Оглавление

Об утверждении профессионального стандарта "Бортовое обслуживание"

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 20 ноября 2013 года № 914. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 декабря 2013 года № 8991. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 853.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 09.12.2016 г. № 853 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Обслуживание воздушного движения».
      2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
      4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    А. Жумагалиев

      «СОГЛАСОВАН»:
      И.о. Министра труда и социальной
      защиты населения
      Республики Казахстан
      ___________ К. Абсаттаров
      4 ноября 2013 года

Утвержден          
приказом Министра транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан
от 20 ноября 2013 года № 911  

Профессиональный стандарт
«Обслуживание воздушного движения»

1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт «Обслуживание воздушного движения» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Услуги в области воздушного транспорта» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
      1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
      2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
      3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
      2. Основными пользователями ПС являются:
      1) выпускники организаций образования, работники;
      2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
      3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
      4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
      3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
      4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
      1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
      2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
      4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
      5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
      6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
      7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
      8) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
      9) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
      10) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
      11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
      12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
      13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
      14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Паспорт ПС

      5. Паспорт ПС определяет следующее:
      1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
      Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) «52.23 Услуги в области воздушного транспорта»;
      2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
      обеспечение деятельности, относящейся к перевозкам воздушным транспортом, обеспечение управления аэропортами и воздушным движением;
      3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.

3. Карточки видов трудовой деятельности (профессий)

Параграф 1 «Диспетчер по обслуживанию воздушного движения»

      6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 3144 «Диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта»;
      3) возможные наименования должности (профессии): диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - обслуживание воздушного движения;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы «Диспетчера по обслуживанию воздушного движения» приложения 2 к настоящему ПС.

4. Перечень единиц ПС

      7. Перечень единиц ПС приведен в таблице 1 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.

5. Описание единиц ПС

      8. Описание единиц ПС приведено в приложении 4 к настоящему ПС.

6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС

      9. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
      10. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.

7. Разработчики, лист согласования, экспертиза и регистрация ПС

      11. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      12. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.

Приложение 1         
к Профессиональному стандарту 
«Обслуживание воздушного движения»

                 Виды трудовой деятельности (профессии)
                         по квалификационным уровням

№ п/п

Наименование
вида
деятельности

Наименование
профессии с
учетом
тенденций
рынка труда

Наименование
профессии
согласно
ГК РК 01-2005

Квалификационный
уровень ОРК

Разряд
по ЕТКС

1

Обслуживание воздушного движения

Диспетчер по обслуживанию воздушного движения

3144 Диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта

5

-

      Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

Приложение 2         
к Профессиональному стандарту 
«Обслуживание воздушного движения»

Таблица 1

     Возможные места работы по профессии. Требования к условиям
   труда, образованию и опыту работы диспетчера по обслуживанию
                           воздушного движения

Возможные места работы по
профессии (организации)

Авиационная отрасль

Вредные и опасные условия труда

Шумы от работы механических и электрических элементов, запусков и опробования авиационных двигателей на различных режимах, превышающие нормы, установленные нормативными документами. Интенсивное движение обычного и специального авиационного транспорта на территории аэродрома. Работа в условиях повышенного уровня электромагнитного поля от источников СВЧ излучения, установленных в наземном радиолокационном оборудовании и самолетном бортовом оборудовании. Работа в ночное время. Работа в условиях коммерческого давления к выполнению расписания полетов ВС с одновременными требованиями по поддержанию высокого уровня безопасности полетов ВС.

Особые условия допуска к работе

Возраст – не моложе 21 года.
Наличие действующего медицинского заключения третьего класса;
наличие одной из квалификационной отметки (допуска) из нижеперечисленных:
1) диспетчерский пункт брифинг (наличие действующего медицинского заключения третьего класса не требуется);
2) диспетчерский пункт руления;
3) стартовый диспетчерский пункт;
4) диспетчерский пункт вышка;
5) диспетчерский пункт круга;
6) диспетчерский пункт подхода;
7) местный диспетчерский пункт;
8) районный диспетчерский пункт (центр);
9) диспетчера - инструктора;
10) старшего диспетчера;
11) руководителя полетов;
12) диспетчер планирования, контроля и координации воздушного движения (наличие действующего медицинского заключения третьего класса не требуется);
13) начальник смены Главного центра планирования воздушного движения

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень
профессионального
образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Высшее профессиональное образование

Практическое управление воздушным движением под контролем аттестованного диспетчера обслуживания воздушного движения - не менее 3 месяцев

      Примечание: ВС – воздушное судно.

Приложение 3         
к Профессиональному стандарту 
«Обслуживание воздушного движения»

Перечень единиц ПС

Таблица 1

                Вид трудовой деятельности (профессии)
          «Диспетчер по обслуживанию воздушного движения»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Обслуживание воздушного движения

      Примечание: Ф – функция.

Приложение 4          
к Профессиональному стандарту 
«Обслуживание воздушного движения»

Описание единиц ПС

Таблица 1

                Вид трудовой деятельности (профессии)
           «Диспетчер по обслуживанию воздушного движения»

Шифр

Предметы труда

Средства труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф 1

Документы аэронавигационной информации.
Средства отображения метеоинформации, метеорологическое обеспечение полетов

Навигационные средства связи, навигационная система ВС.
Метеорологические данные

З 1-1 Обслуживание воздушного движения

Навыки обслуживания воздушного движения в соответствии с технологией работы.
Навыки владения требованиями и фразеологией радиообмена при обслуживании воздушного движения.
Навыки анализа воздушной и метеорологической обстановки.
Навыки правильного использования средств радиотехнического обеспечения полетов и связи в процессе работы.
Навыки взаимодействия со смежными диспетчерскими пунктами, службами и органами, обеспечивающими и контролирующими полеты ВС.
Навыки своевременного информирования соответствующих служб для оказания помощи ВС, терпящим бедствие на аэродроме и (или) в районе ответственности.
Умение вести радиосвязь на языке, используемом в радиотелефонной связи.
Умение пользоваться документами аэронавигационной информации, изданными на языке, используемом в радиотелефонной связи.

Знание основных положений Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»: общие положения, использование воздушного пространства, состав авиации Республики Казахстан, классификация аэродромов, классификация воздушных судов, воздушное движение.
Знание структуры воздушного пространства Республики Казахстан.
Знание обслуживания воздушного движения, эшелонирование.
Знание требований полетов по воздушным трассам, местным воздушным линиям и маршрутам вне воздушных трасс и местных воздушных линий.
Знание перелета государственной границы Республики Казахстан, приграничной полосы и особенностей выполнения полетов в ней.
Знание методов контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан.
Знание порядка подачи планов полетов и заявок на использование воздушного пространства, сообщений о движении воздушных судов.
Знание порядка разработки и установления временных режимов и кратковременных ограничений на использование воздушного пространства.
Знание Постановления Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года № 103 «Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан»: определения, общие положения, обеспечение полетов воздушных судов, полеты воздушных судов (основные требования, выполнение полетов, полеты в особых условиях, особые случаи в полете), поиск и спасание; перечень сигналов бедствия и срочности, порядок передачи сигнала и сообщения о бедствии; перехват гражданских воздушных судов.
Знание основ воздушной навигации: курсы полета, путевые углы, азимут (пеленг, курсовой угол), навигационный треугольник скоростей и его элементы; скорости полета, высоты полета и расчет безопасных высот полета, решение задач воздушной навигации связанных с обслуживанием воздушного движения (далее ОВД).
Знание авиационных происшествий, связанных с ОВД:
обстоятельства причины, недостатки и рекомендации по результатам расследования авиационных событий, общие положения, определения, классификация и оповещения об авиационных событиях.
Знание организации и обслуживания воздушного движения: нормативные правовые акты, регулирующие выполнение полетов, в части касающихся ОВД, определения и общих положений, службы обслуживания воздушного движения и организации ее работы, организации воздушного пространства, планирования воздушного движения и организации потоков, полетно-информационное обслуживание, служба аварийного оповещения, обслуживание на основе наблюдения, технология работы диспетчера обслуживания воздушного движения (подготовка к дежурству и прием дежурства, рубежи передачи обслуживания воздушного движения, обслуживания воздушного движения при полетах в особых условиях и особых случаях в полете).
Знание требований фразеологии радиообмена при выполнении полетов и обслуживании воздушного движения: общие требования радиообмена, фразеология радиообмена при использовании радиовещательной передачи, требования аварийной и срочной связи, обмен информацией между диспетчерскими пунктами обслуживания воздушного движения.
Знание авиационной метеорологии: основные теоретические вопросы авиационной метеорологии, основные положения документов, регламентирующие метеообеспечение авиации, метеорологические наблюдения и сводки, наблюдения и донесения с борта воздушных судов, прогнозы погоды, предупреждения об опасных метеорологических условиях и явлениях погоды; авиационные карты погоды, обеспечение метеоинформацией экипажей ВС находящихся в воздухе.
Знание применяемых радиотехнических средств обеспечения полетов и авиационной электросвязи: тактико-технические характеристики радиолокационного, радионавигационного оборудования и средств авиационной электросвязи, размещение и принцип работы радиолокационного, радионавигационного оборудования.
Знание возможностей и ограничений человека применительно к ОВД: влияние человеческого фактора при ОВД, принципы контроля факторов угрозы и ошибок, угрозы, возникающие вне сферы влияния диспетчера управления воздушным движением, ожидаемые или внезапные угрозы.
Знание основ аэродинамики, летно-технической характеристики воздушного судна: основные геометрические данные воздушного судна, основные аэродинамические характеристики воздушного судна, механизация крыла воздушного судна, влияние атмосферных условий на аэродинамические характеристики воздушного судна.
Знание генерального плана аэродрома, физических характеристик, структуры воздушного пространства, применяемые требования, процедуры и источники информации, аэронавигационных средств, средств радиотехнического обеспечения полетов и связи и их использования, рельефа местности и характерные наземные ориентиры, характерных особенностей воздушного движения, особых случаев и условий в полете, планов действий в аварийной обстановке и поисково-спасательных операциях.

Приложение 5         
к Профессиональному стандарту 
«Обслуживание воздушного движения»

                          Лист согласования

Название организации

Дата согласования

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан


Настоящий ПС зарегистрирован _______________________________________
Внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. № _________________
Письмо (протокол) № ___________            Дата ____________________