Об утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере "Металлургия"

Приказ исполняющего обязанности Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 6 марта 2014 года № 65. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 апреля 2014 года № 9327. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 мая 2015 года № 629

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 28.05.2015 № 629.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере «Металлургия».
      2. Комитету промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Касымбеков Б.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет – ресурсе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий
      обязанности Министра                       А. Рау

Утверждена           
приказом исполняющего обязанности
Министра индустрии и      
новых технологий Республики Казахстан
от 6 марта 2014 года № 65    

Отраслевая рамка квалификаций в сфере «Металлургия»

1. Общие положения

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере «Металлургия» (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамке квалификаций (далее – НРК), утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8022, опубликован в газете «Казахстанская правда» от 24 ноября 2012 года, № 408-409 (27227-27228)).
      2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней, обеспечивает сопоставимость квалификаций и является основой для профессиональных стандартов и системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов в металлургической отрасли.
      3. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан) и позволяет:
      1) описывать с единых позиций требования к квалификации специалистов и выпускников всех уровней образования при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
      2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры подтверждения соответствия и присвоения квалификаций специалистов в металлургической отрасли и выпускников всех уровней образования;
      3) планировать карьерный рост, повышение квалификационного уровня, ведущие к получению соответствующей квалификации.
      4. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
      1) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
      2) НРК – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      3) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
      4) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
      5) ОРК – структурированное описание квалификационных уровней признаваемых в отрасли;
      6) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
      7) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления).
      5. Задачей ОРК является определение требований к функциональному поведению, умениям, навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и перспективных технологий отраслей металлургической промышленности для последующей разработки профессиональных стандартов.
      6. Основные производственные задачи отрасли, связанные с применением существующих и перспективных технологий создания и реализации продукции:
      1) разработка нормативно-технической документации;
      2) совершенствование и подготовка средств производства;
      3) использование энергосберегающих и «зеленых» технологий и материалов.
      4) производство и реализация продукции.
      7. ОРК разработана с учетом следующих принципов:
      1) конкретизация требований квалификационных уровней НРК к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам работников с учетом применяемых и перспективных технологий;
      2) преемственность требований при переходе от низших квалификационных уровней ОРК к высшим;
      3) однозначность, логичность и лаконичность описания требований к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам работников металлургической промышленности;
      4) универсальность, приемлемость типовых требований ОРК ко всем областям профессиональной деятельности в металлургической промышленности;
      5) стимулирование повышения квалификационного уровня работников.
      8. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к настоящей ОРК.
      ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности, а именно:
      1) личностные и профессиональные компетенции - данный показатель определяет общую компетенцию работника и имеет три основных степени проявления:
      деятельность под руководством;
      самостоятельная исполнительская деятельность;
      руководство другими;
      2) знания - данный показатель является комплексным и определяет требования к знаниям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      объема и сложности используемой информации;
      инновационности знаний;
      степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний);
      степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех;
      3) умения и навыки - данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
      степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития;
      степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих.
      Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, отрасли, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
      9. Основным принципом разработки уровней квалификации в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
      10. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
      Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне производится обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
      Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
      Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем.
      Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, что дает возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
      Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, указанного в приложении 2 к настоящей ОРК.

Приложение 1      
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере «Металлургия»  

            Структура отраслевой рамки квалификаций
                      в сфере «Металлургия»

Уровень Национальной рамки квалификаций (НРК)

Уровень Отраслевой рамки квалификаций (ОРК)

Область профессиональной деятельности:
1. Производство исходных и вспомогательных материалов

Требования к личностным и профессиональным компетенциям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач.
Ответственность: за выполнение работ; за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: работа по инструкции.

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины.

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

2

2

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение малотоннажных работ при производстве исходных и вспомогательных материалов.
Сложность: решение простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

3

3

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение среднетоннажных работ при производстве исходных и вспомогательных материалов.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач, выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования, участие в его ремонте.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, основ технологического процесса, устройство, принципов работы используемого оборудования, видов и назначения материалов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение крупнотоннажных работ при производстве исходных и вспомогательных материалов.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников, участвует в ведении технологического процесса.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда, основы технологического процесса, устройств и принципов работы используемого оборудования, назначение и свойств используемых материалов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, ответственность за выполнение производственных и технологических процессов.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма, ведение технологического процесса, наблюдение за состоянием обслуживаемого оборудования и рациональным использованием материалов, инструмента, средств защиты.

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании, технологического процесса свойств используемых материалов, устройство и правил эксплуатации используемого оборудования. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств, ведение технологического процесса, руководство подготовкой и загрузкой оборудования, контроль за состоянием оборудования и рациональным использованием сырья и материалов за расходом электроэнергии.

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации, технологические процессы, свойства и назначение материалов, основные технико-экономические показатели работы оборудования, государственные стандарты. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

7

7

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности.

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

8

8

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия.

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами. Знание Правил по безопасности и охраны труда.


Уровень Национальной рамки квалификаций (НРК)

Уровень Отраслевой рамки квалификаций (ОРК)

Область профессиональной деятельности:
2. Производство литья и проката из черных и цветных металлов

Требования к личностным и профессиональным компетенциям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач.
Ответственность: за выполнение работ; за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: работа по инструкции.

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины.

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

2

2

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение малотоннажных работ при производстве литья и проката из черных и цветных металлов.
Сложность: решение простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

3

3

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение среднетоннажных работ при производстве литья и проката из черных и цветных металлов.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач, выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования, участие в его ремонте.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, основ технологического процесса, устройство, принципов работы используемого оборудования, видов и назначения материалов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение крупнотоннажных работ при производстве литья и проката из черных и цветных металлов.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников, участвует в ведении технологического процесса.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда, основы технологического процесса, устройств и принципов работы используемого оборудования, назначение и свойств используемых материалов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, ответственность за выполнение производственных и технологических процессов.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма, ведение технологического процесса, наблюдение за состоянием обслуживаемого оборудования и рациональным использованием материалов, инструмента, средств защиты.

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании, технологического процесса свойств используемых материалов. устройство и правил эксплуатации используемого оборудования. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств, ведение технологического процесса, руководство подготовкой и загрузкой оборудования, контроль за состоянием оборудования и рациональным использованием сырья и материалов за расходом электроэнергии.

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации, технологические процессы, свойства и назначение материалов, основные технико-экономические показатели работы оборудования, государственные стандарты. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

7

7

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности.

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

8

8

Самостоятельность:
управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия.

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами. Знание Правил по безопасности и охраны труда.


Уровень Национальной рамки квалификаций (НРК)

Уровень Отраслевой рамки квалификаций (ОРК)

Область профессиональной деятельности:
3. Ремонт и обслуживание механизмов и агрегатов

Требования к личностным и профессиональным компетенциям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач.
Ответственность: за выполнение работ; за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: работа по инструкции.

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины.

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

2

2

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение малотоннажных работ при ремонте и обслуживании оборудования.
Сложность: решение простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

3

3

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, выполнение и производство ремонтов средней сложности при ремонт и обслуживании оборудования.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач, выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования, участие в его ремонте.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, основ технологического процесса, устройство, принципов работы используемого оборудования, видов и назначения материалов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, производство ремонтных работ сложных агрегатов, механизмов при ремонте и обслуживании механизмов и агрегатов
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников, участвует в ведении технологического процесса.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда, основы технологического процесса, устройств и принципов работы используемого оборудования, назначение и свойств используемых материалов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды, ответственность за выполнение производственных и технологических процессов.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма, ведение технологического процесса, наблюдение за состоянием обслуживаемого оборудования и рациональным использованием материалов, инструмента, средств защиты.

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании, технологического процесса свойств используемых материалов. устройство и правил эксплуатации используемого оборудования. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств, ведение технологического процесса, руководство подготовкой и загрузкой оборудования, контроль за состоянием оборудования и рациональным использованием сырья и материалов за расходом электроэнергии.

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации, технологические процессы, свойства и назначение материалов, основные технико-экономические показатели работы оборудования, государственные стандарты. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

7

7

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности.

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

8

8

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия.

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами. Знание Правил по безопасности и охраны труда.

Приложение 2          
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере «Металлургия»    

            Показатель достижения квалификации

Уровень квалификации

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

1

Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования.

2

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования, но не ниже основного среднего.

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта.

4

Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт.

5

Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование.

6

Высшее образование, практический опыт.

7

Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование практический опыт.

8

Высшее образование, практический опыт, и /или послевузовское образование, практический опыт.
В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом.