Оглавление

Об утверждении Правил проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 358. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 мая 2015 года № 11150

Действующий

      В соответствии с подпунктом 26-19) пункта 1 статьи 9 Закона  Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях.
      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
      министра по инвестициям и развитию
      Республики Казахстан                       Ж. Касымбек

      «СОГЛАСОВАН»
      Министр внутренних дел
      Республики Казахстан
      ______________ К. Касымов
      16 апреля 2015 года

Утверждены       
приказом исполняющего  
обязанности Министра   
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан    
от 27 марта 2015 года № 358

Правила проведения расследований, классификации и учета
транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными
судами, на внутренних водных путях

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 26-19) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте».
      2. Правила определяют порядок проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях.
      3. Целью проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, является установление обстоятельств, причин, последствий, оценка действий причастных лиц, принятие мер по их предотвращению, а также подготовка соответствующих рекомендаций по предупреждению аварийности.
      4. В Правилах используются следующие понятия:
      1) авария - транспортное происшествие, в результате которого произошла гибель, либо причинение тяжкого вреда здоровью, либо исчезновение людей с судна, а также полное конструктивное разрушение судна, затопление судна, повреждение судном другого судна, средств навигационного оборудования, объектов гидротехнических сооружений, приведшее к выводу их из эксплуатации, разливу нефти и нефтепродуктов;
      2) гидротехнические сооружения - инженерные сооружения, используемые для управления водными ресурсами, подачи воды водопользователям, водоснабжения и водоотведения, предупреждения вредного воздействия вод;
      3) судоходные качества - совокупность характеристик судна, определяющих его поведение в эксплуатационных условиях плавания: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость;
      4) затопление судов - полное погружение корпуса в воду или полная утрата запасов плавучести в результате проникновения воды в корпус или опрокидывания;
      5) транспортное происшествие - событие с судном, приведшее его к бедствию и повлекшее утрату судоходных качеств, повреждение судном другого судна (судов), средств навигационного оборудования, объектов гидротехнических сооружений, потеря судном буксируемого объекта;
      6) эксплуатационное происшествие - транспортное происшествие, не относящееся к аварии;
      7) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере внутреннего водного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, - межотраслевую координацию.
      5. Органом расследования, классификации и учета транспортного происшествия является уполномоченный орган и его территориальные подразделения.
      6. Расследование транспортного происшествия, произошедших с судами, осуществляется независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках трудового законодательствауголовногоадминистративного производства, и не препятствует любому другому расследованию.
      7. Территориальное подразделение уполномоченного органа в течение 24 часов с момента транспортного происшествия сообщает в уполномоченный орган, в территориальное подразделение органов внутренних дел и транспортную прокуратуру следующие сведения о транспортном происшествии:
      1) фамилия, имя, отчество, контактные телефоны, лица (организации) сообщившего о транспортном происшествии;
      2) дата и время транспортного происшествия;
      3) регистрационный номер и тип судна, данные о судовладельце;
      4) координаты места транспортного происшествия;
      5) маршрут движения судна;
      6) фамилия, имя, отчество, контактные телефоны судоводителя и лиц, находившихся на судне;
      7) метеорологические условия погоды;
      8) наличие навигационного оборудования;
      9) причины транспортного происшествия, наличие и характер повреждений судна, навигационного оборудования, количество погибших, получивших вред здоровью и исчезнувших людей с судна, загрязнение окружающей среды;
      10) другие сведения, позволяющие оценить транспортное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий.
      8. Транспортное происшествие классифицируется как авария или эксплуатационное происшествие.
      9. В случае транспортного происшествия капитан судна, судоводитель, судовладелец, должностные лица гидротехнических сооружений, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности:
      1) в течение 24 часов с момента транспортного происшествия сообщают о транспортном происшествии в территориальное подразделение уполномоченного органа;
      2) в течение 48 часов с момента транспортного происшествия составляют подробную информацию о транспортном происшествии, и представляют в территориальное подразделение уполномоченного органа, на основании которого проводится регистрация транспортного происшествия.
      10. Информация о транспортном происшествии содержит следующие сведения:
      1) дата и место транспортного происшествия, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей - адрес местожительства);
      2) основные данные о судне и гидротехническом сооружении (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты, вид грузов и другие);
      3) сведения об участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на водном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, рабочий диплом или свидетельство, дата их получения и кем выданы);
      4) гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах;
      5) оценка действий перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему;
      6) обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и прочие);
      7) последующие действия судоводителя или экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза;
      8) количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, местожительство, год рождения;
      9) повреждение корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые оформляются в произвольной форме;
      10) последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и прочие);
      11) дата и подписи составителей информации о транспортном происшествии.
      Информация о транспортном происшествии с гидротехническими сооружениями оформляются с участием представителей их владельцев.
      При двух и более участниках транспортного происшествия информация о транспортном происшествии составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причинах и последствиях информация о транспортном происшествии составляются раздельно.
      11. К информации о транспортном происшествии прилагаются следующие документы:
      1) выписка из судового журнала (вахтенного журнала) за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него за исключением маломерных судов;
      2) выписка из машинного и судового журналов, если их ведение предусмотрено на данном судне;
      3) объяснительные от всех причастных лиц и свидетельские показания, если они имеются;
      4) схема с обозначением места транспортного происшествия, а также последовательных расположений судна и другие;
      5) копия навигационной карты участка транспортного происшествия;
      6) другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию (копии радиограмм, приказов, распоряжений, курсограмм, фотографии, тахограммы, акты о тралении или промерах глубин, выхода из строя механизмов, устройств, журналы по инструктажу).
      Все прилагаемые документы к информации о транспортном происшествии заверяются подписью капитана судна, судоводителя, судовладельца и должностных лиц гидротехнических сооружений.
      Один экземпляр информации о транспортном происшествии с приложениями направляется в территориальное подразделение уполномоченного органа, по одному экземпляру направляются участникам транспортного происшествия.

2. Порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий

      12. Расследование транспортных происшествий не должно задерживать ликвидацию последствий транспортных происшествий и работ по восстановлению движения судов в районе плавания судов.
      13. Расследование, классификация и учет транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях, проводится в течение тридцати рабочих дней с момента регистрации транспортного происшествия в уполномоченном органе.
      14. При расследовании транспортного происшествия работник уполномоченного органа по прибытию на место производит осмотр места происшествия, поврежденных судов и объектов. До прибытия работников уполномоченного органа, производство осмотра места транспортного происшествия, поврежденных судов и объектов осуществляется работником территориального подразделения уполномоченного органа.
      15. Работник уполномоченного органа проводит письменный опрос участников и очевидцев транспортного происшествия, в ходе которого определяются:
      1) укомплектованность судна экипажем, соблюдение порядка несения вахт;
      2) наличие документов, подтверждающих право занятия должности, наличие удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета на маломерное судно, стаж плавания судоводителя маломерного судна;
      3) правильность и полнота отражения транспортного происшествия в вахтенном журнале;
      4) меры, принимавшиеся экипажем, судоводителем маломерного судна сразу после происшествия для оказания помощи людям и судам;
      5) режим работы двигателей и движителей до и после транспортного происшествия;
      6) показания контрольно-измерительных приборов;
      7) положение участвующих в транспортном происшествии судов относительно оси и границ судового хода;
      8) наличие сигнальных огней и их видимость.
      16. Работник уполномоченного органа составляет схемы движения и положения судов до наступления транспортного происшествия, во время его и после его наступления, при этом устанавливает обстановку и степень влияния факторов, имеющих место при транспортном происшествии, а именно:
      метеорологические условия (дальность видимости, наличие ветра, дождя, тумана, волнения и других метеорологических факторов);
      наличие других судов в районе происшествия и их влияние на последствия транспортного происшествия.
      17. По всем вопросам, связанным с производством расследования транспортных происшествий на судах, уполномоченный орган взаимодействуют непосредственно с государственными органами.
      18. Расследования транспортного происшествия продлевается по решению уполномоченного органа сроком не более тридцати календарных дней, в следующих случаях:
      1) непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка, и другие причины) возникших у лиц, имеющих отношение к транспортному происшествию;
      2) для проведения дополнительного выяснения обстоятельств транспортного происшествия, связанные с затоплением, гибелью судов;
      3) для предоставления документов (материалов и заключений) государственных органов.
      19. По материалам расследования работник уполномоченного органа, производивший расследование, классифицирует транспортное происшествие и составляет мотивированное заключение.
      В случае транспортного происшествия, в результате которого произошла гибель, либо причинение тяжкого вреда здоровью, либо исчезновение людей с судна, а также полное конструктивное разрушение судна, затопление судна, повреждение судном другого судна, средств навигационного оборудования, объектов гидротехнических сооружений, приведшее к выводу их из эксплуатации, разливу нефти и нефтепродуктов данное транспортное происшествие классифицируется как авария.
      В иных случаях транспортное происшествие классифицируется как эксплуатационное происшествие.
      20. По итогам расследования уполномоченный орган составляет заключение о транспортном происшествии в произвольной форме и направляет по одному экземпляру участникам, непосредственно допустивших транспортное происшествие.
      21. В заключении о транспортном происшествии содержатся следующие сведения:
      1) наименование судов, мощность, загрузка, способы учалки, направление движения;
      2) краткие сведения об участниках транспортного происшествия (фиксируется фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и место работы, сведения об удостоверении на право управления маломерным судном, судовой билет на маломерное судно, стаж плавания);
      3) время и место транспортного происшествия, расположение навигационного оборудования или объектов и положение по отношению к ним судов;
      4) краткое описание обстоятельств транспортного происшествия и условий судоходства, при которых он произошел (характер движения, состояние пути, навигационной обстановки, погоды и видимости, действие и использование судовой сигнализации и радионавигационных приборов, соблюдение порядка несения вахтенной службы на судах или иных объектах, действия судоводителей и других лиц, причастных к транспортному происшествию);
      5) причины транспортного происшествия;
      6) последствия транспортного происшествия с описанием места, размеров и характера повреждений судов, плавучих объектов, повреждений береговых объектов или сооружений, причинение тяжкого вреда здоровью, гибели, исчезновения людей с судна;
      7) технические средства, использованные для ликвидации последствий транспортного происшествия;
      8) перечень лиц, непосредственно допустивших транспортное происшествие или содействовавших его возникновению;
      9) рекомендации по устранению причин и условий, способствующих возникновению транспортных происшествий на судах.
      22. После получения заключения о транспортном происшествии с целью определения технического состояния, условий для дальнейшей эксплуатации, судовладелец и/или судоводитель предъявляют судно в Республиканское государственное казенное предприятие «Регистр судоходства Казахстана», а маломерное судно в территориальное подразделение уполномоченного органа, к внеочередному техническому освидетельствованию.
      23. Транспортное происшествие регистрируется уполномоченным органом в Журнале регистрации транспортных происшествий.
      24. Журнал регистрации транспортных происшествий ведется в уполномоченном органе по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
      25. Журнал регистрации транспортных происшествий пронумеровывается, прошнуровывается и заверяется печатью уполномоченного органа.

Приложение          
к Правилам проведения     
расследования, классификации и
учета транспортных происшествий
с судами, в том числе маломерными
судами, на внутренних водных  
путях              

Форма           

Журнал регистрации транспортных происшествии

Тип и регистрационный номер судна (судов)

Собственник судна или судовладелец (Фамилия, имя, отчество, адрес места прописки физического лица / наименование и адрес  юридического лица)

Судоводитель и участники транспортного происшествия (Фамилия, имя, отчество, адрес места прописки)

Сведения о транспортном происшествии (число, месяц, год,  время и место транспортного происшествия)

Классификация транспортного происшествия

Причины транспортного происшествия

Начало расследования транспортного происшествия

Окончание расследования транспортного происшествия

Сведения о продлении срока расследования транспортного происшествия

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11