Сноска. Преамбула - в редакции приказа и.о. Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 23.07.2021 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемую Методику построения индексов тарифов на услуги почтовые, курьерские и связи.
2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Управлению статистики цен Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального публикования.
Председатель Комитета по статистике | |
Министерства национальной экономики | |
Республики Казахстан | Н. Айдапкелов |
Утверждена Приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 23 августа 2016 года №170 |
Методика построения индексов тарифов на услуги почтовые, курьерские и связи
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика построения индексов тарифов на услуги почтовые, курьерские и связи (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон).2. Методика определяет основные аспекты и методы проведения общегосударственных статистических наблюдений за изменением тарифов на услуги почтовые, курьерские и услуги связи, охват и систему классификации, отбор обследуемых выборочных совокупностей, формирование весовых составляющих и построение индекса тарифов на услуги почтовые и курьерские и индекса тарифов на услуги связи.
3. Настоящая Методика применяется Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – Бюро национальной статистики) и его территориальными подразделениями при проведении общегосударственных статистических наблюдений за тарифами на услуги почтовые, курьерские и услуги связи.
Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа и.о. Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 23.07.2021 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. Методика разработана в соответствии с международными стандартами "Руководства по индексу цен производителей: теория и практика", изданного Международной организацией труда, Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Статистическим бюро Европейских сообществ, Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком (2004 год), адаптированных с учетом особенностей экономики Республики Казахстан и обследуемого вида экономической деятельности.
5. Индекс тарифов на услуги почтовые и курьерские и индекс тарифов на услуги связи характеризуют изменение во времени тарифов на услуги почтовые и курьерские и услуги связи для юридических лиц.
Индексы тарифов на услуги почтовые и курьерские и услуги связи используются для:
1) исчисления индексов физического объема услуг почтовых, курьерских и услуг связи;
2) расчетов производительности труда в данных видах экономической деятельности и других экономико-аналитических расчетов;
3) осуществления экономического мониторинга, прогнозирования, сопоставлений, проводимых государственными органами и научными организациями.
6. В настоящей Методике используются понятия в значениях, определенных в Законе, а также Законах Республики Казахстан от 9 апреля 2016 года "О почте", от 5 июля 2004 года "О связи" и следующие термины и определения:
1) агрегированный индекс цен (тарифов) – относительный показатель, который характеризует изменение цен по отдельной подгруппе, группе или изучаемому явлению в целом и формируется на основе индивидуальных индексов цен (тарифов);
2) базовый объект – юридическое лицо, отобранное для наблюдения и регистрации в нем цен;
3) генеральная совокупность – это полная группа всех единиц анализа, чьи характеристики подлежат оценке;
4) индивидуальный (элементарный) индекс цен – изменение цен одного элемента изучаемой совокупности (конкретного товара, услуги);
5) классификация – разделение множества объектов на группы по сходству или различию в соответствии с принятыми признаками;
6) услуга-представитель – совокупность определенных видов услуг в группе, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные свойства услуг и однородны по своему потребительскому назначению;
7) взвешивание – процедура, применяемая в индексных расчетах для получения сводных показателей и обеспечивающая соизмеримость видов услуг в различных единицах измерения, которые не суммируются;
8) схема взвешивания – совокупность весов конкретных видов услуг, определенная по всем степеням агрегации согласно стандартной классификации;
9) спецификация – описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного вида услуг, отбираемого для регистрации цен (тарифов);
10) статистический бизнес-регистр – специальным образом организованный и систематизированный перечень правовых и статистических единиц, содержащий краткую административную и экономическую информацию обо всех единицах, включенных в регистр;
11) регистрация цен – сбор первичных статистических данных о ценах (тарифах) на товары и услуги при проведении общегосударственных статистических наблюдений;
12) выборочное наблюдение – обследование некоторой части генеральной совокупности, по которой можно судить о свойствах всей совокупности в целом.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 20.06.2019 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 2. Охват и система классификации
7. Для индексов тарифов на услуги почтовые и курьерские и услуги связи определяются рамки экономического, географического, отраслевого охвата и статистические единицы наблюдения.8. Индексы тарифов на услуги почтовые и курьерские и услуги связи для юридических лиц учитывают операции по производству этих услуг, необходимых юридическим лицам для осуществления их производственной деятельности. Операции оцениваются по рыночным ценам, без учета налога на добавленную стоимость.
9. Обследуемые сегменты экономики согласно действующему Общему классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКЭД), представлены разделами "Почтовая и курьерская деятельность" (ОКЭД – 53), включающим почтовые и курьерские услуги, такие как услуги по выемке, перевозке и доставке писем и посылок на различных условиях, и "Телекоммуникации" (ОКЭД – 61), который включает услуги телекоммуникационные и другие сопутствующие услуги, такие как передача голосовых, текстовых, звуковых и видеоданных.
Сноска. Пункт 9 - в редакции приказа и.о. Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 23.07.2021 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10. Географический охват услуг почтовых, курьерских и услуг связи определяется спецификой рынка, характеризующегося сетевым характером, что не ограничивает границы потребления услуг.
Построение индексов тарифов на услуги почтовые, курьерские и услуги связи осуществляется по всем регионам республики на основе информации, получаемой от Национального оператора почты и операторов связи.
Для расчета региональных индексов тарифов на услуги почтовые и курьерские и услуги связи используется информация о региональной структуре объемов услуг для юридических лиц.
11. Классификационная система является основой для формирования выборки, определяет структуру индексов и какие виды услуг ими охватываются.
Применение стандартных статистических классификаций позволяет получить содержательные ряды данных, пригодных для использования и сопоставимых на международном уровне. Основными классификациями, используемыми для построения индексов тарифов на услуги почтовые, курьерские и услуги связи, являются:
1) для определения видов экономической деятельности и классов услуг – ОКЭД;
2) для детализации видов услуг применяется классификация услуг.
Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом и.о. Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 23.07.2021 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
12. Статистическими единицами для наблюдения за изменением тарифов на услуги почтовые, курьерские и услуги связи являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в данных видах экономической деятельности и принимающие решения в отношении всех производственных операций – производители услуг почтовых, курьерских и услуг связи. К ним относятся организации, производящие и оказывающие услуги на основе лицензий на данные виды деятельности (далее – операторы).
Глава 3. Отбор базовых объектов
13. Преимуществами несплошного наблюдения является получение данных, характеризующих генеральную совокупность, на основании детального обследования отдельных единиц, обработка информации и формирование результатов в более короткие сроки и с наименьшими затратами ресурсов.При несплошном наблюдении из всей изучаемой совокупности с применением научно-обоснованных методов отбирается определҰнное число единиц, предполагающих точное воспроизведение пропорций и зависимостей генеральной совокупности.
14. Генеральной совокупностью для выборки базовых объектов для наблюдения за тарифами на услуги почтовые, курьерские и услуги связи являются данные статистического бизнес-регистра.
15. При отборе используется метод основного массива, который предполагает выбор из генеральной совокупности единиц, имеющих наибольший удельный вес по определенному критерию.
Основным критерием при отборе базовых объектов для услуг почтовых, курьерских и услуг связи являются показатели "объем услуг", оказанных для юридических лиц, формируемый по данным общегосударственных статистических наблюдений об оказанных услугах почтовой и курьерской деятельности и услуг связи.
Другим критерием репрезентативности выборки является обеспечение максимально возможного охвата основных видов услуг. Операторы, оказывающие новые виды беспроводной связи, курьерской доставки, появившиеся на рынке услуг в последние годы, включаются в выборку независимо от объема оказанных услуг.
16. Выборка базовых объектов основывается на следующих принципах:
1) масштабность – включение объектов всех типов и различных форм собственности;
2) географическая репрезентативность – подбор объектов, расположенных в разных регионах наблюдения;
3) типичность – включение объектов, имеющих типичные условия работы (ассортимент услуг, технологические процессы и другое), характерные для данного вида экономической деятельности.
17. Для наблюдения за движением тарифов на услуги почтовой и курьерской связи предприятия подключаются на сплошной основе.
Базовым объектом для наблюдения за изменением тарифов на почтовые и курьерские услуги является Национальный оператор почты.
По услугам связи, оказываемым большим числом организаций, используется метод целенаправленной выборки. В базовую сеть включаются операторы, с наибольшими объемами оказания услуг связи для юридических лиц.
В целях более полного отражения ценовых тенденций в отрасли, подключаются операторы с небольшим объемом услуг, но оказывающие их на регулярной основе.
Выборка считается репрезентативной при охвате отобранными базовыми объектами более 70 % общего объема оказываемых услуг связи для юридических лиц в регионе.
18. Актуализация выборочной совокупности базовых объектов осуществляется в зависимости от структурных преобразований на рынке услуг почтовых, курьерских и услуг связи. Операторы и организации, выбывшие с рынка услуг, исключаются, а вновь созданные – подключаются к статистическому наблюдению.
Глава 4. Отбор видов услуг и услуг-представителей
19. На основе действующей стандартной классификации и данных, отражающих состояние обследуемых рынков, отбирается определенный перечень видов услуг для ценового наблюдения (далее – Перечень). В него включаются наиболее важные позиции, типичные для данного сектора услуг и всех регионов республики.Перечень формируется Бюро национальной статистики, посредством отбора, позволяющего обследовать наиболее типичные элементы изучаемые совокупность (невероятностный (целенаправленный) отбор).
Сноска. Пункт 19 с изменением, внесенным приказом и.о. Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 23.07.2021 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
20. Перечень для ценового наблюдения составляется согласно следующим критериям:
1) представительность. Отобранная группа или вид услуг имеют определяющее значение для обследуемого сегмента и по возможности больший удельный вес в общей его структуре;
2) актуальность и регулярность. Услуги востребованы на рынке и доступны в течение длительного периода времени;
3) репрезентативность ценовой динамики. Движение тарифов на отобранный вид услуг не отличается от их динамики на другие, не отобранные их виды, отражает экономическую действительность ценовой ситуации на рынке.
21. В качестве информационного источника для отбора видов услуг используются данные статистических наблюдений об объемах оказанных услуг почтовых, курьерских и услуг связи для юридических лиц за предыдущий год.
Включаются наиболее распространенные, общедоступные виды услуг, составляющие основу коммуникационного комплекса республики. Для услуг почтовых и курьерских – это доставка периодической печати, пересылка писем, посылок и бандеролей, для проводной связи – телефонная связь, услуги по предоставлению доступа к Интернет, для беспроводной – услуги сотовой связи, подвижной радиотелефонной, транкинговой, и спутникой видов связи, предоставление доступа к Интернет по беспроводным сетям.
22. На основе сформированного перечня видов услуг и изучения конъюнктуры рынка отбираются конкретные услуги-представители.
Из каждого вида услуг с использованием метода основного массива выбираются их разновидности, объем реализации которых имеет преобладающий удельный вес в его структуре. В перечень репрезентативных услуг-представителей включаются услуги:
1) регулярно используемые в процессе производственной деятельности юридическими лицами;
2) имеющие неизменные качественные параметры и одну и ту же единицу измерения;
3) доступные с точки зрения сбора информации, а их ценовые изменения характерны для данной группы услуг.
Охват разновидностей услуг, оказываемых в рамках одной услуги-представителя, обеспечивается составлением на них спецификаций, которые включают технические и качественные ее характеристики. Источником для определения спецификаций является информация операторов, непосредственно оказывающих соответствующие виды услуг.
23. На региональном уровне отбираются конкретные направления (наименование населенного пункта, страны) услуг почтовых, курьерских и услуг связи, по которым отслеживаются тарифы в течение отчетного года.
24. При появлении на рынке новых видов услуг или снижения значимости отдельных видов, перечень для наблюдения за тарифами актуализируется путем их включения или исключения.
25. Регистрация тарифов на отобранные услуги-представители осуществляется ежемесячно на конкретные услуги-представители с определенными спецификациями, позволяющими идентифицировать услугу в течение отчетного периода для обеспечения их сопоставимости. Тарифы регистрируются по состоянию на 21 число месяца, в тенге без учета налога на добавленную стоимость.
Глава 5. Формирование схемы взвешивания
26. Одним из этапов построения индекса тарифов на услуги почтовые и курьерские и индекса тарифов услуги связи является формирование схемы взвешивания, позволяющей осуществлять агрегирование от низшего уровня к высшему согласно применяемой классификации.27. Для формирования схемы взвешивания индексов тарифов используются данные об объемах оказанных услуг для юридических лиц за определенный базисный год.
28. Процесс формирования схемы взвешивания включает следующие операции:
1) определение стоимостных данных об объемах оказанных услуг и их распределение между видами, подвидами, группами, классами, включенными в наблюдение. По неохваченным классам, группам, видам услуг стоимостные данные перераспределяются по обследуемым группам, оказывающим родственные виды услуг, или пропорционально по всем составляющим, включенным в наблюдение;
2) осуществление увязки среднегодовых стоимостных данных об оказании услуг и уровня тарифов по видам услуг согласно единому временному периоду, принимаемому за базу сравнения (скорректированные стоимостные данные);
3) повторное распределение скорректированных стоимостных данных между видами, подвидами, группами, классами услуг (окончательные стоимостные данные).
29. При построении индексов тарифов требуется соблюдение условия, для того чтобы базисный период весов соответствовал базисному периоду цены. Это вызывает необходимость корректировки среднегодовой стоимости данных об объемах оказанных услуг за базисный год в цены декабря предыдущего года. Для этого используется процедура корректировки весов, состоящая из следующих последовательных операций:
1) определение поправочного коэффициента;
2) определение скорректированных весов;
3) нормализация скорректированных весов.
Для расчета поправочного коэффициента используется ряд помесячных индексов тарифов к декабрю предыдущего года. Поправочный коэффициент представляет собой частное от деления значения индекса тарифов за декабрь к декабрю предыдущего года и среднего арифметического значения индексов тарифов за весь год, по которому определяются веса:
, (1)
где
K – поправочный коэффициент;
I t12 – индекс тарифов декабря предыдущего года к декабрю предшествовавшего ему года;
– месячные индексы тарифов года, по которому определяются веса, к декабрю предыдущего года;
1, 2, ..., 12 – месяцы базисного года.
Поправочный коэффициент рассчитывается по подвидам классификации индекса тарифов (шестизначный уровень) и применяется для каждой нижестоящей ступени агрегации – позиция в подвиде. Умножением ранее определенных объемов услуг на поправочный коэффициент рассчитываются скорректированные стоимостные данные по позициям в подвиде услуг.
Скорректированный вес по всей совокупности находится путем суммирования скорректированных весов согласно существующей агрегации. При получение сумма (вес всей совокупности) не равняется единице, стоимости нормализуются. Для этого полученный вес каждого вида услуг делится на сумму скорректированных весов по всей их совокупности.
Глава 6. Расчет индекса тарифов
30. В зависимости от степени охвата элементов выборочной совокупности производится расчет индивидуальных, и агрегированных индексов тарифов.Индивидуальный индекс тарифов исчисляется в виде отношения тарифов, зарегистрированных в базовых объектах по отобранным для наблюдения услугам -представителям по формуле:
, (2)
где
? t j – индивидуальный индекс тарифов на разновидность услуги j;
Ptj – тариф на разновидность услуги j в отчетном месяце t;
P(t-1)j – тариф на разновидность услуги j в предыдущем месяце (t-1).
Расчет индивидуального индекса тарифов по видам услуг производится по формуле простой (невзвешенной) средней геометрической индивидуальных индексов тарифов по услугам-представителям (индекс Джевонса):
, (3)
где
Ij – индивидуальный индекс тарифов на вид услуги j;
I1, I2,…, Ik – индивидуальный индекс тарифов по услугам-представителям;
k – число услуг-представителей.
31. На всех последующих этапах индивидуальные индексы тарифов в соответствии с иерархической структурой классификации и с использованием соответствующих весов объединяются в индексы более высокого уровня – агрегированные индексы.
Для расчета индексов тарифов на более высоких уровнях агрегации (класс, группа, раздел, секция) используется модифицированный вариант формулы Ласпейреса, позволяющий исчислять индексы на основе последовательных наблюдений за изменением тарифов, взвешенных через постоянную схему взвешивания:
, (4)
при
где
IL – индекс тарифов за отчетный период t относительно базисного t-1;
– индивидуальный индекс тарифов на вид услуги;
P0Q0 – стоимость оказанных услуг в тарифах базисного периода, принимаемая в качестве стандартных весов для агрегирования;
Pt-1Q0 – стоимость оказанных услуг в отчетном периоде;
– произведение индивидуальных индексов тарифов по виду услуги к предыдущему периоду.
32. Построение индексов тарифов к соответствующему периоду предыдущего года (месяцу, период с нарастающим итогом) осуществляется базисным методом, предусматривающим "увязку" (сцепление) месячных индексов цен между собой для образования последовательного динамического ряда, имеющего в качестве базы зафиксированную точку отсчета или базовый период. Базовый период, выбранный в качестве точки отсчета, меняется один раз в пять лет.
Индекс тарифов к базовому периоду находится умножением индивидуального индекса тарифа отчетного месяца на индекс тарифов предыдущего месяца к базовому периоду:
, (5)
где
Ib – индекс тарифов отчетного месяца t к базовому периоду b;
Ib(t-1) – индекс тарифов предыдущего месяца t-1 к базовому периоду b;
It – индивидуальный индекс тарифов отчетного месяца t.
33. Расчет месячного индекса тарифов отчетного года к соответствующему месяцу предыдущего года осуществляется делением месячного индекса тарифов в базисном индексном ряду отчетного года на месячный индекс тарифов в этом же ряду предыдущего года:
, (6)
где
It – индекс тарифов за месяц t отчетного года g к соответствующему месяцу предыдущего года g-1;
Itg – индекс тарифов месяца t отчетного года g в индексном ряду;
It(g-1) – индекс тарифов месяца t предыдущего года g-1 в индексном ряду.
34. Индексы тарифов c нарастающим итогом к соответствующему периоду предыдущего года определяются делением суммы месячных индексов тарифов базисного индексного ряда сравниваемого периода с аналогичной суммой месячных индексов тарифов в этом же ряду предыдущего года:
, (7)
где
– индекс тарифов за январь-декабрь отчетного года g к январю-декабрю предыдущего года g-1;
– индексы тарифов за январь, февраль,…, декабрь отчетного года g в индексном ряду;
– индексы тарифов за январь, февраль,…, декабрь предыдущего года g-1 в индексном ряду.
35. Индексы тарифов за квартал, к предыдущему кварталу рассчитываются как отношение суммы месячных индексов тарифов в базисном индексном ряду, определяющих отчетный квартал, к сумме месячных индексов тарифов в индексном ряду предыдущего периода:
, (8)
где
– индекс тарифов второго квартала отчетного года к первому кварталу;
– индексы тарифов за апрель, май, июнь отчетного года g индексного ряда;
– индексы тарифов за январь, февраль, март отчетного года g индексного ряда.