоченному органу с требованием сообщения о результатах.

      Проверка не может быть поручена уполномоченному органу и проводится прокурором в случаях выявления нарушения, требующего незамедлительного устранения и (или) наличия конфликта интересов в деятельности уполномоченного органа либо его должностных лиц.

      Прокурором, получившим соответствующие сведения, подается мотивированный рапорт руководителю структурного подразделения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, прокурору области, города, района или приравненному к ним, в котором отражаются следующие сведения:

      1) источник и дата получения информации;

      2) характер нарушения, требующий незамедлительного устранения;

      3) причины, по которым данная проверка не может быть поручена уполномоченному органу;

      4) наименование субъекта (объекта), в котором предлагается проведение проверки.

      10. Проверки в деятельности субъектов частного предпринимательства прокурор по согласованию с прокурором области или приравненным к нему либо с лицом их замещающим проводит в случаях:

      1) необходимости встречной проверки законности решений государственных органов и организаций;

      2) для устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан;

      3) при наличии сведений о задолженности по заработной плате перед работниками;

      4) установления законности освоения государственных средств и средств квазигосударственного сектора;

      5) если их проведение не представляется возможным поручить уполномоченным органам.

      В остальных случаях проверки субъектов частного предпринимательства проводятся по поручению либо согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

      11. Проверки соблюдения законности в деятельности организаций образования (детские дома, детские сады, школы, школы-интернаты, гимназии, колледжи, высшие учебные заведения и другие) и здравоохранения (организации здравоохранения для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, поликлиники, больницы и другие) проводить в соответствии с настоящей Инструкцией и по согласованию с прокурором области или приравненным к нему.

      12. Согласование проверок вышестоящей прокуратурой осуществляется в течение трех суток, а в случаях, не требующих отлагательств, в течение двадцати четырех часов с момента поступления материалов.

      13. Постановления о производстве проверки содержит:

      1) номер, дата, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность прокурора, основания проверки;

      2) наименование проверяемого субъекта (объекта), его местонахождение, Бизнес - идентификационный номер (индивидуальный идентификационный номер);

      3) предмет (тематика) проверки с указанием проверяемого периода;

      4) кому поручена проверка и сведения о специалистах, привлекаемых к ней;

      5) срок проведения (начало и конец) проверки;

      6) права и обязанности проверяемого субъекта.

      Постановление о проведении проверки регистрируется в уполномоченном государственном органе по правовой статистике и специальным учетам, в котором указываются номер и дата его регистрации до начала проверки.

      В постановлениях о продлении, приостановлении и возобновлении производства проверок указывать их причины.

      14. В ходе проверок при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений законодательства Республики Казахстан, имеющих значение для реализации проверки, решается вопрос о необходимости осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий.

      Оперативно-розыскные мероприятия назначаются Генеральным Прокурором Республики Казахстан, его заместителями, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами.

      В постановлении о проведении оперативно-розыскных мероприятий указываются:

      1) основания их проведения;

      2) круг проверяемых субъектов и вопросов;

      3) виды оперативно-розыскных мероприятий, в том числе специальных;

      4) срок проведения и форма предоставления полученных результатов.

      15. При необходимости для участия в проверке и дачи заключения привлекать специалистов.

      Экспертиза назначается в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать проверку.

      Постановление о назначении экспертизы выносится Генеральным Прокурором Республики Казахстан, его заместителями, начальниками Департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей и приравненными к ним, их заместителями, начальниками структурных подразделений областных и приравненных к ним прокуратур, прокурорами городов, районов и приравненными к ним, а также лицами, исполняющими их обязанности.

      В постановлении о назначении экспертизы указываются:

      1) наименование органа, назначившего экспертизу;

      2) время, место назначения экспертизы;

      3) вид экспертизы;

      4) основания для назначения экспертизы;

      5) объекты, направляемые на экспертизу, и информация об их происхождении, а также разрешение на возможное полное или частичное уничтожение указанных объектов, изменение их внешнего вида или основных свойств в ходе исследования;

      6) наименование органа судебной экспертизы и (или) фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, которому поручено производство судебной экспертизы.

      16. По результатам проверки составляется справка о результатах проверки, которая содержит:

      1) дату и место составления справки, основания проверки;

      2) наименование проверяемого субъекта, предмет (тематика) проверки;

      3) общие сведения по тематике проверки (статистика, реализованные проверяемым субъектом мероприятия, сведения об освоенных бюджетных средствах);

      4) оценку соблюдения законности по предмету (тематике) проверки (суть выявленных нарушений, законность правовых актов государственных органов, соблюдение законодательства о противодействии коррупции);

      5) выводы и предложения по результатам проверки (акты надзора, инициирование досудебного расследования, предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан и так далее);

      6) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении со справкой руководителя (представителя) проверяемого субъекта.

      В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель проверяемого субъекта либо его представитель излагает их в письменном виде.

      17. По результатам проверки вносятся акты прокурорского надзора, предусмотренные главой 3 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", либо принимаются иные меры.

      Иски в суды предъявляются исключительно в целях устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан или лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы по состоянию здоровья или возрасту, а также в интересах государства. В остальных случаях разъясняется право каждого на самостоятельную защиту своих прав и свобод в судебном порядке.

      Не допускается вовлечение органов прокуратуры в гражданско-правовые споры субъектов предпринимательства, а также необоснованного предъявления исков в интересах граждан.

      Контроль за организацией проводимой проверки, ее результатами, исполнением акта прокурорского надзора и фактическим устранением нарушений законности возлагается на прокурора, назначившего проверку.

      18. Требования о производстве проверок в адрес органов контроля и надзора подлежат направлению:

      1) для устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан;

      2) в случаях, требующих специальных знаний, когда без его направления не представляется возможным реализовать прокурорскую проверку;

      3) при проведении анализа и отсутствия иных возможностей для выявления и устранения нарушений законности;

      4) по рассматриваемым обращениям физических и (или) юридических лиц, государственных органов по конкретным фактам нарушения законности, если вопрос проверки непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя, государства.

      Требования направляются Генеральным Прокурором Республики Казахстан, его заместителями, начальниками Департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей, городов, районов и приравненными к ним и их заместителями.

      19. Действия и акты прокурора обжалуются вышестоящему прокурору либо в суд.

      Вышестоящий прокурор по результатам проверки законности действий и актов прокурорского надзора нижестоящего прокурора по жалобам физических и (или) юридических лиц либо по собственной инициативе принимает одно из следующих решений:

      1) приостанавливает действие актов прокурорского надзора в случае возникновения сомнения в их законности, до принятия окончательного решения;

      2) отзывает акты прокурорского надзора в случае нарушения компетенции, установленной законами и данной Инструкцией;

      3) отменяет либо изменяет акты прокурорского надзора в случае установления их противоречия либо отдельных требований действующему законодательству;

      4) оставляет в силе акты прокурорского надзора.