Оглавление

Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для фондовой биржи

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19 декабря 2015 года № 252. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 февраля 2016 года № 12999.

Обновленный

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для фондовой биржи.

      2. Признать утратившими силу:

      1) постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 ноября 2009 года № 244 "Об утверждении Инструкции о требованиях по наличию системы управления рисками на фондовой бирже и внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 ноября 2008 года № 195 "О требованиях к организационной структуре организатора торгов и к составу листинговой комиссии фондовой биржи, и об утверждении Правил осуществления деятельности структурного подразделения организатора торгов, осуществляющего деятельность по надзору за совершаемыми сделками в торговой системе организатора торгов" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5991);

      2) пункт 10 Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2014 года № 168 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9796, опубликованным 12 ноября 2014 года в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного введения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан").

      3. Департаменту надзора за субъектами рынка ценных бумаг (Хаджиева М.Ж.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) совместно с Департаментом правового обеспечения (Досмухамбетов Н.М.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление настоящего постановления на официальное опубликование в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка после его официального опубликования.

      4. Департаменту международных отношений и связей с общественностью (Казыбаев А.К.) обеспечить направление настоящего постановления на официальное опубликование в периодических печатных изданиях в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Смолякова О.А.

      6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель


Национального Банка

Д. Акишев


  Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 19 декабря 2015 года № 252

Правила формирования системы управления рисками и внутреннего
контроля для фондовой биржи

      1. Настоящие Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для фондовой биржи (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 49-1 Закона Республики Казахстан от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о РЦБ) и определяют порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля на фондовой бирже.

      2. Совет директоров фондовой биржи обеспечивает соответствие системы управления рисками и внутреннего контроля требованиям Правил и создает условия для исполнения органами, подразделениями и работниками фондовой биржи возложенных на них обязанностей в области управления рисками.

      3. В Правилах используются следующие понятия:

      1) ценовой риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие изменения стоимости финансовых инструментов, возникающий в случае изменения условий финансовых рынков, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов, приобретенных за счет собственных активов фондовой биржи;

      2) репутационный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие негативного общественного мнения или снижения доверия к фондовой бирже;

      3) бэк-тестинг - методы проверки эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных по фондовой бирже и сравнением рассчитанных результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения указанных операций;

      4) валютный риск - риск возникновения расходов (убытков), связанный с изменением курсов иностранных валют при осуществлении фондовой биржей своей деятельности. Опасность расходов (убытков) возникает из-за переоценки позиций по валютам в стоимостном выражении;

      5) корпоративное управление - система стратегического и тактического управления фондовой биржей, представляющая собой комплекс взаимоотношений между высшим органом, органом управления, исполнительным органом и иными органами фондовой биржи, направленный на обеспечение эффективного функционирования фондовой биржи, защиту прав и интересов ее акционеров, и предоставляющая акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности фондовой биржи;

      6) кредитный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неуплаты эмитентом основного долга и вознаграждения, причитающегося держателю ценной бумаги, в установленный условиями выпуска ценной бумаги срок, включающий также риск потерь, возникающих в связи с невыполнением партнером обязательств по свопам, опционам, форвардам и иным финансовым инструментам, подверженным кредитному риску, и в период урегулирования расчетов по данным ценным бумагам и иным финансовым инструментам;

      7) правовой риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие нарушения фондовой биржей требований законодательства Республики Казахстан, в том числе несоответствия внутренних документов фондовой биржи требованиям статей 83, 84, 85, 86, 87, 88 и 89 Закона о РЦБ, несоответствия практики деятельности фондовой биржи ее внутренним документам, а в отношениях с нерезидентами Республики Казахстан - нарушения требований законодательства других государств;

      8) политика инвестирования собственных активов - документ, определяющий перечень объектов инвестирования, цели, стратегии, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении собственных активов фондовой биржи, условия хеджирования и диверсификации собственных активов;

      9) операционный риск - риск возникновения расходов (убытков) в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования торговой системы, а также вследствие внешних событий;

      10) риск потери ликвидности - риск, связанный с возможным невыполнением либо несвоевременным выполнением фондовой биржей своих обязательств. Риск потери ликвидности ценных бумаг как активов определяется возможностью их быстрой реализации с низкими издержками и по приемлемым ценам;

      11) лимиты "stop-loss" - предельно допустимый уровень потерь по операциям с финансовыми инструментами, приобретенными за счет собственных активов;

      12) стресс-тестинг - методы измерения потенциального влияния на финансовое положение фондовой биржи исключительных, но возможных событий, которые оказывают влияние на деятельность фондовой биржи;

      13) стрессовые ситуации - непредвиденные ситуации возникновения перегрузок, сбоев, ошибок и (или) иных неполадок в работе торговой системы фондовой биржи в процессе осуществления торгов;

      14) лимиты "take-profit" - политика установления лимитов по предельно допустимому уровню доходов по операциям с финансовыми инструментами, приобретенными за счет собственных активов;

      15) система управления рисками - процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска;

      16) уполномоченный орган - уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

      17) служба внутреннего аудита - подразделение фондовой биржи, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах;

      18) система внутреннего контроля - часть системы управления рисками, представляющая совокупность процедур и политик внутреннего контроля, обеспечивающих реализацию фондовой биржей долгосрочных целей рентабельности и поддержания надежной системы финансовой и управленческой отчетности, способствующей соблюдению законодательства Республики Казахстан, политики фондовой биржи, внутренних правил и процедур, снижению риска убытков или репутационного риска фондовой биржи;

      19) внутренние документы - документы, регулирующие условия и порядок деятельности фондовой биржи, ее органов, подразделений и работников.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным постановлением Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 30.03.2020 № 28 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Фондовая биржа ежегодно не позднее 1 (первого) июля года, следующего за отчетным периодом, представляет в уполномоченный орган отчет по оценке выполнения требований к системе управления рисками фондовой биржи по форме согласно приложению 1 к Правилам.

      5. Фондовая биржа не реже одного раза в квартал проводит стресс-тестинг по основным видам рисков (ценовому риску, процентному риску, операционному риску, валютному риску по инвестированным фондовой биржей в финансовые инструменты активам) в порядке, предусмотренном политикой фондовой биржи по управлению рисками.

      Стресс-тестинг по операционному риску в части организации и проведения торгов проводится путем тестирования торговой системы фондовой биржи на моделирование стрессовых ситуаций функционирования элементов торговой системы, включающих в себя количество пользовательских подключений, пропускную способность потоков информации, скорость подачи заявок и заключения сделок, отказ компонентов торговой системы на основных и (или) вспомогательных серверах.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Стресс-тестинг по операционному риску в части организации и проведения торгов проводится путем тестирования торговой системы фондовой биржи на подборку, комбинирование и моделирование стрессовых ситуаций и параметров функционирования элементов торговой системы, включая, в том числе сетевые соединения, операционную систему, базу данных, уровень авторизации (доступа) к торговой системе, количество пользователей, потоки информации, объемы торгов, нагрузку на основной и (или) вспомогательный сервер (с указанием уровня критической нагрузки) не реже одного раз в квартал.

      7. Исключен постановлением Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7-1. Результаты стресс-тестинга по ценовому риску, процентному риску, валютному риску, операционному риску оформляются в порядке, определенном политикой фондовой биржи по управлению рисками, и содержат описание сценария стресс-теста, обоснование выбранного сценария стресс-теста и рекомендации по результатам стресс-тестинга.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 7-1 в соответствии с постановлением Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Наличие системы управления рисками на фондовой бирже предусматривает соответствие деятельности фондовой биржи требованиям по корпоративному управлению, наличию практики проведения операций в рамках лицензируемого вида деятельности, функционированию торговой системы.

      Система управления рисками фондовой биржи обеспечивает контроль, мониторинг и минимизацию рисков, присущих ее деятельности.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Система управления рисками фондовой биржи охватывает следующие направления:

      1) организация, проведение и администрирование процесса торгов финансовыми инструментами;

      2) сбор, ввод, хранение и распространение информации, предоставляемой членами фондовой биржи и эмитентами;

      3) проведение регулярного мониторинга торговой системы в целях обеспечения бесперебойности, непрерывности процесса организации торгов;

      4) аудит программно-технического обеспечения фондовой биржи, используемого в процессе организации торгов;

      5) осуществление расчетов по биржевым сделкам;

      6) сбор, анализ и хранение информации по торгам, котировкам, ценам, индексам, расчетной базе индекса;

      7) инвестирование собственных активов фондовой биржи в финансовые инструменты;

      8) создание и совершенствование организационно-функциональной структуры управления фондовой биржей;

      9) разработка и утверждение внутренних документов;

      10) предоставление информации, необходимой для принятия решений, заинтересованным органам фондовой биржи, и обмен информацией между органами и подразделениями фондовой биржи;

      11) мониторинг соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и внутренней политикой, в области управления рисками;

      12) определение порядка организации работы с членами фондовой биржи и трейдерами, в том числе определение процедур по рассмотрению и разрешению споров, а также применению соответствующих мер в случае невыполнения членами фондовой биржи и трейдерами своих обязательств.

      10. Система управления рисками предусматривает, но не ограничивается наличием следующих внутренних документов:

      1) политика фондовой биржи по управлению рисками;

      2) порядок инвестирования собственных активов фондовой биржи;

      3) процедуры осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита;

      4) процедуры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      5) процедуры управления существующими и потенциальными конфликтами интересов на фондовой бирже;

      6) процедуры, направленные на предотвращение использования инсайдерской информации руководящими и иными работниками фондовой биржи;

      7) порядок осуществления расчетов по заключенным в торговой системе фондовой биржи сделкам с финансовыми инструментами;

      8) исключен постановлением Правления Национального Банка РК от 10.09.2019 № 151 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      9) информационная политика фондовой биржи;

      10) инструкция по технике безопасности.

      Сноска. Пункт 10 с изменением, внесенным постановлением Правления Национального Банка РК от 10.09.2019 № 151 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Политика фондовой биржи по управлению рисками определяет:

      1) полномочия и функциональные обязанности совета директоров, правления, ответственного подразделения фондовой биржи по управлению рисками и других подразделений в области управления рисками, а также порядок обмена информацией между данными органами и подразделениями;

      2) процедуры по идентификации и оценке рисков, включая порядок определения количественных значений показателей рисков, связанных с деятельностью фондовой биржи и функционированием ее торговой системы, а также процедуры по определению максимально допустимых значений показателей рисков;

      3) меры по управлению рисками, возникающими в процессе деятельности фондовой биржи и функционирования ее торговой системы;

      4) механизм мониторинга эффективности процедур, установленных подпунктом 2) настоящего пункта, адекватности оценок значений показателей рисков фондовой биржи и мер по управлению рисками;

      5) механизм мониторинга эффективности мер, принимаемых в случае несоответствия процедурам, установленным подпунктом 2) настоящего пункта, и мерам, установленным подпунктом 3) настоящего пункта;

      6) процедуры по мониторингу, оценке и контролю идентифицированных (обнаруженных) рисков, в том числе:

      меры, предпринимаемые ответственным подразделением фондовой биржи по управлению рисками совместно с другими подразделениями фондовой биржи, по идентификации рисков;

      оценка рисков, осуществляемая ответственным подразделением фондовой биржи по управлению рисками, включая оценку частоты возникновения рисков, последующее ранжирование воздействий, оказанных данными рисками, и установление максимально допустимых значений показателей рисков;

      мониторинг рисков, проводимый ответственным подразделением фондовой биржи по управлению рисками, включающий мониторинг изменения значений показателей рисков и максимально допустимых значений данных показателей, а также мер, предпринимаемых в целях минимизации рисков в случае несоответствия значений показателей рисков максимально допустимым значениям показателей рисков;

      механизм незамедлительного представления отчетности совету директоров о любых значительных случаях, способных повлечь за собой ущерб и (или) повлиять на репутационные и правовые риски фондовой биржи.

      12. Порядок инвестирования собственных активов фондовой биржи устанавливает условия и порядок осуществления сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов, типовые формы документов, используемых в процессе осуществления сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов, и включает описание процедур по:

      1) разработке политики инвестирования собственных активов фондовой биржи;

      2) подготовке рекомендаций для принятия инвестиционных решений в отношении собственных активов фондовой биржи, предусматривающих:

      перечень должностей лиц, уполномоченных на выдачу рекомендаций;

      порядок осуществления анализа состояния инвестиционного портфеля;

      порядок осуществления анализа наличия, условий обращения и доходности финансовых инструментов, в которые предполагается осуществить инвестирование;

      порядок осуществления анализа рисков, связанных с финансовыми инструментами, в которые предполагается осуществить инвестирование;

      порядок осуществления анализа факторов, существенных для выдачи рекомендаций;

      3) принятию инвестиционных решений в отношении собственных активов фондовой биржи, содержащих описание работы инвестиционного комитета, периодичность проведения и оформления результатов заседаний;

      4) взаимодействию органов и подразделений фондовой биржи в процессе подготовки, принятия и исполнения инвестиционных решений;

      5) заключению сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов и осуществлению контроля за их исполнением, содержащих описание процессов по взаимодействию с посредником (брокером), с помощью которого предполагается заключение сделки (при наличии такового), контролю за совершением сделок, осуществлению сверок состава и движения активов, ведению внутреннего учета и документооборота заключенных сделок, а также перечень должностных лиц, осуществляющих контроль за заключением сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов;

      6) подготовке правлением фондовой биржи отчетности о результатах деятельности по операциям с финансовыми инструментами, совершенным за счет собственных активов, перед уполномоченным органом.

      13. В целях обеспечения заключения сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов фондовой биржей разрабатывается политика инвестирования собственных активов, включающая, но не ограничивающаяся следующим:

      1) цели и стратегии инвестирования собственных активов;

      2) описание и перечень объектов инвестирования;

      3) лимиты инвестирования собственных активов по видам финансовых инструментов и доле открытой валютной позиции;

      4) условия и ограничения, установленные в отношении сделок с финансовыми инструментами, совершаемыми за счет собственных активов;

      5) условия хеджирования и диверсификации собственных активов с указанием перечня и описания инструментов хеджирования;

      6) информация об основных рисках, связанных с инвестированием собственных активов.

      14. Политика инвестирования собственных активов фондовой биржи и все изменения и дополнения в нее утверждаются советом директоров фондовой биржи.

      15. Процедуры осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита определяют:

      1) состав службы внутреннего аудита, ее функции, обязанности и полномочия;

      2) требования к работникам, осуществляющим внутренний аудит и внутренний контроль;

      3) предмет и объект внутреннего аудита и внутреннего контроля;

      4) масштаб и частоту проведения проверок службой внутреннего аудита;

      5) обязательную к использованию при проведении внутреннего аудита систему оценки;

      6) требования к составлению плана проведения внутреннего аудита;

      7) сроки и форму представления службой внутреннего аудита отчетов о результатах проверок совету директоров фондовой биржи.

      16. Процедуры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включают, но не ограничиваются:

      1) идентификацию клиентов и мониторинг их операций в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии отмыванию доходов), в случае если они относятся к одному из видов операций, установленных пунктом 1 статьи 4 Закона о противодействии отмыванию доходов;

      2) предоставление сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, о подозрительных операциях, в государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов.

      17. Процедуры управления существующими и потенциальными конфликтами интересов на фондовой бирже, возникающими в ходе осуществления деятельности фондовой биржи между ее органами и (или) подразделениями, включают:

      1) процедуры принятия решений органами фондовой биржи, направленные на обеспечение:

      независимости решений, принимаемых членами органов фондовой биржи;

      отсутствия заинтересованности у членов органов фондовой биржи в принимаемых решениях;

      ограничения в использовании членами органов и работниками фондовой биржи информации, полученной в ходе проведения заседаний органов фондовой биржи, в личных целях либо в интересах третьих лиц до официального распространения данной информации среди широкого круга лиц;

      2) требования по обязательному составлению и хранению протоколов по итогам проведения заседаний органов фондовой биржи;

      3) описание существующих и потенциальных конфликтов интересов между подразделениями фондовой биржи, между органами и подразделениями фондовой биржи, между органами фондовой биржи;

      4) мероприятия, проводимые фондовой биржей с целью урегулирования существующих конфликтов интересов, а также превентивные меры, направленные на урегулирование потенциальных конфликтов интересов.

      18. Процедуры, направленные на предотвращение использования инсайдерской информации руководящими и иными работниками фондовой биржи, включают меры, направленные на:

      1) предотвращение заключения сделок с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц;

      2) предотвращение передачи третьим лицам или распространения среди широкого круга лиц инсайдерской или основанной на ней информации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      3) ограничение возможности предоставления работниками фондовой биржи рекомендаций третьим лицам о заключении сделок с финансовыми инструментами, основанных на инсайдерской информации.

      19. Порядок осуществления расчетов по заключенным в торговой системе фондовой биржи сделкам с финансовыми инструментами содержит описание процедур, предусматривающих:

      1) организацию и осуществление расчетов по сделкам с финансовыми инструментами, допущенными к обращению на фондовой бирже;

      2) подготовку информации, необходимой для осуществления расчетов, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;

      3) мониторинг и тестирование программно-технического обеспечения фондовой биржи на наличие ошибок и технических сбоев в системе произведения расчетов по сделкам;

      4) порядок разрешения вопросов между участниками торгов и фондовой биржей в процессе осуществления расчетов по заключаемым в торговой системе фондовой биржи сделкам.

      20. Исключен постановлением Правления Национального Банка РК от 10.09.2019 № 151 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. Информационная политика фондовой биржи включает, но не ограничивается следующим:

      1) порядок взаимодействия фондовой биржи с эмитентами и членами фондовой биржи, а также со средствами массовой информации;

      2) требования по регулярному мониторингу информации, способной повлиять на репутацию фондовой биржи;

      3) требования по своевременному принятию необходимых мер в случае появления и распространения информации, способной нанести вред репутации фондовой биржи.

      22. Правила по технике безопасности включают:

      1) основные требования по пожарной безопасности;

      2) план действий на случай возникновения форс-мажорных и (или) непредвиденных обстоятельств, который содержит описание действий работников фондовой биржи в случае наступления форс-мажорных и (или) непредвиденных обстоятельств;

      3) порядок использования программно-технических комплексов и иного оборудования работниками фондовой биржи;

      4) последовательность осмотра помещений фондовой биржи перед их закрытием.

      23. С целью управления существующими и потенциальными конфликтами интересов, возникающими в ходе осуществления деятельности фондовой биржи между ее органами и (или) подразделениями, фондовой биржей принимаются следующие меры:

      1) обеспечивается подотчетность подразделений, где существует вероятность возникновения конфликта интересов, разным руководящим работникам фондовой биржи;

      2) разрабатывается и внедряется порядок обмена информацией между подразделениями и органами фондовой биржи с учетом существующих и потенциальных конфликтов интересов;

      3) регулярно осуществляется проверка службой внутреннего аудита деятельности подразделений и работников фондовой биржи на соответствие принятым фондовой биржей процедурам управления существующими и потенциальными конфликтами интересов на фондовой бирже.

      24. Руководитель и работники подразделения по управлению рисками имеют высшее образование, обладают профессиональной компетентностью и опытом работы не менее трех лет в области управления рисками, а также обладают знаниями законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

      25. Дополнительные требования к руководителю и работникам подразделения по управлению рисками устанавливаются фондовой биржей.

      26. На руководителя и работников службы внутреннего аудита одновременно не возлагаются функции руководителей и работников других подразделений фондовой биржи, а также органов фондовой биржи.

      27. Руководитель и работники службы внутреннего аудита имеют высшее образование, обладают знаниями гражданского законодательства Республики Казахстан, в том числе законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, обладают профессиональной компетентностью, стажем (опытом) работы в сфере предоставления и регулирования финансовых услуг не менее одного года, а также не имеют непогашенной или неснятой в установленном законом порядке судимости за преступления, совершенные в сфере экономической деятельности, за коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления.

      28. Работники службы внутреннего аудита назначаются советом директоров фондовой биржи.

      29. Фондовая биржа в своей деятельности идентифицирует и дифференцирует следующие типы рисков:

      1) операционные риски;

      2) правовые риски;

      3) репутационные риски;

      4) ценовые, валютные и процентные риски;

      5) риски потери ликвидности;

      6) иные риски в соответствии с политикой фондовой биржи по управлению рисками.

      30. К операционным рискам относятся риски, связанные с:

      1) неопределенной и неэффективной организационной структурой фондовой биржи, включая распределение ответственности, структуру подотчетности и управления;

      2) неэффективными стратегиями, политиками и (или) стандартами в области информационных технологий, недостатками в использовании программного обеспечения;

      3) неэффективным управлением персоналом и (или) неквалифицированным штатом работников фондовой биржи;

      4) несанкционированным использованием торговой системы фондовой биржи и недостаточной квалификацией трейдеров - участников процесса торгов на фондовой бирже, либо совершением ими ошибок при заключении сделок в торговой системе фондовой биржи;

      5) недостаточно эффективным построением процессов осуществления деятельности фондовой биржи либо слабым контролем соблюдения внутренних правил;

      6) непредвиденными или неконтролируемыми факторами внешнего воздействия на деятельность фондовой биржи;

      7) наличием недостатков или ошибок во внутренних документах (правилах), регламентирующих деятельность фондовой биржи;

      8) нарушением процесса торгов финансовыми инструментами и осуществления операций в торговой системе фондовой биржи;

      9) неправомерным использованием конфиденциальной информации, предоставляемой членами фондовой биржи и эмитентами;

      10) возникновением конфликта интересов между органами и подразделениями фондовой биржи;

      11) возникновением ошибок, связанных со сбором, вводом, хранением и распространением информации;

      12) произведением недостаточно точных расчетов в методиках фондовой биржи, предусматривающих оценку стоимости и доходности финансовых инструментов и осуществления расчетов по ним;

      13) возникновением ошибок и сбоев в функционировании программно-технического обеспечения фондовой биржи;

      14) нанесением ущерба вследствие использования несовершенных технологий в процессе деятельности фондовой биржи, включая, в том числе процессы организации и проведения торгов, осуществления расчетов, исполнения функций по осуществлению деятельности по надзору за совершенными сделками в торговой системе фондовой биржи и системного администрирования;

      15) иными обстоятельствами, идентифицируемыми фондовой биржей в качестве потенциальных рисков.

      31. Подразделение правового обеспечения (юридическое подразделение) фондовой биржи обеспечивает регулирование правовых рисков, возникающих вследствие нарушения фондовой биржей требований законодательства Республики Казахстан, в том числе несоответствия внутренних документов фондовой биржи требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан, несоответствия практики деятельности фондовой биржи ее внутренним документам, путем:

      1) осуществления контроля за соответствием деятельности фондовой биржи законодательству Республики Казахстан, внутренним правилам и процедурам фондовой биржи;

      2) осуществления контроля за соответствием деятельности членов фондовой биржи в процессе проведения торгов на фондовой бирже требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, внутренними правилами фондовой биржи;

      3) ознакомления на постоянной основе персонала фондовой биржи с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность фондовой биржи;

      4) проведения оценки возможности появления рисков невыполнения фондовой биржей требований, установленных законодательством Республики Казахстан, в связи с изменением законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность фондовой биржи.

      32. Целями процесса идентификации, оценки и контроля рисков являются:

      1) своевременное определение не идентифицированных рисков и угроз;

      2) повышение качества оценки максимально допустимых значений показателей рисков;

      3) развитие альтернативных механизмов контроля рисков;

      4) обеспечение принятия своевременных мер по минимизации и управлению рисками;

      5) вовлечение отдельных подразделений фондовой биржи, включая подразделение по управлению рисками, в процесс идентификации и оценки рисков, а также увеличение ответственности работников фондовой биржи в области управления рисками.

      33. Процедура идентификации рисков основывается на тщательном обзоре и мониторинге, осуществляемым каждым подразделением фондовой биржи в зависимости от вида деятельности подразделения совместно с подразделением по управлению рисками.

      34. Идентифицированные риски анализируются по следующим характеристикам:

      1) частота наступления рисков;

      2) масштаб воздействия рисков.

      35. На основе результатов анализа риски дифференцируются как приемлемые и неприемлемые в зависимости от значения показателя рисков, определенного в качестве допустимого.

      36. Результаты оценки и контроля рисков используются для определения количественного значения показателя риска, как в целом (интегрального значения), так и для каждого отдельного вида деятельности фондовой биржи.

      37. Количественное значение рисков позволяет оценить максимально допустимые значения показателей рисков, соответствие рисков установленным допустимым показателям, а также необходимость принятия соответствующих решений для минимизации и управления рисками, несоответствующих установленным допустимым показателям.

      38. Количественные значения показателей рисков, свойственных каждому отдельному виду деятельности фондовой биржи, рассчитываются подразделением фондовой биржи, осуществляющим данный вид деятельности, совместно с подразделением по управлению рисками.

      39. Подразделение фондовой биржи по управлению рисками уведомляет совет директоров и правление о технических сбоях и иных обстоятельствах, повлекших нарушение процесса торговли финансовыми инструментами на фондовой бирже.

      40. Совет директоров фондовой биржи обеспечивает предоставление информации о технических сбоях и обстоятельствах, повлекших нарушение процесса торговли финансовыми инструментами, в уполномоченный орган в течение рабочего дня, следующего за днем их наступления.

      Сноска. Пункт 40 - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      41. Подразделением фондовой биржи по управлению рисками ежеквартально составляется отчет совету директоров и правлению, включающий в себя сведения о количестве случаев наступления рисков и размере ущерба, понесенном в результате наступления рисков, а также предоставляется план мероприятий по минимизации как самих рисков, так и последствий от их наступления.

      Сноска. Пункт 41 - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      42. На основе заключения, подготовленного подразделением фондовой бирже по управлению рисками, по оценке количественных значений показателей рисков правление фондовой биржи определяет максимально допустимые значения показателей рисков, которые утверждаются советом директоров.

      43. В случае возникновения новых рисков и (или) в случае несоответствия значений показателей рисков максимально допустимым значениям показателей рисков подразделение фондовой биржи, идентифицировавшее риск и (или) обнаружившее данное несоответствие, уведомляет совет директоров и правление.

      44. На основе результатов оценки рисков определяются возможные меры, направленные на их минимизацию.

      45. Минимизация рисков является необходимой в тех случаях, когда значение рисков выходит за пределы допустимых значений показателей рисков. Минимизация рисков осуществляется, но не ограничивается следующими мерами:

      1) внедрение системы внутреннего контроля, осуществление тщательного мониторинга и надзора за рисками, повышение квалификации работников в области управления рисками;

      2) совершенствование процедур по идентификации и возможности минимизации ущерба в случае наступления рисков, свойственных тем или иным решениям, принимаемым органами фондовой биржи в процессе деятельности фондовой биржи;

      3) внедрение фондовой биржей программно-технического обеспечения, предусматривающего установление лимитов по финансовым инструментам для трейдеров - участников процесса торгов на фондовой бирже, лицами, не являющимися трейдерами, но уполномоченными на установление таких лимитов;

      4) проведение аудита программно-технического обеспечения фондовой биржи, используемого в процессе организации торгов, не реже одного раза в два года.

      46. Совет директоров утверждает порядок предоставления отчетности по произошедшим случаям наступления рисков, задачами которого являются:

      1) построение информационной базы о потерях вследствие наступления рисков;

      2) совершенствование процессов по управлению и минимизации рисков через анализ информации о фактическом ущербе, понесенном в результате наступления рисков;

      3) проведение периодической оценки стоимости ущерба, возникающего в результате наступления рисков;

      4) обеспечение своевременного и надлежащего реагирования на существенные случаи наступления рисков;

      5) обеспечение полной синхронизации процедур по сбору и вводу данных, а также предотвращению ошибок по дублированию и (или) упущению информации.

      47. В целях обеспечения эффективного инвестирования собственных активов фондовой биржи не реже одного раза в квартал проводится:

      1) анализ эмитентов и выпущенных (предоставленных) ими финансовых инструментов, включая анализ финансового состояния эмитента, потенциала дальнейшего роста стоимости его активов, способности отвечать по принятым обязательствам, рисков, связанных с инвестированием в финансовые инструменты данного эмитента, и влиянием данных рисков на значения пруденциальных нормативов и иных норм и лимитов, установленных уполномоченным органом для фондовой биржи;

      2) анализ условий обращения и доходности финансовых инструментов, в которые предполагается осуществить инвестирование;

      3) анализ портфеля ценных бумаг, приобретенных за счет собственных активов, включающий сведения о структуре портфеля, динамике изменения доходности, анализ убыточных позиций и рекомендаций по оптимизации структуры портфеля.

      48. На основе аналитических исследований, указанных в пункте 47 Правил, разрабатываются рекомендации, содержащие подробный перечень факторов, послуживших основанием для предоставления данных рекомендаций.

      48-1. Рекомендация разрабатывается для принятия инвестиционных решений в отношении совершения как одной, так и нескольких сделок с финансовыми инструментами.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 48-1 в соответствии с постановлением Правления Национального Банка РК от 10.09.2019 № 151 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      49. Рекомендации предоставляются:

      1) при разработке политики инвестирования собственных активов, а также внесении изменений и дополнений в указанный документ;

      2) при определении и пересмотре лимитов инвестирования;

      3) при принятии инвестиционных решений о заключении сделок за счет собственных активов фондовой биржи.

      50. Рекомендация содержит следующие сведения:

      1) дату выдачи и номер рекомендации;

      2) сведения об ответственном подразделении или работнике фондовой биржи, подготовившем рекомендацию;

      3) перечень (описание) источников информации, использованной для выдачи рекомендации;

      4) результаты анализа информации, использованной для выдачи рекомендации, включая, но не ограничиваясь информацией:

      о влиянии совершаемой сделки на предполагаемое изменение доходов по собственным активам;

      о рисках, связанных с приобретением данного финансового инструмента;

      о влиянии совершаемой сделки на изменение значения пруденциальных нормативов, установленных уполномоченным органом;

      5) предлагаемые варианты инвестиционного решения;

      6) описание финансового инструмента с указанием вида, диапазона объемов, цен и (или) уровней доходности и других характеристик (условий) данного инструмента;

      7) цель заключения предлагаемой к совершению сделки в соответствии с политикой инвестирования фондовой биржи;

      8) подписи лиц, выдавших рекомендацию с указанием их занимаемых должностей;

      9) иную информацию, установленную внутренними документами фондовой биржи.

      Сноска. Пункт 50 с изменением, внесенным постановлением Правления Национального Банка РК от 10.09.2019 № 151 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      51. Рекомендации хранятся вместе со всеми документами, на основании которых они были подготовлены.

      52. Подразделение фондовой биржи по управлению рисками:

      1) определяет оперативные процедуры по недопущению чрезмерных расходов по операциям с финансовыми инструментами, в том числе связанных с резким колебанием цен на рынке финансовых инструментов (лимиты "stop-loss"), а также критические уровни цен соответствующих доходностей по финансовым инструментам, после достижения которых повышается вероятность снижения рыночной стоимости финансового инструмента (лимиты "take-profit"). Лимиты "stop-loss" и "take-profit" устанавливаются для финансовых инструментов, по которым существует активный рынок, а также для иных финансовых инструментов, перечень которых определяется инвестиционным комитетом;

      2) инициирует пересмотр лимитов в соответствии с масштабом и динамикой рынка финансовых инструментов и ликвидностью финансового инструмента;

      3) готовит заключение о подверженности рискам потери ликвидности по собственным активам и представляет данное заключение совету директоров;

      4) готовит заключение об оценке уровня кредитного, процентного, валютного и ценового рисков, связанных с приобретением финансовых инструментов, и представляет данное заключение в инвестиционный комитет;

      5) проводит оценку стоимости финансовых инструментов на основе модели оценки риска и приведения текущих цен к рыночным, в том числе осуществляет стресс-тестинг по ценовому риску в соответствии с формой 1 приложения 2 к Правилам;

      6) проводит бэк-тестинг, а именно осуществляет проверку эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных по фондовой бирже и сравнением рассчитанных в результате проведения стресс-тестинга результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения операций с финансовыми инструментами;

      7) представляет результаты стресс-тестингов и бэк-тестингов совету директоров и инвестиционному комитету, который использует результаты оценки риска и регулярных стресс-тестингов при принятии инвестиционных решений в отношении заключения сделок с финансовыми инструментами.

      Сноска. Пункт 52 с изменением, внесенным постановлением Правления Национального Банка РК от 10.09.2019 № 151 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      53. Заключение подразделения фондовой биржи по управлению рисками, подготовленное в соответствии с подпунктом 4) пункта 52 Правил, включает, но не ограничивается следующими сведениями:

      1) о влиянии совершаемой сделки на соблюдение лимитов, установленных инвестиционным комитетом;

      2) о возможном изменении значений пруденциальных нормативов, установленных уполномоченным органом, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;

      3) о рисках, связанных с приобретением данного финансового инструмента.

      54. На основании рекомендаций и заключения совет директоров определяет приоритетные направления инвестирования, а инвестиционный комитет принимает инвестиционные решения и устанавливает и пересматривает не реже одного раза в год следующие лимиты инвестирования:

      1) лимиты инвестирования по видам финансовых инструментов;

      2) лимиты по открытым валютным позициям и лимит валютной нетто-позиции;

      3) лимиты инвестирования в финансовые инструменты эмитентов, основной вид деятельности которых связан с определенным сектором экономики;

      4) лимиты "stop-loss" для финансовых инструментов;

      5) лимиты "take-profit" для финансовых инструментов.

      55. По итогам проведения заседания инвестиционного комитета составляется протокол с обязательным указанием:

      1) перечня рассматриваемых на заседании вопросов;

      2) перечня документов, представленных инвестиционному комитету для принятия инвестиционного решения;

      3) параметров инвестиционных решений, принятых на данном заседании, с указанием наименования финансовых инструментов, а также условий заключения сделок с ними;

      4) итогов голосования по каждому вопросу, рассматриваемому на заседании;

      5) мнения членов инвестиционного комитета с обоснованием и ожидаемым эффектом, в том числе в случае их несогласия с принятым решением и наличия особого мнения.

      56. Протокол подписывается всеми членами инвестиционного комитета, присутствующими на заседании, и хранится вместе с инвестиционными решениями, принятыми инвестиционным комитетом.

      57. Инвестиционное решение принимается в отношении совершения как одной, так и нескольких сделок с финансовыми инструментами.

      58. Инвестиционное решение для заключения сделки с финансовыми инструментами, принятое по итогам заседания инвестиционного комитета содержит:

      1) дату принятия и номер инвестиционного решения;

      2) дату выдачи и номер рекомендации, на основании которой было принято инвестиционное решение;

      3) вид сделки, подлежащей заключению;

      4) идентификатор финансового инструмента, по которому должна быть заключена сделка;

      5) диапазон объемов, цен и (или) уровней доходности сделки, подлежащей заключению;

      6) сроки заключения сделки;

      7) указание на тип рынка (первичный или вторичный, организованный или неорганизованный, международный рынки), на котором предполагается заключение сделки;

      8) наименование посредника (брокера), с помощью которого предполагается заключение сделки (при наличии такового);

      9) указание на наличие у кого-либо из членов инвестиционного комитета особого мнения в отношении принятия (отклонения) инвестиционного решения;

      10) подписи лиц, принявших инвестиционное решение, с указанием их занимаемых должностей.

      Сноска. Пункт 58 с изменением, внесенным постановлением Правления Национального Банка РК от 10.09.2019 № 151 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      59. Инвестиционное решение для заключения сделки с инструментами хеджирования помимо сведений, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 7), 8), 9) и 10) пункта 58 Правил, содержит:

      1) подробное описание инструмента хеджирования с указанием вида, срока его заключения, объема, стоимости (премии), рынка, на котором планируется совершение операции хеджирования, и других характеристик (условий) данного инструмента;

      2) ожидаемые результаты от применения данного инструмента хеджирования;

      3) оценку риска объекта хеджирования (базисного актива) с указанием его вида (процентный, ценовой, валютный и прочее), а также метода его оценки;

      4) описание объекта хеджирования с указанием необходимых реквизитов (национальный идентификационный номер, количество, стоимость, объем, валюта);

      5) расчет, подтверждающий, что совершение данной операции приведет к снижению размера возможных убытков (недополучению дохода) по объекту хеджирования.

      60. Принятое по итогам заседания инвестиционного комитета инвестиционное решение передается на исполнение для заключения сделок с финансовыми инструментами.

      61. Совет директоров фондовой биржи обеспечивает наличие адекватной системы внутреннего контроля и создает условия для исполнения работниками фондовой биржи своих обязанностей в области внутреннего контроля.

      62. Система внутреннего контроля на фондовой бирже создается для достижения следующих целей:

      1) операционная и финансовая эффективность деятельности фондовой биржи, что предполагает проверку эффективности управления активами фондовой биржи, процедур листинга, осуществления расчетов по биржевым сделкам, исполнения фондовой биржей надзорных функций в отношении биржевых сделок, членов фондовой биржи и эмитентов, чьи ценные бумаги находятся в официальном списке фондовой биржи, и определения вероятности убытков;

      2) надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации. Данная цель предполагает проверку составления достоверной и качественной финансовой отчетности и других финансовых документов, используемых фондовой биржей при принятии решений;

      3) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан, а также требований документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры фондовой биржи.

      63. Функционирование системы внутреннего контроля происходит по принципу непрерывного поочередного прохождения следующих трех этапов:

      1) формирование системы внутреннего контроля (с учетом результатов оценки эффективности) путем включения процедур во внутренние регламенты фондовой биржи;

      2) исполнение внутренних регламентов фондовой биржи в работе;

      3) проведение оценки эффективности системы внутреннего контроля.

      64. Система внутреннего контроля включает в себя проведение следующих процедур:

      1) ежеквартальная проверка процесса достижения фондовой биржей поставленных целей и задач посредством представления совету директоров отчетов о текущих результатах деятельности фондовой биржи с приложением плановых показателей деятельности;

      2) проверка на ежемесячной основе руководителями подразделений стандартных детальных отчетов о результатах деятельности подразделения;

      3) проверка с целью контроля за ограничением доступа к материально значимой информации и программно-техническому обеспечению;

      4) проверка соблюдения установленных лимитов риска и реализация мероприятий по устранению выявленных несоответствий;

      5) установление требований советом директоров фондовой биржи к перечню операций, требующих обязательной авторизации;

      6) проверка условий операций и результатов применения моделей управления рисками, связанных с деятельностью фондовой биржи;

      7) проверка своевременности, правильности, полноты и точности отражения проведенных операций в учете и отчетности фондовой биржи;

      8) проверка надежности функционирования программно-технического обеспечения фондовой биржи;

      9) проверка эффективности процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      10) проверка эффективности процедур, направленных на управление существующими и потенциальными конфликтами интересов на фондовой бирже;

      11) ежеквартальная проверка правильности и достоверности оценки стоимости финансовых инструментов, осуществляемой в соответствии с требованиями внутренних документов фондовой биржи, включая методики в части оценки стоимости и доходности финансовых инструментов.

      65. Целью внутреннего аудита является оценка адекватности и эффективности систем внутреннего контроля, обеспечение своевременной и достоверной информацией о состоянии выполнения подразделениями фондовой биржи возложенных функций и задач, а также предоставление действенных и эффективных рекомендаций по улучшению работы.

      66. Служба внутреннего аудита создается с целью решения задач, возникающих при осуществлении советом директоров функций по обеспечению наличия и функционирования адекватной системы внутреннего контроля путем предоставления объективной оценки состояния системы внутреннего контроля и рекомендаций по их совершенствованию.

      67. Служба внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется Законом Республики Казахстан от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах", требованиями Правил, положениями об организации системы внутреннего контроля и службе внутреннего аудита фондовой биржи, а также другими внутренними документами фондовой биржи.

      68. Служба внутреннего аудита назначает проверку деятельности любого подразделения или деятельности должностного лица фондовой биржи. Служба внутреннего аудита регулярно отчитывается перед советом директоров.

      69. Служба внутреннего аудита составляет план внутреннего аудита и программу внутреннего аудита, которые утверждаются советом директоров фондовой биржи.

      70. В задачи службы внутреннего аудита входит рассмотрение и обсуждение следующих вопросов:

      1) функционирование системы внутреннего контроля;

      2) подготовка отчетности для совета директоров о деятельности службы внутреннего аудита;

      3) достоверность и точность любых сведений и информации в рамках лицензируемого вида деятельности фондовой биржи, предоставляемой совету директоров, правлению и внешним пользователям;

      4) любые существенные недостатки в бухгалтерском учете или внутреннем аудите, выявленные внешними или внутренними аудиторами.

      71. Основными функциями службы внутреннего аудита являются:

      1) проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;

      2) проверка полноты применения и эффективности методологии оценки рисков и процедур управления рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения операций и сделок, управления рисками);

      3) проверка эффективности функционирования торговой системы, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;

      4) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности;

      5) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      6) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества фондовой биржи;

      7) оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых фондовой биржей операций;

      8) проверка процессов и процедур внутреннего контроля;

      9) проверка систем, созданных в целях контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан;

      10) оценка работы службы управления персоналом фондовой биржи;

      11) осуществление контроля за эффективностью принятых подразделениями и органами фондовой биржи мер по результатам проверок подразделений фондовой биржи, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков или документирование принятия руководством подразделения и (или) органами фондовой биржи решения о приемлемости выявленных рисков для фондовой биржи;

      12) вопросы, предусмотренные внутренними документами фондовой биржи.

      72. Организация системы внутреннего контроля обеспечивается соответствием фондовой биржи требованиям, указанных в Правилах.

  Приложение 1
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля на фондовой бирже

      Форма

Отчет
по оценке выполнения требований к системе управления рисками
"______________________________________________"
(наименование фондовой биржи)
за "______" год

Указание соответствующего абзаца, части, подпункта, пункта Правил

Оценка соответствия требованиям к системе управления рисками

Выявленные недостатки в системе по управлению рисками

Необходимые мероприятия по устранению выявленных недостатков, ответственных лиц и конкретных сроков исполнения мероприятий

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

6







      Оценка соответствия требованиям к системам управления рисками: ______

      _____________________________________________________________________

      Пояснение по заполнению формы

      Оценка соответствия требованиям к системе управления рисками

      осуществляется по трехбалльной системе следующих критериев:

      соответствует, частично соответствует, не соответствует:

      1) оценка "соответствует" выносится при выполнении фондовой

      биржей критерия требования к системам управления рисками без

      каких-либо значительных недостатков;

      2) оценка "частично соответствует" выносится при обнаружении

      недостатков, которые не считаются достаточными для появления

      серьезных сомнений относительно способности фондовой биржи в

      достижении соблюдения конкретного критерия требования к системам

      управления рисками;

      3) оценка "не соответствует" выносится при невыполнении

      фондовой биржей критерия требований к системам управления рисками.

      В случае, если отдельные требования к системам управления

      рисками не применяются в отношении фондовой биржи, оценка

      соответствия данному критерию требования не осуществляется и

      отмечается соответствующей записью "не применимо".

      Первый руководитель фондовой биржи (либо лицо, его замещающее)

      __________________________________________ ______________ __________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

      Руководитель подразделения, осуществляющего управление рисками

      _________________________________________ ______________ ____________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

      Руководитель службы внутреннего аудита

      ________________________________________ ______________ _____________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

  Приложение 2
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля на фондовой бирже
Форма 1

Стресс-тестинг по ценовому риску

Категория финансовых инструментов

Текущая стоимость финансового инструмента (в тенге)

Сценарий снижения текущей стоимости финансового инструмента

Убыток по выбранному сценарию (в тенге)

0%-5%

5%-10%

10%-20%

20%-30%

более 30%

1

2

3

4

5

6

7

8

























































Итого убыток


      Пояснение по заполнению формы 1

      1. В графе 1 указываются финансовые инструменты, по которым

      имеется рыночная цена. При этом финансовые инструменты группируются

      по видам финансовых инструментов и по сектору экономики.

      2. В графе 2 указывается текущая стоимость финансового

      инструмента (в тенге).

      3. В графах 3, 4, 5, 6 и 7 по каждой категории финансового

      инструмента выбирается только один предполагаемый сценарий снижения

      текущей стоимости финансового инструмента.

      4. В графе 8 указывается убыток по выбранному сценарию (в

      тенге).

      Краткое обоснование выбранного сценария________________________

      Первый руководитель фондовой биржи (либо лицо, его замещающее)

      ___________________________________________ ______________ __________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

      форма 2

Стресс-тестинг по процентному риску

Срок до погашения долговой ценной бумаги

Текущая стоимость финансового инструмента

Сценарий снижения процентной ставки купонного вознаграждения

Убыток по выбранному сценарию (в тенге)

0%-2%

2%-4%

4%-6%

более 6%

1

2

3

4

5

6

7

менее 6 месяцев







6-12 месяцев







12-18 месяцев







18-24 месяцев







более 24 месяцев







Срок до погашения долговой ценной бумаги


      Пояснение по заполнению формы 2

      1. В графе 2 указывается текущая стоимость финансового

      инструмента.

      2. В графах 3, 4, 5 и 6 указывается сценарий снижения

      процентной ставки купонного вознаграждения. В данных графах

      финансовые инструменты одной категории подвергаются нескольким

      сценариям снижения процентной ставки купонного вознаграждения.

      3. В графе 7 указывается убыток по выбранному сценарию (в

      тенге).

      Краткое обоснование выбранного сценария: ______________________

      Первый руководитель фондовой биржи (либо лицо, его замещающее)

      ___________________________________________ ______________ __________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

      форма 3

Стресс-тестинг по валютному риску, по активам

Иностранная валюта

Текущая стоимость финансовых инструментов, номинированных в данной иностранной валюте (в тенге)

Сценарий укрепления тенге по отношению к иностранной валюте

Убыток по выбранному сценарию (в тенге)

1%-3%

3%-5%

5%-7%

7%- 13%

13%-20%

более 20%

1

2

3

4

5

6

7

8

9




























Итого убыток


      Пояснение по заполнению формы 3

      1. В графе 1 указывается иностранная валюта финансового

      инструмента.

      2. В графе 2 указывается текущая стоимость финансовых

      инструментов, номинированных в данной иностранной валюте (в тенге).

      3. В графах 3, 4, 5, 6, 7 и 8 указывается сценарий укрепления

      тенге по отношению к иностранной валюте.

      4. В графе 9 указывается убыток по выбранному сценарию (в

      тенге).

      Краткое обоснование выбранного сценария: ______________________

      Первый руководитель фондовой биржи (либо лицо, его замещающее)

      ___________________________________________ ______________ __________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

  Приложение 3
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля на фондовой бирже

      Форма

Стресс-тестинг по операционному риску

Стрессовая ситуация при тестировании торговой системы

Закладываемые параметры функционирования элементов торговой системы при ее тестировании

Результаты тестирования (оценка вероятности наступления событий и последствий в случае их наступления)

параметр1

параметр 2,3,...,n-1.

параметрn

1

2

3

4

5












      Пояснение по заполнению формы

      1. В графе 1 указывается стрессовая ситуация при тестировании

      системы учета фондовой биржи, единой системы лицевых счетов и иных

      информационных и коммуникационных систем.

      2. В графах 2, 3 и 4 указываются закладываемые параметры

      функционирования элементов систем.

      3. В графе 5 указываются результаты тестирования (оценка

      вероятности наступления событий и последствий в случае их

      наступления).

      Краткое описание стрессовой ситуации и закладываемых параметров

      функционирования элементов системы учета фондовой биржи, единой

      системы лицевых счетов и иных информационных и коммуникационных

      систем при их тестировании на стрессовую ситуацию. Тестирование

      осуществляется по каждой системе.

      Первый руководитель фондовой биржи (либо лицо, его замещающее)

      ___________________________________________ ______________ __________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата