Оглавление

Об утверждении профессионального стандарта "Техническая эксплуатация специальных и специализированных автотранспортных средств"

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 312. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 марта 2015 года № 10387. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 февраля 2016 года № 224

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25.02.2016 № 224 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Техническая эксплуатация специальных и специализированных автотранспортных средств».
      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      4) в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Касымбек Ж.М.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      И.о. Министра
      по инвестициям и развитию
      Республики Казахстан                       Ж. Касымбек

«СОГЛАСОВАН»:
Министр здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
______________ Т. Дуйсенова
21 января 2015 года 

Утвержден        
приказом и.о. Министра  
по инвестициям и развитию 
Республики Казахстан    
от 26 декабря 2014 года № 312

Профессиональный стандарт
«Техническая эксплуатация специальных и
специализированных автотранспортных средств»

1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт «Техническая эксплуатация специальных и специализированных автотранспортных средств» предназначен для формирования образовательных программ, в том числе для обучения персонала на предприятиях, для сертификации работников и выпускников образовательных учреждений, для решения широкого круга задач в области управления персоналом.
      2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
      1) специальные автотранспортные средства - автомобили, укомплектованные специальным технологическим оборудованием, имеющие специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску;
      2) специальное оборудование – различные приспособления, устройства, устанавливаемые непосредственно на шасси (раме), в кузове (салоне), кабине или снаружи специального и специализированного автотранспортного средства;
      3) техническая эксплуатация специальных и специализированных автотранспортных средств – это система инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих эффективное использование спецтранспорта при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов и сохранение заданных характеристик спецтранспорта на протяжении установленных ресурсов и сроков службы;
      4) спецмашина, спецавтотранспорт – синонимичные понятия, означающие транспорт специального назначения;
      5) квалификация – степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций;
уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      6) квалификационный справочник – квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
      7) уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      8) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      9) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
      10) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      11) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
      12) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
      13) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
      14) профессиональная подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
      15) профессиональная группа – совокупность профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
      16) опасный груз — груз, который в результате транспортного происшествия нанесет вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде;
      17) специализированные автотранспортные средства - автотранспортные средства, приспособленные для перевозки одного или нескольких видов однородных грузов и оборудованные различными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими сохранность грузов и механизацию или автоматизацию выполнения погрузочно-разгрузочных работ; к специализированным автотранспортным средствам также относится многоосный или многоколесный подвижной состав для перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивающий соблюдение норм по предельно допустимым нагрузкам на ось и сохранность автомобильных дорог, за счет равномерного распределения веса по осям;
      18) отрасль – совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих.
      3. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
      1) НРК - национальная рамка квалификаций;
      2) НСК - национальная система квалификаций;
      3) ОРК - отраслевая рамка квалификаций;
      4) ПС - профессиональный стандарт;
      5) КС - квалификационный справочник.

2. Паспорт профессионального стандарта

      4. Наименование профессионального стандарта: Техническая эксплуатация специальных и специализированных автотранспортных средств.
      5. Цель разработки профессионального стандарта: унификация и установление единых требований к содержанию профессиональной деятельности, определение четких критериев к уровню квалификации к специалистам в сфере технической эксплуатации специальных и специализированных автотранспортных средств.
      6. Краткое описание профессионального стандарта: организация и обеспечение безопасной эксплуатации специальных и специализированных автотранспортных средств.
      7. Основная группа: транспорт
      Профессиональная группа: содержание и ремонт транспортной инфраструктуры.

3. Карточки профессий

      8. Перечень профессий:
      инженер по технической эксплуатации спецавтотранспорта, 5 уровень квалификации по ОРК.
      Карточка профессии приводится в приложении к настоящему профессиональному стандарту.

Приложение                 
к профессиональному стандарту       
«Техническая эксплуатация специальных и  
специализированных автотранспортных средств»

                       Карточки профессий

КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Инженер по технической эксплуатации спецавтотранспорта»

Код профессии

2145

Наименование профессии

Инженер по технической эксплуатации спецавтотранспорта

Уровень квалификации по ОРК

5

Уровень квалификации по КС

4

Уровень профессионального образования

Высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности.

Трудовые функции

1) Руководство процессом технической эксплуатации спецавтотранспорта с сохранением заданных характеристик на протяжении установленных ресурсов и сроков службы

Трудовая функция 1
 
 
Руководство процессом технической эксплуатации спецавтотранспорта с сохранением заданных характеристик на протяжении установленных ресурсов и сроков службы

Умения и навыки:

1. Умение оценивать техническое состояние спецоборудования автомобилей, производить необходимый вид ремонта для устранения отказов и неисправностей.
2. Умение обеспечить укомплектованность специальных автотранспортных средств исправным специальным оборудованием согласно требованиям технических условий заводов-изготовителей, а также действующим инструкциям по эксплуатации.
3. Составление планов технического обслуживания и ремонта специального оборудования и другой документации по специальным автотранспортным средствам.
4. Организация мероприятий по выполнению требований безопасности труда и пожарной безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте спецоборудования.
5. Проведение технической учебы с личным составом службы спецтранспорта по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту спецавтотранспорта.
6. Организация мероприятий по подготовке спецавтотранспорта и производственных помещений к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний период.
7. Руководство внедрением в эксплуатацию нового специального оборудования с проведением опробования всех узлов и агрегатов с помощью контрольно-измерительных приборов, показания которых должны соответствовать эксплуатационно-технической характеристике того или иного узла или агрегата.
8. Контроль правильности хранения специального оборудования автомобилей, своевременности отбраковки и отправки в ремонт неисправных автомобилей.
9. Анализ затрат на техническое обслуживание специальных автотранспортных средств и принятие мер по их снижению.


Знания:
1. Правила технической эксплуатации автотранспортных средств, утверждаемые уполномоченным органом согласно подпункту 23-10) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» и иные нормативно-правовые акты Республики Казахстан, регламентирующие деятельность службы специального и специализированного автотранспорта.
2. Принципы работы, технические характеристики и конструктивные особенности специального оборудования автомобилей.
3. Особенности конструкции, правила технической эксплуатации, основы ремонта и технического обслуживания спецоборудования специальных автотранспортных средств.
4. Особенности эксплуатации, установленные ограничения использования спецавтотранспорта в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также в особых случаях.
5. Основы трудового законодательства Республики Казахстан.
6. Правила и требования охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

Требования к личностным компетенциям

Личная организованность.
Техническое мышление.
Принятие самостоятельных решений.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК



Технические данные Профессионального стандарта

Разработано

Товарищество с ограниченной ответственностью «Компания системных исследований «Фактор»

Номер версии и год выпуска

Версия 1, 2014 год

Дата ориентировочного пересмотра

2017 год