Об утверждении Правил ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республике Казахстан

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 декабря 2014 года № 159. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 января 2015 года № 10148.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республике Казахстан.

      2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Айтмухаметову К.К.) обеспечить в установленном законодательством порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) официальное опубликование настоящего приказа в информационно-правовой системе "Әділет" и в средствах массовой информации;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра национальной экономики Республики Казахстан Ускенбаева К.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

Е. Досаев


  Утверждены
приказом Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 23 декабря 2014 года № 159

Правила
ведения мониторинга земель и пользования его данными
в Республике Казахстан

      1. Настоящие Правила ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республике Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года и определяют порядок ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республике Казахстан.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) деградация земель – совокупность процессов, приводящих к изменению функций земли как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее состояния, снижению природно-хозяйственной значимости;

      2) мониторинг земель – система базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса, проводимых в целях государственного контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

      3) ключевой участок – типичный участок местности, с необходимой достоверностью отражающий состав и характер растительности и почв, их связь с природными условиями определенного ландшафта;

      4) полигон – территория различной конфигурации, характеризующая определенные виды ландшафтов (пески, предгорные равнины, горы);

      5) стационарный пункт – земельный участок, который организуется с целью постоянных долговременных (на срок более 10 (десяти) лет) наблюдений за состоянием растительного и почвенного покрова в различных природно-климатических зонах, провинциях, высотных поясах.

      Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      3. Исключен приказом Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Структура мониторинга земель определяется основным целевым назначением земель и территориальным охватом.

      5. Мониторинг проводится с учетом особенностей целевого назначения земель и подразделяется на подсистемы, соответствующие категориям земель:

      мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

      мониторинг земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

      мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения;

      мониторинг земель особо охраняемых природных территорий, земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

      мониторинг земель лесного фонда;

      мониторинг земель водного фонда;

      мониторинг земель запаса.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный и локальный мониторинг земель:

      республиканский - охватывает всю территорию Республики Казахстан;

      региональный - охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными, экономическими и иными границами;

      локальный - ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных земельных участков и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

      В зависимости от сроков и периодичности проведения мониторинга земель осуществляются следующие группы наблюдения за состоянием земель:

      базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель);

      оперативные (фиксирующие текущие изменения);

      периодические (через год и более).

      7. Мониторинг земель включает работы по:

      выполнению систематических наблюдений, изысканий, съемок, обследований (переобследований и корректировок);

      проведению анализа и оценки состояния земель;

      разработке рекомендаций по регулированию антропогенных воздействий на плодородие земель;

      разработке прогноза качественного состояния земель на определенный период времени;

      организации банка данных о земле.

      8. Оценка состояния земель выполняется путем анализа проводимых наблюдений (периодических, сезонных, суточных), изучения направленности и интенсивности изменений в сравнении полученных показателей с нормативными.

      9. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, рекомендации и научные прогнозы с приложением к ним тематических карт, диаграмм, таблиц, характеризующих динамику, направленность и интенсивность развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

      10. Мониторинг земель ведется по единой системе на всей территории Республики Казахстан Государственной корпорацией "Правительство для граждан".

      Мониторинг земель в приоритетном порядке осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, где проявлены процессы, связанные с:

      1) изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, дегумификация почв, снижение элементов питания, осолонцование, заболачивание, переувлажнение и подтопление);

      2) изменением состояния растительного покрова природных кормовых угодий.

      Организацию ведения мониторинга земель осуществляет ведомство центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Ведение мониторинга земель осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

      12. Для проведения мониторинга земель определяется территориально-зональная сеть пунктов наблюдений за состоянием земель.

      13. Территориально-зональная сеть мониторинга включает стационарные и полустационарные пункты наблюдения за состоянием земель.

      Стационарные пункты наблюдений создаются для систематического получения информации о состоянии земель с заданной полнотой и точностью. К таким пунктам относятся стационарные площадки, ключевые участки и полигоны.

      Полустационарные пункты наблюдений (полустационарные площадки, профиль) организуются в зависимости от конкретных условий и целей работы. Наблюдения на них проводятся периодически с интервалами в 3, 5, 10 и более лет.

      14. Уровень мониторинга определяется программой проводимых наблюдений за состоянием земель на наблюдательных пунктах.

      15. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанных на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.

      16. Источниками информации для мониторинга земель служат результаты систематических наблюдений, наземных съемок, обследований, инвентаризаций, материалы государственного контроля за использованием и охраной земель, архивные данные, данные дистанционного зондирования земель, сведения, полученные из государственных информационных систем и электронных информационных ресурсов, а также другие сведения о качественном состоянии земель.

      Сноска. Пункт 16 - в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. Съемки и наблюдения с космических носителей выполняются для получения характеристик состояния земель на республиканском и региональном уровнях.

      Наземные наблюдения, изыскания, обследования и съемки проводятся по всем категориям земель с использованием стационарных и полустационарных площадок, ключевых участков, полигонов и профилей.

      18. Результаты мониторинга земель оформляются в виде отчетов, таблиц, карт и картограмм как на бумажных носителях, так и с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации.

      19. Документации по мониторингу земель включают базовые и отчетные документы.

      В базовых документах фиксируется исходное (фоновое) состояние регионального объекта или земельного участка. К базовым документам относятся исходные тематические карты состояния земель, картографические материалы и собранные сведения о качественном состоянии земель.

      Отчетными документами являются унифицированные формы, таблицы с отражением в них фиксируемого изменения состояния земель.

      20. Сведения, содержащиеся на планах (чертежах) земельных участков, отнесенные к государственной тайне, используются и хранятся в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 марта 1999 года "О государственных секретах".

      Сноска. Пункт 20 - в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 21.02.2020 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. Пользователями данных по мониторингу земель являются:

      центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды для ведения сводного банка данных - по вопросам ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, проведения контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды, разработке природоохранных мероприятий между государственными органами;

      государственные, местные исполнительные и представительные органы - по вопросам планирования развития территорий, зонирования земель, разработки программ по рациональному использованию природных ресурсов, градостроительного кадастра, другим вопросам, связанным с управлением земельными ресурсами;

      иные физические и юридические лица.

      22. Пользование данными мониторинга земель осуществляется в форме ознакомления и (или) получения стандартно оформленных на бумажных или магнитных носителях документов, а также непосредственно санкционированного доступа к банку данных с применением технических телекоммуникационных средств связи.

      23. Данные мониторинга земель, не содержащие государственных секретов и иных ограничений, являются общедоступными и представляются заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе.

      Представление данных мониторинга земель в государственные органы осуществляется на бесплатной основе, за счет предусмотренных на эти цели бюджетных средств.