О внесении изменений и дополнений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 26 сентября 2011 года № 354 «Об утверждении Методики определения объемов предоставленных услуг водоснабжения

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 159. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 апреля 2015 года № 10609

Действующий

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 37-1 Водного Кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
      2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно- правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Е. Досаев

Утверждены           
приказом Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 28 февраля 2015 года № 158

Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и
водоотведения населенных пунктов

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года определяют требования по технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
      2. Техническая эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов организацией водоснабжения и водоотведения включает в себя организационно-технические мероприятия по осмотру, техническому обследованию, технологическому, техническому контролю, все виды ремонта, осуществляемые периодически по утвержденному плану технической эксплуатации, а также внеплановый ремонт по устранению аварий и неисправностей.
      3. Организация водоснабжения и водоотведения при технической эксплуатации обеспечивает бесперебойную и безаварийную работу всех элементов:
      1) по системам водоснабжения:
      водозаборных сооружений, очистных сооружений, водопроводных сетей и сооружений на них, насосных станций, регулирующих емкостей (резервуаров) и водонапорных башен, зон санитарной охраны;
      2) по системам водоотведения:
      коллекторов и сетей водоотведения, насосных станций, очистных сооружений, выпусков сточных вод, накопителей сточных вод (при наличии).
      4. Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения осуществляется организацией водоснабжения и водоотведения в соответствии с настоящими Правилами, Правилами пользования системами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, Правилами приема сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов, утвержденными согласно подпунктам 5)6) и 7) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года.
      5. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
      1) водоотведение - совокупность мероприятий, обеспечивающих сбор, транспортировку, очистку и отведение сточных вод через системы водоотведения в водные объекты и (или) на рельефы местности;
      2) система водоотведения — комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенных для сбора, транспортировки, очистки и отведения сточных вод;
      3) водоснабжение - совокупность мероприятий, обеспечивающих забор, хранение, подготовку, подачу и распределение воды через системы водоснабжения водопотребителям;
      4) организация по водоснабжению и (или) водоотведению (далее -
Организация) - водохозяйственная организация, осуществляющая эксплуатацию систем хозяйственно-питьевого, технического водоснабжения и (или) водоотведения в населенных пунктах;
      5) система водоснабжения - комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенных для забора, хранения, подготовки, подачи и распределения воды к местам ее потребления.

2. Порядок технической эксплуатации систем водоснабжения и
водоотведения

      6. Вся продукция, материалы, оборудование, вещества, реагенты, фильтрующие загрузки применяются в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения только при наличии гигиенического заключения на продукцию и сертификатов соответствия.
      7. Производственные лаборатории, осуществляют контроль качества воды и испытания полученной продукции.
      8. Руководство организации:
      1) доводит до сведения всех исполнителей о необходимости выпуска качественной продукции - питьевой воды и очищенной сточной воды;
      2) анализирует деятельность всех подразделений организации с точки зрения обеспечения требуемого качества питьевой воды и очищенной сточной воды, услуг;
      3) своевременно корректирует работу подразделений, допускающих снижение исполнительской ответственности;
      4) совместно с инженерным персоналом выявляет критические точки (узлы) технологического, эксплуатационного процесса и устанавливает параметры и условия наблюдения за ними.
      9. Для обеспечения эффективной работы всех подразделений в организации разрабатывается техническая, эксплуатационная и исполнительская документация, включающая, в том числе, документацию трех уровней:
      1) документацию, устанавливающую задачи и обязательства организации в области качества питьевой воды, очищенной сточной воды и условия реализации задач в области обеспечения качества продукции;
      2) положения, в которых описываются функциональные обязанности подразделений, непосредственно ответственных и влияющих на качество готовой продукции;
      3) рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы, протоколы проверок.
      10. Вся документация пересматривается по мере истечения срока действия, обновляется, в ее структуру вводятся параметры, ориентированные на обеспечение качества питьевой воды, очищенной сточной воды с учетом назначения и области деятельности конкретного подразделения соответствующие санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов» утвержденным, в соответствии с пунктом 6 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Санитарные правила).
      11. В организации постоянно осуществляется управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, средствами измерений, предназначенными для подтверждения соответствия качества воды установленным нормам Санитарных правил.
      Используемые средства измерения и оборудование адекватны контрольным функциям.
      Погрешность измерений допускается в пределах установленных границ (допустимые значения).
      Закупка испытательного, измерительного оборудования и средств измерения проводится только при наличии сертификатов соответствия при условии регистрации в Государственном реестре средств измерений.
      12. На системах водоснабжения и водоотведения суточной производительностью более 25 тысяч метров кубических в сутки, организации водоснабжения и водоотведения осуществляют поэтапный переход к управлению ими на основе внедрения современных геоинформационных технологий и гидравлического моделирования.
      13. Организация постоянно осуществляет контроль на всех этапах технологического цикла по обеспечению качества питьевой воды и очищенных сточных вод, разрабатывает инструкцию, содержащую перечень мероприятий, направленных на обеспечение требуемого количества питьевой воды или очищенной сточной воды в случаях несоответствия их качества установленным нормам и правилам.
      14. Руководство организации устанавливает (определяет) потребность организации в специальной подготовке кадров. С этой целью разрабатываются планы подготовки, переподготовки исполнителей различных уровней, подготавливаются программы обучения исполнителей различных уровней и профилей, в том числе по вопросам сертификации.
      15. Для обеспечения эффективности работы организации, достижения установленных показателей качества питьевой воды и очищенной сточной воды, потребительских свойств и режимов предоставления услуг всем организациям водоснабжения и водоотведения рекомендуется внедрение, системы управления качеством на основе международного стандарта 180 (International Standard for Organization) серии 9000.
      16. Производственная деятельность персонала, выполняющих эксплуатационные и ремонтные работы на сооружениях систем водоснабжения и водоотведения, регламентируется положением о структурном подразделении, должностными инструкциями, методическими рекомендациями, указаниями, приказами вышестоящих органов управления. Работа по обслуживанию оборудования и сооружений систем водоснабжения и водоотведения осуществляется круглосуточно соответствующими структурными подразделениями. Основой формирования структурных подразделений является их специализация по видам обслуживания оборудования, сооружений, видам работ, а также разделение обслуживания по территориальным районам (участкам).
      17. Организация:
      1) выполняет административно-хозяйственное и техническое руководство всеми структурными подразделениями, находящимися в ее ведении;
      2) разрабатывает планы организационно-технических мероприятий и ведет систематический контроль их выполнения по повышению надежности, экономичности и качества представления услуг;
      3) содержит в исправном состоянии сооружения, коммуникации и оборудования;
      4) ведет систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки;
      5) ведет учет забираемых из источников, используемых в технологических циклах, доставляемых водопотребителям, очищенных и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них;
      6) разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению аварий и брака в работе, мониторинг гидравлической работы сетей;
      7) осуществляет мероприятия по улучшению состояния техники безопасности, производственной санитарии и охраны труда, случаев травматизма и аварий;
      8) организует планово-предупредительные и капитальные ремонты;
      9) ведет технический надзор за строительством и реконструкцией и осуществляет техническую приемку в эксплуатацию новых и реконструируемых сооружений, коммуникаций и оборудования;
      10) хранит техническую документацию (материалов изысканий, проектов, исполнительных чертежей);
      11) проводит паспортизацию и инвентаризацию сооружений, коммуникаций и оборудования;
      12) составляет эксплуатационные и должностные инструкции, оперативных схем управления и диспетчеризации;
      13) определяет состав и количества сточных вод абонентов, принимаемых в систему водоотведения населенного пункта;
      14) ведет первичный учет объема воды, забираемый из водных объектов и сбрасываемый в них, по формам и в сроки, согласованные с бассейновыми инспекциями;
      15) составляет и передает вышестоящим организациям отчетные документы;
      16) проводит оценку и контроль показателей надежности сетей, отдельных сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения;
      17) разрабатывает предложения по развитию систем водоснабжения и водоотведения.
      18. Для обеспечения эффективной работы администрация организации:
      1) способствует повышению технических знаний эксплуатационного персонала путем организации технического обучения, инструктажа на рабочих местах, обмена передовым опытом, общественного разбора рационализаторских предложений и предложений по организации труда;
      2) проводит анализ и обсуждение причин нарушений и аварий в работе сетей и сооружений и рассматривает мероприятия по их предотвращению с участием эксплуатационного персонала и ремонтных бригад;
      3) проводит с эксплуатационным персоналом и ремонтными бригадами занятия по обнаружению, локализации и ликвидации наиболее характерных аварий и противоаварийные тренировки;
      4) соблюдает установленные лимиты водопользования;
      5) проверяет знания нормативных документов по технической эксплуатации и правил техники безопасности рабочими и инженерно-техническим персоналом и проводит обучение;
      6) создает условия для осуществления эксплуатации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических норм и правил.
      19. При возникновении аварий на сооружениях, сетях, оборудовании систем водоснабжения и водоотведения организация водоснабжения и водоотведения немедленно принимает меры для быстрого обнаружения, локализации и полной ликвидации возникших аварий и ликвидации их последствий.
      20. При аварийных ситуациях организация водоснабжения и водоотведения информирует соответствующие местные исполнительные органы, территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа санитарно-эпидемиологического благополучия населения незамедлительно.
      21. Организация водоснабжения и водоотведения осуществляют измерения и учет расходов и объемов воды:
      1) забираемой из природных источников водоснабжения или систем районного водоснабжения;
      2) подаваемой насосными станциями второго подъема;
      3) потребляемой предприятиями и организациями;
      4) потребляемой в жилых и общественных зданиях;
      5) поквартирно.
      22. Учету подлежат также расходы и объемы сточных вод от водопотребителей и очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
      23. Оперативное руководство технической эксплуатацией обеспечивается диспетчерской службой организации водоснабжения и водоотведения, которая участвует в разработке эксплуатационных режимов систем водоснабжения и водоотведения, разрабатывает предложения по оптимизации режимов работы всей системы, а также отдельных ее объектов, обеспечивает оперативную связь с территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местными исполнительными органами.
      На диспетчерском пункте организацией водоснабжения и водоотведения устанавливается круглосуточное дежурство по графику.
      24. Система планово-предупредительного ремонта сооружений и оборудования организации водоснабжения и водоотведения включает в себя организационно-технические мероприятия по надзору и уходу за сооружениями и всеми видами ремонта, осуществляемые периодически по заранее составленному плану.
      25. Технический надзор за строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) систем и отдельных сооружений водоснабжения и водоотведения осуществляет ответственный представитель, назначенный руководителем организации водоснабжения и водоотведения или привлеченный на договорной основе специалист (эксперт) инжиниринговой компании. Свои замечания и предложения представитель записывает в журнал строительства объекта, который ведет строительная организация.
      Представитель:
      1) осуществляет постоянное техническое сопровождение строительства объектов водоснабжения и водоотведения на всех стадиях (этапах) производства строительно-монтажных работ;
      2) принимает решение о приостановлении работы и устранении обнаруженных дефектов и отклонений от проекта и технических условий с указанием конкретных сроков и способов их устранения;
      3) вносит в администрацию организации по согласованию с разработчиком проектно-сметной документации предложения по улучшению производства работ, направленных на снижение себестоимости строительства, использование передовых технологий, применение современных материалов;
      4) участвует в приемке скрытых работ;
      5) участвует в работе приемочных комиссий.
      26. Пуску сооружений в эксплуатацию предшествуют пусконаладочные работы, выполняемые специализированными организациями. До пуска очистных сооружений в эксплуатацию администрация организации:
      1) обеспечивает комплектацию кадрами специалистов, имеющими опыт работы на соответствующих должностях, проводит стажировку эксплуатационного персонала на аналогичных действующих сооружениях;
      2) обеспечивает резерв оборудования, требуемый запас материалов, реагентов, защитных средств;
      3) обеспечивает все технологические участки и структурные подразделения положениями о них, должностными инструкциями, плакатами по технике безопасности, журналами для регистрации эксплуатационных показателей очистных сооружений;
      4) осуществляет проверку готовности лабораторий к лабораторно-производственному и технологическому контролю;
      5) проводит инструктаж эксплуатационного персонала о целях и задачах пробной эксплуатации и технике безопасности при ее проведении.
      27. Пробную эксплуатацию очистных сооружений производят при предусмотренном проектом эксплуатационном режиме (по расходам и технологии обработки воды). В процессе пробной эксплуатации проверяют работоспособность всех очистных сооружений, их элементов, коммуникаций, запорно-распределительного и контрольно-измерительного оборудования.
      Не допускается подача водопроводной воды водопотребителям в период пробной эксплуатации. По окончании пробной эксплуатации очистные сооружения по согласованию с территориальными подразделениями ведомств уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения вводятся во временную эксплуатацию.
      28. Подача питьевой воды водопотребителю в период временной эксплуатации осуществляется не ранее, чем через 24 (двадцать четыре) часа после ее начала, установления всех нормативных показателей качества воды.
      В процессе временной эксплуатации:
      1) производится технологическая наладка очистных сооружений;
      2) отрабатываются заданные проектом эксплуатационные режимы;
      3) уточняются дозы применяемых реагентов;
      4) проводятся испытания сооружений на проектную производительность и форсированные режимы (на случай аварии);
      5) выявляются и устраняются недостатки в работе очистных сооружений, коммуникаций, запорно-регулирующего оборудования и средств контроля и автоматизации.
      Испытания на проектную производительность и наладку очистных сооружений водоснабжения осуществляют во все характерные по изменению качества воды в источнике в течение года.
      29. При постоянной эксплуатации работу очистных сооружений учитывают путем регулярных записей в журналах:
      1) технической эксплуатации, где ежедневно регистрируют количество очищенной воды и обработанных осадков; количество израсходованных реагентов и их дозы; количество воды, израсходованной на собственные нужды; наименования сооружений, агрегатов и оборудования, находящихся в работе, очистке, ремонте;
      2) анализов, куда ежедневно вносят результаты анализов по определению состава поступающих и очищенных вод, а также воды на отдельных стадиях ее очистки, данные анализа сырых и обработанных осадков;
      3) учета использования материалов, где ведутся записи о поступлении и расходовании реагентов и других материалов, хранящихся на складах очистных сооружений.
      На очистных сооружениях производительностью более 25 тысяч метров кубических в сутки оперативная документация и журналы ведутся в электронном виде.